Что нельзя говорить ребёнку, если его обижают в школе

Школьная пора – начинающий путь к самостоятельной жизни. Школьных конфликтов практически избежать нельзя. Ссоры возникают между сверстниками, детьми постарше. Встречаются недомолвки, придирки со стороны педагогов. Как реагировать, что делать родителям, когда ребенка обижают в школе.

Почему ребенка обижают в школе?

К сожалению, даже в самых показательных классах имеются сорванцы, хулиганы, которым нет ничего проще, как обидеть ребят. Есть случаи, когда старшие дети придираются, высмеивают младших.

Основные причины, по которым конфликтная ситуация сможет возникнуть:

  • школьник трусливый, пугливый по натуре;
  • внешние изъяны: кривое ухо, хромата;
  • плохая успеваемость;
  • старомодная одежда;
  • неблагоприятная семья.

Обиды характеризуются по-разному. Одно дело, когда толкаются на перемене по случайности или мальчишка дергает девочку за косу, другое дело – ребенка обижают сверстники и он плачет. Ссоры между сверстниками свидетельствуют о низкой самооценки, нерешительности, проблеме в общении школьника.

Подобные инциденты лучше разбирать, решать в школьные годы, чтобы во взрослой жизни ребенок смог самостоятельно улаживать мирным путем.

Для разрешения проблемы стоит подключать классного руководителя: кто, как не учитель знает характеристику каждого ученика. Родителям надо тщательно вникнуть в проблему, выяснить по какой причине произошла ссора. Возможно, инициатором стал сам сын (дочка): периодами ведет себя вызывающе, агрессивно.

Хуже нет, когда дети обижены. Обиды, конфликты, ссоры в школе и в результате плохие последствия: ребенок не захочет посещать школу, пропадет желание учиться, общаться с одноклассниками, замкнется в себе.

Что делать, если ребенка обижают в школе?

В момент, когда обида, ссора отражается на здоровье, успеваемости сына (дочки) родителям необходимо срочно принимать меры. Для благополучного решения проблемы нельзя пренебрегать советами психолога.

Советы психолога, если ребенка обижают в школе:

  • находиться рядом со своим чадом в трудной ситуации; сочувствовать, быть вежливым;
  • основная задача родителей. Не следует маме, папе наказывать обидчика: они не вправе обижать чужих детей. Такое действие усугубит конфликт, а сын (дочка) плюс ко всему, станет в глазах обидчика ябедой;
  • организовать совместную встречу родителей (обеих сторон), детей, классного руководителя. Учитель, как сильное звено, заранее должен обдумать, каким способом примерить ребят. Это может быть гармоничная беседа, совместный труд;
  • родителям нужно контролировать поведение, не позволять повышать тон. Эмоции в данный момент неуместны. Разбирательство должно происходить мирно, с чувством такта;
  • следить за поведением сына. Случай, когда он печален, расстроен не оставлять без внимания, добиться правды. Подготовить беседу так, чтобы ребенок рассказал всю правду;
  • нет ничего плохого в том, что ребенок не дает сдачи, когда его обижают. Часто мама с папой «обрабатывают» детей, чтобы те в ответ били, к примеру. Но это не разрешит ситуации. Постоянно утверждая, что сдачи следует сдавать, ребенок может и пристраститься к ней, подумав: «Раз родители советуют, значит, наказ несет положительный характер»;
  • записать дитя на спортивную секцию. На первых порах и здесь можно столкнуться с тем, как ребенка обижают на тренировке. Посещая секции, преподаватель научит решать проблемы, избегая кулаков. Тренеры выработают в ребенке лидерские качества, уверенность в себе.

Редко, но все же встречаются жестокие детки. Скорее, это ребята из неблагополучных семей. Не дай Бог попасться им в руки. Обычно детей-тихонь «вылавливают» после уроков и начинают мучить, издеваться, придираться. Такие ситуации расцениваются, как детская жестокость, которые требуют немедленного вмешательства директора школы, правоохранительных органов.

Нельзя все нюансы воспитания детей взваливать на учителей, тренеров, классных руководителей. Чтобы избежать конфликтов со сверстниками, родители должны проводить беседы, учить ребят раскрываться с положительных сторон, найти метод решения проблем с точки зрения психологии, а не драки. Тогда дети поймут, что они - сильная личность, уверенны в своих силах, смогут постоять за себя в любой ситуации.

Соседский ребенок аутист обижает детей. Детки - аутисты, как правило, одиноки в плане общения с другими детьми. Они предпочитают находиться в одиночестве. Ошибочно мнение, когда говорят, что соседский ребенок - аутист обижает детей. Аутистов считают детьми особенными: мысли свои выражают жестами, речь часто невнятная, в звуках наблюдаются нотки агрессии.

Когда на детской площадке играют дети и ребенок – аутист, родители должны подготовить сыновей, дочерей: объяснить, что особенный ребенок сможет проявить агрессию, так как часто таких детей обижают. Аутистам не нравится, что с ними хотят завести беседу, поэтому детки, проявляя агрессию, дают понять отстать собеседнику. Никаких признаков обид быть не может.

Для реализации защиты детей, порой, требуются регулярные звонки директору школы, участковому. На случай когда классный руководитель игнорирует происходящие конфликты, родителям необходимо самостоятельно искать выход. Походы в милицию, школу должны продолжаться пока родитель не увидит, что дитя в полной безопасности.

Что делать, если ребенка обижают в детском лагере?

Не всегда летние поездки в детский лагерь бывают безоблачными и радостными. Иногда случается так, что ребенок не вписывается в коллектив. А так как детям свойственно проявлять жестокость, то часто такого ребенка обижают в лагере.

Причины. В первую очередь надо понимать, что на пустом месте такая проблема не возникает. Наверняка уже были конфликты со сверстниками в школе или во дворе. Скорее всего ребенок уже сообщал или намекал, что у него есть проблемы в общении. Некоторые дети не особо любят говорить о своих неудачах, тогда о существующей проблеме можно догадаться по угрюмому поведению, плохому настроению по возвращении из школы.

Помощь родителей. Не стоит игнорировать и делать вид, что все в порядке. Если ребенка обижают – ему надо помочь. Мягко разговорить, стараясь не обидеть, внимательно выслушать, дать дельный совет. Советы надо давать с умом. Это не должны быть общие фразы с абстрактным смыслом «в целом» и «в общем». Дети этого не понимают. Совет должен быть из разряда: «тебе скажут это, а ты говори то». Или: «тебе сделают это, а ты сделай вот так». И, конечно, потом обсудить уже новую ситуацию – что изменилось.

Если есть проблема, то перед отправкой ребенка в детский лагерь, стоит подготовить его, чтобы потом слушать по телефону, не как обижают ребенка в лагере, а как он со всеми нашел общий язык и как ему там весело.

Ребенок - белая ворона. Возможно у вашего любимого чада есть какой-то недостаток, который в ваших глазах таковым может и не является. Но надо помнить, что детский коллектив – это особая среда. Там любой, даже самый незаметный недостаток будет преувеличен, выставлен на всеобщее обозрение и осмеян. И находится в такой атмосфере тяжело даже видавшему виды взрослому, что уж говорить о ребенке.

Что это могут быть за «недостатки»:

  • излишняя полнота;
  • ношение очков;
  • отсутствие модных гаджетов;
  • старенькая одежда;
  • застенчивость.

Еще до поездки в лагерь следует убедить ребенка в его «нормальности» и научить парировать насмешки ровесников.

Ну и конечно, нужно помочь ребенку справиться со своими «недостатками» - найти возможность и купить то, что есть у всех, а у него пока нет, возможно отдать в спортивную школу, купить модную одежду, отдать в театральный кружок, где он избавится от застенчивости и научится базовым навыкам общения.

Персонал лагеря. Итак, плотная работа с ребенком проведена. Настало долгожданное время поездки в лагерь. Родителям на этом не стоит успокаиваться – все-таки любимое чадо далеко, поддержки близких нет, может случиться все что угодно. А значит стоит поговорить с вожатым, заручиться его поддержкой в случае, если он увидит, что ребенка обижают в лагере – немедленно принять меры и помочь ему.

Постоянная связь. Большой помощью будут обычные телефонные разговоры по душам. Обязательно снабдите своего ребенка мобильным телефоном. Пусть у него будет возможность рассказать, что случилось за день, а у вас – возможность поддержать советом.

Куда обратиться, если обижают ребенка родители? Без сомнения, сидеть сложа руки нельзя. У каждого есть право на сохранение своего достоинства и у детей тоже. Но им в этом следует помочь, ведь они еще мало знают о своих правах.

Обратиться необходимо в отдел опеки или отдел по делам несовершеннолетних, которые есть при администрации в каждом населенном пункте.

Куда жаловаться, если обижают приемных детей? Обратиться также нужно в отдел опеки. Но бывает, что ситуация сильно накаляется, случается рукоприкладство. Тогда следует вызывать полицию, а они, в свою очередь передадут дело в отдел по делам несовершеннолетних и в отдел опеки и попечительства.

Нельзя оставаться равнодушным, когда где-то рядом обижают ребенка. Детская душа – нежная и ранимая, оттого обида, нанесенная ей – куда большее преступление, чем обида взрослому. Ведь ребенок – зависим от нас, от взрослых. Оказывая помощь детям, мы учим их милосердию и прощению.

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)


К сожалению, мы живем в жестоком мире, в котором даже школьник может оказаться «жертвой» для своих одноклассников. И дети зачастую не ограничиваются одними лишь оскорблениями, они начинают унижать, шантажировать и избивать того, кого выбрали изгоем. Но что делать, если ребенка обижают в школе ?

Как поступать родителям в этой ситуации? Как помочь своей дочери или сыну?

Давайте начнем по порядку и сначала попробуем проанализировать за что ребенка могут обижать в школе .

За что обижают ребенка его одноклассники?

Как бы страшно это ни звучало, но сейчас, наверное, в каждом классе есть ученик, над которым постоянно смеются и издеваются его же одноклассники.

Происходит это от того, что дети таким образом пытаются самоутвердиться за чужой счет. Ведь если они покажут свою силу, заставят кого-то трястись от страха, то в глазах остальных учеников они станут крутыми, и их репутация резко возрастет.

При этом одноклассники начнут принимать участие в унижениях «изгоя» лишь для того, чтобы стать другом «крутого» хулигана. А если они вдруг встанут на сторону «жертвы», то рискуют сами же оказаться объектом насмешек и издевательств.

Печально, конечно, но это именно так.

В основном дети осознанно выбирают ученика, над которым продолжают издевательства на протяжении всей школьной жизни. И, как правило, в категорию «изгоев» можно попасть, обладая следующими критериями:

  • Нетипичная внешность , сильно отличающаяся от других. Это слишком высокие или, наоборот, слишком низкие по росту дети, которым в итоге дают прозвища «дылда» и «карлик». Это толстые, прыщавые или имеющие заметный дефект во внешности (сильно оттопыренные уши, косоватые глаза, слишком длинный или горбатый нос) подростки.
  • «Забитый» характер . Это слишком скромные, стеснительные, неуверенные в себе дети, которые не способны дать отпор обидчику, чем тот в свою очередь и пользуется.
  • Агрессивное поведение и конфликтность . Если ребенок начинает проявлять агрессию к каждому, кто его случайно толкнул или как-то резко высказался, то он становится не хулиганом, а наоборот, изгоем. Ведь те, кого он обидел просто объединяются между собой и начинают свою месть в виде оскорблений и унижений. И даже если ребенок обладает сильным характером, имеет неплохие физические навыки, то с толпой ему уже справиться невозможно. Поэтому если он затевает драку, то в борьбе оказывается один против всех.
  • Медлительность и невнимательность . Таких детей одноклассники часто любят разыгрывать, причем иногда шутки бывают далеко небезобидными. Дело в том, что учеников просто забавляет нелепая реакция ребенка на тот или иной «прикол».
  • Многие стараются одеваться стильно и модно, но увы, не у каждого ребенка родители могут похвастаться хорошими доходами. В итоге дети просто вынуждены носить дешевую одежду, которая, например, может нелепо сочетаться с обувью (хотя вопрос «сочетания-не сочетания» настолько субъективен). И, конечно же, для одноклассников это является еще одной причиной поунижать ученика, который для них является «нищим».
  • Лидерский характер. Да, нередко бывает и такое. Получается, что даже волевые и сильные по характеру люди могут стать «изгоями». Как правило, такое происходит только в тех случаях, когда ребенок, попадая в новый коллектив, пытается взять власть в свои руки (активно предлагает интересные идеи, пытается убедить всех в правильности своей точки зрения). Он просто переходит дорогу действующему лидеру, который, не желая уступать свое место другому, начинает настраивать «свою» свиту против него.

Разумеется, стать объектом насмешек может абсолютно любой ученик. И часто даже нелепая публичная ошибка, по секрету рассказанная история или кем-то придуманная сплетня, могут на долгие годы «отравить» жизнь ребенку в школе.

Как определить, что ребенка обижают в школе?

Именно поэтому родителям важно самим определить, что их ребенок стал объектом унижений, причем сделать это нужно как можно раньше.

Итак, как понять, что ребенка обижают в школе :

  1. он приходит домой в плохом настроении: грустный, печальный, озлобленный; он часто опаздывает на уроки, несмотря на то, что из дома уходит вовремя;
  2. он начинает хуже учиться и вместо привычных пятерок в дневнике оказываются тройки и даже двойки;
  3. он ищет причины, чтобы не пойти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие или отсутствие уроков в этот день;
  4. он постоянно «теряет» личные вещи: ручки, тетради, ластики;
  5. он возвращается домой с грязным портфелем или в порванной одежде, уверяя при этом родителей, что якобы случайно упал в лужу или его обрызгала машина.

Действие или Бездействие?

Итак, все мы понимаем, что школа — это некий жизненный этап для любого человека, пройдя через который он станет взрослым. Но как известно, на любом пути встречаются препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее, опытнее и мудрее.

И дети не являются исключением.

Однако, если взрослые будут постоянно контролировать их шаги, вовремя убирая «грабли» из под ног, или вовсе решать проблемы своего чада, то в итоге, когда ребенок вырастет — он станет несамостоятельным и будет не способен справляться с трудностями сам.

Ведь даже мы порой благодарны своим прошлым «ошибкам» за то, что они изменили нас и сделали в чем-то сильнее.

Но одно дело, когда ребенок сталкивается с небольшими трудностями (ссора с другом, поражение в соревновании, двойка по истории), и другое — когда он оказывается в опасной проблеме, становясь «изгоем» в своем классе.

Допустим, вы уже узнали об этой ситуации, и теперь вас наверняка мучает вопрос: вмешиваться или позволить ребенку самому решить свои проблемы?

Давайте, почитаем две реальные истории, которые дадут ответ на ваш вопрос.

История первая. Мальчик Андрей был изгоем в своем классе, ребята постоянно шутили над ним, оскорбляли, унижали и били.

Возвращаясь домой, мальчик не находил поддержки со стороны матери, ведь она относилась безразлично к проблемам своего сына.

Возможно, она хотела воспитать в нем самостоятельность или просто она уделяла все свое внимание сестре Андрея, которая была младше своего брата на 7 лет.

Так или иначе он был слишком одинок, ведь ни один человек в этом мире не мог поддержать его, утешить и защитить. А ведь Андрей так мечтал стать счастливым, он хотел быть известным политиком…

Но унижения продолжались и тогда, когда мальчик вырос: однокурсники избивали его, девушки смеялись, коллеги по работе презирали.

Андрей «сломался».

Он, конечно женился в дальнейшем, и у него родилось двое детей, которых он любил до безумия, но «прошлая жизнь» его все-таки погубила.

Нет, он не сделал с с собой ничего плохого и даже сумел прославиться на весь мир.

Но кому нужна такая слава? Ведь этот мальчик — Андрей Чикатило , от рук которого погибло более 50 человек, и в основном это были дети от 7 до 17 лет.

История вторая. Американский мальчик Стивен тоже был «изгоем» в своем классе.

Ученики издевались над ним, причем порой очень жестоко, но когда он возвращался домой, то вместо безразличия получал материнскую поддержку.

Мама сильно любила своего сына, заботилась о нем и всячески старалась, чтобы мальчик был счастлив хотя бы дома.

В итоге любовь не позволила ему «сломаться», и повзрослев, мальчик стал Стивеном Кингом — известным писателем, одним из богатейших людей в мире.

Вывод — не бездействуйте!

Конечно, очень обидно, если весь класс ополчился против вашего ребенка, поэтому в такой ситуации только вы способны помочь ему.

Ни в коем случае НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙТЕ, ведь постоянные насмешки одноклассников могут морально покалечить маленького человечка.

Как помочь ребенку?

Многие родители, узнав о том, что их любимого ребенка обижают одноклассники, в первую очередь пытаются лично побеседовать с «обидчиками» или с их родственниками.

Возможно, разговор подействует, но только в том случае, если дети учатся в начальных классах. Но и то не исключено, что повзрослев, они вновь не начнут издеваться над ребенком.

А если ваш сын или дочь уже являются подростками, то беседа с их одноклассниками, наоборот, спровоцируют учеников на более жестокие издевательства.

Дело в том, что в переходном возрасте дети уже не особо прислушиваются к взрослым, и в большинстве случаев они делают то, что хотят сами.

Поэтому, «попросив» их не трогать вашего ребенка, они назло начнут сильнее запугивать его, обвинять в «стукачестве» и шантажировать побоями, если он вдруг вновь решит кому-либо пожаловаться.

Поэтому, если вы действительно хотите помочь своему чаду, то для начала обсудите проблему с ним и проанализируйте ее, чтобы отыскать верное решение.

Давайте попробуем составить наш план решения возникших проблем:

1. Беседа с ребенком. Разумеется, ребенку этот разговор будет весьма неприятен, особенно, если он скрывает от вас факт издевательства над собой в школе.

Но тем не менее, вы должны обсудить с ним проблему и предложить свою помощь.

Только ни в коем случае не давите на своего ребенка, наоборот, постарайтесь сделать так, чтобы он сам доверился вам. Покажите ему, что вы друг для него, и что вы интересуетесь проблемами не для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, а для того, чтобы действительно помочь ему.

И для полной убедительности расскажите реальную историю из своей жизни, где вы либо оказались в такой же ситуации, либо столкнулись с не менее серьезной проблемой.

Доверьтесь ему сами, и тогда ваш ребенок доверится вам.

2. Анализ проблемы. Затем вам нужно проанализировать проблему и понять, из-за чего именно одноклассники стали издеваться над вашим ребенком.

Как правило, причина очевидна — детям просто «нравится» его реакция на оскорбления.

Конечно, изначально они всегда цепляются за внешность (длинный нос, маленький рост, кривые ноги), за характер (агрессивность, скромность, стеснительность), за совершенные ошибки (нелепые публичные оговорки), за неумение что-то делать (красиво рисовать, хорошо играть в футбол, плавать), но в конечном итоге именно из-за реакции ребенка они решают — продолжать над ним издевательства или нет. То есть, если ученик не способен дать сдачи обидчику (не обязательно физической, часто достаточно просто «подобрать нужные слова»), и получая оскорбления в свой адрес, он начинает плакать, выполнять требования хулигана или жаловаться, то дети ради этого его постоянно будут обижать.

3. Устранение причины проблемы. Если причина, по которой одноклассники ополчились против вашего ребенка ясна, то можно попытаться исправить ее.

Нетипичная внешность. Внешность каждому дана от природы и, как правило, без хирургического вмешательства ее изменить невозможно. Но можно поменять внутреннее психологическое состояние ребенка. А также внешний вид ребенка. Например, постараться одевать ребенка очень стильно и со вкусом. Чтобы его сверстники могли только завидовать такому модному «прикиду». И детские комплексы пройдут сами собой. Не понадобятся никакие кардинальные меры. Ведь ребенок станет модным и уверенным в себе.

Забитый характер. Как правило, в подростковом возрасте характер у ребенка уже сформирован и изменить его очень сложно. Ведь даже скромные дети понимают, что именно их стеснительность и боязнь «ответить» обидчику сделали из них «изгоев», но, увы, поменять себя они не могут.

На самом деле есть способы даже в такой ситуации помочь ребенку, и они описаны пунктах 4 — 7 нашего с Вами плана.

Агрессивное поведение. Если ребенок всегда агрессивно реагирует на замечания (даже сказанные по делу), на случайные толчки, на нежелание принимать его точку зрения, то вы должны научить его более уважительно относиться к окружающим.

Объясните, что мир не вертится только вокруг него, и своим поведение он делает хуже только себе. И в следующий раз, если кто-то сделает ему замечание, пускай он не огрызается, а выслушает его. Если кто-то случайно толкнет, то пускай «простит» своего обидчика. А если кто-то выскажет свое мнение, то пускай он выслушает его и расскажет о своей точке зрения, но ни в коем случае не начнет заставлять всех с ней соглашаться. Ведь как говорится: «сколько человек — столько и мнений».

Медлительность и невнимательность. Исправить эти недостатки у ребенка относительно не сложно, обычно достаточно лишь записать его в секцию, которая разовьет реакцию (настольный теннис, боевые искусства, баскетбол) и скорость (легкая атлетика, футбол, лыжный спорт). Также можно и дома выполнять подходящие упражнения, нацеленные на развитие данных навыков.

Неаккуратность и неряшливость. После серьезного разговора ребенок может осознать, что именно неряшливость сделала из него «изгоя» в классе, и скорее всего, попытается исправиться. Ведь следить за своей гигиеной и чистотой не так-то и сложно. Правда, для малообеспеченных семей это может стать настоящей проблемой, так как они из-за финансовых трудностей не всегда могут купить ребенку даже нужные вещи. Но если дело уже касается оскорблений, то в такой ситуации все-таки стоит «раскошелиться» на новую одежду для ребенка.

Лидерский характер. Когда ребенок от природы лидер, то ему сложно смириться с тем, что в компании есть кто-то главнее его. Но если вы переводите его в новую школу, то постарайтесь объяснить, что в первое время ему не следует даже пытаться взять власть в свои руки. Ведь для остальных учеников он не является пока что авторитетом. Пускай сперва он сдружится с одноклассниками, получит их уважение, и тогда даже стремление стать главным не сделает уже из него «изгоя».

4. Помощь психолога. Не во всех, но в некоторых ситуациях помощь психолога просто необходима, особенно, если одноклассники начинают «ломать» ребенка. Если он боится ходить в школу, вздрагивает при неожиданных прикосновениях, с опаской всматривается в толпу, боясь встретить очередного «хулигана», то значит психика его уже слегка нарушена, и если вовремя не обратиться к специалисту, то последствия могут быть самыми ужасными (о них даже страшно говорить).

Многие секции способны воспитать определенные навыки у ребенка (сила, скорость, реакция, логика, ораторская речь), которых, возможно, ему как раз и не хватает, чтобы справиться с издевательствами над собой. Поэтому целесообразнее записать его на какой-либо кружок, который не только поможет приобрести нужные навыки, но и позволит найти хороших друзей с общими интересами.

Важно! Если у вашего ребенка замкнутый характер, он не очень общительный, то лучше рекомендуйте ему заниматься индивидуальными видами спорта, желательно единоборствами.

6. Фильмы и книги. Когда ребенок свободен обязательно покажите ему фильм или дайте почитать книгу, где герои столкнулись с такой же проблемой, как и он. Как правило, персонажи поначалу терпят насмешки, но в конечном итоге преодолевают все трудности, добиваясь неплохих успехов в жизни. Возможно, чужие истории придадут уверенности вашему ребенку и он сможет повторить подвиг своего «героя».

7. Помощь влиятельного ученика. В каждом классе есть свои лидеры, и, как правило, вся школа знает о них.

Поэтому если вашего ребенка обижают, то можно попытаться попросить какого-либо старшеклассника помочь вашему ребенку.

Если влиятельный мальчишка не согласится защитить вашего пятиклассника «просто так», то возможно небольшое финансовое вознаграждение его убедит.

Ему достаточно лишь будет «припугнуть» главного хулигана, и объяснить, что если он еще раз тронет вашего ребенка, то за последствия будет отвечать не только он, но и вся его свита.

Как правило, страх оказаться побитым самому, заставит хулигана прекратить издевательства над одноклассником.

8. Смена школы. Разумеется, проще всего уйти от проблемы, отправив ребенка учиться в другую школу. Но на самом деле это не выход из ситуации. Ведь если в первой школе он по каким-то причинам стал «изгоем», то не исключено, что и во второй школе он вновь не станет «жертвой» своих одноклассников.

Поэтому первым делом все-таки попытайтесь разобраться с ситуацией, ну а потом, уже можно перевести ребенка и в другую школу. Если он, конечно, сам не захочет продолжить обучение с теми, кто его постоянно обижал.

9. Заявление. Когда издевательства доходят уже до избиений ребенка и постоянной порчи его вещей, то в данной ситуации нужно прибегать к серьезным методам борьбы с хулиганами. Не стесняйтесь обращаться в полицию, напишите заявление инспектору по делам несовершеннолетних, а также заявление на имя директора. Отправьте письмо с жалобой в министерство образования, в местный департамент образования, во все возможные инстанции, а также родителям хулиганов.

Ведь до тех пор пока дети будут чувствовать свою безнаказанность — они будут продолжать издевательства над вашим ребенком.

Поэтому БОРИТЕСЬ за него всеми методами! ИДИТЕ ДО КОНЦА и ДОБИВАЙТЕСЬ того, чтобы хулиганов исключили из школы, чтобы их наказали! И помните, что в данной ситуации нельзя терять ни минуты, так как с каждым днем, ученики «ломают» психику вашего ребенка, «ломают» его собственное «Я».

Ведь в подобных ситуациях бездействие может привести к весьма плачевным результатам.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Ребенка обижают в школе? Ему трудно постоять за себя? Станьте для него Другом и помогите решить эту проблему — она преодолима!

Почему дети становятся объектами насмешек?

Казалось бы, откуда берется детская жестокость? Ведь малыши рождаются такими невинными, беззащитными… Откуда в них столько зла, что они с удовольствием травят своих одноклассников и смеются над беспомощными?

На самом деле – это реалии нашего времени. Обычный ребенок каждый день по телевизору видит тысячи сцен насилия и насмешки над слабыми. Он за одну только минуту компьютерной «стрелялки» может «убить» несколько противников. И он воспринимает это как норму. Плюс агрессивное поведение главы семьи, какое сегодня – не редкость. И уж поверьте, если такой ребенок в школе сам не станет объектом насмешек, то уж с удовольствием присоединится к другим и с ними будет обижать другого ученика. За редким исключением.

Но что делать, если в классе невзлюбили именно вашего ребенка? Игнорировать? Не стоит. Порой последствия такой проблемы могут быть непредсказуемы. Так, например, известного серийного убийцу Чикатило травили в детстве его одноклассники. И его мать не только не вмешивалась, но еще и способствовала неким образом. В итоге, когда Чикатило одноклассники в очередной раз сильно избили и поиздевались, у него в прямом смысле «поехала крыша»…

В этой истории есть одно «но» – у мальчика не было поддержки со стороны взрослых. А это очень важно. Возьмем другой пример – детство известнейшего писателя Стивена Кинга. Над ним тоже издевались в школе, причем жестоко. Но каждый день после уроков он приходил домой, открывал дверь и окунался, по его словам, «в море любви». Его мама просто обожала сына и всячески поддерживала его. Поэтому Кинг не только не сломался морально, но еще и смог стать настоящей звездой и одним из самых богатых людей мира.

Если вы уже читаете эту статью – значит, поддержка у вашего ребенка уже есть. Проблема школьного насилия вполне решаема, важно только знать, как и что нужно делать.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников. Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви. Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Стоит ли вмешиваться?

Вмешиваться в такую ситуацию однозначно нужно. Ведь детская жестокость иногда не имеет границ. Одно дело, если ребенка просто периодически подкалывают или обзывают, но нередки сегодня случаи, когда разошедшиеся подростки заставляют пить своих жертв бензин или даже прыгать с крыши. Виновен в таких случаях больше стадный инстинкт – лидер выдумывает опасную затею, а другие участники ему поддакивают. В это же время лидер, почувствовав поддержку, идет еще дальше, и круг замыкается.

Поэтому, чтобы избежать трагедии и не пустить дело на самотек, помочь ребенку нужно обязательно. Но все зависит от возраста. Так, если обижают младшего школьника, в этом случае достаточно поговорить с учителем или припугнуть сорванцов. Взрослый для обидчиков в этом возрасте – еще авторитет. А вот прибежать в класс к сыну-подростку и начать кричать на его одноклассников будет не только бесполезно, но еще и может спровоцировать еще большие насмешки над «маменьким сынком».

В этом случае очень важно поговорить с самим ребенком и задать ему вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы я вмешалась в эту ситуацию? Нужна ли тебе помощь такого рода, или ты уверен в своих силах и справишься сам?». Обычно дети отвечают на этот вопрос искренне. Если ребенок решил, что справится сам, поддержите его верой в его силы.

Одним из неплохих вариантом может стать разговор с главным заводилой (а в каждой ватаге обидчиков всегда есть лидер). Лучше, если с ним побеседует старший брат ребенка или по просьбе соседский более старший мальчик из той же школы. Нужно, чтобы он словесно припугнул забияку и дал понять, что нападки на других ему с рук не сойдут. Но – только словесно. Когда лидер обидчиков поймет, что за свои действия можно в будущем получить от кого-то более старшего, он предпочтет успокоиться и больше не оскорблять своего одноклассника. Ведь главная причина детской жестокости – безнаказанность.

Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу?

Многие родители, как только их ребенок сталкивается с насилием в школьных стенах, стараются сразу перевести свое чадо в параллельный класс или даже школу. Конечно, в какой-то мере это решает проблему, на время. Но стоит в таком случае подумать над такими моментами:

  • легко ли будет ребенку адаптироваться к новому коллективу, если в прошлом он «потерпел поражение»?
  • как он объяснит своим новым одноклассникам, почему пришлось сменить место учебы?
  • что будет делать ребенок, если его новые друзья узнают, что в прошлой школе его били или унижали (а мир тесен)? Куда тогда нужно будет бежать?

Поэтому, если ситуация еще не критична, лучше заранее предпринять меры и попробовать решить проблему на месте.

Как помочь своему ребенку если его обижают в школе?

Обратите внимание на многих лидеров классных коллективов. Нередко они сами имеют изъяны внешности – полные, слишком высокие, с оттопыренными ушами… Ведь огромное значение имеет внутренняя сила духа, смелость, умение противостоять проблемам. Так, дети, которые открыты для насмешек и не умеют психологически защищаться, относятся к категории виктимных. А виктимность – неумение дать отпор или, напротив, привычка провоцировать конфликт – нужно преодолевать. Ведь ребенку еще жить среди людей, а этому нужно учиться.

1. Игры

Ребенка, которого обижают в школе, крайне желательно занять профессионально какой-нибудь спортивной игрой. Пусть это будет футбол, который научит социальным законам взаимодействия среди людей, баскетбол, который разовьет мускулатуру и поможет выглядеть солиднее, и даже шахматы, которые научат стратегическому мышлению, да и отвлекут от грустных мыслей.

2. Книги и фильмы

Специально для своего обижаемого чада желательно подобрать специальные фильмы (таких много американского производства) и книги, где главный герой терпел насмешки в школе и смог это преодолеть. Ребенок посмотрит и прочитает подобные истории с удовольствием, воодушевится и возьмет для себя интересные идеи.

3. Занятия с психологом

Если ребенок согласен пообщаться с психологом, то лучше такого специалиста найти. Он однозначно поможет побороть неуверенность в себе, возможно, найдет причины непопулярности ребенка в классе и даст дельные советы.

4. Круг друзей

Очень важно, чтобы у ребенка был свой круг друзей, пусть даже вне школы. Их он может найти в кружке или спортивной секции, и даже во время общения по скайпу с другими игроками какой-нибудь виртуальной игры. Очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный опыт общения с другими сверстниками, и постепенно переносил его на общение с невзлюбившими его одноклассниками. А на все выпады старался отвечать юмором и спокойствием.

Что делать, если насмешки продолжаются?

Конечно, не все в этой жизни – в наших руках. Возможно, в крайних случаях ребенка все-таки придется перевести в другую школу или на обучение на дому. В любом случае оставлять ситуацию как есть не нужно. Не получился один способ – ищите другой. Но знайте, что многие из современных звезд шоу-бизнеса с содроганием вспоминают свои школьные годы, но все же смогли добиться невероятной популярности и найти счастье. А вот их обидчики в большинстве своем живут серой жизнью, борются с безденежьем и пьянством своих половинок и страдают от насилия и насмешек других (таков непреложный жизненный закон бумеранга – все наши поступки и действия по отношению к другим людям обязательно однажды вернутся к нам самим).

Школьные годы – это еще не вся жизнь, и даже не самая значимая ее часть. Если ребенка обижают одноклассники – не превращайте это в трагедию. Объедините с сыном или дочерью усилия, пробуйте предложенные методы, научите ребенка психологической стойкости и уважению к самому себе, помогите ему быть не чьей-то жертвой, а Личностью. У вас обязательно получится решить эту проблему! И это будет победа, которую ваш ребенок запомнит на всю жизнь.

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Что еще почитать