Конкурсы на рождественской каникулы. Рождественские игры и конкурсы для детей

Игру прислала в Копилочку Коринна Чеботарева: "Эту игру мы делали у себя на новогоднем вечере. Цель игры в том, чтобы проверить участников, насколько они знают библейскую историю (в данном случае Рождественскую историю) и также повеселить всех присутствующих. Выбирая людей для интервью, нужно учесть их сообразительность и смелость отвечать на неожиданно заданные вопросы. Желательно выбрать людей для интервью заранее."

Игру желательно снять на видео, а потом показать ролик. Хорошая память о Рождественском вечере!

Ведущий: Добрый вечер уважаемые телезрители! Вас приветствует (имя ведущего) с программой «Concord youth news». Сегодня с нами в прямом эфире события Вифлеема, во время которых мы будем подводить итоги прошедшего года. Я вам представляю нашего специального корреспондента, который будет опрашивать очевидцев происшедших событий. Говорят, за некоторое время до рождения Христа священник Захария во время со своей службы в храме потерял дал речи.

Корреспондент:
К Елисавете: Сразу ли ты поверила словам Захарии о том, что в вашей семье скоро будет ребенок?

Ведущий: Во время всех происходящих событий, Волхвы с востока заметили странные проявления на небе.

Корреспондент:
К Волхву 1: Какие значения имели дары, которые вы принесли для Сына Божия?
К Волхву 2: Как вы узнали, что это именно эта звезда? (на чем было основано ваше доверие звезде, за которой вы последовали?)
К волхву 3: К кому вы обратились, чтобы найти царя?

Корреспондент: Чтоб нам было немного понятней, давайте потревожим царя.
К Ироду: Зачем ты искал Младенца, о котором тебе рассказали люди с Востока? Удалось ли тебе убить Его?

Корреспондент: Здесь также находятся исполнители закона.
К Воину: В Библии написано: «Не убивай…». Почему ты послушался приказания царя Ирода, чтобы убивать детей?
В будущем история нам рассказывает об удивительном открытии при раскопках захоронения тел убитых младенцев. Ученые, делая раскопки, обнаружили два цвета костей. Одни кости были черного цвета, другие были белые. Удивленные таким открытием, археологи не могли определить, какие кости девочек, а какие мальчиков. Как ты думаешь, какие кости к какому полу относятся? (это провокационный вопрос, так как были убиты только младенцы-мальчики)

Ведущий: (читает из Библии Лк. 2.25) «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.» О, Он тоже был очевидцем, а давайте Его тоже спросим?

Корреспондент:
К Симеону: Симеон, что вдохновило Вас прийти в храм? Ожидали ли Вы пришествия Миссии? Как Вы узнали Младенца в храме?

Ведущий: В народе ходят толки, что самое красивое пение в мире слышали пастухи.

Корреспондент: Пастухи, где вы?
К Пастухам: Какая была ночь? Расскажите о том, как Ангел возвестил вам весть о рождении Христа? Поверили ли вы словам Ангела о том, что Христос должен лежать в яслях?

Ведущий: Давайте посмотрим, что происходило в это время в городе.

Корреспондент: Вот мы видим хозяина гостиницы. Довольно интересно узнать от хозяина гостиницы, отчего они были переполнены.
К Хозяину Гостиницы: Знал и ожидал ли ты пришествия Мессии? Что ты испытывал, когда узнал, что отказал Царю царей в услуге?

Ведущий: А теперь давайте обратим внимание на необычную молодую пару

Корреспондент:
К Иосифу: Почему ты сначала не хотел брать Марию себе в жены? Почему тебе понравилась Мария? Какие качества были в Марии?

Корреспондент:

К Марии: Расскажи, как тебе явился Ангел? Почему ты думаешь, Бог избрал именно тебя быть матерью Сына Божьего?

Корреспондент: «Новости Вифлеема». С вами был специальный корреспондент (имя). Благодарю за внимание.

Воссоздать атмосферу праздника помогут рождественские игры, конкурсы и многое другое. Устроить их не так сложно, как кажется на первых взгляд. Далее перечислим наиболее популярные игры для людей любого возраста. Игра – презент Участники должны придумать презент, который он бы изготовил для соседа. После чего с использованием жестов и знаков, каждый из участников поочередно демонстрирует презент. После угадывания соседом презента, он начинает придумывать свой подарок другому. При этом не допускается говорить слова вслух.

Игра «Настоящий ток»

Вся участники должны сесть за стол и держаться за руки. После чего осуществляется выбор тамады и участника, с которого начнется конкурс. Самый первый участник берет руку человека рядом, а тот передает это пожатие другому. После команды ведущего остановиться игра прекращается. В этот момент, ведущий должен определить на ком прекратилось пожатие. Если ему это удалось, то игроки меняются местами. А если нет, то все остается без изменений.

Игра «Передача апельсина»

Все участники должны встать в единую шеренгу. Задача игры передать по кругу апельсин и ни в коем случае ни дотрагиваться до него руками. Другими словами, делать передачу при помощи локтей или головы. Если фрукт попадает на пол, то игру необходимо начать сначала.
Игра «Утка и гусь»
Игроки встают в кружок и кладут руки на плечи друг другу. Ведущий всем из игроков в отдельности произносит на ушко, кто он будет. В дальнейшем рассказывают правила игры – те, кто играют в роли гусей, должны поджимать ногу, а утки – усаживаются на пол и подбирают ноги.
Игра «Елка»
Ведущий должен выбрать одного участника, завязать ему глаза и поставить посередине круга. Другие участники держаться за руки и водят около него хоровод, исполняя песню про елочку. Как только звучит команда остановиться, то все участники замирают. Цель игрока, находящегося посередине, угадать, кто из участников стоит около него. Если он угадал, то ребята роли меняются и продолжают играть.

Игры для малышей

«Не дай снежинке упасть»

Благодаря данной игре у детей развивается реакция и терпеливость. Воспитатель выдает игрокам небольшой кусочек ваты, называемый снежинкой. Дети должны вспушить шарики, и по команде бросать их наверх и дуть, чтобы снежинки максимально долго удерживались в воздухе. Выигрывает тот, кто смог дольше не упустить снежинку.

«Собери снеговичка»

Благодаря этой игре у ребенка развивается воображение и смекалку. Чтобы сыграть, важно предварительно приготовить составляющие: морковку, шапку, метлу и кружки различные по размеру. В игру играют парами. По команде ведущего каждый из участников приступает к изготовлению собственного снеговика. Побеждает тот, кто сделает это первый.
Игры для всей семьи

Конкурс «Бывают елки»

В главной роли выступает Дед Мороз и объясняет участникам правила игры. Те, кто выше остальных по росту, поднимают руки вверх, а пониже опустить руки и сесть на корточки. Далее начинается игра. Главная цель ведущего – запутать ребятишек.

Конкурс «Ищем наиболее быстрого»

Конкурс «Воздушный шар»

Все участники берут по воздушному шарику. Ребятишки бросают шарик в воздух и пытаются не позволить его падения на пол. Кроме того не допускается прикасаться к нему руками.

Игра «Варежки»

Необходимо предварительно приготовить мешочек с игрушками и варежки. Ребенку вручают не тонкие варежки, который необходимо одеть, а после опустить их в мешок с игрушками. Главная цель на ощупь угадать то, что он взял. Кроме того к забавным рождественским играм относятся:

Игра «Примерзли»

Игра является универсальной, поскольку играть в нее могут не только дети, но и взрослые. Перед началом игры нужно написать на меленьких листах части тела. Все листочки складываются в мешок. Игроки поочередно достают листочки и примерзают друг к другу написанными на листочках частями тела. В итоге выходит прикольная цепочка.
Как вариант провести конкурс с загадками. Заранее пишется список с загадками, которые относятся к зимней тематике.

Игра «Сметанка»

Берется маленькая тарелка, в которую добавляют немного сметаны. После детям с задней стороны завязывают руки и на время предлагают съесть сметану, не используя руки. Победителем оказывается тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Меткость»

Игру необходимо проводить вне дома. Ее задача в том, чтобы поделить участников на две команды. На некоторое расстояние от них ставятся ведра. На время нужно сделать снежок и бросить его в ведро. Победителями становится та команда, которая оказывается наиболее меткой. Дома тоже есть возможность поиграть в этот конкурс, необходимо только заменить снежки бумажными шариками.

Игра «Гадание»

Предварительно приобретается разное количество брелоков, на которых изображены животные, машины или деньги. Все убирается в пакет. Игроки поочередно достают один из сувениров и стараются растолковать презент. К примеру, если кто-то достал машинку, следовательно, в будущем году он приобретет автомобиль. Если это, например, обезьяна, то будет поездка в теплые страны, деньги – неожиданное богатство.
При этом важно помнить, что каждый ребенок нуждается в поощрении, не зависимо выиграл он или нет. Ведь игры должны приносить положительные эмоции, а не искать победителя. По устоявшимся традициям можно выучить с ребятами небольшие колядки. Игра принесет радость детям, а к тому же их старания будут поощрены лакомством или сувениром.

Можно устроить грандиозный праздник и колядовать в гостях. Необходимо заранее приобрести все для торжества. В старину колядки проводились в определенных костюмах, например, зайца, медведя, волка и тому подобным. Приготовление станет своего рода настоящим весельем, поможет развить у детей фантазию и творческое начало. Людям, к которым планируется прийти в гости, важно предварительно сообщить о приходе. Дети же об этом знать не должны, нужно чтобы они думали, что все сделано спонтанно. Все продумывается тщательным образом и не стоит определять лидера. К тому же необходимо, что планируемые гости приготовили разные угощения для детей, это могут быть леденцы, конфетки и небольшие шоколадки. Костюмы для детей можно взять на прокат, если позволяют средства, то приобрести вместе в магазине или же сделать собственными руками.

Когда в доме еще стоит новогодняя елка, то без труда ее можно сделать новой. Остается только повесить другие игрушки, открывая тайну древней истории про Иисуса. Ведь именно он начал украшать деревья. Вначале он наделил яблоню яблочками, рябину красными ягодами, а сливу – сливами. Деревья поочередно приходили к нему, и он украшал каждое деревце, но одно стояло в стороне и стеснялось к нему подойти. Когда он его увидел, то сказал, что скромность всегда вознаграждается и это дерево будет красивее всех остальных. Именно поэтому каждый год елочка украшается самыми красивыми новогодними игрушками. После рассказа можно заняться изготовлением ярких поделок на елочку собственными руками. Сегодня в магазинах можно встретить огромное множество различных украшений, которые без труда можно разукрасить или склеить самому. В комплект входит все необходимое, а стоят они не дорого. Но можно и приобрести краски, бумагу, клей и все остальное. Посмотреть в интернете возможные варианты изготовления и вместе с детьми начать выполнение.

Кроме всего перечисленного, можно придумать свою игру. Например, устроить игру – ручеек. Все делятся на пары, берутся за руки и поднимают их вверх. Та пара, которая проходит через поднятые руки, выбирает себе новую пару. И меняются местами. Играть можно до бесконечности. Также возможно пригласить в гости тамаду, который предварительно обозначит необходимые составляющие для игр. Чаще всего приобретаются сувениры, которые вручаются как победителю, так и в качестве презента проигравшему.
Игр существует огромное множество, остается только проявить фантазию или почитать возможные варианты во «всемирной паутине».

***

Поздравления с праздником: Рождество

Игра «Рождественский калейдоскоп» для младших школьников с презентацией

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам интерактивную познавательную игру – путешествие в православное Рождество для организации и проведения тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных новогодних мероприятий; для проведения занятий внеурочной деятельности по курсу «Патриот». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: приобщение к духовно – нравственным традициям и ценностям русского народа.
Задачи:
- дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
- формировать познавательный интерес к истории праздника;
- обобщить и расширить полученные знания о православном Рождестве;
- воспитывать нравственные качества;
- развивать творческий потенциал детей;

Аннотация материала
Рождество Христово - христианский, государственный праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, отмечается в России 7 января по Григорианскому календарю.
На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах российских императоров, и в избах крестьян.
До нашего времени ещё сохраняется древний обычай колядования, когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам и поют славословия Христу или колядки - пожелания, а в ответ обычно получают всякие сладости, деньги или конфеты. Рождество является началом Святок, дней прославления Христа. Святки продолжаются до дня Крещения(19 января). Святки или святочная неделя было посвящена всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.
Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, палатки с горячими напитками. Знатные вельможи устраивали балы.
Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. И с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян.
А основы православной культуры лучше всего закладывать с детства.
Предварительная работа
Чтобы ребята успешно прошли все этапы игры, мы на внеурочных занятиях знакомились с толкованием слов и понятий, связанных с Рождеством Христовым.
Толковый словарь
Калейдоскоп – (переносное значение) быстрая смена событий, явлений;
Рождество - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа;
Святки - промежуток времени от Рождества до Крещения;
Колядки – рождественские обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период;
Рождественский вертеп - модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри;
Иисус Христос - Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель;
Дева Мария - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых;
Иосиф – плотник, благочестивый муж девы Марии;
Архангел Гавриил – ангел, небесный вестник, избранник Бога, который принес всем людям великую радость о рождения Сына Божия;
Ангел – сверхъестественное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается крылатым мальчиком);
Волхвы - мудрецы-звездочёты, пришедшие поклониться младенцу Иисусу Христу;
Вифлеемская звезда - загадочное небесное явление, особый знак Небес человечеству о рождении Иисуса Христа;
Дары волхвов - великая христианская святыня –
Золото - классический «царский подарок», дань, которую платят подданные своему властелину. Оно указывало на то, что Младенец рожден, чтобы быть Царем.
Ладан – ценная древесная ароматическая смола, традиционно используемая в христианских обрядах при рождении, являлся подарком Христу-Богу.
Смирна – дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, принесено Христу, как будущему Спасителю рода человеческого, которому предсказаны «многие страдания и погребение»;
Пещера Рождества - величайшая христианская святыня,православный престол над местом рождения Спасителя.
Хлев - помещение для скота;
Ясли - кормушка для скота в виде решётки;
Описание игры

Игра состоит из 5 этапов
За каждый правильный ответ ребенок получает звезду с указанием заработанных баллов

Ход занятия

1 этап «Что? Где? Когда?»
Включает в себя 4 вопроса:
- Что волхвы принесли в дар Иисусу? 1 балл за каждый названный дар


- Где родился Иисус Христос? 1 балл


- Когда празднуют рождество в России? 1 балл


- Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? * 2 балла


2 этап «Подскажи слово»


В целом Мире торжество,
Наступило … (Рождество) 1 балл
Нет смиренней в целом мире
Юной девушки … (Марии) 1 балл
К ней посланник приходил -
Ангел Божий … (Гавриил) 1 балл


Этот Ангел весть принес,
Что родится в ночь … (Христос) 1 балл
Все сомнения отбросив,
В Вифлеем идёт … (Иосиф) 1 балл
Нет пристанища Царю,
Им придётся спать в... (хлеву) 1 балл


Не в дворцах, и не в шатрах,
Спит малыш Христос в… (яслях) 1 балл
И с восточной стороны
К малышу идут… (волхвы) 1 балл
Как же им найти Христа?
Путь укажет им… (звезда) 1 балл


Есть еще для вас вопрос:
Кто для нас Иисус Христос?*
(Господь Иисус Христос – Спаситель Мира) 3 балла
3 этап «Рождественский вертеп»


В течении 1 – 2 минут ребята рассматривают персонажей Рождественского вертепа и запоминают, кто под какой цифрой изображен.


Затем по памяти вписывают всех персонажей в клетки Рождественского кроссворда. За каждый правильно угаданный ответ ребенок получает 2 балла.


4 этап «Книгочеи»
Ребятам предлагается прочитать отрывок из Евангелие от Луки
2, 1-3 - 19 и вставить подходящие по смыслу слова.


За каждое правильное слово дети получают 2 балла.


5 этап «Кто лишний?»
На экране герои известных рождественских сказок. Ребятам надо внимательно прочитать название сказки, имя автора и назвать героя, который не является персонажем представленного произведения.
Повесть-сказка Э.Т. А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 2 балла


Г.Х. Андерсен «Снежная королева» 2 балла


С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» 2 балла


Из какого произведения строки?
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки той камешки посыпались.
Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие».*
(Павел Бажов «Серебряное копытце») 3 балла


6. Музыкальная пауза «Рождественские колядки»


За угаданное слово и прочтение ребенок получает 2 балла, за музыкальное исполнение – 3 балла.
1.К нам приходит коляда
Накануне … (Рождества)
Просит, просит коляда
Хоть кусочек … (пирога)
2.Напечем мы … (пироги)
В час Великой Коляды,
И семьей к семье пойдем,
Радость людям … (понесем)


3.Открывайте …(ворота)
Коляде идущей,
Накануне … (Рождества)
Счастье вам несущей.
4.Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом …, (трескучим)
Со стужей …, (колючей)
Со снегами …, (белыми)
С вьюгами, с … (метелями)
7. Работа в мастерской


Учимся рисовать Рождественскую елочку


Вот какие красавицы получились у ребят!

Подвижные тематические конкурсы на Рождество усилят дух праздника и подарят всем присутствующим хорошее настроение. Викторины и шуточные загадки поддержат веселую атмосферу. Застольные игры сплотят всех собравшихся за праздничным столом. Развлекательная программа сделает Рождество незабываемым событием.

    Игра «Исполнение желаний»

    Для проведения игры необходимо заранее приготовить реквизиты - спичечные коробки или просто кусочки оберточной бумаги и поместить в них разные мелкие предметы: гвоздик, пуговицу, женский чулок, кусочек меха, ключик, пробку от бутылки, катушку ниток и т.д.

    Упакованные вещи складываются в шляпу, из которой нужно наугад вытащить одну. Задача игроков - включить фантазию и составить самому себе прогноз на будущее по предмету, который им попался (например, мех - покупка шубы, пробка - веселое времяпровождение и т.д.).

    В конкурсе участвуют несколько мужчин. Из числа гостей женского пола выбирается «Солоха», которая упаковывает участников в мешки. На отдельном столике нужно приготовить для каждого конкурсанта рюмку со спиртным и что-либо из закуски.

    Задача участников - двумя руками придерживая мешок, доскакать до столика, выпить рюмку алкоголя, закусить и вернуться обратно. Побеждает в конкурсе самый ловкий мужчина.

    Игра «Ночь перед Рождеством»

    В игре участвуют до 9 человек. В ее основе лежит веселая сказка Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Если участники ее подзабыли, перед проведением игры ведущий может напомнить им колоритных героев этой сказки: Солоха, Черт, Дьяк, Вакула, Царица, Оксана, Екатерина, Голова, Пузатый Пацюк.

    Игрокам на лоб или на спину прикрепляются стикеры с именами того или иного персонажа так, чтобы каждый видел все стикеры, кроме своего.

    «Персонажи» по очереди выходят вперед, а все остальные участники мимикой и жестами изображают героя волшебной сказки, который указан на стикере. Задача вышедшего вперед игрока - угадать имя героя, которого он представляет. Поощрительный приз получает тот, кто быстрее угадает и тот, кто наиболее выразительно и смешно изобразит персонажа сказки.

    В конкурсе участвуют 2 команды по 4-5 человек в каждой. Для его проведения понадобится 2 длинных палки с прикрепленным на конце фломастером или маркером, а также 2 листа ватмана.

    По команде ведущего каждый из участников на своем листе должен изобразить красивую снежинку. Рисовать подобным образом не очень удобно, поэтому снежинки получаются забавными и смешными. Побеждает команда, чье «изобразительное искусство» наиболее приближено к оригиналу.

    В конкурсе участвуют несколько детей. Он проводится в виде эстафеты. Задача участников - держа во рту ложку со «снежком», сделанным из ваты, как можно быстрее оббежать елку (стул, фишку) и вернуться обратно. Главное условие - не потерять при этом драгоценный «снежок». Если «снежок» падает, участник возвращается на старт. Побеждает тот, кто приходит к финишу первым.

    Участники делятся на 2 команды. В качестве реквизитов используется метла и маска Бабы-яги. Ведущий объясняет детям, что Снегурочка попала в беду - ее посадил в темницу злой волшебник. Помочь может только Баба-яга, так как у нее есть самое быстрое средство передвижения - метла.

    Конкурс проводится в виде эстафеты. Надев маску Бабы-яги и «оседлав» метлу, дети из обеих команд должны оббежать стул и передать реквизиты следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее заканчивает эстафету.

    В конкурсе участвуют все дети, которые присутствуют на празднике. Он проводится в 2 этапа: 1-й - «Лепим снежки», 2-й - «Играем в снежки». Для организации конкурса понадобятся газеты, разорванные пополам.

Все ближе и ближе праздник Рождества Христова.

Вы уже, наверное, выбрали пьесу для рождественской школьной или семейной постановки; дети уже учат песни, колядки и стихи к елке. Организаторам же праздника надо продумать еще и ту его часть, в которой смогут активно поучаствовать все, и подготовить к утреннику игры.

Сегодня мы предлагаем вам подборку игр (их без труда можно провести в помещении). Игры помогут сделать детский праздник веселым, непринужденным и наполнить ребячий досуг содержательной деятельностью.

Метелица

Начнем с сюжетной малоподвижной игры “Метелица”. Это своеобразная игра-сценка для детей дошкольного возраста. До праздника ее еще можно разучить с ребятами.

По считалке выбираются Метелица, Морозец и Тучка. А остальные ребята – кто Снежинки, кто Кустики. Все, кроме Метелицы, становятся в круг, а Метелица входит в него и задумчиво останавливается.

К ней подходит Морозец и спрашивает:

– Метелица, красавица,

Ты что невесела?

Метелица отвечает:

– Погода мне не нравится –

Морозна и светла.

– А ты взмахни-ка ручками,
А ты слетай за тучками,
Одну хоть приведи.
Без снега все соскучились,
Поля-то как измучились –
Им холодно, поди.

Метелица, повеселев, отвечает:

– Ну что ж, всплесну ладошками,
Притопну-топну ножками,
С ветрами в пляс пойду! –

В это время из круга выходит Тучка.

– А вон и Тучка стелется!..

И Тучка нежно, как будто издали ей говорит:

– Иду к тебе, Метелица,
Иду, иду, иду!
Мои снежинки просятся,
Давно на землю просятся –
Попробуй удержи!
Мне с ними и не справиться...
Метелица, красавица,
Возьми их, покружи!

Тут выбегают Снежинки, а Кустики выравниваются в цепочку и стоят пока на месте.

Морозец, Тучка, Снежинки берутся за руки и быстро кружатся вокруг Метелицы, которая в это время пляшет под русскую народную мелодию.

Все поют:

– Как пошла, пошла
Метелица мести!
Заметает все дороги,
Все пути.
Сыплет снегом
На озябшие поля,
Согревается
Замерзшая земля.
Ты пляши, пляши,
Метелица, пляши!
Урожаи нынче
Будут хороши!

Потом Снежинки растягиваются в шеренгу, берутся за руки и идут к Кустикам, приговаривая:

– Посмотрите, кустики!
Кустики!

Возвращаются (пятятся) назад, говоря:

– В самом деле кустики,
Кустики!

Опять идут стеной:

– Тут их раньше не было,
Не было!

Снова пятятся:

– Право слово, не было,
Не было!

Снежинки останавливаются. Теперь Кустики идут на них, приговаривая:

– Мы густые кустики,
Кустики!
Право слово, кустики,
Кустики!
Нас тут раньше не было,
Не было!
Право слово, не было,
Не было!

Теперь снова начинают двигаться Снежинки:

– Вы зачем посажены,
Кустики,
Вы зачем взлелеяны,
Милые?

Тут Морозец, Метелица, Тучка и Кустики берутся за руки и кольцом окружают Снежинок, говоря:

– Чтоб Снежинок удержать,
Чтобы им не убежать,
А пушистым одеялом
До весны-красны лежать!

Кто первым выскользнет из круга, тот – Метелица в новой игре!

Чего на елке не бывает?

Чтобы провести эту игру, ведущий заранее должен выучить приведенные ниже нехитрые стишки и обратиться с ними к играющим. Задача такая: когда услышишь название елочной игрушки, надо поднять вверх руку и сказать: “Да!” Когда же называют что-то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. А это не всегда легко: кто-нибудь обязательно ошибается, вызывая общий смех. Ведущий читает, не давая играющим особенно задумываться:

Вот и праздник наступает,
Каждый елку наряжает.
Кто, ребята, подтвердит:
На ветвях ее висит:
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-петрушка,
Старая кадушка,
Белые снежинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки,
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Зимние палатки,
Красные фонарики,
Хлебные сухарики,
Яркие флажки,
Шапки и платки,
Яблоки и шишки,
Колины штанишки,
Вкусные конфеты,
Свежие газеты?..

Успей передать

Играющие встают в круг. Под музыку они передают из рук в руки небольшую игрушку (например, пластмассовую Снегурочку). Как только музыка обрывается, передавать игрушку прекращают. Тот, у кого в руках окажется Снегурочка, выбывает из игры. После этого игра продолжается. Музыку обрывать надо часто и внезапно, но через разные промежутки времени. Побеждает тот, кто останется последним.

Можно внести в игру такое изменение.

Всякий раз, когда музыка прекращается, тот, у кого в руках окажется игрушка, а также тот, кто ему ее передал, делают шаг вперед, ставят игрушку перед собою на пол, становятся возле нее спиной друг к другу и по знаку руководителя бегут каждый в свою сторону. Обегают круг и стараются успеть схватить игрушку. Тот, кто успел, встает на свое место, неуспевший выбывает из игры. Этим вариантом пользуются, когда в игре участвует немного детей.

Что изменилось?

Это игра, развивающая зрительную память. Водящим по очереди предлагается такое задание: в течение минуты рассмотреть игрушки, висящие на одной или двух ветках елки, и запомнить их. После этого тем, кто будет угадывать: “Что изменилось?”, надо выйти из комнаты. В это время несколько игрушек (три-четыре) перевесят: какие-то можно убрать, какие-то добавить. Войдя в комнату, надо рассмотреть свои ветви и сказать, что изменилось. В зависимости от возраста детей задания можно или усложнять, или упрощать.

Чем число известно?

На бумажных карточках заранее написаны цифры. Карточки лежат у водящего в небольшом мешочке или разложены на столе (цифрой вниз), как экзаменационные билеты. Игроки по очереди вытягивают карточки и поскорее стараются сообразить, чем какое число известно: в каком устойчивом словосочетании, библейском изречении, пословице, загадке оно упоминается.

Например, вытянув карточку с цифрой “3”, можно вспомнить о трех волхвах, принесших новорожденному Спасителю свои дары, вспомнить о троекратном пении петуха и отречении апостола Петра, а потом о троекратном вопрошании его Спасителем: “Симоне Ионин, любиши ли Мя?” – и троекратном утвердительном ответе апостола.

Достав листочек с цифрой “4”, можно вспомнить о четырех евангелистах, о четырех многодневных постах в течение года.

А посмотрев на карточку с цифрой “7”, сказать о Семи Днях творения, о семи таинствах Церкви, семи днях недели, семи цветах радуги.

Стоит, впрочем, заранее подумать, какие числа лучше исключить из заданий, поскольку быстро придумать к ним ответ может оказаться слишком уж трудным делом.

Отгадай пословицу

В отсутствие водящего задумывают какую-нибудь пословицу. Слова этой пословицы раздаются по одному всем играющим. (Если всем не хватит, одно слово могут представлять двое ребят.) Играющие рассаживаются по порядку слов.

Водящий возвращается и начинает задавать вопросы. В ответах, которые будут давать играющие, должно содержаться слово из загаданной пословицы – в той же форме, в какой оно стоит там (в том же падеже, числе и т.д.); предлоги, союзы и частицы отдельно не называются, только со значащими словами.

Бывает, что водящий отгадывает пословицу быстро, после первого же или второго ответа. Но бывает иначе: все ответы получены, а пословица так и осталась неотгаданной. Тогда водящего вновь отправляют из комнаты и задумывают новую пословицу: ему придется отгадывать еще раз. Ну а если пословица отгадана, следующим водить будет тот, после чьего ответа это случилось (видно, он плохо замаскировал свое слово).

Примечание. Ответ может состоять из нескольких фраз (но не более, допустим, трех), поскольку часто бывает, что в одной фразе слово просто невозможно спрятать.

Кузовок
(Из народных игр, записанных В.И. Далем)

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

– Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: “Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, пирожок, колобок...” Тот, кто не может назвать слова или ошибается, кладет к корзинку залог – небольшой предмет (платочек, конфетку, колечко или что-то еще).

По окончании разыгрываются залоги: вынимая их из накрытой платком корзинки, дети назначают каждому залогу выкуп – загадать загадку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

Почта

Дети выбирают по жребию почтальона, ставят его в середине комнаты, а сами садятся вокруг, называясь именами разных городов. Почтальон подходит к кому-нибудь из играющих и спрашивает:

– Нет ли писем?
– Есть, – отвечает ему играющий.
– Какие?
– А вот в Рим, чтобы выслали оттуда рыбы, рябины, раков, рису.

Словом, следует произнести названия нескольких товаров, начинающиеся с той же буквы, что и название города, в который посылается письмо. Почтальон должен, не перепутав, повторить письмо, подойдя к Риму, то есть к играющему, назвавшемуся именем этого города.

– Хорошо, – отвечает Рим, – теперь отправьте, пожалуйста, письмо в Берлин, я посылаю туда заказ на булки, баклажаны, банты и бусы.

Все это говорится быстро, иначе платится фант; почтальона штрафуют, когда он перепутает послание. Остановки и обдумывание не допускаются.

Веселые художники

В игре участвуют две команды по 9 человек в каждой. К доске или большому планшету, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской елки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы. На доске под картинкой перед началом игры надо начертить два квадрата (или закрепить на планшетах два ватманских листа) и каждый разделить линиями на 9 клеток (как на картинке сверху), и в том же порядке клетки пронумеровать.

По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках своих квадратов под номером 1 срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце. Затем бегут вторые номера и в клетках с номером 2 срисовывают то, что на образце помещено в этой же клетке; и так один за другим, пока все клетки не будут заполнены, а рисунок завершен.

Зрители коллективно определяют победителя с учетом того, какая команда раньше закончила и чей рисунок получится более аккуратным, похожим.

Для ребят постарше можно внести такое изменение: рисуют не подряд в одной клетке за другой, а в разных местах квадрата, в тех клетках, которые называет ведущий (сначала, допустим, в пятой, потом в первой, девятой и т.д.).

Что еще почитать