Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе. Фронтальное логопедическое занятие. Тема: "Весна. Признаки весны" Занятие в логопедической группе весна

Елена Топоркова
Логопедическое занятие «Весна» в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Радуга»

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Учитель-логопед

МБДОУ №5 «Радуга»

Топоркова Е. В

Тема : «Весна »

Цели : 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Весна »

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

3. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по карточкам)

4. Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных, выделение начальных звуков в словах).

5. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

6. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

7. Вырабатывать диафрагментальный тип дыхания с элементами релаксации.

8. Развивать общую моторику.

9. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование : Коврограф, картинки с изображениями примет весны , игра «Времена года» (Агранович З. Е.) 5листов бумаги для проведения игры «Назови ласково» 3 круга (красный, синий, зелёный, буквы, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети входят под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня» и проходят к своим местам.

Логопед : - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети : - Здравствуйте!

Логопед : - Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Музыка продолжает звучать.

Логопед : - Ребята отгадайте загадку :

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором) : - Это весна !

Логопед : - Правильно, это весна . И мы сейчас с вами вспомним приметы весны .

Составление предложений о весне по картинкам .

На столе пред детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к коврографу, прикрепляют на него свою картинку и рассказывают о той примете весны , которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной » (например, «Весной солнце светит ярко » «Весной появляются первые цветы» , «Весной с юга прилетают первые птицы» , «Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)

Игра «Раздели слова на слоги»

Логопед : - Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети : - Слоги!

Логопед : - Правильно, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги» . Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём . Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

(слова : Капель, весна , ледоход, оттепель, подснежник).

Игра с мячом.

Логопед : - Ребята встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но вставьте нужную форму слова «весенний» .

Например : день – весенний день; погода – весенняя погода; солнце – весеннее солнце.

(слова : настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.)

Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.

Есть у нас игра такая,

Очень лёгкая, простая

Замедляется движение,

Исчезает напряжение.

И становится понятно :

Расслабление – приятно.

Логопед : - Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. (дети выполняют движения) . Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глаза, опустим руки, встряхнём ими. (дети открывают глаза и выполняют движения) . Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встанем и потянемся (дети потягиваются) . Опустите руки, сядьте. Молодцы!

Игра с элементами рисования. «Назови ласково»

Логопед : - Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок, я опишу, что на нём изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера. (например : нарисован ручей. Ребёнок говорит : ручеёк – и рисует его). (слова : солнце, облако, дерево и др.) .

Игра «Назовите первый звук в слове»

На столе перед детьми разложены круги красного, синего и зелёного цвета.

Логопед : - Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны будете произносить первый звук в нём, определить, какой он : гласный, согласный, мягкий, и поднять соответствующий звуку кружок. Давайте вспомним, какие звуки мы обозначаем красным кружком?

Дети : - Гласные звуки.

Логопед : - Синим кружком?

Дети : - Согласные твёрдые звуки.

Логопед : - Зелёным кружком?

Дети : - Согласные мягкие звуки.

Логопед : - А как определим глухой звук или звонкий?

Дети : - Мы прикладываем руку к горлышку и, если горлышко «звенит» то звук звонкий. Если горлышко «не звенит» , то глухой.

Дети по очереди подходят к столу и выполняют задание.

(слова : капель, бабочка, солнце, оттепель, подснежник.)

Подвижная игра с речевым сопровождением «Собирайся, детвора»

Логопед : - Молодцы! А теперь давайте с вами немного отдохнём. (дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Логопед выполняет упражнения вместе с детьми.)

Логопед : Собирайся, детвора!

Весна зовёт : «Гулять пора!» (хлопают в ладоши)

Будем по лесу гулять, (шагают на месте)

Свежим воздухом дышать. (останавливаются, поднимают руки

вверх, разводят их в стороны; делают вдох через нос, опускают

руки, выдыхают воздух через рот)

На носочках по тропинке

Друг за другом мы пойдём. (поворачиваются вправо и идут

друг за другом на носочках, держа руки на поясе)

В маленькие лужицы

Не наступим, обойдём. (идут друг за другом, высоко поднимая

колени и держа руки за спиной)

Встали ёлки на пути

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно :

О ветки уколоться можно. (идут змейкой друг за другом)

Вот сороки прилетели.

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки – белобоки :

-Весна идёт ! Идёт весна ! (бегут по кругу на носочках, плавно

взмахивая руками вверх – вниз)

За весною вслед пойдём ,

Хоровод мы заведём, (идут по кругу, взявшись за руки)

Будем петь и танцевать –

Весну – веснушку встречать ! (останавливаются, поднимают

руки вверх, выполняют поклон)

Игра «Что перепутал художник?»

(Дети садятся. Перед ними находится коврограф, на котором закреплены плоские изображения, составляющие картину.)

Логопед : - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна . Только всё ли правильно изобразил художник?

Дети : - (Исправляют ошибки художника) .

- Весной дети не катаются на санках.

- Весной нет листопада .

- Весной медведь не спит в берлоге.

- Весной дети не купаются в речке.

Логопед : - Теперь на нашей картинке настоящая весна . Молодцы!

Окончание занятия .

Логопед : - А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии ?

Дети : - Говорили о приметах весны .

Делили слова на слоги.

Играли с мячом.

Играли в игру «Назови ласково»

Учились правильно дышать.

Исправляли ошибки художника.

Логопед : - Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. И поэтому, весна приготовила вам подарки. (Логопед раздаёт подарки ) .

Занятие окончено .

Жидкова Любовь Викторовна, учитель-логопед КГБОУ ШИ №12

Конспект логопедического занятия 2 класс

Тема: «Весна»

Цель:

    уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;

    расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

    закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.

    развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развивающие задачи:

    совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

    воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх.Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки.разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны.Дети их раскрашивают).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы).

Для детей второй младшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия № 1 по теме «Весна»

Цель: познакомить детей с признаками весны.

Задачи:

1. Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
2. Развиваем умение детей работать с большой сюжетной картиной.
3. Закрепляем умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.
4. Развиваем ручной праксис детей.

Оборудование: демонстрационный материал: серия сюжетных картин о весне, сюжетная картина «Весна», изображение Незнайки, листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Раздаточный материал: листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Д/и «Что за окном?»: педагог просит детей подойти к окну и посмотреть внимательно в него. Затем взрослый спрашивает: «Солнце светит? (Да). Снег тает? (Да). Птички прилетели? (Да).»

II. Работа по теме занятия.

1. Беседа о весне.

Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришел Незнайка, который просит рассказать ему о весне.
- Незнайка, - говорит педагог, мы с ребятами недавно проводили зиму, а теперь наступила весна. Зимой было очень холодно, повсюду лежал снег, на реках-лёд. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять, побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листочки и цветочки!

Педагог демонстрирует детям первую картинку-солнышко светит ярко, и говорит: «Пришла весна-красна, солнышко привела. Солнышко светит, лучиками всех ласкает.

Лучик солнца улыбнулся, Солнце, солнце, поскорей
Лучик нас с тобой коснулся. Землю и людей согрей!
Сначала лучики были маленькие, лучики-малыши, потом лучики подросли.
Стало солнце пригревать — Снег ручьями стал стекать».
Педагог демонстрирует картинки: снег тает, бегут ручьи.

3 картинка-дети пускают кораблики: «Как много воды! — сказали лучики,— Кому нужна эта вода?" — «Нам, нам!" — закричали дети и стали пускать в ручейке кораблики. Поплыли кораблики!»

4 картинка-распускаются листочки: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!" — закачали ветками деревья.— Тогда появятся на нас зеленые листочки!"».

5 картинка-первые вессение цветы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!" — закричали первые вессение цветочки. -Тогда мы распустимся и будем радовать всех людей!».

6 картинка-прилетели птицы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам, нам!» — закричали птички. Они напились воды из лужицы и искупались в ней».

2. Рассказ о весне с опорой на картинки.

Логопед рассказывает детям о весне, опираясь на картинки: 1.Весной солнце светит ярко. 2.Весной снег тает. 3.Весной бегут ручьи и можно пускать кораблики. 4.Весной на деревьях появляются листочки. 5.Весной появляются первые весенние цветы. 6.Весной прилетают птицы.

III. Физкультминутка.
«Краски весны»
Снова нет ручьям покоя -
День и ночь журчат в кустах.
(бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают - встают)
И на все цветы вокруг.
(«цветок» над головой)


Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
Д/и «Покажи, где…»: педагог по очереди просит детей показать какое-нибудь явление весны на серии сюжетных картинок, а затем на одной большой сюжетной картине, мотивируя их на употребление в своей речи слова «вот».

2. Развитие ручного праксиса.

Педагог раздает детям листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги, и просит их нарисовать лучики к солнышку и капельки к сосулькам. Затем дети объясняют, почему у солнышка появились красивые длинные лучики, а у сосульки-капельки.

Конспект занятия №2 по теме «Весна».

Цель: продолжать знакомить детей с признаками весны.

Задачи:
1. Продолжать учить детей договаривать слова по картинкам.


Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, сюжетная картина «Весна».
раздаточный материал: цветные карандаши.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Игра на закрепление знаний основных цветов «Сядет тот, у кого в руках красный карандаш».

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Договори-ка»: педагог, рассказывая о весенних признаках по картинкам, мотивирует детей на договаривание предложений:

  1. Весной солнце светит…ярко. 2.Весной снег…тает. 3.Весной бегут…ручьи и можно пускать…кораблики. 4.Весной на деревьях появляются…листочки. 5.Весной появляются первые весенние...цветы. 6.Весной прилетают…птицы.
  2. Игра на развитие словесно-логического мышления «Так бывает весной?»: педагог демонстрирует детям картинки с изображением различных времен года и задает вопросы: «Кто нарисован на картинке? Что делают/ет? Так бывает весной? Почему?»

III. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Расширение глагольного словаря детей.








2. Работа с сюжетной картиной «Кто что делает?»

Конспект занятия №3 по теме «Весна»

Цель: обогащать представления детей о весне.

Задачи:
1. Формировать предпосылки к связной речи.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Закреплять знание основных цветов.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, бумажные куклы и одежда для разных времен года.
раздаточный материал: индивидуальные листы для выполнения задания «Чей кораблик?», цветные карандаши.

Ход занятия

I. Орг.момент.
Игра на развитие слухового внимания «Сядет тот, чье имя я назову».

II. Работа по теме занятия.
1. Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
- Что делает солнце весной? (Ярко светит).
- Что делает снег весной? (Тает).
- Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
- Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
- Что появляется на земле весной? (Цветы).
- Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
- Какое это время года? (Весна).
2. Формирование предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3.Игра на развитие словесно-логического мышления детей «Можно ли так пойти гулять весной?»: педагог показывает детям бумажных кукол с различной одеждой и спрашивает их: «Можно ли так пойти гулять весной? Почему?».

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Чей кораблик»: педагог раздает детям индивидуальные листы, в которых необходимо провести дорожку от каждого ребёнка (дети одеты в одежду разных цветов: красную, синюю, зеленую, желтую) до кораблика с парусом нужного цвета.



Конспект занятия №4 по теме «Весна»

Задачи:

2. Развивать предпосылки к связной речи.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, картинки для игры «Что изменилось?»

Ход занятия

I. Орг. момент.
Д/и «Сядет тот, кто скажет, как его зовут?»

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Да-нет-ка»:
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2. Развитие предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3. Игра на установление простейших причинно-следственных связей «Это весна?»: педагог раздает детям картинки с изображением различных времен года, ребята должны ответить весна на картинке или нет и объяснить почему.

III. Физкультминутка.
Игра «Рисуем и рассказываем».
Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками и
рассказать о ней.
Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
И расцвел подснежник На виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Что изменилось?»: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и сравнить их. Логопед говорит ребятам о том, что он будет им помогать: «Я начну, а вы закончите фразу: «На верхней картинке идет снег, на нижней — ... (небо голубое, ясное). На верхней картинке кругом лежит снег, много сугробов, стоит снеговик; на нижней картинке... (снег тает, бегут ручьи, растут цветочки). На верхней картинке деревья голые, на нижней картинке... (на деревьях появились листья). На верхней картинке птиц мало, им холодно, они нахохлились, на нижней... (птиц много, они вьют гнезда). На верхней картинке нарисована зима, а на нижней — ... (весна)».

Конспект занятия №5 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Упражнять детей в умении разгадывать загадки.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, изображение Незнайки, картина к игре «Угадай, где ошибка?», сюжетные картинки к игре «Сравни».

Ход занятия

I. Орг.момент.
Д/и «Хлопни, как я!»

II. Работа по теме занятия.
1.Загадки о весне и весенних явлениях.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла... (Весна)

За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)

Весною стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы)

Парк как будто весь покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось.
И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Этот домик - из фанерки,
У него насест и дверки.
Птичек ждет удобный дом,
Им уютно будет в нем. (Скворечник)

2. Д/и «Угадай, где ошибка?»: педагог сообщает детям о том, что Незнайка нарисовал картину, которая называется «Весна», но допустил много ошибок, детям необходимо их исправить.

III.Физкультминутка.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Сравни»: педагог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки с изображением весны и зимы. Логопед начинает фразу, а ребята её заканчивают: «На этой картинке ребята…лепят снеговика, а здесь дети…собирают цветы. На этой картинке дети… катаются по льду, а здесь…лед тает, плывут льдинки. На этой картинке дети одеты…тепло, а здесь…легко…На этой картинке…зима, а здесь…весна т.д.».

Конспект логопедического занятия «Весна пришла и птицы прилетели» с использованием ИКТ и обучающей презентации.

Цель занятия: активизация речевой и познавательной активности.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнять и обогащать знания детей о весне и перелетных птицах; расширять и активизировать словарь по темам «Весна» (характерные признаки весны: снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа), «Перелетные птицы» (выделять и называть внешние признаки, строение); совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией (чтение чистоговорок); закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать грамматический строй речи (согласование всех частей речи в предложении); развивать фонематическое восприятие и слух; формировать правильное физиологическое и речевое дыхание; развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику; продолжать совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление детей; развивать зрительное, логическое мышление, тактильную чувствительность.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение, интерес и любовь к природе, умение замечать красоту весны; вызвать эстетические чувства, яркие эмоции и хорошее, весеннее настроение; воспитывать самостоятельность, усидчивость; воспитывать желание активно работать на занятии.

Здоровьесберегающие: сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей; способствовать развитию двигательной активности, координации речи с движением.

Билингвальный компонент: Сәлеметсіздер ме — здравствуйте, весна — көктем, птица — қыс, солнце – күн, ветер – жел.

Материалы и оборудование: обучающая презентация по занятию, перышки, распылитель, веер, фонарик, кусочки синтепона, солнышко, лучики с изображением признаков весны, кольца-пружинки, запись «Голоса птиц», сухой бассейн с картинками (перо, голова птицы, хвост, лапы, туловище), ноутбук, музыкальное сопровождение, шаблоны птиц, цветная бумага, подарки для детей.

Ход занятия.

Утренний круг:

Учитель-логопед: Сәлеметсіздер ме, балалар! Здравствуйте, ребята! Этим прекрасным утром мы приветствуем весь окружающий нас мир, такой прекрасный, полный радости и добра. Давайте улыбнемся этому яркому солнцу, этому прохладному ветерку и скажем:

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Организационный момент:

Учитель-логопед: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Слайд 1.

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… весна. (Слайд 2)

Учитель-логопед: Ребята, я так рада, что, наконец, пришла долгожданная теплая, солнечная весна! Как на казахском языке слово «весна»? (Көктем) Хочется радоваться солнышку и пению птиц. С приходом весны все оживает вокруг. (Слайд 3 «Весна»)

Что же происходит в природе?

— С каждым днем солнце светит все ярче и теплее. Небо голубое, высокое. Тают холодные снега, появляются проталины. Весело звенят ручьи, начинается капель. На деревьях набухают почки. Зеленеет первая травка. Прорастают первые цветы (подснежники). Прилетают птицы. От зимней спячки просыпаются звери. Появляются насекомые.

Речевая игра «Собери лучики»

Учитель-логопед: Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. На казахском языке слово «солнце» — кун. Давайте соберем лучики и вспомним весенние приметы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед брызгает водой на руки).

Учитель-логопед: Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (ручейки — тает снег, тает лед, лужи, сосульки)

(Слайд 4)

— Найдите лучик с этим изображением. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед веером машет на детей.)

Учитель-логопед: Ребята, что вы теперь почувствовали? Какой бывает ветер весной? (весенний, теплый, холодный, слабый, сильный). Как на казахском языке слово «ветер»? (Жел) (Слайд 5)

Дыхательное упражнение «Ветер»

— Подул ветер. Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок) Подул маленький ветерок: у-у-у (тихо). Подул сильный ветер: У-У-У (громко)

(Учитель-логопед включает фонарик).

Учитель-логопед: Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (теплое, яркое, желтое). (Слайд 6)

— Найдите лучик с изображением солнышка. Молодцы.

(Дети закрывают глаза, учитель-логопед дает в руки пушистый коврик)

Учитель-логопед: На что похоже весной, то, что вы потрогали? (Травка, почки на деревьях). (Слайд 7)

— Выберите лучик с этим изображением. Молодцы.

Учитель-логопед: На землю пришла красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Массаж лица «Весна» (Слайд 8)

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо. — поглаживание

Дождик ещё холодный. — постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец, — пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. — поглаживание

Учитель-логопед: Наш друг Веселый Язычок тоже радуется приходу весны.

Артикуляционная гимнастика «История Веселого Язычка» (Слайд 9)

Наступила весна и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: — высоко на ели куковала кукушка: «Ку-ку-ку» (звукоподражание);

— отыскивая маленьких жучков, по коре дерева стучал дятел; «Д-д-д» (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку («Лопатка»). Сел язычок на пенёк («Грибок») и огляделся («Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть). Язычок поспешил домой к маме.

Учитель-логопед:

Эй, ребята, не зевать!

Будем слоги повторять.

Будем весело играть

И колечки одевать.

Массаж фаланг пальцев (одевать кольцо-пружинку на палец) (Слайд 10)

На-на-на — вот пришла весна.

Ны-ны-ны — долго не было весны.

Ень-ень-ень — натупает теплый день.

Ки-ки-ки — капают сосульки.

Ут-ут-ут — облака плывут.

Ка-ка-ка — бежит река.

Ол-ол-ол — дождь пошел.

Ва-ва-ва — вырастет трава.

Ты-ты-ты — появились цветы.

Гу-гу-гу — погуляем на лугу.

Учитель-логопед: С приходом весны из теплых стран домой возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Как на казахском языке слово «птица»? (Қыс) А какие птицы прилетели, вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Речевая игра «Загадки, на картинках отгадки».

  • Всех перелетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей. (Грач) (Слайд 11)

— Послушайте, пожалуйста, как кричит грач (аудиозапись).

  • На шесте дворец,
    Во дворце певец,
    А зовут его… (Скворец) (Слайд 12)

— Послушайте, как поет скворец (аудиозапись).

  • Не ворона, не синица,
    Как зовется эта птица?
    Примостилась на суку,
    Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) (Слайд 13)

— А вот как кричит кукушка (аудиозапись).

  • Прилетает к нам с теплом,
    Путь проделав длинный.
    Лепит домик под окном
    Из травы и глины. (Ласточка) (Слайд 14)

— Так поет ласточка (аудиозапись).

  • Птица белая как снег.
    Птица, что красивей всех.
    Выгибает гордо шею,
    Назовем ее скорее. (Лебедь) (Слайд 15)

— А вот как кричит лебедь (аудиозапись).

  • Он твердит одно «Га-га»
    Кто обидел? Где? Когда?
    Никого я не боюсь.
    Ну конечно это… (Гусь) (Слайд 16)

— Так кричит гусь (аудиозапись).

  • Носик лопаткой,
    Красные лапки,
    Плавает, ныряет,
    Крякать обожает! (Утка) (Слайд 17)

— А вот как кричит утка (аудиозапись).

  • На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад
    Ищет в речке лягушат. (Цапля) (Слайд 18)

— Послушайте, как кричит цапля (аудиозапись).

  • В небе осенью курлычут,
    За собою в небо кличут.
    Долго манят нас вдали…
    Кто скажите?… (Журавли) (Слайд 19)

— Так кричат журавли (аудиозапись).

  • Раньше всех из птиц встает,
    Солнцу песенку поет.
    Все живое поднимает.
    Как ту птичку называют? (Жаворонок) (Слайд 20)

Учитель-логопед: Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями). Я предлагаю вам найти в сухом бассейне карточки, с изображением частей птицы и назвать их.

Игра «Найди и назови»

Учитель-логопед: А теперь поиграем в игру «Кто как голос подает?» (Слайд 21) Будьте внимательны. Вы должны не только сказать, как поёт птица, но и прохлопать в ладоши слоги. Готовы?

Кукушка — ку-ку-ет.

Утка — кря-ка-ет.

Ласточка — ще-бе-чет.

Скворец — по-ет.

Журавль — кур-лы-чет.

Гусь — го-го-чет.

Утка – кря-ка-ет.

Жаворонок – по-ет.

Учитель-логопед: Ребята, вокруг себя вы повернитесь, в малых птичек превратитесь! Поиграем, птички!

Физкультминутка

Ой, летали птички,

Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели. (присесть на корточки, пальцами постучать по полу)

Прыгали по веткам,

Чтоб сильней стать деткам. (прыжки на месте)

А собачка прибежала

И всех птичек распугала. (убежать на свои места)

Учитель-логопед: Вокруг себя повернитесь, в ребят опять превратитесь. Вы были замечательными птичками!

Речевая игра « Закончи предложения словом «Журавль»

Учитель-логопед: Предлагаю вам послушать рассказ и закончить предложения.

— В поле я увидела… (журавля). Я долго наблюдала за …(журавлем). Мне понравился этот красивый и стройный (журавль). Но он испугался и улетел. Кружась в небе, расправив крылья, красиво летел… (журавль). Я рассказала маме о …(журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать… (журавля). Я обещала маме не подходить к … (журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за… (журавлем).

Учитель-логопед: Ребята, мы сказали, что пришла весна, все стало красивым. Вокруг так весело, птички поют. А у нас нет птиц и очень грустно. Давайте, мы с вами сделаем птичек из бумаги и они останутся у нас на все лето до осени.

По показу дети самостоятельно делают птиц, привязывают их на ниточки. Звучит музыкальное сопровождение.

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Справились с заданием. Посмотрите, какие птицы красивые получились.

Итог занятия. О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного? Что было для вас самым трудным? (ответы детей) Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Вы справились со всеми заданиями, молодцы! Я вами горжусь!

Сюрпризный момент.

Аудиозапись пение скворца.

Учитель-логопед: Ребята, кто это поет? А здесь пакет и записка. «Ребята, я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас, перелетных птицах, и времени года весна. Вы молодцы и заслуживаете награды. За хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки»

Прощание.

Учитель-логопед:

Все ребята – молодцы!

Вы, ребята, удальцы!

Помашем на прощание

И скажем «До свидания!»

Уважаемые педагоги детских садов, предлагаю Вашему вниманию

НОД «Формирование лексико-грамматических категорий по теме: «Весна» у детей старшего дошкольного возраста»


Цель: создание условий для развития речевой активности у детей.
Задачи:
формировать лексический словарь по теме;
учить грамматически правильно выстраивать слова в предложениях;
закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
совершенствовать фонематическое восприятие;
формировать навыки артикуляции, звукоподражания;
развивать мелкую моторику, внимание, мышление;
продолжать формировать временные представления;
развивать координацию речи с движением.
Оборудование: картина-полотно «весенний пейзаж», практическое задание, музыкальное сопровождение.

Под музыку Чайковского «Март» логопед читает:
(демонстрируются весенние слайды)
Кап-кап-кап - звенит капель
Побежал в лесу ручей.
Ожил и вздохнул лужок.
Пробивается цветок.
Скоро прилетят скворцы.
Весны первые гонцы.
Всё проснётся ото сна
В гости к нам пришла…
Дети: Весна!
Логопед : Позвольте мне сегодня побыть Весной и узнать ваши знания обо мне.
Весна:
Давайте вспомним как мы ждали встречи с весной, как приветствовали её весенними закличками:
Дети, взявшись за руки, образуют круг.
Закличка: «Веснянка»:
А уж ясно солнышко высоко-высоко (медленно поднимают руки вверх)
А уж ясно солнышко припекло горячо (потирают ладони и прикладывают к щекам)
Ручейками вёснушка растопила лёд (плавные движения руками вперёд)
И кораблик весело побежал вперёд (поворачиваются друг за другом и бегут на носочках)
Вот и стайка скворушек к нам летит (меняют направление движения, взмахи руками)
Занимать скворечники поспешит (останавливаются поднимают руки вверх образуя круг)
Радуется весело детвора (хлопки руками)
Все весну приветствуют: УРА! УРА! УРА!

Дети присаживаются.
Весна : Все рады весне. А почему?
Ответы детей: (Весной просыпается природа, становится красиво от цветущих лужков.
Весной можно подольше гулять на улице, кататься на самокате, велосипеде.
Весной распускаются цветы, солнышко сильнее греет, поют птицы. И т.д.)
Логопед : Мне очень понравились ваши ответы. А давайте похвалим весну.
Упражнение «Подбери словечко».
Весна (какая?)… (ласковая, тёплая, дружная, добрая, лучистая, яркая)
Погода (какая?)… (тёплая, весенняя, радостная, ясная, солнечная)
Небо (какое?)…(светлое, синее, голубое, безоблачное)
Ручей (какой?)… (шумный, быстрый, прозрачный, чистый, звонкий)
Птицы (какие?)….(суетливые, крикливые, заботливые, проворные)
Весна: Молодцы, ребята. Каждое время года имеет свою музыку, свою мелодию, голоса, шум. Давайте прислушаемся к звукам природы и попробуем отгадать что звучит.
Игра: «Песенки Весны».
За ширмой Весна издаёт звуки, которые дети угадывают. Например:
Шум ручья- переливают воду из ёмкостей;
Дятел- стук молоточка;
Звон колокольчика – тает сосулька, весенний дождь;
Игра на свистульке - пение птиц.
Весна хвалит детей и предлагает пройти к весенней полянке. (На доске, мольберте зелёная полянка.)
Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка. Вот только она пустая, безжизненная. Давайте мы сами оживим нашу весеннюю полянку. А поможет нам в этом наш дружок Язычок.
Артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка в лес»
Ранним весенним утром выглянул Язычок в окошко: широкий язык на нижней губе;
Посмотрел на право, на лево, вверх, вниз: движение языка вправо-влево, вверх-вниз;
Улыбнулся солнышку: упр. «Улыбочка»;
И поскакал по тропинке в лес: Упр. «Лошадка»;
В лесу пели птицы: «Ку-ку; ку-ку», - куковала кукушка (звукоподражание).
(На полянке появляется кукушка и размещается на полянке, затем по содержанию артикуляционной гимнастики дополняется полянка другими персонажами)
«Д-д-д»,- стучал дятел по дереву.
«Цу-цу-цу»- галдели грачи, строя гнёзда.
«Ац-ац-ац» - отвечали им скворцы.
Заслушался язычок - упр. «Лопатка».
«СССССС……»-зашумел ручеёк.
«Динь-динь»- проснулись подснежники.
«ЖЖЖЖ….»- выползли маленькие жучки.
«ЫЫЫЫ….»-раздался радостный рёв и из берлоги вылез медведь.
«Фр-Фр-Фр»- зашуршал лапками ёжик.
Вдохнул глубоко ёжик чистого весеннего воздуха, выдохнул:
«Ах, как хорошо!»
Весна: Вот посмотрите какая чудесная весенняя полянка у нас получилась.
Давайте по порядку расскажем, что же произошло на полянке весной?
Дети: Весной прилетают перелётные птицы: грачи, скворцы….
Распускаются первоцветы: подснежники, вереск, мать-и-мачеха….
Выползают насекомые: мухи, жуки….
Просыпаются животные: медведи, ежи…
Весна : Ребята, какие вы молодцы. У вас получились замечательные предложения. На следующем занятии мы научимся составлять рассказ о весне.
А сейчас хочу предложить вам выполнить такое задание.
(Детям раздаётся практическое задание)


После выполнения весна раздаёт детям сюрпризы (наклейки, медальки, по выбору педагога)

Что еще почитать