Примеры и факты. Когда стоит обратиться к логопеду

Каждая любящая мама с волнением и трепетом ожидает первое слово своего малыша. Нет предела радости и гордости, когда любимый малыш говорит заветное «мама» или «папа». Ведь речь – не только показатель нормального полноценного развития, но и возможность понять малыша. Конечно, каждая мама чуть ли не по звукам и тону плача может понять, что хочет её ребенок, а речь очень облегчит этот процесс. Но прежде чем произнести четкие и осмысленные слова, малыш проходит несколько этапов подготовки, развивающих речь.

Периоды развития речи

В утробе матери у малыша нет необходимости говорить о своих нуждах, так как они удовлетворяются моментально. После рождения ситуация меняется, новорождённый пытается самостоятельно сообщить о своих потребностях. Он выражает свои чувства и желания при помощи плача и крика.

  1. Плач и крик. Родившись, маленький человек, испытывающий дискомфорт или потребность в чем-либо, обозначает это плачем или криком. Таким поведением он привлекает к себе внимание. Как только потребность удовлетворяется, малыш успокаивается. Уже ближе к двум месяцам ребенок пытается произнести различные звуки: «а», «о», «у», «э». Крик по-прежнему присутствует, меняется только его интонация. Теперь мама с легкостью может различить недовольство, болевые ощущения и капризный плач малыша.
  2. Гуление. Примерно с двух месяцев младенец начинает гулить. В это время он пытается сочетать гласные с согласными. Чаще всего малыш гулит в ответ на улыбку или ласковую речь взрослого, налаживая полноценный диалог. Разговаривайте как можно больше с ребенком, получая ответную реакцию: у него появляется стимул для дальнейших речевых упражнений.
  3. Лепет. С шести до одиннадцати месяцев ребенок активно лепечет. Этот период зависит от физического развития малыша. Переход в вертикальное положение и активные движения благоприятно влияют на появление и развитие лепета. В этот период можно услышать отдельные слоги, например: ма, дя, па, да, ба, и другие. Взрослея, малыш соединяет слоги между собой, образуя первые: «мама», «баба», «папа». Важно закрепить полученный результат. Занимайтесь с малышом, читайте стишки и сказки, произносите слоги четко и громко, чтобы кроха запоминал каждое ваше слово, это поможет вам научить ребенка разговаривать.
  4. Первые слова. Это четвертый период развития речи. Как правило, он наступает ближе к году. Малыш произносит уже до 20 слов. Из них только несколько произносятся полностью (мама, папа, кака и др.), остальные выражают некие действия и звуки животных. Это пора, когда ребенок начинает устанавливать взаимосвязи между словами и действиями. Поэтому, общаясь со своим чадом, четко описывайте окружающий мир, называя все своими именами.

Многие родители ответственно подходят к обучению своего ребенка, не пускают ничего на самотек, в том числе и развитие речи. Интуитивно большинство родителей, сами того не зная, используют классические методы, желая научить ребенка разговаривать как можно быстрее.

Начинать нужно в утробе матери

Речь начинает развиваться еще в материнской утробе. В третьем триместре беременности плод отлично реагирует на звуковые раздражители. Слушание – одна из составляющих умения говорить. Многие специалисты считают, что стимулировать речевое развитие и научить ребенка разговаривать можно еще в утробе, часто разговаривая и слушая различные звуки с еще не родившейся крохой. Особенно эффективно слушание классической музыки. Ребеночек привыкает к голосу мамы еще до рождения, а родившись, и впервые услышав, быстро узнает его.

Постоянно разговаривать

Нельзя научиться плавать, не оказавшись в воде. Точно так же невозможно научить ребенка говорить, если он не будет слышать человеческую речь. А разговаривать надо даже с крохой, который еще и не родился, то есть непосредственно с животом. А потом продолжать это общение каждый день после рождения.

Надо показывать, как двигаются губы, во время разговора. Обязательно менять тембр голоса, интонацию, тон, громкость речи. Так, ребенок будет привлечен к процессу говорения и его внимание будет сконцентрировано. А еще он быстрее усвоит, что речь может быть разнообразной.

Связывайте слова с образами

При разговоре с малышом всегда следует смотреть на него, наблюдать и примечать его реакцию. Ребенок должен видеть лицо взрослого. Стоит чаще показывать картинки предметов или сами предметы, которые были названы. Это позволит быстрее научиться связывать слова с образами и объектами.

Повторение очень важно

Ребенок быстрее учится в процессе повторения. Чтобы научить новому слову, следует как можно чаще его повторять в течении нескольких дней или пока он его не запомнит и не начнет правильно произносить. Он может и сам повторять сначала только слог, а потом и целое слово.

В обучении разговаривать важны вопросы

Взрослым нужно как можно чаще задавать вопросы, даже если малыш пока не может развернуто ответить. Возможно, в качестве ответа он будет использовать только жесты. Позже, когда он научиться говорить, вопросы надо продолжать задавать, это поможет стимулировать процессы мозга, и он быстрее научится выражать свои мысли.

Чтение сказок

Книжки нужно читать ребенку каждый день. Так он познакомится с новыми словами, понятиями, которые будет использовать в будущей своей речи. Кроме того, будет активно развиваться его воображение. Позже он начнет узнавать слова и картинки из знакомых книг и быстрее заинтересуется самостоятельным чтением. Нужно всячески поощрять это желание.

Музыка развивает речь

Важно почаще петь для ребенка и вместе с ним. Звуки, гармонично сочетающиеся в песни, приятны на слух и при повторении развивают речевой аппарат. Простые песенки познакомят ребенка с тональностью и ритмом.

Использование подручных средств

Все занятия с ребенком должны приносить удовольствие и не быть в тягость. Чтобы научить ребенка разговаривать необязательно покупать дорогие наборы карточек, специальные книжки, можно использовать те предметы, которые есть в доме. Например, чтоб научить ребенка называть цвета, можно использовать цветные овощи и фрукты со стола.

Правильно называть цифры, можно считая ломтики порезанного огурца. А при очередном походе в магазин пересчитать и назвать количество коробок каши на полке. В поездке на машине или автобусе можно озадачить ребенка подсчетом деревьев или любых других предметов.

Не надо поощрять детский лепет

Чтобы научить ребенка говорить и добиться правильно произношения слов от ребенка, не стоит разговаривать с ним по-детски. Сочетать обычную речь взрослого и детский лепет следует только до 6 месяцев. После стоит прекращать и разговаривать с малышом нормально.

Возможные причины, тормозящие развитие речи

Каждый родитель хочет, чтобы малыш побыстрее научился говорить. Но многие и не догадываются, что сами часто тормозят этот процесс. Молодым родителям стоит помнить о простых рекомендациях:

  • Не сюсюкать. Маленькие дети похожи на попугайчиков: повторяют все, что услышат. Чтобы ребенок быстрее заговорил правильно, надо стать примером.
  • Не употреблять в речи «детские» слова. Многие считают, что ребенок быстрее что-то начнет понимать, если заменять нормальные слова детскими. Например, взрослые часто называют машину — бибикой. Многие даже забавляются, повторяя за малышом исковерканные им, в силу возраста, словами. А ведь ребенок надолго запомнит «абака» вместо «собака», потому, что папа начал ее так называть, вместо того, что бы несколько раз проговорить с ребенком правильно по слогам «со-ба-ка».
  • Не стоит постоянно отзываться на жестикуляцию малыша. После года уже стоит отказываться от языка жестов: это позволит ребенку быстрее учиться разъясняться словами. Не стоит сразу давать предмет, на который он указал пальцем, надо дать время, чтоб ребенок попытался сказать словами, о том, что ему надо.
  • Как можно раньше отказаться от пустышки. Доказано, что дети, которые долго ее использовали, говорить начинают позже своих сверстников. К тому же, она портит прикус.

Как научить ребенка разговаривать? — Видео:

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  • Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  • В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  • В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  • После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  • В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  • На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  • Постепенность.
  • Заинтересованность ребенка.
  • Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  • От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  • От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  • От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  • От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

Как научить ребенка говорить: простая методика для любящих родителей

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.



Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука - это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.


Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.


Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

· Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.

· Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.

· Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

В этой статье:

Нужно ли учить малыша говорить, или он будет учиться этому сам? Если нужно, то как научить ребенка разговаривать? А если сразу предложениями? Да еще с богатым словарным запасом! Возможно ли это?

Примеры и факты

Ответить на эти вопросы несложно – достаточно только вспомнить несколько интересных фактов. Помните историю о Маугли? Она выдумана Редьярдом Киплингом, но в основу легли примеры из жизни. Только правда жизни не такая сказочная, как книжная история.

На самом деле, когда дети попадают в логово к животным и их воспитанием занимаются дикие звери – волки или обезьяны, то при возвращении и погружении в человеческую среду такие дети достаточно долго и сложно обрастают требуемыми навыками и привычками. Их нелегко научить говорить, им тяжело привить привычки воспитанного человека. А иногда и вовсе невозможно.

И второй пример. Знаете ли вы, что если в раннем возрасте детки попадают в иную языковую среду, то она очень быстро становится для них своей? Маленький человек запоминает новый иностранный язык и начинает на нем говорить гораздо быстрее взрослых.

Какие выводы можно сделать из этих фактов? Учить кроху разговаривать нужно обязательно, и делать это следует как можно раньше. Карапузу необходимо прививать навыки правильной и красивой человеческой речи.
Дети очень быстро учатся всему подряд: и плохому, и хорошему. Особенно сильно на них воздействует пример родителей.

Развивается речь ребенка в соответствии с тем возрастным периодом, в котором он находится. Кроме того, каждый малыш – индивидуальность. Поэтому родителям, которые хотят знать, как же научить ребенка разговаривать, следует ознакомиться с некоторыми особенностями развития речи детей в период раннего детства.

Как развивается речь ребенка в первые три года жизни

  • Год первый

В первые шесть месяцев жизни малыш только знакомится со звуком своего голоса. Он постепенно осваивает его и понимает, что может издавать звуки. Вход в говорение начинается с произнесения гласных звуков: а, у, о, э.

В полтора месяца ребенок переходит в период «гуления». Гуление – это говорение младенца. Он пытается говорить с мамой, когда она наклоняется к нему и обращается с ласковыми словами, с папой – радостно приветствуя его приход с работы. Глядя на взрослых, кроха пробует издавать не только гласные, но уже и согласные звуки. Чаще всего от детей можно услышать звуки, похожие на слово «агу», от которого и происходит название самого периода. Произносят их младенцы
еще не как взрослые, а будто бы в нос. В это время начинается развитие интонационных навыков речи.

К шести месяцам малыши переходят к стадии лепета. Они пробуют говорить слоги, состоящие из сочетания гласных и согласных звуков: ма, па, ба, ку, да…

К одиннадцати месяцам количество слогов растет и появляются простые слова, состоящие из повторов одинаковых слогов: ма-ма, па-па, да-да, ба-ба. До года малыш может начать произносить некоторые простые предложения.

  • Год второй

Начало года знаменуется тем, что кроха старается все больше понимать взрослую речь. Он силится вслушиваться в разговоры взрослых. Старается повторять за ними слова и целые фразы. У детей второго года жизни часто возникает «свой язык» – слова и предложения, которые понимает только он и иногда мама. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает обращенную к нему речь. Также он может вступать в диалоги, отвечая взрослым на своем собственном языке. В период второго года у детей идет активная работа над речью. Говорение – это наиболее интересный процесс для карапуза.

  • Год третий

Это период активного развития речи ребенка. Появляется много новых предложений. Он переходит от стадии непонятных слов к разговору почти правильными словами, задает вопросы «когда?» и «почему?». В его речи появляются сложноподчиненные предложения, единственное и множественное число. Как в возрасте трех лет научить малыша лучше говорить?

В первую очередь следует уделить внимание чтению и пению. Деткам важно слышать правильную литературную речь. Только разговорной мало. Пение также необходимо, так как своей плавностью и мелодичностью позволяет легче освоить особо сложные и трудно запоминаемые слова.

Кроме того, мышление и говорение ребенка будет быстрее развиваться, если взрослые будут уделять общению с карапузом больше времени. То, насколько хорошо развивается речь детей, можно понять по тому, как хорошо они отвечают на вопросы, строят логические цепочки, перенимают инициативу в разговоре.

Упражнения для развития речи

Чтобы знать, как научить свое чадо говорить, сначала нужно уделить максимум внимания его общему развитию. В этот период дети очень любознательны. Они получают информацию из окружающего их мира, который и мотивирует к разговору. Поэтому работа над речью детей начинается с развития слухового,
зрительного и тактильного аппаратов. Эту особенность обязательно надо использовать. И именно она помогает развивать речь ребенка с первых дней его жизни.

Повесьте над кроватью яркие и красивые игрушки. Давайте своему карапузу забавляться погремушками разного размера и звучания. Также игрушки должны иметь разные по структуре материалы изготовления. При этом не стоит забывать о безопасности и экологической чистоте.

Однако сколько ни было бы у ребенка игрушек, они никогда не заменят человеческого общения. Родители, больше общайтесь со своим чадом! Во время общения находитесь лицом к лицу с карапузом. Это позволит ему видеть, как вы произносите звуки и слова в целом. Пусть малыш следит за движением губ. Это позволит ему правильно повторять услышанное.

Что еще? Проводите массаж пальчиков рук и кистей. Причем начинайте это делать как можно раньше – с первого-третьего месяца жизни. Не случайно логопеды называют руки вторым органом речи.

Вместе с массажем пойте песенки, рассказывайте стишки, истории, да и просто говорите. Но делайте это эмоционально! Эмоции – это то, что
привлекают внимание ребенка, пока он не понимает сути сказанного. Разукрасьте свое общение нотками веселья, удивления, любознательности.

Также необходимо развитие мелкой моторики. В этом помогут простые игры с бусинками, камешками, пуговками и прочими мелкими предметами. Естественно, их не стоит давать ребенку, предварительно не пришив или приклеив намертво к какой-нибудь поверхности. Еще можно положить маленькую игрушку в кастрюлю с мукой и попросить ребенка достать ее. Грязи будет много, а восторга еще больше! Да и результат подобных игр порадует, хотя и будет заметен не сразу.

После первого года жизни прогрессу речи способствует подражание звукам животных. Отныне родители могут начинать обзаводиться детской библиотекой, покупая книги с изображением различных зверей и домашних животных. Читая их с ребенком, мама с папой могут рассказывать ему простые истории о том, кого он видит на картинке, придумывая их на ходу или заранее почерпывая из различных источников. В ходе чтения кроху следует побуждать к обсуждению, диалогу, повторению звуков и слов.

Научить говорить слова не сложно

Обычно до года дети могут овладеть словарным запасом, состоящим минимум из десяти слов. Первым, как правило, малыш произносит то слово, которое слышит чаще, поэтому всякий раз, беря его на руки, следует говорить с ним, стараясь показать, как вы произносите слова. Чтобы ребенок первым произнес слово «мама», контактируя с ним и совершая различные обязательные ритуалы,
произносите это слово. Например: «сейчас мама тебя переоденет», «мама будет тебя купать» и так далее.

Важно, чтобы крошка видел артикуляцию. При этом звуки следует выговаривать нарочито четко и громче обычного. В этом возрасте нельзя пользоваться образным языком. Если на картинке, к примеру, изображен дельфин, то так и говорите, что это дельфин, не придумывайте ему упрощенных названий. Позже ребенку будет легче отличать его от других животных.

В возрасте одиннадцати месяцев малыши говорят несколько простых и понятных слов, при этом продолжая использовать в своей речи лепет и цепочки из слогов. Маленькие детки очень любят игру в повторение слов. Лучше всего, листая книжку, задавать крохе вопрос «что это?».

Как научить ребенка разговаривать целыми предложениями

Лучше всего читать с детьми детскую литературу, заучивать наизусть незатейливые стишки. Особенно хорошо малютки запоминают простые предложения в стихах, связанные с игрой или массажем. Например, покачивая дитятко на коленях, рассказывайте такой стишок:

«На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у-у…».

При этом хорошо имитировать движения лошадки, машины, парохода, самолета. Неплохо включить в общение с ребенком вопрос «что делает?». С ним знакомство с глаголами станет более интересным и простым. А еще это важное занятие подготовит малыша к общению предложениями.

Есть еще вопросы, которые при занятиях с малышами стоит ввести в речь крохи. Это вопросы «какой предмет (животное)?» и «где находится?». С их помощью обогащается мышление ребенка, развивается фантазия, появляется умение анализировать ситуацию.

Следуя данным советам, родители не будут задаваться вопросом, как научить ребенка говорить целыми и правильными предложениями, потому что при помощи ответов на эти вопросы в его речь будет мягко и естественно входить большое количество эпитетов и глаголов.

Также для достижения данной цели нелишним будет поощрять карапузов, например, говоря
слова «дай», «на», и совершать само действие только в ответ на сказанное ребенком слово.

Мама может делать вид, что не понимает малыша, когда вместо слов он тычет пальчиком в какой-нибудь предмет, давая понять, что желает его заполучить. И только когда ребенок скажет «дай», тогда следует дать вожделенную игрушку или разрешенную вещицу. Позже, когда дитя освоит несколько слов, предмет следует давать не после произнесения одного слова, а после произнесения простого предложения. Например, не «дай», а «мама, дай мяч, пожалуйста». Таким образом можно еще научить своего карапуза вежливому обращению со старшими, что постепенно войдет в хорошую привычку.

Три секрета, как научить ребенка говорить грамотно

Работать над грамотностью следует начинать как можно раньше. С чего же начать? С главного и простого.

Первое – это работа над артикуляцией. Начинать заниматься нужно с первых дней жизни. Как? Показывая любимому крохе движения губ и языка при произнесении простых слов. Можно даже позволять трогать родительский рот, когда мама или папа произносят те или иные слова.

Для деток постарше подойдут игры с имитацией звуков, при которых нужно по-разному складывать губы, язык, щеки для произнесения звуков: у, о,
а, и, ы, тр, пф и пр. При этом следует показывать, как «делает» поезд, кастрюля при варке, как пищит комар и тому подобное.

Родителям необходимо внимательно слушать малыша, поправляя его, если он неправильно произносит звуки. Не стоит поощрять неправильное произнесение слов, иначе у ребенка затянется период «сюсюкания». Кроме того, необходимо учить дитя правильному выражению эмоций. А для этого в ответ на его речь придется следить за собой, чтобы правильно выражать свои чувства в жестах, взглядах, движениях рук, плеч, бровей.

В работе над грамотным говорением деток важным остается общение со взрослыми. Хорошо помогают развитию правильной речи чтение книг, прослушивание аудиозаписей с профессиональной речью диктора в сказках, стишках, потешках, песенках.

Как научить ребенка произносить звуки л, ш, ж, р?

То, что маленькие дети часто не могут выговаривать звуки «л», «ш», «ж» и «р», чаще всего связано с недостаточно хорошей подвижностью языка и нарушением воздушных потоков внутри ротовой полости. Над исправлением этого недостатка работают посредством специальных упражнений на выдувание воздушных струй. Хорошо с этим дефектом справляется упражнение «лошадка». Оно представляет собой цоканье языком. Чтобы ребенку было интереснее выполнять упражнение, можно найти или придумать небольшой стишок или просто рифму, чтобы в ней много раз повторялось слово «цок-цок». С помощью «лошадки» исправляют неправильное произношение звука «л», когда вместо нее кроха говорит звук «в».

Правильно произносить звук «ш» крохе поможет упражнение «чашечка». Язык прикладывается к нижней губе, а его боковые стороны приподнимаются. Движения на растягивание губ и имитация жевания
также помогут исправить неприятности с произнесением данного звука. Эти упражнения помогут не только исправить произношение звука «ш», но и вообще всех шипящих.

Самым сложным для произношения детьми был и есть звук «р». Чтобы ребенок быстро научился выговаривать его, нужно просто стараться чаще произносить слова, в которых он присутствует. Показывайте малышу, как движется ваш язык при произнесении таких слов. Попросите его попробовать повторить. Вначале он будет делать это только при вас, но если вы не перестанете с ним заниматься, то заметите, что даже в минуты самостоятельных игр карапуз будет пытаться правильно складывать язык и силиться произносить слова с этой буквой правильно.

Хорошо помогают скороговорки и специальные стишки, где есть много слов со звуком «р». Кстати сказать, эта же методика подойдет и для устранения неприятностей, связанных с произнесением звука «ж», только рифмы и скороговорки должны содержать уже этот конкретный звук. Еще можно имитировать полет жука, жужжать, как мушка. Очень важное дополнение: слова с этими звуками нужно говорить медленно!

Когда стоит обратиться к логопеду?

Если вы уже использовали все доступные способы, чтобы научить ребенка разговаривать правильно и красиво, но улучшений не добились, подумайте о походе к специалисту. Возможно, вам известны не все тайны решения проблемы.

Признаки, подсказывающие, что поход к логопеду не только неизбежен, но еще и жизненно необходим:


Чтобы преодолеть все эти проблемы, родителям необходимо приложить немного усилий и много любви. И тогда никакие трудности и неприятности не одолеют вас и ваше чудо-чадо.

Зачастую все недоработки родителей в плане обучения их чад искусству красивой речи становятся заметны на детских утренниках. Если некоторые детки рассказывают стихи громко и с выражением, то другие что-то тихо и невнятно мямлят, «проглатывая» половину слов. Вот за таких горе ораторов родителям и приходится краснеть. Причем, как правило, все списывается на стеснительность ребенка, хотя на самом деле виной всему лень его родителей.

На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать (читать стихи, играть свою роль в спектакле и т.д.) перед зрителями – не так уж сложно. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить. О них мы вам и расскажем.

Прежде всего, запомните: от того, как вы сейчас постараетесь, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только ваша гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т.д. Несомненно, есть ради чего потрудиться.

Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно:

Показать ребенку, КАК нужно говорить, на собственном примере.

Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним, и красиво прочтите стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.

Спросите у ребенка, понравилось ли ему ваше выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясните, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

Внимательно слушайте своего ребенка

Очень хорошо, если вы находите время для того, чтобы послушать речь вашего ребенка. Слушайте, как он разговаривает, и, если нужно, поправляйте его, подсказывайте правильное произношение и ударение, рассказывайте значение слов. Даже если вы будете претворяться, что внимательно слушаете ребенка, это будет намного лучше и полезнее, чем фраза типа «Отстань, я очень устала и хочу отдохнуть… Потом расскажешь». Ведь если ребенок поймет, что даже вам его рассказы не интересны, то что уж говорить про публичные выступления!

Записать его выступление на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т.д.)

Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это «не наш метод».

После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и ваши записи будут с каждым разом все лучше. И не забывайте про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям.

Предоставить ребенку свободу выбора

Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо бльшим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали.

Если ваш малыш еще не умеет читать, то читайте ему вслух вы, и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать.

Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ребенку передохнуть, и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.

Хвалить ребенка, замечать все его успехи

Очень важно, чтобы в процессе обучения ваш ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Ваша похвала может выглядеть примерно так:

- «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»,

- «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»,

- «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»,

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Успехов вам, и пусть у вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!

Что еще почитать