Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД. Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

    Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

    помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

    развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

    Способствовать развитию любознательности;

    Развивать внимание детей;

    Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

    Продолжать воспитывать культуру поведения;

    Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

    Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Сюрпризный момент,

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.

Конспект ООД в области познавательного развития

(опытно-экспериментальная деятельность)

«Свет мой, зеркальце»

(старшая группа)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» р.п. Мордово Коростелева Т.И.

Программные задачи:

    Расширить представления детей об окружающем мире;

    Познакомить с историей появления зеркала;

    Закрепить знания о необходимости этого предмета;

    Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими материалами;

    Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;

    Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, делать соответствующие выводы;

    Активизировать речь детей, расширять словарный запас;

    Развивать интерес к познанию окружающего мира.

Материалы и оборудование:

    Шкатулка;

    Зеркала различной формы;

    Семена плодовых деревьев и овощей, крупы, бобы;

    Металлические предметы;

    Ноутбук со слайдами.

На каждого ребенка:

    Прозрачные ванночки с водой на каждого ребенка;

    Листы белого, желтого, зеленого и черного картона;

    Металлические пластины;

    Шерстяные тряпочки;

    Стекла;

    Пластилин;

    Салфетки.

Ход занятия

( «Минутка вхождения» в НОД)

Дружно за руки возьмемся,

Все друг другу улыбнемся,

1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!

Т-с-с, к нам идет тишина,

В историю вещей зовет нас она.

Ребята вы любите путешествовать? (Ответ детей) Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие – это путешествие в далекое прошлое. А отправимся мы туда для того, чтобы узнать об истории возникновения одного предмета. Его можно найти в каждом доме и в нашей группе тоже, он нужен всем: и взрослым и детям. Эта вещь особенно необходима, когда мы собираемся куда-то, примеряем новую одежду, делаем прическу. Кстати, этот предмет спрятан у меня вот в этой шкатулке. Как вы думаете, что это? (Дети высказывают свои предположения, если не догадались, то загадываю загадку

Не смотря в окошко, был один Антошка.

Посмотрел в окошко, там второй Антошка.

Что это за окошко, куда смотрел Антошка?)

Правильно, ребята, это зеркало. (Достаю из шкатулки и показываю) Кто мне ответит, какие бывают зеркала? Для чего нужно зеркало? (Ответы детей) Что будет, если исчезнут зеркала? (Размышления детей) Как вы думаете, всегда ли существовали зеркала? Тогда где же люди могли увидеть свое отражение? (Ответы детей) Откуда вы это знаете? (Ответы детей)

Действительно, давным-давно человек в качестве зеркала использовал воду. Смотря в реку, озеро, пруд, он видел там свое отражение. Ребята, у нас тоже есть вода, пройдите, пожалуйста, к столам. (Дети подходят к столам, где на белом картоне стоят ванночки с водой, рядом лежат листы цветного картона) Представьте себе, что это маленькое озеро, посмотрите в воду. Вы видите свое отражение? Как вы думаете, почему? Чем вода в реке или озере отличается от нашей? (Ответы детей) Кто догадался, что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? (Предложения детей) Проверьте свои предположения.

Опыт №1 «Найди свое отражение»

Опытным путем приходим к выводу: чтобы увидеть свое отражение, дно должно быть темным.

Такое зеркало было удобным для людей? Почему, кто объяснит? (Высказывания детей) Подуйте на воду, что происходит с отражением? (Выводы детей) Действительно, такое зеркало не очень удобно: с собой его не возьмешь, и безветренная погода бывает не всегда.

Поэтому человек продолжил свои поиски. Он научился добывать руду и делать металлические предметы. Однажды человек заметил, что если хорошо отполировать металл, то в нем можно увидеть отражение. Что значит «отполировать»? (Ответы детей) Давайте проверим, действительно ли это так. Игра «Возьми и объясни». (Каждый ребенок подходит к столу, выбирает металлический предмет и объясняет полированный он или нет.) Подходим к выводу: для получения более четкого отражения помимо темной основы, необходима гладкая, полированная поверхность.

Ребята, как вы думаете, легко ли было делать такие зеркала? (Ответ детей) Давайте с вами вот из этих металлических пластин попробуем сделать зеркало. Опыт №2 «Полируем металл»

Дети шерстяными тряпочками пытаются отполировать металлическую пластину, чтобы увидеть свое отражение и приходят к выводу, что это сделать очень трудно.

Устали, мои изобретатели? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Зеркало»: Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья.

1, 2, 3 – мое движенье повтори!

Вот видите, ребята, какая это трудоемкая работа – сделать зеркало из металла, поэтому металлические зеркала были очень дорогими и иметь их могли только очень богатые люди. (Слайды вельможей с зеркалами на золотых цепочках у пояса, на шее, у дам на веере)

Прошло время, и человек научился производить очень гладкий, прозрачный, но хрупкий материал. Кто догадался, о чем идет речь? (Ответы детей) Как необходимо обращаться со стеклом? (Ответы детей) Аккуратно возьмите стекло, посмотрите на свет, вы видите там свое отражение? Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Как же люди использовали стекло для изготовления зеркал? (Предположения детей) Давайте проверим ваши предположения.

Опыт №3 «Изготовление зеркала»

Дети из стекла, черного картона и пластилина делают простые зеркальца, украшая рамку природным материалом (косточками плодовых деревьев, семенами овощей, крупами и бобами)

У каждого из вас получилось замечательное зеркальце. Настоящие зеркала изготавливают, соблюдая те же условия. Какие, назовите мне (Ответы детей). Только в настоящем зеркале отражение дает тонкий слой серебра, нанесенный на одну из сторон стекла, а чтобы его не поцарапать, зеркало помещают в специальную рамку или футляр, посмотрите (Рассматриваем разные зеркала, в том числе и те, которые находятся в группе, раздевалке, обращая внимание на их обратную сторону).

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам оно понравилось? Что понравилось больше всего? Что нового вы сегодня узнали? Хотели бы вы еще раз побывать в прошлом? Ребята, это не последнее наше путешествие. Мы ещё не раз с вами побываем там и узнаем много интересного об истории, казалось бы, таких простых предметов. (Далее благодарю детей за активную работу.)

ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о различных предметах, из которых сделаны окружающие предметы.
ЗАДАЧИ:
-Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения различать, сравнивать губки по форме, цвету, величине. Называть свойства предмета;
-Развивать творчество, навыки в конструировании (постройки из губок); умения сопровождать речью игровые действия;координационные движения мелкой моторики;
-Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, через предметы, которые используют в домашнем обиходе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр мультфильма «Федорино горе», создание проблемной ситуации «Чем же можно было помыть посуду у Федоры». Разучивание физминутки, коротких стихотворений: Бабочка…, Плывет, плывет кораблик…, Мы строителями станем… (приложение 1) .
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: чемодан, поролоновая губка, шероховатая, мягкая, колючая, опыт.
МАТЕРИАЛ: чемодан, губки для мытья посуды на каждого ребенка, аудиозапись, синие и красные паруса, два тазика с водой и два пустые, иллюстрации с зарисовками опытов, фото домика из губок, мелкие игрушки.

Ход деятельности

Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята я сейчас в раздевалке увидела чемодан и решила показать вам. Вам интересно, что же там?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте я посмотрю, что там лежит, а вы отгадайте.

Загадка про губку.

Мою грязную посуду,
Чтобы блюдца пели,
Мискам тру бока повсюду,
Чтоб они скрипели
Протираю все стаканы,
Ложки, вилки, чашки, краны,
Даже чищу я плафоны,
А сама из поролона.

Дети: Это губки для мытья посуды.
Аудиозапись из чемодана (голос).
Воспитатель: Слышите чей-то голос.Звучит аудиозапись «Надоело нам лежать, хотим с вами поиграть».
Воспитатель: Посмотрите, сколько губок в чемодане?
Дети: Много.

Дидактическая игра «Волшебные превращения губок»

Воспитатель: Берем все по губке. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников. Закрываем глаза. Три раза повернемся. Открываем глаза, вот мы и волшебники. Приложите губки к груди.Что у нас получилось?
Дети: Бриллиант, брошь…
Воспитатель: Покажите друг, другу.
Положите губки на голову. Что получилось?
Дети: Корона, шляпа…
Воспитатель: А сейчас пройдемся как королева или король с достоинством. Губка не должна упасть с головы.
Воспитатель: Поиграли. Начинаем изучать наши губки.
Какого они цвета?
Дети: Красные, синие, разноцветные.
Воспитатель: По весу какие?
Дети: Легкие.
Воспитатель: Проверим на ощупь. Какие они?
Дети: Мягкие, колючие, шероховатые.
Воспитатель: Понюхаем губки? Чем-то пахнут?

Пальчиковая гимнастика: «Гармошка».

Воспитатель: А теперь снова превратимся в волшебников и превратим нашу губку в гармошку.

Берем за короткие стороны и играем. А еще споем песенку:

«Я играю на гармошке,
У прохожих на виду.
К сожаленью день рожденья,
Только раз в году.

Воспитатель: Давайте споем громко, а теперь тихо.

«Бабочка»

Воспитатель: А теперь наша губка превращается в бабочек. Берем губки за длинные стороны, посередине придавливаем пальчиками. Высоко полетела наша бабочка, села на стол, на плечо друга, на нос, на ногу.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка летает, вьется.

«Бантик»

Воспитатель: Сожмите губку посередине двумя пальцами, получился бантик.
Воспитатель: Сложите губки на стол.На что они похожи? (на кирпичики)
Воспитатель: Что можно сделать из кирпичиков?
Дети: Построить дом.

Конструирование «Дом из губок»

Мы строителями станем
И построим новый дом
Первым делом подойдите
Ознакомьтесь с чертежом.

(Показ картинки дом из губок),(приложение 2)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию и постарайтесь построить такой же дом из губок.
Воспитатель: Подгоните самосвалы
Загружайте кирпичи
Ими губки побудут
Начинайте силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем
Пусть поставит нам окно
Под конец положим крышу
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра!
Воспитатель: На что похож наш дом.
Дети: На теремок из сказки.
Воспитатель: А какие герои живут в теремке?
Обыгрывание сказки. (детям раздаются мелкие игрушки зверей)
Воспитатель: Прибежала мышка-норушка стала в нем жить.
Зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волк-серый бок, и медведь всем места хватило. Все рады. Благодарят вас за красивый дом-теремок.

Эксперименты с губками.

Опыт «Кораблики»

Воспитатель: Мы говорили, что губка легкая, а если губку опустить в воду и подуть?
Воспитатель: Она плывет. На что похожа?
Дети: На лодочку, кораблик.
Воспитатель: Возьмем губку и приделаем парус.
У кого красный парус, подходим к красному тазику.
У кого синий парус к синему тазику.
Подул сильный ветер (дуем на кораблики)
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я!
Воспитатель: Может ли кораблик уплыть в дальние страны?

Опыт «Пузырьки»

Воспитатель: Кораблик может утонуть?
Воспитатель: Предметы внутри которых есть воздух плавают. Но если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Возьмите ваши кораблики, уберите паруса.
Воспитатель: Что вы видите на губках?
Дети: Дырочки, отверстия.
Воспитатель: Что в этих дырочках? Не знаете?
Тогда погрузите губки в воду, попробуйте выжать губку под водой, что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.

Опыт «выжми губку»

Воспитатель: Образовавшиеся пузырьки- это воздух выходящий из дырочек в воде.Когда губку погрузили и достали из воды, какая она стала по весу.
Дети: Она впитала воду, стала тяжелой.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы губка вновь стала легкой?
Дети: Выжать губку.
Воспитатель: Попробуем перенести воду в пустой таз.

Игра «Соберем водичку»

Воспитатель: Соберем водичку со стола в таз при помощи губки.
Итог. В группу входит помощник воспитателя.
Пом. Воспитателя: Ребята вы не видели чемодан с губками для мытья посуды, мне их выдали чтоб посуда из которой вы кушаете была чистой.
Дети: Видели мы с ними играли, опыты проводили.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем и покажем Л.Н. что можно сделать с губками. (рассматривание иллюстраций) (приложение3)
Пом. Воспитателя: Молодцы ребята, много интересного мне рассказали.
Воспитатель: Сейчас мы пойдем на прогулку, возьмем с собой губку. Проведем еще один опыт. Проверим будут нет губка впитывать снег.

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Тема

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

г. Урень Нижегородской области

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Тема "Путешествие в бумажную страну"

Воспитатель:

Бугрова С.Д.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Программное содержание:

Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги.

Словарная работа : папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Оборудование.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная бумага, карандаши, ножницы, трафареты животных, вода (в ёмкости).

Предварительная работа : рассматривание предметов сделанных из бумаги. Беседа о бумаге и её свойствах.

Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

Ход НОД.

В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

Тогда смелее в путь.

Дети, садятся за столы . (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. Вся бумага одинаковая?

Дети . Нет.

В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Ребенок : У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

В. Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ презентации).

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ презентации). -На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ презентации). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ презентации).

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ презентации).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец

Цай Лунь. (Показ презентации). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ презентации).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

(Дети перечисляют бумажные предметы) (плакат, письмо, альбом, книга, деньги, салфетка, упаковка, коробка, обои и т.д.)

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель , не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:

Бумажная книга Бумажный
Бумажные обои Бумажная обувь
Бумажный фантик Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажный шкаф

Бумажный Бумажное яблоко

Бумажные деньги Бумажная дверь.

В. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.

Опыт №1 "Бумага мнется"

А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Значит делаем вывод : бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.

Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод : картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,

Второе свойство бумаги бумага рвется.

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт 3 "Бумага режется"

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. Третье свойство.

Опыт 4 "Бумага намокает"

для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?

(Ответы детей)

Вывод : тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный. Четвёртое свойство.

Опыт №5 "Бумага летает"

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

В. Итак, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

В. А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети . Бумага скрутилась.

В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

В : У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

В. Вы встречались с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В . Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети : Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по трафарету.

Рассматривают работу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять ? Какими свойствами обладает бумага?

Дети: Бумага мнется.

Бумага рвется.

Бумага можно резать.

Бумага намокает.

Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

В. отмечает работу детей, на ваших столах лежат смайлики с улыбкой и грустный, поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению!

В . Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь.

В. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

Анализ НОД.

Конспект НОД назывался «Путешествие в бумажную страну»

Программное содержание :

Сформировать представление о свойствах бумаги, её видах.

Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты.

Формировать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги

Проводилась предварительная работа:

Рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Беседа о бумаге и её свойствах.

Во время НОД все дети были вовлечены в ход НОД. Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети узнали о истории бумаги.Познакомились с копировальной бумагой.(попробовали нарисовать 2 рисунка сразу)

Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д. Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.

Использовались такие приёмы,как - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, различные игры.

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.


Марина Шелковникова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью»

Цель исследования : Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) . Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Интеграция образовательных областей :Познавательное р . ; Речевое р., Социально-коммуникативное р., физическое р.

Словарь : каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

Объект исследования : соль .

Предмет исследования : особенные свойства соли.

Предварительная работа : беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь» , «Узнай на вкус» , чтение русской народной сказки «Соль » , чешской народной сказки «Соль » .

Материал : иллюстрации, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) ; одноразовые ложки и тарелочки (по количеству детей, два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

Безопасность : нельзя пробовать и осторожно обращается с морской солью .

Ход исследования:

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы . Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку : «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль ) .

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, это соль . Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Соль , один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берётся? Соль образуется в морях , океанах, соляных озёрах. Фото 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники) . Фото 2. Для добычи соли используют солекомбайны. Фото.

В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую , также известная, как поваренная соль . Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных , массивных кристаллов, в отличие от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу . Когда соль еще была редкостью , иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб-соль » - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль - значит , дружить. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки всего надо одну чайную ложку. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото

Воспитатель : Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

Физминутка : «Солим капусту»

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят» )

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук)

Воспитатель : Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Опыты с солью :

Перед вами стоят тарелочки с солью , именно с ней мы будем проводить с вами опыты

Опыт №1 : Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики) . (на тарелочки три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешек)

Вывод : Соль белого цвета , состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

Опыт №2 : Пересыпьте соль ложечкой (соль сыпется )

Вывод : Соль сыпучая

Вывод : Соль твердая , хрустящая

Опыт №3 Пипеткой капнуть немного воды на соль , куда она делась? (она впиталась)

Вывод : Соль впитывает воду .

Опыт №4 В стаканчик с водой насыпать соль и перемешать , что теперь? (соль растворилась )

Вывод : Соль растворяется в воде

Опыт №5 Воду попробовать на вкус. (Вода стала соленной)

Вывод : Вода стала соленной

Воспитатель : Определили, что соль полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Опыт №7 (показ воспитателя)

Выпаривание соли из воды.

Цель : стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть» .

Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде : вода прозрачная и солёная.

Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет. В столовую ложку наливаем солёной воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль .

Вывод : вода испарилась, соль осталась . Из воды соль получают методом выпаривания.

Вывод исследований :

Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по мнемотаблице)

Итог :

О каком камне - минерале мы сегодня с вами говорили? (Соль )

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета , состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)

Какой опыт вы смотрели?

Публикации по теме:

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с водой в старшей группе «Я - царица водица» Цель: совершенствовать представления детей о свойствах воды. Задачи: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Что еще почитать