Литература чтение как сделать утро волшебным рисунок. Как сделать утро волшебным

Урок литературного чтения 3 класс

Янчук Тамила Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Новоигирменская СОШ №2»

Тема. Анализ стихотворения О.О. Дриз «Как сделать утро волшебным»

Задачи. Метапредметные . Ознакомить учащихся со способами создания художественного образа(в данном случае весны); формировать умение извлекать из текста нужную информацию; развивать речь ребят через формирование умений выражать свои мысли и чувства.

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять интерес к природе, любовь к родным и близким; прививать умение использовать в своей речи волшебные слова.

Коммуникативные (К ): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные (Р ): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;

Оборудование: карточки, мультимедиа презентация, учебники; лепестки для самооценки; клей.

Ход урока.

I .Организационный момент.

1. Актуализация жизненных впечатлений. Создание положительной мотивации.
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.
- Особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный.
- Да, урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником! И сегодня наша мечта исполнится. Но для этого нам так необходима… волшебная палочка.. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Давайте этому учиться.

II . Актуализация знаний.

У. А как будете этому учиться?

С чего начнем? (с повторения)

Сейчас вы поработаете в группах и определите, к какому жанру относиться каждое из произведений? Возьмите свои волшебные палочки.

Фронтально

Карточки.
а)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.(загадка)
(Весна).

б) Жавороночек, Принеси ты нам: Весну красную, Красно солнышко… (закличка)


в) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)
г)
Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (народная песня)

д ) . (сказка)

е) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора…. (стихотворение Ф. Тютчева)

У. Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? (о весне),

Какие жанры мы вспомнили? (Устного народного творчества или фольклора)

У. А какое лишнее? (Стихотворение.) Почему? (Стихотворение имеет автора)

III . Подготовка к восприятию нового материала.

    У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Выберите один лепесток своего дивного цветка.

(Из цветной бумаги выбирают цвета и приклеивают на серединку)

У. Какие цвета вы выбрали? (Зеленый, голубой, оранжевый, желтый)

У . Можно сказать, что весна разноцветна?

У. А какого цвета больше? Как вы думаете? Давайте послушаем, как об этом думает поэт О. О. Дриз, на чьи стихи эта песенка.

2. Прослушивание песни «Зеленая карета» стихи О. Дриза. (Закрывая глазки)

У. О чем поется в песенке? На что похожа песня? (на колыбельную весне)

А просыпаясь, какие первые слова говорим?

Может ли быть утро волшебным? Часто поэты называют весну утром года. Почему?

Давайте вместе с еврейским поэтом Овсеем Овсеевичем Дриз узнаем «Как сделать утро волшебным»

    О писателе (рассказ учителя)

Овсей Дриз родился в 1908 году в небольшом местечке Красное, недалеко от Винницы. Отец паял и лудил котлы. Он скоро умер. И маленький Овсей, оставшись сиротой, должен был уже с двенадцати лет работать на крупорушке (крупорушка- машина для изготовления крупы из зерен- Ред.). Ему очень хотелось учиться, но не на что было: для учения в то время требовались деньги, и немалые. Все-таки Овсей поехал учиться в Киев. А чтобы не голодать, стал рабочим завода «Арсенал». Руки у него были точные, прилежные и жадные до мастерства. И они вскоре научились управляться и с рубанком или долотом столяра, и с резцом ваятеля. Юношу приняли в художественное училище, закончив которое, он поступил в Киевский художественный институт, решив стать скульптором. Но не глина, пластилин, мрамор и гранит интересовали молодого ваятеля. О н начал писать стихи. Дриз писал на родном ему еврейском языке. Незадолго до Великой Отечественной войны поэт начал готовить сборник своих детских стихов для перевода и издания на русском языке. Но тут он был призван в армию и стал пограничником, а вскоре, когда началась война, - фронтовиком. И книгу для детей пришлось отложить. О. Дриз вернулся из армии лишь в 1947 году. Он работал лепщиком, мраморщиком, и все свободное время отдавал стихам. Тяжелая болезнь сердца выбила из рук мраморщика его инструмент. Но поэт Дриз не выронил своего пера. И вот сейчас вы можете взбежать по строчкам его стихов в удивительный, светлый, ласковый и чистый мир...

IV . Исследование – анализ стихотворения О.О. Дриза «Как сделать утро волшебным»

1. Чтение стихотворения (учителем) Учебник с. 118.

Как же сделать утро волшебным?

Прочитайте самостоятельно. Какие строчки вы прочитаете тихо, почти не дыша? Какие – радостно выкрикнешь? Почему?

2. Анализ стихотворения

Прочитайте 1 строфу. Что предлагает поэт, чтобы рассвет стал волшебным?

Что подразумевает поэт, когда говорит «Охапка желтых лучей» Покажите мне, как вы понимаете слово «охапка».

2 строфа. Что потом добавляет поэт к желтым лучам? Прочитайте.

Прочитайте 3 строфу. Какую картину вы бы нарисовали к ней?

Почему Овсей Овсеевич решил всё это перемешать, закрыть глаза и не дышать?

В чем клянется поэт?

Прочитав стихотворение, что вы можете сказать о самом поэте?

Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия? А доброта?

V . Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

И вмиг в волшебников нас превратила.

3. Исследование текста. (звучит тихо музыка Антонио Вивальди) Работа в группах.

Группа 1. Проследи по тексту стихотворения, как утро постепенно становится разноцветным.

Группа 2. Проследите по тексту стихотворения, какие звуки можно услышать рано утром?

Группа 3. Проследите по тексту стихотворения, какие запахи можно почувствовать утром?

Группа 4. Найдите совет, какой дает нам поэт? Проверка.

Какие слова ещё хочется сказать своим близким?

(Приклейте новые лепестки к вашим цветкам)

3.Выразительное чтение стихотворения.

VI . Творческая работа. Составление синквейна.

    Мамочка. 2. Весна. 3. Доброта. 4. Утро

Например:

Мамочка.

Красивая, добрая

Заботится, любит

Мама очень умная

Любовь.

Мамочка

Нежная, ласковая

Помогает, гуляет, работает.

Вся семья любит маму

Любимица.

Весна.

Холодная, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года.
Лето.

Весна.
ранняя теплая
растет, цветет и пахнет
пробуждение от спячки
время года

Весна

Яркая и теплая

Украсила, пришла, растопила

Дарит людям надежду, мечту

Радость.

Доброта

Нежная, чуткая

Согревает, отдаёт, чувствует

Самое хорошее, что может быть у человека.

Чувство.

Утро

Раннее, теплое

Проснуться, улыбнуться, зарядиться

Доброе утро всем людям сказать

Здоровья им пожелать.

VII .Рефлексия.

    Опорные конструкции:

Вспоминая урок, я мысленно переношусь…

Я вижу…

Слышу…

Чувствую…

Сказочно красива…!

IX . Домашнее задание.

Создайте свой рецепт волшебного утра .

Приложение 1.

а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (……………………)

б) Жавороночек, Принеси ты нам: Весну красную, Красно солнышко… (……………………………..)


в) Весна красна цветами, а осень плодами. (………………………..)


г) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (…………………………..)

д ) Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители - звери, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое . (………………..)

е) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора… (………………………………)

Сделай или умри
Примеряться не надо
Напрягись и сотри
В порошок все преграды

Сделай или умри
Смерть твою не заметят
Не друзья, не враги
Коли жил в ленной сети

Сделай или умри
На погост объяснения
Умирай, но не ври!
Что терзали сомнения

Сделай или умри
И довольно на этом
Либо будь впереди
Либо слейся с приветом

Утром встал… Побрился…
Морозцом умылся…
Уши… Носик… Глазки…
Зубы… Ротик… Сказки…

Телевизор – включен
Эквалайзер – взбучен
Балансир – хромает…
Гимн уже играет…
_______
Борщ… Обедик – русский
Дух котлет – французский
Пирожок – с Китая
Глубоко вздыхает…

…вечное «Спасибо»?!
Вечер – хлебчик… Рыба
Где-то проплывает…
Гимн опять играет…

Волшебный корабль бороздит океаны,
И ветры качают его на волнах.
Он видел далекие дивные страны,
И солнце играло в его парусах.
Не тронут штурвал капитанской рукою,
И в камбузе кок не готовит обед,
Каюты пусты, и в зловещем покое
Последняя мышь догрызает билет.
Так есть, а когда-то в прошедшие годы
Был полон людей великан- галион,
Теперь рассекает он темные воды,
Один, словно призрак, в тумане густом.
Что было! Что было! Великая буря,
Укутала судно своей пеленой.
Могучая сила...


Отбросил свет на белый снег волшебный.
Волшебная немая ночь, в которой нет меня,
И сны волшебные, молящие свершений.

Уже не первый этот снег и тени,
Не первый он наполнен волшебством
Уже не первый вечер сказкой веет,
Не первый раз я эту сказку вижу за окном.

Волшебный свет от уличного фонаря
Так ровно лег на ледяную снега гладь,
И снег все падает, сугробы городя,
Немая ночь способна многое сказать.

Немая ночь способна тайну мне поведать...

«Утром - деньги, вечером - стулья» -
паритет сей жизни, его и цени,
Дело и слово - вместе бесценны,
без конкурентов, попробуй, купи…

Нет капитала, отвернулась удача,
почеши свой затылок и не грусти,
Сделай выводы, себе для начала и
не кого…, без себя, не вини…

«Вечером - деньги, утром - стулья» -
закономерно, что-то, у сего пути,
Где же взять Всё, что от жизни хочу я?!
Далеко не ходи…, у себя посмотри:

Сотвори своё чудо, утверди честно имя,
не уходя от ответа, к цели...

Утро - время настроенья, пробудиться не успел,
Чувствуешь уж дня давленье, неизбежность сотен дел.
Мыслей ворох наполняет полусонный разум мой,
Душ проблемы все смывает струей теплой и тугой..

Стройность мысли постепенно возвращается кo мне,
Кофе аромат волшебный разольет покой в душе..
Бритва уберет остатки всех следов былого дня,
И уж встретить без оглядки новый день решаюсь я....

Утро выглянет неслышно,
И, заглядывая в окна,
Снова пустит дождь на крышу,
Чтоб прохожие промокли.

И вставать как будто надо,
Заварить бы чай покрепче,
Но с твоим я встречусь взглядом,
Он губами мне прошепчет,

Что ты хочешь поцелуя,
Чтобы день начался сладко,
Отказать ведь не смогу я,
И проделать это кратко.

Вот меня обвили руки,
Нет желания проснуться.
Даже улиц слыша звуки,
Лишь заставит улыбнуться.

А в окно всё смотрит утро,
Только как оно далече!
Надо бы вставать...

Утром и вечером, - дома, на улице, в парке, -
Я наблюдал за работой весёлого парня.
Парень по городу шёл,
выставляя оконные рамы,
Людям, ему незнакомым,
счастливые слал телеграммы,
В парках сжигал прошлогодние жухлые листья,
Сыпал веснушки на юные девичьи лица.
Может, волшебником был,
может, просто хорошим был малым,
Только ему, чтоб ни сделал он,
всё было мало!
Парень раскрасил аллеи в зелёную краску.
Парень почистил Кремля золотистую каску.
Ну, а потом, растопивши последнюю...

Урок литературного чтения 2 класс

Тема: . О.О. Дриз «Как сделать утро волшебным»

    Цели: 1)предметно –образовательная: показать, как средствами разных видов искусства (музыки, литературы) создаются особенные образы весны; создать положительную мотивацию на уроке; обогатить словарный запас; выяснить, какие художественные приемы и художественные средства помогли автору создать приход весны.

    2) развивающая: формировать навыки поискового чтения, развивать умение анализировать, сравнивать, совершенствовать навыки выразительного чтения.

3) воспитывающая: воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе

Оборудование. Учебник Литературного чтения 2 класса 1 часть В.Ю.Свиридова.

Компьютер, раздаточный материал.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные (работа в парах и группах);

познавательные (применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; применять известные понятия к новому материалу, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, наблюдать, искать информацию, представлять найденную информацию);

личностные (положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий);

регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Ход урока

I Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Релаксация.
У.: Посмотрите в окно, как много света вокруг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Сегодня у нас необычный день и необычный урок, а вот в чем особенность урока нам сегодня предстоит узнать.

Выполните задание и попробуйте определить тему нашего урока чтения.

II Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Решите примеры и ответьте на вопрос.

Ф+Н+Е+Я-Н= ФЕЯ

С+К+У+А+З-У+К+А= СКАЗКА

Ч+У+Л+Д-Л+О= ЧУДО

У+М+Т+Р-М+О =УТРО

Кто определил тему нашего урока чтения? (Волшебство, которое будет происходить утром. )

Да, сегодня у нас урок необычный, волшебный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову «необычный» синонимы.

(Особенный, замечательный, чудесный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный. )

Урок мы попытаемся сделать сказочным, волшебным, но сначала прочитаем чистоговорку.

Речевая разминка (чистоговорка).

Ро-ро-ро- наступило утро.

Ет-ет-ет- встречаем мы рассвет.

Це-це-це-ярко светит солнце.

Ку-ку-ку- мы попали в сказку.

Во-во-во -нас встречает волшебство.

Хотели бы вы стать волшебником? Наверное, каждый человек мечтает хоть на минуту стать волшебником! И сегодня наша мечта исполнится. Но для этого нам так необходима… волшебная палочка .. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая волшебная настоящая палочка, способная творить чудеса. Давайте этому учиться.

II I . Актуализация знаний.

У.- А как будете этому учиться?

С чего начнем? (с повторения)

Сейчас вы поработаете в группах и определите, к какому жанру относится каждое из произведений? Возьмите свои волшебные палочки.

Карточки.
а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.(загадка)
(Весна).

б) Весна красна цветами, а осень плодами. (пословица)

в) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (народная песня)

г) Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители - звери, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое. (сказка)

д) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора….(стихотворение Ф. Тютчева)

У. Кто из вас, ребята, заметил, что объединяет все эти жанры? (весна),

IV Учебно-познавательная деятельность. Постановка задачи

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Овсея Овсеевича Дриза

«Как сделать утро волшебным»

Определим цели нашего урока. Для этого необходимо сопоставить карточки со словами.

Слайд (открывается по мере называния целей урока).

Познакомиться

с новым стихотворением

Развивать

речь, мышление, выразительное чтение

Воспитывать

в себе любовь к природе

Определить виды искусств

Нам сегодня предстоит познакомиться со стихотворением замечательного еврейского поэта Овсея Овсеевича Дриза «Как сделать утро волшебным»,

научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, и даже может быть извлечь какой-то урок, побываем в роли исследователей, исследуем образ, о котором мы узнаем в нашем произведении, но прежде чем познакомиться со стихотворение, хочу дать слово (Ф.И. ученику), который подготовила материал и желает рассказать о жизни поэта.

Сообщение ученика о жизни и творчестве Овсея Овсеевича Дриза

О писателе (рассказ ученика, презентация)

Овсей Дриз родился в 1908 году в небольшом местечке Красное, недалеко от Винницы. Отец паял и лудил котлы. Он скоро умер. И маленький Овсей, оставшись сиротой, должен был уже с двенадцати лет работать на крупорушке (крупорушка- машина для изготовления крупы из зерен- Ред.). Ему очень хотелось учиться, но не на что было: для учения в то время требовались деньги, и немалые. Все-таки Овсей поехал учиться в Киев. А чтобы не голодать, стал рабочим завода «Арсенал». Руки у него были точные, прилежные и жадные до мастерства. И они вскоре научились управляться и с рубанком или долотом столяра, и с резцом ваятеля. Юношу приняли в художественное училище, закончив которое, он поступил в Киевский художественный институт, решив стать скульптором.
Но не глина, пластилин, мрамор и гранит интересовали молодого ваятеля. Он начал писать стихи. Дриз писал на родном ему еврейском языке.
Незадолго до Великой Отечественной войны поэт начал готовить сборник своих детских стихов для перевода и издания на русском языке. Но тут он был призван в армию и стал пограничником, а вскоре, когда началась война, - фронтовиком. И книгу для детей пришлось отложить.
О. Дриз вернулся из армии лишь в 1947 году. Он работал лепщиком, мраморщиком, и все свободное время отдавал стихам.
Тяжелая болезнь сердца выбила из рук мраморщика его инструмент. Но поэт Дриз не выронил своего пера. И вот сейчас вы можете взбежать по строчкам его стихов в удивительный, светлый, ласковый и чистый мир...

Чтение стихотворения учителем.

V . Подготовка к восприятию нового материала.

    У. Попробуйте передать свое настроение при помощи цвета. Определите по цвету вашего шарика весеннее изменение в природе, с чем пришла ваша весна?(Желтый –солнце, зеленый-трава, синий-ручьи, красный- цветы)

У . Можно сказать, что весна разноцветна?

Физминутка

От сосулек звон, звон (хлопаем в ладоши)

Просыпайся клён, клён (машем вверх-вниз ладошками)

Растопился снег, снег (трём ладошка об ладошку)

Ручейки в бег, бег (руками показываем волну)

Гром шагает топ, топ (топаем ногами )

Почки слышно хлоп, хлоп (хлопаем в ладоши)

У. А какого цвета больше? Как вы думаете? Давайте послушаем, как об этом думает поэт О. О. Дриз, из песенки «Зеленая карета»

2. Прослушивание песни стихи О. Дриза. (Закрывая глазки)

У. О чем поется в песенке? На что похожа песня? (на колыбельную весне)

А просыпаясь, какие первые слова говорим?

Может ли быть утро волшебным? Часто поэты называют весну утром года. Почему?

Давайте вместе с еврейским поэтом Овсеем Овсеевичем Дриз узнаем «Как сделать утро волшебным»

VI . Исследование – анализ стихотворения О.О. Дриза «Как сделать утро волшебным»

У.: Все-таки, какая же цель нашего урока?(Научиться выразительно читать, понять смысл этого произведения, побывать в роли исследователей, исследовать образ, о котором мы узнаем в нашем произведении)

1. Анализ стихотворения

Какую работу нам нужно в первую очередь проделать, чтобы научиться выразительно читать?

(Нужно научиться определять настроение стихотворения.)

Что значит определить настроение стихотворения?

Памятка .

1. Прочитайте строфу

2. Подчеркните слова настроения.

3. Определите настроение, тон, темп строфы.

А) Прочитайте 1 строфу.

Что предлагает поэт, чтобы рассвет стал волшебным?

Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет ,
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих
Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.

Что подразумевает поэт, когда говорит «Охапка желтых лучей»

Покажите мне, как вы понимаете слово «охапка».

«Охапка» - ноша, заключающая в себе такое количество чего-нибудь, которое можно унести, обхватив руками

Б ) Прочитайте 2 строфу.

Что потом добавляет поэт к желтым лучам? Прочитайте .

И добавить к сияющим
Жёлтым лучам

Охапку зелёных веток,
Краешек неба,

Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок
.

в) Прочитайте 3 строфу.

Какую картину вы бы нарисовали к ней?

И добавить немного
Тёплого ветра,
Запах ландыша,
Звон травы
,
И потом ладошкой
Плеснуть
на это
Совсем немножко
Речной синевы.

г) Прочитайте 4 строфу.
И всё это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза
И почти
Не дышать!
Почему Овсей Овсеевич решил всё это перемешать, закрыть глаза и не дышать?

Д) Прочитайте 5 строфу.

В чем клянется поэт?
Клянусь , это будет
Волшебным рассветом,
Если никто не забудет
При этом
Крикнуть маме:
-Доброе утро!

Мы определили настроения стихотворения?

(Сначала спокойно, затем радостно)

Теперь мы готовы к выразительному чтению стихотворения?

2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Как вы думаете, Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия? А доброта?

3. Исследование текста. (звучит тихо музыка Антонио Вивальди) Работа в группах.

Группа 1 . Проследи по тексту стихотворения, как утро постепенно становится разноцветным.

Группа 2. Проследите по тексту стихотворения, какие звуки можно услышать рано утром?

Группа 3 . Проследите по тексту стихотворения, какие запахи можно почувствовать утром?

Группа 4 . Найдите совет, какой дает нам поэт?

Цвет

Желтый, зеленый, синий,

Звуки

Пенье ручья, птиц, звон травы,

Запахи

Запах ландыша.

Совет

Сказать маме: «Доброе утро!»

Какие слова ещё хочется сказать своим близким?

VI I . Творческая работа. Составление синквейна.

Мамочка.

Красивая, добрая

Заботится, любит

Мама очень умная

Весна.
ранняя теплая
растет, цветет и пахнет
пробуждение от спячки
время года

Украсила, пришла, растопила

Дарит людям надежду, мечту,

Учитель

Нежная, чуткая.

Учит новому, отдаёт свою любовь, переживает за своих учеников, добрая,

Утро

Раннее, теплое

Проснуться, улыбнуться, зарядиться

Доброе утро всем людям сказать

Здоровья им пожелать.

Чтение стихотворения учеником.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

Исполнение песни «Как сделать утро волшебным » на стихи О. Дриза ученицей класса.

VIII . Итог урока.

Понравилось ли вам это стихотворение?

Вспомните, какие выразительные средства языка использует автор в стихотворении?

У.: У каждого вида искусства свои средства. В литературе – слово, музыке – звуки, а живописи – краски, цвет. Каждый автор использует свои средства, чтобы получить тот или иной образ и передать нам разное настроение .

Так какой же образ в стихотворении Овсея Дриза (ПЕЙЗАЖ Волшебного весеннего утра.)

Итак, в чем заключалась особенность нашего урока литературного чтения. (Каждый человек может сделать утро волшебным, сотворить чудо, может быть волшебником, главное использовать фантазию и доброту.)

IX Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Вспоминая урок, я мысленно переношусь…

Чувствую…

Сказочно красива…

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал (а) на уроке…

Мне понравилось…

Меня удивило…

Я понял (а), что…

У меня получилось….

Урок дал мне для жизни….

Мне захотелось…

X Домашнее задание.

2) Создайте свой рецепт волшебного утра.

3) Прослушать муз. произведение П.И. Чайковского « Времена года».

Приложение 1.

а) Она приходит с ласкою
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (……………………)

б) Весна красна цветами, а осень плодами. (………………………..)

в) Мы весняночку поем,

Весну красную зовем.

Ласточка, ласточка!

Милая касаточка!

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну (…………………………..)

г) Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители - звери, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое. (………………..)

д) Зима не даром злится
Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора… (………………………………)

Тема: О.Дриз «Как сделать утро волшебным».

Тип урока: комбинированный с элементами урока-исследования(урока творчества).

Цели педагога: организовать работу учащихся по анализу стихотворных и музыкальных произведений, восприятию выраженных в них чувств, обогащению словарного запаса, совершенствованию навыков выразительного чтения, воспитанию любви к родной природе, уважительного отношения к окружающим людям,умению правильно организовать своё утро, развитию исследовательских навыков.

Цели для учащихся: анализировать стихотворные и музыкальные произведения, воспринимать выраженные в них чувства, закреплять навыки выразительного чтения, учиться умению правильно организовать своё утро, развивать исследовательские навыки.

Личностные УУД: формирование положительного отношения к учебно-познавательной деятельности, развитие познавательной активности, самостоятельности,творчества.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной речи, развивать операции наблюдения, сравнения, анализа, исследовательские навыки, творческие возможности.

Коммуникативные УУД: воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, развивать умение вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Планируемые результаты: учащиеся закрепят умение анализировать стихотворные и музыкальные произведения, закрепят навыки выразительного чтения и исследовательские навыки, научатся правильно организовывать своё утро.

Оборудование: выставка детских рисунков, презентация «Как сделать утро волшебным», учебники, тетради на печатной основе,карточки с заданием для составления синквейна.

Ход урока:

1.Организационный момент . (Положительная мотивация.)

1) Приветствие гостей.

2)Пусть будет день полезным

И очень интересным.

Пусть утренняя свежесть

Вам всем подарит нежность.

Пусть солнце светит ярко,

Но вам не будет жарко.

Ему вы улыбнитесь

И за дела беритесь…

Доброго утра,

Счастливого дня! Начинаем наш урок.

    Самоопределение к деятельности.

Давайте вспомним,

с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Понравилось вам это стихотворение?

Каким секретом поделился с нами Овсей Дриз? СЛАЙД 1.

Какое домашнее задание вы приготовили?

(Выучили стихотворение наизусть,поработали над выразительностью чтения,нарисовали рисунки к стихотворению, попытались создать свои рецепты волшебного утра.)

Нужны нам эти рецепты?Для чего?

Для чего нам нужно делать наше утро волшебным (добрым,радостным,счастливым,удивительным)?

-Кто из вас каждый день просыпается утром быстро,легко,с хорошим настроением

(особенно осенью,зимой,когда за окном темно)?

(Часто бывает так,что нам утром не хочется вставать.)

Если вы встали с тяжёлым,мрачным настроением,это хорошо?Почему?

(Можно поссориться с другом,не справиться с заданием на уроке,испытывать затруднения весь день.)

Если ваше утро будет скучным,унылым,вряд ли будет удачным день...

Это хорошо?

А можем мы попытаться исправить это,

сделать наше утро добрым и радостным,чтобы день наш был удачным и счастливым?

-Попытаемся все вместе решить эту проблему.

Сегодня на уроке мы продолжим создание своих рецептов волшебного утра.

Каждый из вас попытается выбрать для себя подходящий рецепт волшебного утра.

А поможет нам в этом продолжение работы над стихотворением Овсея Дриза «Как сделать утро волшебным», прослушивание музыки,выступления ребят,которые получили дополнительные задания.

Давайте постараемся,чтобы урок наш получился интересным.

Сейчас мы все вместе прочтём эпиграф.(Высказывание,которое отражает тему, главную мысль урока.)

Подумаем,подходит ли он к нашему уроку?

(Прочитываем хором)

СЛАЙД 2.

Эпиграф : Как хорошо проснуться на рассвете,

Глядеть на мир,за птицами следить…

И знать,что выше счастья жить на свете

На свете ничего не может быть!

Подходит к уроку?Почему?( Тема-волшебное утро.Автор проснулся на рассвете,счастливыми глазами смотрит на мир,на природу.Он счастлив.Он знает секрет волшебного утра.)

3 .Работа по теме урока.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1слайд. Как сделать утро волшебным?

2 слайд. Эпиграф.

3 слайд. . Поэт Овсей Овсеевич Дриз знает секрет,как сделать

утро волшебным.

(Дополнительное сообщение о поэте.)

Если посмотреть на фотографию Овсея Овсеевича Дриза,то мы увидим пожилого человека с привлекательным лицом и шапкой седых волос. Но его хитрый взгляд говорит,что здесь что-то не так.И в самом деле,когда вы начинаете читать стихи Овсея Дриза,происходит самое настоящее волшебство. «Дедушка» куда-то исчезает,а вместо него перед вами оказывается мальчишка,этакий Энык-Бенык,любимый его герой,лукавый,сообразительный,любопытный.

Мир вокруг него чудесный,у него чудесная мама,чудесные друзья,с ним происходят чудесные истории.Это чудесный мир детства!

Светлый,ласковый,чистый,удивительный мир!

Друзья поэта даже пытались расшифровывать его фамилию,например,так:ДРИЗ-это детство,радость и здоровье.

Фамилия поэта- Дриз-звучит как пение птиц!А имя Овсей напоминает овсяное семечко,проросшее из земли.

Овсей Дриз приходит к нам в детстве с песенкой о «Зелёной карете».

Многие поют эту песенку,но не все знают,кто её написал.

Дриз любил весну,когда всё оживает,любил деревья-зелёные,красивые,крепкие.

Вот такой Овсей Дриз необычный поэт!И,наверное,не случайно именно этот поэт знает секрет,как сделать утро волшебным!)

4 слайд. Обложки книг.(Прослушивание отрывка из песни «Зелёная карета»)

(На следующем уроке-посмотрим мультфильм.)

5 ,6 слайд. Страницы из книг О.Дриза,песня Андрея Минкова.(Посвятил маме).

7- 22 слайд. Стихотворение «Как сделать утро волшебным».(Выразительное чтение хором.)

Что помогает О.Дризу сделать утро волшебным?(Красота природы,любовь к маме.)

Кто приходит к вам на помощь,если вы встали в плохом настроении и никак не можете с этим справиться?

Вот какой разговор мам мы услышали.(Инсценирование)

1)«Моя Леночка очень любит,когда я ей читаю.Чтение на ночь –наша давняя традиция.

Но с некоторых пор мы читаем и по утрам. «Общение» с любимыми героями заряжает дочь хорошим настроением.

2)«Я очень люблю устраивать своему Вове настоящие сюрпризы.Я кладу записки и открытки в школьный ранец,оставляю их около кровати,чтобы он обнаружил их утром.Сыну это очень нравится.На крыльях бумажного самолётика он написал «Мама,я тебя люблю!Ты лучше всех!»

3)«Я стараюсь приготовить на завтрак своей дочке что-нибудь вкусное,необычное.Пишу записочки от имени блюд:

«Съешь меня!», «Я на свете всех вкуснее!»

4)А я прихожу будить свою дочку в хорошем настроении,не кричу «Быстро вставай-опоздаешь!»Не стаскиваю с неё одеяло,а ласково целую её и улыбаюсь.»

Кто так заботится о детях?

Мама старается поднять вам настроение.

Ваши мамы-настоящие волшебницы,они так хотят увидеть ваши счастливые глаза.

Вот какие волшебные секреты есть у любящих своих детей мам.

*Давайте подумаем,какой рецепт волшебного утра хочет предложить нам Хомяков Максим?(Исполняет музыкальное произведение на флейте.Шеферд «Одинокий пастух»)

(Послушать любимую музыку)

Какое настроение выражает эта музыка?

Что себе представили?

Волшебные образы создают не только поэты в стихотворных произведениях, но и

композиторы в музыкальных произведениях.

Слайд 23-30. Рецепты волшебного утра

* Чтобы утро действительно стало волшебным,его,безусловно надо готовить с вечера.По-другому-никак! Ложитесь спать в хорошем настроении,помечтайте перед сном о чём-то приятном.

Высыпайтесь хорошенько,

И вставайте с лёгкостью!

Всем желаю настроенья

И удачи с бодростью!

*Уберите будильник с противным писком и настройте на телефоне будильник с любимой и позитивной мелодией,и вы будете просыпаться с улыбкой.

*Откройте глаза и улыбнитесь!Себе,людям,миру!

*Встань перед окошком и протяни руки к солнцу,наполнись его энергией.

*Сделайте зарядку!(Физические упражнения поднимают настроение.)

*Побалуйте себя ароматным кофе(чаем,соком) и вкусным завтраком!

множество способов,как сделать утро добрым,волшебным!

Попробуйте выполнять эти несложные советы,откройте свой секрет волшебного утра.

Главное в этом ощущение радости,счастья,жизнелюбия,желание творить,улучшать себя и свой мир!

* Доброго вам утра и прекрасного дня!

4.Физминутка под песню «Рождается новый день.» Слайд 31

5. Закрепление

(Выразительное чтение стихотворения,обсуждение рисунков,ответы на вопросы,оценивание детьми)

1) Каким постепенно становится утро?

(Утро постепенно становится разноцветным, звонким,ярким,радостным,солнечным,сияющим,счастливым,волшебным.)

(Автор любуется и восхищается красотой природы,весеннего утра,делится своей радостью с самым дорогим и близким человеком-своей мамой.Читатели тоже любуются природой и радуются вместе с автором)

3) Какие ещё слова хочется сказать маме?

(Пожелать счастливого,доброго дня,рассказать о своей любви к ней,поцеловать.)

4) Кому ещё скажете: «Доброе утро»? Важно быть вежливым,доброжелательным,приветливым?

5) Каков секрет Дриза?

Норвежский композитор Э.Григ тоже знает секрет волшебного утра.

Слайд 32 Э.ГРИГ «Утро» (просмотр клипа)(Пробуждение и красота весенней природы)

Какое настроение вызывает?

6. Рефлексия.(Выражаем свои впечатления)

Работа в группах (Синквейн –утро,весна,ветер,солнце,мама,дети)

(Даются карточки с заданием)

7.Итог

Какие секреты мы сегодня с вами раскрывали на уроке?

Удалось нам их раскрыть?

Слайд 34

Слайд 35 «Молодцы!»

8.Домашнее задание

Тетрадь на печатной основе(с.17-19)

Работа 1.(Творческая)

«Учимся понимать стихи.»

С добрым утром, Дорогие Друзья!

Весеннее утро… Что может быть лучше!

Всех вас с новым днём!!! День – это маленькая жизнь!!!

Как ты встретишь утро – так его и проведёшь.

Ведь утро – это самое лучшее время для материализации наших чистых и светлых мыслей, для реализации наших красивых намерений, для воплощения нашей Прекрасной Мечты.

Для меня утро начинается с моих любимых энергетических упражнений.

Для меня каждое утро – ВОЛШЕБНОЕ!!! Ведь я заряжаю себя на весь день, на всю эту маленькую жизнь отличным настроением и радостью бытии!!!

РЕЦЕПТ «ВОЛШЕБНОГО УТРА»

Встань пораньше. Потянись, улыбнись солнышку или дождику…

Улыбнись себе, любимому… Улыбнись миру, людям…

Встань перед окошком. Протяни руки навстречу солнцу. Даже если оно сегодня спряталось за облаками – оно там, есть! Наполни себя потоком солнечных лучей. Захвати руками энергию солнца и погрузи её в своё сердце. Сделай так несколько раз.

Вдыхай э энергию солнца, улыбайся солнцу. Почувствуй, как солнце заполняет всё твоё естество. Ты можешь мысленно сказать солнышку что-то хорошее. Поблагодарить его за то, что оно есть, радует нас, даёт нам жизнь.

Способов, как сделать утро волшебным – множество. Главное – найти свой, тот, который вызывает в вашей душе настоящую, чистую, детскую радость. Кто-то обливается холодной водой, кто-то купается в росе, кто-то поёт песни, кто-то молится, кто-то медитирует, кто-то танцует, кто-то делает зарядку на свежем воздухе или бегает, кто-то делает дыхательные упражнения, кто-то рассказывает утренние стихи. Главное – ощущения: радость, счастье, жизнелюбие, желание творить, созидать, улучшать себя и свой мир. Если такие ощущения есть, значит, вы открыли секрет СВОЕГО волшебного утра. УРА!!!

Я лично делаю по утрам Цигун – 12 жемчужин долголетия. Это переработанная мной под себя практика Цигун, которой меня научил Сью Минтан «Чжун юань Цигун».

А после своей энергетической практики я обращаюсь к миру к солнцу к людям со словами:

  • Я – прекрасная частица Вселенной!
  • Вселенная, Солнце, Небо дарят мне свою энергию.
  • Я с благодарностью принимаю этот дар.
  • Я принимаю все сущее. Я принимаю весь этот чудесный мир.
  • Я принимаю жизнь, со всеми её проявлениями.
  • Я благодарю Солнце, Небо, Вселенную, Землю, Жизнь за их любовь, за энергию, которую они дарят мне.
  • Я наполняюсь этой энергией.
  • Она поступает в мою Коронную чакру, в мою Сердечную чакру.
  • Эта энергия очищает меня, исцеляет.
  • Мне легко дышится, я улыбаюсь миру.
  • Именно сегодня я радуюсь жизни!
  • Солнце, здравствуй! Я рад тебе!
  • Вселенная, Пространство, здравствуйте! Я с Вами!
  • Радость жизни наполняет меня.
  • Именно сегодня с благодарностью принимаю всё.
  • Именно сегодня я радуюсь жизни.
  • Я люблю этот прекрасный мир и себя в нем.

Наталья Остапенко

Что еще почитать