Конспект занятия по "Хлеб всему голова!" ср. группа. Планирование воспитательно-образовательной работы на тематическую неделю «Хлеб — всему голова» (2-ая младшая группа) Аппликация во второй мл группе тема хлеб

«Хлеб всему голова»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения и уважения к хлебу.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания зерна.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.

Познакомить с профессиями: тракторист, комбайнер, пекарь.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте, дети! Послушайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю и чуть подгорелым- иногда,

Да ведь это-не беда!

Что это?

Слайд1

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о хлебе.

Слайд2

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Каравай испёк я сам
Весом в десять килограмм.

Из муки пшеничной тесто
На столе месил полдня,
Чтобы всем вокруг усесться,
Чтобы каждому наесться,
Чтоб осталось для меня.

Вот к какому караваю
Я на праздник приглашаю.

Воспитатель : Посмотрите, какой красивый хлеб, он называется каравай (потому что, круглый, красивый, похожий на солнце)

Дети, вы знаете, из чего пекут хлеб. А я вам сейчас расскажу об этом.

Слайд3

Воспитатель : Посмотрите, это колоски. В колоске спрятаны зёрнышки, будто в кармашки, их так много и на каждом кармашке усик, будто оберегает зёрнышко. Именно оно – зёрнышко всему начало.

Воспитатель : Ребята, а что у вас лежит на тарелочке?

Дети: Зернышки.

Воспитатель : Да ребята это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?

Дети : Маленькие, твердые

Воспитатель: Ребята в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посеять в землю.

А кто поможет нам посеить целое поле пшеницы?

Дети : Трактор

Слайд4

Воспитатель: А кто же работает на тракторе?

Дети : Тракторист

Воспитатель: При помощи трактора люди пашут поле и сеют зерна в землю. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости?

Слайд5

Дети: Солнце — свет, дождь – вода.

Воспитатель : Солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

— Ребята, посмотрите, какие росточки появятся из зерен, и поле становится зеленым, а из росточков вырастут колосья.

Воспитатель: А пока наши колоски будут расти, мы с вами отдохнем, поиграем

Физкультминутка:

Зерно в землю упадет

Движения рук вправо-влево перед собой

И росточком прорастет.

Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью.

Солнце будет его жарить,

Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки.

Дождь сто раз его польет.

Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз.

А потом под снегом мерзнуть

Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу.

И под ветром устоять

Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,
отрывая ноги от пола.

Очень трудно хлеб дается

Погрозить указательным пальцем левой, правой руки.

Должен ты об этом знать.

Дотрагиваются рукой головы.

Слайд6

Поднимается росток,

Зеленеет стебелёк,

Скоро будет колосок.

Станет поле щедрой нивой,

Сильной, рослой, златогривой.

Слайд6

Воспитатель: Вот и выросло наше поле, заколосилось. Созрели зернышки. Пора собирать урожай. Кто же поможет собрать пшеницу людям?

Слайд7

Дети : Комбайн .

Воспитатель . А кто управляет комбайном?

Дети : Комбайнер.

Воспитател ь . Правильно. Комбайн убирает колосья с поля и зерна высыпает в грузовую машину, которая отвозит зерна на мельницу и из них делают муку и от туда она попадает в пекарню.

Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.

А теперь я приглашаю вас в пекарню, и мы там узнаем как печется хлеб

Слайд8

Воспитатель : Кто же печет хлеб?

Дети : Пекарь

Воспитатель : Правильно,

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.

Пекари выпекают нам самый вкусный хлеб и другие изделия из муки. Скажите, какие вы знаете?(Ответы детей)

Воспитатель : А давайте мы с вами тоже испечем булочки.

Пальчиковая игра

« Замеси-ка тесто, киска ».

На столе стояла миска.

Замеси-ка тесто, киска,

Вот Анюточка идёт,

В миску яйца разобьёт.

За Анютой в тесто мёд

Нам Антошка принесёт.

А потом муки сыпнули,

Всё перемесили.

Мы мешали, да мешали,

Наши рученьки устали.

Тесто мы ещё помнём,

Стряпать булочки начнём.

Сдайд9

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку булочки одинаковые?

Дети : Разные

Воспитатель : правильно, булочки бывают разной формы и украсить булочки можно по разному: маком, изюмом, орехами.

Ребята, нужно очень бережно относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него труда.

Воспитател ь : Как нужно относиться к хлебу?

Дети : Бережно.

Вы запомните, дети,

Золотые слова:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Итог

Воспитатель . Ну что понравилось вам занятие? Кто из вас хотел бы выращивать хлеб? Или печь вкусные булочки?

(Ответы детей)

ООД: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ (КУБАНОВЕДЕНИЕ)

ТЕМА: «Хлеб – всему голова»

Цели и задачи:

Формирование представления о том как появляется хлеб.

Обогащение словаря: хлебосольный.

Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

Материал:

колосья пшеницы (сухие), альбомы с изображением пшеничных полей, репродукции картин; муляжи хлебных изделий, изготовленные из соленого теста.

Ход занятия:

Предварительная работа : чтение сказки «Колосок», рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Кубани, о том, что хлеб являлся основ ным продуктом питания . Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике. Звучит фонограмма кубанской народной песни «Хлеб всему голова». (В исполнении Кубанского казачьего хора)
Воспитатель:

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам
хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Рассказала я вам стихотворение, кто мне ответит, о чем в нем говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это основное богатство нашего края. Кто нам напомнит, как называют называют наш край?
Ответы детей.
Воспитатель
: Верно, Кубань! Великий край Казаков! А еще его часто называют хлебным краем . Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(если есть правильные варианты, педагог продолжает, а если нет - сам сообщает правильный ответ)
Воспитатель:
в давние времена дорогих гостей встречали хлебом да солью, а не печеньем и конфетами... Поэтому и появилось слово «хлебосольный». Помните, это слово встречалось нам в стихотворении?
Хоровое чтение стихотворения:

Здравствуй, наша Кубань,
Тополиный край.
Хлебом да солью,
Светлой любовью
В гости друзей встречай.

Воспитатель:
Много лет назад главным трудом кубанских казаков было возделывание земли. Хлеб был самой важной едой на столе, без него было не прожить. Хлеб пекли из теста, в русской печи, в каждой хате казака была русская печь (Показ иллюстрации).

Физминутка: «Месим тесто» или «Я пеку, пеку, пеку...»

Тяжелым занятием было выращивание пшеницы, из которой мололи муку. Казаки пахали землю, помогала лошадь (Показ иллюстрации). Затем сеяли зерна пшеницы (рассматривание колоска и зерен). Тот кто сеял, надевал большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. (Рассматривание картины «Посевная»)
Воспитатель предлагает детям показать (сымитировать) движения сеяльщика, как на картинке.

Воспитатель: ну, вот пшеницу и посеяли, а что потом?

Ответ ребенка.

Воспитатель: И когда хлеб будет готов, пригласим гостей и угостим их хлебом и ….? (дети подсказывают), а за это нас тоже будут называть: Хлебо сольными (дети досказывают)

Завершается занятие песней «Хлеб всему голова».

Перспективный план

Художественно-творческая деятельность:

  • Пластилинография «Хлебный колос».
  • Рисование по сказке «Колобок».
  • Аппликация «Колосок» (из салфеток).
  • Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».
  • Лепка «Печенье для кукол».
  • Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность: кукольный театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».

  • Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)
  • Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»
  • Хоровод «Каравай»

Художественная литература - чтение и обсуждение:

  • Украинская народная сказка «Колосок».
  • Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
  • М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Л.Лебедевой «Корочка», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.
  • Проговаривание скороговорок о хлебе

Беседа

«Как мы можем беречь хлеб?»;

  • «Из чего делают хлеб?»
  • Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением хлебобулочных изделий.
  • Рассматривание иллюстрации И. Шишкина «Рожь».

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • - Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
  • - выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
  • Опыт с вертушкой «Ветряная мельница» (взаимосвязь между ветром и вращением).

Дидактические игры: «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий », «Откуда хлеб пришёл», «Родственные слова», «Раз, два, три – сказка, выходи!».

Составление алгоритма «Как хлеб попал к нам на стол».

Психоэтюд «Тесто».

Психогимнастика «Хлеборобы».

Пальчиковые игры.

Утренняя гимнастика: «Колосья»

Игра имитационная: «Печем пироги».

Сюжетно-ролевая игра: «Хлебный магазин», «Семья», «Ярмарка», «Мы – хлеборобы».

Физкультминутки; «Замесим тесто», «Колоски».

Составление рисунков и узоров из круп, зёрен.

Работа с родителями:

  • Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе
  • Консультация: «Берегите хлеб».
  • Изготовление совместно с родителями тряпичной куклы «Крупеничка».
  • Развлечение «Колобок – румяный бок».
  • Организация выставки «Что можно сделать из муки?»
  • Составление кулинарной книги «Рецепты бабушек
  • и мам».
  • Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями)

Экскурсия на пищеблок «Как готовится тесто».

Конспект досуга второй младшей группе: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Воспитатель:

Богомолова Л.М.


Цель:

    Формировать представление о хлебе, откуда он приходит к нам на стол.

    Закреплять знания о хлебобулочных изделиях: хлеб, батон, булочки, калачи.

    Совершенствовать навыки работы с тестом: раскатывать, сплющивать, скреплять края, разрезать.

Предварительная работа:

Беседы о хлебе, рассматривание картин, заучивание пословиц и стихов о хлебе,
знакомство с компонентами теста - мукой, яйцом, маслом, сюжетно - ролевые
игры в магазин.

Методы и приемы:

Загадка о хлебе, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее»,
элементы драматизации, рассказывание стихов, пословиц о хлебе, работа с
тестом.

Ход:

Воспитатель: Как вы думаете, что самое главное за обедом? Без чего еда была бы не

вкусной?

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: А откуда хлеб пришел?

Затем дети закрепляют этапы того, как получается хлеб.

1.Трактор пашет землю. 2. Сеют зерно. 3. Поливают, пропалывают.

А когда зерно поспеет, его срезают и везут на мельницу, делают муку. Потом из муки

делают тесто и выпекают хлеб, булочки, сушки, калачи и многое другое.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о хлебе.

«Хлеб - всему голова», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Что посеешь - то и

пожнешь», «Кто любит трудиться - у того и хлеб уродиться»

Воспитатель: А.сейчас давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек» - дети достают

из мешочка изделия из муки и называют их.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о хлебе:

ВОТ ОБЕДАТЬ НАМ ПОРА. ГДЕ ЖЕ ХЛЕБ НАШ ДЕТВОРА?

МЫ БЕЗ ХЛЕБА НИКУДА, ПОДАВАЙ ЕГО СЮДА.

ЛЕПИМ, ЛЕПИМ МЯГКИЙ ХЛЕБ - БУДЕТ ВКУСНЫМ НАШ ОБЕД.

ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК - КУПИЛ КОТИК ПИРОЖОК. ПОШЁЛ КОТИК НА

УЛОЧКУ - КУПИЛ КОТИК БУЛОЧКУ.САМОМУ - ЛИ СЪЕСТЬ ИЛИ ДЕТКАМ

ОТНЕСТЬ?

Я И САМ УКУШУ Я И ДЕТКАМ ОТНЕСУ.

КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ - ГОРШОК КАШИ НАШЁЛ.

НА ПЕЧИ КАЛАЧИ, КАК ОГОНЬ ГОРЯЧИ. ПРЯНИКИ ПЕКУТСЯ - КОТУ В ЛАПЫ

НЕ ДАЮТСЯ.

Воспитатель: А сейчас еще поиграем. Игра « Что лишнее» - дети отбирают только

изделия из теста.

Воспитатель: Вот сколько мы узнали о хлебе. А сейчас вы сами будете работать с

тестом. Детям дают скалку и тесто, а дети лепят различные изделия

В конце хоровод « Каравай» и чаепитие.

Конспектзанятия по развитию речи на тему:

«Х леб всему голова» II младшая группа.

Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.

Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.

Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.

Ход занятия:

В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.

Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?

Дети: Нет

Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.

Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Мельница».

Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».

Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).

1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

3 ребёнок. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

4 ребёнок. Он возращен трудом упорным

Замечательных людей,

Силой он рожден народной

Светлой Родины моей!

5 ребёнок. Каравай земли и неба

На моём столе –

Ничего сильнее хлеба

Не на матушке Земле!

Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.

Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?

Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т.д)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.

1 ребёнок. Славу хлебу на земле!

Слава миру на земле!

2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

3 ребёнок. Славаим, привет от нас!

До свиданья, в добрый час!

Что еще почитать