Что такое любовь кратко и ясно и какие проблемы с ней бывают? Что такое любовь и какой она бывает: взгляд психологов

Полезные советы

Любовь - это слово, которое хоть раз проносилось в голове каждого человека. Оно либо вызывает радость, либо пугает, либо мотивирует.

Существование любви и ее смысл обсуждается на протяжении веков. Так что же такое любовь?

На этот вопрос пытались найти ответ поэты и ученые. И можно точно сказать, что ответ на этот вопрос ЕСТЬ – любовь это … на самом деле все зависит от того, с какой стороны подойти к этому вопросу.


Разные определения любви

С точки зрения романтика: любовь - это совершенство


Что для вас любовь? Вы считаете, что любить стоит без разногласий? Вы считаете, что партнеры должны всегда понимать друг друга? Если вы можете объяснить любовь таким образом, то вы настоящий романтик.

Вы, возможно, раскроетесь, но все же стоит отметить, что любви с первого взгляда не существует. На самом деле, чтобы обрести любовь нужно потрудиться. Согласно Салли Коннолли (Sally Connolly), психотерапевту с 30-летним стажем, если настаивать на идее идеальной любви, то это только навредит отношениям.

С точки зрения ученого: суть любви заключается в чувстве обоняния



Если вы любите анализировать, то, возможно, для вас любовь связанна с биологией. Существуют даже научные доказательства существования любви. Ученые из Бернского университета в Швейцарии, провели исследование, основанное на связи между нашим чувством обоняния и влечением к другому человеку. Они обнаружили, что главный комплекс гистосовместимости (ГКГ) в человеческом ДНК (область генома, которая играет большую роль в иммунной системе и развитии иммунитета) вызывает любовь к другому человеку.

С точки зрения реалиста: любовь, как океан



Для реалиста любовь сравнима океану с его постоянными волнами, приливами и отливами. Такое объяснение любви является наиболее правильным. Дать точное определение любви сложно. Чтобы любить и удерживать любовь, нужен труд, но в награду вы получите более здоровые, полноценные и длительные отношения.

Что не является любовью

Несмотря на то, что определение любви зависит от того, с какой стороны вы посмотрите на нее, есть несколько конкретных вещей, которые точно не нужно путать с любовью.

Влюблённость и любовь

Влюбленность – чувство, которое возникает в самом начале отношений. Та любовь, что не дает нам заснуть по ночам, отвлекает нас в течение дня и постоянно бодрит нас, на самом деле не любовь, а влюбленность, которую очень легко спутать с любовью. Многие из нас попадают в этот капкан. Вы спрашиваете себя "что такое любовь?" и потом убеждаете себя, что то чувство, которое вы испытываете вначале отношений и есть любовь. Если вы так считаете, то ваши отношения не продлятся долго, а вот настоящая любовь длится долго.

Страсть и любовь


Многие также путают эти два понятия. В чем различие? Если вы больше обращаете внимание на внешность партнера, если часто думаете о "спальном общении", то это скорее страсть, чем любовь. Это еще один капкан, в который легко попасть, так как мы всегда надеемся на лучшее и убеждаем себя в существование того, чего на самом деле нет.

Игнорировать явные пробелы в отношениях довольно легко, так как очень сложно расставаться с человеком, который вам не безразличен. Если путать понятия страсти и любви, то вы застрянете в фантазиях, вместо того, чтобы опуститься на землю и найти настоящую любовь.

Дружба и любовь


Эти чувства могут быть очень похожи, и это может вас запутать. Все потому, что мы можем влюбиться в друга и подругу, или чувствовать, что ваш романтический партнер является вашим другом. Мы очень много времени проводим с друзьями, поэтому трудно представить жизнь без них.

Подобное чувство возникает по отношению к нашим вторым половинкам и границы, порой, становятся размытыми.

Если вы запутались в отношениях с кем-либо, попробуйте уделить внимание химии и интенсивности ваших чувств. В общем, чем сильнее чувства к другому человеку, тем более вероятно, что это любовь, а не дружба.

Эмоциональная зависимость и любовь


Иногда нам кажется, что мы влюблены, однако, на самом деле, это эмоциональная зависимость. Как это понять? Есть несколько вопросов, которые стоит себе задать.

Вы стремитесь идеализировать своего партнера? Вы очень боитесь потерять его или ее? Для вас важнее отношения, чем сам партнер? Если вы ответили "да" на все эти вопросы, то вы находитесь в эмоционально зависимых отношениях, а это не любовь. Но не стоит себя корить за это. Стать эмоционально зависимым довольно просто, так как боязнь потерять партнера, а также желание его идеализировать являются вполне нормальными вещами.


Такие чувства могут испытывать люди, которые находятся в романтических отношениях, но порой мы можем зайти слишком далеко. Запомните, вы принадлежите самому себе так же, как и ваш партнер. Любовь позволяет нам оставаться самим собой.

Интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви - как чисто психологического феномена (в нём существуют подразделения на любовь родительскую, в том числе материнскую, братскую, детей к родителям и т. д., хотя чаще всего подразумевается любовь между мужчиной и женщиной) и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная). Термин "любовь" употребляется и тогда, когда речь идёт об особой привязанности к природе, животным, музыке, живописи и т. п. Многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви до сих пор не завершены, тем более что даже общее понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Древние греки выделяли различные виды любви: филияэретике (дружба между влюблёнными), эуноиа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), по то с (любовное желание), хари с (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание). Современная типология любви, принятая рядом исследователей, различает шесть стилей любви: эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию; люду с-гедоническая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; сторге - спокойная, тёплая и надёжная любовь-дружба; прагма - возникающая из смеси людуса и сторге, рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю - любовь по расчёту; мания - вырастающая из смешения эроса и людуса, иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; агапэ - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.
Любовь, рассматриваемая как нравственно-эстетическое чувство, выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием чувства любви является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершённое единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое. Нравственная природа любви выявляется в её устремлённости не просто на существо другого пола, а на вполне конкретного, единственного и неповторимого человека.
Потребность любви наиболее свойственна человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюблённость.
Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трёх влечений - души, ума и тела. У влюблённости же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.
Любовь - это сплав чувства и действия, направленных на другого человека. При этом любящий испытывает радость, удовлетворение, доставляя радость любимому или уменьшая его страдания. Таким образом,. в любви целью является не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости, наслаждения через отражённые радость и наслаждение любимого. Формула любви проста: если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше и делаю всё для этого, то я тебя люблю. Если принять эту точку зрения, то слова "эгоистическая любовь" становятся бессмысленными, так как любовь сама по себе как раз и есть отрицание, преодоление эгоизма, высшая степень развития человеческих отношений.
Симпатия и взаимная любовь в большинстве случаев являются главной причиной возникновения и создания семьи.
Чем сильнее взаимная любовь супругов, тем больше внимания, доверия и заботы они оказывают друг другу, тем выше у них возможность установления гармонических сексуальных отношений (см. Гармония сексуальная). Однако не следует фетишизировать роль любви в браке.
Помимо неё в стабильном и устойчивом браке должна быть супружеская совместимость, во многом определяющая успешность брачного союза. Повседневные заботы, столкновение характеров, темпераментов и личностных особенностей гасят силу любви, и уход её нередко является причиной прекращения брака (см. Развод) или оправданием супружеской неверности (см. Внебрачные половые связи).
Но ведь любовь возникает между людьми, а не между ангелами, и поэтому всевозможные недостатки, ошибки, конфликты, трудности во взаимоотношении - обычное дело, даже если людей связывает глубочайшая любовь. Все препятствия в любви создаются самой природой человека, личностью со всеми её положительными и отрицательными качествами. Безусловно, существует искусство любить, однако верно и то, что невозможно предугадать, как любовь будет развиваться. Действительность намного разнообразнее и непредсказуемее представлений о том, как сделать любовь богаче и счастливее, и любовь в ней чаще проявляется как потрясение.

(Источник: Сексологический словарь)

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Любовь" в других словарях:

    любовь - Любовь … Словарь синонимов русского языка

    Это эгоизм вдвоем. Перефразированная Жермена де Сталь Любовь это взаимное святотатство. Кароль Ижиковский Любовь это попытка мужчины удовлетвориться одной единственной женщиной. Поль Жеральди Любовь это краткий промежуток времени, когда лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия

    Любовь - Любовь ♦ Amour «Любить значит радоваться», – утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней [или, добавил бы … Философский словарь Спонвиля

    - (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… … Словарь синонимов

    любовь - 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ; 2) и … Большая психологическая энциклопедия

    ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии,… … Толковый словарь Ушакова

    Ови, жен. Слав.Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis любовь.)Именины: 30 сент. Словарь личных имён. Любовь… … Словарь личных имен

    ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного… … Современная энциклопедия

    Интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного восхождения; … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Любовь меняет все , Любовь Казарновская. Её имя – Любовь Казарновская. Оно известно всем мировым оперным и концертным сценам: Ла Скала и Метрополитен, Сан-Франциско и Монте-Карло, Мариинский и Большой, Ковент-Гарден, Зальцбургский…

Ах, этот взгляд, едва уловимые прикосновения, мысли, которые не дают уснуть. Так чувствует себя влюбленный человек. Но что в это время происходит с мозгом? Объясним любовь с научной точки зрения - как ее видят нейрофизиологи.

А как быть с любовью?

Когда вы любите, то, конечно, не думаете о своих генах. А ведь они унаследованы вами от многих тысяч ваших предков, которые предприняли все возможные усилия для того, чтобы успешно передать их потомству. Мозг человека, мотивирующий его на репродуктивное поведение, инициирует воспроизведение своих копий.

Многие, конечно же, слышали, что важнейшей составной частью счастья является любовь. И полезно знать о том, какое участие в возникновении этого чувства играют «гормоны счастья»: серотонин, эндорфин, окситоцин и дофамин. Любовь вызывает очень активное продуцирование этих нейрохимических веществ, поскольку именно она в значительной степени определяет выживание наших генов в процессе эволюции.

Интересно, что секс играет в этом эволюционном процессе лишь относительно небольшую роль. В том, что биологи называют термином «успех репродукции», задействованы многие другие части этого процесса: от выбора здорового партнера до выкармливания и воспитания здорового потомства.

И любовь объединяет все эти аспекты поведения человека.

Коктейль из нейрохимических веществ

Каждый из «гормонов счастья» по-своему участвует в формировании любовного чувства. Известные нам радости и горести любви поразительно напоминают воздействие дофамина, окситоцина, серотонина, эндорфина и кортизола на организм человека.

Дофамин

Выработка дофамина стимулируется своеобразным эффектом «достижения цели», который всегда присутствует в любви. Дофамин сигнализирует мозгу, что желаемая цель находится в сфере досягаемости. Для человек в любви эта цель - поиск второй половинки, той единственной или того единственного.

Окситоцин

Выработка окситоцина стимулируется прикосновениями и чувством доверия. У животных эти два проявления часто объединены. Обезьяны, например, разрешают прикасаться к себе только тем соплеменникам, которым они доверяют, поскольку из личного опыта знают, что агрессия у их сородичей может возникнуть в одно мгновение.

У людей всё, начиная от прикосновения рук до ощущения моральной поддержки, вызывает прилив окситоцина. Тот же эффект производит и оргазм. В процессе секса в организм человека выбрасывается большое количество окситоцина, что способствует возникновению чувства доверия, но на короткий период.

Рождение потомства также вызывает у млекопитающих значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Прикосновения рук стимулируют генерацию небольшого количества окситоцина, но если их осуществлять часто, как, например, у пожилых людей, то это создает новые нервные связи, которые способствуют повышению межличностного доверия. Такой же эффект вызывают дружеские связи между людьми, которые, кстати, способствуют и успеху репродуктивного процесса.

Окситоцин настолько тесно связан со всеми аспектами любви, что его часто называют «связывающим гормоном» или «гормоном объятий».

Серотонин

Выработка серотонина стимулируется тем, что также присутствует в любви, - вашим социальным статусом или статусом вашего партнера. Эта мысль может не нравиться применительно лично к вам, но можно легко обнаружить ее правдивость, присмотревшись к другим.

Животные с более высоким социальным статусом внутри своих групп, как правило, более успешны в репродуктивном процессе. А естественный отбор настраивает мозг таким образом, что человек испытывает чувство удовлетворения от прилива серотонина тогда, когда повышает свой статус.

И если человеческая особь получает признание и любовь со стороны того, кого она считает для себя важным, уровень серотонина у нее резко повышается.

Эндорфин

Выработка эндорфина стимулируется физической болью. Однако смеясь или плача, человек тоже ощущает прилив эндорфина. Известно, что влюбленные люди часто смеются вместе. Оказывается, совместный смех активизирует секрецию эндорфина.

К сожалению, плач тоже нередко связан с любовным чувством. Когда люди теряются в понимании того, что именно они испытывают - любовь или боль, - это не способствует блестящим результатам с точки зрения их выживания.

Однако нервные связи, возникающие под воздействием эндорфина, могут до определенной степени объяснить терпимость людей к сложным отношениям с партнером.

Кортизол

Кортизол также играет важную роль в успехе процесса репродукции. Он вызывает у человека ощущение дискомфорта, если человек утрачивает любовь. Но тот же кортизол обеспечивает человеку выживание, давая ему возможность превозмочь боль утраты и двигаться вперед по жизни.

Если бы человек оставался навсегда привязанным к партнеру, который стал для него недоступным, его гены были бы обречены. Кортизол помогает вашему мозгу перенастроиться таким образом, чтобы ассоциировать партнера с негативными, а не с позитивными ожиданиями. И вы начинаете поиск другого кандидата.

Любовь и выживание

Любовь может вызывать негативные ощущения по одной маленькой причине, о которой часто забывают. Дело в том, что мы рождаемся беззащитными и нуждаемся в любви для обеспечения выживания. Самым первым ощущением, которое получает мозг каждого из нас, является чувство, что сами мы не можем удовлетворить свои нужды. Но это чувство сразу же меняется на противоположное, как только вы получаете помощь от другой человеческой особи. И вы привыкаете ожидать эту помощь.

К сожалению, мы в своей жизни должны поменять детскую зависимость от нее на взрослую независимость. Такая трансформация может ощущаться, хотя бы частично, как угроза нашему выживанию. И мы опять ожидаем, что кто-то нам поможет. Именно поэтому люди в половозрелом возрасте начинают искать любовь.

Помимо прочего, она позволяет обеспечить выживание генам. Но взаимозависимость партнеров во взрослой любви никогда не сравнится с ощущением той первой зависимости от родителей, которое образует первые нейронные связи в вашем мозге.

Любовь создает ощущение комфорта, потому что без нее ставится под вопрос сама возможность передачи вашей ДНК потомству. Найти любовь в жизни сложнее, чем многим из нас кажется. Но если бы люди не прилагали к этому больших усилий, их гены были бы уже давно стерты с лица земли.

По материалам книги «Гормоны счастья»

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

Определение: Любовь – это чувство, которое выражает глубокую привязанность и симпатию, направленную от одного человека к другому.

Она является главной темой в мировой литературе и искусстве. В древности о любви рассуждали великие философы. С точки зрения философии, любовь – субъективное отношение человека к объекту своего вожделения, которое выступает главным индикатором счастья в его жизни. Она принадлежит к самой сложной категории среди перечня человеческих отношений.

Любовь - это болезнь. Весь мир видится через призму этого чувства. Человек засыпает и просыпается с мыслью о нём или о ней. Если болеют оба, то это огромное счастье! Вырастают крылья за спиной, можно горы свернуть! А если чувство не взаимно, то беда. Это мука, от которой хочется освободиться. Многие люди, испытав эти эмоции, сделали вывод: лучше пусть любят тебя, чем любить самому... Яна.

Смотрите другие объяснения в конце статьи

Но самое главное проявление любви проявляется в чувствах между мужчиной и женщиной. Бескорыстное чувство выражается в самозабвенном стремлении к объекту страсти, в потребности и готовности к самоотдаче.

Почему возникает настоящая любовь?

Сложно ответить: "Почему же возникает такое чувство, как любовь?". Многие люди истолковывают любовь исходя из собственных ощущений, и каждый выдвигает причину возникновения данного чувства. Рассмотрим основные причины, которые могут вызывать чувство любви:

    "Любовь с первого взгляда". Первое впечатление – одна из главных составляющих дальнейших отношений между парнем и девушкой. Первое мгновение дает понять, нравится вам человек или нет. Если вы уже с первых секунд чувствуете что это не ваш человек, то не стоит впустую тратить время.

    Схожие черты характера . Если вы безоговорочно понравились друг другу в первые минуты знакомства, то следующим этапом является определение общих интересов и тем. Человек пытается понять, схожи ли ваши характеры, подходите ли вы друг другу. И если вы находите в другом человеке близкие черты характера, поведения, то вы моментально проникаетесь большей симпатией.

    Первое свидание. Важно чтобы ваша первая "официальная" встреча прошла идеально. Главное показать себя с лучшей стороны, тогда это добавит вам больше шансов влюбить человека, который вам небезразличен.

    Сексуальное притяжение. Сексуальная энергетика важна в зарождающихся чувствах. Важно чувствовать другого человека, чтобы понимать насколько он вам дорог.

Что значит любить человека?

Когда мы влюбляемся, нас устраивает в человеке совершенно все. Мы закрываем глаза на недостатки друг друга, боготворим, прощаем разные обиды. Но со временем каждый из нас задумывается над вопросом: "А за что я все-таки люблю этого человека?". Выделим основные составляющие, которые помогут определить, что значит любить человека:

  • Любить – значит знать все о своем любимом.
  • Любить – значит проявлять заботу и уважение к любимому.
  • Любить – значит брать ответственность за того, кого любишь.
  • Любить – самосовершенствоваться ради любимого.
  • Любить – значит уважать чувства другого человека и быть верным.
  • Любить – значит доверять тому, кого любишь.
  • Любить – значит принимать слабые стороны и недостатки.
  • Любить – значит стать единым целым.

Можно ли любить на расстоянии?

В жизни возникают ситуации (работа в другом городе, перспективы роста), когда любящие люди вынуждены находиться на расстоянии друг от друга. Разлука является важным фактором в развитии отношений между любящими людьми. Расстояние позволяет придать новые ощущения, раскрыть новые возможности и черты человека.

Существуют и недостатки такого этапа. Партнеры редко видятся и общаются по мере возможности с помощью мобильной связи или интернета. Длительное отсутствие любимого человека может привести к внутренним конфликтам личности. Вы будете чувствовать себя одиноким.

Появляется возможность новых знакомств и встреч, которые могут привести к флирту или измене.

Если ваши отношения не сопровождаются частыми встречами, то чувства могут просто сойти на нет. Невозможно всё время жить прошлым.

    Всегда быть честными друг к другу;

    Уметь удивлять свою вторую половинку;

    Используйте фантазию и воображение для того, чтобы удовлетворить собственные сексуальные потребности и своего партнера;

    Встречаться чаще (но не реже 1 раза в месяц);

    Доверяйте своему любимому человеку;

    Определитесь с развитием ваших дальнейших отношений.

Что такое неразделенная любовь?

Многие пережили этап жизни характеризующийся неразделенной, безответной любовью. Это совершенно не значит, что вы не достойны, чтобы вас любили или вы недостаточно привлекательны. Дело в том, что объект желаний не всегда может ответить вам теми же чувствами. Часто безответная любовь может стать способом манипуляции, которую люди используют для личных целей. Такая форма любви может привести к непредвиденным последствиям (депрессии , нервные расстройства, самоубийство).

Единственным действенным способом, позволяющим избавиться от груза душевных терзаний, является время. Как бы ни было трудно сейчас, со временем пройдет самая страшная рана, которая затронула глубину вашей души. Для этого вам просто необходимо пережить этот период и помочь самому себе идти дальше.

Если вы хотите справиться с проблемой очень быстро, то вам нужно:

    составить список недостатков партнера – как только вы поймете, что этот человек не идеален, вам станет легче избавиться от чувств;

    отдалиться от объекта желаний – избегайте встреч, не отвечайте на телефонные звонки и не звоните сами, ограничьте доступ в социальных сетях. Чем раньше вы сведете общение к минимуму, тем легче справляться с эмоциями;

    отвлекайтесь от грустных мыслей – займитесь делом, которое будет вам нравится, и займет свободное время. Вы сможете самосовершенствоваться, знакомиться с новыми людьми.

Неразделенная любовь – это достаточно тяжелое чувство, но и в нем можно найти преимущества. Во-первых, она помогает лучше понять себя и свои эмоции. Во-вторых, мы можем открыть новые грани: умение рисовать, сочинять стихи, писать книги. Не стоит бросаться во все тяжкие. Лучше попытайтесь пережить это время с достоинством. Приобретенный опыт позволит сделать выводы о развитии дальнейших отношений с человеком, который будет любить вас всей душой.

Об этом чувстве своими словами

Любовь означает доверие между двумя половинками. Это то чувство, когда не можешь существовать без человека, когда одного имени пробегают импульсы по телу. В любви забываешь обо всем на свете и думаешь только о второй половинке, когда все проблемы и невзгоды кажутся решаемыми, а мир играет новыми яркими красками. Любовь заставляет смотреть на жизнь позитивно.

Любовь - это ощущение родства душ с человеком. Радость и боль становятся общими. На расстоянии чувствуется, когда с ним все хорошо или, наоборот, что-то случилось. В настоящей любви не может быть зависти. Любовь к детям, к родителям, к своей второй половинке придает ощущение счастья и смысла жизни. Там, где есть взаимная любовь не может возникать чувство одиночества.

Сокровенность, даже интрига слова «Люблю» в наше время теряется за повседневностью, люди так часто говорят «люблю-целую, люблю-целую». Говорят «Люблю» и маме, и другу, и собаке (коту), и даже мороженному, и все!, теряется первоначальное его значение. Значение, когда человек робко, шепотом и с чувством признается в этом. Но все же «Любовь», это такое важное и такое нужное для нас чувство. Истинная «Любовь» не говорит, она выражается скорее делом чем словом. И о настоящей любви равно как о счастье, можно сказать то же, что и о привидениях: все говорят о них, но не многие их видели, ведь у каждого «Любовь», означает что-то свое.

Любовь – самое чистое и искреннее чувство, которое только можно испытывать в своей жизни. Оно появляется из ниоткуда – ты влюбляешься в человека просто так, ни за что. И каждая отрицательная мелочь в характере любимого человека становится тоже любимой, а каждая положительная ощущается намного сильнее. Любовь к человеку никогда не исчезает. Она может лишь менять свою форму и проявление.

Полезные материалы


Что еще почитать