Домашнее обучение: за и против. Домашнее образование: плюсы и минусы Домашние образование плюсы и минусы

Дело в том, что первое полугодие дочка ходила в школу, а с нового года мы перевели ее на домашнее обучение и сейчас у меня есть возможность сравнить эти два подхода в полной мере.

Конечно же, это выводы и наблюдения, которые касаются нас и только нас. В другой семье у другого ребенка ситуация может быть совсем иной. Поэтому в данном случае это лишь описание нашего опыта.

Я не изучала вопрос домашнего обучения, не готовилась к этому, не изучала мнение и опыт других мам, т.к. мы не планировали такой поворот событий и не собирались переводить дочку на ДО. Решение пришлось принимать быстро, времени на раздумья практически не было, поэтому – с места в карьер… Абсолютно не готовая внутренне, с множеством страхов, с непониманием, как вообще все это будет… Глубокий вдох-выдох, “все к лучшему” и – ныряем…

Школа . Плюсы и минусы.

Режим дня.

Когда дочка ходила в школу, то наш день выглядел примерно так. Подъем в 6.30, чтобы в 7.30 уже выйти из дома и к 8 быть в школе. Это было очень тяжело для дочки. С 8 до 13.00 она в школе, в 13.30 приходим домой. обедаем. Ложу дочу поспать часик, чтобы отдохнула (14.30-15.30). Пока встали, поиграли, поделали уроки - 19.00. Ужин, вечерние процедуры, сказка на ночь, сон. Это меня смущало больше всего. Ощущение было такое, что ни она, ни я не успеваем жить…

Я не представляла, как в таком плотном графике другие мамы успевали еще детей водить на какие-то кружки и секции - это ведь сразу после школы нужно идти! И дети как-то ходили. Я же решила первый класс дочь не трогать и не перегружать - пусть адаптируется в школе, а во втором классе, если будет желание, поведу ее на какие-то секции.

Из минусов хочу отметить еще такие пункты:

1. То, что происходит с ребенком в школе, находится вне зоны контроля родителей (это и к вопросу общения с учителями и к вопросу общения со сверстниками).

2. Самые важные вопросы развития ребенка - как ни крути - все равно остаются в компетенции родителей. А заниматься этим фактически некогда из-за плотного графика.

3. Сложно учителю отследить успешность каждого ребенка, помочь каждому, уделить время и внимание (у нас в классе 36 детей…). А родителям не всегда легко помочь, потому что даже в первом классе нужны специальные знания, например, о каллиграфии, о правильном соединении букв, наклоне и т.д.

Все плюсы школы перечислять не буду, выделю только те, которые кажутся важными мне.

1. В группе ребенок работает совсем не так, как дома. Он смотрит на своих одноклассников, видит, что они делают, и делает тоже, его не нужно дополнительно мотивировать, объяснять, зачем нужно это делать.

2. В классе ребенок сравнивает, как можно сделать одну и ту же работу (например, как по-разному можно слепить, нарисовать, написать) - это богатый материал для анализа.

3. В классе дети тянутся друг за другом, стараются сделать лучше, чтобы и его работу повесили на стенд, чтобы и его работу похвалили (кстати, для отстающих в классе это скорее минус).

Дружба и общение в нашем случае момент спорный. Дочка хорошо общалась с детьми, находила общий язык со всеми, но особой привязанности к коллективу или друзьям я не заметила, так же как и какого-то положительного влияния на дочку этого фактора. В нашем случае - это фактор нейтральный.

Детские праздники тоже особо не вдохновляли ее. Она к ним относилась достаточно прохладно и редко испытывала энтузиазм, ожидая даже Новый Год.

У нас была причина перевести дочку на ДО, и касалась она здоровья. Я очень переживала. Решение далось нелегко (хотя другого выхода у нас и не было). Тем не менее…

Плюсы и минусы домашнего обучения. Наш опыт.

Для начала, как выглядит ДО с организационной точки зрения. К нам приходила учительница 2 раза в неделю на полтора часа. Сейчас, когда стало тепло, мы сами приходим в школу после уроков. За эти полтора часа учитель дает основной материал (в большинстве своем это короткий ликбез для мамы, которая потом будет все это доносить до ребенка), дает ДЗ, проверяет их выполнение, корректирует и направляет.

Вначале было очень сложно. Нужно было перестраивать режим дня. Дочка начала, что называется, дрыхнуть по утрам, как сурок (видимо, отсыпалась за каждый день раннего подъема). Иногда мне было трудно разбудить ее даже в 9 утра.

Мой день, который уже обрел довольно приятные для меня очертания, стал похож на хаос. Вся школьная нагрузка легла на меня. Если в 5 классе ребенок на домашнем обучении может сесть и самостоятельно освоить новый материал (или с минимальной помощью взрослого), то с первоклашкой нужно сидеть. Нужно следить за каждым соединением букв в прописях, поправлять, подсказывать, нужно объяснять математику (и дело даже не в сложности материала, а в умении донести его до ребенка понятным ему языком). Нужно его как-то мотивировать к учебе, объяснять, уговаривать. Это уже не дошкольный период, где можно ориентироваться на желание ребенка и . Тут есть программа, есть домашние задания на неделю - от сих до сих, есть обязаловка.

Еще один трудный для меня момент: раньше ребенок основной материал проходил в школе, а дома с мамой только домашние задания делал. А теперь дома приходится освоить то, что нужно пройти в школе, плюс ДЗ. Это достаточно много по объему. Мама, которая раньше так много с ребенком играла, теперь стала, простите, училкой (такое у меня внутри было ощущение). От этого эмоционально уставала не только я, но и дочка тоже.

В общем, первые два месяца домашнего обучения мы пытались вжиться в новые роли, договориться друг с другом, как-то привести в порядок режим дня, занятий, свои чувства и ощущения…

Это из минусов домашнего обучения - и это то, что касается конкретно первого класса и конкретно нас (учитывая все особенности дочки, а также учитывая мою неготовность и, честно сказать, нежелание заниматься домашним обучением). В более старших классах наверняка все гораздо проще.

Конечно, дети все разные. Кому-то ДО дается легко, кому-то трудно, кому-то лучше в школе. Как всегда - нужно чувствовать ситуацию.

А теперь плюсы домашнего обучения .

Сразу же после перехода на ДО, я предложила дочке попробовать театральную студию . Артистизм и театральные задатки я видела в дочке давно, но не было времени ходить на дополнительные занятия. Сейчас же встал вопрос еще организации дополнительного общения и я сразу поняла, что театр – хороший вариант.

Театр сразу захватил ее целиком! Это чудесное переживание, я вижу в ней необыкновенный артистизм и рада тому, что эти задатки раскрываются. Она очень легко влилась в коллектив и буквально на первом занятии показала небольшой этюд, продемонстрировав то, чему детей в студии учили уже полгода (к большому удивлению и восхищению преподавателей).

Через 2 месяца домашнего обучения, отоспавшись, отдохнув от режима школы, приспособившись к графику и научившись осваивать школьную программу с «наименьшими потерями», дочка начала оглядываться по сторонам и искать нового вдохновения.

«Мама, я хочу играть на скрипке », — это меня немного шокировало. Дома стоит , я играю на нем, но дочка к нему особого интереса не проявляла и учиться не хотела, не смотря на мои попытки увлечь ее этим занятием. Хотя иногда она садилась за инструмент и выдавала невероятные по красоте экспромты, как будто чувствовала пианино и разговаривала с ним.

И вдруг - скрипка… Откуда такое желание? Вспомнилось, что когда она была маленькой и мы не могли ее уложить спать, она всегда

Поговорив с дочерью и выяснив, насколько серьезно ее желание, поняла, что нужно идти в музыкалку. И вот, в конце учебного года мы записались на скрипку. И снова восторг, удовольствие, вдохновение! Нотную грамоту, которую дети осваивали на протяжении полугода, она освоила за 3 занятия (с моей помощью, конечно, но факт). На 4-м уже разучивает первое произведение. Расстраивается немного, что медленно все происходит и она до сих пор не играет, как Ванесса Мей.

Вот яркий пример того, как дети могут осваивать что-то, к чему лежит душа. Но как сделать так, чтобы ребенок с таким же вдохновением писал прописи и делал прочие ДЗ - я пока не знаю. Хотя прописи и все то, что дают в школе, считаю важным и нужным. Все волшебство познания убивает обязаловка.

Также дочка увлеклась пением , мы начали разучивать народные мелодичные песни, изучать культуру нашего народа, шить этнические вещи, делать веночки. Просто появилось время для творчества.

Дочка попросилась еще на пение и в мае месяце нам разрешили присоединиться к хору .

Вообще дочка очень любит спорт и просилась еще на гимнастику или акробатику, но время неудобное и в наш график это уже никак не вписывается. Так что довольствуемся пока акробатическими этюдами на нашем спорткомплексе дома.

Но! Мы начали бегать по утрам и это тоже инициатива дочки. Легкий подъем в 7 утра (а раньше в 9 утра ее не поднять), в 7.30 на пробежку. Отлично заряжает это занятие, приятно бегать с дочей утром! На стадионе она самая маленькая))

Когда мы первый раз вышли на стадион, я думала, что она пробежит круг и сдуется. Но нет. Я в тот раз пробежала 9 кругов, она - 11 с половиной… (круг 200 метров).

Сейчас у нас есть время нормально погулять на улице в удобное время, насладиться природой. У нас появилось время для творчества.

А еще мне очень нравится, что осваивать школьную программу можно на улице, на свежем воздухе, а перемены проходят во дворе нашего дома.

Вся жизнь сейчас наполнена удивительными вещами . Дочка ищет, проявляет инициативу (чего не было в период, когда мы ходили в школу - просто не было для этого ни времени, ни сил). И если раньше меня пугало ДО, то сейчас я рада, что все так получилось. Я в этом вижу больше плюсов, чем минусов.

Каждый раз, думая о том, было бы это все возможно, если бы дочь ходила в школу, однозначно понимаю, что нет.

Сегодня спросила ее, как ей больше хочется - так, как было первые полгода, когда она ходила в школу, или так, как сейчас - ведь нужно определяться на следующий год. Дочка твердо сказала, что ей больше нравится на ДО и в следующем году она хочет так же.

Еще из плюсов ДО есть момент, что с ребенком работают индивидуально и прорабатывают все его слабые моменты. Два раза в неделю по полтора часа достаточно для нас, чтобы успешно осваивать школьную программу.

Про домашнее обучение ходит много мифов, я сама раньше переживала о многом в этом вопросе. Сейчас я смотрю на ДО с оптимизмом. Хотя понимаю, что для успешной организации процесса обучения дома нужно учесть очень много разных факторов…

Интересно, есть ли среди читательниц те, у кого дети тоже на ДО. Отзовитесь)) Поделитесь в комментариях своими впечатлениями! Интересен опыт других мам.

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.

Я уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история. А два с билетами – физика и английский язык. Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе .

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка. Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены. Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права. Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться. Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей . Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения , основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу. Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование. Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку , при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д. В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине .

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка. Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте , например. То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям. Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается. Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось. Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Рассмотрим подробнее домашнее образование, плюсы и минусы этого явления. Как правило, переход на домашнее образование потребует поисков школы, в которой существует такая форма обучения. Вам нужно будет зачислить ребенка именно в такую школу. Учителя данной школы смогут помочь вам и с учебниками, и с методическими материалами. Именно в этой школе ваш ребенок будет проходить аттестацию для перевода его в следующий класс, а также сдавать все обязательные экзамены.

Безусловно, как и всякая система, эта имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества

Конечно, при домашнем образовании все внимание уделяется только вашему ребенку. Он становится как бы единственным учеником в классе. И это не может не привести к хорошему результату, ведь вы можете тщательно контролировать подготовку ребенка по любому предмету, сможете сразу заметить пробелы в знаниях, вы можете разъяснять непонятый материал столько, сколько потребуется.

Кроме того, родители, как правило, это именно те люди, которые знают ребенка лучше всего. Им будет намного проще сделать процесс обучения эффективным. Тем более, что именно они в этом и заинтересованы.

Если вы достаточно образованный человек, на начальном уровне обучения вам вполне хватит собственных знаний. В дальнейшем, вы можете не только преподавать ребенку сами, но и приглашать необходимых преподавателей.

Вы сможете направлять и развивать своего ребенка именно в том направлении, которое считаете наиболее подходящим именно для него. Вам не нужно будет ориентироваться только на школьную программу, - вы всегда сможете внести в план обучения те предметы, которые считаете необходимыми.

При домашнем обучении ребенка не придется принуждать к выполнению неких общих, обязательных для всех правил, если для него они тягостны и неприемлемы (речь, конечно, здесь идет только о правилах организации процесса обучения; правила поведении или морально-этические нормы - это тема другого разговора).

Вы сможете легко контролировать учебную нагрузку и состояние вашего ребенка. Учебный процесс будет организован так, чтобы не было никакого негативного воздействия на здоровье вашего ребенка. Дети, обучающиеся дома, имеют больше возможностей для нормального отдыха. Вашему ребенку не придется мучительно просыпаться или подстраиваться под стандартное расписание школы.

Ребенок сможет максимально развить свои творческие способности, ведь у него никто не будет требовать выбирать шаблонные решения и стандартные варианты. И ему, например, не придется прерывать творческие занятия только потому, что для всех прозвенел звонок. И если он пытается реализовать какие-то свои творческие порывы, идеи или замыслы, - у него будет на это достаточно времени.

Ваш ребенок будет защищен от необходимости вступать в конфликты со сверстниками во время учебы. Его привычки и особенности не будут причиной для насмешек и давления со стороны других детей.

Домашнее обучение позволит еще больше сплотиться вашей семье. Совместные занятия, общие интересы, - это поможет избежать (или значительно сгладить) возникающие при взрослении ребенка конфликты с родителями.

Недостатки

Домашнее обучение вашего ребенка потребует от вас много сил и времени. Ведь вам придется не только заниматься самим обучением как таковым, - вам придется находить материал для занятий, прорабатывать его, продумывать дополнительные занятия и мероприятия. Как правило, домашнее обучение требует полной загрузки одного из родителей этим процессом, без возможности отвлечься на что-то другое.

Невозможно быть действительно компетентным во всех областях и по всем предметам, которые требуются вашему ребенку для изучения. Может оказаться, что ребенок не может пройти аттестацию (или сдать экзамены), потому что вам не хватило знаний для качественного обучения.

Кроме того, даже если вы действительно обладаете всеми знаниями, необходимыми ребенку, может оказаться, что вы недостаточно хороший педагог. Если возникнет проблема, - например, сложности с пониманием какой-либо темы, - могут понадобиться специальные навыки и приемы по тому, как донести до ребенка нужную информацию или передать нужный опыт.

Многие думают, что обучение дома дешевле школьного. Это не совсем верно. Конечно, вы будете избавлены от многих трат, которых потребуются при обучении ребенка в школе. Но, если вы хотите дать своему сыну или дочери качественные знания, вам потребуется множество методических материалов. И стоимость их может составлять сумму, вполне сравнимую с дорогим обучением в европейских странах.

Один из очень серьезных моментов - общение. Ребенку требуется не просто любое общение, он должен учиться взаимодействовать со сверстниками. Формирование социальных навыков - не менее важная часть процесса обучения. Сможет ли ребенок завести себе настоящих друзей, если круг его общения будет ограничен? Сможете ли вы компенсировать каким-то образом отсутствие детей рядом с вашим ребенком, отсутствие совместных детских занятий, игр, праздников, разговоров и т. п. ? Впрочем, этого можно не слишком опасаться, если круг вашего собственного общения велик и в него входят семьи с детьми подходящего возраста. Также, как вариант, вы можете отправлять своего ребенка в детские учреждения «нешкольного» характера - например, различные кружки и секции, детские лагеря (летние оздоровительные, спортивные), языковые школы и т. п.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то десять - пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?


Плюсы домашнего обучения

Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

Возможность контролировать моральные, этические нормы.

Возможность жить по естественным биологическим часам.

Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.


Минусы домашнего обучения

Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».


Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Что еще почитать