Послушный ребёнок - это хорошо? Что делать, чтобы ребенок слушался

Читая эту статью одни - преимущественно молодые родители - захотят узнать, как воспитывать своего первенца, чтобы он рос послушным, вторые - те, кто уже немного имеют горький опыт непослушания ребенка, - надеяться получить рецепты перевоспитания, третьи, возможно, только улыбнутся: мол, где вы видели послушных детей?

Но мы не ставим своей целью поучать, давать рецепты или убеждать, что отчаялись в педагогических возможностях. Просто хочется нарушить серьезную и искреннюю беседу по поводу ряда наболевших вопросов, которые волнуют не только родителей и учителей, но и всю нашу общественность. Ведь если не забывать всем хорошо известной истины, что дети - наше будущее, то трудно оставаться равнодушными к главному: какие они, наши дети, сегодня и какими станут завтра. В связи с этим возникает и вопрос о послушании.

Действительно, как добиваться от ребенка послушания, не нанося вред его завтрашней самостоятельности? Не лучше дать ему волю во всем: желаниях, потребностях, стремлениях, - чем навязывать свои? Да и вообще что такое послушание?

Однако нам хочется подчеркнуть с самого начала, что в разговоре о послушании и его воспитание отнюдь не обойти многих важных вопросов воспитания детей вообще. Ведь нельзя сегодня воспитывать послушание, а завтра правдивость или еще какое другое положительное качество. Воспитание ребенка - это формирование его личности в целом, процесс, в котором все взаимосвязано: приобретение ребенком одних черт неизбежно сказывается на развитии многих других его черт и качеств, формирование одних невозможно без формирования других. Это в определенной степени касается и послушания: оно не может формироваться само по себе, изолированно. Не осознавать этого - значит не только обеднять многогранный процесс воспитания, но и искажать его содержание.

Наша задача - выяснить, с какими чертами связано послушание, на которые из качеств личности оно опирается, а каким, в свою очередь, дает толчок. Ставя вопрос о воспитании послушания, мы видим необходимость выяснения не только того, как правильно и разумно предъявлять требования, но и того, как обеспечить их внутреннее принятие ребенком, залогом которого является определенный уровень развития ее психических свойств. Поэтому на обсуждение ставится по существу вопроса о том, как и формировать в ребенке, чтобы он научился не просто слушаться взрослых, а вообще правильно себя вести.

Скажем сразу, что здесь не будет никаких рецептов. Их на все случаи жизни даже одного ребенка не существует. Поэтому и не нужно их искать. Давайте, вооружившись знаниями закономерностей развития и обучения детей, подумаем над собственным опытом воспитания, проанализируем весь жизненный уклад семьи с точки зрения его влияния на ребенка, разберемся в своей «домашней» педагогике, в которой, видимо, есть и успехи, и досадные ошибки. И давайте лучше присмотримся к самим детям, к тому, что влияет на них положительно, а отрицательно, как к кому или к чему они относятся, что могут, а чего не могут. Это поможет глубже разобраться в указанных вопросах.

С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. Чаще и настойчивей всего родители приходят с жало...

Итак, задавая вопросы о послушании и воспитании детей, приводя конкретные примеры, приглашаем родителей вместе подумать над этими вопросами и примерами, учитывая, что в каждой семье свои условия воспитания и каждый ребенок - индивидуальность, на которую нельзя не учитывать.

Что такое послушание

- Ну, что это за ребенок, - неуемный, непоседливый. Весь день хожу за ним, наблюдаю каждый шаг, а он все равно что-то натворит, - жалуется пожилая женщина соседке. А та только качает головой, искренне сочувствуя, собеседнице.

- А вы не ходите за ним. Дайте ему свободу. Пусть себе чем-то занимается, а вы свое делайте, - вмешалась в разговор еще одна.

- Хорошо вам советовать, когда ваш с первого слова слушает. А моему десять раз сказать надо, а потом и за ремень взяться. Иначе не доходит.

Такие разговоры часто услышишь. За ними - проблема, которая волнует почти всех без исключения родителей:

  • Одни стремятся научить ребенка слушаться, добиваются, чтобы он выкапывал требование с первого слова, беспрекословно подчинялся родительской воле. Любое невыполнение ребенком требований взрослых они считают недопустимым отклонением от нормы.
  • Другие убеждены в обратном: послушание воспитывает только бездумных исполнителей чужой воли, слепых рабов чужому мнению, лишает ребенка энергии, инициативы.

Что можно сказать по поводу этих точек зрения? Попробуем подробнее разобраться в них.

Следует, прежде всего, выяснить, чем питаются такие разные взгляды на послушание. Они вытекают из общего понимания сути воспитания:

  • Так, весьма распространены в свое время домостроевские принципы воспитания основывались на строгой требовательности к детям. А суровая требовательность означала безоговорочное послушание, механическое, бездумное подчинение ребенка воле взрослого. В случаях неподчинения вступало в силу наказание как одно из главных средств воздействия на ребенка и притязания послушания.
  • Известна также прямо противоположная теория так называемого прогрессивного воспитания . Она основана на положении о том, что развитие личности базируется на «самовыражении», по существу сводится к лозунгу «разрешать все». Ребенок должен иметь все, что хочет, делать все, что вздумает. В процессе такого естественного выражения своих желаний, предпочтений, способностей он сформируется как личность с присущими только ему стремлениями, чертами, качествами. Поскольку ребенка ни в чем не ограничивают, чтобы не помешать развертыванию его природных сил и возможностей, он растет, не зная границ, и с большой вероятностью может вырасти эгоистичным, самовлюбленным, грубым.

Как видим, речь идет в одном случае о безоговорочном послушании ребенка, во втором - о полной свободе. Но, к сожалению, такие противоположные подходы к послушанию достаточно прочно укоренились. Если собрать все, что в последние годы написано по этому поводу, то не трудно увидеть, как одни авторы ревниво убеждают в необходимости воспитания послушания, а других пугает само слово «послушание».

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Такие различия объясняются, по нашему мнению, разным пониманием понятия «послушание». А раз так, то следует, прежде всего, договориться о его содержании.

Послушание - это выполнение ребенком требований взрослых

Если принять только это определение, сразу возникает вопрос: а умение вести правильно при отсутствии в данный момент прямого требования, однако именно так, что поведение соответствует обычным требованиям, - это уже не послушание? Может, это что-то больше послушание или совсем другое?

Или когда в присутствии взрослых ребенок выполняет требование, а оставшись наедине, игнорирует его - разве назовешь ребенка послушным?

Послушный ребенок способен и к отсроченному поведению: сказали вернуться с прогулки, когда солнце скроется за дом - он вернется; сказали не идти в соседний двор - не пойдет. Слушаться здесь означает и в определенной степени регулировать собственное поведение.

Способность к саморегуляции, которую несет в себе послушание, - очень ценное качество. Послушание поэтому и важное, что благодаря нему, у ребенка появляется способность саморегуляции и самодисциплины.

Выполняя определенные правила, которые выдвигает взрослый, ребенок учится соблюдать их. Получив указание или распоряжения взрослого, он мобилизует свои внутренние силы для его выполнения. Эта взаимосвязь между внешними формами регуляции (требованиями взрослого) и внутренними (требованиями ребенка к себе самому) как раз и является основой формирования у детей правильного поведения. Поскольку внешняя регуляция действует только через внутреннюю, то она и формирует внутреннюю регуляцию как способность ребенка по собственной готовности и через собственную активность выполнять требования взрослых. Понятно, какой это хороший залог развития самодисциплины.

Вот пример. Галина Петровна не задумывалась над тем, послушная или непослушная ее дочь, пока не произошел случай. Однажды она попросилась раньше на обеденный перерыв - надо разогреть обед дочери, сидит дома, потому что в детском саду карантин. «Как? Вы оставили ребенка одного и спокойно работаете? » - Удивлялись одни. «Хоть бы еще беды не натворила. Бегите скорей домой. Она же, бедная, голодная », - волновались другие. Но Галина Петровна не проявляла особого беспокойства. Она рассказала, что уже с трех лет ей приходилось оставлять девочку одну, сначала ненадолго, а теперь хоть и на пол дня . Конечно, бывало, что ребенок плакал, стучала в дверь. Тогда Галина Петровна ставила ей конкретные задачи: вот нарисуй сад, а я пойду в аптеку; пока смотай эти нитки, я выйду купить хлеба. Занятая чем-то, девочка спокойно относилась к маминому отсутствию. Постепенно привыкла оставаться одна в квартире. В 6 лет это для нее уже обычное дело. Теперь мама обозначает на будильнике красную черточку: когда стрелка подойдет к ней, надо выпить молоко, когда часы зазвонят -поесть . Советует, что слепить или любую фигуру составить из мозаики до ее прихода. Не открывать никому дверь, не подходить к плите - эти запреты девочка усвоила хорошо. Она ест по сигналу, играет в своем уголке и ждет маму. Никакого вреда она никогда не совершала. Мама приучила ее к определенной самостоятельности, к умению делать так, как она требует. Соблюдать маминых требований при их отсутствии девочке помогают те внешние атрибуты требований, к которым мама обычно удается: черточка на часах, звонок, раскрыта на соответствующем рисунке-образце книжечка, поставленный на столике в определенном порядке завтрак. Все это напоминает о том, что мама говорила.

6 1

Детство - это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое...

Как видим, Галина Петровна приучила свою дочь слушаться не только ее прямых требований, но и отсроченных , и, главное, заронила первые зерна самодисциплины, которая проявляется в умении девочки последовательно выполнять мамины требования, когда она остается в одиночестве. Итак, это одновременно и послушание, и первые проявления саморегуляции поведения, возможно только на основе послушания.

Теперь вернемся к разговору о понятии «послушание» и уточним его. Послушание - это умение ребенка вести себя в соответствии с требованиями взрослых. Надо вести правильно не только по прямой, но и в сформулированном ранее, сейчас упомянутом требовании. Надо вести правильно не только под непосредственным контролем взрослого, как носителя требования, но и один на один с собой. Надо также вести себя правильно в детском обществе, определяя здесь свое поведение усвоенными требованиями взрослого.

Не трудно понять, что речь идет о послушании разной сложности. Ведь выполнять прямое требование легче, чем напомненное, сделать что-то под давлением взрослого естественно, чем под собственным давлением. Ошибочно было бы квалифицировать простые формы послушания, как менее важные, чем сложные, или считать, что сложные полностью вытесняют простые. Из того, что ребенок пяти-шести лет может правильно вести себя на основе привычек или в силу хорошо усвоенных требований, не вытекает возможность отмены прямых требований к нему. Но при этом приходится признать, что простые и сложные формы послушания имеют неодинаковое значение для формирования самостоятельности ребенка, его умение находить выход в любой ситуации и умение правильно вести вообще.

Действительно, ребенок может хорошо выполнять прямые требования и не уметь ставить требования перед собой. Когда ему говорят - слушается, а оставшись без указаний, он пренебрегает теми же правилами, которые легко придерживался по требованию взрослого. Такое ситуативное послушание, которое ничего не дает для саморегуляции и не обеспечивается внутренними стимулами, не нужно. Оно может воспитать хорошего исполнителя чьих-то распоряжений, но не научит самостоятельности.

Послушание может быть не только разной сложности, но и разного качества: осмысленное и механическое :

  • Осмысленное означает, что ребенок осознает суть требования, ее направленность, ее смысл, а потому усваивает ее. Это вооружает ребенка в умении вести себя по правилам, развивает инициативу. Требования взрослых постепенно становятся требованиями ребенка к самому себе.
  • Механическое послушание - пассивное подчинение взрослым, бездумное выполнение их воли. Беспомощность ребенка, лишенного указаний, отсутствие самостоятельности - постоянные последствия механического послушания.

Однако нельзя представлять любое механическое послушание как плохое, а осмысленное хорошее и на этом основании отменить первое. Категоричность квалификации « плохая - хорошая» неприемлема по отношению к маленьким детям . Маленькому ребенку не всегда можно объяснить суть каждого требования, даже раскрыть эту суть на живом примере. Ничего страшного нет в том, чтобы добиваться выполнение требования, не прибегая обязательно для объяснения. Придет время, ребенок подрастет и сам поймет содержание требования, которого давно уже приучили соблюдать. Поэтому на первых этапах воспитания послушания допустимо в какой-то степени механическое подчинение ребенка взрослому.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о...

Другое дело, когда стремятся лишь механического подчинения и делают это сознательно или даже подсознательно, не давая должного значения тому, как ребенок понимает и принимает требование. Это действительно опасно. Ведь при отсутствии осмысленного послушания закрыт путь к саморегуляции.

Понятие послушания можно уточнять по отношению к детям разного возраста. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста слушаться взрослых - это преимущественно выполнение их прямых требований, хотя уже и в этот период ребенок способен учитывать косвенные требования.

Дошкольник при определенных обстоятельствах может правильно вести себя на основе ранее услышанного и в известной степени усвоенного требования. Сначала само присутствие взрослого побуждает его к необходимости соблюдать правила, о которых он забывает в одиночестве. Впоследствии становится возможным также сознательное поведение по определенным правилам без каких-либо побуждений со стороны взрослых. Далее ребенок учится систематически придерживаться усвоенных требований, предполагая нарушения в каких-то сложных обстоятельствах.

Итак, послушание ребенка сначала заключается в выполнении требований взрослого, дальше появляется умение вести правильно без прямого требования, но в присутствии взрослого, на смену этому умению приходит правильное поведение на основе усвоенных норм. Здесь послушание уже граничит или даже переходит в способность к саморегуляции поведения. Стимулами к определенному поведению сначала слова и пример взрослого, затем появляются внутренние побуждения.

Такой общий путь формирования послушания, который учит ребенка, выполняя прямые требования взрослых, усваивать их содержание и придерживаться этих требований в своем поведении.

Сфера послушания ребенка не ограничивается одними отношениями с взрослыми, а включает и взаимоотношения с детским коллективом. А раз об этом очень часто забывают, неправомерно ограничивая не только проявления послушания, но и пути его воспитания. Эти две сферы проявлений послушания никак нельзя разрывать. Что можно и чего следует - ребенок в равной степени должен усвоить по отношению и к взрослым, и к детям. Обращаться в детском обществе он учится благодаря указаниям, подсказкам взрослых. Только позже вступают в силу правила и законы самого коллектива. Существуют сложные взаимопереходы и постоянное взаимовлияние послушания, что проявляется в отношениях ребенка с взрослыми и с детским коллективом.

На именины к Пете пришли гости. Они принесли много вкусных конфет и новых игрушек. Хочется отведать конфеты с каждой коробки. А мама говорит: «Возьми коробку и угости Танечку, Витя, Вову». И рука, которая несла конфету в рот, опускается. Далее оказалось, что и новой автомашиной, и циркачом-наездником овладели гости. Первая реакция у Пети - отобрать. Но мама своевременно предупреждает: «Витя и Вова поиграют игрушками сейчас, а ты будешь играть, когда они уйдут». Другой раз мама еще до приезда гостей объяснила Пете, что поскольку он хозяин, то лучшие игрушки и лакомства нужно предложить гостям, им будет приятно, и тогда они еще придут к Пете, чтобы вместе поиграть. Она выразила уверенность, что ее сын - хороший, добрый мальчик и ему совсем не жаль игрушек для других детей. Так Петя узнал, как следует вести себя в детском обществе. Когда он действительно не жадный и легко выполняет просьбы взрослых, то и предложения угостить других детей не вызывают сопротивления. Так у ребенка постепенно вырабатывается привычка, которая поможет вести правильно и при отсутствии прямых требований.

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Суть воспитания послушания состоит, таким образом, не столько в том, чтобы управлять ребенком, сколько в том, чтобы научить ребенка управлять собой. Нужно именно такое послушание, которое не сводится к одному безусловного выполнения требований, а какое приводит ребенка к правильному поведению по собственной инициативе, хотя и через опыт соблюдения требований. Воспитание послушания - не самоцель, а средство, с помощью которого можно донести те понятия, которыми ребенок потом будет руководствоваться сам.

Не обесценивая роли подчинения взрослому как начальной ступени формирования послушания, вместе с тем нельзя и преувеличивать эту роль, сводя послушание лишь к покорению. Конечно, без умения выполнять требования вообще невозможно усвоение норм поведения. Но привычка исполнять чужую волю препятствует развитию своей воли. К тому же эта привычка делает ребенка беспомощным там, где ему самому приходится что-то решать. Ребенок, которого везде водят за руку, которой подсказывают каждый шаг, теряется при первой же необходимости сделать что-то самостоятельно.

Итак, мы за послушание, что ведет к самостоятельности, что формирует умение управлять собой, за послушание, исключающей пассивное подчинение . Воспитывать ребенка послушным - это значит так ставить к нему требования, чтобы через опыт их удовлетворения он овладел науку постановки требований перед собой и придерживался их из убеждения: «так надо, я так должен и так делаю».

Если не согласиться с таким пониманием послушания, то нельзя и подготовить ребенка к жизни. Ведь в жизни не на каждом шагу стоит регулировщик, взмахивая палочкой, показывает правильный путь, его часто приходится определять самому. И даже с детства. Во множество сложных ситуаций в детском саду, школе и дома попадает ребенок, когда рядом нет кого-то из старших и никому подсказать, как поступить. Только опыт выполнения требований взрослых и умение соблюдать их наедине помогает малышу выйти победителем над случаем.

Если, слушаясь, ребенок овладевает сложную науку управления собой - значит, воспитываем мы его правильно.

3 1

Еще статьи

Как часто мы слышим от мам и пап: «У нас непослушный ребенок»… И какой родитель не грезит закончить наконец этот «праздник непослушания» и, точно по мановению волшебной палочки, сделать свое чадо кротким и смирным? Приблизить родителей к исполнению мечты поможет детский нейропсихолог, учитель начальных классов с 20-летним стажем Ольга Беляшова . Эксперт дала несколько рекомендаций относительно того, как сделать ребенка послушным, и рассказала, нужно ли вообще совершать это «волшебство».

1. Не забывайте, что для детей вы - главный пример для подражания

Как сможет мама, перебегающая дорогу на глазах у ребенка на красный свет, научить его переходить ее на зеленый? Или если папа ест на улице немытое яблоко, почему это не должен делать малыш? Чтобы избегать таких противоречий, родители должны следить за своим поведением. Если ребенку, запретите это и себе. Помните, что ваш пример для него гораздо важнее любых слов.

2. Учитывайте желания ребенка

Часто родители требуют от ребенка постоянного послушания и бывают недовольны, когда он реагирует на это недолжным образом. Например, вместо того, чтобы быстро умыться, начинает баловаться с водой или упорно продолжает собирать конструктор, несмотря на просьбы отправляться спать. В данном случае дело не в непослушании, а в том, что у ребенка есть свои собственные желания, которые он, естественно, ставит на первый план и искренне не понимает, почему должен их отложить ради вашего намерения вовремя уложить ребенка спать. В этом случае сталкиваются родительские и детские интересы, которые необходимо учитывать как с одной, так и с другой стороны. Специалисты советуют составлять распорядок дня для ребенка (лучше в красивом оформлении с крупными веселыми картинками). Это, пусть и не сразу, но все же приучит его к дисциплине и организованности. Относитесь терпеливее к тому, что в первое время ребенок будет игнорировать ваши напоминания о том, что, например, по распорядку сейчас нужно идти умываться. Позже станет намного проще.

3. Делите информацию на части

Целиком пирог съесть сложно. Разрезав же его на кусочки, мы сделаем процесс потребления лакомства удобным и приятным. Так же и с информацией. Большой объем - словно лабиринт для ребенка, в котором он блуждает и не знает, как найти выход. Помогайте ему: дробите информацию. Дождитесь, пока он закончит с одним действием, и только потом называйте другое. Например: «Разуйся» - ждите, пока действие будет выполнено; «Сними куртку» - вновь ждите; «Помой руки» - и так далее. Избегайте цепочек: «Разуйся, сними куртку, иди в ванную, помой руки…».

4. «Спокойствие, только спокойствие…»

Существует ли родитель, не знающий расхожую фразу «Спокойная мама - спокойный малыш»? В ней заключен глубокий смысл, ведь на любое проявление и паники ребенок может отреагировать слезами и криком. Дети чувствуют их на интуитивном уровне. Поэтому сохраняйте спокойствие и старайтесь избегать ситуаций стресса. Например, будите ребенка раньше, если знаете, что он медлительный и может очень долго собираться в детский сад.

5. Слишком послушный ребенок - это… неправильно!

Удивительно, но это факт! Ребенок, который находится в полном подчинении у родителей, рискует навсегда потерять собственное «Я». А это приводит к неумению отстаивать свои позиции и интересы, к ведомости и даже к вероятности попасть в дурную компанию. Поэтому если вы заметили, что малыш всегда и во всем с вами соглашается, измените свою линию поведения (и не забудьте сохранить спокойствие!). Учите его принимать решения, брать на себя ответственность, отстаивать свои интересы, а чтобы он смог и реализоваться в какой-то деятельности, отдайте его в творческий кружок (например, в театральную студию).

Вывод: будьте спокойным, терпеливым и внимательным родителем. Следите за своим поведением, требуйте от ребенка то, что исполняете сами, и не забывайте о детских интересах, потребностях и желаниях.

Дочь или сын опять балуются, а все попытки заставить их делать то, что нужно безрезультатны? Переходите к другой тактике.

Порой родителям трудно понять, почему вдруг послушный до сегодняшнего дня ребенок перестает делать то, о чем просят родители.Как научить ребенка слушаться родителей с перового раза, чтобы не прибегать к повышению голоса, наказаниям и другим методам воздействия? Психологи и педагоги рекомендуют начать с себя, ведь малыши часто копируют маму и папу, считая их поведение идеальным.

Каким должен быть подход к воспитанию

Когда сын или дочь вдруг категорически отказывается уходить с прогулки домой, не желает убирать за собой игрушки – первой ответной реакцией мамы и папы в большинстве случаев является раздражение и возмущение, что малыш так повел себя.

Другое дело, если родители проявят каплю фантазии и придумают интересное занятие дома, которое позволит без слез увезти детку с прогулки, или, например, устроят соревнования по сбору игрушек, кто быстрее это сделает! Безусловно ребенок с удовольствием примет ваши правила игры и возможный конфликт будет урегулирован.

Дело в том, что на определенном этапе детского взросления родителям важно понять — ребенок становится самостоятельной личностью, начинает отделяться от мамы и уже не просто выполняет все, что ему говорят, а начинает проявлять характер, высказывает собственное мнение и решает, что ему хочется делать, а чего нет. Для того чтобы ребенок слушался собственных родителей необходимо следовать пяти простым правилам.

Дайте ребенку больше свободы

Чтобы научить ребенка слушаться, постарайтесь минимизировать ограничения, иногда получается, что ребенку слишком часто говорят «нет»! Запретов не должно быть много, понятно, что нельзя разрешать ребенку совать руки в огонь, высовываться в открытое окно и переходить дорогу самостоятельно, но ведь пробежать по луже, поиграть с палкой во дворе, нарисовать у себя на руке фломастером, просто посидеть на асфальте – это можно разрешить!

Делая подобные вещи, юный человечек изучает удивительный мир вокруг, как он поймет, какой на ощупь асфальт, если не потрогает и не посидит на нем несколько минут, как узнает на сколько лужа может быть мокрой, глубокой и грязной, если не пройдет по ней хоть раз в жизни?

Разрешите своему ребенку больше двигаться, бегать, прыгать, кричать во время прогулки, снимите часть запретов, которые не так уж и важны, тогда в большинстве случаев ребенок будет прислушиваться к вам, слышать и выполнять ваши просьбы.

Контролируйте собственные эмоции

Если вы хотите, чтобы ребенок не кричал, когда у него что-то не получается, прекратил швыряться предметами в случае неудач и не кидался на сверстников с кулаками, начните анализ ситуации со всех членов вашей семьи. Действительно, как можно требовать от ребенка адекватное поведение, если сами родители не стесняются в выражениях и привыкли выяснять отношения на повышенных тонах?

Как часто мамы сетуют, что дочь или сын понимает их только тогда, когда они кричат, на самом деле это очень печально. Получается, что ребенок так часто слышал окрики от родителей, что привык реагировать только на них, а от нормального тона беседы отвык. Чтобы научить ребенка слушаться с первого раза, не доводить общение до такого состояния, учите ребенка с малых лет разговаривать спокойным голосом, не крича друг на друга.

Хотите послушания и адекватного детского поведения, тогда начните с себя, старайтесь быть хорошим примером для собственного ребенка. Уважительно разговаривайте с мужем, своими родителями, родственниками. Сдерживайтесь в очереди в магазине и не срывайтесь на соседей.

Уделите время играм

Играя с сыном или дочерью в различные ролевые игры, вы сможете понять, что происходит у ребенка в душе, если его беспокоят проблемы в садике или он чего-то боится, то это может быть показано в игре с любимыми сказочными героями.

Часто детское непослушание в возрасте 3-5 лет является проявлением того, что малыша что-то действительно беспокоит и с помощью игрушек также можно инсценировать решение проблемы. Этот прием часто используют психологи, но ведь вы гораздо ближе своему чаду, поэтому тоже сможете помочь ему. Не забывайте о , которые также требуют тонкого подхода.

Запаситесь ангельским терпением

Если вы решили ступить на путь исправления и не наказывать ребенка за непослушание жесткими методами, а постараетесь вести долгие разъяснительные беседы, объяснять, как можно себя вести, а как нет – запаситесь терпением. Изменения в поведении безусловно произойдут, но не сразу, а через некоторое время.

Когда сын и дочь поверят в вашу искренность, поймут, что за любое непослушание не получают сразу по попе, а с ними общаются, как со взрослым, то они станут постепенно вести себя менее агрессивно и пойдут навстречу родителям.

Займите ребенка интересными занятиями

Большинство детей начинают себя плохо вести и не слушаться родителей от безделья, когда им просто нечем заняться. На случай, когда вы сами не можете поиграть с малышом заранее подготовьте 10-20 идей о том, что можно предложить скучающему сыну или дочке.

Сейчас в детских магазинах предлагают огромное число товаров для детского творчества, запаситесь интересными вариантами, может это будет набор по созданию красивой картинки, аппликация, поделка из , выберете то, что действительно может заинтересовать именно вашего ребенка.

Сложите все покупки в пакет и спрячьте подальше от ребенка и в момент, когда он начнет изнывать от скуки и вредничать, предложите ему набор для творчества, тогда и ребенок окажется при деле, и родители смогут продолжить заниматься своими делами. Дополнительно изучите, чтобы нейтрализовать эту проблему. , которое по силам осилить малышу.

Будьте последовательны в действиях

Если вы что-то категорически запрещаете, то необходимо соблюдать этот запрет всегда, например, в случае, когда вы говорите, что сейчас пора ложиться спать – укладывайте ребенка в кроватку незамедлительно. Не допускайте, чтобы ваши слова расходились с действиями на деле. Ведь, как только ребенок поймет, что мама говорит одно, а делает другое, он сделает вывод, что не стоит всерьез относиться к словам родителей.

В следующий раз, когда малыш не пожелает слушаться маму и начнет истерику, он будет убежден, что своим поведением сможет добиться того, чего он хочет. Постарайтесь быть последовательными в воспитании и следить за тем, чтобы слова не расходились с делом.

Не забывайте хвалить и ценить

Отругать свое чадо может любой родитель, а вот отметить в нем что-то хорошее, похвалить за положительный поступок, может, к сожалению, не каждый взрослый. Заметьте, сколько раз в день вы ругаете ребенка, а сколько хвалите, по факту родители отмечают, что делают гораздо больше замечаний, чем говорят добрых слов в течении дня. Пришло время исправиться и начать замечать у своего ребенка больше положительных сторон.

Родителям важно понять, что ребенок с возрастом становится самостоятельной личностью, и он вправе не слушаться, но именно взрослые способны в мягкой форме решать все конфликты и договариваться, делать так, чтобы ребенок слушал вас, а вы понимали его и считались с его мнением. Еще больше полезных советов ищите в разделе нашего сайта.

Родители часто срываются на крик, чтобы добиться дисциплины. Чем больше мы подвержены стрессам, раздражению и усталости, тем больше мы кричим на детей, пытаясь призвать их к порядку.

К сожалению, крик лишь на время может привести любимое чадо в чувства. В долгосрочной перспективе – этот нерациональный способ воспитания приводит к тому, что ребенок перестает воспринимать наши слова и просьбы, которые мы произносим высоким тоном.

Что же на самом деле может сработать? Как сохранить взаимопонимание с ребенком и в тоже время не дать ему сесть вам на голову?

Небольшая шпаргалка для родителей, как добиться от ребенка дисциплины:

  1. Сохраняйте спокойствие. Когда ребенок видит, как родитель весь выходит из себя, он сначала пугается, а потом быстро понимает, что это кричащее и злобное существо явно не может контролировать ситуацию. Все, что вы будете говорить повышенным голосом, будет пролетать у него мимо ушей, потому что вы не будете для него авторитетом. А вот ваше спокойствие, пусть даже внешнее, поможет вам быстрее установить контакт с ребенком для того, чтобы он прислушался к вам.
  2. Уведите ребенка из ситуации, которая провоцирует в нем плохое поведение. Например, он разошелся в супермаркете, требуя купить ему еще одну шоколадку, или в гостях ведет себя чересчур шумно. Обычно это происходит из-за того, что он перевозбужден, устал и очень нуждается в вашем внимании. Уведите его или хотя бы отойдите в сторонку, уделите ему внимание любым доступным вам способом, покажите, что вы видите, слышите его и готовы к диалогу.
  3. Постарайтесь его успокоить. К ребенку, который заходится в плаче или, наоборот, перевозбужден, вам не удастся достучаться. Он вас не услышит. Поэтому обнимите его, отвлеките и успокойте. Скажите, что вы понимаете его чувства и сочувствуете ему, но сейчас вы не можете удовлетворить его просьбу (коротко объясните, почему). Самое главное, чтобы ребенок услышал, что мама или папа сопререживают ему в этой ситуации, они на его стороне.
  4. Говорите спокойно и твердо настаивайте на своем. Вы решили уходить, значит, не поддавайтесь на еще очередное “ну, пожалуйста, мамочка, еще чуть-чуть…” Впрочем, и срываться на крик не стоит, когда вы видите, что ребенок игнорирует ваши просьбы. Опуститесь до уровня ребенка, установите с ним зрительный контакт и повторите тихо, но твердо свою просьбу. Покажите, что вы настроены серьезно.
  5. Будьте последовательны в своих словах. Если ребенок знал, что за беспорядок в комнате он может лишиться своего времени за компьютером, то не отступайте от сказанного (правда, всегда сохраняйте благоразумие в подобных наказаниях, не впадайте в крайности).
  6. Не забывайте объяснять ребенку, почему вы что-то от него требуете или поступаете так, а не иначе. Игрушки должны стоять на своих местах, потому что это удобно и красиво. Я не могу купить тебе эту машинку, потому что тебе сейчас больше нужен новый свитер и т.д. Для ребенка важно понимать, что с ним считаются, а не просто ставят перед фактом – это можно, а это нет.
  7. Сами будьте примером того поведения, которого вы хотите добиться от ребенка. Требуете от него порядка в шкафу? Не забывайте и сами убирать свои вещи на места. То, как поступают и ведут себя родители, – лучшее руководство к действию для детей.
  8. Расскажите им об альтернативах, о том, что им МОЖНО делать. Согласиться с тем, что что-то нельзя, – всегда тяжело, запретный плод сладок. Но, если вы подсластите пилюлю и покажете, что ему можно, ребенку легче будет согласиться с вами. Нельзя рисовать на обоях, а вот на этом ватмане – можно. Нельзя колотить брата, но, если ты расстроен и гнев тебя переполняет, можно побить подушку.
  9. Замечайте хорошее поведение ребенка и хвалите его за это. Часто родители замечают только, когда ребенок ведет себя из рук вон плохо. Если это единственный шанс для ребенка привлечь внимание родителя, то будьте уверены, им он воспользуется не раз. Хотите поменять ситуацию? Хвалите и одобряйте все, что ребенок делает хорошо, так как ему очень хочется видеть вашу любовь и внимание.

Малыш весело бежит по лужам. Брызги, переливаясь на солнце, летят на прохожих. «Прекрати! Ты что, не слышишь?» — мама заходится в крике, пытаясь воззвать к крохе и всё-таки научить ребенка слушаться. Да слышит он, но как можно остановиться, если так интересно?! Кто знает, какие фантазии проносятся в детской головке, кто он сейчас в том, придуманном мире, — герой любимого мультика или отважный воин, спасающий мир…

Но наконец-то маленький проказник пойман, и в лучшем случае вынужден будет прослушать долгое и скучное нравоучение, а в худшем – получить по определенной точке (и чем она заслужила вечного наказания?). В итоге – слезы и испорченное настроение у обоих.

Терпение, только терпение

Родители – профессия не из легких. Нужно собственных детей кормить, одевать, воспитывать, прививать им множество положительных качеств. Но как это сделать, если любимое дитя становится капризным и неуправляемым, не реагирует на замечания? Как научить ребенка слушаться?

Родители все больше недовольны: дом походит на поле боя, а взаимопонимание постепенно исчезает. Многие мамы и папы сами не замечают, как повышают голос на детей. Причем, ребенок не совершил никакого преступления, только не помыл тарелку после обеда. И сколько же ему пришлось о себе выслушать! А всему виной взрослые проблемы: был неудачный день, начальник сделал замечание, обида копилась весь день – и вот вылилась на того, кто слабее.

«Не хочу!» – вот главные слова, появившиеся в детском лексиконе. Откуда это упрямство? И больше выражает свой протест не словами, а действиями. На просьбы не реагирует, попросить его убрать на письменном столе – старается насорить еще больше. Иногда даже голос повышает, а глаза так и сверкают от злости…

Ребенок растет, ощущает себя полноправной личностью и думает, что в достижении желаемого своей настойчивостью добьется всего.

«Беда!» – паникуют родители, не зная, и как воспитать послушного ребенка. Психологи успокаивают, объясняя, что ребенок растет и ощущает себя полноправной личностью. А это значит, что он уже думает, что в достижении желаемого своей настойчивостью добьется всего.

«Все в жизни поправимо», – считают оптимисты-родители, и запасаются терпением. Очередное детское топанье ногами и крики воспринимают внешне спокойно (трудно представить, как это дается им). Помогает успокоить разошедшегося малыша переключение внимания на что-либо другое: по двору собака пробежала, а какая картинка в книге необычная. Детям выбираться из такой ситуации тоже нужно уметь помочь – они и сами рады прекратить конфликт, да не знают, как это сделать, чтобы не показаться слабаками перед мамой и папой.

Услышь меня, мама!

Мудрые родители всегда найдут способ, чтобы дети их услышали и были послушными. Претензии взрослых не всегда понятны детям. Почему вчера мама спокойно прошла мимо нечищеных ботинок, а сегодня начала возмущаться? Почему папа всю неделю не проверял домашнее задание, а сегодня решил устроить небольшой экзамен? Трудно разобраться, что же взрослые хотят на самом деле.

Милые родители, прислушайтесь к своим интонациям. Когда эмоции бушуют, голос дрожит от возбуждения, и все настойчивее звучат нотки недовольства, это вызывает у ребенка ответную негативную реакцию.

Опять же на помощь приходят психологи. А попробуйте, советуют они растерянным родителям, сделать вот такой ход, чтобы ребенок был послушным: когда обстановка напряжена, выскажете все, что наболело… шепотом. На всех действует самым положительным образом.

Говорить детям изо дня в день, что они плохо себя ведут, – плохая привычка. Если родители недовольны поведением детей, то пора задуматься – что является тому причиной, и можно ли решить проблему – как научить детей слушаться. Не провоцируют ли сами взрослые все эти капризы?

Часто дети не выдерживают излишней строгости, постоянных запретов. Объяснять нехорошие поступки необходимо, но так, чтобы эти нравоучения не переходили в оскорбления и обвинения.

Все решайте сообща!

Научиться решать проблемы вместе – вот что важно. Обвинять, злорадствовать и оскорблять легко, а поддержать, избегая насмешек и обвинений, — тяжкий путь, но эффективный, если хочется понять, как научить детей слушаться.

Когда ребенок знает, что родители участвуют в детской жизни и всегда помогут найти выход из всякой тяжелой ситуации, проще будет общаться.

Многие родители любят во время ссор грозно нависать над шалуном. Это пугает, возмущает и отталкивает. Нужно учитывать тот факт, что ребенок еще эмоционально неустойчив, да и жизненного опыта у него совсем маловато, и силенок сражаться, доказывая свою правоту.

Детям выбираться из конфликтной ситуации тоже нужно уметь помочь – они и сами рады прекратить ссору, да не знают, как это сделать, чтобы не показаться слабаками перед мамой и папой.

Чтобы выслушать все доводы малыша, лицо взрослого должно находиться на уровне детского лица: только так можно было заглянуть в глаза крохи и таким образом показать, что детское мнение, конечно же, имеет значение. Это помогает сконцентрироваться обоим, и знать, что разговор идет на равных. А это очень важно, чтобы не утерять нить доверия и воспитать послушного ребенка.

Ребенок: любить необходимо

Нередко у детей при разборе полетов становится взгляд становится пустым и блуждающим. Взрослые при этом негодуют: как научить ребенка слушаться родителей, если он ничего не понимает, даже не стоит пытаться что-либо объяснять. Но на самом деле это говорит о том, что у ребенка в это время идет усиленная мозговая активность, он все понимает, и хочет, чтобы родители были им довольны. Правда, согласитесь, взрослые часто нетерпимы, и хочется получить ответ на свой вопрос сразу. Не каждый взрослый сможет выдержать такую атаку, что говорить о детской психике? Поэтому лучше посчитать мысленно до 20, прежде чем требовать четкого ответа.

Прежде чем горячиться, стоит вспомнить о том, что есть методы воспитания, щадящие психику ребенка.

Любить своих детей, принимать их такими, какими они уже есть, – это главный шаг на пути к воспитанию послушного ребенка. Нужно дать детям это понять, тогда и они будут отвечать взаимностью. И даже если взрослые заняты важными делами, необходимо терпеливо объяснить малышу, что придется еще немного времени подождать.

Дети вырастают, и все, что закладывали в детстве родители, скажется на их дальнейшей жизни. Прежде чем горячиться, стоит вспомнить о том, что , есть другие методы воспитания, щадящие психику ребенка.

Что еще почитать