Во все времена людей будоражат самые разнообразные чувства – злоба, жалость, ненависть, сочувствие, презрение, уважение и, конечно же, любовь! Любовь воспевают в стихах и прозе, любовь толкает людей на преступления, во имя любви совершаются подвиги. Да, и в наш век суеты можно отыскать время на подвиги ради своих возлюбленных.
Все люди знают о любви, испытывали это чувство, но никто с уверенностью не может сказать, откуда оно берется, почему вдруг люди влюбляются. И куда уходит, бесследно исчезает чувство влюбленности? Проходит время, и чувства меняются, перерождаются во что-то более глубокое или исчезают без следа… Но сейчас вы влюблены, вы счастливы, мир озаряется ярким солнечным светом и кажется, что прекрасней мгновения нет. Вы правы, влюбленность – самое радостное, светлое время взаимоотношений, чувство полета!
Жизнь любит нам преподносить сюрпризы и загадывать загадки. Да и люди не прочь их разгадывать. С помощью загадок можно многое узнать друг о друге, провести веселый вечер в компании, разбавить загадками практически любое торжество.
Во-первых, неразлучные влюбленные не так много знают друг о друге и отгадывание загадок поможет им в веселой форме раскрыть характер другого человека. Например, это могут быть самые простейшие вопросы типа «Когда у Н день рождения? Как зовут собаку К? В какой день недели познакомились Н и К? Какие любимые цветы у Н? Что предпочитает носить К, туфли или кроссовки?» Казалось бы, это такие повседневные мелочи, но они могут много значить для любящих людей и о многом рассказать.
«- Так что же мне у нее выяснять? Может, мне порасспрашивать о её детстве?
- Для начала можно… Но потом спроси о четырёх вещах: о её любовниках, её самом большом страхе, самом большом желании и худшем дне в жизни.» (Джеффри Форд. Портрет миссис Шарбрук) (с)
Во-вторых, в ненастный вечер можно, уютно устроившись в гостиной, при свете торшера, провести викторину для влюбленных. Особенно, если у вас есть влюбленные пары среди знакомых. Приведу несколько примеров загадок, вполне подходящих для подобного мероприятия.
Такого плана загадки можно придумать и самим, ориентируясь на характер своих знакомых, можно адаптировать загадки под определенный день праздника, фантазия в этом вопросе безгранична.
Любовь – бывает разной, но всегда она прекрасна, она украшает любого человека. Любите и будьте любимы, и пусть жизнь не задает вам сложных загадок!
Вопрос посетителя:
Отгадайте загадку.
Влюбленные парень и девушка гуляли на природе и подошли к краю страшного, крутого обрыва. Этот обрыв был такой глубокий, что с трудом можно было разглядеть его дно. Девушка посмотрела вниз, потом на юношу и казала: "Ты много раз клялся мне в любви, говорил, что готов отдать за меня жизнь, так вот, если ты действительно меня любишь, то прыгни с обрыва вниз!" Что делать: отказаться прыгать - потеряешь любимую, прыгнешь - погибнешь сам? Тогда парень подошел к самому краю обрыва, посмотрел на девушку долгим, влюбленным взглядом и произнес только ОДНО слово. Услышав его, девушка подошла, поцеловала юношу и они вместе ушли от этого страшного места. Вопрос: что сказал юноша девушке? Не забывайте, что по условию загадки это только ОДНО слово, услышав которое девушка сразу поверила юноше.
Любовь – это уже загадка, она приходит нежданно и уносит человека в волшебный край восторга и страданий, душевных мук и страсти волшебства!
Загадки про любовь (с ответами)
Оно приходит к человеку вновь и вновь….
Красивое чувство, зовется…. (Любовь).
Бывает женским именем и нежным чувством
Для многих – Муза, вдохновение, искусство. (Любовь).
Меня рисуют в виде сердца
Не всем я открываю дверцу
Ко мне уж многие стучались
И очень больно обжигались. (Неразделенная любовь).
Продолжение. . .
Интересные -
Любовь – это уже загадка, она приходит нежданно и уносит человека в волшебный край восторга и страданий, душевных мук и страсти волшебства!
Оно приходит к человеку вновь и вновь….
Красивое чувство, зовется…. (Любовь).
Бывает женским именем и нежным чувством
Для многих – Муза, вдохновение, искусство. (Любовь).
Меня рисуют в виде сердца
Не всем я открываю дверцу
Ко мне уж многие стучались
И очень больно обжигались. (Неразделенная любовь).
Love - it is a mystery, it comes suddenly and carries the person into a magical region of delight and suffering, mental anguish and passion of magic!
It comes to the man again and again ....
Beautiful feeling called .... (Love).
Sometimes a woman"s name and tender feeling
For many - muse, inspiration, art. (Love).
I draw a heart
Not everyone I open the door
To me too many knock
And very painful fired. (Unrequited love).
Любов - це вже загадка, вона приходить несподівано і забирає людини в чарівний край захоплення і страждань, душевних мук і пристрасті чарівництва!
Воно приходить до людини знову і знову....
Красиве почуття, зветься.... (Кохання).
Буває жіночим ім"ям і ніжним почуттям
Для багатьох - Муза, натхнення, мистецтво. (Кохання).
Мене малюють у вигляді серця
Не всім я відкриваю дверцята
До мене вже багато стукали
І дуже боляче обпікалися. (Нерозділена любов).
Как живется вам с другою,
Проще ведь? – Удар весла!
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове…
Я вспоминал эти строки Марины Цветаевой в тот исчезнувший во времени вечер, когда шел к нему.
В те дни в журнале «Новый мир» была напечатана «Повесть о Сонечке», и телефоны в Москве были буквально раскалены. Интеллигентные люди, которые тогда имели привычку читать «Новый мир», звонили друг другу…
Помню, как я читал повесть – пугающее извержение любви, казавшееся столь странным в семидесятых – в пуританское, «торжественно-глухое» время. И все вспоминал, как в чьих-то мемуарах прочел забавное: Марина (тогда еще для всех – Марина, ей шестнадцать) лежит в Коктебеле на раскаленном пляже. Там часто находили сердолики с тайным розово-голубым огнем…
И Марина кокетливо говорит поэту Волошину:
– Я полюблю того, кто принесет мне самый прекрасный камень.
– О нет, все будет иначе, девочка, – печально отвечает Волошин. – Ты сначала его полюбишь, потом он принесет тебе булыжник, вложит в руку, и ты скажешь: «Какой прекрасный камень!»
Это и стало странным эпиграфом к жизни Марины.
Ее любовь пугала. Мужчины боятся чрезмерности любви.
Она заблудилась в нашем опасном и скучном столетии.
В «Повести о Сонечке» есть очаровательная фраза – как хорошо было жить в XVIII веке, когда женщины думали не об идеях – о поцелуях. И восхитительное описание плача женщины, плача – священного обряда: глаза-виноградины, блестят слезами, они излучают такой жар, что слезы эти не успевают вылиться из глаз. Сила страсти столь пламенна, что слезы иссыхают уже там – в глазах-виноградинах… И, исчерпав все возможности описать этот плач, Марина заключает: она плакала по-моцартовски.
Божественность Плача Женщины… Божественность Женщины… «Повесть о Сонечке» – мечта о Галантном веке:
Плащ Казановы, плащ Лозэна,
Антуанетты домино…
Но все телефонные звонки, которыми обменивались в тот баснословный вечер, были связаны, увы, не с великолепием самой повести.
В повести была заключена сенсация. Я даже сказал бы – скандал. Дело в том, что персонажи, описанные Мариной, существовали в действительности.
Сюжет повести: любовь героини к некоему Юрочке, актеру и режиссеру. Любовь безумная – любовь из стихов Марины.
Героиней повести была Сонечка Голлидэй, маленькая актриса Вахтанговской студии. Она давно умерла, канула в Лету, но осталась навсегда в Маринином повествовании – неземная принцесса, описанная со страстью – почти подозрительной страстью…
Что же касается Юрочки – предмета Сонечкиной любви, – тут сарказм и ярость. И тоже – подозрительные…
Красавец Юрочка. Марина пишет об этом «ангельском подобии», о его росте – «нечеловеческом», о бесконечном торсе, увенчанном божественной античной головой… О фантастическом хороводе женщин вокруг их бога-Юрочки… Как все они (вместе с Сонечкой) стремятся проникнуть в его сердце… Тщетно!
– Юрочка у нас никого не любит, – говорит его старая нянечка. – Отродясь никого не любил, кроме сестры Верочки да меня, няньки…
(-И себя в зеркале, – зло добавляет Марина.)
– Прохладный он у нас, – ласково говорит нянечка. Этот «прохладный Юрочка» в семидесятых годах продолжал жить! Более того, его имя было известно всей Москве и всей стране. Сколько театральных легенд было вокруг этого имени!
Во всех книгах по истории театра вы прочтете, как блистательно он играл графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». А какой он был Калаф в легендарной «Турандот»! Как неправдоподобно хорош!
Но все это прошло. Давным-давно прошло… А тогда, в семидесятых, Юрочка был величественным патриархом, Главным режиссером театра имени Моссовета, лауреатом всех возможных и невозможных премий, Героем Социалистического Труда и прочее, и прочее…
Юрий Александрович Завадский.
В те дни в его театре репетировалась моя пьеса. И вот поздним вечером я шел к нему поговорить об этой пьесе.
На самом деле я шел к нему с понятным садизмом – посмотреть, как чувствует себя старый баловень судьбы, которому внезапно дала пощечину истлевшая женская рука.
Я пришел в тот поздний час, когда все нормальные люди спят, но «люди этого круга» только начинают жить. Он сам открыл мне дверь – очередная старая нянечка спала. Как он был хорош в проеме двери – все то же «ангельское подобие»! И хотя он был уже совсем стариком, у него была абсолютно молодая, даже какая-то детская кожа. И величественная, совершенно голая голова римского сенатора…
Он провел меня в комнату. Мы сели, и я сразу увидел на столе «Новый мир». Он оценил мой взгляд, после чего спросил что-то о пьесе. Я начал отвечать, но уже через три минуты понял: ему скучно.
Все это время мы оба не отрывали взгляда от журнала. И вдруг он спросил:
– Вы давно читали «Евгения Онегина»?
Я был горд ответить: знаю «Онегина» наизусть.
– Ах, – воскликнул он, – какая удача! Вы знаете его наизусть – и я тоже! Мне на днях предложили прочесть его на радио… Хотите, поиграем в небольшую игру? Возьмем нечто малоизвестное из «Евгения Онегина»… ну скажем, путешествие Онегина в Одессу. Вы и его знаете наизусть? Великолепно! Тогда давайте читать на два голоса. Я начну, а вы будете продолжать… А можно и наоборот – вы начинайте.
Одессу звучными стихами
Наш друг Туманский описал,
Но он пристрастными глазами
В то время на нее взирал.
Приехав, он прямым поэтом
Пошел бродить с своим лорнетом
Один над морем – и потом
Очаровательным пером
Сады одесские прославил…
– Стоп! – сказал он и продолжил:
…Все хорошо, но дело в том,
Что степь нагая там кругом;
Кой-где недавний труд заставил
Младые ветви в знойный день
Давать насильственную тень…
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам