Дети и социальные сети. Дети и социальные сети: запрещать или не препятствовать? Вербовка в запрещенные организации и группы

У моей хорошей подруги есть дочка Вероничка. Ей совсем скоро исполнится 2 годика – тот самый нежный возраст, когда малышка познает мир и учится его понимать. Она бегает, играет, смеется, капризничает – это ее самые первые самостоятельные действия. Она реагирует на все: игрушки, прикосновения, знаки внимания. Но больше всего эмоций у нее вызывает телефон. И если раньше она еще была не особо привередливой, и пульт или игрушка ей могли заменить телефон, то сейчас она строго выбирает сенсорный смартфон, причем iPhone в приоритете. Сейчас она уже без проблем может не только разблокировать экран, но и залезть в интернет и найти интересную игру. Как? Не могу себе даже представить, как она это делает.

И если Вероника делает это не осознано, и телефон для нее – это просто игрушка, с яркой и реагирующей картинкой, то для более взрослых детей – это нечто другое. Для них это уже удобный инструмент для достижения различных целей — образования, развлечений, общения. И, конечно же, можно без сомнения сказать, что наибольшей популярностью у юзеров смартфона пользуются социальные сети. Хорошо ли это? Ну, или, наоборот, плохо? Я очень часто слышу мнение, что социальные сети для детей очень вредны, ведь они перестают общаться вживую, у них не развивается эмпатия. Но это ли самое страшное, что может случиться с ребенком в интернете?

Психологи в один голос твердят, что социальные сети – это вред для молодых мозгов, что дети еще не сформировались как личности и не могут адекватно оценивать свое поведение в интернете, не могут фильтровать информацию, которая к ним поступает. В социальных сетях у детей формируется «свой» мир, они зацикливаются на «своих» интересах, не умеют нормально общаться в реальном мире, хотя бы потому, что при общении в инете у них всегда есть время подумать над ответом, есть возможность от него уйти. Они не видят глаз, не слышат интонацию человека, не умеют искренне сопереживать. Они живут в другой реальности, общаются с «интересными» людьми. Там они сами другие, они становятся теми, кем бы хотели быть в реальности. Перенести Тот мир в offline очень сложно. И если вовремя ребенка оттуда не достать, то из маленького интернет-пользователя вырастет взрослый социопат. А если еще учесть 24-часовое сидение за компьютером и тыканье большим пальцем по экрану смартфона, то к социопатии можно добавить целый букет заболеваний – от плохого зрения до ортопедических проблем.

Сам я придерживаюсь другой точки зрения. Мы живем в такое время, когда миром владеет не тот, кто владеет информацией, а тот, кто умеет ее правильно находить. Интернет – это одновременно и кладезь различных сведений, и, конечно же, свалка информационного мусора. Именно поэтому, только умея пользоваться интернетом, социальными сетями, форумами и находить по-настоящему верные и правильные факты, ты становишься центром современного мира. В социальных сетях, и в интернете в целом, человек формируется как полноценная личность, он сам может выбирать ту информацию, которая ему интересна, которая ему нужна для развития. А для того, чтобы ребенок мог эту информацию правильно отбирать, нужно родительское внимание, чуткость и много любви. Важно не упустить момент, когда социальные сети из разряда «игр» перейдут в разряд «жизнь». Находясь с детства в центре информационных полей, ребенок готовит на будущее базу, которая поможет ему найти свое место в жизни: работу, увлечение, возможно, даже семью.

Но вот недавно я наткнулся на одну статью в «Новой газете» про группы в социальной сети, в которых детей склоняли к суициду. Это целая разветвленная сеть групп, в которых все устроено как квест, все до ужаса продумано. Нужно сначала пройти по куче ссылок, чтобы дойти до самой главной группы, а потом продвигаться по разным уровням, выполняя задания. Попадают в эту игру «на смерть» не все. За 50 дней, которые ребенку отводятся на прохождение всех уровней, отбираются самые достойные. Именно они потом и должны совершить суицид. Сомнительная награда, правда? Но на протяжении «отбора» ребенку настолько «пропахивают» мозг, меняют сознание, подменяют моральные ценности, что самоубийство становится для них целью, к которой они стремятся. Игры играми, но за полгода существования таких групп жизнь самоубийством покончили 130 школьников. Вот такая вот ерунда происходит иногда в социальных сетях. И вот это по-настоящему вызывает страх и опасения не только за сознание и развитие детей, но и за их жизнь.

Очень важно помнить, что длительное нахождения в социальных сетях несет вред здоровью, хотя бы потому, что из-за сидячего положения, в котором ребенок проводит долгое время, у него могут возникнуть: искривление и даже травмы позвоночника, из-за плохого обмена веществ может возникнуть ожирение и гормональные нарушения. В общем, болячек можно получить множество. Поэтому очень важно быть внимательным к вашему ребенку и с детства объяснять ему, как нужно сидеть и сколько времени можно проводить за компьютером.

Социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашего мира. Сегодня нет человека, который бы не слышал про ВКонтакте, Facebook или Instagram. Не давать ребенку сидеть в социальных сетях — значит вырывать его из современного мира, а каждый родитель, конечно же, хочет, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. Любое новое вызывает страх и негатив — во времена Гуттенберга, например, книга считалась главным злом. Время меняет очень многое. Страхи и риски сегодня, да и во все времена, есть повсюду, и от этого никуда не деться. Самое главное, чтобы дети были нужны своим родителям. Чтобы их волновали даже самые незначительные проблемы своих чад, чтобы они их любили, играли в игры, уделяли им время, замечали самые маленькие изменения в жизни деток. Создавали условия для развития ребенка, читали ему книги, ходили с ним в кружки, разговаривали на разные темы.

Я наблюдаю, как растет Вероника, как она общается с родителями, как они смотрят на нее и играют с ней в игры. И мне становится спокойно за ее будущее, как в реальном мире, так и в виртуальном. И я надеюсь, что общаться она будет одинаково спокойно и со сверстниками на улице, и с юзерами в социальных сетях, а зарегистрируется она там уже совсем скоро, в этом сомнений нет.

Для нынешнего ребенка интернет – не просто источник увлекательного контента, это часть среды его существования. Дети в социальных сетях проводят все больше времени. Попробуем разобраться, насколько это полезно или вредно.

Дети в социальных сетях. Плюсы и минусы.

Не так давно, мамы и папы сокрушались по поводу чрезмерного увлечения их чад компьютерными играми. На первый взгляд обоснованно. Основной аргумент заботливых родителей — сидение за монитором и отсутствие физических нагрузок плохо влияют на здоровье.

На самом деле все немного иначе. Ученые провели исследование, результаты которого показали, что компьютерные игры по затратам энергии не уступают физическим нагрузкам! Кажется неимоверным, но это правда. Причем, чем выше интенсивность игры, тем больше энергии тратится. Ученые пришли к удивительному выводу – компьютерные игры с высокой интенсивностью улучшают состояние сердечно-сосудистой системы у деток. Но сегодня видеоигры незаметно ушли на второй план. Теперь у родителей другая головная боль – дети в социальных сетях. И как в случае с предыдущим увлечением детей, мамы и папы видят в новом веянии только ужасное.

Сами по себе социальные сети для детей не являются ни хорошими, ни плохими. Это как говорить об улице. Ребенок выходит во двор и решает с кем дружить. Конечно, компания может быть навязана сверстниками, но все равно от малыша многое зависит. Он сам выбирает – стать хорошим или плохим. То же с социальными сетями. Именно от ребенка зависит, будут они полезными или вредными. Отлично, если родители подтолкнут к хорошему, покажут и расскажут. Но это получается не всегда. Итак, какие для детей есть плюсы и минусы социальных сетей?

Плюсы:

  1. Возможность общаться с друзьями, родными и близкими. Особенно, если они находятся в другом городе или стране.
  2. Саморазвитие и учеба. В социальных сетях много информации в виде познавательных фильмов, книг, программ для изучения языков, уроков и мастер классов.
  3. Компьютерная грамотность. Пользуясь социальными сетями, ребенок в форме игры изучает некоторые основы компьютерной грамотности, и учиться работать с приложениями.

Минусы:

  1. Нежелательный контент. Агрессия, насилие, порнография, — к сожалению, информации подобного рода в сети предостаточно. Согласно исследованиям, ВКонтакте – социальная сеть, наиболее опасная для детей в этом плане.
  2. Зависимость от социальной сети. Слишком долгое времяпрепровождение в социальных сетях чревато зависимостью. По статистике в Украине каждый пятый ребенок тратит на соцсети в суме один день в неделю. Зависимость чревата ухудшением успеваемости и общего самочувствия.
  3. Проблемы с осанкой. Постоянное сидение вызывает проблемы со здоровьем. Кроме осанки, от недостатка физических нагрузок страдает общее самочувствие ребенка.
  4. Потеря навыков реального общения. В социальных сетях дети общаются «заочно». Они ведут себя более расковано, чем в реальном мире. Иногда, даже слишком. Как следствие, общение оффлайн кажется сложнее, чем оно есть на самом деле.
  5. «Facebook-депрессия. Ученые Хьюстонского университета провели исследования, по результатам которого оказалось, что пользователи социальной сети подвержены депрессивным расстройствам больше других. Дело в том, что мы видим. Люди размещают на своих страницах наиболее радостные события в жизни, новые покупки. Когда пользователь листает ленту новостей с яркими фотографиями друзей, его собственная жизнь кажется скучной и неинтересной. Причем Facebook — социальная сеть, которая в Украине, пока, менее распространённая. В нас «болезнь» имела бы название «депрессия-ВКонтакте».
  6. Фишинг. Это попытка злоумышленников под маской надежной организации получить конфиденциальную информацию (данные банковских карт, пароли и т.д.) путем сообщений. На такие уловки и взрослые попадаются, что уже говорить о детях.
  7. Кибербуллинг. Социальные сети используются для рассылки угроз, оскорблений и запугивания. К сожалению, от кибербуллинга чаще всего страдают дети до 16 лет.

То, что сети идут во вред ребенку, можно распознать по следующим признакам:

  • сомнительные друзья в фрэндлисте малыша;
  • ребенок тратит деньги на игры и другие виртуальные развлечения;
  • ухудшение осанки и зрения;
  • агрессия по отношению к Вам, если Вы пытаетесь «оторвать» его от компьютера или планшета;
  • отказ от общения с друзьями в режиме оффлайн.


Во-первых , создать доверительные взаимоотношения в семье. Это не так просто, если их не было до увлечения социальными сетями. Ребенок должен знать, что с Вами можно поговорить обо всем на свете.

Во-вторых , задуматься о своем поведении. Сколько времени проводите в соцсетях Вы? А как часто пользуетесь гаджетами во время завтрака, или другого совместного времяпрепровождения? Вот-вот, ребенок – наше маленькое отражение.

В-третьих , подружитесь в сетях с малышом. Будьте готовы, что дети не всегда на это соглашаются. Лучше договориться, иначе рискуете стать частью тех 76% родителей, которые понятия не имеют, чем их дети занимаются в социальных сетях.

Дети в социальных сетях: запретить нельзя позволить

В среднем, украинские родители позволяют ребенку пользоваться Интернетом с 8 лет. Социальные сети «принимают» пользователей с 13. Будем честными, детям это не мешает. Что стоит прибавить несколько годиков и создать аккаунт? Но сейчас не об этом. Ограничения по возрасту существуют не просто так. Это рекомендация родителям. Марк Цукерберг считает, что вековой ценз пора пересмотреть в сторону снижения. Павел Дуров, наоборот, не видит в этом необходимости. Позволять или запрещать, контролировать или отпустить в свободное плаванье — конечный выбор останется за мамами и папами. Главное, чтобы жизнь ребенка была яркой, насыщенной и интересной. Тогда виртуальный мир социальных сетей станет дополнением к миру реальному и, возможно, даст малышу много полезного.

Сегодня социальные сети занимают в жизни человека очень много времени. Это касается не только взрослых но и детей. Ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. У жизни в социальных сетях есть как минусы, так и плюсы.

Подкаст создан в рамках реализации проекта «1 июня!» Пропаганда интернет безопасности в детской и подростковой среде».

Наш гость:
Детский психолог Кондрашова Евгения https://vk.com/kondrashova_eugenia

Видео формат интервью ребенок и социальные сети:

Расшифровка интервью ребенок и социальные сети .

Сергей: Добрый вечер, уважаемы радиослушатели, с Вами снова я Сергей Ананьев. И сегодня у нас в гостях замечательный человек. Детский психолог.

Евгения: Меня зовут Кондрашова Евгения. Я работаю с детьми и со взрослыми. Собственно с детками и их родителями. Детки у меня разного возраста: это как и совсем маленькие, так и подростки. Ваша тема она больше актуальна для подростков на текущий период.

Сергей: Безусловно. Все мы так или иначе представляем, что как говорил Владимир Семенович Высоцкий: «Все мы родом из детства».

Евгения: Да, все от туда, и проблемы от туда, и у родителей, которые приходят с вопросами про своих детей тоже есть запросы про себя и про то как с ними правильно взаимодействовать.

Сергей: Я бы хотел, знаете что спросить: Как нам заложить, как родителям, как людям старшего поколения, как заложить нам основы правильного поведения детей в социальных сетях? С какого возраста правильно начинать делать это?

Евгения: Знаете, вопрос интересный. Возраста конкретного нет. Считается, что определенные приложения, если почитать статьи, с 13 лет, с 16, 17, 18. Какие то родители ограничивают, что категорически нельзя делать. Запрещать, отбирать телефоны, гаджеты. Запрещать регистрироваться в социальных сетях при желании ребенка — нельзя этого делать. У нас есть в Алтайском крае случай в городе Барнауле в том числе, когда у ребенка забрали телефон с соц. сетями и он закончил жизнь суицидом. Возраст подростковый он очень кризисный и подростки склонны принимать резкие решения, ну такие категоричные, максимально резкие. И то что у него забрали телефон - это очень сильно повлияло, то что забрали связь с миром. Поэтому в первую очередь, как выстроить эти взаимоотношения ребенка и соц. сетей, интернета - это наверное, быть другом . Ну то есть, договариваться, помогать, рассказывать про то какие есть соц. Сети. Хотя, дети сами расскажут какие они есть, не только же контакт и фейсбук их вообще тьма тьмущая.

Сергей: А что делать в том случае когда социальная сеть для ребенка становится неким альтер эго. То есть в обычной жизни он один, а в социальных сетях он представляет себя в каком то другом свете.

Евгения: А это вот как раз интересный момент. Были случаи в практике. Девочка подросток 15 лет. Она очень зажатая, в обычной жизни. Она замкнутая, она не делится ничем с родителями. Опять же почему? Потому что ее не принимают такую, какая она есть. А в соц. сетях в определенных группах она находит поддержку. И это не так плохо на самом деле. Она там реализуется. Она рисует различные анимационные картинки. Она нашла там поддержку. «Что, да, у тебя классно получается».Она начала писать рассказы про эти картинки. И начала продвигаться, условно говоря. Нашла себе там друзей и свою компанию. Поэтому, в этом случае ее интернет, условно говоря, спас, в социум вывел. Потом она в определенный момент поняла, что, но тут ребенок еще осознанный попался, что она сильно затягивается в соц. сети. Обратилась к маме. Они пришли ко мне. Она начала чуть чуть оффлайн встречи устраивать с этими ребятами, которые у нас в городе. То есть, тут надо чуть чуть помочь.

Сергей: Помочь. Ну а как родителю в этой ситуации находиться. Ну представьте, Ваш ребенок час, два, три сидит?

Евгения: Родитель должен задать себе вопрос: Зачем? Вот это самое основное, чего родители не задают. Они говорят: ты неправильно делаешь. То есть, все что родитель транслирует чаще всего ребенку. Опять же от большой любви, это - в критику идет: «ты опять сидишь за компьютером?», «ты сделал уроки?», «чего ты там такого интересного нашел?», «Ой, опять ты со своей ерундой». То есть, все это, если перевести на язык подростка: «То что ты делаешь - это дрянь!». Ну по факту.

Сергей: Тут действие от противного. Все таки если мы наблюдаем, вот как у моих хороших знакомых девушка 14 лет, девочка довольно неплохо учится в школе. Но вот при непосредственном общении, отобрали телефон, и я стал участником просто душещипательной истории, когда слезы, сопли, какие то переживания, действительно как будто человека отсоединили от аппарата искусственной вентиляции легких, или от аппарата жизнеобеспечения. Как с этим бороться? Это ведь явный признак какой то уже интернет зависимости?

Евгения: Это явный признак интернет зависимости. Абсолютно правы. И как с зависимостью работать - это один вопрос. Но первое- родители уже допустили ошибку они границы нарушили. Подростковый возраст - это возраст выстраивания своих границ. И они берут и их нарушают. Она уже от них ушла в соц. сеть чтобы они ее границы не нарушали. А они берут и забирают вот эту связь с миром где ей комфортно. Поэтому первое что нужно делать - не забирать а договариваться. Хорошо Вы забрали. У меня вот забирали у еще одной клиентки - девочки, 13 лет, забрали телефон, но она не сильно расстроилась. Она приходила в школу и выходила с аккаунта телефона подруги. Я у мамы спрашиваю - ну и что? Она: «Ну как то вот мы думали, что она извиниться, будет делать уроки и вообще станет хорошей, удобной». Поэтому бороться с зависимостью, она на самом деле, зависимость штука такая, даже если есть, то ее можно только перенаправить, ну в более конструктивное, положительное русло. Нужно во первых задать вопрос - зачем? Она там сидит просто потому что у нее нет никаких интересов, в плане ну не проявляет себя никак? А там она значима, тогда в какой сфере? Может быть она там смотрит фешен блоги, мейкап или еще что то. Узнать что ей интересно? И сказать, а давай мы на курсы тебя запишем? У нас их сейчас тьма тьмущая. Ну как то в оффлайн режим ее вывести. То есть ниточку проложить к реальной жизни. Это первй момент что нужно делать с зависимостью. Второй момент — люди зависимые, ну как часто говорят - бросаешь курить - ешь конфеты, бросаешь есть конфеты - занимаешься спортом, ну в какую то более конструктивную зависимость перевести ее в конструктив. А сделать это можно исходя из интересов. Родителю важно понять что его подростку интересно. Тут очень интересный момент. Родители говорят: ему ничего не интересно, он сидит в интернете. Что он там делает?

Сергей: Безусловно интерес какой то есть.

Евгения: Конечно! Он же что то там делает? Мальчики играют в компьютерные игры. Вот еще одна зависимость - игровая. Ну он там что получает? Он там крутой, он там успешный.

Сергей: Ну он реализует себя как особь мужского пола.

Евгения: То есть, видимо в жизни он этого не получает. Так нужно задуматься над этим. Тут очень важно, чтобы папа показал - как я себя в жизни как мужчина проявляю. Или папа чешет живот на диване. «И перестань играть, заниматься ерундой.»

Сергей: Я понимаю, интерес какой то есть, просто, мы его можем не наблюдать. Это такая вершина айсберга. А как быть в таком случае, когда действительно интереса как такового нету, но сам факт общения в социуме, ну так называемый флуд в сети. Когда просто подростки часами сидят по телефону разговаривают или общаются в социальных сетях. Представьте такой ребенок выпадает из этого общения. Что будет он испытывать? Он становится социальным изгоем, в какой то степени.

Евгения: И это тоже. И поэтому не надо забирать у них телефоны и гаджеты. Потому что там же тоже общение. Сейчас дети действительно, я конечно как бабушка буду звучать, но они не гуляют на улице, не общаются в компаниях, не играют в какие то игры дворовые. Ну там, может быть безопасность какую то сохраняют родители, можно их понять. И они переходят в онлайн пространство, это нормально. Какие то интересные видео, блоги, сообщества, они получают от туда информацию. Поэтому просто так их оттуда забирать, отбирать и говорить, что вот мы тебя наказали - это не правильно.

Сергей: Ну понятно, запрет он никогда не приводил ни к чему хорошему. Считаете ли Вы, что проблемы с интернет зависимостью, с провалом детей в сеть — это все таки проблема родителей и проблема воспитания? Или это проблема общества и современного научного прогресса какого то?

Евгения: Все вместе. Все вместе, потому что современного научного прогресса в том числе. Родители - они же тоже в телефонах. Очень многие. Катастрофически. В таком случае я семье советую: «Вы делайте час тишины на вечер. Только все убирайте по честному телефоны. Не забрали телефон у ребенка, а папа в компьютере в танчики играет, мама по телефону с подружкой говорит, а ты плохая, ты наказана». Ну это несправедливо. Вы устраиваете час тишины где все без телефонов на самом деле. Это такое по честному решение общее. Это первый момент. Второй момент — да, современное общество оно очень информационное. Оно быстрое, динамичное. Ну как без соц. сетей, без интернета? Без этих всех новомодных слов. Мне вот иногда транслируют их. Я недавно узнала что такое «хайп» и прочее. Ну потому что не сильно я в этой теме, в интернете не много времени провожу. И опять же, интернет — это еще и образовательный ресурс. Поэтому, просто забрать и сиди дома читай Достоевского, ну да не плохо. Но нужно идти в ногу с современным миром.

Сергей: Это безусловно. А вот если рассмотреть гипертрофированный случай: Когда ребенок в социальных сетях становится объектом насмешек, подвергается шантажу какому то. К сожаления, это имеет место быть даже в среде сверстников, я уж не говорю… Что же предпринять родителям ребенка? Какие то может быть меры предосторожности?

Евгения: Ну тут видите, первый момент - это профилактика. Если родитель с ребенком довольно близко общается, ну в меру конечно. Он все равно должен предупредить ребенка: ты публикуешь информацию в соц. сетях, но в рамках разумного, то есть личные адреса, какие то откровенные фотографии, чрезмерно как то не раскрываешься и пишешь то что ты готов сказать в лицо. То есть, как то подготовить своего ребенка. Если каждый родитель о своем ребенке позаботится, то таких случаев кибербуллинга, так называемого, троллинг, я не знаю как это еще назвать, разные варианты, травля, если по русски. То они сократятся, эти случаи. Но они все равно есть. Почему? Потому что гораздо проще, если тебе что то не нравится, выразить это в комментарии, чем в живую сказать. Чем опасен кибербуллинг, так это тем, что он круглосуточный. Если травля в школе, как раньше было там, подразнили тебя, ты пошел домой, спрятался там и все. То тут, как бы это очень жестко. Это очень сложно, были случаи когда дети с этим сталкивались. Они создавали фейковые странички, выставляли фотографии одноклассников.

Сергей: Да вот в том то и дело. Мы сталкиваемся, к сожалению, с какими то анонимным, имперсональным каким то подходом. Потому что, как Вы говорите, создаются какие то фейковые страницы, просто где людей оскорбляют. В то же время и родителям как оценить этот вопрос? Он же не может ворваться в частные переписки?

Евгения: Тут видите, варианты какие. Есть конечно те родители, которые врываются, тоже не очень по честному, ну тогда свою давай переписку читать. А разные системы безопасности, которых сейчас довольно много, они есть, чтобы как то ограничивать. У ребенка все равно должен формироваться внутренний самоконтроль. И какая то культура в первую очередь из семьи идет , во вторую очередь - это в школах, профилактика должна быть . В этом случае должна быть профилактика. Ну и конечно, если родитель отследил, что ребенок «хейтерит» кого то. Тут очень нужно серьезно разговаривать. Потому что подобные вещи они доводят до суицида детей, в том числе. Потому что если ты не принимаешься своим обществом, если ты изгой, ну все как бы, для подростка жизнь закончена. Ну и для подростков информация, что есть телефон доверия , по которому можно позвонить 8-800-2000-122. Он и для взрослых и для детей и для подростков.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей

8-800-2000-122

Сергей: То есть это так называемая интернет скорая?

Евгения: Грубо говоря, да. Если тебе совсем тяжело и ты не можешь прямо сейчас обратиться к маме с папой, потому что стесняешься. Друзьям не расскажешь тоже по каким то причинам, можно звонить.

Сергей: Чем чревато? Набрали этот номер телефона. Это чревато попаданием в какой то список?

Евгения: Ничем. Это вообще анонимно. Позвонить по телефону поддержки - это абсолютно анонимно и большое количество обращается.

Сергей: Просто одно время, серьезно была раздута какая то компания. По телевизору показывали тоже горячую линию, но только по проблемам социального плана, когда родители, например ругаются. Или Вам страшно что нибудь. После этих анонимных звонков семьи попадали в списки для проверок соц защиты.

Евгения: Нет. У нас такого нет.

Сергей: Это хорошо. И еще один такой простой вопрос: Что делать, если вот все время запрещали, все время врывались, все время поступали так как не надо было поступать, чтобы помочь вашему ребенку. А тут Вы в один прекрасный момент осознали. Как в том фирменном: «Сергей, мне 28 лет, я алкоголик, дружный хлопот». Вы начинаете действовать к ребенку так как надо, но доверие уже потеряно и он не хочет с Вами идти на контакт. Он будет понимать, что Вы что то задумали. Ждет какой то подставы. Что в этом случае делать?

Евгения: Ну в первую очередь вот эти свои решения, что родитель принял, понял, решил изменить свое отношение к интернету, соц сетям и ребенку во всем этом. Нужно озвучить это ребенку. «Извини меня, я вот так раньше реагировал. Сейчас начинаю понимать, то что я взрослый, не значит что я все знаю.»

Сергей: Это знаете, наступить на ложное эго свое…

Евгения: Тут знаете, что дороже. Эго или отношение с ребенком. В праве выбирать каждый родитель. Никто же не заставляет. Просто сказать по честному: «Я буду стараться, но ты давай тоже, давай вместе, помоги мне». Потому что признаться, попросить помощи, это дети подростки они уважают. А если просто: «Я вот передумал. Я теперь буду к тебе по другому относиться. Иди сюда на вот тебе твой телефон.» Ну это унизительная позиция. Тоже получите обратку от подростка. Это ему не понравится это никому не понравится.

Сергей: Самая большущая наверняка ошибка можете поправит меня если я не прав. По большому счету, разница между взрослым человеком и ребенком, зачастую, заключается только в возрасте. В каких то вопросах социального плана они по большому счету ничем не отличаются от взрослых людей. В этом ошибка, что мы относимся к ним, как к каким то инопланетянам. А уж про то что они ничего не знают и ничего не умеют, все плохо…

Евгения: Тут знаете, каждый родитель, в большинстве своем, мне хочется в это верит, — он любит своего ребенка. Он ведь забирает и говорит, опять ты в телефоне, опять ты в компьютере, не от зла. В таком случае просто скажи - ну я там переживаю, что ты там глаза испортишь, давай поболтаем с тобой, а не в привычном формате предъявы. Но это сложно. С нами так не общались. Потому что и время другое было, сейчас дети другие. И у нас есть возможность вместе с ними изменяться, совершенствоваться.

Сергей: Большущее спасибо! Был очень рад с Вами пообщаться.

Евгения: Вам спасибо.

Вконтакте

Виртуальное общение стремительно вошло в жизнь людей. Социальные сети ежесекундно пополняют многомиллиардную аудиторию все новыми и новыми участниками, значительная часть которых - дети.

Первая часть статьи посвящена небольшому экскурсу в историю виртуального общения. Во второй части будут разобраны вопросы недопонимания, возникающие у родителей и детей, в заключение - рекомендации, связанные с тем, какую информацию о собственном ребенке можно получать, посещая регулярно его страничку.

Первая социальная сеть появилась в 1995 году в США. Об этом мало кто знал на постсоветском пространстве. Но к периоду 2000-2005 годов часть молодого поколения, освоив электронную почту, стало открывать для себя новый способ общения посредством социальных сетей. Оно манило своими безграничными возможностями.

Со временем аудитория расширялась. Ради такого способа общения огромное количество зрелых людей стало осваивать компьютер, чтобы сайт «Одноклассники» позволил им наконец «погостить» у своих друзей и вдоволь «наговориться».

В отличие от взрослых, детям не нужно было посещать специальные курсы с целью освоения компьютера. Они с легкостью маневрировали мышью, находя для себя игры. А в возрасте среднего школьника им не составляло труда присоединиться к группе продвинутых друзей в виртуальном мире.

С появлением смартфонов и планшетов круг пользователей социальных сетей еще с большей скоростью стал пополнять свои ряды.

К настоящему времени у большей части родителей сформировалось беспокойство, связанное с тем, что их дети много времени проводят в социальных сетях. По их мнению, виртуальное общение портит детей. Более того, - оно опасно!

С этим нельзя не согласиться, но принимать категоричные решения и в резкой форме запрещать - не самые лучшие способы защитить своего ребенка. Кроме обиды и психологической травмы эти методы ничего не принесут.

Вспомнился пример одной семьи. Мама случайно попала на страничку «ВКонтакте» своей 12-ти летней дочери. Прочитав переписку, в которой женщину ввели в шок нецензурная лексика и «взрослые» обсуждаемые темы, она удалила всех друзей и заблокировала аккаунт.

Девочка испытала огромный стресс и была доведена до истерики. На тот момент для ребенка эта страница была единственным «местом», где она могла быть самой собой. В результате мама, видя страдания ребенка, вымаливала у нее прощение и обещала, что поможет ей найти и восстановить все то, что было удалено.

А самое главное - женщина и забыла, что таким образом она хотела отучить свою дочь от нецензурной лексики. Вопрос: «Отучила ли она?» - остается открытым…

По этой причине взрослым людям стоит достаточно взвешенно подходить к своим решениям и хотя бы на некоторое время попробовать ощутить себя в позиции ребенка…

Проводя семинары с родителями, часто задаю вопрос: «Зачем Вы покупаете смартфоны детям?». Ответы в основном идентичные: «Хочется, чтобы чувствовал себя не хуже других», «У всех есть, значит, и у моего должен быть», «За хорошую учебу подарок получил».

Из самых добрых намерений родители дарят детям гаджеты и из этих же «добрых» намерений они могут их отнимать…

Практика показывает:

  1. Если у ребенка к 10-12 годам сформирован уровень ответственности за учебу и свои собственные поступки, то появление гаджета в его жизни не помешает ему.
  2. Если у ребенка, помимо занятий в школе, есть серьезное увлечение (спортом, музыкой, танцами, изобразительным искусством), то в разы снижен риск его зависимости от виртуального общения.
  3. Если ребенку комфортно дома, и нить доверия между ним и родителями имеется, то излишние откровения в социальных сетях исключены.

Ниже приведены выводы, полученные в результате изучения и анализа страниц подростков, зарегистрированных в популярной сети «ВКонтакте»:

  • 80% детей выражают свое душевное состояние в статусах, оставшиеся 20% выкладывают фото, участвуют в безобидных тестах и отмечают понравившиеся материалы;
  • 50% отмечают свое «семейное» положение: «в активном поиске», «есть друг», «влюблен (на)»;
  • нецензурная лексика в больших или малых масштабах присутствует у большинства.

В связи с этим, у родителей есть прекрасная возможность «быть в курсе» того, что происходит в жизни их детей. И для этого не нужно требовать пароль от странички. (Дети, которые старше 10 лет, обычно его не дают). Много информации есть в ленте, в статусах. А если еще «погостить» у «друзей», то немало полезного можно узнать об интересах своего ребенка.

Один нюанс: не стоит на повышенных эмоциях перевоспитывать свое чадо. Приводите примеры похожих ситуаций (чужих) и спрашивайте мнение ребенка. Он может смутиться. Размышляйте вместе: как по-другому можно было бы излагать свои мысли, и в каких случаях уместны откровения. Обсуждая проблемные темы подобным образом, можно постепенно направить ребенка в нужное русло.

Родители переживают и о том, как защитить детей от виртуального совращения. Это важный вопрос. И он регулируется в контексте тех разговоров, которые взрослые люди обязаны проводить с детьми, так как риск имеет место быть не только в виртуальном мире, но и в реальном. У детей должно быть сформировано верное понимание того, как вести себя с незнакомыми людьми и как соблюдать эту грань в социальных сетях.

С точки зрения науки, есть огромные минусы в том, что виртуальное общение будет доминировать над реальным:

  • 70% информации человек получает невербально.
    При виртуальном общении эта составляющая отсутствует. Мы собеседника не видим и не слышим. А значит, лишаем себя драгоценного опыта понимания того, какой человек перед нами.
  • Не формируется опыт живой реакции в общении.
    Переписка «позволяет» допускать паузы, думая, как бы «круто» ответить. Но в реальном общении это проявляется как отсутствие находчивости.
  • Практически все виртуальные действия не имеют необратимых процессов: комментарии удаляются, умершего героя в игре можно восстановить. У детей не формируется понимание, что их действия могут нести последствия. Именно поэтому они с легкостью используют ненормативную лексику и «позволяют» себе обижать других. К сожалению, такие модели поведения могут быть перенесены и в реальную жизнь.

В заключение хочется, чтобы взрослые поняли своих деток и задумались над вопросом: «Почему детям так хочется набрать как можно больше лайков за фото или за мысль?». Может, им не хватает одобрения и признания дома?..

А сколько раз мы наблюдали в лентах социальных сетей, как ребенок просит, чтобы ему поставили «Класс». Вспомните эти просящие поддержки глаза ребенка с надписью: «Если я наберу 10 000 классов - мне купят собаку» (или «разрешат обучаться игре на гитаре»). Выходит так, что родители «вынуждают» ребенка искать поддержку у десяти тысяч неизвестных ему взрослых людей, не замечая, что сами они эту поддержку ему не оказали…

Быть ближе к ребенку - важная составляющая гармоничных с ним отношений. А для этого, хотя бы иногда, необходимо спуститься с «высот» своего возраста и посмотреть на мир глазами этого любимого вами человечка.

Опасные игры

Нашумевшая в прошлые годы история о так называемых группах смерти заставила тысячи родителей задуматься о том, чем вообще занимаются их дети в интернете. Всего несколько лет назад все, казалось бы, было спокойно – казуальные игры, музыка, клипы, смешные картинки, виртуальные подарки.

А потом оказалось, что самая популярная среди школьников соцсеть – «ВКонтакте» – битком набита закрытыми сообществами разной степени подозрительности. Более того, эта сеть позволяет скрыть список своих групп от всех, даже от друзей.

Первой реакцией многих родителей на «синих китов» было решение запретить ребенку гаджеты вообще, или хотя бы заставить удалить свои аккаунты. Лишение ребенка ноутбука, смартфона или планшета слишком радикально. Да и для учебы и саморазвития они уже незаменимы.

А что с аккаунтами? Во-первых, ребенок, если у него есть возможность выйти в интернет, всегда может завести себе другой профиль, родители о нем даже не узнают. Строгие правила регистрации в соцсетях, требующие авторизации по номеру телефона, сейчас легко обойти – есть богатый выбор сервисов, предлагающих воспользоваться виртуальной сим-картой.

Такие сервисы есть и бесплатные, там номера часто «старые» – на них уже регистрировались. Есть и платные – цена невысока, в районе пятидесяти рублей, при этом их можно положить на свой счет через терминал, то есть иметь банковскую карту необязательно.

Во-вторых, не будем забывать и о том, что после истории с «группами смерти» психологи, практически в унисон, говорили о том, что запреты не помогают, помогают лишь доверие и понимание.

Так что давайте исходить из того, что родители не хотят идти на крайние меры и оставляют детям возможность общаться. И тогда получается, что мы можем пообещать своим школьникам, что никакие их переживания и странные мысли не сочтем чепухой, взять с них обещание рассказать, если им напишет «куратор», и самим просматривать иногда, что ребенок постит на своей странице.

Если в доме есть «родительский контроль», некоторые из этих программ могут отслеживать, в какие группы (даже закрытые) вступает пользователь и присылать оповещения.

Плохие знакомства

Мало кому анонимность в интернете сыграла на руку так, как людям нездоровым и опасным. Да, сейчас мы говорим о педофилах. Соцсети предлагают массу возможностей найти себе друзей, например, поиск по городу, району, школе, полу и возрасту.

Не всегда тринадцатилетних девочек или мальчиков из гимназии №111 ищет такой же подросток, только что пришедший в эту же школу.

Дети обязательно должны знать, что преступники ловят детей не только на лесть, на доверительные беседы и комплименты.

Есть и другие рычаги, например: «расскажу твоим родителям, что видел, как ты куришь за школой или ругаешься матом», «тебе же и достанется от отца, ты сама со мной заигрывала», «покажу, как ты жаловался на мать в группе или в личной переписке».

Если страх наказания за необдуманные поступки у ребенка силен, педофил своим шантажом может добиться от него чего угодно. Подростку нужно быть уверенным, что разные глупости с его стороны родители как-то переживут и не будут припоминать ему пожизненно, а вот то понимающий, то резкий дяденька из интернета может принести настоящую большую беду.

И, конечно, геометки – особенно часто ими пользуются в «Инстаграме». Удобно, если хочется отметиться на каком-то мероприятии. Но, если внимательно посмотреть на страничку какой-нибудь девочки, обожающей «чекиниться» везде, где она была, то мы легко узнаем о ней все: номер школы, то, что из танцевальной студии «Ассоль» по такому-то адресу она выходит по средам и пятницам в 20:00 и даже то, что каждую субботу мама выходит из дома 2 по улице Лесной и едет навещать бабушку на другой конец города, где и останется на ночь, пока дочь с подружкой едят в доме 2 по улице Лесной пиццу и записывают забавные видео.

Родительский контроль позволяет отслеживать появление новых друзей у ребенка в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук», особо подчеркивая большую разницу в возрасте или отсутствие общих френдов.

Кибертравля

Еще одна опасность в соцсетях исходит как раз от ровесников ребенка. Кибербуллинг – это травля человека в сетевом пространстве. Пострадать может всякий, и взрослый тоже, но именно дети переживают постоянные оскорбления в свой адрес наиболее тяжело.

Отличие кибербуллинга от травли в реальной жизни в том, что нападки не прекращаются в любое время суток, в любом месте, от них нельзя спрятаться.

По статистике, чаще всего становятся жертвами виртуальной травли те, кто подвергался унижениям и в реальной жизни – в школе.

Но иногда объектом травли становится случайный ребенок – написав, например, наивный комментарий в соцсети или выложивший неудачную, на взгляд преследователей, фотографию.

И тогда десятки людей вдруг начинают издеваться над ним, превращая это в какой-то флешмоб. Впрочем, бывает и наоборот – пользователи соцсетей приходят на помощь. Наверное, вы помните историю мальчика, мама которого рассказала у себя на странице о том, что сына игнорируют и обижают в детском коллективе. И сотни людей со всей страны написали мальчику добрые слова, рассказали о своих проблемах со сверстниками в его возрасте и сделали из изгоя популярную личность.

В России пока нет никакого документа, регламентирующего наказание за кибербуллинг. Поэтому, если дело не доходит до криминала: прямых угроз жизни и здоровью, распространению эротических фотографий несовершеннолетних, клеветы – бороться с преследователями правовыми методами весьма сложно, тем более, если они анонимны.

Во Франции, например, участников интернет-преследования исключают из учебных заведений. У нас основной метод помощи жертве травли, если примирение невозможно – выстраивание вокруг нее новой социальной среды: новые одноклассники, круг общения, и, конечно, смена аккаунтов.

Самое главное – оградить ребенка от всех тех гадостей, которые ему пишут. С другой стороны, подросток должен знать, что у всего написанного им в интернете есть свои последствия и участие в травле может сделать его самого изгоем в другой компании.

Косвенный признак травли ребенка – удаление большого количества друзей. Родительский контроль «Лаборатории Касперского» позволяет отследить появление записей на стене, в том числе, реагируя на слова, характерные для травли.

Если ребенок стал жертвой травли, он может обратиться на горячую линию «Дети Онлайн» и получить психологическую и информационную поддержку. Телефон 8-800-25-000-15.

Что еще почитать