Конспект занятия для детей 4-5 лет. Русская матрешка.
Конспект ООД «Откуда взялась Матрешка».
ХОД ООД.
Воспитатель: Здравствуйте ребята!А теперь я вам загадаю загадки:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька. (матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше. (матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир.. (Матрешка)
А вот новое задание.
А сейчас давайте закроем глаза, я досчитаю до 5 и мы с вами окажемся дома.
Воспитатель громко считает до 5, и в это время снимает костюм матрешки.
Воспитатель:
Вот мы с вами и вернулись домой. Что же мы узнали нового? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, мы узнали, что наша любимая игрушка Матрешка родом из Японии. Давайте мы нарисуем наших матрешек и пошлем ребятам в Японию. (дети получают плоскостное изображение матрешки (раскраску) и раскрашивают ее).
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательная:
Предварительная работа:
Ход занятия
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
— «Люби дело – мастером будешь».
— «Дело мастера боится».
-« Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. (Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
— украл злой волшебник;
— отпали…
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети:
— нарисовать;
— сделать аппликацию;
— вырезать из материала;
— посмотреть в сундучке.
Сказительница:(смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?
Дети:
— пришить;
— приклеить;
— прикрепить на липучки.
Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.
Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.
Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.
Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
— Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
— Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
— Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
— Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
— Сестренке – брелочки.
— Матрешками можно украшать елки.
Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?
Дети: Да.
Сказительница: Но где сейчас их можно взять?
Дети:
— сделать своими руками;
— украсить;
— нарисовать;
— расписать;
— нарядить.
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
— я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
— эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
— я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!
Цель занятия:
Интеграция областей:
Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.
Материал:
Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.
Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная
Ход занятия
Звучит русская народная песня
Воспитатель:
Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы
(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).
Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Воспитатель:
Правильно, там лежат матрешки.
А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?
Примерные ответы детей.
- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.
Воспитатель.
Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?
Примерные ответы детей.
Она красивая, яркая, праздничная.
Игрушка матрёшка весёлая.
Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.
Воспитатель.
Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?
Воспитатель.
Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель.
Хотите узнать?
А как можно узнать об этом?
Примерные ответы детей
Воспитатель.
Спросите у меня, о чём хотите узнать.
Дети.
Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?
Воспитатель.
Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
Воспитатель.
А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?
- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.
Воспитатель.
Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель.
Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два - Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?
Дети: Пять матрешек.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.
Вы хотели бы помочь матрёшке?
Как вы можете ей помочь?
Примерные ответы детей.
Воспитатель:
Из чего можно построить город?
Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?
Мальчики, что вы будете делать?
Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.
Воспитатель:
Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.
Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.
Проходите на свои места и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.
Воспитатель:
Мальчики, что вы построили?
Какое название у вашего города?
Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?
Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.
Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.
Мы все пройдём на ковёр.
Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?
Дети: С матрешкой.
Воспитатель:
А вам понравилась эта игрушка?
Вы будете с ней играть?
Дети : Да
Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.
Татьяна Лаурина
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Русская матрёшка»
Цель : Продолжить знакомить детей с декоративно -прикладным искусством.
Задачи :
1. Продолжить знакомить детей с народной игрушкой;
2. Обогащать представления детей о народном искусстве;
3. Учить составлять узор из отдельных элементов;
4. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;
5. Развивать чувство цвета, ритма в узоре;
6. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Дети входят под русскую - народную мелодию .
Сказательница : - Здравствуйте дорогие гости, здравствуйте дети. Как я рада всех вас видеть. Посмотрите в каком я сегодня наряде. Может вы знаете кто я? Я хранительница русских сказок . Я – сказательница. Знаю я их великое множество. Вот сегодня я вам расскажу и покажу маленькое чудо, но сначала отгадайте загадку :
У меня есть игрушка
Не лошадка, не Петрушка
Красавица-девица и её сестрицы.
Каждая сестрица для маленькой темницы
(Матрёшка )
Сегодня я вам расскажу сказку, как родилась матрёшка .
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской , по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали . Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная . Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена , а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали . И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Вот так и появилась русская народная игрушка «Матрёшка » . Хотите поиграть со мной в игру «Нарядись матрёшкой » ?
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки.
Руки на поясе. Движение ногами «ковырялочка» .
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Руки на поясе. Приседания с поворотами вправо и влево.
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки.
Растирание щек руками.
Мы, матрешки ,
Вот такие крошки.
Руки на поясе. Приседания с поворотами влево и право.
Посмотрите, вот у нас
Яркие платочки.
Повороты головы вправо-влево, «взявшись за кончики платочков» .
Молодцы какие, как хорошо поиграли.
А сейчас я вам вот что покажу. Матрёшка игрушка непростая .
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите-ка ребята
Чем матрёшечка богата ?
У матрёшки невелички
Есть весёлые сестрички.
Разбираю матрёшку (большая, поменьше, ёщё меньше и самая маленькая)
Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки (рассматриваем с детьми )
Что у неё на голове? (платочек, косынка)
На туловище? (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами, листочками, ягодами, травой) .
Иногда на сарафане одет фартук, он тоже всегда украшен или цветами, или узорами.
Вот таких матрёшек украшали художники .
Они получались какие? (яркие, красивые, весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс).
Когда узор состоит из ярких цветов, ягод, листьев и он расположен в центре сарафана. Давайте посмотрим, какие у меня есть узоры для росписи матрёшки , они все разные, каждый художник-мастер выбирает свой узор.
Дети, а что с этой матрёшкой ? Почему она грустит? (ответы детей) (не успел художник дорисовать эту матрёшку )
А давайте вместе.
Она не яркая, у неё сарафан не расписан.
Давайте мы сейчас вместе подойдем к доске и попробуем вместе расписать ей сарафан. (Воспитатель показывает, как можно кисточкой и ватной палочкой наносить узор)
Ребята, а неё есть тоже сестрички-подружки, у них тоже сарафаны не расписаны, вы им поможете?
Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в художников.
(Дети вертятся)
Проходите в мастерскую и садитесь за столы, но не забудьте разогреть свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (идут по полу)
В сарафанах наших пёстрых (соединяют ладошки вместе)
Мы похожи словно сёстры (ручки в замок)
Сказательница : Мастера, скорей за дело
Украшай матрёшек смело ,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
(Во время работы звучит русская народная музыка )
Педагог подходит, подсказывает, помогает, что можно добавить.
Итог : После окончания работы все матрёшки рассматриваются , выбирают самую яркую, с интересным рисунком, весёлую и т. д.
Ну что же, за такую замечательную работу положена и награда.
Вот я всем приготовила медаль, на которой написано «Мастер» . Вы её заслужили, потому что поработали на славу.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 г.Вольска Саратовской области»
Ул.Революционная 29, тел.7-10-39
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
на тему: «Раз матрёшка, два матрёшка»
(средняя группа)
Дата проведения:18.03.16г.
Воспитатель:
Сонина К. С.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему
«Раз матрёшка, два матрёшка»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями
ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, изобразительная.
Задачи:
Образовательные: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством
посредством музыки и рисования; познакомить с историей
матрешки; создавать условия для использования нетрадиционной техники
рисования при росписи матрешек.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии
образа матрёшки; обращать внимание детей на выразительные средства,
развивать умение замечать сочетание цветов; развивать творческую
активность, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
воспитывать любовь к труду русских мастеров.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание матрешки, беседа, художественное слово, физические минутки, пояснения,поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных
техник для рисования.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: игрушка матрешка, мольберт.
Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного,
синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки,кисти.
Музыкальное сопровождение: запись mp3 русской народной музыки.
Индивидуальная работа: помощь детям, затрудняющимся при росписи
матрёшки.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно
прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение
художественного слова о матрёшке и народных промыслах России.
Этапы образовательной деятельности:
- вводная часть;
- основная часть;
- практическая часть;
- заключительная часть.
В ходе образовательной деятельности сочетаются различные формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть (звучит музыка « На горе то калина») водят хоровод
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами очень интересная и познавательная беседа, а начнем мы ее с загадки:
Алый шёлковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука В деревянные бока.А внутри секреты есть:Может – три, а может, шесть.Разрумянилась немножко.Это русская ………
Основна
- Да, правильно, это Матрешка! Какая интересная кукла! О матрешке,
слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрешку.
- Ребята, а вы знаете, из какого материала делают ее?
-Правильно, из дерева. Работа с матрёшкой сложна.
-Посмотрите, как ее изготовляют.
Презентация-беседа
(Изготовление матрешки)
Физминутка "Нарядные Матрешки":
Хлопают в ладошки-
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Хлопают в ладошки-
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши) Здороваются.
- Матрешка!
-Из дерева!
Ответы детей.
Выполняют действия согласно тексту.
II. Основная часть
- Послушайте внимательно сказку:В одном городе жили-были дети. Они каждый день ходили в детский сад. Были дружными и весёлыми. Дети очень любили рисовать, ходить на экскурсию гулять по улице, где был магазин, в котором жили «краски». «Краски» часто видели через витрину детей, наблюдали за ними, какие дети дружные, добрые и весёлые. Как красиво и здорово они шагают парами вдоль витрины, негромко разговаривают между собой и рассматривают «краски». Однажды воспитательница вошла в магазин и купила те самые «краски», и предложила «краскам» поиграть с детьми в детском саду. «Краски» очень обрадовались. Наперебой стали рассказывать - «Я» самая красивая краска, нет «Я», даже поссорились. Воспитательница принесла краски в детский сад и рассказала детям, что произошло по дороге. Но в этом детском саду жили самые дружные дети, и они предложили «краскам» подружиться. Сначала дети рисовали каждой краской отдельно, но случайно краски стали сливаться, смешиваться и получились новые цвета красок. Так «краски» подружились. А у ребят получилась красивая разноцветная картина.
- А вы хотите поиграть с красками и подружить их?
-Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи матрешек.
- Чем можно расписать Матрешку?
-Правильно, но мы еще и будем играть с красками,будем их смешивать, чтобы у нас получилось много цветов.
-А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику:
Мы ребята – мастера, (Указать ладонью на себя)
Молотком тук-тук стучали - (Постучать кулаком поГвозди долго забивали. тыльной стороне ладони)
Получилось как-то криво, (Рукой показать кривую)
Отпилили мы красиво.(Движение ребром ладони о ладонь)
Зачищали шкуркой долго, (Потереть ладонь о ладонь)
Покрывали лаком стойким(Потереть пальцами о ладонь)
Верх узором украшали, (Пальцем чертить узор в воздухе)
Посмотреть гостей позвали.(Поманить ладошками к себе)
-Ну а теперь мы готовы к волшебному рисованию, будем расписывать матрешку,
а чтобы она получилась красивой и красочной,попробуем смешать краски.
Внимательно слушают.
Да, хотим!
- Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком.
Выполняют все действия согласно тексту.
Внимательно слушают.
III. Заключительная часть - Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники.
Матрешка - является русской народной игрушкой. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам