Детское нытье. Ребенок нытик. Как бороться с нытьем и хныканьем? Отвлекаем и развлекаем

- Ма-ам! Мне ску-учно.
Скучно ему. Почему мне никогда не бывает скучно? Потому что об этом заботятся разные люди. Работники РЭУ, например, чиновники Мосгаза и Мосэнерго, периодически меняющие тарифы, сотрудники нашего телефонного узла, опять напутавшие со счетами за межгород...
- Ну ма-ам, что мне делать?..
- Придумай что-нибудь, я занята.
- Ну ма-а-ам! Ты сказала "пять минут", а я уже ско-олько здесь сижу...
- Мы не можем уйти из дома, пока я все не сосчитаю.
- Ну почему-у-у?. .
Иногда он канючит таким голосом, что мне хочется запустить в него чем-нибудь тяжелым. Чтобы он только сменил тональность - заревел, заверещал, что угодно, только не ныл так отвратительно. Как это малыши умеют найти самый невыносимый звуковой режим для объяснения своих проблем взрослым.
Кстати, дети никогда не ноют для других детей - только для родителей. Это не плач, который может быть непроизвольным. Это орудие пытки, с помощью которого ребенок либо "выкручивает руки" старшим, добиваясь поставленной цели, либо сводит с ними счеты.
Ну вот, он добился своего, я отодвинула калькулятор и развернулась в его сторону:
- Что тебе? Чего ты от меня хочешь?
- Скажи, что мне делать. Мне скучно.
Ему скучно. Почему, собственно, это меня возмущает? Ведь я ему обещала, что мы пойдем гулять, он уже настроился, а я вдруг вспомнила, что надо бы зайти в сберкассу, оплатить счета. В результате я с головой ушла в бумажки, а он мается, не зная, что делать.
Тут мне приходит в голову хорошая идея. Я достаю из ящика старый отцовский кулькулятор, вырываю из книжки чистый квиток...
- Садись. Ты тоже будешь заполнять квитанцию для сберкассы.
- Но я не умею.
- Пока заполняй понарошку. Учись.
Господи, ну что мне стоило подумать об этом сразу, дать ему какое-то занятие. Сколько нервов было бы сэкономлено!
Это, конечно, случай простой, однако достаточно растространенный, когда мы сами создаем почву для нытья буквально на пустом месте. Ну ясно ведь, что ребенок должен быть постоянно занят. Иначе он, в зависимости от характера, либо нашкодит, укрывшись от глаз, либо, наоборот, будет мозолить глаза и "достанет" ближайшего взрослого своими претензиями.

Много ли таких счастливцев мам и пап, которые никогда не сталкивались с проблемой нытья? Во всяком случае тема эта обычно находит живейший отклик в любой родительской компании. Различия могут быть в частоте, интенсивности, в вокальных данных, наконец, но сама по себе проблема знакома многим.
Есть нытье тихое и нудное, как осенний дождь, есть громкое и невыносимое, как автомобильная сигнальная сирена ночью под окном. Оно может вывести из терпения самых уравновешенных взрослых. Однако говорить ноющему ребенку "прекрати сейчас же" - практически то же самое, что командовать орущему младенцу "перестань плакать".
Если нытье уже стало привычкой, чтобы избавиться от нее, потребуются определенные усилия, в первую очередь от родителей. Для начала необходимо осознать происходящее и попытаться понять, почему такая проблема возникла и что за ней стоит.
Поняв причину нытья, вы можете найти возможность, как искоренить ее.

Нытье нытью рознь

В зависимости от возраста ребенка и от его "стажа" в качестве нытика, нытье может означать, что малыш:

  • пытается таким образом общаться с вами, донести какие-то свои проблемы;
  • пытается манипулировать вами, хочет вывести вас из терпения;
  • ноет так часто и привычно, что уже не осознает этого.

У малышей до трех лет нытье может быть непроизвольным и выполнять роль плача. Причина, по которой оно так раздражающе действует на взрослых, состоит, быть может, в том, что ребенок уже умеет говорить, а стало быть может излагать свои проблемы человеческим языком. Младенец плачет потому, что это единственный доступный ему способ привлечь внимание к своим проблемам. Но тот, кто уже в состоянии объяснить, в чем дело, должен делать это нормальным тоном. Так считают взрослые.
На самом деле это некая идеальная схема. Для того чтобы она сработала, нужно, чтобы мы, родители, в любой момент были готовы выслушать то, что хочет донести до нас ребенок. И принять всерьез и понять, даже если нам кажется, что это какая-то глупость.
Но это нереально, у нас других забот хватает, мы можем быть поглощены своими мыслями, переживаниями, мы вечно спешим, нам хочется в конце концов просто телевизор посмотреть спокойно... В общем, у нас есть тысяча причин не слушать малыша. Один ребенок замкнется в сознании своей незначительности, другой будет продолжать попытки, пока не отыщет опытным путем тот тембр голоса, который наилучшим образом привлекает внимание к нему и его нуждам.
Это случай первый, весьма распространенный.
Случай второй: ребенок сознательно использует нытье, чтобы превратить наше "нет" в "да". То есть, получив отказ на какую-то свою просьбу, открывает, можно сказать, военные действия против того взрослого, чьи нервы, как он знает, могут не выдержать подобного испытания.
Если в первом случае можно сказать, что взрослые в каком-то смысле сами провоцируют ребенка на нытье, то ко второму случаю это применимо в еще большей степени. То есть стопроцентно. Дети - большие прагматики. Они не любят тратить силы впустую. Если, получив отказ, ребенок начинает "канючить" - значит папа или мама прежде уже дали ему повод считать, что их можно заставить изменить решение. Значит, когда-то, может быть, даже по пустяковому поводу, кто-то сказал: "Ну на, на, только не ной" - или что-то в этом роде.
Там, где слово родителей твердо и неизменно, вы не услышите нытья. Там дети могут сердиться, дуться, получив отказ, но они не будут ныть и канючить, потому что это бессмысленно.
Кто-то может сказать: я никогда не давала повода, не меняла своих решений, но мой малыш все равно ноет, когда ему чего-то не дают или не разрешают.
Действительно, некоторые дети пытаются таким способом "сквитаться" за полученный отказ. Но не следует думать, что в этом случае взрослые не виноваты. Возможно, вы не изменили своего слова, но тем не менее старания ребенка все равно не пропали даром: может быть, вы вспылили, потеряли контроль, накричали на него, может быть, жаловались бабушке или соседке, что он вас "достал". В общем, малыш получил некое подтверждение того, что трудился не зря и доставил вам огорчения по крайней мере не меньшие, чем вы ему.

Ну откуда он такой взялся?
Утро в большинстве семей - самое напряженное и нервное время. Потому что надо успеть все сделать и собраться самим, да еще собрать детей в сад или школу, да так, чтобы никто ничего не забыл и никуда не опоздал. Нервы и так на пределе, и если к этому добавляется еще нытье ребенка, у которого каждую минуту возникают проблемы, то вынести это не хватит никаких сил.
Моя соседка по дому Ирина обратилась за помощью к психологу. Тот посоветовал ей включить магнитофон и записать свое утро, чтобы потом прослушать и проанализировать вместе со специалистом. Она записала - и для начала прослушала сама, не дожидаясь следующего визита.
- И что?
- Я поняла, что в нашем доме по крайней мере два нытика и зануды. "Сколько раз тебе говорить?..", "Ты будешь шевелиться или нет?..", "С тобой с ума сойти можно!.." - и все это по многу раз, привычно, почти бессознательно. По сравнению с моим собственным занудством жалобы сына на то, что шнурки не завязываются и каша не глотается, звучат вполне резонно.
После консультации с психологом Ирина решила кое-что изменить в своей жизни.
- Я убедилась, что по складу характера мы с сыном "совы" и оба плохо переносим ранний подъем, спешку, стресс. Главное, что я специально отдала его в этот частный детсад с небольшими группами, чтобы поберечь его нервы. Но туда надо добираться полчаса, а потом мне еще сорок минут до работы. В результате мы с ним уже с утра выматывали друг другу нервы, чтобы он мог попасть в этот "спокойный" сад.
В общем, я нашла во дворе одну женщину, которая с ним сидит за те же деньги, которые я платила за детсад. Но теперь он спокойно спит до моего ухода, я успеваю собраться, приготовить завтрак и даже накраситься, передаю ей вахту и иду на работу совершенно счастливая...

Я буду Светой, а ты - мамой
Некоторые дети постоянно ноют и уже сами не замечают, что они это делают. Иногда бывает полезно спародировать их манеру говорить либо дать им прослушать магнитофонную запись. Однако не следует злоупотреблять этим методом и передразнивать ребенка каждый раз, как он заговорит плаксивым голосом. Дразнить человека, как известно, вообще нехорошо.
Вместо этого стоит завести твердое правило: откликаться только на те обращения, которые делаются "нормальным" голосом. При этом не следует ссориться, препираться и вообще провоцировать конфликты. Нужно разговаривать как можно более доброжелательно. Ведь вы всего лишь пытаетесь научить ребенка, что такое "нормальный голос" и как им пользоваться. Понятно, что при этом ваш собственный голос должен быть как можно более "нормальным" и дружественным.
Если вы используете для обучения ролевую игру (давай ты будешь мамой, а я дочкой), помните, что ваша цель - вызвать смех, а не обиду. Если ребенок улыбнулся, услышав себя со стороны, считайте, что полдела сделано. Если же он обиделся, почувствовав, что из него делают посмешище, то вы не только ни на шаг не продвинулись вперед, но сделали шаг назад. Поскольку теперь вам придется исключить из своего арсенала такое эффективное средство, как ролевая игра. Оно уже скомпрометировано и не будет работать.
Для применения этого метода важно выбрать момент, когда ребенок находится в относительно благодушном настроении. Если он устал, голоден, обижен - он едва ли оценит вашу шутку.
Выкопай ямку
Если вы видите, что ребенок вознамерился взять вас измором, лучше сразу предупредить его, что ваше "нет" означает именно "нет" и не превратится в "да", сколько бы он ни старался. Некоторым детям такого разбора ситуации бывает достаточно, чтобы свернуть кампанию и переключить свое внимание на какую-нибудь игру. Другие попробуют все же "достать" вас, представляя дело так, что они просто не могут остановиться. Примите их версию, отведите специальное место в доме, где они могут ныть в свое удовольствие, никому не мешая. Отправляйте ребенка туда спокойно и сочувственно, а не раздраженно и злорадно. Он должен воспринимать это как терапевтическую процедуру, а не наказание. Икаешь - выпей воды, ноешь - посиди в ванной, успокойся.
Одна мама придумала очень хороший способ справляться с нытьем своей дочери. Когда начинались жалобы и "противный голос", она предлагала девочке небольшой магнитофончик, чтобы записать все, что та хотела бы ей сказать. "Сейчас у меня нет времени, но я непременно прослушаю запись, когда освобожусь".
Понятно, что ныть для магнитофона совсем не так увлекательно, как для мамы. А к тому времени, как у мамы находится свободная минутка, дочь успевает позабыть о своих горестях.
Ищите закономерность
Если вашему нытику три года и он ноет регулярно, постарайтесь понаблюдать, в какое время и при каких обстоятельствах он это делает. Возможно, еще не привык к новому режиму, устает, не вовремя хочет есть. Может быть, его утомляет общество других детей и его надо переключить на какое-нибудь тихое занятие. Иногда стакан сока с печеньем, предложенный вовремя, полностью снимает проблему. Иногда есть смысл изменить режим дня ребенка. Иногда же стоит просто предложить крохе сходить в туалет или проверить, сухие ли у него штанишки.
Чаще всего дети склонны ныть, когда им скучно и когда ими не занимаются. Некоторые малыши теряются от новых или трудных дел. Их страх и неуверенность в своих силах находят себе выход в виде нытья. Детей такого склада лучше не оставлять наедине с трудным делом. Им нужно помогать, подсказывать, подбадривать. Не сожалейте о затраченном времени. Как правило, такие дети, освоив новое дело, выполняют его охотно и с удовольствием, и оно им долго не надоедает.
Другим, наоборот, постоянно нужны новые задачи, впечатления, раздражители. "Пустые" промежутки времени для них невыносимы. Таких детей нельзя оставлять без дела, иначе они вам душу вымотают. Тут уже все силы родителей будут уходить на то, чтобы ребенок был постоянно занят. Зато, поставив малышу очередную задачу, можно расслабиться на некоторое время, поскольку справляться с ней он будет самостоятельно.
Многие дети склонны к недовольству и нытью просто потому, что общий семейный режим не совпадает с естественным режимом здорового ребенка. То есть с утра, когда у него пик активности, дома тихо, скучно, бабушка варит обед, заняться нечем. А вечером, когда он устал и ему пора спать, дома полно народу, телевизор, видео, поздний ужин... Понятно, что эта проблема существует почти во всех семьях. Решить ее трудно, но можно, главное, ее осознать как проблему.
Часто виной всему вовсе не скверный характер ребенка, а наше небрежное отношение к его нуждам. Прислушайтесь, может быть, малыш сначала обращался к вам нормальным голосом, но не был услышан.
Теперь представьте себя на его месте. Вы пытаетесь привлечь к себе внимание продавца, занятого увлекательной беседой с подругой, или чиновника, который с головой ушел в какие-то, видимо, очень важные бумаги, хотя у него приемные часы и он должен заниматься именно вами. Надолго ли хватит вашего терпения и "нормального голоса"?
Но ребенок ощущает точно такое же раздражение и унижение, когда на его слова и проблемы не обращают внимания, особенно те, кто обязан его выслушать, - его близкие.
Каждая проблема имеет свое разумное решение, и ни одна из них не стоит того, чтобы из-за нее ребенок приобретал скверную и трудноискоренимую привычку ныть.

Текст: Элисон Шефер, отрывок из книги «Хорошо вести нельзя капризничать», публикуется с сокращениями

Слишком часто дети теряются в догадках, не зная, как настоять на своем или удовлетворить свои потребности положительным путем. Наша задача – выстроить шоссе, чтобы они не искали кривых дорожек в буераках скверного поведения. Начнем поиски новых маршрутов!

Нытье

На большинство родителей нытье оказывает такое же воздействие, как скрежетание вилкой по стеклу. Это тонкое, пронзительное нытьё-о-о-о-о. Знакомо? «Ну, ма-а-ам, ну, давай это сделаешь ты-ы-ы-ы!» «На ру-у-учки! Я хочу на ру-у-учки!» Забавно, как один только тон голоса может заставить нас лезть на стенку!

Суть проблемы
Нытье - это требование одновременно и вашего внимания, и услуг. Это универсальный детский растворитель, достаточно мощный, чтобы под корень снести стены Иерихонские. Нытье настолько раздражает, что родители не находят ничего лучше, как рухнуть под его напором. Мы пойдем на что угодно, только бы прекратить нытье!

Решения
Требуйте такого поведения, какое хотите видеть. Вместо того чтобы рявкать: «Прекрати ныть!» – скажите: «Я с удовольствием принесу тебе сока, если ты будешь разговаривать нормальным тоном». Что, вы уже говорили это миллион раз – и ничего не получалось? Тогда оставьте эту стратегию. Ваш ребенок понимает, что̀ вы делаете, и этот номер с ним не пройдет. Помните: поведение, нацеленное на получение внимания, должно вовлечь вас в поток приставаний и напоминаний, так что, если вы обнаруживаете, что снова встроились в этот шаблон, остановитесь. Переходите к другой стратегии.

Игнорируйте. Знаю, это тяжко. Но притворитесь, что ваши уши утратили способность воспринимать звуки в диапазоне нытья и их рецепторы реагируют только на нормальный тон голоса. Просто не реагируйте – и всё (и я готова спорить, что ребенок перестанет ныть). Но и злиться не начинайте. Видя, что вы расстроены, ребенок понимает, что его слышат, даже если вы ему не отвечаете.

Ловите ребенка «на хорошем». Подчеркивайте, как вы одобряете, когда вас просят по-хорошему. Например: «Как же приятно наливать тебе сок, когда ты вежливо просишь! Когда ты обращаешься ко мне уважительным тоном, я чувствую, что ты меня ценишь».

Уделяйте время тренировке. Помогите ребенку научиться наливать себе сок или надевать носки. Покажите ему, как придвинуть стул к столу, чтобы он мог налить себе воды. Переставьте чашки в буфете на нижнюю полку, чтобы он мог сам их брать. Приходите в восторг при виде растущей независимости своего чада и его способности обслуживать себя: «Смотри-ка! Ты уже умеешь делать это сам! Ты такой способный!» Детям кажется, что неумелость и потребность в нашей помощи обеспечивают им дополнительные бонусы. Переиграем ситуацию так, чтобы неумелость получала меньше нашей энергии, а умение вызывало шквал положительного внимания.

Подкрепляйте связь объятием. Не комментируйте нытье, просто спросите: «Хочешь, я тебя обниму?» Вы удивитесь, насколько эффективно пресекает нытье такой простой жест!

Предвосхищайте события. Нытье может достигать пика, когда вы заняты другими делами. Если вы знаете, что вам предстоит готовить ужин или поработать, запланируйте немного времени на «обнимашки» до того, как приметесь за дела: «Я скоро пойду готовить. Хочешь посидеть со мной в обнимку, прежде чем я этим займусь?» Или предложите ребенку помочь вам.

Плач

Все люди плачут. Я только что плакала: двадцать тысяч детей хором пели по телевизору о том, как они изменят мир. Ужасно трогательно! А еще я плакала вчера, когда прищемила палец дверцей. Ужасно больно! А еще я много плакала, когда болели и умирали мои родители. Иногда я плачу просто потому, что скучаю по ним.

Суть проблемы
Ни в одной эмоции нет ничего плохого. Наши чувства – это данность, и мы должны чтить чувства наших детей. И не только положительные, но и так называемые отрицательные. Учить детей не ощущать отрицательные эмоции – значило бы оказывать им медвежью услугу. Они бы чувствовали, что с ними что-то не так при возникновении гнева, обиды, печали, разочарования или уныния. Мы хотим помочь детям нормализовать переживание целого спектра эмоций, от самых низменных до самых возвышенных, от самых мрачных до самых ярких. Однако дети еще только учатся стилям поведения, навыкам общения и разрешения проблем и, поскольку их репертуар ограничен, легко могут расплакаться ввиду его недостаточности. И ваша реакция на их слезы определяет, получат ли они вторичное осознание того, что слезы могут быть полезной социальной стратегией достижения цели. Именно тогда слезы становятся инструментом, обходным путем достижения цели, подменяя собой умение встречать жизненные испытания лицом к лицу.

Решения
Избегайте снисходительных замечаний. Никогда не говорите: «Не плачь», или «Мальчики не плачут», или «Будь мужчиной» или «Проглоти обиду!» Эти снисходительные утверждения обижают ребенка.

Практикуйте активное слушание. Постарайтесь выразить словами чувства, стоящие за слезами. Например: «Что-то ты грустный», или «Да, это больно!», или «Ты, похоже, расстроен».

Позвольте ребенку испытывать чувства. «Порой грустить – это нормально», или «Разочарование – это естественное чувство», или «Да, иногда мы сердимся на жизнь».

Будьте терапевтом для ребенка. Просите детей выражать свои чувства вслух. Когда ребенок выражает их через слезы, помогите ему вместо этого воспользоваться речью: «Вижу, ты расстроен; тебе нужно выговориться?»

Не прогибайтесь. Поняв, что плач заставляет вас отступать от установленных правил, дети будут включать свои фонтаны всякий раз – как средство настоять на своем: если ты попросил печенья и получил в ответ «нет», попробуй поплакать – поглядим, сработает ли это? Родители часто убеждены, что отрицательные чувства вредят детям, что у них существует психологическая потребность всегда быть счастливыми. Да ну?! Проверка реальностью: нормально испытывать разочарование оттого, что веселый день подошел к концу и пора в постель. Но плач не должен давать ребенку карт-бланш на все. Придерживайтесь правил и заведенного порядка – и пусть ребенок плачет по этому поводу. Когда слезы не помогают добиться родительского внимания, плач прекращается. Мы можем помочь, занявшись самим ребенком – а не его слезами.

Мыслите открыто и разрешайте проблемы. Если ребенок чем-то расстроен и плачет, выслушайте его точку зрения, помогите ему выразить свои чувства и вместе – как одна семья – поищите решение. Это не значит, что ребенок непременно настоит на своем; но он имеет право на то, чтобы его выслушали. Ищите решения проблем, которые будут устраивать всех, на семейных советах. Может, пора поговорить о переносе времени «отбоя», потому что оно оставалось неизменным с тех пор, как вашему ребенку было 8 лет – но сейчас-то ему уже 12! Создавайте правила и договоренности совместно, чтобы сохранить семейную гармонию.

Ложь

«Это ты разбил окно? Это ты оставил свой стакан в гостиной? Как это – нет?! Ты врешь!»

Суть проблемы
Ну какой же ребенок в здравом уме скажет: «Да, это я разбил лампу!» – зная, что его за это накажут? Дети же не мазохисты, чтобы кричать о своей вине во все горло. Ложь – это скользкая дорожка для ухода от сложной ситуации: мы хотим, чтобы дети усвоили иные способы разбираться с ошибками.

Решения
Не провоцируйте ребенка на ложь. Вместо того чтобы спрашивать: «Это ты разбил стекло?», – скажите: «Стекло разбито, и нам надо поговорить о том, что случилось».

Не расстраивайтесь, когда ребенок сообщает вам, что сделал ошибку. Сохраняйте спокойствие, когда слышите: «Я разбил окно» или «Я оставила портфель у Хлои». Наоборот, поблагодарите за готовность рассказать вам об этом: «Чтобы сказать мне об этом, тебе потребовалось мужество. Я рада, что ты доверяешь мне».

Не наказывайте – разрешайте проблемы. Чтобы дети не лгали, пытаясь таким образом разрешить проблему, помогите им научиться их разрешать по-другому. Например: «Что делать с разбитым окном?» Помогите им исправить положение и загладить свою вину. Вы можете сказать: «Меня это расстраивает», – но должны показывать ребенку, что в его столкновении с проблемами вы выступаете его союзником. Чтобы ребенок приходил к вам с такими вопросами, как неудачи в учебе, наркотики, беременность и т.д., вы должны показать ему сейчас, на мелочах, что он может довериться вам. Не взрывайтесь. Сохраняйте свое влияние, сохраняя ваши отношения как безопасный приют, где можно позволить себе быть несовершенным.

Не называйте ребенка лгуном. Это – ярлык. Дети интернализируют ваши слова – и начинают соответствовать нашим ожиданиям. В результате вы получите еще больше лжи!

А если…
Мой ребенок не лжет, если что-то разбил или в чем-то ошибся, – он фантазирует. Я тут забирала его из школы, и учительница поздравила меня с рождением малыша. Какого малыша?! Оказалось, на классном часе сын сказал, что у него появился братик! Какого черта?!
Такого рода ложь нужна не для того, чтобы избежать наказания, скорее – чтобы впечатлить сверстников. Эта потребность впечатлить – творческое решение проблемы социального принятия или обретения статуса в своей группе. Фантазерам следует помочь отыскать положительные способы, ведущие к ощущению уверенности в себе. Они чувствуют социальное признание благодаря своим сильным сторонам, и мы должны применить эти сильные стороны конструктивным способом.

Что говорить

Ма-а-ам-а-а!

Ха-а-ачу-у!

Ва-а-зьми-и-и меня на ру-у- учки-и!

Йа-а-а не умею-ю-ю!

Редкий родитель сможет устоять перед таким тонким и пронзительным нытьём своего ребенка. У кого-то даже поднимается давление при первых нотах этой звуковой пытки и начинает болеть голова.

Однажды у меня на консультации была мама с трехлетней малышкой. Прелестное личико дочурки было искажено гримасой недовольства, она ныла постоянно, всем своим видом показывая, как она несчастна. Мама измучилась с ней. В приватной беседе женщина призналась, что у нее были не совсем хорошие мысли сделать что-то решительное, настолько достал ее ноющий голос ребенка...

Что же такое нытьё?

Если разобраться — ноющий ребенок обычно преследует три основные цели :

  1. получить внимание родителей,
  2. их участие в каком-то деле (получить от них желаемое)
  3. помощь в трудной проблеме (т.е. чтобы они что-то сделали вместо него).

Если какая-то цель не достигается, потребность остается не реализованной. Когда родители ведут себя очень непредсказуемо и непоследовательно, нытьё приобретает затяжной характер, встраиваясь в своего рода вредную привычку добиваться желаемого этим методом.

Сильно меняются отношения внутри семьи. Мама и папа начинают раздражаться и обвинять друг друга в поведении ребенка.

По отношению к ребенку одни родители нервно вздрагивают, заслышав звуки нытья и теряются, не зная, как себя вести. Другие лихорадочно пытаются успокоить ребенка и готовы сделать все, что угодно, лишь бы их прекратить. Третьи жестко обрывают его. Но время проходит, проблема остается.

Какие могут быть пути выхода из этой ситуации нытья?

Сначала проделайте небольшой анализ, ответив себе на эти вопросы:

  • Когда возникла эта проблема нытья с моим ребенком? (этот вопрос помогает прояснить не находится ли ребенок в трудном возрасте — кризисе 1 года, 3 лет, 7 лет — когда нытье порой становится одним из вариантов выражения капризов).
  • Припомните случаи нытья. С чем они чаще всего связаны? (вопрос помогает отследить реакцию ребенка на различные (иногда типичные) раздражители внешней среды, а также отделить нытье, связанное с конкретной ситуацией — от постоянного нытья, как черты характера ребенка).
  • Какая ваша обычная реакция на нытьё ребенка? (здесь отслеживаются эмоциональные проявления родителей и их попытки прекратить нытье: что они чувствуют в этот момент и какие эмоции выражают по отношению к ребенку и как он на это реагирует).
  • Правильно ли вы оцениваете ситуацию с ребенком? (тут важно исключить любые ситуации, связанные с болезнью, плохим самочувствием и стрессом, когда просто поныть для малыша уже является облегчением от боли и помогает снять напряжение).
  • Есть ли у вас в родительском «арсенале» успешные случаи преодоления нытья? (предыдущий положительный опыт выхода из этого состояния может оказаться полезным и в текущей ситуации. Используйте то, что сработало эффективно с вашим ребенком, так как все дети разные и подход к ним нужен индивидуальный).

А теперь перейдем к вариантам остановки нытья в распространенных ситуациях

Начав ныть, ребенок может не понимать, почему его тон вызывает в родителях глухое раздражение, а то и открытый гнев. Такое нытьё можно остановить спокойным разъяснением: «Я не очень понимаю, что ты хочешь мне сказать. Попробуй сказать спокойно... вот так! Очень хорошо получилось, я понял (поняла) тебя» . При повторяющемся нытьё также спокойно останавливать и просить повторить нормальным тоном. Как правило, ребенок быстро понимает, что лучший способ договориться с родителями о чем-то — это высказать просьбу без ноющего тона.

Ваш ребенок ноет, так как привык, что вы после этого сразу обращаете на него внимание. Здесь его нытьё получает подкрепление — драгоценное мамино или папино внимание, хоть и отрицательное. Например, ребенок подошел к вам, а вы в это время по телефону болтаете с подругой. Он просит о чем-то, вы делаете ему знак «тихо!» и продолжаете беседу. Он не может ждать и начинает ныть громче и громче... Вы начинаете сердиться и шипеть. Вскоре выясняется, что продолжать разговор невозможно и вы в гневе отшвыриваете трубку. Нытьё утихает. В этом случае лучшим способом прекратить нежелательное поведение будет своевременное реагирование на потребности ребенка ДО того, как он начнет ныть.

Ловить ноющего ребенка на хорошем. Это значит, живо и радостно реагировать на хорошие поступки ребенка, а на отрицательные постараться не делать акцент. Например, ребенок ноет, что не хочет убирать в комнате. Вместо критики: «Ну почему твоя постелька еще не заправлена?! И не надо говорить, что ты не можешь!» лучше найти что-то положительное и похвалить за это: «О, я вижу, ты аккуратно сложил пижамку! Как приятно видеть, что ты любишь порядок!» А неубранную постельку предложить заправить вместе.

Иногда выходом из ситуации нытья является его игнорирование. В тех случаях, когда нытьё обычно направлено на широкую публику — ребенок с помощью этого, порой безотказного, «оружия» надеется переломить в свою пользу «упрямую» маму или «несговорчивого» папу. Классический случай — сцена в магазине: получив отказ купить очередную игрушку, ребенок от нытья переходит к истерике. Если при этом родители не выдерживают и покупают желаемое, ребенок понимает, что этот способ весьма эффективный и будет повторять снова и снова. Мужественное, спокойное игнорирование и увод от публики помогают остановить «показательное выступление».

Нытьё, вызванное неумением ребенка что-то сделать: одеться, застегнуть пуговички, кушать самому ложкой, убрать кубики на место... Детям кажется, что раз они такие маленькие, неплохо и побыть ими, пусть мама или папа все делают за них как можно дольше:). На самом деле, все эти навыки и умения важно развивать своевременно, прививая самостоятельность и ответственность за свои действия . И чем больше у него получается, тем больше передавать ему ответственность делать самому. При этом всегда хвалить за то, что уже умеет и делает (вместо критики — см. п.3). И тут уже ребенок поймет, что оказывается, чем больше он умеет, тем больше получает много радости и восторга от мамы и папы. И у него появляется стремление повторить свой успех. Вместо нытья.

А вы замечали нытьё у своего ребенка? В каких ситуациях? И как справлялись?

Ни для кого не секрет, что если ребенок пытается привлечь к себе внимание, он может устроить родителям настоящий ад. Начиная от шалостей и театрализованных истерик, заканчивая нытьем и хныканьем. И это так действует на нервы, так хочется, чтобы эти крики и слезы скорее закончились, что чаще всего происходит: «Ладно-ладно, купим мы тебе эту куклу, только замолчи уже». Но сделав так один раз, вам придется уступать постоянно.

Нытье ребенка - это проверка, манипуляция, прощупывание грани своих возможностей. «А если я вот так, то дадут?». Если «дадут», значит метод работает. И ваш малыш и дальше будет прибегать к хныканью, чтобы добиться того, что он хочет. Задача родителей быть стойкими и не поддаваться.

Привычка нытья не врожденная, а приобретенная, и если ей потакать, то она сохранится до взрослого возраста. Итак, если вы не хотите вырастить нытика, вот вам три главных правила. Запомните и соблюдайте их всегда. Никаких исключений.

  1. Не поддавайтесь!

Запомните, вы на войне. Если вы сдаете одну позицию, то скоро все ваши земли захватят слезки и крики. Покажите ребенку, что такое поведение неприемлемо и с помощью него он не добьется желаемого. Нельзя один раз проигнорировать детскую истерику, а в другой раз уступить. Надо дать понять, что в таком ключе родители вообще информацию не слышат и не воспринимают. Как только ваше чадо заныло, скажите: «Пока ты не успокоишься, я с тобой говорить не буду». Или: «Мы поговорим, как только слезы прекратятся».

Отвернитесь от ребенка, игнорируйте крик (да, даже если вы в магазине и на вас уже смотрит охрана!). Только когда малыш успокоится, можно обратить на него внимание и сказать: «Вот теперь можно поговорить». При этом вы должны быть спокойны как слон, не злиться и не хныкать сами, потому что это именно то, чего пытается добиться ваш ребенок. Два-три раза повторите этот прием, и ребенок уяснит информацию. И родственников научите, а то он на них тренироваться будет.

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ

  1. Объясните!

Объясните ребенку, что он ведет себя некрасиво. Иногда дети кричат и выводят взрослых на эмоции, просто не понимая, что так нельзя. Расскажите, как это расстраивает вас, как это некрасиво выглядит со стороны. Объясните, как можно себя вести, а как нельзя. И прочно вложите в голову ребенка, что такое поведение попросту бесполезно, потому что он ничего не добьется, в истерике родители никогда ему не уступят. Тогда у малыша не будет поводов для истерик, и скоро он начнет искать другие способы довести родителей до поседения.

  1. Поощрение и наказание.


Докажите все вышесказанное не только словами, но и делами. Если ребенок устроил истерику в магазине, придется скорректировать свои планы и уйти пораньше, если беспричинные слезы на детской площадке - прогулка закончена. Покажите, что его поведение ведет только к отрицательным последствиям. В то же время, если ребенок ведет себя хорошо, без хныканья, хвалите его, замечайте это и поощряйте. Малыш на конкретных примерах запомнит, когда родители его слушают и делают так, как он хочет. Привыкнув к этому, нытье и хныканье уйдут в прошлое.

Удачи и терпения!

Что еще почитать