Новый год дом семья. Сценарий на новый год для детей дома

Новый год — один из самых любимых, веселых, волшебных праздников. Поскольку этот праздник принято считать семейным, за новогодним столом должны, по возможности, собраться все родственники. Праздник станет по- настоящему интересным, если все примут участие в его подготовке.

Подарки, поздравительные открытки, конечно, должны ждать каждого. Как их вручить? Возможностей много — можно развесить их на новогодней елке или поручить это сделать «домашнему» Деду Морозу, можно спрятать их в разноцветные чулки и предложить с помощью наводящих вопросов отгадать, кому именно должен быть вручен этот подарок, а может быть, праздничный ужин начнется с концерта, на котором каждый член семьи исполнит какой-нибудь номер, а в благодарность за это примет дары от других членов семьи.

У самого активного родителя или родственника вся программа новогоднего праздника может быть творческим подарком любимым и близким людям. На празднике обязательно должны быть веселые конкурсы и игры, интересные загадки. Не забудьте позаботиться и о призах победителям. Такими призами могут стать съедобные елочные украшения — специально испеченные пряники или печенье, конфеты, орехи, фрукты. Победил — снимай с елки лакомство!

Если в программе вашего праздника предполагается карнавал, сообщите об этом всем гостям заранее. А на случай непредвиденных обстоятельств хорошо бы загодя приготовить маски, шапочки, какие-то вещи, из которых несложно быстро соорудить костюм. Можно поступить и по-другому: вручить прибывающим гостям заготовки масок, шапочек, и пусть они смастерят их сами, пока не пришло время садиться за праздничный стол.

Конкурс тостов за столом тоже можно подготовить заранее — карточки с рифмами будущего тоста раздают гостям, они должны сочинить стихи. Рифмы пусть будут несложные: нос — идет — Мороз — год и т. д.

В новогоднюю ночь можно устроить и шуточное гадание — в «гадальный» пирог запечь мелкие предметы, и предложить каждому гостю выбрать кусочек. А по тому предмету, который попадется, и гадать, что будет в будущем году: орешек — будет прекрасный урожай на приусадебном участке, карамелька — ждет «сладкая» жизнь, изюминка — к богатству и т. д. Только будьте поосторожнее с таким «гадальным» угощением.

Распределить «обязанности» среди гостей можно так. Взрослые и дети по кругу передают специально подготовленный «снежный ком», сделанный из ваты или белой ткани, внутри которого тоже могут быть спрятаны сладкие призы. «Ком» передают, а ведущий приговаривает:

Снежный ком мы все катаем,

До «пяти» мы все считаем —

Раз, два, три, четыре, пять —

Тебе песню исполнять.

Тебе танец здесь плясать.

Тебе загадку загадать.

Тебе фигуру показать.

Перед приходом Деда Мороза все должны принять участие в блиц-опросе, произнося слова «Верно» или «неверно».

Ведущий.

Дед Мороз известен всем, верно?

Он приходит ровно в семь, верно?

Дед Мороз старик хороший, верно?

Носит шляпку и калоши, верно?

Скоро Дед Мороз придет, верно?

Он подарки принесет, верно?

Ствол хорош у нашей елки, верно?

Был он срублен из двустволки, верно?

Что растет на елке? Шишки, верно?

Помидоры и коврижки, верно?

Вид красив у нашей елки, верно?

Всюду красные иголки, верно?

Дед Мороз боится стружки, верно?

Со Снегурочкой он дружит, верно?

Что ж, ответы даны на вопросы,

Знаете все вы про Деда Мороза.

А это значит, что настала пора,

Которую ждет вся детвора.

Давайте позовем Деда Мороза!

Дед Мороз, появляясь, здоровается со всеми, но замечает «непорядок».

Дед Мороз.

Что это? Непорядок каков!

На елочке вашей нет огоньков!

Чтоб елка вспыхнула огнями,

Вы воспользуйтесь словами:

«Красотой нас удиви,

Елка, зажигай огни!»

Нет ребят дружнее в мире!

Все готовы? Три - четыре!

Дед Мороз «зажигает елку», вручает подарки всем гостям.

В танцевальном блоке праздника может быть и танец «Маленьких утят», и игра-танец с повторением движений за ведущим «Если весело живется, делай так...» Перед каждым движением повторяется:

Если весело живется, делай так...

Движенья могут быть такими:

Два хлопка в ладоши перед грудью;

Два щелчка пальцами;

Два удара кулаками в грудь (как Кинг-Конг);

Два взмаха растопыренными пальцами, когда кисти рук приставлены к носу (жест «нос Буратино»);

Два оттягивания руками собственных ушей;

Два высовывания языка с поворотом головы (соседу справа и слева);

Два кручения пальцем у виска;

Два шлепка обеими ладошками по собственной попе.

Игра заканчивается тем, что при последнем исполнении песенки после слов «делай так» повторяются сразу все движения.

Можно под музыку предложить ребятам и взрослым повторять движения, все время ускоряя темп:

Все захлопали в ладоши

Дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали

Громче и быстрее.

По коленочкам побили

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше!

Завертелись, закружились

И остановились!

А в этой игре предлагается сначала запомнить текст:

Идет, идет к нам Дед Мороз,

К нам Дед Мороз идет.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несет.

После того, как текст повторили, предлагается заменять слова на движения и жесты. Первое слово, которое заменяется, — слово «мы». Вместо этих слов все показывают на себя. С каждым новым исполнением слов становится меньше, а жестов больше. Вместо слов «Дед Мороз» все показывают на дверь, слово «идет» заменяется ходьбой на месте, слово «знаем» — указательным пальцем нужно прикасаться ко лбу, слово «подарки» — жест, изображающий большой мешок. При последнем исполнении все слова исчезают, кроме предлогов и глагола «несет».

Еще одна игра: нужно вспомнить мотив песенки «Цыпленок жареный» и исполнить ее с новыми словами и новым содержанием.

У нас на юге,

На жарком юге,

Сияет солнце круглый год.

И все танцуют,

Все веселятся,

Когда встречают Новый год!

Все поют песенку, а затем ведущий говорит: «Правая рука!» И это значит, что все еще раз исполняют эту «речевку», но при этом будут трясти правой рукой. С каждым очередным исполнением песенки даются новые задания: правое плечо, левая рука, левое плечо, голова, левая нога. С каждым новым повтором у всех должны «трястись» все больше частей тела. Всем смешно и весело.

Можно предложить гостям стать актерами кукольного театра. При этом роли распределяются с помощью ответов на загадки.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — (лиса).

Ребенок, первый отгадавший загадку и сказавший ответ, получает перчаточную куклу или игрушечных лису, медведя, зайку (или хлопушку).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной — (медведь).

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? (Зайка).

Зимой, в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня (хлопушка).

После того, как все роли распределены, пусть гости станут участниками небольшого спектакля. Все в меру своих способностей исполняют роли в соответствии с сюжетом. Сюжет должен быть простым, например:

«Жила-была Хлопушка. Она была злая-презлая, она дралась с Зайцем, падала на голову Лисе, подставляла «ножку» Медведю. Заяц плакал, Лиса утирала свой длинный нос, а Медведь ворчал недовольно. Но однажды позвал Медведь Зайца, Лису и решили они злючку- Хлопушку проучить. Окружили они ее, лапы к ней потянули, а Хлопушка надулась, рассердилась, да и лопнула от злости! А Медведь, Лиса и Зайчик стали веселиться и танцевать!»

В программу вашего праздника может войти очень многое — и игра «Поле чудес», и конкурс кроссвордистов, и многое другое. Главное, отнестись к подготовке праздника ответственно, с душой, и все у вас получится!

Счастливые люди – те, кто в душе навсегда сохранил детскую радость встречи новогодних праздников. Способов – большое количество. Мы предлагаем вам провести этот волшебный вечер дома, с близкими и друзьями, в веселой компании. Для этого мы составили сценарий нового года дома в кругу семьи с детьми и взрослыми. Для проведения праздника вам понадобится украсить свой дом рождественскими украшениями, купить некоторые атрибуты для игр, элементы карнавальных костюмов, и пригласить дружескую компанию. Итак, после праздничного застолья мы начинаем наше новогоднее действие.

(В записи звучат колокольчики, затем — записанная фонограмма с текстом:)

(Выходит Снегурочка (Сн).)

Сн:
Из доброй русской сказки к вам на праздник пришла я.
Вижу, у ребят сияют глазки.
Всех рада видеть вас, друзья!
Точно знаю, в нашем зале
Вы Снегурочку узнали!

Приветствую взрослых и совсем маленьких – всех, кто с нетерпением ждет наступления новогодней ночи. Скажите, а у вас все готово для празднования? Ну что ж, тогда ответьте на мои вопросы:

Подарки всем купили? (Гости отвечают)
А на елку шары нацепили?
Не забыли желанье загадать?
Деду Морозу письмо написали?
Дома улыбки не забыли?
Хорошее настроение захватили?

Отлично! Тогда, начинаем! А для начала – отправимся с вами в кругосветное новогоднее путешествие, но не простое, а танцевальное.

«В новый год — на поезде!»

(Все участники программы становятся друг за другом. Сн. – во главе. Звучит современная ритмичная музыка, танцевальный поезд отправляется в путешествие.)

СН: Первая остановка – Анталия, мы в Турции. Танцуем под веселую турецкую музыку.

(Все танцуют, Сн. показывает всем движения. Затем снова строятся в поезд.)

СН: Друзья, посмотрите вокруг: мы в солнечном Рио де Жанейро. Танцуем бразильскую ламбаду!

(Все участники танцуют ламбаду, затем снова — в поезд. И дальше по такому же принципу.)

СН: Новогодний поезд приехал в Нью Йорк. И мы танцуем американский рок-н-ролл!

СН: Следующая станция – наша родная Москва. Танцуем русскую «Калинку»!

СН: Хочу пожелать всем, чтобы такое путешествие обязательно произошло у всех пассажиров нашего поезда в новом году! Пусть случиться это чудо!

А что же такое Новогоднее чудо? Чудо – это лес, снег по колени, звон колокольчиков и…

ВСЕ: Дед Мороз!

СН: Зовем его все вместе!

(Звучат фанфары, выход Д.М.)

Д.М: Новый год спешит к вам, друзья! Здравствуйте, детишки, приветствую и вас, взрослые! А знаете ли вы, какой год встречать мы будем? Верно, год Крысы.

СН: Дедушка, но Крыску мы с собой на праздник не позвали.

Д.М.: Ой, как неудобно получилось! Как же так, что же делать?

СН.: Я знаю, нужно провести конкурс для наших гостей «Дружная семейка».

Конкурс «Дружная семейка»

(Сн. и Д.М. приглашают к участию 3 семьи.)

СН.: Ребята, а вы знаете, что у Крысок тоже есть семьи? Крысками-папами будут наши папы. (Надевает на голову папам-участникам обруч Крысиными ушками). А деток Крыски зовут… Верно, крысята. У нас образовалось три дружных семейки, поаплодируем им!

Д.М.: Как вы знаете, на Новый год во всех домах мы ставим зеленые, душистые что? Верно, елки. И даже в крысиных семьях они тоже есть. Задача для наших дружных семеек – сложить самую высокую елку из необычного конструктора, который мы им сейчас вручим.

(«Семейки» становятся в один край комнаты, им дают пакеты с конструктором, кубиками, и другими предметами различных форм. По команде Сн. папы берут по одному предмету, несут в противоположный конец зала, кладут на землю, возвращаются на место. Следующий предмет несет уже мама, кладет его возле предмета папы, а потом ребенок, и т.д. Таким образом, каждая «семейка» построит свою необычную елку. После этого Д.М. попросит «крысок» спеть любимую новогоднюю песенку на «хрю-хрю». По аплодисментам определяют победителей)

Сценка «Необычный утренник»

(Здесь дети и родители поменяются местами: дети будут зрителями, а родители – будут изображать воспитанников детского сада. Звучит музыка, выходит мама в костюме воспитательницы (белый халат, очки)).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, дорогие родители! Рады приветствовать всех в нашем детскому саду «Оранжевый бегемот»! Сегодня ваши дети подготовили новогоднюю программу и хотят всех порадовать своими талантами. Но перед их выходом хочу попросить: дорогие родители, не вскакивайте со своих мест, не выкрикивайте имена детей, и не машите им руками – детки могут испугаться. Итак, мы начинаем.

(Включается музыкальное сопровождение, под аплодисменты зрителей выходят родители, одетые в различные костюмы – папы в костюмах зайцев (на голове – обручи с ушами, одеты в шорты, на шее – бабочка); мамы с бантами на голове ив цветных пышных юбках. Мамы с папами построены «паровозиком».)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Детки, не боимся, становимся красиво, в центр зала. Не балуемся, помним, что на вас смотрят зрители! Перед вами – старший хор нашего детсада!

(«Детки» с усердием, громко поют первый куплет песни о елке. Музыка прерывается. Выходит женщина в костюме елки (на спину одевается вырезанная из картона, или любого другого материала елка с крепежами для рук и обручем для головы)).

ЕЛКА:
Все говорят, что я не колюча – а я прекрасна и стройна,
В разноцветных всех игрушках, в мишуре из серебра,
Я люблю повеселиться, я люблю потанцевать,
Но нельзя ко мне прижаться, и нельзя поцеловать.

ХОР:
Трусишка заяц серенький под елкой той скакал,
Стихи и песни томные он хвое напевал.

(Выходит «зайка» — один из взрослых мужчин, одетый в шорты, с «ушами» и «хвостом».)

ЗАЯЦ:
В лесу родном так много лет гордо ты стоишь,
На зайца бедного увы, ты даже не глядишь.
С каждым днем люблю все больше я,
Но вновь ответишь мне отказом — ты елка не моя!

(«Елочка» гладит «Заиньку», утешает его. Зайка садится возле елки. Дальше поет «хор»)

ХОР:
Пока влюбленный заинька ей песни напевал,
Голодный волк, влюбленный волк с лисою пробегал.

(Музыка, входят «волк» с «лисой». Лиса – модница: на высоких каблуках, с песцовым хвостом, с сережками.)

ВОЛК:
Лиса, ах моя милая Лиса!
Много лет я мучаюсь – все люблю тебя!
Но вновь ты от меня убегаешь,
Почему новый год со мной не встречаешь?

ЛИСА:
Не могу ответить тебе на чувства,
Не поймешь ты мой духовный мир.
Я хочу стать жертвою искусства –
Стал театр мне домом родным.

ЕЛКА: Уважаемая Лиса, как же можно не ответить на любовь такого джентльмена?

ЛИСА: Некогда мне тут любовь разводить, я актрисой хочу быть! Да и посмотрю – волк как волк, ничего особенного!

ЗАЯЦ: Лиса, если бы ты знала, какой Волк благородный! Сколько раз меня съесть хотел – и ни разу не съел!

ЕЛКА: А какой он талантливый, какие стихи сочиняет!

ВОЛК:
Послушай меня, Лиса дорогая:
Твой рыжий хвост приходит мне во сне.
От любви я пламенной сгораю,
Когда же «да» ты скажешь мне?

ЛИСА:
Милый Волк, да ты – талант! А я люблю таланты! Давай дружить!

ВСЕ: С праздником!

(Фонограмма песни о елочке, все становятся в хоровод, «елка» — в центре. Хор, танцуя, поет.)

ХОР:
Вот елочка зеленая на утренник пришла,
Любовь и радость зверям всем сегодня принесла!

(Участники «утренника» приглашают всех в хоровод.)

Загадки от Ёлочки

ЕЛКА: А сейчас – игра на сообразительность. Я буду задавать вопросы, о том, чем украшают елку. Если вы согласны, вы машите руками, а если нет – садитесь на корточки!

(Все становятся вокруг Елки. Она задает вопросы.)

ЕЛКА:
Шарики золотые?
Игрушки стеклянные?
Лошадки деревянные?
Мишура?
Звездочки лучистые?
Ложки серебристые?
А духи мамины?
Шишки деревянные?
Конфетти?
Дождик?
Вата?
А часы брата?
Цветной мяч?
Колокольчик золотой?
Воздушный шарик цветной?

Отлично, друзья! А сейчас, скорее, скажите, знаете ли вы стихи о елочке?

(Дети и взрослые рассказывают стихи о елке.)

«Золотое яичко»

(Этот конкурс можно проводить и для детей, и для семей. Сн. выбирает 2-3 команды, им дают корзинки. По дому (комнате) разбрасывают много теннисных мячиков с надписями 10,20,30 – это количество баллов, которые зарабатывают участники. Особенно сильно прячут несколько окрашенных «золотых» шариков. За такое «яичко» команда получает 150 баллов.)

СН.: По всем комнатам Петушок и Курочка разбросали яички, их нужно собрать в корзинки. За каждое из начисляются баллы. Но среди них есть и особые, «золотые» яички, они – особо ценные для команды. По моей команде участники начинают игру!

(После того, как все «яйца» собраны – все вместе считают количество баллов, которые насобирала команда, и определяют победителя. Победители получают призы).

Конкурс семейный

Из присутствующих Снегурочка выбирает 3-4 семьи: мама, папа, ребенок. Папы и дети становятся в одном краю комнаты, мамы на стульях садятся напротив них. Каждой команде Сн. вручает по 5-6 шариков. Задача папы – надуть шарик. Закрутить его у основания, вручить ребенку. Ребенок должен быстро принести шарик маме, задача мамы – сесть на шарик и лопнуть его. Семья, которая справиться с заданием первой – получает призы от Д.М.

Поиск подарков

Д.М.: Ну вот, пришел тот час, когда подарки я раздам для вас. Но, погодите, куда же подевался мой мешок?

СН.: Дедушка, так может, ты вовсе без него пришел?

Д.М.: Знаю я – это проделки Старухи Метелицы, специально дороги замела, и мешок спрятала. Кто же поможет его отыскать?

СН.: А мне синичка принесла записку от Снеговичка. Читаю: «Мешок с подарками спрятала Старуха Метелица (в доме, или во дворе). Чтобы его найти — нужно рассекретить первую подсказку.

Д.М.: Покажи-ка ее скорее. (Смотрит). Здесь какие-то рисунки.

СН.: Текст-то зашифрованный. Но Снеговичок передал нам еще зеркальце для прочтения текстов, и азбуку знаков, с помощью которых засекречена первая подсказка.

Д.М.: Без помощи гостей – нам подарков не найти. Ребята, поможете?

(Детям вручается первая подсказка, которая ведет к следующей, например: идите в кладовку, найдите синюю коробку, возьмите ключ, поспешите в спальню, откройте ключом комод. Самое главное – каждую записку зашифровать другим способом: зеркальные буквы, рисунки, азбука знаков, ребус, и т.д.)

СН.: Ну вот мы и нашли подарки Д.М. Молодцы, ребята!

Д.М.: С большим удовольствием вручаем подарки для самых ловких и умелых ребят, и для их мудрых, но веселых родителей.

СН.: Пусть целый год сопутствует удача, а радость от побед помогает преодолевать новые вершины!

Д.М.: А сейчас в нашей программе – новогодний флешмоб от Деда Мороза!

Надеемся, наш сценарий празднования Нового года дома для детей и взрослых вам понравился! Веселого вам праздника в кругу семьи!

Вот интересный и вполне осуществимый сценарий домашнего праздника, в котором могут принять участие дети и взрослые: мама, папа, старшие сёстры и братья, бабушка и дедушка. Провести его можно даже в совсем небольшой квартире. Среди взрослых нужно распределить четыре основные роли: Скомороха, Деда Мороза, Снегурочки и Бабы Яги.

А на себя возьмите обязанности режиссёра: придумайте, откуда появятся герои представления, где лучше спрятать подарки, как удобнее провести подвижные игры.

Открывается дверь, дети входят в комнату. Праздник начинается!

Скоморох. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, папы и мамы, бабушки и дедушки! Узнали меня? Я — шутник, весельчак и затейник Скоморох! (Поёт на мотив частушек):

Есть невкусно суп без соли,

День без солнца — очень плох,

Нет веселья в праздник, коли

Не явился Скоморох!

Заводила и затейник,

Мастер всяческих утех,

Он без устали и лени

Раздает весёлый смех!

Он над жадным посмеётся,

Грустного развеселит,

Звонко-звонко песня льётся,

Балалаечка звенит!

Теперь узнали? То-то! А хлопать в ладоши вы умеете? Ну-ка, давайте похлопаем! А кто громче хлопает, мальчики или девочки? Вот молодцы, всегда так громко и дружно хлопайте, и не только мне, а всем-всем участникам нашего представления.

Я вижу, вы хорошие, дружные ребята, а раз так, то поделюсь я с вами большой радостью. Сегодня утром встретил я на лесной тропинке Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз и говорит мне: «Знаю я, что ты, Скоморох, хорошо с ребятами играешь. А потому приходи к большой ели, и отправимся мы вместе на Поляну весёлых праздников, с детишками играть. Сейчас я к другим ребятам спешу, но боюсь по дороге ключ от ларца потерять. Вот, держи! Да, смотри, храни его. В ларце — мой главный подарок». Только дарить этот подарок Дед Мороз будет самым внимательным, ловким, остроумным. Вы внимательные, ребята? Это мы сейчас проверим. Отвечайте громко на мои вопросы: «Я!». Но смотрите, будьте внимательны, иногда лучше промолчать. (Дети отвечают на вопросы.)

— Кто любит шоколад?

— Кто любит мармелад?

— Кто любит груши?

— Кто не моет уши?

— Кто по улице гулял?

— Кто в лужу упал?

— Кто маме помогал?

— Кто пол подметал?

— Кто посуду помыл?

— Кто чашку разбил?

— Ну, молодцы, я вижу, вы внимательные ребята! А вы знаете, где у вас голова? Положите руки на голову. Правильно. Теперь на плечи. Отлично. (Скоморох выполняет все команды вместе с детьми.) Теперь — на колени. Молодцы! А сейчас я буду шутить: говорить одно, а показывать совсем другое. Попробуйте-ка правильно выполнить мои команды.

(Скоморох берётся руками за голову, а говорит: «Колени»! Дети путаются, смеются, даже у самых сосредоточенных не сразу получается. Обязательное условие игры —дети должны смотреть на скомороха. Эта игра нравится и детям от 6 лет, и подросткам.)

Скоморох. А вы знаете, дети, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные — великаны?

(Когда Скоморох произносит «Карлики» — он присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «Карлики» он произносит тоненьким голосом — вот какие они крохотные. А когда говорит «Великаны» — голос его грубеет, скоморох встаёт во весь свой рост, да ещё руки вытягивает вверх — такие они громадины. Детям эта игра очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост — великаны, и садятся на четвереньки — карлики. Когда ребята научились правильно выполнять команды, Скоморох предупреждает, что сейчас он увидит, кто самый внимательный.)

Скоморох . Запомните, дети, правильные команды — «Карлики» и «Великаны». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

(Сначала Скоморох даёт правильные команды, а потом слова «Карлики» и «Великаны» заменяет на похожие: «Картошка», «Коржики», «Корзинки», «Картинки», «Валенки», «Велосипеды», «Вареники», «Веники» и т. д. Победители награждаются призами или фишками для подсчёта очков.)

Скоморох . Странно, ребята, играем мы, играем, а Деда Мороза и Снегурочки всё ещё нет. Сказал, чтобы ждали у большой ели. Вот она, большая ель (указывает на Новогоднюю ёлку). А может быть, Дед Мороз что-нибудь перепутал? У него ведь дел много...

(Появляется Баба Яга. На ней большой платок. Она похожа на бедную старушку.)

Баба Яга. Здравствуй, добрый человек! Что тут делаешь, поделываешь?

Скоморох . Да вот жду Дедушку Мороза со Снегурочкой. А ты кто?

Баба Яга. А я добрая старушка, хожу тут, гуляю, воздухом дышу. Неужто сюда Дедушка Мороз сам придёт?

Скоморох . А как же! Сегодня праздник будет большой, мне Дед Мороз доверил Ключ от Волшебного ларца с главным подарком для ребят! Вот он!

Баба Яга . Ой, до чего красивый! Праздничек, видно, весёлый будет.

Скоморох . Да что-то нет Дедушки Мороза...

Баба Яга. А ты пойди, поищи его. А я тут посижу, подожду, дел-то у меня нет никаких... С ребятками поиграю... Ты ключ-то этот с собой не тащи, неровен час — потеряешь...

Скоморох. Спасибо тебе, бабушка! Я пойду, я ненадолго! (Даёт Бабе Яге Ключ.)

Баба Яга. Иди, иди, внучек... Не волнуйся! (Обращается к детям.) Значит, Деда Мороза ждёте? Праздничка захотели? Не будет вам ни подарков, ни праздничка! Всяких Дедов Морозов зовёте, Снегурочек... А меня? Ни разу не слыхала! А как я мечтала, чтоб мне покричали: «Баба Яга, не тормози! Новое поколение выбирает ведьму!» Чем я хуже этого бородатого, носатого? Я тоже могу и спеть, и сплясать, и с ребятами поиграть. Вот вам полезные советы от Бабы Яги! (Поёт частушки, аккомпанируя себе либо на музыкальном инструменте, либо на шумовом — трещотке, бубне и т. д.)

Вам, хорошие детишки,

Я частушки пропою.

А за это все подарки

Я с собою заберу!

Коли ты пришёл на праздник,

Громче всех ори и пой!

Спросят: «Что с тобой, проказник?»

Отвечай: «Я — заводной!»

Раздают всем по конфете,

Ты хватай скорее пять!

Говори: «Семья большая,

Надо маме помогать!»

За столом сиди и чавкай,

Залезай руками в рот,

Чтобы видела хозяйка:

Очень вкусный бутерброд!

Не ходи с подарком в гости,

Деньги попусту не трать,

Ведь потом друзьям придётся

Пыль с подарков вытирать!

Из гостей пойдёшь обратно,

Всё с собою забирай!

Всё в хозяйстве пригодится,

Не стесняйся, всё хватай!

Вы запомните, ребята,

Главный вам совет даём:

Если жить хотите сладко,

Подражайте мне во всём!

Ну вот, хорошо я пою? Так-то! А теперь поиграем! Мальчишки будут девчонок за волосы дёргать, а девчонки мальчишкам подзатыльники давать! А потом моя самая любимая игра — «Бои без правил», а по-нашенски — драка! Что? Не нравится? А придётся! Я ведь сейчас снежную бурю наколдую, не доберётся Дед Мороз до Поляны весёлых праздников, да и Петрушка этот в «подснежник» превратится. А ключик-то у меня! (Поёт.)

Вы слетайтесь, Ураганы,

Вьюги, снежные Бураны,

И засыпьте всё навек,

Чтоб везде был только снег!

Снег! Снег! Снег! Снег!

Не прошёл чтоб человек!

Заморозьте птичек, мышек,

Всех зверюшек и людишек,

Заморозьте навсегда!

Будет царствовать тогда,

Да! Да! Да! Да!

Здесь Бабуленька Яга!

Буду царствовать всегда

Я, Бабусенька Яга! («Улетает» на помеле.)

(Снегопад, завывание ветра. Появляется Скоморох.)

Скоморох . Ох, куда идти? С пути сбился. (Зовёт.) Снегурочка! Дед Мороз! Беда, никто не поможет. Замерзаю! Ребята, подуйте на меня тёплым ветерком! Вот, спасибо! А ещё дружнее! А теперь тёплым ветром! Ураганом!!! Вот здорово! Совсем согрелся! Странно, ребята, играем мы, играем, а Деда Мороза и Снегурочки все ещё нет. Сказали, чтобы ждал у большой ели. Вот она, большая ель. А может быть, Дед Мороз что-нибудь перепутал? У него ведь дел много... А какие дела у s Деда Мороза? Подскажите, ребята!

(Ответы: снегом лес засыпать, заморозить реки, подуть холодным ветром, ёлочку из леса принести и подарки.)

Правильно, ребята! Вы умные, весёлые, дружные. Давайте громко позовём Дедушку Мороза! А вы умеете звать Деда Мороза?

Дети . Да!

Скоморох. В этом году мы будем звать Деда Мороза так: Дед Мороз, ау-ау! Слышишь, я тебя зову!

(Появляется Снегурочка и поёт песню.)

Снежинки спускаются с неба

Всё ниже, всё ниже...

Сугробы пушистого снега

Всё выше, всё выше...

Шаги уходящего года

Всё тише, всё тише...

А песенка Нового года

Всё ближе, всё ближе...

Слетят листки календаря,

Останется — листок...

В последний вечер декабря

Придёт волшебный срок...

Пробьют часы двенадцать раз,

И Дед Мороз придёт,

И поведёт с собою нас

В счастливый Новый год.

Снежинки спускаются с неба

Всё ниже, всё ниже...

Сугробы пушистого снега

Всё выше, всё выше...

Шаги уходящего года

Всё тише, всё тише...

А песенка Нового года

Всё ближе, всё ближе...

Нас встретит сказка в этот час

Под ёлочкой лесной

И не покинет больше нас

Ни летом, ни весной...

И ждёт нас чудо впереди

И в шутку, и всерьёз...

Скорее в гости приходи

К нам, Дедушка Мороз!

Снежинки спускаются с неба

Всё ниже, всё ниже...

Сугробы пушистого снега

Всё выше, всё выше...

Шаги уходящего года

Всё тише, всё тише...

А песенка Нового года

Всё ближе, всё ближе...

А песенка Нового года

Всё ближе, всё ближе...

(Муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова)

Скоморох. Снегурочка, как хорошо ты поёшь! А где Дедушка Мороз?

Снегурочка . Он задержался в пути. Приготовил для детей большой-большой мешок подарков и просил, чтобы ты ему помог, пошёл ему навстречу.

Скоморох. С удовольствием помогу Деду Морозу. Да только как его найти?

Снегурочка . Очень просто, Скоморох! Вот тебе Путеводная звезда. Она приведёт тебя к Дедушке Морозу. (Снегурочка снимает со стены красивую серебристую звёздочку на палочке или проволоке, Звёздочка в руках Снегурочки как бы оживает, Снегурочка делает вид, что звезда вырывается у неё из рук. Она передаёт звезду Скомороху, и тот убегает, увлекаемый звездой.) До свидания, Скоморох!

Скоморох. До свидания, Снегурочка.

Снегурочка . Ребята, что это за старушка, которой Скоморох Ключ отдал?

Дети . Баба Яга!!!

Снегурочка . Так я и думала! Снежная буря тоже её рук дело?

Дети . Да!!!

Снегурочка . Вижу я, вы замёрзли. А чтобы согреться, давайте отправимся в путешествие. Становитесь за мной, я буду паровозиком, а вы — вагончиками. Перед нами ровная дорога, побежали. (Дети под музыку бегут змейкой.) А теперь нам надо идти по глубокому снегу. (Дети идут за Снегурочкой, повторяя её движения. Снегурочка высоко поднимает ноги, идёт широким шагом, будто бы по глубокому снегу.) А вот и горка! Поехали на санках! (Дети подвое берутся за руки и бегут, как бы скатываясь с горки. Снегурочка показывает, как она бежит на лыжах, на коньках, дети всё в точности повторяют за ней. Для этой игры надо подобрать разную музыку. «Быстрая» музыка должна перемежаться плавной, лиричной. Характер музыки подскажет Снегурочке, какое задание дать ребятам.)

Снегурочка. Ну что, ребята, согрелись? Отличное путешествие. А теперь возьмитесь все за руки. Эта игра называется «хоровод». Сейчас широко раскроем руки. Наш хоровод стал большим и превратился в море. А теперь сойдёмся все в серединке и поднимем руки. У нас получился стожок. Снова встанем в хоровод и присядем на четвереньки. Это камешки. А теперь встанем и поднимем ручки. Это лес. Будьте внимательны и не путайте команды.

(Снегурочка говорит: «Хоровод, море, стожок, камешки, лес». Дети должны точно выполнять задание. Те, кто ошибается, выбывают из игры. Постепенно ритм игры увеличивается, команда следует за командой. Дети бросаются от одной фигуры к другой. Общий шум, веселье, смех. Хорошо, когда родители принимают участие в этой игре.)

Снегурочка . Пора нам поискать Ключ. А кто это там идёт? Уж не наша ли это старушка?

Баба Яга (выходит, отряхивается от снега). Вот я умница, вот я разумница! Праздничек сорвала! Теперь только бы до Ларца добраться, подарок получить?!

Снегурочка. Кто ты, старушка?

Баба Яга (к детям). Не скажете, что я — Баба Яга, поделюсь с вами подарками.

Дети (кричат). Баба Яга!

Снегурочка (шёпотом). Поняла, поняла. Мы её сейчас перехитрим.

Баба Яга . Я, внученька, добрая старушка. Хочу деткам помочь, Дедушке Морозу. Иду я по лесу, вижу, ключик лежит. Дай, думаю, отнесу Деду Морозу, Снегурочке. Ключик-то, по всему видно, волшебный.

Снегурочка . Так я Снегурочка и есть.

Баба Яга . Может, оно, конечно, и так. А может, и нет.

Снегурочка. Я действительно Снегурочка. Вот на мне и шубка Снегурочки. Мне её Дедушка Мороз подарил.

Баба Яга. Этак любая девочка сказать может: «Вот на мне шубка красивая, я — Снегурочка». Вот чтоб ошибки не было, отдам я этот ключик тому, кто знает, от чего он и где этот клад находится.

Снегурочка . Я знаю. Это Ключ от сказочного Ларца с подарками Деда Мороза.

Баба Яга. Где этот Ларец?

Снегурочка . Он на Поляне весёлых праздников. Вот только туда не пройти: метель все пути- дорожки замела.

Баба Яга . На Поляне! {Детям.) Ну, всё, наша взяла!

Снегурочка. Да только найти его там очень трудно. Дед Мороз так его спрятал, что без меня не отыскать. Там, на Поляне, я Ларец и покажу, чтобы ты, бабушка, не сомневалась, что я — настоящая Снегурочка. Доведёшь до Поляны?

Баба Яга. Что за вопрос? Да за минутку! (Свистит.) Ступа, ступушка, явись! (Вытаскивает спрятанную заранее большую картонную коробку без дна.)

Снегурочка. Я таких... автомобилей и не видела.

Баба Яга. Это новая модель, на воздушной подушке. Ну, полетели! («Улетают» под весёлую озорную музыку, музыка усиливается, затем возвращаются.)

Снегурочка. Ах, я вспомнила! Ларец только тогда покажется детям, если они воспитанные, знают много вежливых слов и выражений. Ребята, вы вежливые?

Дети . Да!

Снегурочка. Тогда пусть выйдут вперёд самые вежливые дети.

(От каждой команды выходит один самый вежливый ребенок.)

Снегурочка . В этом конкурсе выиграет тот, кто быстрее пройдёт свой путь от старта до финиша (4-5 м), но пройти его не так просто. Шаг можно сделать только в том случае, если скажешь вежливое слово или выражение.

(Дети начинают по очереди говорить вежливые слова: «Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, с добрым утром и т. д.» Через некоторое время запас вежливых слов заканчивается, тогда игрокам начинают помогать остальные ребята, взрослые. Заканчивается конкурс тем, что участники доходят до финиша одновременно. Ведущий объясняет это зрителям так: «В конкурсе вежливых не может быть победителя. Вежливый человек всегда побеждает. Главное — никогда не забывать эти волшебные слова».)

Баба Яга . Все дети вежливые. Где Ларец?

Снегурочка. Найти его может только добрый человек. Тот, кто любит детей, любит с ними играть.

Баба Яга . А я уже один раз играла!

Снегурочка . Тогда песню спой, хоть частушку. Я вот для ребят частушки сочинила.

Баба Яга. Да запросто! Я среди бабулек — первая частушечница.

(Снегурочка поет.)

Вот и праздник к нам пришёл,

Это очень хорошо.

Чтоб со скукою расстаться,

Баба Яга. В луже изваляться!

Снегурочка . Бабушка, ты что? Это же некрасиво!

Баба Яга . Зато весело!

Снегурочка . Ну, ладно. Давай другую попробуем. (Поёт.)

Шуба, шапка, красный нос —

Входит Дедушка Мороз!

Начинает петь, плясать,

Баба Яга . Подарки отбирать!

Снегурочка . Да как же это так?

Баба Яга. А так: «Ну, ты, куда грабли тянешь! Давай подарок, сквалыга!»

Снегурочка. Что ты, это не ладно!

Баба Яга . Зато складно.

Снегурочка . От таких частушек Ларец совсем под землю уйдёт. Частушки должны быть добрыми и справедливыми.

Баба Яга. Ладно! Сейчас будет тебе добрая и справедливая!

(Снегурочка поёт.)

Наш весёлый Дед Мороз

Бородой седой оброс,

Щёки, нос румянятся...

Баба Яга. Потому что пьяница!

Снегурочка . Безобразие! Такими частушками только разбойников веселить!

Баба Яга . А что? Разбойники тоже люди, им тоже праздников хочется!

Снегурочка . Видно, ты совсем не добрая старушка, а злая! Верно, ребята?

Дети . Да! Злая!

Баба Яга. Ах, вот как? Злая? Тогда вот вы ключик получите! Ни праздника, ни подарков! Эй, ступа! Летим отсюда! (Улетает.)

Снегурочка. Вот беда! Остались мы без праздника!

(Плачет. Слышится приближающаяся песня Деда Мороза.)

Последний лист календаря

Остался на стене!

Весь год трудился я не зря,

Пора в дорогу мне!

Чтоб ёлочка под Новый год

Надела свой наряд,

Игрушки я беру в поход,

Подарки для ребят.

(последние две строки повторяют 2 раза)

Проеду сотни верст подряд,

Чтоб в ночь под Новый год

Надела ёлочка наряд

И встала в хоровод.

(последние две строки повторяют 2 раза)

Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)

Дед Мороз. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, румяные! Весёлые синеглазки, озорные каре- глазки, всем вам привет от сказки! А с зелёными глазами есть ребята в этом зале?

Дети. Да! Нет!

Дед Мороз . Не может быть, чтоб нет! Зелёный — это ёлки цвет. А ёлка сегодня именинница, она не важничает, не чинится, к себе гостей ждёт, ведь нынче праздник — Новый Год! Снегурочка, внученька! Почему ты плачешь?

Снегурочка. Баба Яга унесла Ключ!

Дед Мороз. Ну, нельзя терять ни минуты! Я возьму балалайку самоигральную, от которой ноги сами в пляс пойдут! Вот тебе, Снегурочка, трещотки, чтобы попугать Бабу Ягу. А вы, дети, громко хлопайте в ладоши, и ещё: мальчишки по моей команде «Давай!» будут громко стрелять из ружей — «Бах-бах, пиф-паф», а девочки будут лаять, как собачки. Умеете лаять, как собачки: «Гав- гав!»? Молодцы! Ну, начали! (Играют.)

(Баба Яга выбегает в танце, кружится, на удар трещотки высоко подпрыгивает.)

Дед Мороз (детям). Давай!

(Дети лают, стреляют.)

Баба Яга. Ой, уморили! Ой, не могу!

Дед Мороз. Ключ отдавай!

Баба Яга . Ой, ох, какой Ключ?

Дед Мороз . Не помнишь? Вспоминай скорей! А то как сейчас заиграем!

Баба Яга. Стойте! Погодите! Вспомнила! Вот сейчас вспомнила! (Нежно): Вот он, Ключик, хотела я его Дедушке Морозу отдать, вот и отдаю! Веселитесь на здоровье!

Дед Мороз. Ишь как ты заговорила! Превращу-ка я тебя за все твои пакости в глыбу ледяную! Чтоб ты по весне растаяла!

Баба Яга. Ой, пожалуйста, простите меня, старушку!

Дед Мороз. Что скажешь, Снегурочка?

Снегурочка. Это как ребята решат! Простим, ребята?

Дети. Да!

Дед Мороз. Это хорошо! Вот вижу я теперь, что вы ребята добрые, а значит, быть вам в новом году счастливыми! С такими ребятами и поиграть хочется. Ребята подросли, большие стали, а меня- то вы узнали?

Дети. Да, узнали!

Дед Мороз. Кто я?

Дети. Дед Мороз!

Дед Мороз . Верно! Все такой же я седой, с длинной белой бородой, с вами вместе, хоть сейчас, я готов пуститься в пляс. Становитесь-ка, ребята, поскорее в хоровод, песней, танцем и весельем встретим дружно Новый Год! Какой песней мы будем величать нашу новогоднюю красавицу?

Снегурочка . Моей любимой — «В лесу родилась ёлочка»!

(Дети в хороводе поют, а Дед Мороз показывает им движения, которые надо повторять.)

В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»,

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький

Под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк,

Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому

Под полозом скрипит,

Лошадка мохноногая

Торопится, бежит.

Везёт лошадка дровенки,

А в дровнях старичок,

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Теперь она, нарядная,

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.

(Песня заканчивается общими аплодисментами Новогодней Ёлочке.)

Дед Мороз . Посмотрите, как понравилась Ёлочке наша песенка. Улыбнулась она нам, вспыхнула разноцветными огоньками! Вот теперь и поиграть пришла пора! Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! Как задую, засвищу — вмиг мороза напущу! Ну-ка, ручки протяните, протяните, а потом их уберите! А то ведь заморожу!

(Дед Мороз пытается быстро коснуться протянутых к нему рук, но не успевает. Дети быстро убирают их за спину. Как только Дедушка отворачивается, дети тут же протягивают руки снова, поддразнивая Деда Мороза: «Мы мороза не боимся, мы играем, веселимся!»)

Дед Мороз . Вот как! Ну, молодцы! А ушки беречь умеете? А коленки? А носики? (Дед Мороз пытается рукавичкой коснуться коленок, носиков, но дети успевают прикрыть их ручками.)

Дед Мороз . Молодцы, ребята! А ёлочку украшать вы умеете? Сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы будьте внимательны и отвечайте «Да» или «Нет».

Что вешают на ёлку?

— Яркие игрушки?

— Звонкие хлопушки?

— Зайчиков из ваты?

— Ржавые лопаты?

— Сладкие конфеты?

— Жирные котлеты?

— Бусы и флажки?

— Пыльные мешки?

— На макушку — звезду?

— Горячую сковороду?

Дед Мороз . Вижу, умеете вы ёлку украшать. А умеете ли вы загадки отгадывать?

Хищник он серый,

Нет ему веры,

Все зубами щёлк, щёлк!

Кто это? (Волк)

Ушки длинные торчат,

Лапки белые дрожат!

Поскорее угадай-ка,

Это кто? (Трусишка зайка)

На ветке не птичка,

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто это? (Белка)

Я цветок сорвать хотел,

Он вспорхнул и улетел! (Мотылёк)

Загадки-шутки для ребят постарше

На какой пятачок ничего не купишь? (На поросячий)

Каким гребешком не причешешься? (Петушиным)

Когда воду в решете носят? (Зимой)

Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит, его называют соней.)

Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)

Красная? Нет, чёрная. А почему белая? Потому что зелёная. (Смородина)

Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)

Дед Мороз. Вы, конечно, знаете, ребята, что я волшебник? Я могу превратить вас в птичек, бабочек, жучков... Сейчас подую на вас волшебным ветерком, скажу: «День наступает — всё оживает!», и вы будете порхать, чирикать, свистеть... Но как только я скажу: «Ночь наступает — всё замирает!», вы должны замереть на месте и не двигаться! Тот, кто будет ночью шевелиться, того Дедушка Мороз отведёт под ёлочку.

(Ребята весело прыгают, кружатся под весёлую, ритмичную музыку. По команде «Ночь наступает!» музыка прекращается, либо включается тихая, таинственная. Игра проводится несколько раз.)

Снегурочка. А я тоже волшебница! Сейчас я превращу бабушку в дерево, например в сосну! А сама стану ёлкой. Птички, бабочки, зверята, летите под деревья, спасайтесь от ночной стужи! Запомните, под каким деревом вы прячетесь. По команде «Ночь наступает!» вы должны найти именно своё дерево, своё гнездо.

(В первом туре игры «деревья» остаются на своём месте, но когда Дед Мороз объявит «День наступает!» во второй раз, деревья вместе с детьми начинают двигаться по всей комнате. Теперь детям найти своё гнездо становится труднее. Игра становится веселее, азартнее.)

Дед Мороз. Вы ребята весёлые, дружные. А вот ловкие ли вы? Есть у меня две волшебные палочки. Они-то мне и покажут, кто здесь самый ловкий.

(Дети получают в руки круглые палочки толщиной 2,5-3 см и длиной 25-30 см. Между этими палочками натянута длинная лента, не менее 4 м. Точно посредине между играющими на ленте завязан бант. Задача игроков — как можно скорее намотать на палку ленту. Кто быстрее домотает до банта, тот и выиграл. Условие конкурса — наматывая ленту, палку нужно держать двумя руками. В этом конкурсе важно правильно организовать зрителей. Ведущий должен показать зрителям, как они будут поддерживать играющих. Чем энергичнее зрители будут «болеть» — тем лучше. Этот простенький конкурс превращается в яркое эмоциональное зрелище. По накалу страстей он иной раз не уступает футбольному или хоккейному матчу.)

Дед Мороз. Хорошо соревновались, ребята. Я вижу, вам нравятся такие конкурсы. Тогда вот ещё один.

(В игре принимают участие только двое детей. Дед Мороз на расстоянии 2 м ставит два стула спинками друг к другу. Под стульями протягивает ленточку или верёвку так, что сидящий видит только самый кончик ленточки. По команде Деда Мороза соревнующиеся должны вскочить со стула, обежать его трижды, сесть, нагнуться и дёрнуть за верёвку. Побеждает тот, кто выдернул верёвку. Ведущий должен внимательно следить за тем, чтобы условия игры не нарушались. Дети часто путаются и вместо трёх раз обегают стул дважды.)

Снегурочка. Мне так нравится, дедушка, как ты окна зимой разрисовываешь причудливыми узорами. Ты замечательный художник. А дети сумеют составить зимний узор, как ты думаешь?

Дед Мороз. Это мы сейчас увидим. Вот вам, дети, части зимних картин. Кто быстрее соберёт картину, тот и выиграл.

(Командам или отдельным игрокам выдаются репродукции с зимним пейзажем, разрезанные произвольно на неравные части. По сигналу каждый должен как можно быстрее и правильнее составить картину.)

Снегурочка. Дети замечательно справились со всеми твоими заданиями, дедушка. А теперь пришло время... для чего, дедушка?

Дед Мороз . Для чего, внученька?

Снегурочка (обращается к ребятам). Дед Мороз с детьми играл?

Дети . Играл!

Снегурочка . Возле ёлочки плясал?

Дети . Плясал!

Снегурочка. Песни пел? Детей смешил?

Дети . Да!

Снегурочка . Что ещё он позабыл?

Дети . Подарки!

Снегурочка . Где же твой Ларец, дедушка?

Дед Мороз. Ах, старый я стал, позабыл! Ну, ничего! Есть у меня волшебный клубок. Вот он. Куда клубок покатится, там и подарки для ребят.

(Посохом Дед Мороз толкает клубок верёвки детям, дети пинают его как мяч, клубок постепенно разматывается, и, когда он становится совсем маленьким, Дед Мороз выталкивает его за дверь. Там уже стоят санки, на которых укреплена картонная коробка, раскрашенная под ларец. Верёвку за дверями привязывают к санкам. Дед Мороз просит детей тянуть за верёвку, и под радостные крики детей санки въезжают в комнату. Дед Мороз со Снегурочкой раздают подарки, поздравляют с Новым Годом, прощаются и уходят.)

Что еще почитать