История возникновения детского сада. Развитие и становление детских садов. материал (подготовительная группа) на тему Для чего придумали детские сады

Предположение первое

Поскольку первые детские сады появились в Германии (а там они назывались kindergarten- детский сад), то это всего лишь перевод с немецкого языка. Однако вопрос: почему в Германии именно так были названы детские учреждения? И вот поэтому –

Предположение второе

Изобретатель детского сада (Фридрих Фрёбель), человек добрый и увлечённый, считал, что дети – Божие растения, а потому и уход за ними должен быть тщательным – как за растениями в саду. Отсюда и пошло название «детский сад».

Предположение третье

Идея создания детского дошкольного учреждения пришла в голову Фридриху Фрёбелю в то время, когда ему было уже за 60 лет. К тому времени он был известным педагогом с большим опытом работы и запасом накопленных идей. Для их реализации он и решил создать нечто вроде лаборатории по коллективному воспитанию детей. В 40-х годах XIX в. открывается «первое учреждение по уходу за детьми» в небольшом городке Цорбих. Оно разместилось в бывшей гостинице «У дворцового сада». Направляясь туда с детьми, горожане говорили: «Мы идём в сад». Вот отсюда и пошло данное название.

Из других источников следует, что первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» было создано им в 1837 г. в Блакенбурге.

Фридрих Фрёбель – изобретатель детского сада

Ф. Фрёбель (21.04.1782 – 21.06.1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Учился в Йенском университете, затем работал у известного педагога И. Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. По своим философским взглядам Фрёбель был идеалист и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Это первое дошкольное учреждение было открыто для всех желающих, и отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин: плата в неделю составляла 15 пфенингов серебром (фунт мяса стоил 10 пф.). В детском саду Фрёбеля детей кормили три раза в день горячей пищей. Но прежде всего занимались их всесторонним развитием. И, как сказали бы сегодня, вся программа была построена на самофинансировании (сам же Фридрих Фрёбель оплачивал и работу нескольких воспитателей). Этот «сад» стал настоящим питомником, в котором дети «выращивались» под личным присмотром великого педагога и под его же девизом, состоявшим из трех слов: «Труд. Терпение. Любовь». А во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не «инкубатор», из которого требуется получить одинаковых птиц, а место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, где к каждому подбирались «свои ключики». Именно Фридрих Фрёбель первым заявил, что лучший учитель для ребенка – это игра.

Всеми известные и любимые кубики с рисунками и буквами изобрел тоже он.

Учение Фрёбеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Его система получила распространение во многих странах, в том числе в России.

К сожалению, гениальный педагог был неважным дельцом, и его детский сад вскоре оказался на грани банкротства и мог бы прекратить свою деятельность очень быстро, но это начинание уже имело своих сторонников. Один из них пожертвовал значительную часть своего состояния, не позволив не только закрыться первому детскому саду, но и вслед ему открыл еще несколько в Германии. После чего идея отправилась «гулять» по всему миру.

Детский сад в России. Немного истории

В 60-е годы XIX века в России появляется новый тип воспитательного учреждения – детский сад. Он возник как отголосок фрёбелевского движения на Западе.

В Санкт-Петербурге обрусевшими немцами (И.И. Паульсоном и К.А. Раухфусом) было создано общество содействия первоначальному воспитанию детей по системе Фрёбеля. Однако «идея»детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы, не соответствующей размаху русской натуры», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека. В результате система Фрёбеля приобрела широкую известность, но сущность её мало кто понимал, несмотря на призывы, звучавшие со страниц педагогических журналов второй половины XIX и начала XX веков, внимательно изучить и понять «истинного Фрёбеля».

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий.

Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах XIX века (к началу 1867 года в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

Одним из первых в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.

Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей в Туле. Он был открыт в 1872 году, а закончил свою работу в 1875 г. Пожалуй, главной причиной стала нехватка средств. «Душой» детского сада Смидовичей был их сын Викентий, в дальнейшем известный врач и писатель Вересаев.

25 октября 1872 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление с подписью Елизаветы Смидович: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, были очень удивлены: в семье было своих восемь детей – какой там детский сад! Но удивление стало ещё большим, когда жители города узнали, что никакой платы за содержание детей брать не будут. А всё это задумано только для того, чтобы дети развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. Для маленьких воспитанников отвели лучшие комнаты – столовую, зал и гостиную – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.

В летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. Под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.

Зачем детей водят в детский сад?

Естественно, главная причина – чтобы ребёнок был присмотрен, пока родители на работе. А затем, соответственно, следующие: чтобы ребёнок не скучал дома, чтобы привыкал к общению с другими детьми, чтобы стал всесторонне развитым человеком, чтобы наилучшим способом подготовился к школе и т.д.

Но каждому, кто отдаёт ребёнка в детский сад, хочется, как и Фрёбелю, «чтобы ребенка там любили и тогда можно совершенно не беспокоиться об остальном…».

Современный детский сад в России

Детский сад - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.

Детские сады бывают различных видов: общеразвивающего с приоритетными направлениями, например, интеллектуального, физического, художественно-эстетического воспитания; комбинированного; компенсирующего и др.

Детские сады делятся на муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

В каждом детском саду своя программа занятий, но основными, как и раньше, остаются занятия по физическому воспитанию, творческому и интеллектуальному развитию.

В яслях и младшей группе детского сада занятия продолжаются всего 20-25 минут, в детском саду занятия для этого возраста проводятся 2 раза в день.

Занятия для средней группы длятся 25-30 минут, хотя включают в себя тот же набор, что и для младшей группы.

А вот в старшей группе детского сада продолжительность занятий составляет уже 30-35 минут, практически как в школе. Занятия проводятся 4 раза в день. И к развитию речи добавляется подготовка к обучению грамоте, а лепка и аппликация проводятся как одно занятие.

Детский сад: «за» и «против»

Мы уже говорили о том, зачем детей водят в детский сад. Но не менее важным является вопрос, в каком возрасте лучше всего отдавать его в это учреждение: ведь известно, что некоторые дети с трудом привыкают к обстановке детского сада или вообще не желают его посещать.

Психологи считают, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.

По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему, отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года (если это девочка) и 3,5 года (если это мальчик). К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.

Чтобы выбрать хороший детский сад для своего ребёнка, надо смотреть не на внешнее оформление и современную оснащённость, а на атмосферу в нём. Прислушайтесь к психологу А.Фромму: «Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для своего ребёнка».

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ
Рубрика (тематическая категория) История

В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Οʜᴎ были частными, платными и недоступными для бедных люден.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 ᴦ. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 ᴦ. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий - в Гельсингфорсе в 1863 ᴦ., четвертый - в Петербурге в 1866 ᴦ. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 ᴦ. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.

Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всœего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелœевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелœев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.

В детском саду С. А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 ᴦ., стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься “по своему вкусу”, но при постоянном надзоре детской “садовницы”. Люгебиль наблюдала за индивидуальным поведением детей, успехами в их развитии, вела записи этих наблюдений. Весной и осœенью всœе игры и занятия детей протекали в саду, воспитательницы проводили экскурсии со старшими детьми в природу; зимой дети тоже гуляли, катались с ледяной горки и т. п. Воспитательницы приглашали родителœей присутствовать и наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы, как нужно воспитывать детей.

Любовь к детям, близость к ним, активность С. А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителœей. В одной "из статей в журнале “Современник было написано: “Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада”.

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились также и в детском саду А. С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869 ᴦ. В периодической печати того времени он отмечался как “лучший и разумнейший”.

Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста͵ как, к примеру, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 ᴦ. в ᴦ. Туле Е. П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа Е. П. Смидович имели общее хорошее помещение, крайне важно е оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и содово-огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае крайне важно сти; они предоставляли также детям всœе возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройки из материалов и т. д.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия. Ручные работы в данном детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т. д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию; темами были русская природа, жизнь русского народа.

В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.

Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых “сидячих занятий проводились на открытом воздухе, в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любят жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением. кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, каким очень. часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.

Заслуживает. внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. В этом детском саду стремились обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому: “всякому назначается работа͵ соответственная силам и умению”. Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была сделана попытка включения некоторых игр и занятий, детского сада в I класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всœех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми.

Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (к примеру, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 ᴦ.).

В 1866 ᴦ. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населœения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час - беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах XIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ" 2017, 2018.

Перминова Наталья Владимировна,
МБДОУ «Детский сад №12 «Ягодка»

История дошкольного образования в России.

Предистория : Первый детский сад , как тип педагогического учреждения был организован в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р.Оуэном - так называемая «школа для маленьких детей».

Само название - «Детский сад » было придумано в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем . Он создал систему дошкольного воспитания. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста » в городе Бад-Бланкенбурге.

Фребель указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода. Совершенно естественно было называть тех, кто растит цветы жизни, «садовницами». Так официально и звались воспитательницы первых детских садов. Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа, - это был главный принцип фребелевского детского сада.

Первые детские сады в России.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Первые детские сады в России появились по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.

Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий – в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый - в Петербурге 27 сентября 1863 г (по другим данным в 1866 г.).

В детском саду С.А. Люгебиль, существовавшем в Петербурге с 1863 по 1869 г. стремились проводить игры и занятия без строгой регламентации, предоставлять детям больше возможности играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре детской «садовницы».

Творческие искания новых путей воспитательно-образовательной работы проводились и в детском саду А.С. Симонович. В периодической печати того времени он отмечался как «лучший и разумнейший». В дошкольное заведение принимали детей в возрасте от трёх до восьми лет. В программе «детсада» были уроки шитья, конструирование, подвижные игры, и даже курс Родиноведения. Некоторые детские сады были тесно связаны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, как, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872 г. в Г. Туле Е.П. Смидович

Государство не принимало участия в организации детских садов. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой, время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугами могли пользоваться только состоятельные родители. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.

В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей «низших» слоев населения. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Там имелась швейная мастерская для пошива детского
белья, кухня, прачечная, школа для детей. Детей старшего дошкольного возраста обучали
священному писанию, молитвам, проводились различные ручные работы, такие как,
плетение, рисование, вырезание и многое другое. Но в виду отсутствия средств к существованию, бесплатный детский сад был вскоре закрыт.

Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в80-х годах ХIX в.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.

Интересный факт. Мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель - духовный последователь И.Песталоцци, инспектор классов в Гатчинском воспитательном доме, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» за 30 лет до появления первого детского сада в России. Это был еще не детский сад (просто
термина такого не существовало), но и не школа, так как в небольшом домике в Гатчинском парке Е. Гугель со своим товарищем П. Гурьевым собрали десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских
способностей».

20.11.1917г.- выходит « Декларация по дошкольному воспитанию» - начало государственной системы дошкольного образования.

1918г. открыт второй Московский государственный педагогический факультет с дошкольным отделением.

В 1919г. в Москве проходит первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию.

1927-1928г.г. -ставится вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932г.

В 20-е годы прошлого века в СССР существовало три типа дошкольных учреждений – детские дома для детей-сирот, детские очаги, детские сады. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребёнка к усвоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1928году в СССР начинает выходить ежемесячный научно-методический журнал

« Дошкольное воспитание».

В 1936 годупосле резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в «Программе воспитания в детском саду» (1962г.), получила основное развитие в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, 1985г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже педагога. Стержнем процесса стала программа обучения, а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста.

1939 год - типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

В 1959 году предложен новый вид дошкольного образовательного учреждения –ясли-сад.

В начале 60-х годов 20 века комплексная программа воспитания в детском саду – это единый и обязательный документ в работе дошкольных учреждений страны.

В1989 году была создана «Концепция дошкольного воспитания» (под редакцией В. Давыдова, В. Петровского), которая определила ключевые позиции обновления детского сада. Реализация этой концепции потребовала создания правовой базы.

В 1990 году охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания Российской Федерации составил примерно 70%.

В1996 году было принято «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций дошкольного учреждения охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка.

Принятый в 1992 годуЗакон РФ «Об образовании» определил правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер, статья 12 закрепляет определение образовательного учреждения, под которым понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Если говорить о вариативности содержания и программно-методического обеспечения образования детей раннего и дошкольного возраста, то на сегодняшний день педагогическая наука предлагает дошкольной практике более 48 комплексных и парциальных программ воспитания, обучения и развития детей. Наиболее востребованными в ДОУ регионов являются:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. К омаровой),

«Истоки» (научная редакция Л.А. Паромоновой и др.),

«Детство» (В.И. Логинова, Н.А. Ноткина, Т.И. Бабаева),

«Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.),

«Кроха» (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочаткова),

«Из детства - в отрочество» (ред. Т.Н. Доронова),

«Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова),

«Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Д ьяченко и др.),

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон об образовании РФ, где дошкольные учреждения называются начальной ступенью образования.

Развитие дошкольного образования не стоит на месте.

10.03.2010 г. вступил в силу Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ в части

Определения структуры ООП ДОУ (соотношение частей, их объёма;

обязательной части ООП и части формируемой участниками образовательного процесса);

Учитывают особенности реализации ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценки ООП:

требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему:

1)обязательная часть– 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%;

2) части программы – направления развития детей: социально-личностное направление развития, физкультурно – оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое направления развития.Появились 10 образовательных областей (Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка).

Разделы программы: «Пояснительная записка», «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении», «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей», «Содержание коррекционной работы», «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

ООП ДОУ является моделью организации педагогического процесса.

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь- игра, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом «усвоения не в учебной, а различных видах деятельности».

Задача ДОУ - разработать программу, как модель организации педагогического процесса.

Модель организации педагогического процесса в конкретном детском саду предполагает, наличие новой образовательной программы, как модель организации этого процесса. В ней отражается индивидуальность каждого ДОУ. Ведь даже если сто садов будут работать по программам «Детство», «Истоки» или «Радуга», все равно педагогический процесс у них разный, неповторимый. У каждого сада есть свои изюминки - вид детского сада, профессионализм педагогов, предметная среда, климатические, демографические и другие условия.

Специалисты в области дошкольного образования проанализировали все варианты организации педагогического процесса, и выдели комплексно-тематическую модель, идущая от педагогической системы Жана Авидея Деклари, который ввел определение «проживание ребенком содержания через все виды детской деятельности», и предметно-средовая модель. Классическая форма этой предметно-средовой модели - педагогика Марии Монтессори.

До принятия ФГТ были три блока: учебный, который всегда представлялся занятиями по расписанию, по сетке занятий, блок организации режимных моментов, где решались педагогические задачи, наконец, самостоятельная деятельность детей, которая сводилась к организации предметной среды. Но главное не в этом, а в том, чтобы выстроить эту модель и интегрировать все 10 образовательных областей.
Принципиальные отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели н а сегодняшний день состоят в том, что образовательный процесс: - это непрерывная непосредственная образовательная деятельность (ННОД), она включает НОД, СД детей и взрослых в режимные моменты, куда входит групповая и подгрупповая работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства. Взаимодействие с родителями, которые являются участниками образовательного процесса.

Если раньше была позиция - игра и учебная деятельность, то сегодня мы говорим - игра и другие виды детской деятельности. ФГТ нас сегодня к этому призывает, сегодня один из вариантов организации педпроцесса - комплексно-тематическое планирование и выбор тем, которые будут проживаться ребенком в каждой возрастной группе.

На сегодняшний день авторские научные коллективы с введением в действие ФГТ уже обновили и дополнили новым содержанием свои программы, однако только после их экспертизы и практики могут использовать их в образовательном процессе.

Принципиальные отличия новой структуры планирования от старой
это замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

Изменение понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Весь учебный блок в прежнем понимании не будет присутствовать в практике дошкольного образования. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.

В действующую структуру планирования по ФГТ вносятся существенные изменения. Такие как Интеграция образовательных областей. Интеграция –это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ –интегрированные занятия Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Становление новой системы дошкольного образования.

Сегодня делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания», в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе и опеке, но и в воспитании, и обучении, и развитии.

Для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса.

Главная задача и, соответственно, основной предмет обсуждения на современном этапе- это развитие российского дошкольного образования с позиций качества и общедоступности.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию Федеральных государственных требований. Как и любая инновация, новые условия организации образовательного процесса трактуются неоднозначно и вызывают множество вопросов, сомнений, обсуждений.

Литература

1.История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дои.)» / М.Ф. Шабаева, В.А.
Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под. Ред. Л.Н. Литвина. – 2-е изд., дораб.-М.:
Просвещение, 1989.-352 с.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г.№655, «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Интернет источники.

После того, как доча пошла в детский сад, я стала думать, а откуда пошло происхождение этого дошкольного заведения и для чего оно было создано… и вот нашла ответ:

25 октября 1872 года, 135 лет назад, в газете «Тульские губернские ведомости» появилось небольшое объявление: «С разрешения попечителя Московского учебного округа я открываю 1 ноября этого года на Большой Дворянской улице, в собственном доме, детский сад для детей от 3 до 7». И подпись «Елизавета Смидович». Все, кто знал семью врачей Смидовичей, схватились за головы: какой там детский сад, если у самих восемь детей! Другие пожимали плечами, мол, наверное, у доктора дела идут худо, за воспитание чужих детей он, поди, будет приличные деньги брать! Каково же было удивление тулян, когда первая «садовница» пояснила – никакой платы за содержание детей она брать не будет. А вся эта затея задумана только для того, чтобы детишки развивались гармоничнее, тем более, что их тут будут учить новому. И делить детей на «своих» и «чужих» она не собирается, ко всем будет относиться с одинаковой меркой. А для маленьких воспитанников будут отведены лучшие комнаты – столовая, зал и гостиная – здесь хватало места и для детских игр, и для учебных занятий.Елизавета была доброй «наседкой» – в летние дни воспитанники выходили в сад, устраивали праздники, резвились, занимались постановками детских спектаклей. И Викентий Смидович не остался равнодушным к идеям супруги – он собственноручно изготовил громадный макет с горами, реками, морем, заливами и островами. На морском берегу паслись стада миниатюрных коров, малыши могли даже их трогать. Ему нравились и незатейливые спектакли, и то, что дети были очень раскованы, и то, что они под присмотром взрослых изучали основы гигиены. А вообще под руководством Елизаветы Павловны проводились занятия по рисованию, лепке из глины, плетению, малышей обучали счету, чтению, обязательно проводились подвижные игры.Одним из самых «шустрых» воспитанников был 5-летний Викентий Викентьевич, которому «науки» давались легко, он, чувствуя себя в детском саду как дома, старался растормошить других воспитанников, вовлекая их в игры. Жаль только, что у доктора Смидовича времени на ребят было мало: Викентий Игнатьевич еще в ноябре 1864 года открыл новое, невиданное доселе учреждение – бесплатную лечебницу для приходящих, где и пропадал большую часть времени. А если и был дома, то чаще всего работал в домашних химической и бактериологической лабораториях или аккуратно вел метеорологические наблюдения, много работал по статистике. Несколько слов о детских садах вообще и о российских в частности. Красивое, хотя и странное, название – «детский сад» – придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель. Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет, и почему-то было закрыто. Но как потом пояснял педагог, он выбрал такое название из-за того, что, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садовницы, отсюда и детский сад…Интересно, что именно Фребель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа. С этой целью педагог создал свой развивающий набор – «Дары Фребеля», по которым «садовницы» учили детишек: шарики из шерсти всех цветов радуги, деревянные шары, кубики, цилиндры.Первым в России детским садом было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович, которое она открыла вместе с мужем еще в 1866 году. Плату за содержание и воспитание детей 3-8 лет вносили состоятельные родители. Симонович сама придумывала подвижные игры, дети занимались конструированием, и даже курс родиноведения здесь был обязательным. А кроме того Аделаида Семеновна начала издавать специальный журнал «Детский сад». Но спустя два года заведение было закрыто.Немногим больше просуществовал детский сад и у Смидовичей. Он был открыт в 1872 году, а в 1875 году воспитанники пришли в дошкольное учреждение в последний раз. Очевидно, ангельского терпения Елизаветы Павловны хватило только на этот короткий срок. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Впрочем, есть еще одно обстоятельство: «душе» детского сада Викентию Викентьевичу исполнилось 8 лет, и его отдали в гимназию. Но, пожалуй, главной причиной стала все-таки острая нехватка средств.Да, многие из вас, уважаемые читатели, его хорошо знают. В 1884 году Викентий с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Чуть позже он увлекся идеями народничества. В 1888 году поступил на медицинский факультет Дерптского университета, повторяя путь отца. В 1894 году несколько месяцев практиковал на родине в Туле, и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.Большинству же читателей он знаком по роду другой своей деятельности – литературной, и по своему псевдониму – Вересаев. Диапазон его творческих устремлений был очень широк. Им написаны романы «В тупике» (1924) и «Сестры» (1933), документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937). Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых «Илиада» (1949) и «Одиссея» (1953) Гомера.А начиналось все с отчего дома и детского сада, который открыла его мама! Так что сегодня, размышляя над тем: «Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад?» тысячу раз подумайте: а стоит ли отказывать малышу в шансе? Вдруг именно в этой среде будут заложены те ростки таланта, которые в будущем дадут щедрый урожай?

И еще статья тоже интересная))

История детского сада уходит корнями лишь в начало 19 века. Первые такие заведения назывались «Школами для самых маленьких». Самую первую «школу» создал Роберт Оуэн в Шотландии. Несмотря на это, родоначальником детских садов принято считать немца Фридриха Фребеля (см. изображение). Он в 1837 году в городе Бланкенбурге открыл собственное заведение для маленьких детей и назвал его детским садом. Т.к. дети – это цветы жизни, у них должен быть свой сад. И первых воспитательниц называли даже садовницами.
Дальше детские сады начинают появляться в других европейских странах. Одновременно с этим начинают появляться и развиваться всевозможные педагогические теории и системы. Заметьте – не до этого, а только одновременно, а зачастую, значительно позже. Чаще всего, детские сады создавались для тех детей, которые не получали вообще никакого воспитания (не все конечно, были и элитные детские сады, где педагоги учили детей по какой-нибудь своей системе). Большинство детей того времени воспитывалось в семьях. Родители не спешили отдавать дитя в чужие руки. Но в 19 веке в Европе получают распространение идеи атеизма. Одно из последствий этого – учащение разводов (которые запрещены в христианстве). Матери вынуждены выходить на работу, чтобы прокормить себя и детей. А дети предоставлены самим себе. Вот тогда, различные общества милосердия начинают создавать группы по присмотру за такими детьми.

Для семей, где мать не работала, не было необходимости в детском дошкольном учреждении. Но чем больше происходила эмансипация женщин, чем больше их меняло семью не карьеру, тем больше появлялось детских садов.

В странах Азии и Ближнего Востока, где традиционно сильна роль семьи, детские сады появились только в середине 20 века. И то, лишь под влиянием западной культуры или коммунистических идей. Где сильнее насаждалась эта самая культура, там раньше и возникали детские сады.

А в мусульманских странах до сих пор еще мало дошкольных учреждений. Но западная культура начинает просачиваться уже и туда, неся с собой тенденцию отдавать ребенка на воспитание в детский сад.

В России первые детские сады появились в середине 19 века, но большого распространения не получили. Главной сподвижницей детсадовского движения в России считается Аделаида Симонович, которая открыла первый в России детский сад – в 1866 году в Петербурге. Но она столкнулась с непониманием со стороны матерей. Ну не могли они взять в толк, для чего отдавать ребенка в детский сад, если у него есть братишки-сестрички, с которыми он играет и общается, и няни-гувернантки, которые научат его всему, что нужно!

В начале 20 века всевозможные «прогрессивно настроенные» деятели и организации начинают проводить разъяснительную работу с населением, убеждая родителей в благе детских садов. Но в основном, это все же учреждения по присмотру за детьми тех родителей, которые вынуждены оба выходить на работу, а вовсе не образовательно-воспитательные.

Во время первой мировой войны наблюдался некоторый рост детских садов. Это связано в первую очередь с тем, что выросло количество беспризорных детей. Общественно-педагогические организации получили возможность усилить деятельность по дошкольному образованию за счет приспособления ее к нуждам военного времени – оказывать помощь детям воинов, открывать народные детские сады и детские очаги с длительным пребыванием в них детей, детские приюты для детей беженцев и т. д.

В период между февральской и октябрьской революциями население было слишком занято политикой. Зато после перехода власти к большевикам, дошкольному воспитанию начинает уделяться очень большое внимание. Еще бы! Ведь теперь провозглашено равенство между мужчинами и женщинами. Женщины повсеместно вовлекаются в рабочий процесс. За детьми нужен пригляд. Ну, под это дело и начинают разрабатывать методики развития и воспитания советского гражданина, начиная с самого раннего возраста.

Конечно, современный детский сад может принести много пользы ребенку. С ним занимаются профессиональные педагоги, его многому там учат. Но все-таки, не стоит забывать, что изначально детский сад был создан для присмотра за детьми работающей матери. Большинство же детей 19 века и все дети до этого воспитывались в семье. И ничего, как-то росли и вырастали. И были среди них и ученые, и поэты-писатели, и государственные деятели, и художники, и даже сам Фридрих Фребель…

Возникновение детских садов связано с именем немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852). В 1837 году он организовал первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, которое назвал детским садом (Kindergarten: Kinder – дети, Garten – сад). «Это последнее название имеет двоякое значение: во-первых, Ф[ребель] придерживался мнения, что сад, в котором дети могли бы играть и знакомиться с жизнью растений, составляет необходимую принадлежность такой школы; во-вторых, оно символически указывает на сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода» (Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона, 1902 г., т.36а, 690). Такие воспитательные учреждения для приходящих детей так и назывались детские сады Фребеля (П. Тимошенко «Очерки науки о воспитании», 1866, I, 34).

В России с 1866 года издается педагогический журнал «Детский сад». Но для названия учебно-воспитательного учреждения для дошкольников использовалось и прямое заимствование из немецкого языка. Так, в письме Н.А. Герцен Н.А. Огаревой от 28 сентября 1873 года читаем: «Володя и Алеша ходят в киндергартен» (Архив Огаревых, с.94); Н.А.Огарева пишет дочери Лизе 28 марта 1875 года: «Послали ли вы книгу о киндергартене М-ме Gцtz?» (там же, с.167).

Преподавательницами в таком детском саду стали Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы. Но как назвать их по-русски? С этой трудностью столкнулся известный русский агрохимик и публицист А.Н. Энгельгардт. Он пишет о семье многодетного скотника: «Мне ужасно нравится этот «детский сад», где все дети постоянно заняты, веселы, никогда не скучают, не капризничают, хотя в «саду» нет никакой «Gдrtnerin», которая выбивалась бы из сил, чтобы занять детей бесполезными работами…» (А.Н. Энгельгардт. Из деревни. Письмо первое. 1872 г. - 1987, 51-52).

Буквальный перевод детская садовница (или просто садовница, если из контекста было ясно, что речь идет о детском саде) мы регулярно находим в педагогической литературе конца XIX - начала ХХ века. В 1880 году в Санкт-Петербурге выходит книга

К.Р. Шильдбаха «Детская гимнастика. Руководство для родителей, учителей и детских садовниц». Профессия, о которой идет речь, с самого начала была женской, хотя в Энциклопедическом словаре Брокгауза – Ефрона упоминаются «заведения для обучения и подготовки детских садовников и садовниц» (т.36а, 691). Терминологическое словосочетание детская садовница существовало в русском языке более полувека. Мы находим его в 20-х годах ХХ века: «…работник, ведающий благоустройством рабочих: доктор, сестра милосердия, детская садовница, руководитель спортом, библиотекарь» (А.У. Зеленко «Современная Америка», 1923 г., 67); «Понадобились специалистки-дошкольницы, начали открываться колледжи для подготовки д/садовниц (так! –Н.А.), педагогические отделения при школах II ступени для подготовки садовниц свыше 1000 детских садовниц» (Н.Н. Ильин. «Педагогическое образование за границей и у нас», 1927 г., с. 20). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (1940 г., т.4, с.22) у слова садовница есть и такое толкование:

«3. Воспитательница, преподавательница в детском саду (педаг[огическое] арго)». Последняя помета имплицитно содержит указание на то, что в общелитературном и разговорном языке такие преподавательницы назывались как-то иначе.

Да, для них существовало и другое название. Вс.В. Крестовский в романе «Торжество Ваала» (1891-1895 гг.) пишет: «Я брал уроки в «детском саду» у фребеличек». В широко известных мемуарах

И.Г. Эренбурга читаем: «…со мною работали поэтесса Ада Чумаченко и молодые фребелички» (И.Г. Эренбург. Люди, годы, жизнь. 1962, 1, 336). Это слово попало и в словари: «Фребеличка (дореволюц.). Воспитательница детей дошкольного возраста по методу немецкого педагога Фребеля. / Слушательница курсов, подготовляющих таких воспитательниц» (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова. Т.4, 1940 г., с. 1116). Сейчас это слово совершенно вышло из употребления и мало кому известно.

Место детской садовницы и фребелички заняло слово воспитательница. Это слово существует в русском языке с давних пор. В словарях оно отмечается с 1771 года. Это коррелят женского рода к существительному воспитатель, имеющий достаточно широкое значение. В Словаре русского языка XVIII века (т.4, с.85) на слово воспитательница даны примеры, из которых ясно, что речь идет о гувернантке: «И вся беда произошла от того, что воспитательница Евгении была француженка!» («Московский Меркурий», 1803 г.). В «Воспоминаниях» В.А. Соллогуба (1860-1880 гг.) княгиня Ливен названа воспитательницей великих княжон (1998, 49); она, разумеется, была не гувернанткой, а начальницей над всеми педагогами, обучавшими царских дочерей. В романе

Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879-1880 гг.) воспитательницей названа генеральша, к которой попала в качестве воспитанницы сиротка Софья, будущая мать Алеши и Ивана Карамазовых. Все перечисленные значения понятны современному читателю и не требуют пояснений. От них был вполне естественным переход к значению «дошкольный педагог». Старые значения не утратились языком окончательно. Поэтому официальное название педагога, работающего с дошкольниками, – воспитательница детского сада.

Если детский сад - буквальный перевод немецкого Kindergarten, то слово ясли - семантическая калька французского слова crиche. 1. ясли, кормушка в хлеву; 2. детские ясли. В основу такого названия детского учреждения для самых маленьких положено евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа в укрытии для скота: новорожденного младенца положили на солому в ясли, то есть кормушку для животных - коров, овец, лошадей. В современном русском языке первоначальное значение слова ясли (кормушка для скота) почти полностью утрачено, основным с середины XIX века становится привычное нам значение «воспитательное учреждение для самых маленьких детей». Еще в «Гигиене» Ж. Беккереля 1852 года (с. 25) читаем: «В России существует только один Младенческий приют, основанный в 1847 году, именно Младенческий приют княгини Барятинской; но этот Приют (или «Ясли», как обыкновенно называют подобные приюты в буквальном переводе с французского Crкches)… может служить образцом…».

Наталия АРАПОВА, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник филологического факультета МГУ

ВНИМАНИЕ!

Пожалуйста, не забудьте, что имя существительное множественного числа ясли при склонении во всех косвенных падежах сохраняет ударение на первый слог: У меня ребенок в яўслях; С текущего года садаўм-яўслям увеличили финансирование. Особенно часто ошибки при склонении этого слова появляются в родительном падеже: У нас в районе не хватает яўслей и яўслей-садоўв.

Что еще почитать