Куда попадают кошки после смерти: есть ли душа у кошек, попадают ли животные в рай, мнения священников и хозяев котов. Все кошки попадают в рай

Спасибо, Полина! А уменя другая информация (из Интернета):

Все кошки попадают в рай

Известно, что в церкви существует разделение на животных "чистых" и "нечистых". Кошка в храме ходит, где вздумается, а собаке вход запрещен даже на территорию церкви. Это не случайно, а разъяснение можно обнаружить в Библии.

При сотворении мира человек был поставлен владыкой над всеми тварями. Звери в ту пору мирно сосуществовали, питались зеленью и имели с человеком общий язык. Но грехопадение Адама нарушило гармонию, и вся живность была поделена на "чистых" и "нечистых". К последним, например, помимо собаки, относятся верблюд, заяц и даже тушканчик. (Подобный список неплохо бы иметь любителям животных, чтобы не вводить "нечистых" в дом. От греха подальше. Недаром в русских деревнях существует поверье: принести домой живого зайца - к смерти в семье.)

И все же, за что любят кошку в церкви? В нынешнюю пасхальную ночь я наблюдала такую сцену. В самый торжественный момент распахнулись алтарные врата, и с пением "Христос воскресе из мертвых" духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали: "Батюшки, кота несут! ". Действительно, на руках одного из служащих важно сидел усатый-полосатый. - Что за нововведение? - спросила я у знакомого алтарника. - Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили - выходить пора. Вот и отправились с ней. Ну да это не страшно, ведь кошка - животное чистое.

Подобное уважительное отношение к муркам наблюдается практически у всех народов мира. И идет это с древнейших времен. Фрейя, скандинавская богиня любви, разъезжала в чудесной кошачьей упряжке. Мусульмане считали, что кот родился в Ноевом ковчеге от львиного чиха и однажды спас пророка Мухаммеда от змеи. В ряде стран, включая Англию, верят, что черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет удачу.

Но самое убедительное свидетельство кошачьей заслуги перед человеком приводит последний оптинский старец Нектарий, скончавшийся в ссылке в 1928 году. По его словам, кот спас Ноев ковчег (а значит, и все человечество) , поймав мышь, одержимую дьяволом, которая пыталась прогрызть дно. За эту заслугу все кошки после смерти отправляются в рай.

Постскриптум. В Суздале, Владимире и в других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Содержание кошек при православных храмах приветствуется - и не только за кошачьи способности в ловле мышей, но и за ту особую атмосферу и теплоту, которую создают эти загадочные зверьки одним своим присутствием.

Прохладным утром на заборе сидела серая-серая кошка. Конечно, она была не совсем серая, но гораздо серее, чем могла бы быть. Она серела, а небо было голубым-голубым. А кошка неспешно умывалась и щурилась изредка, глядя на мир янтарным глазом.
«Какие глупые вокруг люди, - думала серая кошка, - они совсем ничего вокруг не видят. Даже своих ангелов – и тех не видят».
Кошка была молодая, ей едва минул год. Но за год она видела многое. И мокрые, заставляющие зябнуть дожди, и окутывающие влагой туманы, и пепелящее шкурку солнце. И даже радугу видела кошка, но только редко появлялась радуга.
Кошка видела людей. Каждый день она видела людей. Они шли на работы, а потом – с работы. Шли гулять, в магазин, в гости и в кино. Шли одни и с детьми, шли, держась за руку и не глядя друг на друга. Они все спешили куда-то, спешили прожить жизнь быстро-быстро-быстро, будто думали, что чего-то не успели в этой жизни.
А за каждым человеком, махая крыльями и укрывая от дождя, солнца или плохих мыслей, летел ангел.
Конечно, кошка видела каждого ангела. Они были разные, как и люди. Были ангелы хмурые, были голубоглазые, а бывали и одинокие ангелы. Те, в которых не верили люди. И этим ангелам было больно-больно, а людям было совсем-совсем всё равно.
- Кыш отсюда, серая! Пошла вон!
В кошку полетел тяжёлый камень. Мяукнув и распуша облезлый хвост, который когда-то был очень пушистым и мягким, сердито, но бессильно сверкнув янтарным глазом на обидчика, кошка спрыгнула с забора.
«Вот всегда так. Кыш, серая. Уйди, страшная. Пошла вон. А кто выкинул меня? Вы, люди, выкинули! А ведь приручаете нас, кошек. А потом – бросаете...»
Когда-то, будучи ещё крохотным пушистым серым комочком, кошка жила в тёплом, пахнущем пряниками и молоком доме. Её поили сливками, гладили по мягкой спинке и ласково называли... ах, как же её тогда называли?
Кошка совсем забыла то имя, но не забыла боль, которую испытала, когда нога человека дала ей пинок, а громкий звук закрывшейся двери стал последним, что связывало её с людьми.
Она не понимала, за что её выбросили, за что так предали. Она ведь любила людей, по-своему, но любила и не предала бы никогда. А сама была для них живой игрушкой, которую так легко было по ненадобности вышвырнуть за дверь.
... Кошка шла и думала, где бы найти хоть что-нибудь поесть. Мыши прятались. Воровать она не любила. Рыться по помойкам не хотела. А в животе уже урчало.
- А ну, брысь!
Кошка мяукнула и нырнула в кусты, а за ней по пятам летел ещё один камень. Не останавливаясь, она бежала и бежала, пока не остановилась где-то далеко от города.
Но кошка была здесь не одна.
Прислонившись к дереву, на мокрой траве, такой же мокрый и грязный, сидел ангел. Крылья его были запачканы, волосы – запутались, а на щеках было то, что люди называли слёзами. Кошка не понимала, почему люди плачут, потому что сама она никогда не плакала. Кошки не умеют плакать.
Почему-то ей стало жалко этого несчастного крылатого. Наверное, и его так же выкинули, как и её когда-то. Почему люди так жестоки к тем, кто их любит? Почему отшвыривают ногой тех, кто бескорыстно предан им?
Кошка подошла ближе и села рядом. Янтарные глаза сощурились.
- Здравствуй. Ты почему плачешь? – спросила она.
Ангел молчал. Только поднял на неё грязно-серого цвета глаза и грустно улыбнулся. Кошка поняла его без слов.
- Бросили? Люди?
- Бросили. Люди.
Неожиданно для себя кошка встала и подошла поближе. Она потёрлась тощим серым боком о руку ангела и заурчала, закрыв глаза. Потом взобралась ему на колени.
- А ты будь моим ангелом.
Пальцы мягко погладили её спинку, почесали за ушком, ласково согревая замёрзшее кошачье сердечко.
- А у кошек бывают ангелы?
- Мы, кошки, сами как ангелы, - важно объяснила серая, тихо урча. – Но нам тоже кто-то нужен.
- Пойдёшь со мной? Или останешься здесь?
Кошка окинула взглядом всё вокруг. Холод, люди, пинки, дождь, голод и одиночество... Ничего хорошего не было в этом мирке для неё. Ничего не держало, никому она не была нужна. И никто не был больше нужен ей.
- Пойду. А ты меня не бросишь?
- Никогда. А ты меня?
- Никогда.
Ангел взял кошку на руки, встал и раскрыл два ставших белыми-белыми крыла.

... – А, смотри-ка, дохлая кошка! – кто-то пнул сапогом холодное тельце. Облезлая шкурка была мокрой и грязной, хвост тонкий, как ниточка.
- Смотри-ка, мёртвая, а улыбается. Разве кошки улыбаются?
- Да шут их знает, кошек! Издохла – туда ей и дорога, меньше будет воровать!
От второго пинка тело серой кошки с янтарными глазами отлетело куда-то в кусты.
Но никто из людей, конечно же, не знал, что кошка не умерла. А ушла туда, куда попадают все-все кошки на свете.
А все-все кошки на свете попадают только в одно место.
Имя которому – Рай.

На протяжении всей жизни человека волнует очень важный вопрос — есть ли жизнь после смерти и куда попадает после окончания земного существования наша бессмертная душа? И что это такое — душа? Дана ли она только людям или этим даром обладают и наши любимые домашние животные? С точки зрения атеиста душа — это личность человека, его сознание, опыт, эмоции. Для верующих это тонкая нить, связывающая земную жизнь и вечность. Но присуще ли это животным?

Очень многих любителей кошек интересует, есть ли у их пушистых спутниц душа? Ведь в кошках, как ни в каких других домашних животных, можно увидеть четкие личностные признаки. Они независимы и требовательны, обладают чувством собственного достоинства, понимают речь хозяев, имеют индивидуальный характер и испытывают яркие эмоции. Все это в совокупности указывает на наличие души. Но куда попадает душа кошки после смерти, так и остается загадкой. Есть ли шанс у нас повстречать в лучшем мире своих любимиц? Рассмотрим разные мнения, поскольку однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни ученые, ни религия, ни даже проникающие в тайны бытия экстрасенсы.

Есть ли у кошки душа с научной точки зрения?

Многие из нас твердо уверены, что современная наука отвергает тезис о существовании души как таковой даже у человека, не говоря уже о низших формах жизни. Однако же наукой признано существование у человека психики, отображающей окружающую реальность и являющейся формой восприятия субъектом реального мира. Но на древнегреческом языке слово «психика» означает «душа». Иными словами, обладая психологическими признаками, субъект, по логике, обладает и душой. У такого загадочного домашнего животного, как кошка, зоологи однозначно фиксируют наличие психики и ее влияние на поведение животного. По мнению ученых, душа кошки, человека или другого живого существа — это некие электромагнитные импульсы, энергетический сгусток, особая аура, которая не пропадает после окончания срока земного существования, а возвращается в общее энергетическое поле планеты Земля либо даже в поле Вселенной.

Мнение ученых

Так куда попадают кошки после смерти, по мнению ученых? Этот энергетический сгусток, по их убеждению, после высвобождения из тела умершей кошки преобразуется в иную энергетическую форму, которая питает все живое на земле. Как полагают ученые умы, эта новая энергия удерживается в этом мире мощным электромагнитным полем, посему души кошек не переселяются в иное измерение, а остаются рядом с нами, существуя уже в другом качестве.

Куда попадают кошки после смерти. Православие

В религиозных канонах тоже ничего, прямо отвечающего на вопрос, обнаружить не удалось. В православной Библии упоминается множество различных животных и птиц, но упоминаний о кошке практически не встречается — только единожды она вскользь упоминается в Послании Иеремии 1:21. Но это отнюдь не означает негативного отношения церкви к этому изумительному животному. Просто израильтян очень раздражал культ кошек в Египте и их раболепное поклонение этому животному. Но, несмотря на это, церковь весьма благосклонно относится к кошкам и считает их чистыми перед Богом. К ним относятся с почтением, их нельзя изгонять из церкви, им даже разрешено спать на алтаре.

Однако насчет возможности загробного существования животных к единому мнению богословам прийти пока не удалось, и все еще неясно, куда уходит душа кошки после смерти. Рай для них приготовлен, или это место только для душ людских — об этом до сих пор ведутся яростные споры. С одной стороны, Святое Писание уведомляет о том, что души кошек и людей — две совершенно разные материи и существуют по отдельности. Человек при достойном поведении попадает в рай небесный, а душа животного всего лишь прекращает существовать. Исходя из этого утверждения, можно предположить, куда попадают кошки после смерти, прекращая свое существование. Душа кошки никуда не уходит, а растворяется в общем энергетическом источнике, чтобы подпитывать другие живущие на земле души.

Но и тут не все так просто. Ибо хоть и говорят Святые Писания об отсутствии рая для животных, однако многие святые изображаются в соседстве с разными животными и птицами, даже некоторые описания Рая Небесного содержат упоминание о животных. Стало быть, им есть место в раю. Священники об этом не заявляют отчетливо, но исследования данного вопроса церковнослужителями не прекращаются.

Мнение Нектария Оптинского

Куда отправляются кошки после смерти? В развитие дискуссии об исключительности положения кошек следует упомянуть слова иеромонаха Нектария Оптинского. Он утверждал, что все кошки попадают в рай в благодарность за заслуги этого животного во время Великого Потопа. По преданию, мышь собиралась прогрызть дно Ноева ковчега, чем могла погубить все оставшееся на земле живое, взятое Ноем на ковчег. Но своевременное вмешательство кошки спасло всех обитателей ковчега от гибели, за что ее потомки удостоились вечной привилегии пребывать в Раю. Но это утверждение официальной церковью не подтверждалось и не опровергалось. На данный момент так никто из церковных деятелей внятно не ответил на вопрос о том, куда попадают кошки после смерти. Православие не в состоянии прояснить этот вопрос.

Возможно, больше ясности внесут другие известные религии. Рассмотрим точки зрения самых крупных и популярных религиозных течений — индуизма, буддизма, ислама - и постараемся вычленить рациональное зерно из весьма различных позиций.

Индуизм

Как считают индуисты, куда уходят души кошек после смерти? По их верованию, душа кошки, как и любого иного существа, попадает либо в рай, либо в ад — иного пути не существует. А вот куда именно направится душа, целиком зависит от ее кармы. Если карма светлая и позитивная, душа в награду за свои благие деяния поселяется в раю, а недобрая энергетика, накопленная за время жизни, карается помещением в ад и вечными муками. Иными словами, рай для человека и кошки один, поскольку индуисты считают душу не принадлежащей человеку или животному. Она может поселиться в любом из 8,5 миллиона различных воплощений, став растением, камнем, насекомым, животным, человеком, мельчайшим микроорганизмом и даже неодушевленным (по христианским канонам) предметом. Ответ индуизма более четкий — рай есть, душа кошки после пребывания в раю или аду снова возвращается в этот мир, только уже в другом качестве.

В буддизме

Буддистов тоже не беспокоит вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, но по совершенно другой причине. Кошка в буддизме тоже рассматривается как всего лишь одно из воплощений, однако не души, поскольку эта религия ее существование напрочь отрицает. По буддизму вместо души существует только могучий поток Сознания, который и принимает самые различные формы как живых существ, так и неживых предметов. Частички этого Сознания помещаются в смертную оболочку и находятся там до того времени, пока физически оболочка не придет в негодность.

Для кошек и других существ раем или адом является некое психологическое состояние, которое каждый сам для себя создает, выбирая свой жизненный путь. На вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, буддизм отвечает, что они перерождаются и попадают в один из миров — мир ада, животных, голодных духов, людей, низших божеств асуров, высших божеств дэва. А место их будущего воплощения тоже зависит от чистоты кармы.

В исламе

Куда уходят кошки после имеется своя интересная трактовка. В общем ислам очень лоялен к животным в целом и учит своих последователей справедливости, терпимости и милосердию по отношению к животному миру. Сама мире весьма почитаема, ведь сам великий пророк Мухаммед разрешал ей сидеть у него на коленях, когда читал свои проповеди, а также пил с ней воду из одной посуды и даже отрезал свой рукав, когда на нем заснула кошка — не желал ее тревожить.

Однако по Корану рай кошкам не положен, хоть у них имеется душа, ибо это божественная награда для мыслящих праведных людей, которые выбирают правильный жизненный путь. Поскольку у кошки выбора нет, она за свои поступки не отвечает и в прощении Аллаха не нуждается. Их душа смертна, и когда земной путь пройден, она обращается в прах вместе с телесной оболочкой.

Красивый миф

Существует красивый миф, который придется по душе владельцам кошек. Считается, что пришел он из Скандинавии, но точно этого никто не знает, хотя переводилась эта трогательная легенда на многие языки мира и пользовалась неизменным успехом. Любящие владельцы ушедших из этого мира дорогих им животных хотят верить в счастливую жизнь их питомцев в другой реальности, поэтому верят в нее свято и надеются на встречу со своим любимцем после своей смерти. Суть легенды состоит в следующем.

Если умирает животное, которое было очень любимым кем-то в земной жизни, оно перемещается на Мост Радуги. В этом волшебном месте прекрасные природные виды, бескрайние поля и луга, холмы и горы. Там кошки и иные животные резвятся на просторе, не имея проблем с пищей, водой, солнечным светом. Там им тепло и уютно. Больные и старые животные становятся молодыми и энергичными. Время для них не имеет значения, и они его не замечают, если здесь их помнят и продолжают любить. А однажды ваш любимец покинет своих товарищей, увидев на Мосту Радуги своего хозяина, и вы радостно встретитесь и наконец воссоединитесь, чтобы уже никогда не расставаться. Это очень утешает скорбящих владельцев умерших животных и дает им надежду на счастливую загробную встречу.

Есть ли душа у кошек и куда она девается после смерти? Мнения экстрасенсов

Сегодня все больше стали доверять людям с особенными возможностями — экстрасенсам, которые зачастую выступают связующей нитью между миром живых и мертвых. Уже мало кто сомневается в том, что эти люди наделены особыми знаниями и сверхвозможностями, поэтому к ним обращаются по разным темным вопросам, связанным с потусторонними силами. Можно по-разному относиться к словам экстрасенсов. Ведь очень часто нашей доверчивостью в таких щекотливых вопросах пользуются разные самозванцы и шарлатаны, но обязательно нужно учесть их мнение в выяснении ответа на вопрос, куда попадает душа кошки после смерти. Экстрасенсы считают, что кошка — это особенное животное, способное спокойно переходить из одного мира в другой.

Неслучайно в леденящих кровь историях о ведьмах и их перевоплощении в черных кошек веками передается информация от предков потомкам. И пусть эти истории значительно приукрашены рассказчиками, все же какое-то рациональное зерно в них имеется. Ясновидящие считают, что жизнь после физической смерти присуща не только человеческим существам, но и различным животным. Их мнение поможет нам лучше понять, куда попадают кошки после смерти. Экстрасенсы уверены, что эти удивительные животные, уходя из земной жизни, могут совершать обратные переходы в наш мир и помогать своим хозяевам либо преследовать их в зависимости от их отношения к кошке во время совместной жизни.

Ощущение кошек в момент перехода

Ясновидящие, общаясь с кошками, завершившими свой земной путь, описывают их ощущения в момент перехода. По их словам, это похоже на скатывание с крутой горки, и никаких неприятных ощущений в этот момент они не испытывали. Экстрасенсы уверяют, что смерть — это просто переход из одного измерения в другое, эти измерения существуют в основном параллельно, но иногда могут пересекаться, и тогда умершие души могут оказаться с нами рядом. Мы их, конечно же, не можем видеть, ибо наше зрение не приспособлено к тому, чтобы видеть энергетические тела, но их можно почувствовать, иногда даже погладить с полным ощущением реальности.

Если поверить в существование параллельных миров, становится понятно, куда уходят кошки после смерти. Экстрасенсы в этом не только уверены, но и советуют подготовить своих меньших братьев — домашних любимцев - к переходу из нашего измерения в соседствующее. Они утверждают, что кошки хорошо понимают человеческую речь, только ответить не умеют. Если ваш любимец оказался на пороге смерти, расскажите ему, что ждет его в параллельной жизни. О том, как ему там будет хорошо и весело, кого из ушедших родственников он там встретит и как радостна будет их встреча. Упомяните о том, что вы любите и будете помнить и что, когда пробьет ваш час, вы встретитесь в лучшей жизни. Им будет легче уходить, и это скрасит им ожидание встречи.

Мнение хозяев кошек о том, куда попадают их любимцы после смерти

Поскольку в человеке заложено стремление к вере в лучшее, заядлые кошатники, которые души не чают в своих питомцах, конечно же, склонны верить в жизнь после смерти и в возможность встретиться со своей кошечкой в другой, более совершенной жизни. Поскольку вразумительного ответа на вопросы о том, есть ли у кошек душа и куда она девается после их смерти, никто пока дать не смог, то мнение хозяев в этом вопросе перекликается с представлениями той религии, которую они исповедуют. В любом случае выбор остается за ними, но каждый из них убежден в том, что сможет еще погулять в райских садах со своим любимым котиком, иначе какой тогда смысл во всех наших земных привязанностях?

Заключение

Какой из вариантов принимать и верить ли на слово религиозным деятелям или экстрасенсам — решать каждому из нас самостоятельно. Но горечь утраты всегда легче переживать, когда уверен, что дорогое тебе существо не растворилось в глубинах вселенской энергетики, а осталось индивидуальностью, и если его даже нет здесь, то оно существует в другом мире, где вы рано или поздно встретитесь.

Это происходит в каждой семье, где есть домашнее животное – будь то собака, кошка, хомячок или волнистый попугайчик. Рано или поздно животное умирает. После чего вы с ужасом обнаруживаете, что велика Россия, а пристойно похоронить любимца негде.

Погиб кот – молодой, игривый палево-рыжий озорник. Смерть его была, увы, типичной: сорвался с балкона. Десятый этаж, без шансов – мгновенная смерть. Да, знаю, не надо было выпускать. Но в прошлое лето держать кота в раскаленной квартире было издевательством, да к тому же он, как нам казалось, довольно благоразумно держался подальше от опасных мест: не ходил ни по перилам, ни по балконному выступу. Увы, в этом году, видимо, благоразумие ему изменило. Горечь потери и чувство вины усугубила еще и проблема похорон.

Кот погиб, как мне объяснили потом знающие люди, крайне неудачно: поздним вечером в праздники. Я, памятуя о том, что в Москве несколько лет назад открылось первое в России , бросилась искать его адрес в Интернете. Нашла, звоню по телефону, который указан как круглосуточный. Увы...

Пока безуспешно ждала ответа на звонок, успела ознакомиться с расценками. М-да... Минимальная стоимость похорон для моего некрупного котика – при кремации в общей куче с развеиванием по ветру пепла неизвестного происхождения – 2,5 тыс. руб. вместе с транспортировкой трупа. Ехать за пеплом придется самим через всю Москву. Приличные похороны – с индивидуальной кремацией и захоронением в колумбарной ячейке – уже 8 тысяч. И еще каждый год за колумбарий надо платить по 3 тысячи. Опять же, если тело заберут за 1 тыс. руб., то за урной придется ехать самим.

Но кремируют-то на заводе "Эколог", что у меня как раз неподалеку. Так может сразу туда обратиться? Увы, сайта этого завода не обнаруживаю, найденный в Сети телефон не отвечает.

Зато за время интернет-поиска вываливается куча предложений похоронить домашнего любимца от частных компаний. Увы, большинство телефонов молчали – видимо, по праздникам животным умирать не положено. Наконец, отзывается один. "Да, мы сами приедем за телом и пепел потом вам привезем", – говорит мужчина на другом конце провода. Можно даже заказать видеосъемку кремации, говорит он – как гарантию того, что вам привезли прах действительно вашего любимца. Правда, я так и не поняла, как видеосъемка процесса кремации может гарантировать, что потом в урну не сыпанут пепла из общей кучи, но это, видимо, от волнения.

Однако сколько будет стоить процесс, мужчина говорить наотрез отказывается: "Все решается индивидуально". А на мои уверения, что кот у меня небольшой, килограмма на два – три (стоимость кремации зависит от веса животного), отвечает: "Знаем, какой небольшой – приезжаем, бывает, а там такая лошадь!" Впрочем, выясняется, что приехать сегодня все равно никто не сможет – праздник! "Пусть он у вас до завтра полежит, ничего с ним уже не случится", – неловко шутит мой собеседник. Но я так не думаю и продолжаю поиски.

За ту ночь и последующие дни я много чего узнала о похоронах домашних питомцев и кладбищах для них. Проще всего поступают китайцы – они безо всякого смущения выкидывают трупики своих хомячков, кошек и собак на помойку. Японцы своих домашних любимцев чтут и после их смерти. Американцы на смерти кошечек и собачек делают неплохой бизнес: по стране сотни кладбищ домашних животных, а похороны обходятся от $400 до $3 тысяч.

Россия ближе к Китаю, чем к Японии или США: кладбище домашних животных есть только в Москве. Единственное, за МКАД. Да и то, как я выяснила на собственном опыте, воспользоваться им во внеурочное время затруднительно. Цены на похороны кусаются – дороже всего выходит кремация, но некоторые частники умудряются заламывать несусветные цены и за "труповозку", и за урну, и даже за "выдачу пепла" – видела я и такую строку в прайсе...

В результате большинство наших граждан хоронят своих домашних любимцев в картонных коробках в близлежащей помойке. И это в лучшем случае. Гораздо хуже, когда сердобольные хозяева решают захоронить питомца в детской песочнице или под кустиком во дворе, где его потом откопают собаки и доедят крысы.

Почему так происходит? Почему мы не можем по-человечески расстаться с теми, кто отдал нам всю свою нечеловеческую любовь? Нет, я понимаю, тут для людей кладбищ не хватает и денег на похороны... Но мне почему-то кажется, что это взаимосвязанные вещи: как мы относимся к братьям нашим меньшим, так мы относимся и с себе.

А кота мы все-таки похоронили. Хотя и не без хлопот и нервотрепки. Надеюсь, он сейчас в своем кошачьем раю.


…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи . Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» ( гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, - внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, - сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать - обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, - животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» ().

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы . Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла - сама тварь освобождена будет… св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама ? Не ты один [человек], но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет , - говорит апостол, - от рабства тлению , то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше - растительная, затем - животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. "А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, - это по смерти"» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой "мировой собаки"».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, - Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Что еще почитать