Ребенок ест ложкой самостоятельно. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно – лучшие советы для молодых родителей. Как приучить ребенка кушать самостоятельно до года: пошаговая инструкция

Навык использования ложки в процессе еды – самый первый навык самообслуживания, с которым предстоит познакомиться малышу. Родители обращаются к кормлению ребёнка ложкой, когда начинают вводить первый прикорм кашей или пюре. В большинстве случаев это происходит в . В этом возрасте детки ещё не могут самостоятельно кушать ложкой. А если и удерживают правильно этот столовый прибор, то покормить себя у них не получается. Поэтому родителям предстоит запастись терпением и спокойствием, пока их малыш не научится пользоваться ложкой. Наши советы и рекомендации помогут мамам и папам быстро и без проблем приучить к ложке своих детишек.

  1. Для кормления малыша нужно выбрать «правильную» ложечку: она должна быть неглубокой, прорезиненной, удобной. На прилавках детских супермаркетах можно без труда найти подобные столовые приборы. А продавцы-консультанты подскажут, какую модель лучше выбрать в соответствии с возрастом ребёнка.
  2. Не давайте малышу играться с ложкой, но не упускайте возможности при каждом кормлении предлагать ему ее подержать. Ребёнок должен чётко усвоить причинно-следственную связь «ложка-еда».
  3. Покажите на собственном примере, как правильно обращаться с этим столовым прибором. Обязательно проговорите название предмета («Это ложка» ) и его предназначение («Ей кушают кашу, пюре, супчик» ).
  4. В первое время ребёнок должен освоить умение правильно и уверенно держать ложку в руке. Карапуз будет стучать ложкой по столу, толкать её в рот, но только не использовать по прямому назначению. Это нормально. Пусть малыш познакомится поближе с этим столовым прибором.
  5. Только после этого можно предложить ему попробовать захватывать ложкой кашу или пюре (такое действие удаётся, как правило, в 8-9 месяцев).
  6. Первое обращение детей с ложкой всегда неуверенное. Малыш может рассыпать половину содержимого, испачкаться, пронести мимо рта. Ни в коем случае не ругайте его за это!
  7. Самое лучшее, что может сделать мама при обучении ребёнка пользоваться ложечкой, — быть терпимой к его маленьким неудачам и радоваться первым успехам. Помогайте малышу в этом нелёгком для него деле, аккуратно направляйте его ручку на каждом этапе – от зачерпывания каши до её отправления в рот. Ребёнок должен чувствовать вашу помощь и поддержку. А такое взаимодействие с мамой окажется для него не только полезным, но и очень приятным.
  8. Если малыш научился захватывать кашу ложечкой и направлять её ко рту, не нужно его торопить. Дайте крохе время. Иногда самостоятельный приём пищи может затянуться. Наберитесь терпения! И вскоре неуверенные движения малыша станут аккуратными и точными.
  9. Помните, что для ребёнка пользование ложкой – процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений. Поэтому такое дело может быстро его утомлять. Давайте карапузу время передохнуть (в этот момент можно предложить ему попить или вытереть перепачканные щёчки).
  10. Почаще принимайте пищу вместе с ребёнком. Посадите его в детский стульчик, поставьте перед ним тарелочку с кашей, вооружите чадо столовым прибором, а сами устройтесь рядом. Ребёнок, видя ваши манипуляции, будет подражать им. Кроме того, он будет знать – мама делает так же! Психологи полагают, что наглядность действий не только способствует быстрому освоению навыка, но и вызывает у ребёнка чувство доверия.

Не забывайте, что прежде, чем малыш научится аккуратно пользоваться ложкой, пройдёт не один месяц. Для него этот новый и сложный навык означает гораздо больше простого самообслуживания. Это – новая ступень в его развитии!

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

В каком возрасте начинать

Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев . Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Важно! В три месяца предлагайте для игры различные предметы, чтобы мышцы руки малыша окрепли. В шесть месяцев карапуз важно сидит в детском креслице, в этом возрасте начинается первый прикорм, значит,требуется познакомить малыша со столовыми приборами.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей - создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Как правильно выбрать ложку

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:


Подделка может быть токсичной, особенно при нагреве. Пластиковые вилки, как правило, бесполезны: крохе требуется много усилий, чтобы подцепить кусочек или наколоть его.


Важно! Как показывает практика, лучше приобрести две-три понравившиеся ложки. В процессе обучения ребенок сам определит, чем ему удобнее кушать. Совершая покупку, позаботьтесь и о детских моющих средствах для посуды.

Этапы приучения к ложке

Первый этап - приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра . Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание . Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи : ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык . Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

Алгоритм обучения


Чтобы процесс получения нового навыка прошел легко, соблюдайте определенный порядок действий. Разработайте определенный ритуал принятия пищи:
  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Совет : если в квартире жарко, малыша можно раздеть до подгузника. В таком случае не придется стирать одежду, можно просто искупать его.

Частые ошибки

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать , если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением , не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя : он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать , если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом , читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все : две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

В каком возрасте вы приучаете ребенка к ложке?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

  • К любому процессу обучения можно подойти творчески, тогда он принесет немало радости. Превратите процесс в игру: пусть кроха попробует кормить пупсов и зайцев, маму и папу. Чем чаще он будет тренироваться, тем быстрее освоит навык.
  • Обращайте внимание на мелочи : накладывайте на тарелку то количество еды, которое малыш в состоянии съесть. Для начала не предлагайте слишком жидкую пищу: суп ребенок попросту разольет. Желательно дать кашку, густое пюре или нежный творожок, детское питание из баночки. В первый раз предложите любимую еду из рациона крохи.
  • Лучше, если первый раз ребеночек возьмет в руку ложку сам . Для этого просто положите ее рядом, когда кормите его. Скорее всего, ваше чадо попытается тоже включиться в процесс. Продолжайте использовать кормление в две руки, пока кроха не научится питаться сам.
  • Иногда родители настаивают, чтобы ложка была в правой руке. Не нужно давить на малыша , пусть попытается действовать той рукой, которой хочет. Нельзя и заставлять на первых порах держать ложку правильно – со временем ребенок обязательно научится. Есть и такой способ: можно положить две ложечки по обе стороны от тарелки.

На заметку! Дети часто роняют предметы на пол. В итоге маме приходится возвращаться на кухню, мыть посуду. Оставлять ребенка в детском стульчике нельзя, поэтому его приходится брать с собой. Чтобы избежать такой ситуации, возьмите несколько ложек сразу и держите под рукой.

Если ребенок не хочет есть сам

Если малыш не хочет есть самостоятельно, нужно разобраться, почему. Может, вы слишком настаиваете, может, его мелкая моторика недостаточно развита или ему не нравится пища. Отложите обучение на несколько дней, смените столовые приборы. Купите тарелочку с красивой картинкой или с фото мультяшного героя, ему будет интересно съесть кашу, чтобы увидеть, что на ней нарисовано.

Многим неудобно есть в специальном стульчике, возможно, хорошим решением будет брать кроху на руки во время кормления. Стоит взять в свои руки обучение папе – с отцами, как правило, дети меньше балуются и капризничают.

Если кушает вся семья, можно устроить шуточное соревнование, кто быстрее и аккуратнее все съест, особенно, если есть старшие дети. Поиграйте, как машинка – ложка – заезжает в гараж – ротик. Но часто использовать такой прием не стоит – быстро проглоченная пища плохо усваивается. Слишком игровыми приемами увлекаться нельзя: хотеть кушать - главная мотивация для навыка есть самостоятельно.

Основы этикета для малыша

Основы пищевого поведения закладываются в детстве. Желательно сразу давать правильное представление о том, как вести себя во время приема пищи:

  • Правило мыть руки перед едой - основной навык личной гигиены. Нужно обучить, как это сделать, и настоять, чтобы действие вошло в привычку.
  • Не нужно окружать кроху во время кормления игрушками. Не давайте баловаться с едой и столовыми приборами. Желательно, чтобы прием пищи был в одно и то же время.
  • Не кормите ребенка каждый раз в разных комнатах .
  • Не давайте кусочки в промежутках между приемами пищи . Это не только испортит аппетит, у малыша пропадет мотивация к тому, чтобы захватывать пищу с помощью ложки.
  • Желательно научить чадо пользоваться салфеткой : положите одну рядом.

В первые годы жизни любимого чада родители часто испытывают стресс по незначительным поводам. Если ваш карапузик или маленькая принцесса хорошо развиваются и обладают хорошим здоровьем, не имеет особого значения, когда учить ребенка кушать ложкой и когда он освоит этот навык. Не ждите мгновенных результатов.

Не переживайте, если к началу посещения детсада кроха не вполне справляется со столовыми приборами. В детском садике такому малышу туго только на первых порах, зато обучение там проходит очень быстро.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 27.03.2019

Малыш растет, и родители с гордостью наблюдают, как изо дня в день он становится все активнее и самостоятельнее. Ребенок все хочет попробовать сделать без помощи взрослых - хватает бутылочку и пьет из нее, достает свои любимые игрушки из корзинки и затем кидает их обратно.

Также первые попытки самостоятельности касаются и процесса еды. Сброшенная тарелка с супом, размазанная каша, пюре на голове, одежде и руках - такие картины мама видит каждый день.

Конечно, молодые родители теряют терпение от постоянных переодеваний и стирки вещей ребенка, и поэтому стремятся научить ребенка кушать самостоятельно. В большинстве случаев дети с радостью хватают ложечку и стараются подражать взрослым - зачерпывают ею кашу и несут ко рту. А иногда процесс самостоятельно есть ложкой у малыша может затянуться, к большому недоумению и сожалению взрослых.

Первые результативные попытки кушать самостоятельно карапуз демонстрирует в возрасте 1 года, к 1,5 годам обычно все дети относительно аккуратно кушают ложкой.

Специалисты советуют приучать малышей к ложке после 10 месяцев, однако не сильно надеясь на успех.

Какую ложечку следует выбрать для крохи?

Один из важнейших вопросов в процессе учебы, какой ложке отдать предпочтение? Обычно используют следующие виды: серебряные, специальные резиновые, анатомические либо чайные. Все хороши по-своему и каждая имеет свои недостатки, но как показывает практика, лучше всего приучить ребенка кушать самостоятельно с помощью пластмассовой ложки. Такие ложечки легкие, компактные, яркие и красочные. Когда кроха видит яркую ложку, он воспринимает ее как объект игры, и с удовольствием будет пытаться есть такой ложечкой.

Когда детки становятся постарше специалисты советуют выбирать им обычные столовые ложки, сделанные из железа.

Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.

Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.

Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи - это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей - это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.

Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.

Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.

Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой.

Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.

Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент - это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.

Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.

Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.

Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.

Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.

Аккуратность и хорошие манеры за столом

Вначале о хороших манерах и аккуратности ребенка за столом можно не вспоминать, процесс освоения самостоятельной еды не способствует их развитию. Начиная с 2-3 летнего возраста мама должна потихоньку учить чадо как вести себя за столом, мягко и терпеливо объяснять, какое поведение за столом допустимо, а какое нет.Запомните, аккуратность и хорошие манеры – это вопрос времени. Научить этому вполне можно.

Любые родители искренне радуются успехам своего малыша, ведь это не только показатель полноценного развития маленького человечка, но и растущая самостоятельность чада, постепенно развязывающая руки взрослым. Именно поэтому приобретённый навык пользования ложкой – одна из очень важных вех в развитии ребёнка, ведь теперь он как минимум сможет самостоятельно есть. Многие родители ломают голову над тем, как развить такой навык – попробуем разобраться, как это делается.

Оптимальный возраст

Безусловно, первичное обучение какому-либо сложному навыку требует наличия хорошего учителя, а для малыша, уж поверьте, самостоятельно есть ложкой – задача не из простых, ведь родился он, практически не владея своим телом. По этой причине во многом именно от желания родителей зависит, когда их чадо начнёт кушать самостоятельно. В то же время спешить с этим тоже не стоит – прийти к осознанному использованию столовых приборов можно лишь постепенно, предварительно освоив навыки того же удерживания предметов в руке.

Специалисты указывают, что конкретные сроки приобретения навыков пользования ложкой сильно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка. Усреднённые показатели гласят, что в возрасте одного года малыш должен быть просто в состоянии удерживать ложку длительное время, не роняя её – тогда примерно к полутора годам он уже сможет применять её по прямому назначению.

Естественно, определённые отклонения от графика вполне возможны и даже не могут считаться очевидной проблемой – так, отдельные маленькие личности немного умеют орудовать прибором уже к десяти месяцам, а кто-то даже в свои два года требует кормления.

При этом детские психологи отмечают, что в процессе обучения крайне важна личная заинтересованность ребёнка в процессе . Не секрет, что дети очень любят во всём подражать взрослым, и в среднем около года малыш начинает задумываться о том, а не начать ли кушать самостоятельно. Естественно, для подобных умозаключений ему нужен постоянный наглядный пример, как взрослые едят самостоятельно , иначе мамина рука может восприниматься таким же прибором, как и сама ложка.

Если пример перед глазами есть, и ребёнок всё понял, он рано или поздно даст понять, что хотел бы попробовать орудовать столовым прибором самостоятельно. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у чада не получится ни с первого раза, ни с десятого, потому маме следует заранее готовиться к перепачканному столу, одежде и лицу малыша. Тем не менее отказывать ребёнку не стоит – он ведь никогда не научится, если так и не начнёт учиться. Обратите внимание, что принципиально важно в ходе обучения проявить ангельское терпение , поскольку, однажды накричав на неаккуратного малыша, вы можете испугать его, и он вообще забросит попытки.

Помните, что пачкает всё вокруг он не со зла, а просто потому, что у него пока не получается всё сделать аккуратно.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Выбор столового прибора

Если вы целенаправленно идёте к обучению ребёнка владению ложкой, последнюю стоит купить специально для этой цели, проследив, чтобы она по всем параметрам соответствовала поставленной задаче. Практика показывает, что если сама ложка подобрана с умом, то и учёба проходит легче, и запачканных вещей оказывается меньше.

Итак, несколько советов, как выбрать первый прибор в жизни малыша.

  • Безопасность прибора – самое главное требование. Ребёнок пока неаккуратен, поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы ложка имела острые концы или края. Классический металлический прибор тоже вряд ли подойдёт – он может оказаться тяжеловатым для малыша, а если ещё и упадёт, может больно стукнуть и сильно испугать. Выбирая изделие из альтернативных материалов, обращайте внимание только на ассортимент специализированных магазинов, предоставляющих все необходимые сертификаты – нынешний пластик бывает крайне вредным.
  • Приспособление для прикармливания и первая ложка – это не одно и то же . В первом случае используется узкий и довольно глубокий черпак, поскольку орудовать прибором будут аккуратные родители. Что же касается изделия для самостоятельного питания, то оно в первую очередь должно иметь определённую ширину – это позволяет реже ронять еду.
  • Начинающий гурман ни в коем случае не будет держать ложку правильно, так, как её держат взрослые – ему проще захватить рукоять в кулачок. При вытянутой и узкой форме ручки с таким захватом устойчивого положения прибора не добиться – он периодически будет поворачиваться вокруг своей оси, рассыпая пюре и проливая супы. По этой причине следует отыскать изделие, чья ручка была бы сравнительно широкой – это позволит стабилизировать ложку от «бортовой качки». Кроме того, рукоятка в идеале должна быть укороченной – чем ближе к черпаку ребёнок держит прибор, тем выше вероятность, что тот всё-таки доберётся до рта.
  • Многие специалисты утверждают, что малышам для обучения лучше приобретать модели с изогнутыми ручками – для детской руки они чуть удобнее. Есть ещё довольно редкий вариант со стержнем внутри – там черпак всегда сохраняет правильное положение, даже если ручка накренена. Такая ложка хороша тем, что освоить её можно намного быстрее, однако, она, по сути, так и не учит пользоваться обыкновенной ложкой.
  • Из всего многообразия детских моделей ложек часто советуют обратить внимание именно на пластмассовые , даже несмотря на всю информацию о том, что многие сорта этого материала не блещут экологической чистотой. Плюсов у такого изделия масса – оно и лёгкое, и не острое, им нельзя удариться, оно не ломается при падении, а ещё его часто разукрашивают в яркие цвета. Красивая пластмассовая ложка может восприниматься ребёнком как игрушка, она привлекает интерес, а потому обучение пойдёт быстрее.
  • Упростите задание не только ребёнку, но и себе – докупите дополнительные аксессуары. Тарелка в идеале тоже должна быть выполнена из пищевого пластика – тогда она будет иметь все те же преимущества, что уже были описаны чуть выше. Некоторые модели специально для маленьких детей выпускаются с присоской – малышу даже при целенаправленном действии будет сложно опрокинуть такую посуду. Другим полезным приспособлением станет тканевый нагрудник, позволяющий защитить одежду от пролитых капель. Ещё более эффективной альтернативой может стать пластиковый фартук – он не впитывает воду, поэтому его не нужно стирать после каждого приёма пищи.

Тонкости обучения

Научить малыша пользоваться ложкой без его добровольного желания невозможно – пока что он совершенно не знает слова «надо». По сути, никаких ухищрений, позволяющих стимулировать интерес, не существует, и единственное, что можно придумать – это регулярно садиться за стол всем составом семьи. Как уже говорилось, даже маленький ребёнок во всём стремится наследовать взрослых – вот и стимул, чтобы самому научиться правильно держать столовый прибор.

Заставлять ребёнка учиться, если он не проявляет к этому никакого интереса, недопустимо – слой знания в его голову вы не вобьёте, зато добьётесь истерики и категорического неприятия того, что ему не нравится.

Ещё хуже, если вы заставляете малыша тренироваться на блюде, которое он не стал бы есть даже с вашей помощью – тогда не стоит удивляться, почему у чада нет никакого стимула.

Приучить ребёнка к столовым приборам раньше, чем он ими заинтересуется, не получится, но как только он проявит интерес, будьте готовы удовлетворить любопытство. Первая тренировка не должна быть слишком сложной – достаточно добиться хотя бы того, чтобы малыш надёжно зафиксировал прибор в руке , пусть даже в несколько неправильном положении.

Специалисты говорят, что специально ждать «подходящего возраста» не стоит – если вдруг чадо заинтересовалось ложкой ещё на этапе начала прикармливания, можно уже знакомить его с этим предметом.

Инструкция по целенаправленному обучению выглядит следующим образом:

  • все поверхности поблизости «учебного полигона» стоит защитить клеёнчатыми материалами – в первую очередь это касается пола и стола;
  • если у посудины есть присоска, закрепите её на столешнице и проверьте надёжность крепления, после чего насыпьте еду;
  • лучше всего начинать обучение в летний период, когда ребёнок может быть раздетым почти полностью – тогда стирать не придётся практически ничего, однако, чепчик для защиты волос точно не помешает;
  • покажите наглядный пример: привлеките внимание ребёнка, отведайте ложкой еду из его миски и не забудьте похвалить как саму пищу, так и себя – за самостоятельность;
  • передайте ложку ребёнку, а если у него не получается крепко держать её, сожмите детский кулачок с ложкой в своей ладони и кормите малыша именно так;
  • когда подопечный научится регулярно доносить ложку до рта, помогать ему уже не нужно, даже если он постоянно пачкается – это трудность, которую нужно преодолеть самостоятельно.

Ребёнок быстро устаёт и может отложить прибор в сторону, не доев – похвалите его хотя бы за то, что он старался, и не забудьте докормить чадо.

Частые ошибки

Нередко взрослые сами виноваты в том, что ребёнок слишком долго не может обучиться искусству владения ложкой.

Рассмотрим несколько примеров того, как не стоит подходить к процессу обучения.

  • Если уж начали учить ребёнка самостоятельному использованию столовых приборов, пусть этого правила придерживаются и все остальные домочадцы . Дети обладают слишком короткой памятью, они легко забывают новоприобретённые навыки, если они не нужны постоянно. Потому достаточно отправить чадо на несколько дней в гости к сердобольной бабушке, которая покормит его с ложечки – и всё, учёбу можно начинать заново.
  • Регулярность упражнений важна для прочного усвоения новых умений , однако, всё-таки случаются определённые ситуации, когда в виде исключения можно ненадолго вернуться к кормлению с ложечки. Делается это, когда ребёнок заболел или чувствует себя нехорошо. Даже взрослый человек, испытывая сильный дискомфорт, может выполнять привычные задания неаккуратно, не уделяя им достаточного внимания, так что не стоит удивляться, если и у больного малыша вдруг возникнут сложности с самостоятельным приёмом пищи. Иногда будет проще немного помочь ему, чем затем отмывать всю столовую и утешать голодное чадо.
  • Даже если ребёнок вроде бы успел неплохо освоить самостоятельное питание, на первых порах недопустимо оставлять его кушать в одиночестве . В первую очередь, чадо может подавиться непрожеванным кусочком, а позвать на помощь оно пока толком не может. Устав орудовать ложкой, но так и не наевшись, оно наверняка расплачется, а вы не сможете понять, в чём дело. Наконец, при отсутствии контроля ребёнок может просто начать капризничать, и вы, понадеявшись на его ответственность, спустя отведённое время найдёте его над всё ещё полной тарелкой или посреди запачканной кухни.
  • Принято считать, что столовые приборы для ребёнка обязательно начинаются именно с ложки, но отдельным детям куда больше интересна вилка – если так произошло, подменить её ложкой не получится, малыш не выкажет заинтересованности в обучении. Специальные вилочки с затупленными зубцами тоже существуют, на их примере обучение проводить тоже можно – как минимум тому, как правильно держать прибор в руке.

Безусловно, блюда, которые подаются для обучения, уже не могут быть ни жидкими, ни пюреобразными.

О том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, смотрите в следующем видео.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Что еще почитать