Чем занимаются логопеды в детском саду. Должностная инструкция учителя-логопеда доу. Функции логопеда в детском саду

Утверждена:

«Об утверждении и введении в действие должностных инструкций педагогических работников МАДОУ «Детский сад № 16» КГО»


Согласовано:

С профсоюзным комитетом

первичной профсоюзной организации

МАДОУ «Детскийсад № 16» КГО


Должностнаяинструкция

учителя-логопеда

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 16»

Камышловского городского округа

1. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н , зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. При составлении инструкции учтены такжеПримерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации от 27 февраля 1995 года № 92.

1.2.Учитель - логопед относится к категориипедагогическихработников.

1.3. Учитель-логопед назначается и освобождается от должности заведующим образовательного учрежденияв порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

1.4. На должность учителя–логопеда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Учитель-логопед работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 20-часовой недели и утвержденному заведующим образовательного учреждения.

1.6. В своей деятельностиучитель-логопедруководствуется:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

Законодательными актами Российской Федерации;

Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

«Порядком проведенияаттестациипедагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»,утвержденнымПриказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276;

Уставом и локальными актами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

Правилами внутреннего трудового распорядка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

Коллективным договором Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа;

Приказами и распоряжениями заведующего образовательного учреждения;

Настоящей должностной инструкцией;

Трудовым договором и Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

1.7.Учитель-логопед должен знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

возрастную и специальную педагогику и психологию;

анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

правила по охране труда и пожарной безопасности;

теорию и методы управления образовательными системами;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;

трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.Должностные обязанности

Учитель-логопедобразовательногоучреждения:

2.1.Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи, в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи.

2.2.Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у нихнарушения развития.

2.3.Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.4. Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия.

2.5.Консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Ведет необходимую документацию:

Рабочаяпрограммакоррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речина логопедическом пункте;

Журнал учета проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;

Речевая карта по индивидуальному сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи;

Статистический отчет по результатам коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи;

Аналитическая справка по результатам деятельности за учебный год;

Расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;

Паспорт логопедического кабинета.

2.7.Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует адаптированную основную общеобразовательнуюпрограмму для детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедическом пункте.

2.8. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.9.Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.10.Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников.

2.11.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

2.12. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

3. Права

Учитель-логопедимеет право:

3.1.Участвовать в управленииобразовательным учреждением в порядке, определяемомУставом образовательного учреждения.

3.2.Избирать и быть избранными в Совет и другие выборные органы образовательного учреждения.

3.3.Получать необходимое организационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности, бесплатно пользоваться библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделенийучреждения в соответствии с коллективным договором.

3.4.Выполнять другие работы и обязанности, оплачиваемые по дополнительному договору, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.5.На моральное и материальное поощрение по результатам труда.

3.6.На уважение и вежливое отношение со стороны родителей (законных представителей) воспитанников, коллег.

3.7.На меры социальной поддержки, установленные действующим законодательством.

3.8.На обжалование приказов и распоряжений администрации образовательного учреждения;

3.9.На защиту профессиональной чести и достоинства.

3.10. Учитель-логопед, кроме того, имеют право на:

обоснованный выбор образовательныхпрограмм, средств, форм и методов обучения, методов для мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования; творческое проявление педагогической инициативы;

досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством;

сокращенную продолжительность рабочего времени, удлиненный оплачиваемый отпуск;

длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы, который предоставляется по личному заявлению педагогического работникав порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;

аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;

дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в Камышловском городском округе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

4. Ответственность

4.1. Учитель-логопед обязан соблюдать Устав образовательного учреждения, должностную инст-рукцию учителя-логопеда,Правила внутреннего трудового распорядка, договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования и другие нормативные локальные актыобразовательного учреждения.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных при- чинУстава образовательного учреждения и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распо- ряжений заведующего образовательного учрежденияи иных локальных нормативных актов, должност ных обязанностей учителя-логопеда, установленных настоящей Инструкцией, учитель-логопеднесет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соот ветствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» .

4.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-
гигиенических правил организации образовательного процесса, норм макси
мальнойнагрузки на ребенка в организованных формах обучения учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях предусмотренных административным законодательством.

4.5. За виновное причинениеучреждениюили участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанно- стейучитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.Взаимоотношения . Связи по должности.

Учитель-логопед:

5.1.Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей.

5.2.Взаимодействует с воспитателями и другими специалистами образовательного учрежденияпо разработке и планированию единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи в процессе его коррекционно-развивающего обучения.

5.3. Согласовываетсо старшимвоспитателемрабочую программу коррекционно-развивающего обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедическом пункте в соответствии садаптированной основной общеобразовательнойпрограммой для детей с тяжелыми нарушениямиречи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» Камышловского городского округа на каждый учебный годне позднее пяти дней до начала планируемого периода.

5.4. Предоставляетстаршему воспитателюрезультаты статистического отчета по результатам коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и анализ коррекционно-развивающейработы на логопедическом пункте за учебный год (май месяц).

5.5. Взаимодействует со специалистом по охране труда и технике безопасности по всем вопросам безопасности образовательного процесса.

5.6. Получает отзаведующегообразовательного учреждения истаршего воспитателяинформациюнормативно-правового и орга- низационно-методического характера, знакомится под расписку с соответст- вующими документами;

5.7.Подотчетензаведующемуипедагогическому советуобразовательного учреждения.

Должностную инструкциюучителя-логопедасоставила заведующий

МАДОУ «Детскийсад № 16» КГО________________Смертина Т.М.

Должностная инструкцияучителя-логопеда прошнурована, пронумерована, скреплена печатьюна 5 (пяти)листах

Должностную инструкцию на руки получил:___________________________________________

(подпись, расшифровка подписи, дата)

__________________________________________________________________________________


Светлана Гогорева
Логопед в детском саду

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен логопед в детском саду . А родителям детей, имеющих речевые нарушения, пришлось тесно соприкоснуться с наукой логопедией и познакомиться со специалистами этой области.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания, которая является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии, подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую. Эта статья своей большей частью будет посвящена дошкольной логопедии . Логопедия совмещающая в себе медицину, психологию и педагогику, и без знания основ этих специальностей, может быть бесполезной, а иногда и «опасной» .Учитель-логопед детского сада - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи детей дошкольного возраста.

Какие же функции выполняет логопед в детском саду ? Логопед в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого развития. Чаще всего это происходит в начале учебного года, используются специальные протоколы обследования, изучается медицинская карта ребенка, проводится опрос родителей, при необходимости логопед может направить ребенка на консультацию к лор – врачу, окулисту, неврологу, сурдологу, дефектологу. В идеальном варианте заключение о речевом развитии ребенка ставится коллегиально : логопедом , психологом и неврологом . А после этого логопед , учитывая особенности психики ребенка, тяжесть речевого деффекта, подбирает программу коррекции речи.

Программа коррекции речи осуществляется поэтапно, и в большинстве случаев, включает в себя :

Формирование правильного речевого дыхания,

Развитие фонетического восприятия,

Нормализация речевой моторики,

Коррекция нарушения звукопроизношения,

Преодоление нарушения и развитие лексико-грамматической стороны речи,

Развитие связанной речи.

Если ребенок успешно усваивает и выполняет программу коррекции речи, то в дальнейшем логопед обучает его элементам грамоты, подготавливает к обучению в общеобразовательной школе. Длительность коррекционной программы зависит от тяжести речевого нарушения, психологического и неврологического статуса ребенка, от профессионализма логопеда . Каждое занятие, которое проводит логопед в детском саду , представляет собой целый комплекс игр и упражнений, а также различных видов гимнастик и массажей для язычка детей. На занятиях логопед использует игрушки , картинки, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала. А самый главный атрибут занятий – это зеркало, перед которым выполняются большинство заданий. Есть у логопеда и логопедические инструменты – зонды для массажа и постановки звуков. Логопед в детском саду регулярно проводит не только фронтальные (занятия со всей группой, но и подгрупповые и индивидуальные занятия.

Какие же речевые нарушения исправляет логопед в детском саду ?

1. Нарушение устной речи :

Дислалия (косноязычее) – нарушение звукопроизношения принормальном слухе и сохранненой иннервации речевого аппарата;

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата;

Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

Брадилалия – патологически замедленный темп речи;

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи;

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Кроме проблем с устной речью, дети страдают нарушением письменной речи, которое корректируется уже в школе.

2. Нарушение средств общения :

ФНР – фонетическое недоразвитие речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Такие расстройства могут проявляться :

В отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

В искажениях – горловое произнесение звука р, щечное - ш и т. д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т, чаще всего нарушаются :

Свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары, Ц;

Шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ;

Сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары) ;

Заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары) .

Чаще всего детей с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР - фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие) . Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов , ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па) . И, когда логопед в детском саду спрашивает , какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы) . А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема - минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами) . Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции : для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний :

Трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

При сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

Невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР :

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т. е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с» , «ч» , «ш» ребенок произносит звук «сь» : «сюмка» вместо «сумка» , «сяська» вместо «чашка» , «сяпка» вместо «шапка» .

2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т. е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.

3. Смешение звуков, т. е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р» , «л» и «с» изолированно (т. е. один звук, не в слоге или слове, но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова» .

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются : общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов , согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи. Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т. д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно :

Более позднее начало речи : первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Формирование правильного речевого развития – это сложный процесс - необходима совместная работа врача - невролога, логопеда , психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

И в завершении своей работы, хотелось бы сказать, что родители играют не менее важную роль в речевом развитии детей. Поэтому кроме занятий с ребенком логопед в детском саду проводит консультирование родителей, во время которого родителям объясняет дефект речи ребенка, обучает необходимым приемам и упражнениям для домашних занятий.

Спасибо за внимание!

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у детей, видов коррекционных занятий и их продолжительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет - сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия , - легкий вид, ФФН - фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР - общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня - от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех!


При назначении на должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, логопеда предъявляются специальные требования. На эти должности назначаются лица с высшим профессиональным (дефектологическим) образованием. О нем может свидетельствовать диплом государственного образца об окончании пединститутов или педагогических университетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов .

Полученное образование обеспечивает подготовку учителя-логопеда к следующим видам профессиональной деятельности:

  • - учебно-воспитательная;
  • - диагностико-аналитическая;
  • - коррекционно-развивающая;
  • - социально-педагогическая;
  • - научно-методическая;
  • - консультативная;
  • - культурно-просветительная;
  • - организационно-управленческая .

В соответствии с ними выдвигаются типовые профессиональные задачи .

Учебно-воспитательная деятельность:

  • - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
  • - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
  • - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;
  • - применение современных средств оценивания результатов обучения;
  • - формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
  • - применение современных педагогических технологий;
  • - организация и проведение внеклассных мероприятий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

  • - проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
  • - проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

В области коррекционно-развивающей деятельности:

  • - осуществление коррекционного обучения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;
  • - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;
  • - осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

  • - планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
  • - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
  • - проведение профориентационной работы;
  • - оказание помощи в социализации учащихся.

Научно-методическая деятельность:

  • - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
  • - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

Консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, родителей детей, а также педагогов по проблемам

обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительная деятельность: формирование общей культуры учащихся.

Организационно-управленческая деятельность:

  • - рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;
  • - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
  • - ведение школьной и классной документации, речевых карт;
  • - организация контроля за результатами обучения и воспитания;
  • - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
  • - организация внеурочной деятельности;
  • - выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Круг профессиональных обязанностей логопеда определен в «Тарифно-квалификационной характеристике (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» . В отношении учителя-логопеда она состоит из трех разделов.

«Должностные обязанности»: содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. Они являются основной для разработки должностных инструкций на местах (в конкретном ДОУ), закрепляют обязанности, права и ответственности работника и утверждаются руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами (табл. 7).

«Должен знать»: содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей (табл. 7).

«Требования к квалификации по разрядам оплаты» предусматривают: уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием (табл. 8).

Должностные обязанности и основные требования к знаниям учителя-логопеда

Таблица 7

Должностные обязанности

Что должен знать и уметь применять логопед

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает уроки и занятия.

Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Ведет необходимую документацию.

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенцию о правах ребенка. Возрастную и специальную педагогику и психологию. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников). Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выполняет правила и соблюдает нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса

Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии. Новейшие достижения дефектологической науки. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

Таблица 8

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда учителей-логопедов

Образование

Стаж педагогической работы

Высшее дефектологическое

Без предъявлений требований к стажу работы

от 2 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в данных учреждениях)

Примерная должностная инструкция учителя-логопеда

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется заведующим ДОУ.
  • 1.2. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заместителю заведующего ДОУ по воспитательно-образовательной работе и руководителю структурного подразделения - медико-психоло-го-педагогической службы.
  • 1.3. В своей деятельности учитель-логопед опирается на следующие документы:
    • - законодательные акты и ТК РФ;
    • - Устав и Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
    • - Конвенцию о правах ребенка;
    • - базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки»;
    • - договор с родителями;
    • - приказы заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методические документы Правительства РФ и Департамента образования города Москвы;
    • - трудовой договор и настоящую должностную инструкцию, а также другие нормативные документы.
  • 1.4. Продолжительность рабочего времени учителя-логопеда - 20 часов в неделю.
  • 1.5. График работы учителя-логопеда утверждает заведующий ДОУ.
  • 2. Обязанности
  • 2.1. Учитель-логопед обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в ДОУ» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования.
  • 2.2. Корректирует речь путем организации фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, исходя из потребностей детей.
  • 2.3. Подходит к каждому ребенку индивидуально, руководствуясь при этом программно-методическими указаниями.
  • 2.4. Грамотно использует наглядный учебно-методический материал.
  • 2.5. Принимает активное участие в медико-педагогических комиссиях.
  • 2.6. Проводит консультации и беседы с воспитателями групп и родителями по вопросам организации логопедических занятий.
  • 2.7. Планирует работу согласно поставленным речевым диагнозам и речевым возможностям детей.
  • 2.8. Определяет направленность коррекционной работы и организует ее.
  • 2.9. Обобщает и представляет опыт своей педагогической деятельности для коллег ДОУ и других дошкольных учреждений округа.
  • 2.10. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, использует передовой опыт и научные рекомендации в работе в детьми.
  • 2.11. Строго соблюдает режим, установленный в ДОУ.
  • 2.12. Принимает участие в педагогических советах и других мероприятиях, предусмотренных в годовом плане ДОУ.
  • 3. Права
  • 3.1. Учитель-логопед имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а также пользуется правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, Договором с родителями, Положением о дошкольном учреждении.
  • 4. Ответственность
  • 4.1. Учитель-логопед несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка ДОУ.
  • 4.2. Несет ответственность за сохранность имущества, находящегося в логопедическом кабинете.
  • 4.3. За неисполнение всех обязанностей учитель-логопед несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
  • Об этом свидетельствуют «Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)». Приложение № 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5.
  • Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия. Утвержден 31 января 2005 г. Номер государственной регистрации - № 685 пед/сп (новый).
  • Типовые профессиональные задачи едины для учителей-логопедов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждений, центров реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссий.
  • Приложение 2 к Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 // Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-метод. мат-лов. М., 2004. С. 388-389.
  • См.: Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. М., 2006. С. 35-36.

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает отдельные буквы или не может правильно составить предложение. Стоит помочь ему научиться. И поможет в этом логопед. Практически во всех детских садах есть группы логопедического профиля, где занимаются дети с подобными проблемами.

Для чего нужны занятия со специалистом?

Именно логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и воспитывает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Все это очень важно для дальнейшего обучения в школе.
Логопедическая работа идет по следующим направлениям:
  • специальный массаж - происходит укрепление или наоборот, расслабление артикуляционных мышц;
  • артикуляционная гимнастика - проводится в игровой форме;
  • развитие мелкой моторики рук - это необходимо, так как речевые зоны и зоны кистей рук взаимосвязаны;
  • развитие фонематического восприятия - умение выделять определенные звуки из потока речи;
  • развитие воздушной струи - помогает произносить некоторые звуки (например, «р»);
  • развитие фонематического анализа и синтеза - умение определить ударные гласные звуки, разделить слово на слоги, определить количество слов в предложении по схемам;
  • постановка определенных звуков, дифференциация с другими схожими звуками;
  • развитие грамматической и лексической стороны речи, развитие памяти и внимания.

То есть, этот специалист в детском саду помогает ребенку научиться правильно выговаривать звуки, правильно строить предложение, развивает мелкую моторику, внимание, память и зрительно-пространственную ориентацию.

Как проходит занятие?

В дошкольном учреждении логопедические занятия проводятся индивидуально или в группе. Несмотря на то, что индивидуальные занятия более эффективны, во время групповых занятий дети обычно чувствуют себя комфортнее.
Групповые логопедические занятия проводятся с детьми, которые имеют разные отклонения в речевом развитии. В группе обычно 6-8 детей, возраст должен быть одинаковым. В группу набирают детей с одинаковыми речевыми проблемами. На таких занятиях ребят учат связно говорить, накапливать словарный запас.
Индивидуальные занятия проходят с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи игр и упражнений логопед будет исправлять различные дефекты. Причем, логопед использует упражнения для пальцев, музыку, учит правильно распределять дыхание (что актуально для заикающихся детей).
Занятия проходят два раза в неделю по 20-25 минут. Логопед обязательно дает домашние задания малышу. И родители должны каждый день их выполнять. Для этого потребуется зеркало и тетрадь.

Обычно на занятиях применяются следующие упражнения:

  • сильно надувать и сдувать щеки;
  • плотно закрывать рот и широко его открывать;
  • сжимать зубы и напрягать губы;
  • стискивать зубы и размыкать губы, широко улыбаясь;
  • широко улыбаться, затем кончиком языка двигать по часовой стрелке;
  • улыбаясь, выставить язык между губами и сказать «ля-ля-ля», прикусывая кончик языка;
  • улыбаться и облизывать верхнюю губу широким языком;
  • во время улыбки водить языком вверх и вниз;
  • вытягивать губы и делать узкий язык, произнося звук цокающих копыт.
Это самые распространенные упражнения. Но существует еще множество упражнений, которые использует в своей работе логопед.

Очень важно, чтобы в дополнение к работе логопеда в детском саду, родители занимались с чадом дома. Делать это надо регулярно. Это поможет быстрее справиться с логопедическими проблемами у ребенка.

Что еще почитать