Какие стадии разлуки переживает ребенок джон. С мамами не расставайтесь! Чем разлука с мамой грозит ребенку? Развитие коммуникативных навыков

Лариса Назаренко

История создания фильма «Джон» и его роль в социальной политике Англии.

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи - молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс - доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое - киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они - сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору - на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка.

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность - поиск и поддержание контакта со значимыми другими - базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому - наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности - внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности - матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание - разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает в себя три стадии.

Первая - стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается. В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть «личность, лишенная любви» - человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» - человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх - страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других - социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами. Проявления позитивной рабочей модели - инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку - пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им. Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может - травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

(Фильм прикреплён к статье).

1969 г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведён в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребёнком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребёнка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребёнка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на киноплёнку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж. Боулби о том, как влияет на поведение ребёнка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъёмку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж. Боулби и его теории привязанности.

Съёмка ведётся все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлучённом с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нём довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвёл переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырёх лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приёмных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии "нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек".

Фильм "Джон", оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлёк внимание к теории привязанности Дж. Боулби, выведя её из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал её практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребёнка

С точки зрения Дж. Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врождённая равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж. Боулби в 1947 году был исключён из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребёнка с матерью на развитие и становление психики была доказано, и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии.

По мнению Дж. Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределённость активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребёнку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка, то формируется надёжный тип привязанности. В основе надёжной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надёжным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребёнка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадёжная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадёжная (избегающая) привязанность. Дети с ненадёжными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая её опасности нарушения.

Эффект разлучения, как правило, включает в себя три стадии:

  • Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребёнок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.
  • Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.
  • Далее наступает стадия отчуждённости: ребёнок становится более оживлён, может принять заботу других людей, и кажется, что его состояние улучшается. В этот период страдания ребёнка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребёнок "забыл", однако это не так. Когда мать возвращается, ребёнок либо отворачивается, не хочет её признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в неё, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьёзный отпечаток на личность ребёнка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть "личность, лишённая любви" — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, "личность, которая любит слишком сильно" — человек, жертвующий своими интересами, разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся "ненастоящими", оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж. Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надёжные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж. Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребёнка развиваются так называемые "внешние рабочие модели себя и других людей". На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребёнка надёжный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребёнку убеждает его, что другие люди являются надёжными партнёрами. Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребёнку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадёжный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадёжны, и он не доверяет им. Как результат — возникновение у ребёнка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искажённость восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребёнка формируется "рабочая модель себя" . От её "позитивности" или "негативности" зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребёнок — начало взрослого

В фильме "Джон" показано, как 9-невная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребёнка. Налицо возможность превращения надёжной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадёжную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьёй Джона ещё какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребёнка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж. Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение её членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребёнка, разлучённого с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж. Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребёнка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребёнок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Фильм "Джон: 9 дней в доме ребёнка" поможет тем, кто пережил травму расставания в глубоком детском прошлом, лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Клинический случай

За психологической помощью обратилась девушка 30 лет с проблемой установления отношений. Это сказывалось как на работе — отвращение к деловым встречам, корпоративным party, систематическое разрушение необходимых для продуктивной работы контактов, так и на личной жизни. За внешней привлекательностью и умением легко общаться скрывалось одиночество.

Однажды, войдя в кабинет, она сказала: "…мне предложили посмотреть ужасный фильм. Я смогла выдержать только первые несколько минут, потом выключила. Это невозможно смотреть. Зачем снимать такие страшные фильмы? Кошмар какой-то, а не фильм".

В процессе дальнейшей работы выяснилось, что в раннем возрасте пациентка перенесли травму расставания с матерью. Мать вынуждена была выйти на работу, оставив маленькую девочку на попечение членов семьи. Несмотря на то, что семья была достаточно дружная и по-своему заботливая, разлука с матерью оказалась для малышки травмирующей.

По мере проработки этой травмы и чувств, связанных ней, происходило стойкое улучшение рабочих отношений и изменение личных в более позитивную для девушки сторону. А столь ужасным фильмом, который невозможно было смотреть более нескольких минут, для неё был фильм "Джон".

Последствия потери или длительного разлучения с матерью могут быть краткосрочными и долгосрочными, т. е. влияющими на развитие личности ребенка в целом. Серьезность этих последствий зависит от того, в каком возрасте ребенок потерял заботящегося о нём человека. Условно, по глубине нарушений и по степени воздействия разлуки на психику, детей можно разделить на две возрастные группы:

а) маленькие дети до 4 лет;

б) дети от 4 до 16 лет.

Такое разделение по возрастам имеет значение, поскольку первые 3-4 года жизни - это период интенсивного формирования отношений привязанности, в этом возрасте ребенок крайне незрел эмоционально и интеллектуально, а потому не способен справиться с резкими травматичными изменениями в его жизни. Потеря матери в период до 4-х лет имеет наиболее высокий патогенный потенциал для будущего психического развития. Этот крайне негативный, тяжелый опыт может вызвать необратимые изменения в психическом развитии ребенка.

Почему опыт внезапной и длительной разлуки с матерью так травматичен? По мнению специалистов, дети до 4 лет внезапную и длительную разлуку с близким взрослым воспринимают как острое переживание угрозы собственной жизни. Такие переживания, по их мнению, обладают повышенным индексом травматичности (Бардышевская, Лебединский, 2003).




Исследования показывают прямую зависимость между ранней детской психологической травмой и проявлением разнообразных психопатологий во взрослом возрасте.

Патология, формирующаяся в результате такой психотравмы, имеет характер максимально глубокий и очень устойчивый (Бардышевская, Лебединский, 2003). То есть преодолеть его полностью в большинстве случаев практически невозможно. Можно облегчить состояние, но полностью уже не вылечить.

Среди последствий разлуки с матерью в возрасте до 3-4 лет специалисты отмечают следующие нарушения: умственная отсталость, задержки психического развития, депрессивные расстройства.

Почти все эти нарушения специалисты РВС наблюдали у детей, отобранных у родителей, обращавшихся в РВС за помощью. Дети начинали демонстрировать отставание в развитии и теряли уже приобретенные навыки. Например, ребенок, недавно научившийся ходить, будучи отнятым у матери и помещенным в медицинское учреждение, ходить перестал. Также в практике РВС имеются случаи, когда у детей деградировало речевое развитие.

В конце февраля 2016 года полуторагодовалую девочку изъяли из семьи и поместили в инфекционное отделение больницы под предлогом, что у девочки ОРЗ. Мать предоставила нам фотографию, на которой девочка снята в больнице спустя три дня. Девочка находится в шоковом состоянии, на фотографии было видно, что у нее ссадина под глазом и имеются синяки. Девочка очень похудела. На 10-секундном видео, предоставленном матерью, было видно, что она сидит, не двигаясь и ни на что не реагируя, смотрит в одну точку. Она не привыкла быть без матери, а сейчас помещена в отдельный бокс, к ней заходят только ее покормить.

В первые годы жизни ребенок не способен выжить без материнской заботы. Поэтому привязанность к ней, ее неизменное присутствие рядом, ее верность ему жизненно необходимы. Многочисленные исследования помещенных в приют детей трех месяцев показывают, что у таких детей в течение нескольких месяцев развивается так называемый «Синдром госпитализма». Этот термин ввел в обиход американский психиатр Рене Спитц - один из крупнейших специалистов в области раннего психического развития детей.

Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений, низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Среди детей, помещенных в приюты, наблюдался очень высокий уровень смертности, несмотря на то, что все они получали полноценный физический уход. Спитц приводит следующую статистику: из 91 ребенка, разлученного с матерью в возрасте 3-х месяцев, к концу второго года жизни умерло 34. Это 37%. В контрольной группе детей (не разлученных с матерью), из 186 детей умерло 4 ребенка. Это 2%. Как мы видим, смертность в первой группе детей выше в десятки раз. Этих хорошо кормили и лечили. От контрольной группы они отличались только тем, что потеряли близкий эмоциональный контакт с заботящимся взрослым.

Разлучение с матерью в период с 6 - 48 месяцев также приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям психического развития.

Исследователи выявили следующую последовательность эмоциональных трансформаций при разлучении ребенка с матерью: когда здоровый ребенок лишается родителей и остается с незнакомцами, его первой реакцией будет протест. Он будет громче плакать, вести себя беспокойно, искать мать. Так он будет вести себя неделю или чуть больше. Его реакции будут подстегиваться надеждой вновь увидеть маму. Затем наступает отчаяние. Ребенок становится апатичным и замкнутым. Отчаяние выражается прерывистым и однообразными криками. Ребенок находится в состоянии страдания, но выразить его как взрослый он не может. Даже те дети, которые остались в своем доме и получили вместо мамы другого заботящегося взрослого, испытывают в ответ на потерю матери горе. Их переживания отличаются от переживаний детей, которых отправили в специальные учреждения только меньшей интенсивностью.

Исследования показывают, что дети 1,5 - 2 лет, помещенные в дом ребенка даже на время, становятся значительно более агрессивными. Следующая стадия эмоционального состояния ребенка - это отчуждение. Окружающим кажется, что ребенок успокоился, он даже может улыбаться и принимать помощь и заботу от других, но на самом деле ребенок больше не ищет близкого контакта, его способность привязываться к кому-либо будет сильно нарушена.

Согласно исследованиям Р.Спитца, нарастающее отставание в интеллектуальном развитии может стать обратимым, если в течение 3 месяцев происходит воссоединение с матерью. Если период разлуки больше, то травматические последствия нивелировать полностью уже не удастся. Т.е., если до разлуки с матерью ребенок развивался нормально, то после он начинает постепенно отставать.

Очень важно, что подобные процессы наблюдаются у детей, имевших мать, но потерявших ее. У детей, изначально лишенных матери и попавших в приюты и дома ребенка сразу после рождения, таких нарушений не встречается.

Дети старше 3-4 лет. У детей старше 3-4 лет, переживание психотравмы, связанной с разлукой с родителями, может стать причиной невротических, психических и психосоматических нарушений в будущем. (слайд 9) Статистический анализ базы данных РВС показал, что 100% всех отобранных детей во время разлуки с родителями начинают страдать какими-либо соматическими заболеваниями. Это реакция на сильный стресс, который испытывает ребенок при отобрании.

Тяжелый стресс, пережитый в детстве, по мнению отечественных детских психиатров, может спровоцировать развитие сердечно-сосудистые заболеваний, эндокринных заболеваний, болезней нарушения обмена веществ. (Исаев, 2007).

Американскими психиатрами проведено несколько исследований, направленных на изучение связи психопатологии, диагностируемой у взрослых пациентов с пережитой разлукой с родителями в детском возрасте. Выводы ученых сводятся к следующему: у людей, переживших в детстве длительную разлуку с близким взрослым, повышен риск развития депрессивных и тревожных расстройств.

При недостатке родительской заботы в детском возрасте ребенок вырастает с высоким уровнем тревожности и сниженной толерантностью к стрессам (Исаев, 2007), т.к. на любые жизненные трудности он будет реагировать как на тяжелый стресс.

Многим кажется, что если поместить ребенка в приемную семью, то проблема решена будет. Однако это представление ошибочно. По данным множества исследований, у детей в приемных семьях, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные нарушения встречаются значительно чаще, чем у детей, растущих в своих родных семьях. Так, например, согласно данным исследования, проведенного университетом штата Миннесота, у усыновленных детей почти в два раза чаще встречается так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Приемные дети чаще страдают поведенческими расстройствами. Ниже я постараюсь объяснить, почему у детей, которым заменили родителей, есть множество психологических трудностей.

Существует большой соблазн объяснять все описанные эмоциональные, интеллектуальные и личностные нарушения у детей из приемных семей и детских домов, генетикой. Сделать вывод, что неблагополучные, дезадаптивные дети унаследовали свои черты у своих неблагополучных родителей. Однако, симптомы интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных нарушений встречаются и у детей, потерявших так называемых «благополучных» родителей в результате несчастных случаев.

Внутренние механизмы нарушений

Каковы же внутренние механизмы возникающих у детей нарушений? Известный английский психолог Джон Боулби - ученый, разработавший теорию привязанности - проводивший многочисленные исследования отношений маленьких детей и их матерей, выявил, что тип привязанности, сформировавшийся у ребенка к матери является основой всех близких отношений человека во взрослом возрасте. Исследования 1,5 - 2-летних детей в домах ребенка показывают, что около 90% из них не способны сформировать устойчивую и безопасную модель привязанности. У таких детей значительно повышается риск формирования разнообразных форм психопатологии.

Почему так происходит? Для того, чтобы понять это, нужно разобрать, что происходит с ребенком, не лишенным материнской заботы. Мама ухаживает за ребенком, она защищает его, отвечает на его плач и улыбку, утешает, когда ему плохо. Важнейшие, базовые принципы их отношений - это стабильность и безопасность. На основе этих принципов у ребенка появляется базовое доверие сначала к матери, а затем и к людям вообще. Ведь если человек не доверяет собственной матери, он не может доверять до конца кому-либо вообще. Уверенный в собственной безопасности, ребенок может двигаться вперед, развиваться, он будет легче переносить трудности и справляться с ними. Итак, ребенок, лишенный матери, а значит и стабильных отношений, теряет чувство безопасности. Он утрачивает чувство опоры, теряет базовое доверие к людям и миру в целом. Лишенный чувства безопасности, ребенок не может гармонично развиваться.

Но самое главное, у него не формируется модель близких отношений, основанных на любви и доверии, которую он мог бы перенести потом на свои взрослые отношения и отношения со своими детьми. На ранних этапах развития у ребенка не сформированы еще ни характерологические особенности, ни способы взаимодействия с людьми, поэтому, чем раньше происходит насильственное вторжение в отношения мать - дитя, тем серьезнее последствия для личности ребенка.

Условия формирования гармоничной и безопасной привязанности: постоянство объектов привязанности и отсутствие длительной разлуки. Если у ребенка отнять родителя - близкого, к которому он привязан - и заменить его на другого, то такая замена никогда не пройдет бесследно для ребенка.

Картина нелицеприятная, но, тем не менее, часто можно слышать вопрос: а что если родная семья настолько плоха, что детей даже нужно отнять? Что если родители кричат на ребенка, шлепают его? Что, если они недостаточно зарабатывают, чтобы накормить его деликатесами и красиво одеть? А такое встречается нередко. Чтобы ответить на эти вопросы, уместно снова вернуться к модели отношений мать-дитя, наличие которой является главным условием социализации человека. Да, в случае негармоничных отношений и модель формируется негармоничная, искаженная, но все-таки это модель постоянных, длительных, близких детско-родительских отношений. В случае же помещения ребенка в приют такая модель не формируется вообще. По сути, мы имеем дело с эмоциональными инвалидами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее число выпускников детских домов не могут создать семью, не могут найти постоянную хорошую работу, часто сами бросают своих детей - они не могут создать постоянных устойчивых связей.

Конечно, существуют тяжелые патологические детско-родительские отношения (например, систематические садистические истязания или сексуальное насилие), которые разрушают психику ребенка больше, чем потеря объекта привязанности. Здесь очень важно разграничить физические наказания и садистические истязания. Это совершенно разные вещи. В случае последних причинение боли и унижение становятся центральной, самой главной составляющей отношений, самоцелью. В результате такого «воспитания» формируется личность с очень серьезными психическими отклонениями. Однако такие патологические отношения встречаются достаточно редко, как и всякое резкое отклонение от нормы. Во всех же остальных случаях потеря матери наносит ребенку гораздо больший ущерб, чем жизнь с весьма порой проблемными родителями. Становится понятно, почему дети сбегающие из детских домов, возвращаются к родителям (и не важно, что они являются, порой, алкоголиками или эмоционально неуравновешенными людьми). Потому что самым главным страхом, следующим после страха смерти, для ребенка является страх потери родителей.

Есть группа родителей, которые никак не пытаются вернуть ребенка, которого у них отняли. Мы можем предположить, что это асоциальные родители, которым дети не нужны (хотя конечно, и среди них есть индивиды, которых факт изъятия ребенка привел в подавленное состояние и они просто не чувствуют в себе сил бороться). Но если мы видим, как родители отчаянно пытаются вернуть ребенка, то это означает, что они его любят и это самое главное для ребенка. Это гораздо важнее, чем наличие дорогих игрушек и отсутствие физических наказаний.

Потеря родителей приводит к инвалидизации детей - к развитию тяжелых психических и соматических заболеваний. Во взрослом возрасте такие индивиды не могут построить свои отношения с обществом, с трудом в нем адаптируются, они не могут вырастить и воспитать собственных детей. Происходит это потому, что самые главные отношения, являющиеся базой, на которой основываются все дальнейшие отношения, та модель, на которой дети учатся любить и формировать привязанности, была атакована, разрушена или не успела полностью гармонично сформироваться.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что самым безопасным местом для ребенка, способствующим его гармоничному развитию, является традиционная семья, состоящая из родных родителей. Семья, как институт формирования и воспитания граждан, должна стать объектом особой защиты государства.

ВЛИЯНИЕ РАЗЛУК И ПОТЕРЬ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Потери обычно подразделяются на ДВЕ КАТЕГОРИИ:

1. ПОТЕРИ, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни

2. ПОТЕРИ, которые неожиданны для нас, о которых мы думаем, что они минуют нас в жизни.

Неожиданные потери часто более болезненны, потому что не воспринимаются как нормальное течение человеческой жизни.

Потери также можно разделить на ТРИ ТИПА:

  • Первый тип: это потеря здоровья, как физического, так и умственного.
  • Второй тип: потеря любимого человека либо в результате смерти, развода или бесплодия, когда ожидаемый младенец никогда не появится на свет.
  • Третий тип: потеря самоуважения, когда мы чувствуем стыд или боль

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

Обстоятельства, которые приводят ребенка в новую семью, относятся к неожиданным потерям, которые имеют очень серьезные последствия для детей. Они часто сопровождаются потерей здоровья (из-за насилия или неправильного отношения), потерей любимых людей (родителей, братьев или сестер, других родственников), потерей самоуважения (дети начинают винить себя - это они были плохими, и поэтому их родители отказались от них или умерли).

БОЛЬ ОТ ПОТЕРИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНОЙ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАСТРЕВАЕТ НА ОДНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ И НЕ ДВИГАЕТСЯ ВПЕРЕД ИЛИ ДАЖЕ СПУСКАЕТСЯ НА СТУПЕНЬКУ НИЖЕ В СВОЕМ РАЗВИТИИ.

Приемные дети нередко пережили не одну потерю. Они еще не успевали оправиться от одного горя, как на них сваливалось другое. Постоянные потери снижают способность ребенка справляться со стрессами. Любой намек на ситуацию потери вызывает очень сильные эмоции, связанные с предыдущими потерями. Дети и подростки, которые попадают в новую семью (даже в семью родственников), разлучаются со своими семьями и теряют тот мир, к которому они привыкли. Они будут страдать. Они пережили потерю доверия, когда родители не смогли дать им того, что требовалось для их развития или применяли насилие. Некоторые дети жили в учреждениях для детей-сирот, других семьях. Боль от потери или разлуки с близкими - травма, которая может быть причиной того, что ребенок застревает на одной стадии развития и не двигается вперед, или даже спускается на ступеньку ниже в своем развитии.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ

ПРИНИМАЯ РЕБЕНКА, Вы должны предвидеть, что его ПРОШЛЫЙ ОПЫТ БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ЕГО ЖИЗНЬ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ. У ребенка могли сформироваться определенные поведенческие стереотипы, которые помогали ему раньше переживать отсутствие заботы или насилие. Но для обычной жизни эти стереотипы не подходят. Общество может расценивать такое поведение как неподобающее или разрушительное. Некоторые дети, пережившие разлуки и потери, могут быть злыми, депрессивными или даже враждебно настроенными из-за боли, которые они перенесли в жизни. ЕСЛИ ВЫ ВИДИТЕ ЗЛО, ИЩИТЕ БОЛЬ.

Некоторые дети выглядят такими послушными, что этому просто невозможно поверить. Они кажутся очаровательными и беззаботными. ЭТО ПРОСТО ДРУГОЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ОНИ ВЫБРАЛИ, ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ С БОЛЬЮ. Она все равно выйдет на поверхность, но несколько позже, когда ребенок ощутит себя в безопасности.

При помещении в новую семью ребенок снова начинает переживать травму и боль потери. Попав в семью, РЕБЕНОК как бы переживает "наводнение" своими тяжелыми воспоминаниями, с которыми ему трудно справиться и о которых он постоянно, навязчиво пытается рассказать родителям.

Случай 1. Кристина в 6 лет попала в новую семью после детского дома. В детском доме она была очень послушной и беззаботной девочкой. Сразу понравилась новой семье. Пока шла в новый дом весело смеялась, радовалась, что ее взяли в семью. Но, когда Кристина переступила порог квартиры, она зарыдала. Когда ее попытались успокоить привычными средствами, она бросилась на пол и стала биться в истерике. Она долго не могла успокоиться. Девочка "вдруг" вспомнила, что год назад стала свидетелем убийства своей мамы. Вспомнила, как это произошло, свой ужас (она в течение 3-х суток была с трупом одна). Никто на ее крики не отзывался. Соседи привыкли, что в квартире кто-нибудь всегда скандалит и кричит. Травма была настолько тяжела для девочки, что она ее "забыла", как говорят психологи "вытеснила" ее из памяти. В детском доме девочка ни разу не вспомнила, что с ней произошло. В семье она пережила "эхо травмы". Понадобилась помощь специалиста, чтобы помочь девочке эту травму завершить.

При помещении в замещающую семью ребенку необходимо приспособиться к изменениям в своей жизни. Приспособление проходит через оживление травматических переживания чувства, связанных с разлукой и потерей. В определенном смысле, ребенок снова проходит стадии переживания травмы, что оказывает влияние на его поведение.

СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРАВМЫ

Переживание потери проходит через пять определенных стадий, которыми являются:

ШОК, ОТРИЦАНИЕ ИЛИ ПРОТЕСТ

ГНЕВ

ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ;

СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

УПОРСТВО

1. ОТРИЦАНИЕ СЛУЧИВШЕГОСЯ/ ШОК

Временный уход от реальности - "Этого на самом деле не произошло.

Стремление "спрятать голову в песок".

"Я проснусь и обнаружу, что все в порядке".

2. ГНЕВ

Ворчливость, раздражительность.

Иногда ребенка может одолевать сильная ярость, которая может быть направлена на кого угодно, но чаще всего - на самого близкого, врача или на Бога.

3.ПЕЧАЛЬ И ДЕПРЕССИЯ

Синдром "кома в горле".

Общие симптомы депрессии: упадок сил, апатия, недомогание.

Одиночество - "Никто не в силах меня понять".

Чувство вины - "должно быть, я что-то сделал не так".

4. СТРАХ/"ТОРГОВЛЯ" С БОГОМ

Масса тревог и сомнений в своих действиях: "Если бы я не был таким плохим, то мама осталась бы жива", "Если бы я вел себя хорошо, то меня бы не забрали из семьи", "Если бы только я сделал то-то и то-то, этого бы не случилось".

Масса сомнений и недоверия: "Правду ли говорят мне воспитатели, врачи (и медсестры)?"

Пустые мечтания - попытки найти волшебное решение.

Мысли вроде "Если бы только…": "Если бы только я был(а) идеальным (идеальной) сыном (дочерью)" и т. д.

Молитвы-"сделки": "Господи, если Ты исправишь положение, я обещаю…"

5. УПОРСТВО

Нежелание уйти от печали и чувства потери.

Ощущение, что если перестать скорбеть, то порвется связь с умершим родным (или с родным, с которым разлучили).

Чувство вины из-за смирения с потерей. Смирение - предательство. Отрицательные эмоции воспринимаются как единственная связь с умершим (или с тем, с кем разлучили).

ПРИМИРЕНИЕ С УТРАТОЙ

Ребенок уже может спокойно строить отношения с новой семьей - горечь утраты еще остается, но не мешает ему жить дальше.

Снова появляется душевный покой.

Ком к горлу не подступает всякий раз, когда ребенок вспоминает о пережитом.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Процесс скорби:

  • Это нормальная часть человеческой жизни;
  • Затрагивает чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • Требует, чтобы новые родители (усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели) и специалисты объединили свои усилия, чтобы помочь детям справиться со своими чувствами и поведением;

Есть определенная тропинка, которую необходимо пройти, столкнувшись с потерей.

Потери обычно подразделяются на одну, две или три категории. Дети, которые попадают в ваши семьи, обычно переживают все три категории:

  • Потерю здоровья, причиной которой явились физическое или сексуальное наси-лие или отсутствие заботы;
  • Потеря важного в жизни человека (родителя, брата или сестры), к которому чувствовали очень сильную привязанность;
  • Потерю самоуважения из-за чувства ненужности, неадекватности или неспособности контролировать события, происходящие в жизни.

По мере того, как дети проходят по этой тропинке, появляются определенные признаки, указывающие на какой стадии этого процесса находится ребенок. У детей также существуют определенные потребности, к которым нужно относиться очень внимательно и удовлетворять на каждой стадии переживаемых ими чувств.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ МАТЕРИАЛ В ТАБЛИЦЕ "ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛУКИ И ПОТЕРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА, ПОМОЩЬ ДЕТЯМ"

Возраст

Задачи развития

Помощь в минимизации травмы

Младенчество

Младенцы развивают чувство защищенности и доверия из каждодневного опыта. Их основная работа - развить чувство доверия к другим.

Дети, только начинающие ходить и говорить

Они отрываются от матерей, начинают развивать чувство уверенности в своих силах и самоуважения, начинают чувствовать свою способность делать что-то самостоятельно

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Дошкольники

Развиваются навыки самообслуживания; обычно задают много вопросов; развивают осознание своей личности и становятся более независимыми. Демонстрируют огромный интерес к окружающему миру. Развивают речевые навыки и умения. С трудом понимают причину и следствие.

Они понимают, что их окружение изменилось. Они реагируют на разницу в температуре, шуме, изменения окружающих предметов. Им трудно приспособиться к новой ситуации, трудно полагаться на взрослых.

Быть внимательным к потребностям. Свести перемены в распорядке дня к минимуму. Четко следовать режиму. Это позволяет создать у ребенка ощущение стабильности и безопасности.

Возраст

Задачи развития

Последствия разлучения или потери

Помощь в минимизации травмы

От 6 до 10 лет

Подростки

Учеба в школе, развитие моторных навыков и отношения со сверстниками своего пола являются самыми важными задачами. Нравственное развитие включает обостренное чувство того, что есть правильно и неправильно. Становится более настойчивым, проблема справедливости является крайне важной. Возросшая способность понимать и обобщать.

Мешает развитию способности устанавливать и укреплять дружеские отношения. Характерен регресс в сторону более ранних стадий развития.

Нуждаются в объяснении причин потери. Нуждаются в информации о своем прошлом, чтобы понять, кто они есть. Нуждаются в помощи в установлении отношений со сверстниками, в учебе и определении причин и способов контролировать свои негативные чувства. Дети, пережившие сексуальное насилие, нуждаются в заботе и несексуальных отношениях.

Перемещение/потеря - это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребенком и новой семьей

НУЖНО ПОМНИТЬ

Если в детском доме ребенок, защищаясь от душевной боли, как бы "забывает" многие трагические события из своей жизни, то, оказавшись в ситуации семейных отношений, пытаясь привязаться к семье, он начинает переживать "наводнение" своими травматическими воспоминаниями.

Ребенок рассказывает и рассказывает, он не может ни остановиться, ни переключиться на что-нибудь другое, рассказывая о таких ситуациях из своей прошлой жизни. Например, о проституировании мамы, алкоголизме родителей, убийствах и суицидах, которые он наблюдал в своей жизни и с которыми обычная семья никогда не сталкивается. Эти рассказы пугают членов семьи, вызывают у них чувство растерянности. Как реагировать в такой ситуации? Лучше всего дать ребенку выговориться. Не проговоренные воспоминания останутся с ним и "превратятся" в страхи, с которыми ребенку будет очень трудно справиться. Желательно выслушать ребенка, время от времени сочувственно кивая, но не давая комментариев по поводу содержания его рассказа. Можно обнять ребенка, если он это допустит. После рассказа необходимо сказать ему, что вы понимаете его, видите, как он расстроен, как ему больно, что вы сделаете все возможное, чтобы помочь ему справиться с этой болью, что он может рассчитывать на вас. Неплохо выделить место в доме и договориться о времени, когда вы можете спокойно поговорить с ребенком.

НУЖНО ПОМНИТЬ

Для приемного ребенка крайне важным является, чтобы замещающие родители демонстрировали 24 часа в сутки, семь дней в неделю, что:

  • их чувства и эмоции очень важны;
  • о них будут заботиться;
  • их потребности могут быть выражены и приняты позитивно;
  • замещающие родители и другие взрослые могут быть последовательны и им можно доверять.

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ПАМЯТКУ

"ПРАВИЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ НА ТРАВМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА".

Возраст ребенка 3-7 лет

Возможное поведение ребенка

Появляется поведение, соответствующее БОЛЕЕ РАННЕМУ ВОЗРАСТУ (сосание пальца, энурез, лепетная речь или речь, соответствующая более раннему возрасту ребенка)

Относиться как к естественному проявлению травмы.

Соблюдать четкий режим дня. УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТЕЛЕСНЫХ КОНТАКТОВ (ОБНИМАНИЕ, СОВМЕСТНОЕ РИТМИЧЕСКОЕ РАСКАЧИВАНИЕ ПОД ПЕСНЮ, КОТОРУЮ НАПЕВАЕТ МАМА, ПОД ЕЕ ЛЮБЫЕ РИТМИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ).

Обеспечение ПОДДЕРЖКОЙ, ОТДЫХОМ, КОМФОРТНОЙ МЯГКОЙ ОДЕЖДОЙ.

Обеспечение ПРИВЫЧНОЙ ПИЩЕЙ, ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕКУСОВ, ВОЗМОЖНО ВРЕМЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛАДКОГО.

Беспомощность, которая может проявляться В ИСТЕРИКАХ, УПРЯМСТВЕ

В РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ

ЛИШИТЬ РЕБЕНКА ЗРИТЕЛЕЙ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСПОКОИТЬСЯ (можно посадить на "стул успокоения", т.е. на тот стул, который ребенок по предварительной договоренности будет считать таковым)

Немедленно отреагировать на ситуацию, постараться, чтобы ребенок обратил внимание на взрослого (посмотрел на него), сказать спокойным и серьезным тоном: "Это нехорошо разбивать (кидаться) игрушками. Посмотри на меня". Сказать, что нужно сделать в данный момент. Например, положи игрушки (вещи). Постараться, чтобы ребенок ответил: "Да, это нехорошо…". Подсказать ему этот ответ. Похвалить, если ребенок так и сделает.

Если поведение не угрожает безопасности ребенка, то можно встать в проеме двери и подождать пока он успокоится.

После каждого эпизода неправильного поведения нужно незамедлительно ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, что так делать нельзя и почему. Но важно сказать, что Вы понимаете, как ему трудно себя контролировать и что Вы поможете ему это сделать. Что несмотря на этот эпизод, Вы знаете, что он хороший, любите его. Но ЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ свое ПОВЕДЕНИЕ.

Очень ценным является СОВМЕСТНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ВРЕМЕНИ, СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ С РЕБЕНКОМ.

У ребенка много страхов

Новым родителям необходимо повторять ребенку, что он может положиться на них, что они его защитят, показывают, что нужно делать в такой ситуации

Познавательные трудности (например, не может понять объяснения)

Терпеливо повторять ребенку, что именно ему нужно понять. Повторять конкретные разъяснения ожидаемых событий

Трудности распознавания собственных беспокойств

Новые родители опознают и называют эмоциональное состояние ребенка (я вижу, что ты сейчас беспокоишься, (сердишься и т.д), это естественно, и я тебя понимаю

Расстройства сна (ночные страхи и кошмары, страх засыпания, страх оставаться одному, особенно в темноте)

Поощрение рассказов о страхах, присутствие при засыпании, не оставлять ребенка одного, оставлять включенным ночник

Либо постоянное цепляние за взрослых, стремление к постоянному телесному контакту, либо отказ от телесного контакта

Обеспечение постоянной заботы и ухода (например, заверения, что он будет встречен из детского сада/школы), поддержка телесного контакта со стороны родителей (исключается поддержка сексуализированного поведения), постепенное расширение принятия телесного контакта у детей, которые от него отказываются, поиск замещающего объекта, например, игрушки.

Тревоги, связанные с непониманием смерти; фантазии о "лечении от смерти"; ожидания, что умершие могут вернуться, напасть

Объяснения физической реальности смерти

ВОЗРАСТ 8-11 ЛЕТ

Возможное поведение ребенка

Возможные шаги помощи со стороны родителей

Поглощенность собственными действиями во время события; озабоченность своей ответственностью и/или виной

Совместное обсуждение событий, помощь в выражении чувств, родитель называет, описывает те чувства, которые испытывал ребенок, показывает, что в случившемся нет ни вины, ни ответственности ребенка

Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве

Ребенок должен знать, что новые родители всегда рядом, могут прийти на помощь

Ребенок постоянно и навязчиво говорит о событиях (наводнение негативными воспоминаниями), играет в игры, в которых постоянно повторяется одно и то же действие

Разрешение говорить и играть. Понимать, что такие реакции нормальны и ожидаемы. Проявлять сочувствие и терпение. Помочь ребенку выплеснуть негативные переживания. Можно с помощью совместных игр (например, бой на мечах) или с помощью боксерской груши (пусть бьет по ней, когда разозлится).

Нарушения концентрации, трудности обучения

Терпимое отношение к этим временным проявлениям, помощь в обучении, предупреждение учителей о состоянии ребенка

Нарушения сна (плохие сны, страх спать одному)

Поддержка в рассказах о снах, объяснения, почему бывают плохие сны, при необходимости присутствие при засыпании

Нарушенное или нестабильное поведение (например, необычно агрессивное или безрассудное, негативизм)

Помощь в совладании с переживаниями (например, сказать: "Наверное, это тяжело - чувствовать себя таким сердитым")

Страх и чувство измененности, вызванные собственными реакциями на ситуацию

Помощь в сохранении положительных воспоминаний о том, что ребенок делал в трудный момент, подчеркивание конкретных фактов в поведении ребенка, которые показывают, что он справляется со сложной ситуацией

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Поведение

Возможные шаги помощи со стороны замещающих родителей

Взгляд со стороны, стыд и вина (подобно тому, что бывает у взрослых)

Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств и реалистического видения того, что было возможно сделать

Тревожное осмысление своих страхов, других эмоциональных реакций

Помощь в понимании того, что способность переживать такой страх - признак взрослости

Посттравматические срывы, которые могут проявляться в сексуализированном поведении, воровстве и т. д.

Обращение к психологу

Опасные для жизни правила; саморазрушающее или поведение жертвы

Обращение к психологу

Резкие изменения в межличностных отношениях

Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и замещающей семьей совместно с психологом

Что еще почитать