Основные направления программы шаг за шагом. Рабочая программа "шаг за шагом". Вовлечение родителей в педпроцесс

Образовательная программа

«Шаг за шагом»

Музыкальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хоровым и ансамблевым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Эти занятия хорошо снимают напряжение, усиливают эмоциональную реакцию, повышают жизненный тонус детей. Выступления перед зрителями являются мощным воспитательным средством: переживания успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство единения, сопереживания, дружбы, ответственности за себя и товарищей по искусству. Ребенок знакомится с разными жанрами вокального искусства: классикой, народной музыкой, современными песнями. Совместное пение воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться желаемой цели, развивает ассоциативное мышление, укрепляет память. Эстрадный вокал-один из самых актуальных и востребованных жанров в современном музыкальном мире.

^ Программа «Шаг за шагом» относится к художественно- эстетическому направлению. Уровень освоения: общекультурный.

Цель программы: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и развитие вкуса и музыкальных способностей детей через обучение вокально-хоровому пению.

Задачи образовательной программы:

Образовательные.


  • Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального пения

  • Познакомить с приемами и терминами музыкального языка

  • Научить различать жанровые особенности и средства музыкальной выразительности (стиль, темп, ритм, интонация).
Развивающие.

Развить:


  • Общую музыкальность ребенка

  • Эмоциональную отзывчивость на разные музыкальные жанры и характерные особенности музыкальных произведений.

  • Творческое воображение

  • Устойчивый интерес к музыке

  • Укрепить голосовой и дыхательный аппараты
Воспитать:

  • Хороший музыкальный вкус

  • Чувства коллективной и индивидуальной ответственности

  • Трудоспособность

  • Толерантное отношение к ошибкам других

  • Критическое отношение к собственным ошибкам.
Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей: 4 - 8лет

Условия реализации программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Группа формируется из детей, желающих заниматься эстрадным вокалом на базе ДДТ" Град чудес". Форма приема: прослушивание детей в присутствии родителей.

Наполняемость групп: 1 г. обучения - 15 человек

2 г. обучения - 12 человек

3 г. обучения - 10 человек

4 г. обучения - 10 человек

^ Формы и методы проведения занятий:

1. Словесные методы обучения : устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения

2. Наглядные методы обучения: показ голосом песенного материала, прослушивание музыкального произведения.

^ 3. Практические методы обучения: работа над дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением (проговаривание литературного текста, повторение за педагогом мелодии, пропевание трудных интонационных мест)

^ Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая

Формы проведения занятий: а) учебное занятие,) занятие- игра, занятие – репетиция, контрольный урок, итоговый концерт, праздник

^ Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

Ребенок должен знать: Основные правила охраны голоса

Овладеть: понятиями артикуляции и дикции, звукообразования

Получить опыт: интонирования в пределах октавы

^ 2 год обучения: Знать артикуляционные упражнения

Овладеть понятиями «опора звука»

Уметь отрабатывать дикционные упражнения, петь фразами

Иметь опыт работы с микрофоном

^ 3 год обучения: Знать правильное произношение гласных и согласных звуков

Уметь поставить и выполнить актерскую задачу

Различать разные виды атаки

Иметь представление о резонаторах

Закрепить навык работы с микрофоном

^ 4 год обучения: Знать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни

Уметь выполнить упражнения для распевания самостоятельно

Использовать при пении резонаторы

Уметь справляться со стрессовой ситуацией

Иметь опыт работы на сцене в ансамбле и сольно.

^ Форма подведения итогов:

1 год обучения: Участие в концертах, организуемых ДДТ «Град чудес» в течение года (календарные даты). Итоговые занятия для родителей – 1 раз в полугодие.

2 год обучения: Участие в творческих фестивалях и конкурсах города и района.

3 год обучения: Выступления с собственными творческими программами (шоу, мюзиклами).

4 год обучения: Концертное выступление коллектива с исполнением каждым учащимся песен разных жанров, мюзикл совместно с другими коллективами (хореографическими, театральными).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ «ШАГ ЗА ШАГОМ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатели: Усерева Ф.М.

2 слайд

Описание слайда:

Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 28 странах мира. В Казахстане программа идет с 1998 года. Авторы программы

3 слайд

Описание слайда:

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность. ЦЕЛЬ:

4 слайд

Описание слайда:

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

5 слайд

Описание слайда:

«Шаг за шагом» – это не образовательная программа, а скорее подход к обучению, технология. Цель – подготовить детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире, развивать такие качества и способности, как: готовность принимать перемены и активно в них участвовать устойчивое стремление учиться (воспитатель поддерживает мотивацию к обучению) способность критически и творчески мыслить (занятия проходят в форме беседы, у детей спрашивают их собственное мнение, дети слышат мнения других детей, воспитатель не навязывает свою точку зрения, выносит на обсуждение какую-либо проблему, важна форма подачи материала) способность ставить и решать проблемы (Необходимо дать ребенку возможность исследовать среду, будь то приготовление пищи, или драматизация, строительство или письмо, аппликация или математика) умение делать самостоятельный и осознанный выбор (Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей) умение уважать себя и окружающих людей (Поддерживается партнерство и взаимное уважение, существуют не только индивидуальная деятельность, но и совместная работа, например, когда дети вместе готовят салат, делают коллаж, совместные творческие работы и др., года один понимает, что от него зависит успех общего предприятия) правильное восприятие социальных норм и правил поведения (когда детям не просто внушаютя какие-то правила, а они сами принимают участие в их разработке с помощью различных ситуаций, когда они понимают, что нужно вести себя так, а не иначе, т.к. это просто неудобно по разным причинам для них самих)

6 слайд

Описание слайда:

Основные идеи программы: ♦ Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ♦ Осуществление детьми выбора ♦ Наличие развивающей среды и центров активности ♦ Участие семьи Участие семьи создает спокойную, благоприятную обстановку в группах, снижает тревожность, позволяет применить индивидуальный подход к обучению. Мы приветствуем, когда члены семьи принимают участие в занятиях, например по изо-деятельности или кукольному театру, или же, например, ездят с нами на экскурсии. К сожалению, родители не очень активны в этом отношении. Если же родители и помогают, то их внимание направлено только на своего ребенка. В будущем мы надеемся изменить ситуацию.

7 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Понимает, как развивается ребенок Проявляет уважение к детям и высоко ценит их идеи Стимулирует детей к разрешению собственных проблем Поощряет уважительное отношение друг к другу Используемые в программе методы позволяют педагогу разносторонне раскрывать избранную для работы с детьми тему, формировать у детей гибкие и целостные представления о мире, дают возможности ему развиваться. И что наиболее важно – каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Программы отвечают за результаты, включая долгосрочные результаты по развитию детей. Программы развивают сотрудничество и создают партнерство В программах тестируются и документируются инновационные подходы Программы стремятся к межотраслевому сотрудничеству, координации и интеграции услуг Программы являются устойчивыми В программы включены все дети Основные принципы по составление программ

10 слайд

Описание слайда:

Основные принципы по составление программ (продолжение) Программы являются гибкими, актуальными и целевыми. программы заимствуют стратегии у местных культур и лингвистических традиций (начинаются с того, что уже имеется). Программы являются совместными и содействуют значимому участию в них детей, их семей и сообществ. программы направлены на обеспечение безопасности, оздоровление защиту детей.

11 слайд

Описание слайда:

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ Физическое развитие Социальное и эмоциональное развитие Развитие языка и навыков коммуникации Когнитивное развитие

12 слайд

Описание слайда:

Краткий обзор – сферы развития Четыре основных сферы детского развития и 2 сферы обучения: Физическое здоровье и хорошее самочувствие (включает крупную и мелкую моторику и здоровье) Социальное и эмоциальное развитие Когнитивное развитие и общие знания Развитие языка и навыков коммуникации Грамотность Умение считать

13 слайд

Описание слайда:

Физическое развитие – Здоровье и Хорошее Самочувствие Крупная моторика: способность ребенка использовать крупные мышцы Мелкая моторика: способность ребенка использовать мелкие мышцы Сенсорные способности (слух, зрение) Здоровье (любое состояние здоровья, например, астма, анемия и т.д.) Питание (полноценная и питательная пища для правильного физического и когнитивного развития)

14 слайд

Описание слайда:

Роль педагога Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей

15 слайд

Описание слайда:

II. Среда обучения В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

16 слайд

Описание слайда:

III. Планирование В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

17 слайд

Описание слайда:

IV. Оценка Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«Круг от сердца к сердцу» - обязательный методический приём, который является своеобразным эмоциональным «финалом» учебного занятия, предусматривает обмен впечатлениями и помогает детям формулировать позитивные пожелания друг другу; а также дает возможность определить характер эмоционального состояния каждого ребенка, степень усвоения темы занятия. Сердце я своё открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все хорошие слова Говорю я для тебя!

20 слайд

Описание слайда:

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопознанию, которая включает в себя ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованное представление, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Совместная творческая деятельность способстует осознанию детьми таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует у детей уверенность и веру в свои способности и возможности, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.

21 слайд

Описание слайда:

Данное занятие направлено на активизацию речи детей через использование интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора и способа выполнения задания. В основе проведения занятия методы критического мышления. Форма организации занятия- работа по центрам активности- технология « Step by step» Практическое применение технологии

22 слайд

Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» - международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Сообщество» - заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.

К числу способностей и качеств, необходимых ребенку для дальнейшей жизни, можно отнести следующие: Уметь принимать и осуществлять перемены; Критически мыслить; Осуществлять выбор; Ставить и решать проблемы; Проявлять творчество, фантазию; Быть самостоятельным и инициативным.

Программа основана на сочетании научно-обоснованных и подтверждаемых позитивной практикой методов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежит теория развития , где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.

Успешность развития зависит от: наследственных факторов и индивидуальных особенностей ребенка; степени удовлетворения насущных потребностей ребенка; среды, в которой растет и развивается ребенок; стиля и содержания взаимодействия взрослых с ребенком.

Согласно теории развития, дети: проходят через закономерные стадии развития; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе; активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр; нуждаются в общении для успешного развития.

Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, поэтому основой программы является индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на комплексной диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его развития.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно - развивающая среда , побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности» . Основные из них - Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры , постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.

Социально – эмоциональное развитие: развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею); усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых; развитие активности, самостоятельности; развитие навыков самопрезентации; развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальное развитие: развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения; развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия); формирование системных знаний об окружающем мире; развитие познавательного интереса.

Развитие речи: формирование правильного звукопроизношения; развитие активного словаря; развитие диалогической и монологической связной речи.

Развитие творческих способностей: развитие интереса к творческим видам деятельности; развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами; формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного; развитие умения решать проблемы.

Физическое развитие: развитие крупной и тонкой моторики; развитие координации движений; формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.

Развитие учебных навыков: предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение); владения элементарными математическими представлениями; счетной деятельности; подготовка руки к письму.

Программа способствует тому, что дети вырабатывают свое собственное понимание: физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, смешивание красок; социальной и культурной информации с помощью ролевых игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях; законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования, классификации; письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

  • 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
  • 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  • 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
  • 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • 1. Методы эмоционального стимулирования.
  • 2. Методы развития познавательного интереса.
  • 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
  • 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
  • 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
  • 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
  • 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
  • 20. Типы и структура уроков.
  • 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
  • 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
  • 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
  • 25. Рациональная организация учебного труда.
  • 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
  • 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
  • 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
  • 1. Методы формирования сознания личности.
  • 2. Методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения.
  • 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  • 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
  • 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
  • 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
  • 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
  • 33. Эстетическое воспитание школьников.
  • 34. Трудовое воспитание.
  • 35 Профессиональное самоопределение школьников.
  • 36. Воспитание физической культуры школьников.
  • 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
  • 38. Организация самовоспитания школьников.
  • 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
  • 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
  • 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
  • 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
  • 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
  • 44. Критерии выбора педагогической технологии:
  • 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
  • 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
  • 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
  • 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
  • 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
  • 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 54. Технология проблемного обучения
  • 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
  • 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
  • 58. Технология программированного обучения.
  • 59. Технология дифференцированного обучения
  • 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
  • 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
  • 62. Технология групповой деятельности
  • 63. Технология модульного обучения.
  • 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
  • Раздел III. Написание перспективного плана:
  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
  • 69.Технология мастерских.: целевая направленность, этапы работы в мастерской.
  • 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
  • Классификация видов одарённости
  • Классификационные параметры технологии
  • Акценты целей
  • Концептуальные позиции
  • Выявление (диагностика) одарённости
  • Особенности содержания и организации
  • Предтечи, разновидности, последователи
  • 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
  • 73. Технология само (м.Монтессори)развития
  • 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
  • 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
  • 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
  • 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
  • 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».

    В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников. Продолжением модели «Первый шаг» стала образовательная модель «Шаг за шагом» для начальной школы (1996 год)

    Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют техно­логией семейно-общественного взаимодействия. Работа с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:

    1.Знакомство с семьёй с целью первичного сбора информации о ней, разъяснения направленности работы детского сада, ознаком­ления с особенностями paботы в группах, работающих по техноло­гии «Первый шаг».

    2. Изучение семьи .

    – опрос родителей;

    – наблюдение;

    – посещение на дому.

    – анкетирование;

    – интервьюирование;

    – тестирование;

    – проективные методики.

    3 . Дальнейшее семейно-обшественное взаимодействие представ­лено следующими формами:

    3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.

    Вовлекая родителей в педагогический про­цесс, мы задействуем их в праздниках, развлечениях и других зрелищ­ных мероприятиях, при работе в центрах деятельности; привлекаем к пополнению предметно-образовательной среды группы (через учас­тие в смотрах, конкурсах и т. п.), совместному созданию проектов для изучения детьми.

    Консультативно-просветительская работа с родителями.

    Выбор форм этой работы зависит от уровня психологической, педа­гогической культуры родителей, их запросов, творчества самих педаго­гов и других причин. На практике опробованы следующие формы:

    посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления доверительных, теплых отношений с семьей;

    групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации (вос­питателями и другими специалистами дошкольного учреждения);

    выпуск информационных бюллетеней (тематических, проблемных);

    использование тренинговых технологий;

    групповые собрания и мини-собрания (с просветительской це­лью и для изучения опыта семейного воспитания);

    выставки (работ детей, воспитателей, родителей; литературы):

    смотры-конкурсы;

    презентации семей (с целью активизации родителей, распро­странения опыта семейного воспитания, выработки единой направлен­ности в работе по проблеме и т. д.);

    праздники «Родители -детям»;

    совместные развлечения;

    совместные экскурсии, прогулки;

    спортивные праздники;

    издание тематических газет, оформление папок;

    «ящик идей и предложений» от сотрудников детского сада (мож­но выделить разделы «Каши идеи», «Творческие планы в области вос­питания, развития, обучения детей»):

      ведение папок индивидуального развития ребенка (прил. 5);

      организация дополнительных услуг (бесплатных или на плат­ной основе).

    4. Важным направлением в работе с семьей является также изуче­ние опыта семейного воспитания, которое включает такие формы наглядного представления семейного опыта, как:

      семейные альбомы;

      семейные газеты;

      визитные карточки семей;

      выступление родителей на семейных праздниках, презента­циях семей:

      выставки.

    Работники дошкольного учреждения должны всегда помнить, что конечная цель их деятельности - создание максимально благоприят­ных условий для воспитания, развития ребят в семье и детском саду. Нужно стремиться к "ому. чтобы родители были не формальными участ­никами мероприятий, а активными помощниками.

    Представляем!Ъч чекоторые мероприятия, которые практикуют­ся в работе дошкольного учреждения 4 к Могилева» работающего по образовательной модели «Первый шаг». При желании они могут быть исполмованы и в Вашем дошкольном учреждении при осуще­ствлении взаимодействия с семьями воспитанников.

    Согласно концепции образовательной программы “Шаг за шагом” в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.

    Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:

    – предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;

    – образование носит индивидуальный характер;

    – построение учебных планов подчинено центрам обучения (чаще всего их от 5 до 9);

    – в образовательные стандарты включены не только академические области.

    Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом

    Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.

    Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.

    Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?

    Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей: мыслителя, деятеля, регистратора, слушателя, участника диалога, организатора, партнёра, друга

    Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.

    Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.

    49 .Технология творческого развивающего обучения И.П.Волкова.

    Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ. Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

    По уровню применения: общепедагогические.

    По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

    По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей).

    По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

    По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

    По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

    По преобладающему методу: творческие.

    По направлению модернизации: альтернативные.

    Акценты целей:

    Выявить, учесть и развить творческие способности;

    Приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

    Школа творчества И. П. Волкова

    Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

    Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

    Блочно-параллельная структура учебного материала.

    Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

    Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

    Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

    Особенности содержания по И.П. Волкову

    Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

    Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

    Приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).

    В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

    Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

    В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

    50. Альтшуллер Генрих Саулович (Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

    Классификационная характеристика технологий творчества (см. И.П. Волкова).

    Акценты целей:

    Обучить творческой деятельности.

    Ознакомить с приемами творческого воображения.

    Научить решать изобретательские задачи.

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера

    Теория - катализатор творческого решения проблем.

    Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

    Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

    Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

    Особенности содержания:

    Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

    Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

    В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

    К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

    Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

    Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

    Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

    Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

    1. Пояснительная записка.
    2. Диагностический инструментарий.
    3. Уровни адаптации детей к дошкольному учреждению.
    4. Учебно-тематический план.
    5. Содержание образовательной деятельности.
    6. Информационно-методическое обеспечение.
    7. Приложение 1. План работы по профилактике психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОО
    8. Приложение 2. Картотека игр и конспекты занятий во время адаптационного периода.
    9. Приложение 3. Правила проведения занятий с детьми в адаптационный период.
    10. Приложение 4. Памятка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду».
    11. Приложение 5. Памятка для родителей «Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу адаптироваться в новых условиях».
    12. Приложение 6. Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

    Пояснительная записка

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

    Дети раннего возраста деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

    Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина). Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой.

    Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – групповой; по времени реализации - на период адаптации. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Белкина В.Н., Васильева М.А., Смирнова Е.О., Доронова Т.Н. и др.

    Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей. Программа будет реализовываться теми педагогами, которые будут осуществлять набор вновь поступающих детей в начале следующего учебного года.

    К числу наиболее актуальных проблем относятся то, что: прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольной организации, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОО и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетентности сотрудников ДО по вопросам адаптации детей этого возраста.

    Значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и реализации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

    Цель Программы : успешная адаптация детей 2-3 лет к условиям ДОО.

    Задачи Программы:

    1. Создать условия для организации благоприятной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
    2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
    3. Через повышение информационной компетентности привлечь внимание сотрудников дошкольной образовательной организации по проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

    В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.

    В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей, которое создаёт основу для их благоприятной адаптации.

    Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МБ ДОУ «Детский сад №162» г. Новокузнецка.

    Срок реализации данной программы 9 месяцев (сентябрь-май). Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, осуществляем постепенный переход ребенка из семьи в дошкольную организацию. Работа проводится в несколько этапов.

    I этап. Подготовительный.

    Работа с родителями:

    1. знакомство с группой во время постановки на очередь;
    2. ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристикой возрастных возможностей, показателями развития раннего возраста;
    3. анкетирование (социальное, медицинское);
    4. знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
    • состояние здоровья;
    • уровень развития;
    • коммуникабельность;
    • сформированность предметной и игровой деятельности;
    • наличие навыков самообслуживания;
    1. предварительное знакомство с детьми группы, посещение группы родителями вместе с детьми (от 2 до 5 дней). Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад.

    Медико-психолого-педагогическая служба:

    • прогнозирует течение адаптации по проведенному анкетированию;
    • выявляет группу «риска»;
    • разрабатывает рекомендации для родителей и педагогов;
    • разрабатывает последовательность приема детей в группу;
    • определяет длительность пребывания ребенка в адаптационном периоде.

    II этап. Наблюдение.

    1. поэтапный прием детей в группу;
    2. постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
    3. наблюдение за поведением детей;
    4. консультирование родителей;
    5. оформление листов адаптации, оценка уровня нервно- психического развития детей.

    III этап. Анализ и выводы.

    1. Обработка результатов:
    • анализ адаптационных листов;
    • анализ индивидуальных карт развития.
    1. Выявление детей с тяжелой степенью адаптации.
    2. Индивидуальная работа с детьми.
    3. Рекомендации родителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми.
    4. Внесение изменений в существующую модель работы.

    Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста. Ведущий использует ритуалы: приветственные и прощальные песенки, которые помогают детям настроиться на занятие и указывают на его завершение. В процессе движений, сопровождаемых музыкой и словами, у детей появляется желание подражать, взаимодействовать с другими, возникает чувство уверенности и комфорта.

    Совместные занятия родителей с детьми длятся 30-40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

    Ожидаемые результаты:

    • Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет:
    • процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко,
    • невротические реакции отсутствуют,

    (Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30дней).

    • Повышение психолого-педагогических знаний у родителей.

    Анкета-прогноз для родителей

    “Готов ли ребенок к детскому саду?”

    Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

    1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

    Бодрое, уравновешенное - 3 балла;

    Неустойчивое - 2 балла;

    Подавленное - 1 балл.

    2. Как ваш ребенок засыпает?

    Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла;

    Долго не засыпает - 2 балла;

    Неспокойно - 1 балл.

    3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные…)?

    Да - 1 балл;

    Нет - 3 балла.

    4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

    2 ч - 3 балла;

    1 ч - 1 балл.

    5. Какой аппетит у вашего ребенка?

    Хороший - 4 балла;

    Избирательный - 3 балла;

    Неустойчивый - 2 балла;

    Плохой - 1 балл.

    6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

    Положительно - 3 балла;

    Отрицательно - 1 балл.

    7. Просится ли ребенок на горшок?

    Да - 3 балла;

    Нет, но бывает сухой - 2 балла;

    Нет, и ходит мокрый - 1 балл.

    8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

    Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое) - 1 балл;

    Нет - 3 балла.

    9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

    Да - 3 балла;

    Иногда - 2 балла;

    Нет - 1 балл.

    10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

    Да - 3 балла;

    Иногда - 2 балла;

    Нет - 1 балл.

    11. Как ваш ребенок играет?

    Умеет играть самостоятельно - 3 балла;

    Не всегда - 2 балла;

    Не играет сам - 1 балл.

    12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

    Избирательно - 2 балла;

    Трудно - 1 балл.

    13. Какие взаимоотношения с детьми?

    Легко идет на контакт - 3 балла;

    Избирательно - 2 балла;

    Трудно - 1 балл.

    14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

    Да - 3 балла;

    Не всегда - 2 балла;

    Нет - 1 балл.

    15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

    Есть - 3 балла;

    Не всегда - 2 балла;

    Нет - 1 балл.

    16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

    Перенес разлуку легко - 3 балла;

    Тяжело - 1 балл.

    17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

    Есть - 1 балл;

    Нет - 3 балла.

    Прогноз адаптации:

    • готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;
    • условно готов - 39-24 балла;
    • не готов - 23-16 баллов.

    Полную версию работы можно .

    Что еще почитать