Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.
1:928 1:933Существует два способа создания изделий из папье-маше.
1:1040Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.
Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.
Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.
После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.
Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.
Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:
смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.
Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.
Затем снять с огня и дать остыть.
Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.
Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.
Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.
Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.
В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.
Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.
Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:
крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.
Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.
После остывания, клейстер готов к работе.
Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.
Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.
Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.
Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.
Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.
Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.
Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго-товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.
Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.
Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме-шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.
Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.
Для современного потребителя изделия из папье-маше при-влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.
Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.
Изготавливать поделки из папье-маше своими руками несложно. Давайте изучим основы и приготовим необходимые материалы.
Возникновение данной техники изготовления поделок, скорее всего, произошло во Франции. По-французски папье маше - это «жеваная бумага». В названии нет ничего удивительного, ведь для поделки нужна газета, белые листы А4 и клей.
Существует 2 различных способа:
Большинство предметов изготавливается легко и быстро, но требуется достаточно много времени на просушку. Отделка порой занимает день-два, особенно когда изделие сложное.
Клейстер нужен для соединения бумажных деталей. Обычный ПВА слишком густой, обойный тоже не подойдет.
Клейкую массу можно сделать дома, следуя несложному рецепту: ПВА и обычная вода. Их смешивают в соотношении 2:1. Варить клейстер необязательно, можно приобрести готовый в специализированных магазинах.
Изделия из папье-маше своими руками для начинающих - выбирают несложные. Так, чтобы «вылепить» чашку или вазу, надо выбрать подходящую емкость. Техника изготовления довольно проста:
Новичкам удобно пользоваться данным способом.
Особый интерес представляет разновидность техники папье-маше. Подойдет газета, рулон ненужной туалетной бумаги (многослойная, мягкая), салфетки или упаковка новых бумажных полотенец.
Перед тем как делать папье маше, аккуратно сложите бумагу и нарежьте. Если ножниц нет или хочется побыстрее, то нарвите, чтобы получились одинаковые квадраты (рекомендуемый размер - 1,5×1,5 см).
Уложите их в одну кружку доверху, а можно и в миксер. Теперь залейте водой, хорошенько размешайте. Доливайте жидкость понемногу при необходимости.
Проще замочить бумагу, выждать часа три, потом руками размешать ее, формируя бумажную массу.
Излишки жидкости сцедите при помощи сита. Получившуюся массу переложите в большую миску, добавьте туда ложку клея, немного клейстера. Размешайте. Смесь клей+клейстер необходима, ведь простого клейстера недостаточно, а если обойтись одним клеем, то лепить сложно
Добавляйте их еще, пока масса не приобретет липкость и не станет напоминать тесто. Регулировать степень жидкости можно добавлением клея или сцеживанием воды. Усилят прочность опилки.
Закончив, спрячьте бумажную массу в обычный пакет и храните в холодильнике.
Что можно сделать дома по технике папье-маше:
Полезные советы начинающим:
Подробный мастер-класс поможет создать красивую карнавальную маску для волшебной праздничной ночи!
Что потребуется:
Изготовление:
Осваивая технику бумагопластики с ребенком. лучше начать с изготовления яйца. Для развития детской моторики занятия рукоделием крайне полезны. Проведенные вместе уроки запомнятся надолго.
Изготовление:
Похожим образом можно сделать яблоко, грушу, арбуз и любой другой фрукт (овощ). Главное - основа для поделок папье-маше. Помните, что арбуз - большой, круглый, тыква - более сплюснута с боков и имеет ребристые края, у груши форма вытянутая. Низ шире, а верх, наоборот, уже.
Проще всего лепить основы из обычного пластилина. Из него несложно скорректировать форму и прикинуть размер будущего изделия.
Отделка такая же, различаются только цвета.
Делать цветы из газет папье-маше сложнее, чем объемные фигурки. Техника такая: лепестки изготавливаются отдельно, потом после высыхания и окраски их присоединяют к одной центральной основе, собирая цветок. Требуемые материалы такие же, только вместе со стандартным набором нужен стакан, воздушный шарик, специальный клеевой пистолет и лист плотного картона.
Изготовление:
Такая игрушка, безусловно, станет отличным подарком или украшением интерьера. Легкий, красивый, кажется, вот-вот взлетит.
Что потребуется:
Изготовление:
Похожим образом можно сделать кита - вырезать плавники, основу из ненужной бутылки или слепить ее из пластилина. В последнем случае половинки туловища после высыхания разрежьте, затем склейте заново. Плавники и окончание хвоста сделайте отдельно.
Изготовление фигурок животных - легкий, но увлекательный процесс.
Чтобы сделать ежика, потребуется:
Изготовление:
Потребуются ненужные лотки, оставшиеся после яиц. Замочите их и оставьте сутки настаиваться. Кстати, заливайте горячей водой.
Что потребуется:
Изготовление:
ВКонтакте
Поделки из папье-маше пользуются широкой популярностью. Это с успехом разного возраста и взрослыми людьми. В этом нет ничего удивительного.
Из папье-маше можно сделать простенькие к празднику или , но можно создать и настоящие шедевры, которыми не стыдно .
Папье-маше представляет собой смесь бумажной массы с клеящим веществом. В качестве основы (наполнителя) может служить любая измельченная . Одним из самых технологичных материалов считается , т.к. она хорошо растворяется в воде, образуя однородную массу.
Связующим средством выступает клеящий состав. Наиболее распространены такие варианты:
Для придания определенных свойств смеси дополнительно вводятся другие компоненты. Пластичность массе придает растительное масло и . Для придания прочности поделкам после отвердения в сырье добавляется гипс, алебастр или шпатлевка.
Внимание! Каждый мастер имеет свои секреты приготовления папье-маше и по-своему корректирует рецептуру опытным путем.
Технология изготовления поделок из папье-маше включает несколько этапов:
Папье-маше достаточно податливый материал. В зависимости от консистенции он может заполнять и повторять самые .
Идея! Из него можно изготовить своими руками декоративную посуду, вазы, шкатулки, статуэтки, разнообразные маски и декоративные элементы в разном стиле. Фантазия мастера не ограничивается.
Надутый шарик обклеивается бумажными кусочками, а после отвердения заготовки, прокалывается и аккуратно извлекается наружу. После раскраски получается смешной Колобок.
Новогодние поделки из папье-маше могут заменить елочные игрушки и украсить помещение. можно изготовить в технике маширования.
Для таких игрушек можно взять любую основу – резиновые, пластиковые шарики. Сверху приклеиваются бумажные кусочки, которые раскрашиваются и лакируются. Поверхность папье-маше можно декорировать блестками или маленькими красочными картинками.
Для изготовления объемных фигурок-украшений готовится смесь. Лучше всего использовать туалетную бумагу. Достаточно пластичную массу можно получить при растворении 1 рулона бумаги в 700-750 мл воды.
После получения однородной массы воду надо отжать, добавить связующее вещество (клей ПВА, обойный клей или клейстер). Смесь должна напоминать по консистенции густую сметану. Изготовить фигурки можно, используя детские песочные формочки. Масса заливается в них, а после отвердения аккуратно извлекается и раскрашивается.
Есть много вариантов, как сделать куклу из папье-маше, — от очень простых детских поделок до оригинальных художественных творений.
Масса готовится на основе рыхлой бумаги – туалетной, салфеток, яичной тары и т.д. В качестве клеевого состава используется клей ПВА, обойный клей или клейстер. Консистенция массы должна соответствовать мягкому пластилину.
Простая кукла изготавливается в таком порядке:
Из папье-маше можно сделать и сложную куклу с подвижными элементами (шарнирная кукла). Такая поделка по силам опытному мастеру.
Собирается она по заранее подготовленным чертежам. Состав включает такие ингредиенты: туалетная бумага, клей ПВА, шпатлевка на гипсовой основе, моющее средство жидкое.
Готовится масса следующим образом. Растворение бумаги производится в горячей воде (55-65 градусов) в течение 5-6 часов, для перемешивания лучше использовать миксер. После получения однородной массы, вода отжимается через марлю, добавляется клей и моющее средство (1 ст. л. на 1 л смеси). Последней в смесь вводится шпатлевка (120-140 г/л).
Все элементы куклы вылепливаются из папье-маше отдельно. Для подвижного соединения их между собой используется прочная тугая резинка или винтовое соединение. В последнем случае в одну из деталей вставляется винт, а в смежный элемент – гайка. Поверхности сочленения должны быть хорошо обработаны, чтобы обеспечивать плотное прилегание.
В последнее время в моду вошли фигурки в стиле стимпанк. По сути, это фантастическая аллегория с переносом старинных и диковинных элементов.
В таких фигурках особо ценится оригинальность и ироничность. Нагромождение составных элементов может быть самым неожиданным, но они должны создавать единое впечатление.
В качестве примера поделки в стиле стимпанк можно рассмотреть изготовление фантастической Рыбки.
В качестве материалов используются папье-маше, пенопластовая панель, картон, лист оргалита, кожзаменитель, гвоздики для обивки мебели, различные маленькие шестеренки, и всевозможные запчасти бытовой техники.
Основа Рыбки выполняется из пенопластовой панели толщиной 1-1,5 см. На ней размещается одно продольное и несколько поперечных ребер гофрокартона. Вся основа покрывается папье-маше в консистенции мягкого пластилина.
Плавники выпиливаются лобзиком из оргалита по картонной выкройке и закрепляются на папье-маше. Чешую можно сформировать из колец для штор и кожзаменителя. Сверху устанавливаются различные детали механизмов. Здесь надо проявить фантазию, т.к. определенный порядок не предусмотрен.
Важно, чтобы рыба смотрелась как механизированное чудовище. Для декора навешиваются ракушки. Можно присыпать фигуру песочком. Затем заготовка грунтуется с созданием коричневого фона, а некоторые детали выделяются акриловой краской золотистого цвета. Окончательно Рыбка покрывается лаком в 3-4 слоя. Размер такой поделки в длину составляет 85-100 см.
Одни из самых впечатляющих поделок из папье-маше – это африканские маски. Такие ручные творения способны украсить интерьер любой квартиры. Размер их составляет в высоту 35-37 см, в ширину – 21-24 см.
Масса готовится на основе туалетной бумаги. Для одной маски потребуются 2 рулона. Бумага растворяется в горячей воде, а потом смешивается с клеем ПВА (420-440 г), причем надо брать густой клей для строительных работ. Для придания пластичности добавляется льняное масло (3 ст.л.). При перемешивании смеси желательно использовать миксер.
Для формы хорошо подходит сферический ПВХ-лоток для продуктов. Его конфигурация напоминает маску. На такую форму накладывается слой папе-маше. Отдельно выкладываются основные детали – нос, брови, губы. Формируются глаза.
Разглаживание обеспечивается пальцами рук, а также стеком и ножом. Для полного отвердения поделки потребуется 12-14 суток. Затем маска шпаклюется тонким слоем и шлифуется после засыхания шпатлевки. Поверхность должна быть идеально гладкой.
Окрашивание маски проводится в особом режиме. Вначале наносится грунтовка, а потом вся лицевая поверхность красится белой акриловой краской. Следующий шаг – нанесение сверху черной краски.
После засыхания с помощью губки в нужных местах накладывается перламутровая эмаль. Окончательная операция – покрытие акриловым лаком. Можно использовать лак глянцевый или матовый. На фото показаны примеры исполнения поделок.
Помимо указанной расцветки африканские маски могут быть раскрашены и в другие цвета. Часто используются элементы красного, желтого и синего оттенка. Украсят поделку и особые детали – пирсинг.
Папье-маше справедливо считается прекрасным материалом для различных поделок. Простые изделия могут изготовить даже маленькие дети. У подростков и взрослых людей такое творчество перерастает в хобби. Их творения способны украсить интерьер любой квартиры.
Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!
Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.
Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.
Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.
Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.
Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.
С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.
В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.
По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.
Преимущества этого увлечения налицо:
Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:
Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:
Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.
Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.
Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).
Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.
Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.
Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.
Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.
Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.
Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.
Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).
После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .
Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.
Домик для кошки
Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам