Закаливание детей воздухом, солнцем и водой – с чего начать и как правильно действовать? Учимся правильно закаливать своего ребенка

Как бы хотелось, чтобы наши детки не болели, тогда бы может закаливание детей дома нам не понадобилось, вполне хватило бы обычных прогулок. Но, к сожалению, статистика не радует. Поэтому мы, родители, изначально находимся в ответе за здоровье - физическое воспитание своего ребенка.

Домашнее закаливание детей дошкольного возраста.

Запомните ваш позитив передастся ребенку, сделайте это мероприяти игрой, ваш карапуз подхватит инициативу.

Правила закаливания детей дома.

  1. Рание закаливающие мероприятия - самые эффективные. Не откладывая на завтра, не теряя времени начать надо прямо сейчас. Если мамочка начнет это с грудного возраста, то это поможет ей избежать многих проблем со здоровьем ребенка дальше.
  2. Систематичность закаливания очень важна, не зависимо от того, какой способ вы выбираете.
  3. Постепенное увеличение продолжительности закаливающих процедур. Никаких скачков: раз два дня не заболел, можно пару минут лишних добавить. Нет - нет. Эта пару минут может оказаться критической, будете лечить уже, а не проводить закалку ребенка. А потом придется все начать заново. Вам оно надо?
  4. Позитивные эмоции, превосходное настроение -залог успеха, если малыш капризничает, не насилуйте его.
  5. Наверное, самый трудный пункт для многих родителей: все должно подкрепляться собственным примером.
  6. Комплексные занятия физкультурой, массаж + закаливающие мероприятия дадут более ощутимый эффект.
  7. Начинаем процедуры только со здоровым малышом, когда нет стрессовых ситуаций, не режутся зубки, карапуз не пошел в садик.
  8. Никакого переохлаждения. Это относится к прыжкам в сугроб, выбору одежды на прохладную погоду.
  9. Перегревание так же опасно, есть вероятность вспотеть, быть простуженным, поскольку чадо будет стаскивать с себя одежду или гулять сырым.
  10. Согрейте Ручки и ножки растираем, только потом приступайте к процедурам.

Постоянные закаливающие мероприятия укрепят здоровье ребенка, поднимут ему настроение, вам только необходимо правильно выбрать необходимый способ.

Оздоровительная работа или закаливание детей дома.

Если сейчас взять хоть одно советское пособие по закалке, можно искренне посмеяться над имеющимися советами. Такой закалкой можно только подцепить один из , проявляющихся в разных . Купание с 36-40°С спускали до 35°С, каждую неделю понижали на 1 °С, причем малышок успевал простыть, температура + . Закалка откладывалась, потом начиналось все заново. Мероприятия растянутые по времени не незнамо на сколько, пользы приносило мало. Сейчас же уже в рекомендациях по купанию детей многие пишут оптимальную температуру-30-28°С.

Родители - радикалы этого естественно не принимали и круглый год погружали малышей в естественные водоемы, проруби; дома на них были только трусики и майки. Понятно, что казусы были разные: выдерживали немногие, остальные болели и мамы с папами "ломались", натягивая им теплые штаны и кофточку и наглухо закрыв все форточки. Благо дело, таких родителей было не много, все как-то больше вообще без закаливания обходились. Вот и выросли такие детки, стали сами родителями и знаний в закаливании у них "0,0". Специалисты просто настаивают, что приступать к закаливанию надо совместно, иначе:

  • вам это самим быстро надоест;
  • это более походит на садизм: мама ежится, говорит, что не переносит холодной воды, а надрывающееся чадо упорно поливает ледяной водой;
  • это не принесет пользы, ведь мама считает, что закаливающие процедуры - это только обливание водой, после чего одевает ребенку две кофты дома, не открывает ни единой форточки.

Методы закаливания детей в домашних условиях.

Золотая середина закаливания.

В любом случае, при проведении закаливания детей дома, нужно придерживаться здравого смысла. Если карапуз плачет, ему не комфортно, ну не заставляйте его при 20 градусах дома ходить в трусиках, босиком. Запомните, любые мероприятия по закаливающим процедурам должны быть согласованы с лечащим педиатром, чтобы он знал от чего вас "спасать", если что.)))

Если вы не знаете как начать закаливание.

  • Проветривание помещений . Застойный воздух - скопление микроорганизмов + микробов, устройте им "перелет" на улицу. Боитесь открывать, когда рядом кроха, делайте это на ночь и отправляясь на прогулку.
  • Отложите тапочки в сторону . некоторые дети просто обожают бегать босиком- вот пускай бегают, не настаивайте, чтобы натянули носки с тапками.
  • Убираем лишнюю одежду . Наверное, помните правило, собираясь гулять с ребенком, который сидит в коляске-наденьте на 1 слой одежды более, чем у вас. Не делайте этого. Знаю людей, которые в прохладную погоду выгуливали малыша в комбезе с короткими руками, штанинами. Не разу не заболел. Вот так.
  • Бегаем босиком на балкон . Для любителей экстрима, если на балконе есть сугроб (при незастекленных конструкциях) на пару секунд выйдите с ребенком туда босиком, потом снова в дом растирать ножки.
  • Плавание везде . Речки, озера, моря, бассейн - все имеют разную температуру, пользуйтесь этим.

Кстати, важный нюанс: закаливающие процедуры не проводят на ночь, это только взбудоражит малыша, он не уснет.

Проводите закаливание детей дома по всем правила, простуды вас не одолеют.

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов окружающей среды (холоду и жаре, изменениям влажности, ветру).
К сожалению, большинство родителей решают прибегнуть к закаливанию детей, после того, как понимают, что их любимое чадо начало часто болеть, и болезни все чаще затягиваются надолго. И возникает вопрос: как правильно закалять ребенка.

Ребенок рождается с уникальной способностью к адаптации к условиям окружающей среды. Он уже закаленный, и родителям нужно лишь укрепить его навыки. Но большинство из нас сразу же начинают оберегать младенца: открытые форточки закрыть, чтобы не замерз; укутать теплее; на улицу только когда тепло и так далее.

А если правильно организовать режим дня и окружающие условия, то и к закаливанию прибегать не придется.

Методы правильного закаливания ребенка

  1. Воздушные ванны . Лучше сочетать их проведение с массажем (у детей раннего возраста), гимнастикой, активными играми. Старшие дети могут принимать воздушные ванны в трусах, майках и легкой обуви. В последующем можно снять и майку.Для закаливания рекомендуется также ходьба босиком. Что так же благотворно влияет на формирование и укрепление свода стопы. Очень полезно ходить босиком по песку, траве, гравию.
  2. Солнечные ванны . Начинают закаливание с пребывания в тени деревьев, затем ребенку оголяют ноги и руки (местные солнечные ванны). В последующем чередуют игры в светотени с пребыванием под прямыми солнечными лучами в течение 5 минут. После того как появился загар, ребенка можно раздеть до трусов. Время пребывания под лучами увеличивают до 10 минут (общее время пребывания на солнце составляет 50 минут). При пребывании детей под лучами солнца, прямыми или рассеянными, на голове обязательно должен быть головной убор. Для предупреждения перегревания ребенка необходимо предлагать кипяченую воду во время прогулки. Проводить солнечные ванны лучше от 10 до 11 часов утра, когда активность солнце не выражена.Симптомы перегревания – потливость, покраснение лица. При их появлении ребенка нужно немедленно увести в тень, напоить водой, умыть.
  3. Водные процедуры (умывание, общая ванна, обтирание, обливание). Являются самым эффективным методом закаливания.Обтирание проводят с 2-х месяцев. Начинают с сухих обтираний (махровой варежкой растирают кожу да красноты) – 7 дней, после чего переходят к влажным обтираниям (температура воды 35 о С с последующим снижением ее на 1 о каждые 5 дней).Обливание проводят сначала при температуре воды 36 о С, затем постепенно снижают ее до 28 о С. При проведении процедуры большая часть поверхности тела окатывается водой одномоментно. Средний расход воды около 2-х литров.При обливании ног используют воду контрастных температур: теплая – холодная – теплая. Температуру горячей воды постепенно доводят до 40 о С, а холодной — до 18 о С.

Наиболее сильным методом закаливания среди водных процедур является купание в открытых водоемах, так как при этом происходит воздействие на организм и воды, и воздуха, и солнца. Перед купанием ребенка нужно разогреть подвижной игрой. Купание начинают при температуре воды не ниже 23 о С в течение 5-10 минут. В воде ребенок должен двигаться, старшие дети могут плавать. После купания ребенка необходимо вытереть досуха. Пребывание на солнце после этого недопустимо.

Симптомы переохлаждения – «гусиная» кожа, дрожание, учащение пульса. Если они появились, значит, температура воды слишком низкая или время пребывания в воде слишком длительное.

Закаливание детей не проводится во время острых заболеваний. Воздушные ванны и водные процедуры показаны всем детям, особенно ослабленным или выздоравливающим. Следует только учитывать состояние ребенка при выборе интенсивности закаливающих процедур. Под влиянием закаливания улучшается не только общее состояние ребенка, но и его аппетит, настроение, сон.

Принципы закаливания.

  • Сила воздействия увеличивается постепенно. Особенно необходимо выполнять это правило у детей раннего возраста. Скорость увеличения силы воздействия зависит от физического и эмоционального состояния ребенка. Так, например, нельзя резко снижать температуру воды.
  • Закаливающие процедуры необходимо применять последовательно. После привыкания ребенка к воздушным ваннам, менее сильно влияющим на организм, переходят к водным процедурам и солнечным ваннам. Последовательность водных процедур следующая: обтирание – обливание – купание в открытых водоемах.
  • Закаливающие процедуры необходимо проводить систематически. Это помогает закрепить действие закаливания. Лучше всего если эти процедуры будут составляющими режима дня. При легких заболеваниях без значимого ухудшения общего состояния применяют процедуры слабого действия. В холодное время года общее обливание можно заменить обливанием ног, общие воздушные ванны – частичным обнажением тела.
  • Сочетание закаливания с другими оздоравливающими мероприятиями. С этой целью можно использовать подвижные игры.
  • Реакция ребенка на закаливание должна быть положительной. Настроение ребенка при проведении закаливающих мероприятий должны быть хорошим. Немаловажна реакция ребенка и его настроение при проведении первой процедуры. Если ребенок спокоен, то впоследствии закаливание будет у него ассоциироваться с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру или отказаться от нее на некоторое время.

Закаливание детей раннего возраста — как начать

Начать закалять ребенка необходимо с рождения. Для этого необходимо выполнять следующие мероприятия:

  • Проветривание помещения и температурный режим в комнате .
  • Ежедневный сон на свежем воздухе . Если ребенок родился в теплое время года, то выходить с ним гулять можно сразу после выписки из роддома. В холодное время года новорожденного можно выносить на улицу с двух недель при температуре воздуха выше -5 о С, и при температуре выше -10 о С — с трех месяцев. Начинать прогулку можно с 15-20 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 1.5-2 часов с частотой 2-3 раза в день. Таким образом спать ребенок на свежем воздухе может при температуре от -15 о С до +30 о С.
  • Рациональная одежда . Не старайтесь надеть на ребенка много одежды. Дети, особенно новорожденные, чувствительны к окружающей температуре. И, излишне укутав ребенка, вы можете спровоцировать подъем температуры его тела и расценить это как болезнь. Проверить комфортно ли малышу можно по состоянию его шеи: если она мокрая, то ребенку жарко; если там тепло и сухо, значит все хорошо. Холодные ручки и ножки не всегда говорят о том, что ребенок замерз. У новорожденных и детей раннего возраста еще несовершенная нервная регуляция, и ножки и ручки могут быть прохладными именно поэтому, а не от того, что холодно.
  • Ежедневный массаж и физические упражнения . С рождения малыша нужно обязательно выкладывать на живот, изменять его положение во время сна в кроватке, не туго пеленать (во время бодрствования лучше вообще не пеленать).

Массаж начинают с месячного возраста, постепенно увеличивая объем массирующих движений. Проводить массаж лучше через 40 минут после еды. Ребенок при этом должен быть спокоен. Начинают массаж с ног, затем – руки, живот, грудь, спина, задняя поверхность ног. С 6-ти месяцев массаж заменяется гимнастикой.

Возраст Температура в помещении Воздушные ванны Водные процедуры (температура воды) Солнечные ванны
1-3 мес. 22 о С 5-6 минут вовремя пеленания и массажа Умывание — 28 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут)
3-6 мес. 20-22 о С 6-8 минут вовремя пеленания и массажа Умывание – 25-26 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С 5-6 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
6-12 мес. 20-22 о С 10-12 минут во время бодрствования, гимнастики Умывание – 20-24 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С До 10 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
1-3 года 19-20 о С При смене белья, гимнастике, умывании Умывание – 20 о С с постепенным снижением до 16-18 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34 о С дважды в неделю перед ночным сном 5-6 минут с постепенным увеличением времени до 10 минут под солнечными лучами летом 2-3 раза в день
Купать ребенка нужно сразу после выписки из роддома. До 6 месяцев купать ребенка необходимо каждый день, после 6 месяцев – через день. С года можно сократить частоту купания до 2 раз в неделю.

Таким образом, решение вопроса как закалять ребенка в каждом случае индивидуальное и зависит от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка, времени года и энтузиазма родителей. В любом случае важно помнить, что в процессе закаливания ребенка нет места экстриму: все закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и проводить постоянно.

Лучший способ защитить малыша от простуды и укрепить иммунитет - это закаливание. В современном мире еще не придумали средства более эффективного. Закаленному ребенку не страшны ни холод, ни ветер, ни резкий перепад температур.

  • не требует материальных затрат,
  • проводится в любое время,
  • не нуждается в специальных условиях,
  • не требует предварительной подготовки,
  • не занимает много времени,
  • доступно каждому,
  • не имеет возрастного ограничения.

Зачем нужно закаливание

Закаливание тренирует иммунную систему. Иначе говоря, это комплекс процедур, направленных на подготовку организма к резко меняющимся условиям внешней среды. Каким именно: сильный ветер, сквозняк, мороз, дождь. При закаливании повышается устойчивость иммунитета к микроорганизмам: бактериям и вирусам.

Закаленные дети реже болеют и гораздо легче переносят заболевания.

С какого возраста начинать закалять ребенка?

Закалять малыша начинают с первых дней появления на свет. Подмывая, купая, переодевая младенца, родители и не подозревают, что тем самым тренируют его терморегуляцию.

Нужно сказать, что ребенок появляется на свет уже подготовленным к внешним природным условиям. Но чересчур заботливые мамочки и бабушки нарушают эту естественную способность, чрезмерно кутая в одежки и опекая.

Чем раньше начать, тем лучше. Но это не значит, что если ребенку исполнилось три - пять годиков, то закаляться поздно. Начинать можно в любом возрасте. Соблюдая принципы и правила закаливания, вы добьетесь такого же результата, как если бы занимались с рождения.

Принципы закаливания

Часто, определяющим фактором закалять или нет ребенка, является психологическая неготовность родителей. Убирайте все страхи и сомнения. И вперед, к здоровому образу жизни!

  1. Хорошее настроение. Это важно! Закаливание принесет пользу, если малыш будет настроен позитивно. Лучший способ этого добиться - поиграть с ним.
  2. Регулярность. Процедуры нужно проводить постоянно. Перерывы ведут к ослаблению адаптационных механизмов. У малышей до года пропуск в 5-7 дней приводит к исчезновению эффекта.
  3. Постепенность. Увеличивать дозировку следует понемногу. Резкое изменение приводит организм в шоковое, стрессовое состояние.
  4. Индивидуальный подход. Если ребенок болен или после больничного, с закаливанием нужно подождать. Детей со слабым иммунитетом закаляют по индивидуальному графику, щадящему.
  5. Учет возрастных особенностей. Каждому возрасту соответствует ограничение по продолжительности закаливающих процедур и диапазон допустимых температур. Не переусердствуйте!

Закаливание воздухом

Самый доступный способ. Применяют с рождения. И первое, с чего нужно начать - перестать кутать младенца.

Снимаем лишнюю распашонку. Дополнительная одежда приводит к тому, что адаптивные механизмы ребенка ослабевают. Его организм привыкает к «тепличным условиям», и малейшее понижение температуры приводит к переохлаждению.

Регулярное проветривание. Проводят с момента рождения. Летом форточки должны быть открыты постоянно. Сквозняки не допускаются. для малыша +20-+22°С.

В холодное время года комнаты проветривают по 15 минут 5-6 раз в день. Делают это в отсутствие ребенка. Лучший эффект дает сквозное проветривание.

Воздушные ванны. Проводят с первых дней появления на свет. При переодевании новорожденного малыша оставляют на 2-3 минуты голышом. Раз в две недели увеличивают время на 1-2 минуты. К полугоду допустимо 10 минут. После шести месяцев время увеличивают до 15 минут. Воздушные ванны делают 2-3 раза в день при комнатной температуре.

Различают ванны теплые (+20°С), прохладные (+17-+ 19°С) и холодные (+15°С).

  • 0-3 года применяют теплые,
  • 3-4 года делают прохладные,
  • 5-6 лет допускается применение холодных ванн.

Данная процедура проводится в сочетании с физической нагрузкой. Новорожденным деткам мама делает зарядку или массаж. С детьми постарше желательно поиграть (например, в мячик), сделать несложные упражнения или дать возможность подвигаться (попрыгать, побегать).

Прогулки. При хорошей погоде гуляют после выписки из роддома. Летом от 20 минут и более. Места для прогулок лучше выбирать вдали от проезжей части. Если есть возможность, гуляйте на природе: в лесу, на полянке, в тени аллеи.


Осенью, зимой, холодной весной в безветренную погоду гулять начинают от 15 минут, постепенно увеличивая время до 1-1,5 часа. Грудным детям допускаются прогулки не ниже -10°С.

Ребенку дошкольного возраста летом находиться на улице нужно как можно чаще. Зимой позволительно гулять до -15°С, продолжительность 1-2 часа.

И груднички, и дошколята должны бывать на улице два раза в день: в первую половину дня и после обеда.

Прогулки при неблагоприятных условиях. Хороший закаливающий эффект дают прогулки при любой погоде. Начинают их после 1,5-2 лет. Ребенка выводят в пасмурную, ветреную погоду на 3-5 минут. При этом малыш должен активно двигаться, чтобы не замерзнуть. Лишние кофточки не одевают.

С дошкольником (3-6 лет) допускается гулять и в небольшой дождь, и в снегопад, и ветер. Главное правило - постепенно увеличивать время пребывание до 15-20 минут, и следить за состоянием ребенка (чтобы не перегревался и не переохлаждался).

Закаливание водой


Особую радость детям доставляют водные процедуры. Кроме того, что это полезно для иммунитета, вода обладает еще и успокаивающим свойством.

Умывание. Делают с рождения. Изначально температуру воды берут +28°С. Постепенно (раз в 2-3 недели) ее понижают на 1-2°С, к полугоду доводят до +25°С, к году до +20°С.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Умывание проводится ежедневно по утрам, перед сном и по необходимости. Малышу протирают сперва личико, затем ручки.

Детям дошкольного возраста температуру воды снижают:

  • 3-4 года - до +18°С
  • 5-6 лет - до +16°С

Обтирание. Начинают с 6 месяцев. Для этого берут мягкую рукавичку (или полотенце) и смачивают в воде +35°С. Обтирают ребенка в последовательности: ручки, ножки, спину, грудь и животик. После, насухо вытирают. Каждые 2 недели температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до +28°С.

Обливание:

  1. Общее обливание. Делают с рождения. Каждый раз после купания малыша приподнимают над ванночкой спинкой вверх и поливают водой на протяжении нескольких секунд. Главное правило - температура воды должна быть на пару градусов меньше, чем в ванне.
  2. Местное обливание. Рекомендуется с 2-х летнего возраста. Малышу в течение 20-30 секунд поливают стопы. Изначально температуру воды берут +30°С. Раз в 2 недели ее снижают на пару градусов. В 4 года допускается температура +18°С, к 5-6 годам ее доводят до + 16°С.

Прохладный душ. После 3 лет общее обливание заменяют душем. Начиная с температуры в +35-+36°С, воду постепенно снижают до +26°С. Продолжительность - несколько секунд. После процедуры ребенка насухо вытирают и одевают.

Купание в открытых водоемах. Допустимо с раннего возраста. Купать малышей летом в реках, озерах, море можно при температуре не ниже +22°С воды. Начинают с 1-2 минут, планомерно увеличивая до 5-8.

Детям 3-5 лет допускается купание при температуре воды +19-+20°С, и увеличивают время до 10 минут.

Закаливание солнцем


Волшебное солнышко:

  • Предупреждает .
  • Оказывает противомикробное действие.
  • Повышает устойчивость иммунитета к простудным заболеваниям.

И дарит хорошее настроение!

Прогулки на солнышке. Дети грудного возраста в летнюю погоду гулять начинают с 2 минут под рассеянными лучами солнца. Постепенно (раз в 3-4 дня) родители увеличивают время на 1-2 минуты и доводят до 10-15.

Солнечные ванны. До года проводить не рекомендуют. Малыша раздевают до трусиков, и позволяют поиграть на солнышке.

Возраст/время:

  • 1-3 года - 5-10 мин.
  • 3-7 лет - 10-15 мин.

Желательно такие процедуры проводить вблизи источника воды. Хороший закаливающий эффект дают солнечные ванны в сочетании с обливанием. Сперва малыш греется под лучами солнца, затем его обрызгивают водой.

Закаливание проводится в первой половине дня до 11.00, и во второй - после 16.00. Когда солнце находится не на пике активности, дабы избежать ожогов. На ребенке обязательно должен быть головной убор.

В жару свыше +30°С закаливающие процедуры не проводят.

8 пунктов о закаливании ребенка

Другие способы закаливания

Закаляют как весь организм, так и отдельные его части: стопы ног, горло. Можно использовать предметы быта, например, вентилятор.

  • Закаливание сквозняком (или вентилятором). Начинают после 3 лет. Процедуру проводят при температуре воздуха +20-+22°С. Ребенка ставят на расстояние 6 метров от вентилятора в легкой одежде. Скорость движения лопастей минимальная. Начинают с 20 секунд, при этом малыш должен ворочаться, чтобы обдувание происходило со всех сторон. Постепенно (1 раз в 2 недели) увеличивают время и скорость прокрутки вентилятора;
  • Полоскание горла холодной водой. С 3 лет. Изначально температуру воды делают в +25°С. Каждые четыре дня ее снижают на 1°С, и доводят до 8°С. Ребенок должен набрать в рот воды и продолжительно произнести звук А-А-А. После чего выплюнуть. Процедуру повторяют несколько раз;
  • Босохождение. Практикуют с того времени как ребенок начал ходить. При температуре поверхности пола +18°С, малыш ходит в носочках. Через неделю носки снимают, и он бегает 3-7 минут босиком. Летом полезно ходить по песку, траве, камушкам.

Закаливание льдом

  • Рассасывание. Небольшой кубик замороженного отвара календулы или ромашки, кладут ребенку в рот и предлагают рассасывать как леденец. Через 30 секунд извлекают. Время каждые 4 дня увеличивают на 10 секунд и доводят до 2 минут. Это могут быть замороженные ягоды, сироп;
  • Протирание пяточек. Допустимо с трех лет. В течение нескольких секунд перед сном ребенку протирают стопы кусочками льда. После этого насухо вытирают и надевают носочки. Процедуру проводят 2 раза в день.

Интенсивное и контрастное закаливание

Все вышеперечисленные методы относятся к умеренному закаливанию. В основе которого лежит принцип постепенности. Но существуют и более экстремальные способы. Например, интенсивное и контрастное закаливание. В основе этих методов лежит резкая смена температуры с большим диапазоном, на короткий промежуток времени.

Интенсивное закаливание. Суть данного метода - кратковременное соприкосновение тела с морозом, снегом, ледяной водой.

К нему относятся:

  • Обливание водой крайне низких температур;
  • Обтирание снегом;
  • Окунание в прорубь зимой.

Это достаточно экстремальные способы закалки. Их не рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста. Хотя некоторые активные родители практикуют даже с грудничками достаточно удачно.

Контрастное закаливание. Более щадящая процедура. Оно основано на попеременной, резкой смене температур с большой разницей.

Например:

  • Окунание стоп то в теплую, то в холодную воду;
  • Контрастный душ.

Противопоказания

Признаки и заболевания, при которых закаливающие мероприятия не проводят:

  • Отрицательное отношение ребенка к процедурам;
  • Недомогание, температура выше нормы;
  • Признаки простуды;
  • Кишечные заболевания;
  • Повышенная возбудимость (гиперактивность);
  • Приобретенный (декомпенсированный) порок сердца;
  • Истощение организма;
  • Пониженный гемоглобин;
  • Заболевания эпидермиса (кожи);
  • Нарушения дыхательной системы.

Каждый родитель волнуются за собственное дитя, но порой эти страхи приносят больше вреда, чем пользы. Чтобы предупредить простуду, не надевайте лишние кофточки и штанишки, а тренируйте иммунную систему. Другими словами - закаляйтесь на здоровье!

Доктор Комаровский: закаливание детей

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

> Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

> Как возникает простуда?

> Что дает ?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов - через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача - установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет , а перед нами стоит обратная задача - его усилить.

> Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека "распознает" все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

> Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

> Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди . В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

> Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет , а по прошествии времени наступает вторая фаза - фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

> Осторожней с моржеванием и "проныриванием"!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом "проныривании". Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие - плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и "проныриванию", но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба "Здоровая семья" и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

> Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

> Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса . Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного - это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

> Закаливание детей можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения ребенка. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

> Три варианта закаливания детей

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела - 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26-градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания детей. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

> Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей "по инструкции" в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

> Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды - пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь - воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: "Ну, давай с тобой станем под дождик". Обливаете ступни, ладони и очень быстро - воротниковую зону холодной водой и - снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

> Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания детей. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!" И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"), а потом - опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И - снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

> Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению. Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам.

При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

> Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте - ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

> Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален - возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека - наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, - сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

> О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания - солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

> Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста , страдающих рахитом , хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

> О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня - замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани - гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

> Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани : сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

> Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его - только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

> Используйте для закаливания ребенка все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе - зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

Что еще почитать