Ребенок не хочет ходить. Ребенок не хочет ходить — постоянно просится на руки

Детство так быстро пролетает. Все навыки, которые приобретают дети в эту замечательную пору, пригодятся им во взрослой жизни. И всё кажется цветным и ярким, но не всегда краски жизни радуют. Ребёнок не хочет ходить в школу – эта проблема становится пыткой для ребёнка и родителей. Почему так случается, кто в этом виноват и, наконец, что делать? Попробуем выписать рецепт, который превратит тоскливую обязаловку в интересный и познавательный процесс.

От чего возникает нежелание посещать школу

«Не хочу» – может нести совершенно разный смысл. Это то, что в первую очередь должны понимать взрослые.

  1. Ежедневный ритм подразумевает цикличность выполнения тех или иных заданий. Рано или поздно даже любимое занятие, которое необходимо выполнять обязательно, нас утомляет. Вам ведь тоже не всегда хочется отправляться на работу, или что-то делать по дому? Если суть только в этом, отпрыск периодически ноет о том, что не хочет идти в школу – проблемы нет. Совет психолога: иногда, если вы видите, что дети устали, дайте «законный» прогул. Этим вы выиграете 3 бонуса:
    • заработаете дополнительные баллы как любящий и балующий родитель;
    • предотвратите настоящее переутомление;
    • дадите возможность соскучиться по классному коллективу.
  2. Ребёнок изменился, замкнулся в себе, стал агрессивным. Походы в школу превратились в пытку, сборы сопровождаются слезами, а подросток начал ежедневно прогуливать – бейте в колокола. Наличие таких фактов говорит о серьёзной проблеме. Чем быстрее вы её найдёте и устраните, тем меньше пострадает детская психика.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
    • наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
    • интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.

Внимание! Большинство родителей хотят, чтобы их дети были талантливыми, послушными и гениальными. Научитесь любить их такими, какие они есть, не требуйте большего. Часто нежелание идти в школу вызвано несоответствием ваших требований и возможностей ребёнка.

  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу. Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

  1. Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
  2. Семейные проблемы – сложное испытание для детей. Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
  3. Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина. Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле – предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.

Для того чтобы в голову детям не лезли дурные мысли, необходимо сократить количество свободного времени. Для этого существует большое количество секций, кружков, музыкальных, спортивных и танцевальных студий и школ. Забудьте самые распространённые отговорки:

  • нет времени водить;
  • он и так очень устаёт;
  • мы ходили, но нам не понравилось.

Это ложь в оправдание собственной лени. Кто хочет – изыщет возможности, кто не хочет – оправдания.

Чем плотнее и интереснее расписан рабочий день ребёнка, тем больше он успеет. Где занятость – там успех и процветание. А, значит, дополнительная мотивация посещения школы, ведь это место, где можно похвастаться своими талантами.

Нежелание ходить в школу является протестом или защитной реакцией против каких-то дискомфортных для ребёнка обстоятельств. Устраните их, и проблема решится. Быть родителями – самая ответственная и сложная работа. На этой «должности» вы находитесь 24 часа в сутки. Она не допускает лени и безответственности. Желание не посещать школу не возникнет, если в семье есть:

  • любовь;
  • доверие;
  • разумный контроль;
  • всестороннее развитие.

Любите своих детей и уделяйте им больше внимания.

В данном случае, отталкиваемся от того, как поставлен вопрос. Если «ребенок не хочет ходить», это совсем не означает, что он этого не сможет делать. Посмотрите вокруг. Вы встречали здорового ребенка, который не ходил бы к трем годам. Такого не бывает. А считать месяцы и сравнивать своего малыша с другими, это только лишний повод понервничать. Делать этого нельзя по нескольким причинам:

  • прежде всего, вы портите себе нервы и настроение, а значит и ваш ребенок также это почувствует и ответит вам плохим настроением, капризами или необоснованным плачем
  • такое сравнение настраивает вас на то, что ваш ребенок в чем-то хуже других. Такие мысли угнетающе действуют на всех, а недооценка собственного ребенка может в дальнейшем сказаться на его самооценке. Ребенок не уверенный в себе, это плохое начало самостоятельной жизни.
  • Окружающие, выслушав ваши претензии, также начнут считать, что если ребенок хочет ходить , то он недостаточно развит. Ни в коем случае нельзя давать такого повода негативного отношения к малышу в руки не слишком доброжелательных людей.

Будьте терпеливы и смотрите на все с оптимизмом. Может быть, то, что ребенок не хочет учиться ходить в те же сроки, что все – это первое проявление его незаурядности и отличия от других.

Если все-таки, терпения ждать первых шагов не хватает, то постепенно старайтесь побудить ребенка к этому.

  • При ходьбе за ручку не держите его, а позвольте ему самостоятельно держаться за пальчик. В этом случае, если малыш отвлечется и захочет дотянуться до чего-то, находящегося в стороне, он легче оторвется от родителей и сделает первый шаг.
  • Давайте ребенку больше возможностей для движения. В том случае, если он свободно передвигается по квартире, а не только сидит в манеже, то у него гораздо больше причин для самостоятельного хождения.
  • Чаще играйте с малышом в подвижные игры, зовите его к себе, просите принести игрушки или вещи, которые ему нравятся.
  • Можно и нужно пробовать провокационные действия. В то время, когда ребенок стоит на ножках и находится достаточно далеко от родителей, предложите ему новую или любимую игрушку. Очень часто малыши, торопясь получить желаемый предмет, забывают, что можно подползти, и делают первые шаги.

Но не будьте слишком навязчивы, иначе ребенок разгадает все хитрости и его упрямство может только возрасти. Если , то не заставляйте его. Просто поменяйте свое отношение к ситуации, и поставьте перед собой другую задачу, например, научить ребенка есть ложкой. Чаще всего, ситуация кардинально меняется именно тогда, когда ее перестают считать проблемной.

Первые шаги малыши делают в 12 месяцев. Однако есть и исключения. В год ребенок может не ходить по разным причинам. Перечислим некоторые из них.

Почему ребенок в год не ходит

Если ребенок не ходит, но хорошо сидит, ползает или умеет стоять на ногах, - нет повода для беспокойства. Походите с ним держа его за руку, вероятно, он просто боится сделать первый шаг. Последите за ним, иногда после нескольких падений у малыша пропадает желание ходить самостоятельно. Тут важны ежедневные тренировки и ваша поддержка.

Ребенок может не ходить в год самостоятельно из-за психологической неготовности.

Влияет на малыша окружение и его характер. Ленивые или спокойные дети не торопятся делать первые шаги. В силу своего характера быстрее всех начинают ходить маленькие непоседы.

Если ребенок не хочет ходить и совсем не пытается сидеть или ползать – обратитесь к врачу. Выделяют следующие причины:

  • генетическая предрасположенность;
  • слабые мышцы;
  • неразвитый опорно-двигательный аппарат;
  • гипоксия или поражение клеток головного мозга;
  • плохое питание.

При слабых мышцах ног ребенок больше опирается на руки, когда встает. С неразвитым опорно-двигательным аппаратом малыш сидит криво, т. к. ему тяжело сохранять равновесие. Гипоксия развивается во время беременности. О ней женщина, как правило, узнает до рождения ребенка.

Что делать, если ребенок плохо ходит или не хочет ходить

Сходите на консультацию к врачу. Кроме осмотра, необходимо будет сдать анализы и пройти полное обследование. После установления диагноза назначают лечение.

Чтобы малыш быстрее начал ходить:

  1. Делайте массаж ног, а лучше доверьтесь профессиональному массажисту. Укрепить мышцы и повысить их тонус поможет плавание.
  2. Помогите ребенку встать, держась за диван или стул. Похвалите его и попросите повторить то же самое, но уже самостоятельно.
  3. Возьми ребенка за руки, и прогуляйтесь с ним по комнате. Сначала держите его крепко за обе руки, затем – за одну. Через пару занятий придерживайте только за пальчик, а после отпустите его.
  4. Поставьте малыша недалеко от себя и раскройте свои руки для объятий. Не кричите на него, а наоборот, улыбайтесь и зовите его к себе. Не забывайте о похвале.

Для мотивации пригодятся маленькие хитрости. Соберите игрушки с пола и расставьте их на диване, попросите малыша их вам достать. Первый раз ребенку можно помочь.

Откажитесь от использования ходунков. Ребенок быстро к ним привыкает и тяжело отучается.

Первые шаги ребёнка - тот момент, которого с нетерпением ждут родители, пожалуй, с самого его рождения. И если вдруг в годик или немного позже он ещё не ходит самостоятельно, взрослых это беспокоит. Они сразу же начинают искать информацию о том, не опасна ли такая задержка в развитии. Почему малыш может бояться ходить, и как помочь крохе?

Врачи считают нормальным, если в промежуток 9–18 месяцев дети начинают ходить. Процесс индивидуален для каждого, поэтому не совсем корректно называть точный возраст. Но есть факторы, от которых зависит когда ребёнок порадует маму и папу первыми самостоятельными шагами.

  • Наследственность. Обычно у родителей, которые сами пошли в годик или в более младшем возрасте, дети также начинают ходить самостоятельно раньше сверстников.
  • Телосложение. Упитанный ребёнок позже начинает двигательную активность (встаёт на ножки, переворачивается, садится, самостоятельно ходит) по сравнению с худенькими детьми такого же возраста.
  • Пол малыша. Чаще всего мальчики осваивают ходьбу позже девочек.
  • Склад характера. Непоседа стремится больше узнать об окружающем мире, поэтому и ходить без помощи взрослых часто начинает раньше, чем спокойные сверстники. Уравновешенные дети-созерцатели осторожнее подходят к этому процессу, поэтому позже осваивают навыки самостоятельного передвижения.
  • Обеспокоенность родителей по поводу того, что малыш в 12, 14 или 15 месяцев ещё не ходит, понятна. Но всеми силами пытаться заставить ребёнка сделать первые шаги без поддержки - ошибочный путь. Когда придёт время, он и сам научится. Важнее обеспечить нормальное физическое и эмоциональное развитие и, конечно, выяснить причину того, почему он не стремится пойти самостоятельно.

    Когда малыш делает первые шаги - видео

    Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

    В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

    Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае - оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

    Если ребёнок может самостоятельно стоять без опоры, может ходить держась за палец, значит, никакой патологии - ни неврологической, ни ортопедической - у дитя нет (тем более что и врачи-специалисты не находят поводов для беспокойства). Следовательно, ваша проблема лежит не в области телесной, а в области психологической. И это действительно так: и страшно ходить самой, и просто удобнее ползать.

    Доктор Комаровский http://www.komarovskiy.net/faq/ne-xochet-xodit.html

    Почему ребёнок не хочет ходить: причины - таблица

    К каким врачам обращаться за помощью, если в год и 6 месяцев малыш всё ещё не пошёл

    Нежелание ребёнка ходить без поддержки после полутора лет - повод обратиться к врачам. С такой проблемой стоит посетить:

  • педиатра - для общего осмотра и получения направления к другим специалистам;
  • хирурга - для оценки состояния мышц, костей, суставов;
  • ортопеда - обычно к нему направляют малыша после осмотра другие врачи;
  • невролога - чтобы убедиться в нормальном психомоторном развитии и правильной реакции на раздражители;
  • детского психолога - чтобы получить рекомендации как себя вести родителям, если малыш ленится, боится или по другим причинам не желает делать первые шаги.
  • После осмотра обычно ставят один из диагнозов:

  • мышечная дистония (когда тонусы мышц правой и левой половины тела отличаются);
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • постоянное напряжение мышц (гипертонус).
  • В качестве лечения, как правило, назначают массаж, плавание, лечебную гимнастику.

    Как помочь ребёнку и научить его ходить без опоры: советы психологов

    Сформировать у ребёнка навык самостоятельного хождения поможет правильное поведение родителей. Если малыш вообще не хочет передвигаться без поддержки, а врачи не выявили у него отклонений, не стоит волноваться. Ведь в этом вопросе норма индивидуальна для каждого. Не спешите, не ругайтесь, не заставляйте, а лучше обеспечьте правильное физическое и эмоциональное развитие, попробуйте научить ходить, используя советы психологов.

  • Подражание и любопытство свойственны детям. Стоит этим воспользоваться. Заинтересуйте карапуза, пусть он захочет встать и пойти, чтобы дотянуться до красивой и яркой игрушки. Ищите возможности чаще бывать с ним в кругу сверстников или более взрослых малышей, которые уже хорошо ходят и даже бегают.
  • Не лишайте кроху самостоятельности и обеспечьте свободу передвижений. Да, вам спокойнее от того, что он во время прогулки сидит в коляске. Но это только помешает ему научиться ходить.
  • Не пытайтесь ограничить его от падений и не паникуйте, если это случится. Без ошибок ничему нельзя научиться.
  • Не злоупотребляйте ходунками. Часто ребёнок просто ленится передвигаться без поддержки, поскольку ему и так удобно: не нужно напрягать мышцы, чтобы подойти и взять то, что хочется.
  • Как поступить, если малыш вдруг начал бояться ходить

    Некоторые дети, сделав первые шаги вовремя, неожиданно начинают испытывать страх перед самостоятельным передвижением. Что же делать родителям в такой ситуации? Психологи советуют не паниковать и не акцентировать внимание ребёнка на проблеме. Не нужно принуждать его, но можно помочь справиться с боязнью.

  • Главное - успокоиться, не ругать малыша, не показывать ему собственную тревогу, так как это может спровоцировать неуверенность в своих силах.
  • Важно уделять достаточно времени физическому развитию крохи.
  • Побуждайте карапуза к ходьбе, заинтересуйте его игрой или чем-то другим, что заставит сделать шаги без поддержки. Старайтесь создать положительное эмоциональное поле вокруг проблемной темы.
  • Если часто водит малыша на прогулку в компании сверстников, это поможет победить его страх.
  • Не увлекайтесь такими детскими товарами, как ходунки или вожжи. Некоторые педиатры, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что соотношение пользы и вреда при использовании данных гаджетов не всегда оправдано. Кроме того, часто у ребёнка возникает страх перед ходунками: он боится такой неизвестной и большой игрушки или воспринимает её как наказание.

    Малыш не ходит в годик: что делать - видео

    Не забывайте, что терпение, внимание и поддержка - важные качества родителей. Если умело направлять ребёнка, не заставляя и не раздражаясь, когда что-то не получается, свои первые шаги он сделает с радостью и без боязни.

    Каждый новый успех малыша – это огромное событие для его родных: вот он уже переворачивается, садится, начинает ползать. Но когда в каких-то моментах ребенок развивается немного не по плану, то его близкие начинают сильно переживать по данному поводу.

    Так, в жизни каждого родителя важным и в тоже время очень волнительным является момент, когда его кроха делает . И поэтому, если малышу больше года, но он не ходит, то данная тема автоматически становится темой номер один чуть ли не ежедневного семейного совета. Почему же ребенок все-таки не спешит осваивать самостоятельное хождение, как ему помочь и стоит ли вмешиваться в этот процесс?

    Во сколько месяцев ребенок должен уже ходить?

    При нормальных условиях и отсутствии каких-либо заболеваний дети, как правило, всегда полностью осваивают ходьбу к восемнадцати месяцам. По мнению врачей, нормой является, если ребенок начал ходить в период с 9 месяцев до полутора лет.

    На то, как рано малыш начнет ходить, влияет несколько факторов, основные из которых:

    1. Предрасположенность на генетическом уровне . Если хотя бы один из родителей начал делать первые шаги достаточно поздно, то малыш с большой долей вероятности пойдет примерно в те же сроки.
    2. Телосложение. Как показывает практика, худенькие малыши несколько раньше начинают ходить, чем их упитанные сверстники.
    3. Пол. Девочки обычно во многом более ранние, чем мальчики, и ходьба не исключение.
    4. Особенности характера. Есть детки-непоседы, которые спешат исследовать окружающий их мир, а есть малыши, которые предпочитают больше созерцать, выжидать более подходящего момента. Они не торопятся осваивать что-то новое, и, в частности, самостоятельную ходьбу.

    Почему дети в год-полтора отказываются ходить самостоятельно без помощи рук?

    По мнению специалистов, на то, что ребенок отказывается самостоятельно ходить и не отпускает руку родителя, могут быть причины, как психологического, так и физиологического происхождения.

    К основным психологическим факторам относятся:

    Достаточно редко, но все же встречаются и физиологические факторы, способствующие более позднему появлению самостоятельных шагов малыша:

    1. Проблемы с моторным развитием , мышечная дистония и прочие подобные недуги. Это достаточно серьезный фактор, при наличии которого происходит задержка не только освоения самостоятельной ходьбы ребенком, но и других двигательных навыков.
    2. Мышечный корсет малыша еще недостаточно укреплен . Довольно часто встречается ситуация, когда мышцы ног и позвоночника ребенка к годовалому возрасту еще не успевают подготовиться к сильным нагрузкам, которые неизбежны при ходьбе. Когда малыш на интуитивном уровне почувствует уверенность в своем теле – он пойдет. В этом случае как нельзя кстати известная фраза: «Всему свое время».

    Это основные причины нежелания ходить, которые выделяют специалисты. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и имеет право на свой собственный график развития. Так, даже в одной семье дети могут начать ходить в совершенно разное время.

    Что же касается тех деток, которые минуют стадию ползания и сразу начинают ходить, психологи рекомендуют родителям все-таки постараться в игровой форме научить своих малышей ползать. Ведь согласно исследованиям, проведенным специалистами в области нейропсихологии, длительное ползание имеет несколько положительных последствий:

    • у «ползающих» деток более гармонично развиваются полушария мозга;
    • в будущем такие детки добиваются больших успехов в учебе и хорошо осваивают точные науки.

    Кроме того, активное ползание благоприятно влияет на развитие спинных мышц малыша.

    Что не следует делать при отказе ребенка ходить самостоятельно

    Довольно часто родители, сильно переживая из-за отсутствия самостоятельной ходьбы ребенка, и при этом не зная, как и что требуется делать в такой ситуации, допускают много ошибок, которые еще больше отбивают у малыша какое-либо желание ходить.

    А ведь мама и папа – это самые важные люди для малыша, и без их поддержки и помощи ему намного тяжелее осваивать новые навыки.

    Поэтому в ситуации, когда ребенок после года не ходит самостоятельно, родителям не следует допускать следующих ошибок:

    Как помочь ребенку, который отказывается ходить самостоятельно?

    Правило №1. Способствуйте нормальному физическому развитию вашего малыша. То есть утренняя зарядка и активные игры должны быть неотъемлемой частью дневного режима вашего ребенка. Регулярная физическая активность помогает укрепить мышцы, а внимание и забота родителей придают сил и уверенности крохе. Специалисты отмечают, что целебным воздействием на способность ходить обладает массаж, при этом его могут проводить, как профессионалы, так и родители самостоятельно. Интенсивные, но при этом достаточно аккуратные растирания можно объединить с утренней гимнастикой, а в вечернее время можно выполнять легкий расслабляющий массаж.

    Правило №2. Чаще пытайтесь стимулировать ребенка отрываться от опоры . Для этого интересующие малыша вещи (любимая или новая яркая игрушка и т.п.) кладите повыше, а еще лучше в месте, где нет опоры. Тогда крохе придется пытаться самостоятельно, ни на что не опираясь, вставать на ножки.

    Правило №3. Совместные игры с ребенком также способствуют более быстрому усвоению ходьбы. Наиболее продуктивная в этом плане игра: когда малышу нужно сделать буквально один-два шага от папы к маме (от дедушки к бабушке) и обратно. При этом все участники игры улыбаются, целуют и обнимают ребенка, хваля его за успехи. Помните, что положительные эмоции – залог успеха в любом деле, в том числе и в освоении самостоятельной ходьбы.

    Правило №4. Старайтесь «заразить» ребенка своим примером . Показывайте ему дома и на прогулках, как это здорово и весело бегать и ходить.

    Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

    Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

    Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

    Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

    • педиатра , который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
    • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
    • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

    Обратите внимание

    Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту.

    • ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

    Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

    • (постоянное напряжение) мышц;
    • мышечная дистония.

    Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

    Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

    При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.

    Что еще почитать