Как можно заставить свой мозг работать на полную. Психология - это просто Советы как лучше воспринять информацию

В этой статье Вы узнаете о том, как лучше запоминать информацию благодаря надежным способам, которые уже помогли многим людям в учебе, чтении и обучении в целом.

Если Вы читаете научную литературу, чтобы изучить какую-то конкретную тему (скажем, инвестиции или интернет-маркетинг) или подготовиться к экзаменам, Вам помогут несколько правил, которые будут постоянно увеличивать Ваши возможности запоминать и воспроизводить материал.

Используйте эти правила каждый день и увеличивайте свой учебный потенциал.

Как лучше запоминать информацию:

Правило № 1: Сначала быстрое чтение, потом — детализированное

Обычно люди стараются запомнить все детали из прочитанного материала за один присест, но лучший способ выучить сложную информацию – это разделить процесс чтения на два или три этапа.

Сначала пробегите глазами по тексту, который Вам нужно прочитать (две-три страницы будет в самый раз), читая поверхностно. Не заставляйте себя запоминать что-либо во время первого чтения.

Теперь вернитесь к этому же материалу, читая медленно в этот раз. Произносите трудные слова вслух. Подчеркивайте сложные слова или ключевые понятия.

Если Вы все еще чувствуете себя озадаченным, пройдитесь по материалу в третий раз. Вы будете поражены тем, как много информации поместилось в Вашей голове!

Правило № 2: Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Спустя некоторое время, перепишите свои заметки в тетрадь, собирая и обобщая при этом всю информацию. Вы заметите, что Вы, вероятно, записали часть информации или материалов, которая казалась Вам очень важной во время лекции, но теперь уже не представляет интереса.

Опирайтесь на концепты, которые Вы записали, но не четко объяснили, записывая свои мысли. Посмотрите определения ключевых слов и внешних ресурсов. Запишите информацию, которую Вы нашли, в таком виде, в каком Вам удобно. Это закрепит информацию в вашей памяти.

Правило № 3: Учите других

Мы лучше всего запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными, если их правильно использовать. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения каких-либо заданий, попросите своего партнера «прогнать» Вас по пройденному материалу, заставить Вас устно еще раз повторить то, что Вы выучили.

Найдите в классе человека, который плохо учится, и станьте для него неформальным наставником.

Если Вы не можете найти такого «ученика», расскажите Вашему партнеру или соседу по комнате о том, что Вы узнали в классе. Не повторяйте материал, который Вы уже хорошо знаете.

Выберите информацию, с пониманием которой у Вас возникли проблемы, и заставьте себя объяснить ее кому-то за обедом или во время прогулки с собакой. Это позволит Вам действительно понять всю суть материала, который Вы учили.

Правило № 4: Говорите сами с собой

Хотите – верьте, хотите – нет, но слушая собственный голос, Вы сможете легче запоминать новые факты. Запишите на диктофон, как Вы читаете ключевые слова и определения вслух, а позже прослушайте. Этот трюк сделает Ваше самообучение более эффективным. У Вас будут задействованы несколько чувств одновременно — слуховые, вербальные и визуальные — плюс Вы будете более внимательны, так как чтение вслух требует концентрации.

Есть еще одна забавная хитрость. Она заключается в том, чтобы сделать из гибкой ПВХ трубы «телефонную трубку», которую Вы могли бы подносить ко рту и прикладывать к уху во время чтения вслух. Хотите – верьте, хотите – нет, но концентрированный звук собственного голоса, проходящий через этот «телефон», будет проще запомнить, чем Ваш обычный голос во время чтения материала вслух.

Правило № 5: Используйте визуальные подсказки

Многие из нас запоминают все с помощью визуального канала. Вы можете фактически запечатлеть в своем сознании образ формулы, определения или понятия, и сможете легко вспомнить нужную информацию во время теста или в случае необходимости.

Используйте эту функцию Вашей памяти, рисуя картинки на карточках или используя различные цветные маркеры, когда записываете информацию, необходимую для запоминания.

Например, если Вам нужно запомнить латинский или греческий корень слова, Вы можете рисовать картинки, которые символизируют значения этих слов. Латинское слово «аqua» означает воду, так что Вы можете написать «aqua» голубым маркером и нарисовать рядом каплю. Латинское слово «spec» означает смотреть, так что Вы можете нарисовать рядом очки.

Карточки также являются полезным инструментом для визуального запоминания, особенно если Вы используете картинки и цвета, чтобы сделать их. Вы на самом деле может вспомнить слово или формулу просто потому, что вспомните, как Вы мучились, решая каким цветом стоит написать это определение – оранжевым или зеленым. Цвет может вызвать Вашу зрительную память, что и поможет Вам получить доступ к информации.

Посмотрите интересное видео про визуальные заметки, помогающие быстро запоминать информацию:

Правило № 6: Используйте шокирующий стимул

Было ли у Вас когда-нибудь ощущение во время учебы, что Вы просто неспособны запомнить важную информацию?

Хотите – верьте, хотите — нет, но использование какого-нибудь шокирующего физического стимула поможет Вам понять, а затем и запомнить сложный материал.

Согласно исследованию, проводимо на тему: «Как лучше запоминать», если положить руку в миску с ледяной водой во время учебы, то это поможет запомнить, а потом вспомнить нужную информацию. Это происходит потому, что отрицательные раздражители активируют часть Вашего мозга, отвечающую за память (предположительно это происходит для того, чтобы мы лучше запоминаем негативный опыт, чтобы не повторять его, но это так же эффективно работает при обычном запоминании информации).

Вы можете использовать ледяную воду, что-то горячее или умеренную боль, чтобы помочь себе запомнить сложную информацию. Попробуйте щипать себя за руку, держа мешочек со льдом в руке, или держите чашку горячего чая во время учебы, чтобы стимулировать Вашу память. Главное не навредить себе по-настоящему!

Правило № 7: Жуйте жвачку

Учителя могут запрещать жевание резинки на своих уроках, потому что они не хотят потом отдирать ее из-под столов, но сам процесс жевания жвачки может помочь Вам лучше учиться и справляться с тестами.

Одно исследование изучало эффект от жевания резинки во время теста (на примере выпускников). Исследование показало, что жевание резинки помогло ученикам закончить тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено на восьмиклассниках, сдававших годовой экзамен по математике. Результаты показали, что ученики, которые жевали резинку, получили за тест оценку на 3 процента выше, чем их товарищи, не жевавшие резинку.

Как жвачка помогает лучше запоминать информацию?

Процесс жевания жвачки стимулирует приток крови к мозгу и помогает Вам оставаться бодрым.

Какие жвачки лучше действуют?

Не имеет значения, жуете ли Вы жвачку с сахаром или без. Значение имеет ее вкус. Переходите на жвачки со вкусом мяты, поскольку мята действует как психический стимулятор и поможет Вам чувствовать себя спокойным и сконцентрированным.

Правило № 8: Участвуйте в работе класса, даже когда чувствуете дискомфорт

Возникли проблемы с определенным понятием?

Большинство из нас предпочитают отсидеться где-нибудь в уголке и остаться незамеченными в классе, пока нам не разложат весь материал по полочкам. Но эта привычка всегда будет мешать Вам в процессе обучения. Поднимите руку, задайте вопрос или добровольно поучаствуйте в обсуждении темы, с которой у Вас возникли затруднения.

Вы не посещаете групповые занятия? Найдите кого-то, кто понимает нужную Вам тему, и обратитесь за советом или помощью. Пусть вас беспокоит то, что Вы что-то не понимаете.

Дискомфорт, который Вы чувствуете во время выполнения этих действий, повысит Ваши возможности запоминания. Вы получите ответы на Ваши вопросы и легко сможете вспомнить материал позже, когда будет больше всего нужно.

Правило № 9: Выделяйте и перефразируйте то, что читаете

Читая трудный для понимания текст, Вам может показаться, что у Вас уже буквы плывут перед глазами. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова и понятия во время чтения.

Произносите слова или понятия вслух в то время, как выделяете их, а затем запишите (при этом перефразировав) материал в тетрадь. Это поможет вам переварить всю информацию, а не просто поверхностно пробежаться по ней глазами.

Правило № 10: Придумывайте стишки или песни

Вам, конечно, не нужно будет проделывать этот трюк с большинством материала, но Вы можете открыть для себя пользу в придумывании стихотворений, рифм или запоминающихся песен, которые помогут запомнить особо сложные формулы.

Вам может оказаться легче запомнить формулу, если Вы придумаете для нее музыкальное оформление.

Как формулы помогают лучше запоминать информацию?

Многие формулы не имеют для нас никакого смысла. Они выглядят как список случайных цифр и букв, или кажутся набором случайных инструкций, которым не хватает связующего элемента.

Если Вы превратите формулу в песню или стих, Вы осознаете то, что когда-то казалось иррациональным, и это осмысление материала позволит Вашему мозгу лучше воспринять информацию и сохранить ее таким образом, чтобы потом к ней можно было легко получить доступ.

Правило № 11: Ищите ассоциации

Аналогичным образом, метод ассоциаций может помочь Вам отыскать связь между датами или отдельными фактами, которые необходимо запомнить в определенном порядке.

Найдите способ связать дату и имя, чтобы в этом был какой-то смысл, используя игру цифр или слов. Вы, наверное, уже когда-то делали что-то подобное, когда Вам нужно было запоминать пароль или номер телефона.

Найдите способ связать число с именем таким образом, чтобы это имело смысл для Вас и вопрос, как лучше запоминать информацию, не будет для Вас таким острым.

Правило № 12: Делайте перерывы во время учебы

Если Вы постоянно учитесь на протяжении длительного периода времени, то можете заметить, что Ваша производительность падает по мере того, как долго Вы просиживаете за занятиями. Исследования доказывают, что во время учебы необходимо делать 10-минутный перерыв каждый час, чтобы максимизировать производительность.

С чего должен состоять такой перерыв?

Обязательно встаньте, пойдите в туалет, выпейте чего-то или перекусите. Лучше всего покинуть комнату, в которой Вы сидите, и немного подвигаться, чтобы улучшить кровоток. Если у Вас есть такая возможность, попрыгайте или сделайте растяжку, чтобы получить прилив адреналина и взбодриться. После этого можете опять браться за работу.

Правило № 13: Найдите практическое применение

Возникли проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что Вы, вероятно, не нашли практическое применение для этого понятия в жизни, поэтому ваш мозг все никак не хочет его запоминать.

Представьте, как можно использовать на практике эту формулу или понятие для решения реальной проблемы. Если это возможно, разыграйте или мысленно представьте себе влияние этой проблемы в практической плоскости. Это поможет Вам понять формулу или понятие и в случае надобности легко вспомнить.

Правило № 14: Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока Вы не увидите их физический образ или иллюстрацию идеи.

Например, оценить важность микроскопического анализа Вы сможете, взглянув на изображение цепи ДНК или анатомии клетки. Если вы не можете создать физический образ или картинку, найдите изображение в Интернете. Это поможет Вам отчетливо представить проблему.

Правило № 15: Читайте важную информацию перед сном

Наш мозг продолжает работать, даже когда мы спим. Перечитайте свои конспекты перед сном еще раз, чтобы Ваш мозг смог лучше усвоить материал в то время, когда Вы спите.

Не читайте ничего, что вызывает у Вас тревогу или огорчает (так Вы рискуете нарушить свой сон). Вместо этого используйте этот трюк, чтобы закрепить основные понятия и информацию, которая понадобиться Вам позже.

Правило № 16: Практикуйте дыхательные упражнения

Стресс подавляет способность к концентрации и усложняет доступ к информации, которую Вы уже выучили.

Вот почему Вы спокойно можете понять принцип, находясь в классе, но затем зайти в тупик во время написания теста. Вы знаете, что информация находится где-то на задворках Вашего разума, но Вы просто не можете получить доступ к ней. Это происходит потому, что стресс отключает Вашу возможность концентрироваться на чем-либо, у Вас остаётся только реакция «бей или беги».

Чтобы побороть стресс, делайте на протяжении от трех до пяти минут.

Найдите тихое место, установите таймер, закройте глаза, а затем сосредоточьтесь исключительно на своем дыхании. Вдохните как можно глубже, задержите дыхание, пока не почувствуете небольшой дискомфорт, а затем медленно выдохните, пока Вы не почувствуете полного облегчения.

Повторяйте в том же духе, не беспокоясь ни о чем и фокусируя все внимание на том, как приятно просто дышать, пока таймер не прозвонит.

Попробуйте выше перечисленные способы запоминания информации и найдите самые эффективные для Вас.

Удачи в усвоении новой информации!

Вас это заинтересует:

    ВПЕЧАТЛЕНИЕ - Глагол печатлеть и производные от него запечатлеть и напечатлеть вошли в словарь русского литературного языка из языка старославянского (см. Срезневский, 2, с. 924; ср. Востоков, Сл. ц сл. яз., 4, с. 263). В глаголе запечатлеть рано обозначились… … История слов

    ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ - ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ, впечатлительности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к впечатлительный; способность легко и быстро воспринимать впечатления и реагировать на них. Большая впечатлительность. Болезненная впечатлительность. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    Подхватывать - несов. перех. и неперех. 1. Охватывать, захватывать рукой, руками, чтобы поднять, поддержать кого либо, что либо. отт. Подбирать, приподнимать (что либо длинное или опустившееся). отт. Подвязывать, прикреплять что либо, чтобы не опускалось. 2.… …

    Схватывать - несов. перех. 1. Брать быстрым, резким движением рук, зубов и т.п. кого либо, что либо. 2. Ловить, не давая уйти, убежать. отт. разг. Задерживать, арестовывать. 3. перен. разг. Получать, приобретать какую либо болезнь. отт. Внезапно и сильно… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Хватать Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Хватать - I несов. перех. 1. Брать, захватывать рукой или зубами (обычно поспешно, порывисто или внезапно). отт. Захватывать, зацеплять (о механизмах). отт. Брать приманку (о рыбах), ловить ртом, заглатывать (о птицах). отт. Вбирать в себя, глотать с… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Пилотирование по приборам - пилотирование летательного аппарата, выполняемое в условиях полёта, когда пространственное положение летательного аппарата и его местоположение не могут быть определены визуально или в тех случаях, когда визуальная ориентировка не обеспечивает… … Энциклопедия техники

    Глаз намётан (набит) - у кого. Разг. Экспрес. Кто либо обладает опытом, способностью быстро воспринимать зрением ситуацию, состояние дел. У Егора глаз наметан. Хлеба у всех греби не выгребешь, а около него уж ошиваются мелкие чужие элементы. «Ходит по избам такой, в… …

    Схватывать на лету - Разг. Экспрес Быстро воспринимать и легко понимать, усваивать что либо. Одарённый редкими способностями, на лету схватывал он познания и в шестнадцать лет был таким начётчиком, что старообрядцы только дивились (Мельников Печерский. Очерки… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Умения писать - сегодня остаются одними из наиболее важных в обучении в школе. Они могут измеряться по следующим основным направлениям: грамотность, креативность (творческость), точность изложения мысли, краткость, понятность. В связи с развитием компьютерной… … Энциклопедия педагогических технологий

    пилотирование по приборам - Рис. 1. Контрольно пилотажный прибор. пилотирование по приборам — пилотирование летательного аппарата, выполняемое в условиях полёта, когда пространственное положение летательного аппарата и его местоположение не могут быть определены… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Используй философию! Наука, которая помогает в жизни , Уикс Маркус. О книге Нетипичная энциклопедия по философии, которая с помощью интересных очерков и инфографики объясняет основные концепты, теории, эксперименты. Идеи выдающихся мыслителей пересказаны… Купить за 1568 руб
  • Семь правил духовного роста Как ускорить свой духовный рост и правильно воспринимать кризисы духовной жизни Для начинающих духовную жизнь , Враджев В.. Преимущество и удобство этой книги состоит в том, что, начав свой день с прочтения даже одного пункта или"правила", можно очень быстро настроиться на мудрость, которая поможет прожить день с…
Ищи свой правильный ответ, но не останавливайся на нем. Вычисли, какой ответ ожидает услышать учитель, и затем найди еще минимум два. Приобретя способность находить множество вариантов решения проблемы, ты обеспечишь себя возможностью выбора. Неограниченный выбор - ключ к свободе. Кроме всего прочего, правильных ответов просто не существует; существует лишь неограниченное количество разных. Жизнь без такого разнообразия быстро превращается в ничтожную скуку.
Роберт Кийосаки

Ежесекундно наш мозг атакуют тысячи раздражителей из окружающего мира. Звонит будильник на смартфоне, Солнце светит прямо в глаз, пахнет пирог, смеется ребенок и кричит дворник за окном, а из колонок доносится любимая песня Beyonce и по ТВ идет реклама нового противовирусного препарата.))

В это время, внутри организма происходит еще несколько тысяч процессов, которые контролируются подкоркой, и мы о них вообще не догадываемся. И несмотря на все это, кое-кто может пожаловаться на то, что ему скучно жить))

Что происходит?

Человек улавливает информацию всем своим набором «приемников»: уши, глаза, нос, рот (язык), кожа, внутренние органы, память, интуиция и т. д. Далее идет сложный процесс передачи электро-импульсов от места поступления раздражителя в главный компьютер - головной мозг. Там происходит анализ материалов и, самое интересное, - ответная реакция. И все это происходит в десятые доли секунды!

Прием - обработка - ответ. Если первые две стадии более-менее похожи у всех (за исключением некоторых патологических состояний), то третья стадия будет практически неповторимой у каждого. Именно над этой темой я и хочу с тобой поразмышлять.

Три двери

Когда мы принимаем новую порцию информации, то можем интерпретировать ее в трех направлениях. Я это представляю себе как три двери разного цвета, которые мы открываем в зависимости от своего выбора. И на каждой двери висит своя табличка:

1. Дверь красного цвета - Я все знаю, мне не интересно

Человек, выбравший это направление, считает себя «Всезнайкой ». В таком случае из всего потока информации он отфильтрует только ту часть, которая схожа с его мнением, тем самым убедившись в своей правоте. А все то, что не совпадает - отсеет и не пропустит дальше.

  • Плюсы такого поведения в том, что обычно это присуще уверенным в себе людям , и их уверенность может убеждать и других, а также можно граничить себя от лишнего и ненужного.
  • Минусы заключаются в том, что ограничиваясь и не принимая нового, человек остается в «законсервированном » состоянии . Общаясь с успешными людьми, читая книги, смотря передачи или фильмы, можно НЕ почерпнуть новый бесценный опыт, который повлияет на дальнейшую жизнь, ограничиваясь таким образом. Неэффективное ограничивающее направление.

2. Дверь желтого цвета - Мне интересно, но я никому этого не покажу

Часто можно увидеть представителей этого направления, которые в силу гордости, скромности, корысти или неуверенности в себе могут не проявить интерес к новому, но применить знания позже.

  • Плюсы : вероятность обучиться и получить новый опыт.
  • Минусы : скрытным и закрытым людям сложнее выстроить отношения и получить поддержку. В следующий раз, возможно, с такими не поделятся полезными знаниями.

3. Дверь зеленого цвета - Мне интересно, расскажи подробнее

Открытый и любознательный человек, способный воспринимать чужой опыт, выжимая из него концентрат полезно применимого материала. Такие люди более привлекательны для успеха.

  • Плюсы такого подхода в постоянном состоянии обучения . Вероятность того, что новая информация принесет пользу возрастает и появляется открытое поле возможностей.
  • Минус , а скорее важный момент в том, чтобы устанавливать качественный фильтр на огромный объем пустой и ненужной информации, дабы не загрузиться ненужным мусором. Ну и еще, такие люди могут раздражать тех, кто пользуется первой и второй дверью))
Если будешь любознательным, то будешь многознающим .
Сократ


Какой фильтр лучше?

Каким же образом обезопасить себя от информационного мусора? Если речь идет о советах или о той информации, что исходит от другого источника (человека, телевизора, газеты и пр.), то стоит поставить несколько слоев фильтра, которые оставят только «бриллианты» и отсеют «песок» из общего потока.

Первый слой - авторитетность

Если ты получаешь наставления от успешной личности, счастливой и привлекательной именно тебе, тогда есть смысл продолжить общение. Особенно, если человек является авторитетным представителем своего направления (а лучше профессионалом твоего направления) и личным примером демонстрирует ценность сказанного.

Второй слой - доброжелательность

Критика - это совет или просто общение, важно понимать то, что тебе желают добра и развития. Не просто безопасности и комфорта, как родители, а действительно прогресса, не взирая на сложности, как наставники, учителя или настоящие друзья.

Критика, сказанная от профессионалов, но завистников, не имеет никакой ценности. Воспринимай информацию только от позитивно настроенных, счастливых людей, желающих тебе того же!

Третий слой - win-win

Если много отдавать, то много будешь получать. За любую информацию нужно платить . И речь не только о деньгах. То, как ты используешь в дальнейшем эту информацию, влияет на возникновение успеха. Если полезностями делится другой человек, то необходимо сделать что-то полезное и для него, чтобы обе стороны остались в выигрыше.

Однобокие победы в какую либо сторону несут дисбаланс и в дальнейшем развитии . Отдавай больше, чем получаешь и увидишь, как от этого станешь счастливее сам и притянешь к себе нужных людей и события.

Критика - это яд для слабых и лекарство для сильных .
К. Мелихан

Если рядом взорвется петарда...

Важно не само событие, а наша реакция на него . Давай рассмотрим пример.

В метре от человека взрывается праздничная петарда. У каждого будет свой ответ на этот раздражитель. Кто-то не обратит внимания и пройдет мимо, будто ничего не произошло, кто-то проявит агрессию и начнет искать виновников, другой испугается и инстинктивно пригнется, защищаясь, а у третьего это вызовет смех и веселье. Какая реакция была бы у тебя?

На этой простой ситуации можно увидеть, на сколько мы разные и кто по жизни воспринимает все более в позитивном или негативном виде, несмотря на одни и те же вводные.

Нужно помнить о том, что любая информация в нашей жизни появляется ВОВРЕМЯ - тогда, когда нам действительно это нужно. Жизнь это путь накапливания опыта, а его можно взять из любой ситуации, из общения с любым человеком и из каждого произошедшего события, и интерпретировать по-своему!

Замечай важное, фильтруй, развивайся, будь счастлив и будь экстраординарным!

Евгений Карякин

Публикация Сайт "OMAR TA SATT "

Хорошую информацию трудно добыть.
Сделать с ней что-нибудь - еще труднее.
Штирлиц

Где бы ни находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать необходимую информацию? Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и потому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений. Поэтому так важно в школе научить детей обрабатывать информацию разными способами. И сделать это можно с помощью игр.

Краткая характеристика каждой из сторон получения информации:

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации : с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.

2. Под сохранением информации прежде всего понимается умение удерживать полученную информацию . В процесс сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление.

Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т. е. в том, в котором она была получена. При активном сохранении информации «текст» подвергается определенным изменениям (подключение образной, ассоциативной сфер мышления и т. д.).

3. Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К таким средствам обмена информацией относят речь, письмо, жесты, мимику и пантомимику, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы) и даже систему организации пространства общения (комфортность, степень доверия и т. д.).

Цель игрового блока заключается в знакомстве участников с основными приемами по обмену информацией, в формировании умения ее обрабатывать, находить жизненно важное в ней для решения каких-либо проблем.

Приведенные ниже упражнения:

  • развивают логическую память (т. е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста, семантической близости и ассоциаций),
  • помогают обрести высокую скорость переработки информации,
  • углубляют восприятие (понимание как прямой, так и косвенной информации),
  • тренируют гибкость усвоения информации (легкость перехода от одной ассоциации к другой).

Все игры, включенные в информативный блок, являются интегративными, хотя и связаны с какой-либо определенной стороной: получение информации, сохранение, воспроизведение и передача.

Игра 1. Визитная карточка

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (подойдут шишка, камешек и пр.).

Задание : каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, что каждая новая «визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

1-й участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-й участник: Меня зовут Аня, мне 11 лет, я люблю оладьи.

3-й участник: Меня зовут Лена, мне 11 лет. Я не люблю оладьи, зато мне нравится танцевать... И т. д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленять основную информацию, «примерять»ее, включаться в процесс кругового общения.

Вопросы к обсуждению :

  • Чья информация оказалась наиболее интересной и «дошла» до конца?
  • И какая информация была потеряна и почему?

Игра направлена на формирование умения вычленять основную информацию, соотносить и обогащать полученное знание в соответствии с конкретной жизненной ситуацией.

Игра 2. Собираемся в поход или Супермаркет

Из группы выбираются трое-четверо добровольцев, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание :

Представьте себе, что вы - группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими материальными рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву... (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.

Затем приглашается группа «обслуживающего персонала супермаркета» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров. Итак:

Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки... Нет? Тогда, может быть, рюкзаки?.. И т. д.

Вопросы к обсуждению :

  • Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух?
  • Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?

Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.

Игра 3. Я дарю тебе...

Играет пара участников. Остальные «ограничиваются» ролью внимательных наблюдателей.

Задание : два человека, сидя друг напротив друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:

  • в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т. д.) за подарок...»;
  • обязательно перечисляются все уже подаренные подарки и добавляется новый.

Например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:

Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне - молодильное яблоко, я тебе подарил Земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю...

Вопросы к обсуждению :

  • Кто первый допустит два сбоя подряд?
  • Кто лучше удерживает информацию?
  • Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?

Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и... доброжелательности.

Игра 4. Расскажи сказку

Игра, которая будет интересна людям любого возраста, буквально «от мала до велика». Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты. Казалось бы, что может быть необычного (супер-информативного) в такой игре? Но дело в том, что сказка рассказывается с конца...

Форма игры : по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка). Основное условие то же, что и в предыдущей игре, но здесь сначала нужно сказать что-то новое, а затем повторить предыдущие реплики.

Задание: первый участник говорит обычную заключительную фразу сказки (например: «И жили они счастливо и умерли в один день»). Следующий достраивает в двух-трех фразах те события, которые произошли перед этим: «И сыграли они пышную свадьбу. Родились у них красивые дети. И жили они счастливо и умерли в один день». И так далее, пока сюжет сказки не доберется до последнего рассказчика. Последний участник дает название сказке и рассказывает ее от начала и до конца.

Вопросы к обсуждению :

  • Каковы перипетии сюжета: традиционны или совершенно необычны?
  • Сохраняется ли логика повествования «сказки наоборот»?
  • Подкрепляется ли сюжет сказки интонациями рассказчиков?
  • Чей поворот сюжета самый удивительный?

Как и в предыдущих играх, развивается память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию.

Вариант: сказка рассказывается участниками последовательно от начала до конца по одному слову.

Игра 5. Совместить несовместимое

Понадобится ручка (карандаш), бумага для каждого участника.

Задание: перед вами список из 10 слов: сапожник, орехи, булка, банк, сельдерей, парикмахер, ножницы, бананы, комар, корреспонденция.

Прежде всего проклассифицируйте и сгруппируйте предложенные слова по своему выбору. Затем попытайтесь в одном предложении связать между собой не менее трех слов из разных групп. Для связи слов возможно объединение их с помощью различных предлогов (например, «корреспонденция с комаром и бананами»).

Вопросы к обсуждению :

  • Чьи классификации наиболее полные?
  • Чьи образные ряды наиболее запоминающиеся?

Умение группировать предметы и ассоциативное запоминание, по данным психологов, помогают улучшить усвоение информации с 19 до 61%. «Лучше использовать какую угодно группировку, чем не использовать вообще никакой», - утверждает американская исследовательница Даниэль Лапп.

Вариант: составить рассказ по полученным классификациям.

Игра 6. Информация в газете

Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема.

Занятие проходит в форме соревнования.

Задание : перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача прочесть вслух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка.

Вариант: поочередно читаются предложения, а не абзацы.

Вопросы к обсуждению :

  • Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?
  • Кто затратит на эту работу меньшее количество времени?

Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает способность к быстрому переключению внимания.

Игра 7. От топота копыт...

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты и мимику говорящего. Попробуем проверить это утверждение.

Задание группе : представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что химии (алгебры, литературы) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику главным образом при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавая сообщение, - это известная пословица «От топота копыт пыль по полю летит». Интонация должна показать, радуетесь вы этому случаю или нет. Передайте эту информацию соседу. Тот передаст свое настроение при помощи тех же слов следующему участнику, и так - до кона цепочки. А последний должен рассказать эту новость учителю химии (алгебры, литературы), которого вы встретили в коридоре.

Вопросы к обсуждению:

  • Какова интонация вашей реплики на этот раз?
  • Чьи «реплики» показались наиболее выразительными и почему?
  • Действительно ли можно передавать содержание информации дополнительными средствами?
  • Где еще можно использовать этот прием?

При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать, проживать информацию, интонационно обогащать ее. Парадокс ситуации заключается в том, что определенные ограничения в содержании (только слова пословицы) заставляют информатора искать иные средства для достижения своей цели.

Игра 8. Полный комплект

Подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историческое событие и его участники и т. д.).

Задание : каждый участник получает карточку или с названием литературного произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (событие с участниками).

Вопросы к обсуждению :

  • Легко ли найти «своего человека» в условиях переизбытка информации?
  • Что или кто мешает воссоединению?
  • Какие еще задания можно было бы предложить?

Игра 9. Соберемся вместе

Участники разбиваются на небольшие группы по 6 человек. Ведущий предлагает самые разнообразные задания :

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

Найти свой способ построения группы.

Вопросы к обсуждению :

  • Какая группа быстрее реагирует на задания?
  • Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? и т. д.

Игра 10. Телеграмма

Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же, лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).

Задание : составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на «Б», второе на «Т»и т. д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.

Вопросы к обсуждению:

  • Чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее?
  • Как влияют незначимые части речи, знаки препинания на содержание?
  • Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?

Игра 11. Кошка, которая гуляет…

Все встают в круг, оставляя побольше места в центре.

Задание : участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион (крадучись на цыпочках), как супермодель («походка, свободная от бедра...»), как солдат на параде (печатая шаг) и т. д.

Каждый участник проходит через круг, а группа угадывает «кто есть кто».

Вариант: участникам предлагаются карточки, на которых написаны различные профессии. Необходимо походкой показать профессиональную принадлежность.

Вопросы к обсуждению :

  • Какой канал получения информации здесь используется?
  • Что может выразить походка человека: его профессию? его эмоции?
  • Как мы реагируем на разные стили походки?
  • А что ощущают люди, за которыми наблюдают и оценивают?

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах. Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации. Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает "разъяснение", "представление", "ознакомление". Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными. В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Как воспринимается информация?

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них. Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию. Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля организовывать процесс восприятия).

Представление информации

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая . Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая . Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая . Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая . К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). ответственны за возможность восприятия Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному. Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное. Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Визуалы

Это люди, для которых главным органом чувств в процессе познания окружающего мира и восприятия информации является зрение. Они прекрасно запоминают новый материал, если видят его в виде текста, картинок, схем и графиков. В речи визуалов часто встречаются слова, так или иначе связанные с характеристикой объектов по их внешним признакам, самой функцией зрения («посмотрим», «светло», «яркий», «будет видно», «мне кажется»). Такие люди говорят обычно громко, быстро, активно жестикулируют при этом. Визуалы большое внимание уделяют своей внешности, окружающей обстановке.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели. Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре. Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Кинестетики

Осязание, обоняние и вкус играют важную роль в процессе восприятия информации кинестетиками. Они стремятся потрогать, ощупать, попробовать предмет на вкус. Значима для кинестетиков и двигательная активность. В речи таких людей часто встречаются слова, описывающие ощущения («мягкий», «по моим ощущениям», «хватать»). Для ребенка-кинестетика необходим телесный контакт с близкими людьми. Для него важны объятия и поцелуи, удобная одежда, мягкая и чистая постель.

Дискреты

Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами. Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами - визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния. Все они выступают в роли средств восприятия информации. Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника. Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику. Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом. Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего. Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации - информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника. Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит. Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»). Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. должен быть спокойным, приятным. Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Что еще почитать