«Хлеб всему голова»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения и уважения к хлебу.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания зерна.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Познакомить с профессиями: тракторист, комбайнер, пекарь.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, дети! Послушайте загадку:
Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю и чуть подгорелым- иногда,
Да ведь это-не беда!
Что это?
Слайд1
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.
Слайд2
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Каравай испёк я сам
Весом в десять килограмм.
Из муки пшеничной тесто
На столе месил полдня,
Чтобы всем вокруг усесться,
Чтобы каждому наесться,
Чтоб осталось для меня.
Вот к какому караваю
Я на праздник приглашаю.
Воспитатель : Посмотрите, какой красивый хлеб, он называется каравай (потому что, круглый, красивый, похожий на солнце)
Дети, вы знаете, из чего пекут хлеб. А я вам сейчас расскажу об этом.
Слайд3
Воспитатель : Посмотрите, это колоски. В колоске спрятаны зёрнышки, будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало.
Воспитатель : Ребята, а что у вас лежит на тарелочке?
Дети: Зернышки.
Воспитатель : Да ребята это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?
Дети : Маленькие, твердые
Воспитатель: Ребята в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посеять в землю.
А кто поможет нам посеить целое поле пшеницы?
Дети : Трактор
Слайд4
Воспитатель: А кто же работает на тракторе?
Дети : Тракторист
Воспитатель: При помощи трактора люди пашут поле и сеют зерна в землю. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?
Слайд5
Дети: Солнце — свет, дождь – вода.
Воспитатель : Солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
— Ребята, посмотрите, какие росточки появятся из зерен, и поле становится зеленым, а из росточков вырастут колосья.
Воспитатель: А пока наши колоски будут расти, мы с вами отдохнем, поиграем
Физкультминутка:
Зерно в землю упадет |
Движения рук вправо-влево перед собой |
И росточком прорастет. |
Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью. |
Солнце будет его жарить, |
Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки. |
Дождь сто раз его польет. |
Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз. |
А потом под снегом мерзнуть |
Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу. |
И под ветром устоять |
Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо, |
Очень трудно хлеб дается |
Погрозить указательным пальцем левой, правой руки. |
Должен ты об этом знать. |
Дотрагиваются рукой головы. |
Слайд6
Поднимается росток,
Зеленеет стебелёк,
Скоро будет колосок.
Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Слайд6
Воспитатель: Вот и выросло наше поле, заколосилось. Созрели зернышки. Пора собирать урожай. Кто же поможет собрать пшеницу людям?
Слайд7
Дети : Комбайн .
Воспитатель . А кто управляет комбайном?
Дети : Комбайнер.
Воспитател ь . Правильно. Комбайн убирает колосья с поля и зерна высыпает в грузовую машину, которая отвозит зерна на мельницу и из них делают муку и от туда она попадает в пекарню.
Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.
А теперь я приглашаю вас в пекарню, и мы там узнаем как печется хлеб
Слайд8
Воспитатель : Кто же печет хлеб?
Дети : Пекарь
Воспитатель : Правильно,
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
Пекари выпекают нам самый вкусный хлеб и другие изделия из муки. Скажите, какие вы знаете?(Ответы детей)
Воспитатель : А давайте мы с вами тоже испечем булочки.
Пальчиковая игра
« Замеси-ка тесто, киска ».
На столе стояла миска.
Замеси-ка тесто, киска,
Вот Анюточка идёт,
В миску яйца разобьёт.
За Анютой в тесто мёд
Нам Антошка принесёт.
А потом муки сыпнули,
Всё перемесили.
Мы мешали, да мешали,
Наши рученьки устали.
Тесто мы ещё помнём,
Стряпать булочки начнём.
Сдайд9
Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку булочки одинаковые?
Дети : Разные
Воспитатель : правильно, булочки бывают разной формы и украсить булочки можно по разному: маком, изюмом, орехами.
Ребята, нужно очень бережно относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него труда.
Воспитател ь : Как нужно относиться к хлебу?
Дети : Бережно.
Вы запомните, дети,
Золотые слова:
Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Итог
Воспитатель . Ну что понравилось вам занятие? Кто из вас хотел бы выращивать хлеб? Или печь вкусные булочки?
(Ответы детей)
ООД: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ (КУБАНОВЕДЕНИЕ)
ТЕМА: «Хлеб – всему голова»
Цели и задачи:
Формирование представления о том как появляется хлеб.
Обогащение словаря: хлебосольный.
Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Материал:
колосья пшеницы (сухие), альбомы с изображением пшеничных полей, репродукции картин; муляжи хлебных изделий, изготовленные из соленого теста.
Ход занятия:
Предварительная работа : чтение сказки «Колосок», рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб являлся основ ным продуктом питания . Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике. Звучит фонограмма кубанской народной
песни «Хлеб всему голова». (В исполнении Кубанского казачьего хора)
Воспитатель:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам
хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Рассказала я вам стихотворение, кто мне ответит, о чем в нем говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это основное богатство нашего края. Кто нам напомнит, как называют называют наш край?
Ответы детей.
Воспитатель
: Верно, Кубань! Великий край Казаков! А еще его часто называют
хлебным краем
. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(если есть правильные варианты, педагог продолжает, а если нет - сам сообщает правильный ответ)
Воспитатель:
в давние времена дорогих гостей встречали хлебом да солью, а не печеньем и конфетами... Поэтому и появилось слово «хлебосольный». Помните, это слово встречалось нам в стихотворении?
Хоровое чтение стихотворения:
Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.
Воспитатель:
Много лет назад главным трудом кубанских казаков было возделывание земли. Хлеб был самой важной едой на столе, без него было не прожить. Хлеб пекли из теста, в русской печи, в каждой хате казака была русская печь
(Показ иллюстрации).
Физминутка: «Месим тесто» или «Я пеку, пеку, пеку...»
Тяжелым занятием было выращивание пшеницы, из которой мололи муку. Казаки пахали землю, помогала лошадь
(Показ иллюстрации).
Затем сеяли зерна пшеницы (рассматривание колоска и зерен). Тот кто сеял, надевал большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. (Рассматривание картины «Посевная»)
Воспитатель предлагает детям показать (сымитировать) движения сеяльщика, как на картинке.
Воспитатель: ну, вот пшеницу и посеяли, а что потом?
Ответ ребенка.
Воспитатель: И когда хлеб будет готов, пригласим гостей и угостим их хлебом и ….? (дети подсказывают), а за это нас тоже будут называть: Хлебо сольными (дети досказывают)
Завершается занятие песней «Хлеб всему голова».
Перспективный план
Художественно-творческая деятельность:
Музыкально-театрализованная деятельность: кукольный театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».
Художественная литература - чтение и обсуждение:
Беседа
«Как мы можем беречь хлеб?»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Дидактические игры: «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий », «Откуда хлеб пришёл», «Родственные слова», «Раз, два, три – сказка, выходи!».
Составление алгоритма «Как хлеб попал к нам на стол».
Психоэтюд «Тесто».
Психогимнастика «Хлеборобы».
Пальчиковые игры.
Утренняя гимнастика: «Колосья»
Игра имитационная: «Печем пироги».
Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин», «Семья», «Ярмарка», «Мы – хлеборобы».
Физкультминутки; «Замесим тесто», «Колоски».
Составление рисунков и узоров из круп, зёрен.
Работа с родителями:
Экскурсия на пищеблок «Как готовится тесто».
Конспект досуга второй младшей группе: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Воспитатель:
Богомолова Л.М.
Цель:
Формировать представление о хлебе, откуда он приходит к нам на стол.
Закреплять знания о хлебобулочных изделиях: хлеб, батон, булочки, калачи.
Совершенствовать навыки работы с тестом: раскатывать, сплющивать, скреплять края, разрезать.
Предварительная работа:
Беседы о хлебе, рассматривание картин, заучивание пословиц и стихов о хлебе,
знакомство с компонентами теста - мукой, яйцом, маслом, сюжетно - ролевые
игры в магазин.
Методы и приемы:
Загадка о хлебе, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее»,
элементы драматизации, рассказывание стихов, пословиц о хлебе, работа с
тестом.
Ход:
Воспитатель: Как вы думаете, что самое главное за обедом? Без чего еда была бы не
вкусной?
Дети: Без хлеба.
Воспитатель: А откуда хлеб пришел?
Затем дети закрепляют этапы того, как получается хлеб.
1.Трактор пашет землю. 2. Сеют зерно. 3. Поливают, пропалывают.
А когда зерно поспеет, его срезают и везут на мельницу, делают муку. Потом из муки
делают тесто и выпекают хлеб, булочки, сушки, калачи и многое другое.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о хлебе.
«Хлеб - всему голова», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Что посеешь - то и
пожнешь», «Кто любит трудиться - у того и хлеб уродиться»
Воспитатель: А.сейчас давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек» - дети достают
из мешочка изделия из муки и называют их.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи о хлебе:
ВОТ ОБЕДАТЬ НАМ ПОРА. ГДЕ ЖЕ ХЛЕБ НАШ ДЕТВОРА?
МЫ БЕЗ ХЛЕБА НИКУДА, ПОДАВАЙ ЕГО СЮДА.
ЛЕПИМ, ЛЕПИМ МЯГКИЙ ХЛЕБ - БУДЕТ ВКУСНЫМ НАШ ОБЕД.
ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК - КУПИЛ КОТИК ПИРОЖОК. ПОШЁЛ КОТИК НА
УЛОЧКУ - КУПИЛ КОТИК БУЛОЧКУ.САМОМУ - ЛИ СЪЕСТЬ ИЛИ ДЕТКАМ
ОТНЕСТЬ?
Я И САМ УКУШУ Я И ДЕТКАМ ОТНЕСУ.
КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ - ГОРШОК КАШИ НАШЁЛ.
НА ПЕЧИ КАЛАЧИ, КАК ОГОНЬ ГОРЯЧИ. ПРЯНИКИ ПЕКУТСЯ - КОТУ В ЛАПЫ
НЕ ДАЮТСЯ.
Воспитатель: А сейчас еще поиграем. Игра « Что лишнее» - дети отбирают только
изделия из теста.
Воспитатель: Вот сколько мы узнали о хлебе. А сейчас вы сами будете работать с
тестом. Детям дают скалку и тесто, а дети лепят различные изделия
В конце хоровод « Каравай» и чаепитие.
Конспектзанятия по развитию речи на тему:
«Х леб всему голова» II младшая группа.
Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.
Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.
Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.
Ход занятия:
В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.
Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.
Дети: Без хлеба.
Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?
Дети: Нет
Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.
Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Мельница».
Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся,
Мели, мели, засыпай,
И в мешочки набивай!
Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».
Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).
1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
В нем земли родимой соки,
Уплетай за обе щеки –
Вырастай богатырем.
3 ребёнок. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло,
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
4 ребёнок. Он возращен трудом упорным
Замечательных людей,
Силой он рожден народной
Светлой Родины моей!
5 ребёнок. Каравай земли и неба
На моём столе –
Ничего сильнее хлеба
Не на матушке Земле!
Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.
Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?
Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т.д)
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.
1 ребёнок. Славу хлебу на земле!
Слава миру на земле!
2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
3 ребёнок. Славаим, привет от нас!
До свиданья, в добрый час!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам