©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
Программное содержание.
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал.
Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.
Программное содержание.
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал.
Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.(Матрешка)
Программное содержание.
Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание.
Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.
Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.
Программное содержание.
Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал.
Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.
В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.)
Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.)
Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.)
А лопата? (К рукотворному.)
А земля? (К природному.)
А лейка? (К рукотворному.)
Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.
Программное содержание.
Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал.
Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).
Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.)
Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.)
Как вы догадались? (Он сажает цветы.)
На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.
Программное содержание.
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Программное содержание.
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал.
Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.
К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Программное содержание.
Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал.
Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
Татьяна Синицына
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предметы, облегчающие труд человека в быту»
Конспект занятия в старшей группе на тему : "Предметы , "
Задачи :
Образовательная :
Учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду;
Учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;
формировать ретроспективный взгляд на предметы ,
формировать навыки запоминания , используя символику.
Развивающая :
Развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;
Развивать навыки творческой, исследование работы.
Воспитывающая :
Бытовые приборы в оригинале : утюг, лампа, пылесос, мясорубка, магнитофон, нож, фен, холодильник, миксер, часы, телефон, стиральная машина, электробритва, швейная машинка, ножницы, посудомоечная машина.
Программное содержание :
формировать представления детей о предметах , ;
Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться;
Закреплять представления о том , что предметы имеют разное назначение.
Методы и приемы :
Словесные (беседа, описательный рассказ) ;
Наглядные (рассматривание иллюстраций) .
Материал :
Картинки с изображением разных предметов , в том числе предметов , облегчающих труд человека в быту .
Воспитатель : «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите , что вас окружает ».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов , перечисляют их.
Воспитатель : К какому миру относятся все эти предметы : к природному или рукотворному?
Дети : (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками .)
Воспитатель : А для чего человек придумал стол , кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы ?
Дети : Любой предмет для чего-то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель : Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы , с помощью которых человек трудится , предметы , с помощью которых он рисует, а еще есть предметы , облегчающие труд человека в быту . Вы знаете такие предметы ? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки :
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов .
Физкультминутка : “ Как живешь?”
Воспитатель. Как живешь?
Дети. Вот так! (показать большой палец)
Воспитатель. А плывешь?
Дети. Вот так! (плывут любым стилем)
Воспитатель. Как бежишь?
Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)
Воспитатель. Вдаль глядишь?
Дети. Вот так! (руки “козырьком”)
Воспитатель. Ждешь обед?
Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)
Воспитатель. Машешь в след?
Дети. Вот так!
Воспитатель. Утром спишь?
Дети. Вот так! (руки под щеку)
Воспитатель. А шалишь?
Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)
Воспитатель : Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов : одни предметы он придумал сам , а другие увидел в природе.
Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем.
Игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту » .
Воспитатель : Ребята, я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет , облегчающий труд человека в быту , хлопайте в ладоши, а если это другой предмет , не хлопайте.
Игра «Кому нужен?» , Направленная на развитие умения определять назначение предметов , облегчающих труд в быту , устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом , его облегчающим . Используется раздаточный материал : большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета , над которыми производятся трудовые операции , в нижнем ряду – пустые клетки, и маленькие карточки с изображением предметов , облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту . (Примерное соответствие : хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает : «Кому нужен…» .
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор : «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто» . Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?
Дети :
Не подходить близко к работающей газовой плите.
Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.
Не трогать руками светящую лампочку.
Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.
Воспитатель. Ребята, все молодцы, всем спасибо!
Публикации по теме:
Задачи: Образовательные -Расширение представлений об аквариумных рыбках; -формирование представлений о пресноводных рыбах, их внешнем.
Ленура Муртазаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные в природе и дома»
Программное содержание :
Продолжать знакомить с особенностями диких и домашних животных ; научить различать их и называть взрослых животных и их детенышей ; формировать представление о значении животных в природе и для человека .
Развивать связную речь детей. Воспитывать любовь к домашним и диким животным , умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс .
Оборудование :
Ноутбук, демонстрационный материал, карточки с изображением диких и домашних животных на каждого ребенка ; раздаточные и наглядные материалы, карандаши, листочки.
Словарная работа : стадо, табун, стая, пастух.
Ход занятия .
Психогимнастика «Хорошее настроение» .
Воспитатель : Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты мой – друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель : Ребята, я сегодня вас приглашаю в мир животных . (Звучит музыка «В мире животных » ) Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и показывать карточки животных .
Воспитатель : Загадывает загадки.
Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять : «Гав – гав – гав!» ?
Дети : Собака.
Воспитатель : Кто на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет : «Ме –е - е» ?
Дети : Коза
Воспитатель : Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Дети : Лиса.
Воспитатель : Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю - хрю» ?
Дети : Свинья.
Воспитатель : Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
Дети : Ёж.
Воспитатель : Кто пасется на лужайке,
Без панамке и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно : «Му- у- у» .
Дети : Корова.
Воспитатель : Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся - стал реветь.
Этот зверь лесной.
Дети : Медведь.
Когда ребята отгадывают загадки, воспитатель вешает на доску картинку с изображением домашнего или дикого животного .
Воспитатель : Давайте еще раз с вами назовем этих животных . (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске ). – Кто это? (воспитатель указывает только на домашних животных )
Дети : Корова, собака, коза, свинья.
Воспитатель : Молодцы. Как можно назвать, одним словом этих животных ?
Дети : Домашние .
Воспитатель : Почему их так называют?
Дети : Потому, что за ними ухаживает человек, они не могут заботиться о себе сами.
Воспитатель : Правильно, человек заботиться о своих домашних животных , строит им жилище : корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку. За это домашние животные помогают человеку в жизни. А как они помогают?
Дети : Корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.
Воспитатель : А это кто? (воспитатель указывает на диких животных )
Дети : Лиса, еж, медведь.
Воспитатель : Как, можно одним словом назвать этих животных ?
Дети : Дикие животные .
Воспитатель : Почему их так называют?
Дети : Потому что они заботятся сами о себе. Дикие животные добывают себе корм сами, о них никто не заботится.
Воспитатель : Какие особенности у животных ?
Дети : Лапы, копыта, рога, хвост, шерсть.
Воспитатель : Молодцы! Пока мы с вами отгадывали животных , все животные перепутались . Помогите мне навести порядок. (Дети рассматривают на экране ноутбука картинку и распределяют кто, где живет).
Игра «Кто, где живет»
Воспитатель : Что это?
Дети : Деревенский домик. Там живут домашние животные .
Воспитатель : А это?
Дети : Лес. А здесь живут дикие животные .
Воспитатель : Молодцы! Все справились с заданием.
Воспитатель : Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте.
У лисицы острый нос, У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы, Несказанной красоты.
Я – охотница до птицы! Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь, И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу, Деткам в норку отнесу.
Воспитатель : А лиса это, какое животное ?
Дети : Лиса дикое животное , она очень хитрая.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, летом большая группа коров пасется на лугу. Как можно назвать эту большую группу коров , одним словом?
Дети : Стадо.
Воспитатель : А когда пасутся кони?
Дети : Табун.
Воспитатель : А кто их пасет?
Дети : Пастух.
Воспитатель : А когда в лесу бегают много волков, вместе, как их можно назвать одним словом?
Дети : Волчья стая.
Воспитатель : А сейчас давайте поздороваемся с животными .
Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок
Воспитатель : Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свою маму» .
Игра «Найди свою маму» .
(Дети садятся за парты, на столах лежат листы с изображение животных , дети стрелочками проводят от взрослого животного к детенышу , работают в парах).
Воспитатель : Давайте вместе проверим, правильно ли вы выполнили задание или нет! (воспитатель показывает заранее заготовленный правильный ответ и сверяет с детьми). Молодцы ребята! Вы каждому детенышу нашли маму. А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил
Наклонился взад-вперед
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки
Наконец медведь наелся и на бревнушке уселся.
Воспитатель : Ребята, а как медведь рычит? Давайте вместе дружно! (Р-р-р-р) Мы с вами немного отдохнули. Ребята, а как вы думаете, чем питаются домашние и дикие животные ? Посмотрите на экран и скажите кто, что ест?
Игра «Кто, чем питается» .
Дети смотрят на экране ноутбука картинки еды животных и распределяют их животным .
Воспитатель : Давайте проверим. Чем питается корова?
Дети : Сеном, травой.
Воспитатель : Чем питается кошка?
Дети : Рыбой, любит пить молоко.
Воспитатель : Чем питается кролик?
Дети : Морковкой, капустой.
Воспитатель : Чем питается медведь?
Дети : Медом, ягодами, рыбой.
Воспитатель : Дети, вы все молодцы! Вы все знаете о животных . Вот мы с вами и побывали в мире животных . О каких животных мы с вами сегодня беседовали?
Дети : О домашних и диких животных .
Воспитатель : Ребята животных нужно беречь и любить. На этом наше занятие закончено .
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Животные Арктики и Антарктиды» НОД по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. Воспитатель (Агапова Ю. Ю.)МБДОУ № 379 Программные задачи: - Закрепить.
Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные холодных и жарких стран» Тема:"Животные холодных и жарких стран"Цель: Систематизировать представления детей об умение животных приспосабливаться к среде обитания.
Цель: расширять представления детей о свойствах воды (жидкая, твердая, в виде пара, прозрачная, окрашенная). 1. Формировать знания детей.
Цель: формировать представления детей о мебели, ее функциях, свойствах и качестве материалов, из которых она изготовлена.
Задачи:
Материалы: коробочки разных размеров от лекарств, спичек и т.д., цветная самоклеющая бумага, линейка, карандаш, фломастеры, ножницы,
Оборудования: Презентация «ознакомлению с окружающим миром по теме «Мебель» , предметные картинки, пеньки, табурет.
Ход занятия
I. Вступительная беседа.
Цель№1: Уточнить, кто и где изготавливает мебель.
Кто и где изготавливает мебель? (Рабочие на мебельной фабрике)
Что делает дизайнер? (чертит эскиз будущей мебели)
Столяр и мебельщик (сборщик изделий из мебели) - изготавливают изделие.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, на мебельную фабрику.
Садимся в наш волшебный автобус и поехали.
II. Просмотр презентации: «Ознакомлению с окружающим миром по теме «Мебель»
Пока мы будем ехать, давайте посмотрим презентацию.
Цель№2: Научить детей разгадывать загадки;
развитие психических функций:
1. Игра «Доскажи словечко»
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя (кровать)
Как приятно нашей Тане
Поваляться на (диване)
Чтобы ноги отдохнули,
Сиди-ка ты на (стуле)
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном (кресле)
С пирогами чай попьем
За обеденным (столом)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в (шкаф)
Как мы это назовем, одним словом? Что это? (Мебель)
За мебелью нужно ухаживать, а кто знает, как надо это делать?
(-протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать)
III. Опытно - экспериментальная деятельность:
Цель №3 Вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.
2. Игра - путешествие в прошлое кресла…
Хотите, я вам расскажу интересную историю о кресле?
Было время, когда люди жили в пещерах (картинка) . Посмотрите, что есть в пещере, на чем можно сидеть? Нет?
На чем же сидели люди? (На земле)
Опыт №1. Давайте и мы сядем на пол. Удобно? Почему нет? Можно ли в таком положении просидеть долго? (показывает картинку) Посмотрите, что это нарисовано? (бревно)
Человек стал использовать бревно для того, чтобы сидеть. Вы когда- нибудь сидели на бревне? Удобно? Почему? (низкое, шатается)
Опыт №2 -А если, бревно распилить, что получится? (Пеньки) Вот они, присядьте по очереди на них. Что вам в них не нравится? (жестко, неудобно)
Опыт №3 -А вот еще один предмет мебели – табурет, приглашаю желающих посидеть на табурете. Что скажите, на чем удобнее сидеть? Из чего он состоит? Чем отличается стульчик от табурета, что у него есть? (Спинка) .
Как вы думаете, где меньше будет уставать спина – сидя на стуле или на табурете? Почему? Если человек сделал табурет, стул, зачем ему надо было делать кресло? Наверное, он искал что- то поудобнее, помягче, пошире.
Цель №4. Развивать логическое мышление и воображение.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Найти лишний предмет.
Молодцы, и мы как раз уже приехали на фабрику. Посмотрите, сколько здесь мебели! (воспитатель подводит детей к мольберту, на котором расположены картинки мебели) .
IV. Самостоятельная работа:
Цель№5 Пробуждать у детей интерес к ручному труду;
Учить слушать инструкцию педагога и выполнять предложенные задания самостоятельно.
Мы с вами откроем свою небольшую фабрику по изготовлению мебели для кукол.
Каждый из вас будет и дизайнером и мебельщиком, вы изготовите свою мебель из бросового материала. Для работы нам понадобятся: коробочки разных размеров, цветная бумага, цветной картон, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА.
V. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Цель№6: развитие мелкой моторики; связного высказывания:
Для чего нужна мебель?
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки) .
В шкаф повесим мы рубашку, 1 (загибают пальчики на обеих руках)
А в буфет поставим чашку, 2
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле, 3
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали, 4
А потом мы с котом
посидели за столом. 5
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и кулачки)
Много мебели в квартире.
Физминутка
Вот Кирюшкина кроватка, (разводят руки в стороны.)
Чтобы спал Кирюшка сладко, (приседают, кладут ладони под щечку)
.
Чтоб во сне он подрастал, (медленно поднимаются)
.
Чтоб большим скорее стал. (встают на носочки, тянутся руками вверх)
.
(Повторить 2-3 раза)
VI. Итог:
Молодцы, а теперь пришло время возвращаться в группу. Садимся в наш автобус, занимаем свои места,
Скажите, что у кого получилось? -у меня получилась кровать
Где мы поставим кровать? -в спальне
У меня получился стул.
Где мы поставим стул? - на кухне
У меня получился диван
Где будет стоять диван? - гостиной (зале)
-у меня получился стол
Где будет стоять стол? - на кухне
Молодцы, справились заданием.
Куда мы сегодня с вами путешествовали?
Вам понравилась экскурсия?
Мы не только посмотрели на фабрику мебели, но еще и привезли с собой мебель для кукол, с которой теперь пойдем играть.
Филиппова Наталья Александровна
ГКУ «Республиканский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Воспитатель
Республика Хакасия, г. Черногорск
1 Занятие по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья - это счастье!»
Образовательная область: Социум
Раздел организованной учебной деятельности : Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Семья - это счастье.
Цель: продолжать формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.
Образовательная задача: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослого и ребёнка в семье.
Развивающая задача: Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательная задача: Воспитывать у ребёнка гордость за свою семью.
Используемый материал: картинки «солнышко» и «тучка» на каждого ребёнка, фото или иллюстрация мальчика.
Словарная работа: обязанности, член семьи.
Ход занятия:
Мотивационно-побудительный этап.
Круг радости:
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Воспит-ль: Здравствуйте, какое у вас сегодня замечательное настроение! И я с удовольствием приглашаю вас в гости к мальчику Никите. Он вместе со своей семьёй очень любит принимать гостей. Вы согласны отправиться в гости?
Дети соглашаются.
Организационно-поисковый этап.
Воспит-ль: Чтобы узнать, с кем живет Никита, нам надо отгадать загадки:
1. Перед сном надев пижаму,
2. Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
3. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый… (дед)
4. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый… (папа)
5. Кто весёлый карапузик
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой… (братишка)
6. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Воспит-ль: Вот какая большая семья у Никиты.
Семья - это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья?
Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о стариках.
Никите очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.
Наводящие вопросы:
С кем ты живёшь?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Как ты заботишься о членах своей семьи?
Ты любишь своих близких? Почему?
Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.
А вы любите помогать своим близким?
Мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности. А какие домашние обязанности есть у вас?
Ответы детей.
Воспит-ль: Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.
Физминутка «Семейная зарядка»
Д/игра «Радость и печаль»
Воспит-ль: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину;
Подрались с другом;
Съели манную кашу;
Убрали игрушки на место;
Порвали книгу;
На прогулке замарали куртку.
Воспит-ль: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.
Давайте попрощаемся с Никитой и пригласим его в гости в наш детский сад.
Дети прощаются с Никитой.
Рефлексивно-корригирующий этап.
Воспит-ль: У кого в гостях мы сегодня побывали?
Для чего нужна человеку семья? Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Воспит-ль хвалит детей за активность и отзывчивость.
Ожидаемый результат:
Что ребенок знает (Знать): членов своей семьи.
Как ребенок освоил материал (Иметь)/: представление о том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности.
Как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)/: рассказывать о своей семье с помощью наводящих вопросов.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам