Как сдерживать агрессию подростку. Как предлагать помощь. Агрессивное поведение подростков: что делать

Что же такое агрессия?

Агрессия, проявления которой чаще всего вызывает негативную реакцию со стороны наблюдавших за ней людей, может иметь и положительный эффект. Таким моментом считается возможность разрядки переполнявших эмоций и отстаивания человеком своих позиций, повышения самооценки.

Но агрессивность всё-таки нужно контролировать, чтобы не создавать себе жизненных проблем. Особенно сильно проявляется она в подростковом периоде, поэтому важно понимать причины её появления.

Агрессия человека означает, что он хочет ощущать власть над кем-то, подчинять его. Она может быть как внутренней, направленной внутрь себя (аутоагрессия) и внешней, объектом которых становятся другие люди или предметы. Бывает она также явной и скрытой. Признаками явной агрессии считается повышенная степень конфликтности, рукоприкладство, способность давить на других, злословить. А скрытая форма проявляется уходом в себя, попытками самоубийства.

Подростковый возраст и агрессия

Такие свойства характера могут быть у любого человека, но особенно хорошо они наблюдаются у подростков. Это вызывает озабоченность многих родителей, которые замечают злость и неуправляемость своих детей.

Так же читайте:

Почему подростки становятся агрессивными?

Редкий ребёнок, вступивший в подростковый возраст, не меняет своего поведения. Как правило, он становится более агрессивным. Связано это с перестройкой его организма, изменением характеров окружающих его таких же подростков, которые именно в этот период начинают самоутверждаться, доказывать что-то друг другу, пытаться заслужить таким способом уважение.

Появляются случаи насилия над менее агрессивными сверстниками, которых назначают аутсайдерами и всячески глумятся над ними - и морально, и физически. Они создают свои группировки и не допускают туда чужих. Меняется отношение и с родителями. Они кажутся подросткам неумными, а их мнение считают не заслуживающим внимания. Подростки способны причинить боль любому человеку, не делая скидок на возраст.

Причин агрессии у подростков существует несколько. Самыми изученными и подтверждёнными специалистами считаются пять из них.

Первая причины агрессии у подростков

Первой причиной агрессивного поведения подростков признают конституционную предрасположенность. То есть таким может стать человек изначально раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о нём думают окружающие.

Вторая причины агрессии у подростков

Вторая причина подростковой агрессивности кроется в формировании такого поведения под негативным действием печатных (газеты, журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.

Третья причины агрессии у подростков

Третьей причиной, по которой может сформироваться человек с агрессивными повадками, может быть семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи, неприятие или слишком большая опека детей, их баловство взрослыми, нередки оскорбления, отношения между родителями и детьми не окрашены положительными эмоциональными оттенками, то все эти моменты могут создать почву для взращивания будущего агрессора.

Четвертая причины агрессии у подростков

Четвёртый случай, когда подросток может стать агрессивным, подразумевает ранее начало употребления алкогольных напитков или наркотиков. В состоянии одного из этих опьянений он настолько раскрепощается, что даже не осознаёт, насколько становится жестоким и непредсказуемым.

Пятая причины агрессии у подростков

Пятой причиной возникновения агрессивного характера подростков является состояние окружающей среды, общества в целом в момент формирования его личности. При неблагополучной экологии, проблемах с радиацией, шумах, переизбытке негативной информации появляются предпосылки для агрессии. Жизнь во время экономических и других кризисов, при отсутствии справедливых законов, ощущении безнадёжности может также привести к протестному поведению подростка, способному вылиться в агрессию.

Главное влияние на ребёнка всё-таки оказывает среда, где он растёт. Родители должны понять, что их ребёнок ещё не вырос, хотя он пытается это всем доказать. Это сложный переходный возраст, когда подростку больше всего нужны любовь и понимание в семье, способные снизить излишние тревоги и не дать развиться его агрессивности.

В отношении сверстников, учителей и не способных постоять за себя взрослых: женщин, пьяных мужчин, стариков… (см. причины детской агрессии)

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное , анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например , подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.
Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

Профилактика агрессии у подростков

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и

Подростковая агрессия — это защитная реакция на происходящее вокруг . Все чаще мы сталкиваемся с ней в современном мире. Агрессия подростков как социальная проблема — одно из важных ее проявлений. Чаще она дает о себе знать в ответ на негатив, окружающий подростка. Ведь такое поведение не появляется с рождения. Люди, рождаясь, не могут быть трусливыми или эгоистами, они такими становятся в зависимости от среды, в которой живут и развиваются.

В основном причиной являются отношения в семье и в близком окружении. Такие факторы, как попытки постоянного контроля подростка и оказание на него давления, необоснованная критика, отсутствие внимания и любви, способствуют проявлению озлобленности к окружающему миру. Агрессия проявляется в возрасте 10-16 лет, в период переходного возраста. Это тяжелый для ребенка период, когда у него происходит половое созревание, он меняется как личность с психологической стороны. Под давлением изменений, происходящих в нем, подросток уверен в том, что сможет справиться со всеми взрослыми вопросами самостоятельно. Чувствует себя наравне со старшими людьми из его окружения и желает, чтоб отношение с их стороны было такое же. В этот период возникает желание изменить и покорить весь мир, но реализовать это все в жизнь дети просто не могут.

Агрессивность в подростковом возрасте — это, скорее, защитная реакция на то, что его окружает, чем нападение. В такой период родителям очень важно соблюсти эту грань: дать ему почувствовать себя взрослым, не забывая при этом, что он все еще ребенок. Уделять ему внимание и заботу. Чаще всего взрослые просто не готовы психологически к такому проявлению поведения своего чада и не знают, как ему помочь, как его лечить. Во время такого поведения мы просто не знаем, как себя вести в этой ситуации и что делать, как помочь.

Проявление агрессии у подростков

Психологи выделяют 2 вида агрессии: скрытая и открытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесения вреда окружающим его людям, предметам. Подросток так хочет проявить свой авторитет среди друзей, таким образом, самореализоваться. В случае неудачи они начинают красть, пить, курить, употреблять наркотические вещества, заниматься мелким грабежом или кончают жизнь самоубийством.

При скрытой агрессии дети все держат в себе, ни с кем не делятся своими переживаниями и проблемами. Они тихие и покорные, не проявляющие свое недовольство. Но, так как негативная энергия долгое время не находила выхода наружу, позже случаются нервные срывы, длительные депрессии, невроз.

Так, приступы агрессии проявляются в виде оскорблений родных, возникают конфликты с родителями. Подростки унижают всех, кто кажется им слабее. Бьют животных, занимаются вандализмом. При непонимании со стороны родителей могут уйти из дома. Они создают свои компании, в которых часто приветствуются алкоголь и наркотики. В таких компаниях свои правила, собственный жаргон, шутки, понятные только в этой среде. Трудным подросткам, не находящим понимания дома, там становится комфортно, и они все больше времени проводят с новыми друзьями, считая, что теперь это их семья.

Вернуться к оглавлению

Формы проявления подростковой агрессии

У каждого подростка агрессия выражается по-разному (в зависимости от характера ребенка и его отношений с внешней средой). Основные особенности проявления:

  • обида (часто обижается без особого повода на весь мир и на конкретного человека);
  • подозрительность (ребенок не доверяет никому, настроен отрицательно ко всем);
  • косвенная агрессия (распускает сплетни про кого-то, злобно шутит);
  • физическая агрессия (постоянно является участником драк);
  • раздражительность (очень вспыльчив и грубит без веской на то причины);
  • вербальная агрессия (проявляет свое отношение с помощью угроз и криков);
  • скрытая агрессия (не делает то, о чем его просят, говоря что забыл; старается подольше не выполнять просьбу, а то и забывает о ней).

Каковы причины агрессии у подростков?

Рассматривают 3 основные причины того, почему же возникает агрессия в подростковом возрасте: это ситуативные, семейные и личностные.

Личностные причины проявляются так:

  • ребенок чувствует себя одиноко;
  • неуверенный в себе;
  • раздражается без особой причины и обижается;
  • чувствует себя во всем виноватым;
  • активизируются гормоны вследствие полового созревания;
  • постоянно думает о худшем.

Ситуативные причины проявляются в определенных ситуациях в жизни ребенка:

  • заболевание;
  • просмотр жестоких фильмов;
  • долгое сидение за компьютером, компьютерными играми;
  • неправильное питание.

При умственных и физических нагрузках возникает переутомление организма.

Не всегда родители могут сдерживаться, это их не оправдывает, но и они зависят от многих окружающих факторов. Семейные причины агрессии подростков возникают из-за поведения самих же родителей при детях:

  • часто родители прилюдно унижают и оскорбляют ребенка;
  • не участвуют в его жизни, пуская все на самотек;
  • проявляют безразличие и враждебность к своему ребенку;
  • не дают ему проявить себя, подавляют его желания и эмоции;
  • контролируют каждый шаг подростка;
  • мало говорят о своей любви.

Каждый год психологи констатируют все большую озлобленность молодого поколения и все большие проявления агрессии с их стороны. Конечно же, огромную роль в человеческой злобе играют стрессы, и подросткам они вовсе не чужды. Как известно, самый неустойчивый к стрессовым состояниям возраст – это подростковый. В силу своего юношеского максимализма многие парни и девушки и становятся злыми на всех и вся, им кажется, что весь мир против них, и никто их не понимает. Нужно уметь контролировать агрессивное поведение подростков, чтобы жизнь с собственными детьми не стала кошмаром.

Агрессия

Агрессия – с латинского переводиться как "нападать". Собственно, данное слово как нельзя лучше описывает действия людей, зараженных агрессией. Они несговорчивы, могут кидаться в драку и развязывать конфликты на пустом месте. В последнее время не то, что подростки, многие дети стали проявлять агрессию к окружающему миру. В связи со стремительными темпами жизни, где взрослые вынуждены бежать за мгновениями, чтобы выжить, детям уделяется все меньше времени. Одиночество заставляет их чувствовать себя обделенными, отсюда и злоба.

Однако не все проявления злости подконтрольны человеку и понимаемы им. Существуют различные болезни психики, заставляющие человека проявлять агрессию к себе подобным. Иногда в организме происходят сбои, и человек не понимает, что он творит. Такое поведение также может говорить о заболевании болезнью Альцгеймера. Необычно агрессивный человек должен быть обследован.

Агрессия – с латинского переводиться как "нападать"

Зачастую подростки нервные в силу возрастных изменений: они бунтуют против запретов, требуют смягчения ограничительных рамок, самоутверждаются за счет более слабых особей или напротив, людей выше себя рангом. Семейная атмосфера также играет большую роль, дети живо реагируют на семейные ссоры. Большую роль играет близкое окружение подростка. Важно знать, какие фильмы предпочитает ребенок, с кем он дружит и чем увлекается, чтобы суметь вовремя ему помочь.

Все подростки проходят стадию отрицания всего и вся, ее не миновать ни кому из нас. Просто кто-то проживает ее более спокойно, а у кого-то появляется масса проблем. Психологи советуют вовремя обращаться за помощью, и квалифицированная консультация может во многом помочь.

Первое, что необходимо выяснить, если ребенок стал агрессивным – это причину злости. Важно помнить, что детскую агрессию нужно обязательно лечить на ранних стадиях, в более поздних периодах ее тяжело вылечить.

Проблемы агрессии

Психологи многих стран начали бить тревогу – агрессия подростков значительно помолодела и стала более сильной. Характерной особенностью агрессивного поведения стало то, что уровень жизни не сказывается на процентном соотношении озлобленных детей. Даже в изначально хорошо живущих странах Европы уровень агрессии подростков вырос.

По последним данным, психологи пришли к выводу, что сильное влияние оказывает внутрисемейная атмосфера. Ухудшение общесоциальных норм поведения имеет высокое значение. С выходом в свет множества игр с демонстрацией насилия и прямым вовлечением в него детей стали залогом раннего "обесчеловечивания" детской психики. Огромное количество снимаемых боевиков и фильмов ужасов тоже не учат подрастающее поколение добру и всепрощению. Большой процент детей с раннего возраста считают приемлемым отнять понравившуюся вещь у погодки или унизить другого ребенка, чтоб казаться лучше. При этом,
наблюдающие за подобными действиями другие дети, не находят в таком поведении ничего плохого и всячески поддерживают агрессора.

Агрессивное поведение подростков – тема очень актуальная, постоянно на слуху у психологов и учеников психологических вузов. Достаточно часто такую тему выбирают для научной работы или как практическое задание.

В прошлых периодах детскую агрессию считали следствием вседозволенности и невоспитанности, сейчас не отрицают ее генетической составляющей, и ее в целом, как болезни.

Причины агрессии

Самым распространенным мнением, о причине возникновения агрессии, считается желание личности проявить себя. Агрессивный человек, несомненно, привлекает всеобщее внимание в любой обстановке. А вот причину, по которой человек желает это внимание получить и необходимо выяснить.

  1. Возможно, у ребенка наступил кризис личности;
  2. Бывает, что неблагоприятная атмосфера в семье, взращивает антисоциальную личность;
  3. Случается так, что чувствуя себя неполноценным, человек становиться злым на весь мир;
  4. Нередко агрессию вызывает генетическая склонность к ней;
  5. Сбои в организме могут вызвать агрессию;
  6. Разнообразные заболевания привносят в жизнь человека дискомфорт, заставляя его злиться;
  7. Прием различных препаратов и веществ, вызывающих привыкание и тормозящих психические реакции также вызывают агрессивное поведение.

Особенности агрессии

Проявление агрессивного поведения сильно зависит от пола агрессора: девушки предпочитают выговаривать недовольство, парни применять силу. Существуют виды агрессии:

  1. Физическая. Применение силы для выказывания недовольства;
  2. Косвенная. Высказывание недовольства, бросание предметов, битье кулаком по столу и т.д.;
  3. Вербальная. Злой крик, угрозы, оскорбления.

Часто туда относят также излишнюю подозрительность и негативную настроенность.

Мужской пол более склонен к агрессивным проявлениям, чем женский. Лечить мужчин также тяжелее, чем женщин.

Разнообразные наблюдения указывают на то, что дети, которым не хватает внимания со стороны родителей, часто становятся агрессорами.

Диагностика агрессии

Диагностировать агрессивное поведение должен врач – психотерапевт. Методов по определению агрессивного поведения довольно много и доктор сам определит, которым воспользоваться. Установленные нормы и полученные результаты укажут на то, стоит ли ребенка лечить, а также покажут форму заболевания и наилучшие методы лечения.

Лечение агрессии

Во-первых, в лечении агрессивного поведения участвуют и семья, и врач, и, непосредственно, заболевший. Самой хорошей профилактикой является хобби, также отлично помогает спорт. После установления причины агрессивного поведения назначают адекватное лечение. Могут быть предложены различного рода беседы с доктором, прохождение тестов, занятия в групповых классах. В более трудных случаях назначают лекарственные препараты, антидепрессанты. Хорошо помогают больным занятия в дельфинариях и выезды на природу.

Профилактика агрессии

Каждый подросток проходит стадию агрессивности по мере взросления, но не каждому удается контролировать себя. Те дети, чьи родители сумели вовремя помочь своему ребенку справиться таким нелегким состоянием, выходят из этого периода быстро и без последствий. Дети, чье агрессивное поведение не было замечено вовремя, и, тем более, не лечилось, не выходят из этого возраста совсем. Из них вырастают вечные конфликтеры, не способные создать нормальные отношения с другими людьми. Им кажется, что их поведение не уклонено от нормы, а способы достижения ими своих целей далеки от человеческих.

Видео про агрессию у подростка

АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ. КАК БЫТЬ?
Мы попытаемся, в доступной форме, рассказать Вам про подростковую агрессию, виды, причины, методы и коррекции и вред в будущем от агрессии подростка в настоящем. Надеюсь этот разговор поможет Вам правильно оценить своего подростка и вовремя исправить его агрессивный настрой.
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучено довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
На данном сайте мы попробуем вкратце раскрыть основные причины и типы агрессии в подростковом возрасте, а так же меры минимизации ущерба от неё.

СЛАЙД № 1


  • Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение , так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем .

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи, с откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.


Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании , и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретил все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности, Дом-2).
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно , это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях , с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей), что здесь, в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое отношение к Вам со стороны окружающих агрессию. Думаю вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию.
Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо значимой цели;

  • Способа психологической разрядки;

  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

  • Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию . Алкоголь и никотин приравниваются к наркотикам по своему воздействию на организм подростка. Эти наркотики (никотин и алкоголь) активно разрушают мозг, снижают во много раз процессы формирования и полноценного развития подростка. Так вот от алкоголя, в основном от пива, и от никотина около 30 % подростков начинает испытывать проблемы в половой сфере, а у же к 23 года, дальше процент растёт логарифмически.

Из всех жалоб родителей на своих почти взрослых детей – агрессивное поведение стоит на первом месте (на 2-ом – неуважение, на 3-м - лень). Почему? Для того, чтобы разобраться в причинах такого поведения необходимо понять, что агрессия и агрессивность - это не одно и тоже.


  • Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

  • Агрессивность – психоэмоциональное состояние, характеризующееся высокой склонностью к агрессии.

Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности: [цитируется по M. Allword 1998]


  • Восприятие большинства ситуаций, как угрожающих и враждебных по отношению к ним . Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение). Настроенность на заранее негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не способность оценивать собственную агрессию, как агрессивное поведение (склонны оценивать агрессию, как единственное средство самовыражения и защиты своих интересов). Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении. Склонность не брать на себя ответственность за свои поступки.

  • Наличие ограниченного набора реакций на проблемную ситуацию (характерно: избегание, отрицание, преувеличение, уменьшение значимости проблемы, подмена "причины и следствия", а так же "застревание").

  • Проявление в отношениях с другими низкого уровня эмпатии . Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабое осознание всех своих эмоций, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра). Наличие неврологических проявлений: неустойчивое и рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Почему наши дети такие? Что им мешает быть добрее и лучше? Психологи выделяют четыре основных составляющих подростковой агрессии – к ним относятся: СЛАЙД


  • Высокий уровень личной тревожности,

  • Неадекватная самооценка,

  • Группо-зависимое поведение,

  • Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности).

Откуда возникают все эти "составляющие"? 60% - воспитание и тип взаимодействия в семье, 20% - влияние социального окружения, 15% - возрастные психофизиологические особенности организма, 5% - наследственная предрасположенность.


Два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:

                • расположение

                • неприятие.

  • Обратимся к некоторым причинам проявления агрессии. Как мы уже говорили – это группо-зависимое поведение. Как правило, подростковая субкультура не опирается на одиночных представителей. Речь идет о более массовых явлениях, имеющих место в подростковой среде. Подростку нужны и зрители, и участники его “выступлений” и действий – такие же подростки, как и он сам. Групповая подростковая агрессия может принимать разные формы, начиная со всеобщего психологического давления на неугодного ученика в школе и заканчивая созданием компаний, промышляющих хулиганством и разбоем на улицах.

Во всех случаях проявления групповой агрессии будет просматриваться четкая иерархическая структура. Во главе этой структуры будет стоять доминирующая личность, лидер. Это тот человек, чей авторитет не вызывает сомнения, тот человек, который своим влиянием, давлением, угрозами, харизмой удерживает людей возле себя. Рядом с ним находятся его приближенные, также обладающие весом, но меньшим, чем лидер. Так по мере убывания влияния и значимости располагаются все члены группы. Есть в группе и свои “исполнители”, не обладающие влиянием и значимостью в глазах остальных представителей группы, и старающиеся всячески показать свою принадлежность к группе и свою полезность.


Акт агрессии может быть спланирован лидером, если речь идет о совместных действиях группы. Агрессивное поведение будет носить показательный характер. У лидера это будет проявляться как форма устрашения своих “подданных” и поддержание своего авторитета, а у остальных как некая бравада, показатель “геройства”. Это действия, в которых часто происходит имитация образов киногероев. Зачастую происходит что-то вроде соревнования, в котором тот, кто совершит более асоциальное действие, будет победителем. При этом, как правило, критичность действий либо занижена, либо отсутствует.
Подросток попадает в подобные жизненные ситуации не случайно. В корне этого лежит неразрешенный внутриличностный конфликт, или конфликт межличностный, имевший место в его семье. Дело не только в социальном положении, дело еще и в том, что нарушается связь родители-ребенок (мать-ребенок), в уменьшении или исчезновении авторитета взрослых. На фоне этого может развиваться недоверие и боязнь эмоциональной близости со взрослыми. Кроме этого, в ситуации, когда подростку особенно необходимо внимание и забота взрослых, несмотря на весь его максимализм, он считается достаточно взрослым и этого внимания и понимания не получает. В результате он это понимание находит, но где? Правильно, на улице. Мы не говорим о частных случаях, мы говорим о явлении в целом. Конечно, не у всех подростков такой стиль поведения. Какой-то процент может в подобной ситуации закрываться, замыкаться, уходить “в себя” и практически ни с кем не общаться. Но подобное поведение также чревато негативными последствиями, потому что таким образом нарушается социализация подростка, и вместо того, чтобы учиться строить отношения, он блокирует канал коммуникации.
Если мы будем честными сами с собой, то всегда увидим, что семьи с агрессивными подростками существенно отличаются от других семей. СЛАЙД

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2.Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3.Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4.У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, соответственно к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать (хотя возможно и наоборот). В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5.Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6.Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.


Давайте признаем, что агрессивное поведение наших детей провоцирует : СЛАЙД

  • Агрессию в нас самих (и далее мы сами, своим поведением поддерживаем агрессивность ребенка). Скорее всего, большинство родителей, услышав это утверждение, поспешат со мной не согласиться... Но агрессия в ответ на агрессию рождает только большую агрессию.

  • Ощущение полной или частичной потери контроля над ребенком (в понимании многих воспитание и контроль - одно и то же).

  • Появление чувства вины и комплекса "родительской неполноценности".

  • Напряжение между родителями (кто виноват, что он /она ведет себя так?).

  • Стресс.
Детей, отличающихся агрессивным поведением, можно условно разделить на группы:

Аутсайдер (СЛАЙД)


  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (СЛАЙД)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Агрессивность ребенка проявляется, если: СЛАЙД


  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.


Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком: СЛАЙД (цитируется по Амиргазмаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. “Стресс: как его победить” Армада-Пресс, Москва, 2001) –

  • разговаривайте спокойно, не повышайте голос, старайтесь сохранять выдержку и сдержанность в любом случае, будьте вежливы, не давайте волю своим чувствам, не оскорбляйте ребенка - он этого не забудет;

  • если ваш ребенок выражает желание с вами поговорить, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков;

  • следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

  • обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

  • не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

  • во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле - что он не любит вас, ненавидит и так далее.
Имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику; знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

Для снятия причин подростковой агрессивности постарайтесь четко разграничить, обсудив это с ребенком, время просмотра фильмов и их категорию, время занятий на компьютере. СЛАЙД. Будьте последовательны в соблюдении требований.

Что еще почитать