Как родить двойню или близнецов естественным путем. Близнецы или двойняшки? Интересные факты

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

То, что у меня будет ребенок, я поняла ровно в тот день, когда мы собирались кататься на горных лы­жах. (В результате лыжи пришлось отложить: я боялась раннего выкидыша.) Мне было 27 лет. Беремен­ность - первая. И вдруг оказалось, что мы ждем двойню. Ни у кого из известных родственников двоен не было, ни­какими гормональными таблетками (в том числе и про­тивозачаточными) я отродясь не пользовалась. Врачи шу­тили: надо же с кого-то начинать...

В начале беременности был токсикоз, меня сильно тошнило. Единственное, что спасало, - это еда. Есть нехотелось; но стоило что-то пожевать, как тошнота прекращалась. Делать УЗИ на 6 неделях показалось глупым, да и врач в женской консультации мне сказала: «Зачем вам это надо, то, что у вас беременность маточная, и так видно». В начале третьего месяца токсикоз прекратился и наступил золотой период. Пузо еще не выросло, а тош­нить перестало.

На 14 неделях я пошла на УЗИ в женскую консульта­цию, где меня и обрадовали, что у меня их там двое. На­до сказать, я была в шоке и весь вечер прорыдала. Миш­ка воспринял все гораздо спокойнее и отнесся к извес­тию о двойне философски. Дальше все стало еще весе­лее. Мне тут же объяснили, что у меня нет шансов ро­дить самой, и кесарево мне гарантировано. Зрение ми­нус семь, узкий таз, да и к тому же двойня... Ну и так далее. Я читала все, что смогла найти о двойняшках и близняшках, о двойняшечьих родах и уходе за малыша­ми, и после каждой прочитанной статьи становилось еще страшнее.

Прогулки по красивейшему городу, вымытому весной и освещенному весенним солнышком, очень сильно меня под­бодрили. К тому же в поезде я впервые почувствовала, как мои детки брыкаются в пузе. Вернувшись домой, я решила вести себя так, как планировала до беременности - ми­нимально нервничать поплавать в бассейне.

За время беременности я прибавила 13 кг. Наверное, это не очень много, но у меня создалось такое впечатле­ние, что все эти килограммы сосредоточились исключи­тельно в моем пузе, поэтому под конец было тяжело. Тем более что до беременности я весила 47 кг и рост у меня 1 м 60 см. Так что выглядела я прекомично: худенькие руч­ки и ножки и огромное, как дирижабль, пузо.

С пяти месяцев я начала ходить на курсы. Уютная и до­машняя обстановка, море интересной и полезной инфор­мации по беременности и родам, общение с другими бере­менными - все это очень способствовало формированию положительного отношения к будущим родам.

Еще мне очень помогли упражнения в бассейне. Вообще упражнения для беременных в бассейне и в зале после аэробики, которой я занималась последний год, казались просто несерьезными.

Беременность протекала достаточно легко, я вела довольно активный образ жизни - работала до конца 7-го месяца, гуляла в Битцевском лесопарке недалеко от дома, где живут мои родители.

С 8-го месяца я ушла в декретный отпуск и поехала в Тарусу на дачу к друзьям родителей. К этому времени пу­зо мое достигло таких размеров, что я перестала вме­щаться во всю имеющуюся у меня одежду и перешла на одежду мужа. Спать на пузе я уже давно не могла, а тут стало тяжело спать и на спине.

До родов по срокам оставалось около полутора меся­цев. Чувствовала я себя хорошо, только сильно мешало пузо, с правой стороны Аська сильно брыкалась, и появи­лись небольшие отеки на ногах. Дома шел ремонт, заня­тия на курсах кончились, и я поддалась на уговоры врача, и легла в отделении патологии выбранного мной роддома на обследование.

Там я наконец увидела еще двух мамаш, беременных двойнями, - а то мне было немного не по себе, оттого что я одна такая особенная и самая пузатая.

За неделю отеки мои сошли, я сбросила один кило­грамм. Дети мои оба перевернулись вниз головами, на УЗИ мне сообщили, что весят они 2500 и 2900, еще раз под­твердили, что это мальчик и девочка, и заверили, что рожать я буду сама. Срок у меня был почти 36 недель, и меня собрались выписывать домой еще недельки две догу­ливать. Но не тут-то было...

Накануне выписки перед сном я пошла в туалет, и тут из меня как хлынуло! Вытекло, по-моему, около стакана воды. Подошедшая медсестра вызвала дежурно­го врача, которая подтвердила, что это излились воды, сказала, что раскрытие три пальца и что начались роды.

Я позвонила на мобильный своему врачу, она меня успо­коила, что все будет в порядке. Потом я сообщила мужу и маме, что ухожу рожать, взяла с собой заколку, очки и мобильный телефон и поехала на лифте наверх в родовое отделение. Времени было 1 час 40 мин.

Всю дорогу в лифте я страшно волновалась, почему нет схваток.

Однако волновалась я напрасно: схватки начались, как только меня отвели в родовой блок, послушали сердечки детей и оставили одну. Предложили сделать обезболива­ние, но я очень боялась повредить детям и отказалась.

Я прилегла на кушетку, надеясь немного поспать, но это было совершенно нереально. Тут же начались схват­ки - и весьма болезненные. Они шли каждые три мину­ты, и лежать я не могла ни секунды. В результате я но­силась по родблоку туда-сюда, массировала себе поясницу, периодически отбегала в туалет поливать себя водой из душа. Было очень больно, я даже не ожидала, что это будет ТАК больно. Я изо всех сил старалась дышать пра­вильно, как учили на курсах, но помогало это слабо. Потом я обратила внимание, что во время самых болезненных схваток я дышу правильно, даже не контролируя себя. В промежутках между схватками я общалась с дежурной де­вочкой-сестричкой, выглядывала из своего родблока, ходи­ла по коридору. Была ночь, было тихо и безлюдно, каза­лось, что никого нет вокруг.

Часов в семь-восемь я окончательно обессилела, меня вырвало какой-то желчью, я орала и думала, что это все. Мне стало так больно, что я уже была согласна на любое обезболивание, однако было поздно, раскрытие уже было почти полное. Но тут схватки прекратились.

Час я кайфовала, лежа на кушетке. Еще через полчаса начались потуги. Мне многие говорили, и я читала, что во время потуг уже не больно. Не знаю, мне было не менее больно, чем в схватках. Ощущение, что тебя давит и раз­ламывает со всех сторон.

Пришла врач и сказала, чтобы я переходила на кресло. Больше всего я боялась, что придется рожать лежа, но мне положили под спину подушку и получилась поза как бы полусидя. И тут потуги прекратились. Я с ужасом поду­мала, что надо слезать с кресла и идти вниз, и тут все на­чалось опять.

Врач, который меня вел, говорил, когда надо тужится, когда можно отдохнуть, даже один раз пощекотал зачем-то мое брыкающееся пузо. На самых сильных потугах я пы­талась правильно дышать и тужилась изо всех сил.

В какой-то момент я почувствовала, что порвалась, но боли я уже не ощущала. Я поняла, что головка малыша где-то близко, и в следующую потугу почувствовала не­вероятное облегчение и услышала чей-то крик. Я увидела на руках у врача красную маленькую очень сердитую вопя­щую девочку, которую тут же приложили к моей груди, но малышка, не разобравшись, что к чему, грудь сосатьотказалась: слизнула пару капель молозива - и все. Онабыла совсем крошечная, сморщенная, с опухшими веками, похожая на старушонку. Дальше с ней что-то делали, я узнала, что у нее первая группа крови, вес 2740 г, рост 46 см. Я с радостью подумала, что обойдется без больни­цы для недоношенных, так как слышала, что в больницы отправляют с весом меньше 2500 кг. Спросив у врача о том, как работают рефлексы, выяснила, что получили мы 9/9 по шкале Апгар. Было 10:40 утра.

Дальше я лежала и отдыхала, второй малыш затих у меня в пузе. Прошло минут 20. «Ну что, будем выле­зать?» - спросил врач и чуть надавил на живот. Опять пошли потуги. Опять все то же самое - я тужилась, пы­талась дышать и выталкивать из себя малыша, и снова чудесное чувство облегчения и болтающийся на пуповине вопящий малыш. Я увидела, что это мальчик.

В тот же момент зазвонил мой мобильный телефон. Это позвонил муж, который всю ночь не спал и волновал­ся за меня. Я его обрадовала, что только что у него ро­дился сын, а перед этим - дочь. Успокоила, что с ними, су­дя по всему, все в порядке, и пообещала позвонить позд­нее. Потом я близко-близко увидела моего Юрку. Он выг­лядел побольше, чем сестра, был такой же красный и сморщенный, но открыл глаза и сердито посмотрел на ме­ня, и тоже отказался сосать грудь и вообще не понял, что к чему.

Его забрали врачи. Третья группа крови (как у нас с Мишкой), вес 3070 кг (это было даже больше, чем я ожи­дала), рост 48 см. 9/9 по шкале Апгар.

Так родились наши дети. Слава богу, с ними все в поряд­ке, хотя нас и записали в недошенные. Их отвезли в детс­кое отделение. А я осталась лежать.

Я с ужасом подумала, что надо еще рожать плаценту. Потужилась - и из меня вылезло что-то большое непо­нятного цвета с двумя торчащими трубками пуповин. «Плацента сросшаяся, нормальная», - сказал врач.

Детей на два дня поместили в инкубатор - как мне сказали, долеживать до 36-й недели. Юрка лежал и спо­койно спал, а Аська кряхтела и лупила брата ногой в подгузник. На третий день я смогла взять их на руки и приложить к груди. Из-за того что их не сразу прило­жили к груди, были сложности с кормлением в первые две недели. Но сейчас оба хорошо сосут, и оба пол­ностью на грудном вскармливании. В роддоме нас про­держали неделю, так как у детей брали всевозможные анализы и обследовали их со всех сторон. Удостоверив­шись, что с нами все в порядке, нас наконец выписали домой.

Мы уже писали о первых шишках, которые набиваются после появления в семье двойни. Но дети растут очень быстро, и на смену старым наработкам приходят новые... 3 месяца - это прекрасный возраст, когда семья уже адаптировалась к ребенку. И двух тоже.)

Режим
Хотя нам неоднократно советовали приучать двойняшек к одинаковому режиму, вкладывать и будить в одно и то же время, кормить и т.д., мы сначала были абсолютно без режимными. К счастью, после роддома дети больше не путали день и ночь. Днем кормились и спали они по требованию, иногда одновременно, иногда отдельно. Для меня это была возможность уделить индивидуальное внимание ребенку, который на тот момент не спал. Собственно, часто это было время сосания - дрема на моем «рабочем месте» (бескаркасный мат + подушки для кормления). Примерно в 6 месяцев у нас сам сложился режим сна 3 раза в день. Дети засыпали одновременно, а просыпались как придется. Гуляли мы тогда, когда нам это было удобно. Единственное, что у нас было постоянное - это купание около 9 вечера, после которого мы долго кормились и засыпали.

Вывод. Выбирайте такой режим, который бы устроил всех участников процесса)

Кормление
В месяц мы «соскочили» с смешанного кормления и до 6 месяцев были полностью на грудном. Точнее, мы не дотерпели несколько дней до 6 месяцев. Один из детишек выдрал у меня ложку с (о ужас!) манной кашей и жадно облизал ее. Тогда я поняла, что, пожалуй, пора. Поскольку дети мои были некрупные, то, посоветовавшись с педиатром, я решила начинать прикорм с каши, варила обычную зеленую гречку и, пока еще не было зубов, блендерила ее. Вообще-то блендером я пользовалась недолго, постепенно уменьшая степень перетертости пищи, а в год дети уже активно все жевали сами. Наш прикорм можно назвать чем-то средним между педиатрическим и педагогическим, сначала ближе к педиатрическому (потому что дети с удовольствием ели то, что я бы есть ни за что не стала и соответственно не смогла бы им педагогически скормить, например, вареный кабачок), затем в педагогический. Вообще наличие двойни очень способствует выбору максимально простой натуральной пищи, которая идеальна для педагогического прикорма. Ибо на всякие дифлопе с круатонами не остается времени))

Вывод. Для двойняшек, как и для всех остальных детей, лучший выбор - грудное вскармливание. А после 6 месяцев выбирайте то, что вам больше по душе - педиатрический прикорм или педагогический. Реально семьи с двойняшками проще перейти на питание простыми натуральными блюдами и соответственно подкармливать детей.

Купание и закалки
Из месяца мы начали купаться в большой ванне, делали проводки, ныряли. Постепенно у нас появились круг на шею и корона русалочки, и мы их дежурили - день так, день так. Мечтали о бассейне, но однажды к нему не дошли. Самостоятельно плавать не научились, но воду очень полюбили. Классно с ними было летом купаться в реке и море, поскольку в воде они чувствовали себя хорошо.

Как-то специально закалкой мы не занимались, просто не кутали детей и регулярно проветривали помещения. Еще несколько раз были в сауне.

Вывод . Здоровый температурный режим, свежий воздух и одежду, соответствующую температуре, - это то, что полезно для всех детей. Что выбрать - большую ванну или маленькую ванночку, зависит от жилищных условий. А всевозможные новейшие устройства вроде круга могут немного разгрузить мамины руки.

Сиденье и передвижения
Мои дети сели в восемь месяцев. К тому же они лежали и активно двигали ножками. Кстати, на животике они лежать не любили, то я особо не заставляла, хотя медсестра и советовала это делать. Особых проблем с животиком у нас не было, все решалось преподаванием на живот «кожа к коже» или прижатием коленей к животику и массажем, и до 3 - х месяцев в основном завершилось. Они долго не садились, но я тем особо не занималась. Сел сначала один, потом второй, и тогда все стало развиваться очень быстро: как только сели, а уже поползли, потом стали с опорой, пошли с опорой, и в одиннадцать месяцев первый пошел, а второй в год. Все это делалось наперегонки - то один быстрее, то второй. Тот, кто делал что-то первым, делал это неуверенно, например, шел несколько шагов и падал, а второй сразу начинал это делать довольно неплохо.

Вывод . Все детки индивидуальные, двойняшки сядут и пойдут, когда будут готовы. К тому же они будут учиться друг у друга.

Зубы
Зубы у нас начались ближе к 9 месяцам, и было это не так плохо, как можно было бы подумать. Знаю, что некоторым, кто намучился с зубами у одного ребенка, трудно представить, как это, когда оно у двух одновременно. Но не так страшен волк, как его рисуют. Началось все, правда, с недельного поноса, после чего вылезли первые зубы. Лезли они довольно быстро, группами, после недели отдыха было еще несколько дней поноса, а потом новые зубы. Когда зубы лезли активно, дети становились немного капризны, но терпимо. Помню девочку, которую я нянчила, которая в это время не могла ни есть, ни спать, и вообще мир не мил был, то у нас еще и нечего было))

Вывод. Не так уж это и страшно. Это просто надо пережить.

Путешествия
Мы достаточно свободно передвигались в слингах. Впервые поехали в другой город в 2 месяца на несколько дней, затем в 4 к дедушке и бабушке (там я успела поспорить с бабушкой, которая упорно пыталась накормить детей бубликами), потом еще несколько раз до них, а ближе к году - на море. В плацкарте. Это оказалось огромной ошибкой. Дети упорно пытались расползтись по всему вагону, мы стелили им на пол коврик, но это не помогало. Видимо, дорожный манеж - не такая уж и плохая штука. А море детям очень понравилось.

Вывод. Живите в удовольствие. Декрет вовсе не предполагает замыкание в четырех стенах)

Гимнастика
У нас были элементы динамической гимнастики, занялись мы этим неожиданно для себя, я училась ее делать, но изучая этот вопрос и читая различные отзывы, была уверена, что мы этим заниматься не будем. Пугали отзывы, что дети потом вплоть вовсе не опасаются высоты. Но она у нас пошла, и, забегая вперед, скажу, что у детей совершенно здоровое ощущение высоты, они ее нормально остерегаются. Правда, мы занимались без фанатизма.

Вывод. Занимайтесь гимнастикой и массаж.

Близнюковость
Сначала дети совсем не замечали друг друга. Потом они стали замечать, что кто-то хомячит их сисю, а уже тогда стали чувствовать друг друга. В общем, они более общительные, чем большинство одинарных детей.

Вывод. Двойняшки - это очень прикольно!

Одежда
Не одевали их одинаково, хотя у нас и есть некоторые одинаковые вещи, доставшиеся нам « в наследство », а родственники были проинформированы, что дарить нам одинаковое не надо. Хотя вариант, когда вещи отличаются цветом, мне нравятся. Или наоборот: одна цветовая гамма, а форма разная. Единственное одинаковое, что лично мы им купили, - это банданы на лето. Игрушек это касается. Нас пытались убедить, что две одинаковые игрушки уберегут детей от спора. Но как показывает практика, даже если будет 10 одинаковых игрушек, кто-то один возьмет, а другой будет отбирать.)

Вывод. В этом плане двойняшки очень удобные, одежда взаимозаменяемая. А уже подчеркивать их близнюковость или индивидуальность - каждый решает сам.

Однажды, встретив в подъезде нашу коллегу - маму двух замечательных мальчиков - близнецов, наш папа спросил: видимо, с ними теперь гораздо легче? А она ответила, что легче было как раз тогда, когда дети были, как наши. Пока она это говорила, ее ребята едва не разъехались в разных лифтах в разных направлениях. Доля правды в этом есть: возраст от 3 месяцев до года достаточно легкий, поскольку дети еще не разбегаются в разные стороны. Главное - находите время, чтобы отдохнуть и порадовать себя. Мамам двойняшек это вдвое более нужно)


Приблизительное время чтения: 12 минут

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Рождение двойняшек - это открытие удивительного мира двойных приключений, двойных радостей… и двойных забот. Однако все заботы родителей окупятся сторицей при правильном воспитании каждого близнеца, умелой поддержке его самооценки и привязанности. Наша цель - запастись терпением, развить в себе гибкость мышления и оптимизм.

Однояйцовые или двуяйцовые?

Существует 2 типа близнецов. Двуяйцовые близнецы - это дети, развившиеся из двух разных яйцеклеток. Они могут быть разного пола, иметь разный набор генов и внешние отличия. Однояйцовые близнецы развиваются, когда яйцеклетка после оплодотворения разделяется на две части. Однояйцовые близнецы всегда будут одного пола, у них будет идентичный набор генов и даже похожие отпечатки пальцев. Внешне у них также не будет отличий.

Ты и я - мы так похожи, схожи внешне и душой…

С самого рождения между близнецами развивается особая связь, которая отличается от обычных отношений между братьями и сестрами. Можно заметить, как близнецы высматривают эмоции друг друга: если один смеется, второго это тоже рассмешит. А если один будет плакать, другой будет проявлять к нему внимание и заботу.

Взрослея, близнецы все больше времени проводят в совместных занятиях. Это на пользу маме, так как позволяет ей заняться домом и уделить себе немного времени. У двойняшек раньше других детей развивается чувство уверенности и безопасности. У них лучше других детей выражена эмпатия и дух соперничества. Однако из-за постоянного общения только с себе подобным их также отличает задержка в познавательной сфере и недостаточное развитие социальных навыков.

Каждый ребенок индивидуален

Часто родители обращаются с близнецовой парой как с единым ребенком. Кормят их из одной бутылочки, одинаково одевают, укладывают спать в одной кроватке и всегда держат вместе. Таким образом они затрудняют у детей процесс становления индивидуальности и идентификации личности. Относитесь к детям как к личности, имеющей свои потребности и желания. По возможности обеспечьте им личное пространство. Игрушки, посуда, одежда: у каждого близнеца должно быть свое собственное.

Стремление к сходству и различию у близнецов будет меняться с возрастом. В детстве близнецы часто повторяют друг за дружкой, играют в одинаковые игрушки и охотно носят одинаковую одежду. В подростковом возрасте наблюдается резкое отрицание своего сходства, происходит изменение структуры отношений, начинает преобладать стремление к различию.

Соперничество и ссоры

В период взросления ссоры между близнецами неизбежны. Это абсолютно нормально, запаситесь терпением и дайте им возможность самим уладить конфликт. Считается, что в паре близнецов один всегда принимает на себя роль лидера, а второй становится ведомым. Это доминирование порой принимает ситуационный и поочередный характер, и все же не стоит провоцировать их на соперничество.

У двойняшек также имеется склонность усиливать поведение друг друга. То есть если одному близнецу вдруг захочется забраться на стол, говорить с полным ртом или громко петь, другой будет стараться перекричать или скопировать его. Такое поведение буквально сводит с ума старших. Что в таких случаях могут сделать родители?

Самое лучшее - разделить близнецов по комнатам. Используйте правило по времени наказаний: 1 год ребенка = 1 минута отдельно друг от друга.

Ты да я, да мы с тобой – вместе в школу и домой…

Стоит ли отдавать двойняшек в один класс? Лучше всего посоветоваться с самими детьми. Если вы определите двойняшек в разные классы, у них будет меньше соперничества, они смогут завести собственных друзей, что очень важно в установлении их индивидуальности. То же самое касается и дополнительных кружков. Разный опыт поможет им стать ближе и обсудить интересы друг друга.

Я хотел иметь братишку, а двойняшки родились…

В непростой ситуации оказывается старший ребенок при появлении на свет двух малышей. До этого привыкший быть единственным, старший ребенок может почувствовать себя забытым и покинутым. Как помочь ему?

Попросите помощи у близких. Выделите день, который вы полностью сможете посвятить старшему, а бабушки в это время посидят с близнецами. Сходите в кино, в зоопарк, в музей - проведите время так, чтобы младшие дети не смогли вас отвлекать.

Выберите для близнецов разные по звучанию имена. При выборе похожих имен близнецам бывает трудно отделить собственную индивидуальность.

Приучайте детей к одному графику. Спать и есть – одновременно. Вовлекайте в процесс заботы за близнецами отца и других членов семьи.

Не покупайте двойняшкам одинаковые игрушки, если не хотите, чтобы они постоянно ссорились. Исходите от индивидуальных вкусов и интересов каждого.

Учите детей отличать свое от чужого. Если дети близнецы - это не значит, что они должны постоянно чем-то делиться. Каждому ребенку хочется иметь что-то свое личное: свой велосипед, свою кровать, свою игрушку и т. д.

Избегайте соперничества между близнецами. Научите их ждать своей очереди и спокойно выслушайте каждого.

Выделяйте время, чтобы пообщаться с каждым из близнецов наедине.

Подчеркивайте и поощряйте различия между детьми. Чаще хвалите их, но за разные поступки.

Расскажите им, как это здорово - быть близнецами! Вместе смотрите фильмы о взаимопомощи близнецов, придумайте сказку о том, какие увлекательные приключения ждут близнецов в нашем мире.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Что еще почитать