Родительское собрание на тему "трудовое воспитание дошкольников в семье и доу". Родительское собрание в средней группе. Трудовое воспитание в семье Родительское собрание на тему трудовое воспитание дошкольников

Родительское собрание

на тему: «Трудовое воспитание старших дошкольников в детском саду и семье»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Воспитатели: Серкина М.Р. Смертюк Н.Г.

МБДОУ №17 «Золотая рыбка» 29.01.13г.

Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста в детском саду и семье, об организации и видах труда в ДОУ.

Ход собрания:
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем трудовому воспитанию наших детей в ДОУ и проблеме формирования культуры выполнения трудовых обязанностей у мальчиков и девочек в семье.

1.Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Содержание и виды труда в ДОУ» (см. приложение).

2.Воспитатель: Один из видов труда дошкольников - ручной труд, что умеют наши дети, чему научились, как работают в бригадах, вы увидите, посмотрев видеозапись занятия по ручному труду «Избушка для зверят».

3.Воспитатель: А как вы уважаемые родители относитесь к этому вопросу в семье, показал анализ ваших анкет. Выступление психолога Анны Александровны, раздача памяток для родителей (см.приложение).

«Распределение обязанностей девочек и мальчиков в семье»
(старший дошкольный возраст)

Всем известно, труд способствует полноценному воспитанию ребенка в семье. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. Но стоит обратить внимание, что существуют различия в приобщении мальчиков и девочек к труду.

Труд помогает сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения мальчика или девочки - активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций, аккуратность, основательность, эстетичность и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление заботы о себе и окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т.д.)
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Так, наблюдение мальчика за работой отца с инструментами обязательно отразиться в его игре, пусть это будет ремонт игрушечной машинки или детской мебели, но зато какой опыт приобретет ребенок, почувствовав себя причастным к общей мужской деятельности. Или присутствие на кухне маленькой девочки и минимальная помощь по хозяйству - стереть со стола, вытереть посуду, пускай пока еще игрушечную, обязательно остануться в памяти ребенка как яркие впечатления совместной работы с мамой. Не погасить это желание, а развить и углубить его - основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Можно выделить основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня дошкольника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. И в этом на помощь родителям придется призвать всю свою смекалку, чтобы сын или дочь поверили в искренность слов папы или мамы.

2
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш сын, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Для девочки это может звучать по-другому: «Посмотри, сколько интересных сказок про прекрасных принцесс и волшебниц валяется на полу. Мне кажется, им было бы не очень приятно знать, что их хозяйка (которая считает себя, естественно, принцессой) любит беспорядок. Вспомни сказку про Золушку или Белоснежку, ведь только трудолюбивые девочки становятся принцессами!»
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще вытираешь стол? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее. Тем более, что они только учатся трудолюбию.
Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни - я сам почищу картошку".
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером.

Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями старших дошкольников. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям подвижность, готовность к действию, познавательная активность, также способствуют привлечению детей к труду.
Дети этого возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.\
Существуют следующие виды положительной направленности труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей дошкольного возраста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональных характер.

Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности и становится доступным в младшем школьном возрасте
Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот уберешь игрушки, тогда пойдем гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) - награда; плохой поступок (отказ) - наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-либо задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.
Очень полезным для мальчика станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Для девочки удовольствие от труда будет значимым, если она сможет проявить себя, как заботливая хозяйка, аккуратная, умеющая делать со вкусом.
Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.
Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека (гиперопека). Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. В раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

4
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это умение выполнять требования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требование "Я сам"), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязательность выполнения поручений взрослого.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей - помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности и гендерные различия.


  • Будьте последовательны в своих требованиях.

  • Учитывайте индивидуальные, возрастные, гендерные особенности своих детей.

  • Хозяйственно-трудовые поручения по дому могут одинаково выполнять как девочки, так и мальчики.

  • Не стоит строго разграничивать обязанности сына и дочери, лучше их чередовать.

  • Никогда не оценивайте при ребенке, чей труд важнее - мужчины или женщины. Воспитывайте уважение к труду обоих полов.

  • Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

  • Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. Делайте акцент на труд с учетом различий в играх мальчиков и девочек.

  • Закрепляйте навыки трудового воспитания с помощью примеров из художественной литературы: А. Барто, С. Михалков, С. Маршак,
    Е. Пермяк, И. Токмакова С. Баруздин, Л. Квитко, Д. Родари

  • Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, профессии, профессиях других людей.

  • Тактично оценивайте результаты труда сына или дочери, никогда не сравнивайте их.

Родительское собрание на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников» в средней группе

Цель: Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников.

Задачи: Расширять представление и обогатить педагогические умения

родителей по вопросам как знакомить дошкольников с трудом взрослых;

вовлечь родителей в обсуждения педагогических ситуаций; увлечь родителей

разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей

3.Подготовить педагогические ситуации.

Повестка собрания:

  1. Пословицы о труде. Отв. родители.
  2. Мастер класс "Символ года". Отв. воспитатель Короткова Т.В.
  3. Выступление на тему: «Формирование трудолюбия у дошкольников». Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.
  4. Разбор педагогических ситуаций. Отв.воспитатель Короткова Т.В..
  5. Памятки родителям по трудовому воспитанию. Отв. воспитатель Сорокина Ю.П.

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и посетили наше родительское собрание. Сегодня мы будем говорить на тему: «Формирования трудолюбия у дошкольников».Эпиграфом к нашему собранию мы выбрали слова К.Д. Ушинского: « Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

- Давайте вспомним пословицы о труде: (Родители продолжают пословицу)

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Пролениться - и хлеба лишиться

Терпение и труд все перетрут

Умелые руки не знают скуки

Работе время, а потехе час

Судят не по словам, а по делам

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Что делано наспех, то и сделано насмех

Дело мастера боится

Было бы терпенье - будет и уменье

Мастер класс "Символ года"

Приложение №1

«Формирование трудолюбия у дошкольников»

Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные - поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка - у младших подчинение семейной традиции.

В условиях хорошо организованного семейного хозяйства ребенок сравнительно легко, без усилий над собой, подчас отказываясь от соблазнительных желаний, выполняет свои обязанности по дому. Он радуется своевременно и качественно выполненной работе. У него укрепляется потребность выполнять работу только хорошо, потому что в семье так заведено, потому что все так выполняют свои обязанности.

В детском саду воспитание трудолюбия у детей идет по четырем направлениям:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд (работа с бумагой, с природным материалом)

Все виды труда организовываются в форме поручений, дежурства, коллективного труда.

Уважаемые родители!

Наша задача учить детей любить землю, трудиться, созидать, а не разрушать, формировать личность, умеющую преодолевать трудности и добиваться результатов на пути к цели, учить детей ценить жизнь и приносить радость людям, это и есть основа нравственности, подготовка их к самостоятельной жизни.

Педагогические ситуации

Первая ситуация. Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

Вторая ситуация. Шестилетняя Маша не любит убирать свои вещи и игрушки, а поручения мамы выполняет нехотя, небрежно, с оговорками «Потом, уже некогда, спать пора» и т. п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! - девочка явно гордиться своим поступком.

Молодец! - говорит мама. - За это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда мама освобождает дочь от трудовых обязанностей за то, что та слушалась бабушку, или за то, что старательно занималась в детском саду.

Вопрос: Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? (Нет. Это тормозит воспитание трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.)

  • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
  • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
  • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
  • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
  • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
  • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
  • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
  • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
  • Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Решение собрания:

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2. Не прибегать к наказанию трудом.
3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.
4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.

«СЕМЬЯ + ДЕТСКИЙ САД = УСПЕХ».

Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.

Дорогие родители, на этом родительское собрание закончено. Пусть ваши дети растут трудолюбивыми.

Конспект

родительского собрания

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Раздел: «Труд»

Тема: «Трудовое воспитание дошкольника»

Возрастная группа: средняя

Провели воспитатели:

Короткова Т.В.

Сорокина Ю.П.

Приложение

Аппликация из цветной бумаги «Петушок - золотой гребешок».

Описание: Хочу предложить сделать с детьми аппликацию из цветной бумаги. Петушок получается яркий, красочный.
Цель: изготовление интересных работ из цветной бумаги.
Задачи: научить подбирать цветовую гамму бумаги для аппликации; развивать воображение, фантазию, творчество; воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления аппликации: картон, цветная бумага, клей, шаблоны, образец работы.

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……
(петушок)

А в деревне у меня
Есть чудесные друзья.
Это Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.
Он важно ходит по двору
И кричит ку-ка-ре-ку.
А взгромоздившись на плетень,
Встречает звонко новый день.
Лишь только солнышко взойдет,
Ему он песню пропоет!
Подруга же, курочка, его
Кудахчет тихо ко-ко-ко.
И яйца целый день несет,
Пока ей петушок поет.
А после водит гулять в сад
Пушистых,желтеньких цыплят,
Что скачут резво тут и там,
Устроив желтый тарарам!!!
Вот гуляет петушок -
Ярко красный гребешок.
Перья жаркие горят!
Как красив его наряд!
(Склярова Ю.)

О ком рассказало стихотворение? Правильно, это петушок. Хорошо летом в деревне. Только солнышко появилось на горизонте, слышишь песенку петуха. Кричит петушок «Ку-ка-ре-ку» и будит всех вместо будильника.
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?

Мы с вами сегодня сделаем петушка из цветной бумаги. Во время выполнения аппликации мы будем пользоваться клеем и кисточкой для наклеивания деталей, давайте вспомним - как мы работаем кисточкой: у нас на столах лежит тряпочка кто скажет для чего она нужна, молодцы ребята а теперь приступаем к аппликации.

Выполнение аппликации:

Чтобы символ нового 2017 года был благосклонен к вам, и Огненный Петух оберегал все дни, лучше всего задобрить петушка поделкой, исполненной своими руками.

  1. У вас на столах на поддоне лежат детали для выполнения работы.

  1. Для выполнения нашей работы мы должны взять основу конус желтого цвета и склеить его.

  1. Далее приклеиваем голову глазки клювик.

  1. Красный гребешок приклеиваем на голову.

В гостях у сказки
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)


  1. Клеим бородку.

  1. Приклеиваем крылышки.

8.Оформляем разноцветный хвост петушка, начинаем с большого пера.

Завершение:
Носит важно петушок
Яркий красный гребешок.
Раньше всех встает с утра.
Всем кричит: — Вставать пора!
Кукарекает, поет,
Спать селу мешает.
На работу всех зовет.
Утро пробуждает.

Рефлексия : Дети кого мы с вами сего клеили? Вам понравилась ваша игрушка? Молодцы ребята вы справились с работой.

Памятка для родителей

Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:

Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды. Пускать мыльные пузыри . Строить дом из мебели.Смастерить кукольный домик. Устроить жилище в коробке от холодильника. Выпустить в небо воздушный шар. Запускать воздушного змея. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик). Петь хором, играть на ложках. Надеть на ребенка свою одежду . Сочинять сказки об окружающем. Лепить из глины и пластилина. Играть в футбол. Играть в догонялки. И ещё много, много чего.

Памятка для родителей

Давая поручения ребенку, подумайте, по силам ли оно ему. Умение родителей правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе.

Уважайте своего ребенка. Заранее договаривайтесь с ним о тех домашних делах, которые он должен сделать. Ведь у сына или дочери могут быть свои важные дела.

Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненные поручения. Если вы не удовлетворены результатом выполненной работы, не спешите высказать ребенку свое недовольство, Попытайтесь понять причину, подскажите ребенку, как это сделать лучше в следующий раз.

Старайтесь быть последовательным в своих требованиях.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения. Научите этому своего ребенка, несколько раз выполните это поручение вместе.

Почаще используйте игровые моменты в трудовом воспитании.

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих близких, друзей.

Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

Не платите деньги за выполнение детьми повседневных обязанностей. Подумайте, как поступит ваш ребенок, если вам нечем ему будет заплатить, например, за мытьё посуды.

Анкета для родителей

Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей.

1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Чтобы немного вас повеселить, зачитаю вам тест- шутку.

«Кем будет Ваш ребенок?»

1. Если ваш ребенок все схватывает на лету, то вполне возможно, он станет жонглером.

2. Если вы все время посылаете свое чадо на все четыре стороны, он может стать кругосветным путешественником.

3. Если ваш ребенок и в саду, и дома через пень колоду, значит, он может стать лесорубом.

4. Если ваше чадо плавает на всех вопросах, попробуйте готовить его к карьере моряка.

5. Если вашему ребенку все до лампочки, он может стать электриком.

6. Если ваш ребенок витает в облаках - значит, он мечтает стать важной птицей.

7. Если ваша дочь ходит перед вами на цыпочках, попробуйте отдать ее в балетную школу.

8. Если ваш ребенок любит рассказывать сказки - значит, из него получится отличный политик.

9. Если ваш ребенок любит петушиться, значит, он может стать директором птицефабрики.

10. Если ваше дитя заглядывает всем в рот, он может пойти учиться на стоматолога.

11. Если ваш ребенок любит устраивать вам сцены, значит, он прирожденный актер.

12.Ну, а если ваш ребенок составляет рассказы до смешного плохо, значит, он может попытаться стать писателем - юмористом.

Родительское собраниена тему «Роль родителей в трудовом воспитании дошкольника»

Цель:

повысить уровень педагогической культуры родителей;

способствовать повышению роли семьи в воспитании детей посредством труда.

Предварительная работа:

Оформление выставки литературы по теме собрания.

Подготовка презентации по теме. Подбор педагогических ситуаций.

Подготовка памятки для родителей по теме.

Материалы и оборудование:

Выставка литературы по теме собрания. Подготовить столы для проведения

собрания. Памятки. Анкеты для родителей по теме.

Ход собрания

Добрый день уважаемые взрослые. Мы рады что вы нашли время быть с нами. Сегодня нашу встречу мы хотим начать со слов Ушинского.

ЭПИГРАФ: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия. Которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д. Ушинский

Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное – научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются её лучшие качества.

Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т.д.) Участие в трудовой деятельности способствует социализации детей, развитию их индивидуальных свойств.

Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы.

Мы все хотим, чтобы в доме были чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный деть в неделе все члены семьи, в том числе и дети принимают участие в уборке. При этом необходимо обращать внимание ребенка (и в процессе работы, и по ее окончании), что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, приятнее и отдохнуть вместе: подольше посидеть за ужином или обедом, поговорить, отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом.

Но бывает и так: через день-два в квартире вновь беспорядок. И причиной его являются не только дети, но и сами взрослые. В таком случае взрослые должны начать с себя и только потом требовать, чтобы ребята не разбрасывали игрушки. Закончив игру или занятие, убирали на место (для этого у детей должен быть свой уголок). Можно посоветовать такой прием, применять который следует ни от случая к случаю, а систематически.

Перед тем как ребенок начнет собираться на прогулку, готовиться ко сну, заниматься чем-то другим, полезно напомнить: «Проверь, пожалуйста, в порядке ли ты оставляешь комнату, не разбросаны ли твои вещи. На месте ли игрушки…...»Когда проверишь, позови меня, я тоже посмотрю. Только в результате личного примера и постоянного контроля со стороны взрослых у ребенка пяти-семи лет в течение двух-трех месяцев вырабатывается достаточно устойчивая привычка поддерживать порядок в доме, проявлять инициативу: «Мама (бабушка, папа), посмотри, у меня все в порядке?»

Бывает так, что ребенок устал, куда-то торопится. Несмотря на это, нужно указать ему на беспорядок, предложить все убрать и помочь. Привыкнув к тому, что родители строго следят за выполнением своих указаний. Сами соблюдают порядок во всем, дети начинают проявлять инициативу, сами наводят чистоту, просят отца починить сломанную игрушку, а мать зашить порванное платье, охотно откликаются на просьбы взрослых помочь навести порядок.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями - важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя»-значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Участвуя в труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.

ПРАВИЛА ДЛЯ РДИТЕЛЕЙ:

Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работы, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда.

Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различного труда, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда.

В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую – под руководством взрослых, и на какую должен получать разрешение.

Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.

Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.

Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Воспитатель: . А сейчас, как говорится: «Делу – время, а потехе час».

Просмотр презентации фото «Наши дети трудятся»

Воспитатель: Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшего дошкольного возраста в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно.

Решение педагогических ситуаций.

Включение родителей в дискуссию.

Воспитатель: Предлагаю Вам обсудить несколько педагогических ситуаций, решить предложенные задачи, найти выход из них.

Семилетняя Маша взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Маше. Мести она начинает еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». (Т.М. Куриленко. Задачи и упражнения по педагогике).

Вопрос. В чем состоял педагогическийпросчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?

Дима часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты занимаешься женской работой?» С тех пор Дима перестал помогать маме. (М.П. Осипова, Г.А. Бутрима «Работа с родителями»)

Вопрос. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к домашнему труду?

Антон выполняет домашнее задание одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда мальчик перестает рисовать, смотрит телевизор. Вокруг него на столе разбросаны книги, альбомы, краски, карандаши.

В той же комнате мать Антона вяжет шарф. Возле нее спицы, нитки, утюг, тарелка с печеньем, журналы.

Вопрос. В чем причина неорганизованности мальчика? Как помочь Антону научиться организовывать учебный труд?

Оля (6 лет) вместе с мамой убирает комнату. Оля хочет делать все как мама. Закончив работу, обе окидывают взглядом комнату. Вместе отмечают: нигде ни соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах. Целую стопу белья нагладила мама. Оля аккуратно складывает по местам. Мама советует:

–Складывай так, чтобы не помять белье и чтобы его удобно было отыскивать в шкафу: отдельно колготки, затем платочки. А в самый низ- носочки… Вот как ты хорошо делаешь, настоящая помощница!

Вопрос. В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйственно-бытовом труде? Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли Вы ребенка к трудовым будням семьи? В чем выражается его участие? (Примеры). Укажите методы способствующие воспитанию организованности, трудолюбия.

Лена (6 лет) не любит наводить порядок в своих вещах и игрушках, а если мама дает ей какое-либо поручение, то выполняет его нехотя, небрежно, с оговорками: «Не хочу!», «Потом», «Уже некогда, спать пора» и т.п.

А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – заявляет девочка, как о доблестном поступке.

Молодец, говорит мама, - за это можешь не помогать мыть посуду.

Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей «за то, что слушалась, бабушку», «за то, что старательно занималась на занятии в детском саду»…

Вопрос. Вопрос. Чем можно объяснить отрицательное отношение ребенка к трудовым поручениям в данном случае? Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? Обоснуйте свое мнение.

Воспитатель: мы попросим вас ответить на вопросы нашей анкеты и давайте обсудим «Какой труд вы считаете посильным для вашего ребенка?»

Чтобы немного вас повеселить, зачитаю вам тест - шутку.

Тест - шутка (Автор- Е.А. Тарасова)

«Кем будет Ваш ребенок?»

Подведение итогов родительского собрания.

Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждение такой актуальной темы!. Получили ли вы ответы на интересующие Вас вопросы? Что полезного Вы узнали на собрании? Спасибо за сотрудничество а мы вам вручаем памятки «Советы для заботливых родителей».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.

Старайтесь не ставить плохое, в центр воспитания.

Воспитывайте у детей уважение к любому труду.

Не прибегайте к наказанию трудом.

Воспитывайте на положительном примере, вовлекайте детей в полезную деятельность.

Учитывай индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учите ребенка ценить и свой и чужой труд.

Родительское собрание на тему трудовое воспитание в семье и в детском саду.

Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.

Задачи:

Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.

Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;

Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Форма проведения: беседа.

Участники: родители, воспитатель.

Оборудование и наглядность: презентация «Трудовое воспитание в ДОУ», советы и рекомендации для родителей, анкетирование для родителей,

План:

1 Трудовое воспитание

3 Презентация

4 Анализ анкет детей и родителей

5 Советы родителям (раздать)

6 Вывод

Ход:

1. Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память.

А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.

Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.

Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.

Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.

Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Как было сказано выше, родители должны прививать ребёнку уважение к труду. Необходимо помнить родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям: например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.

Давайте подумаем, как же ребёнку рассказать о профессии (родители вместе с воспитателем составляют план- схему рассказа) .

План схема:

  • Кто это (название профессии)
  • Где работает
  • Что делает
  • Инструмент (как или чем делает, что использует)
  • Чем нравится (отношение к делу)
  • Зачем (какое значение имеет результат труда)

Обучение труду должно происходить не только в семье, но и в детском саду. И сейчас я кратко представлю вам нашу трудовую деятельность по каждому виду.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделяют следующие виды детского труда:

  • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
  • труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  • ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.

2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.

3. Коллективный труд.

Самообслуживание. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.

Убирать со стола посуду. Умеет правильно пользоваться носовым платком, мыть руки по мере необходимости без напоминания взрослого.

Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.

Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Хозяйственно бытовой труд . Поддерживает порядок в группе и помогает поддерживать порядок на участке. В группе умеет протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал, столы, стулья, вместе со взрослым ремонтирует книги, игрушки. Самостоятельно умеет наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой - от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполняют обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Труд в природе . Выполняют обязанности дежурного в уголке природы: поливают комнатные растения, опрыскивают стебли растений и протирают пыль со стеблей, моют поддоны и горшки, разрыхляют почву. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Ручной труд . Работа с бумагой и картоном. Умеют складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; создают игрушки-забавы. Умеют создавать предметы из полосок цветной бумаги, объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Работа с природным материалом. Умеют создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.

2 "Трудовое воспитание ребенка в ДОУ и семье"

Задачи трудового воспитания, осуществляемого в детском саду и семьи едины. В детском саду воспитание ребёнка происходит по программе, «От рождения до школы».

Задачи трудового воспитания следующие:
1. Воспитание интереса к труду взрослых..
2. Воспитание желания и умения трудиться.
3. Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца.
4. Обучение организации труда: с чего начать работу и чем закончить.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно? Прежде всего – это общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение его в совместный труд. Необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения. Особое внимание требует оценка труда ребёнка. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу.

Важная задача - приобщать детей к посильной для них трудовой деятельности.

Важно приучать их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Систематическое включение трудовой деятельности ребенка в процесс его воспитания повышает уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Уже в группах раннего возраста создаются уголки природы, в которых ребята, наблюдая за растениями, помогают за ними ухаживать, поливают растения, выполняют другие поручения воспитателя.

Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой.

Для трехлетнего ребенка застегнуть пуговицу – это уже работа.

Ребенок помогает наводить порядок, убирает свои игрушки, одежду, в детском саду дошкольники трудятся коллективно, что повышает их интерес к труду и одновременно учит сотрудничеству, помощи друг другу.

Родителям дошкольников необходимо интересоваться, какую работу выполняют их дети в дошкольном учреждении, продолжая трудовое воспитание и дома. Чем старше становятся дети, тем больше обязанностей на них должно возлагаться, тем менее труд должен связываться с игрой.

Дети, не привыкшие к труду, не знают, чем заняться. Отсюда склонность к праздности и леность.

Всякий труд требует от ребенка некоторых усилий, преодоления трудностей, эти усилия должны быть посильными, не вызывать переутомления,

Трудовые обязанности по самообслуживанию, уходу за домом, за цветами, за огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня. Следите, чтобы труд благоприятствовал укреплению здоровья и физических сил детей.

Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе - в пределах 5-7 мин, в средней - от 10 до 15 мин в старшем дошкольном возрасте - 15-25 мин

Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду.

Вывод

Таким образом, из всего, вышесказанного, можно сделать вывод:

трудовая деятельность является одним из важных факторов

воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом

меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом

меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой

деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в жизни.

Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к

самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение

и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,

сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Анкета для родителей

«Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей?»

1. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка

Анкета для дошкольников

  1. Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
  2. Охотно ли ты ее выполняешь?
  3. Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь свои обязанности?
  4. Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
  5. Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
  6. Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье»

1. Любит ли ваш ребёнок трудиться?

А) да В) нет

Б) не всегда Г) затрудняюсь ответить

2. Что он(а) любит делать по дому?______________________________________________________

3. Ваш ребёнок выполняет работу по дому:

А) самостоятельно

Б) только с вашей помощью

4. Как долго может трудиться ваш ребёнок?

А) несколько минут В) до 1 часа

Б) до получаса Г) Более 1 часа

5. Работа им выполняется:

А) увлечённо

Б) не всегда увлечённо

В) неохотно («из-под палки»)

6. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

А) да, постоянно;

Б) контролирую, но не всегда;

В) нет, не контролирую (не получается из-за занятости, не считаю нужным).

7. Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную работу?

А) да, постоянно;

Б) да, но не всегда;

В) нет, не поощряю.

А) материально (деньгами) В) словесная благодарность

Б) подарки, игрушки Г) покупаете сладости

Д) другое, что именно, напишите ________________________________________________________

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за плохо выполненную работу?

А) да, постоянно;

Б) да, но не всегда;

В) нет, не наказываю.

10. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни детского сада?

А) Да, это необходимо
Б) Затрудняюсь ответить

В) Считаю это не нужным, т.к дети итак перегружены.

Советы родителям

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка


Цель : объединение усилий родителей и педагогов в целях трудового воспитания дошкольников.

Задачи : обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; дать практические советы по созданию системы домашних обязанностей детей.

Форма проведения: презентация педагогического журнала.

Участники: старший воспитатель, воспитатели, родители.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Презентация педагогического журнала.

3. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Проведение письменного опроса родителей «Как вы считаете, с какой целью необходимо приучать детей к выполнению домашних обязанностей?» (Ответы родителей записываются крупными буквами на общий лист, представляющий собой свиток.)

2. Изготовление журнала со страницами (формата A3) или информационных листов с названиями страниц; подготовка подставки для размещения журнала или его страниц.

II. Вступительная часть

Воспитатель . Добрый вечер, уважаемые родители! Приглашаем вас на презентацию педагогического журнала «Без напоминаний и с удовольствием». На его страницах вы познакомитесь с практическими советами по внедрению системы домашних обязанностей для детей дошкольного возраста.

Дети разыгрывают сценки или читают стихи на тему «Воспитание трудолюбия».

Рак-бездельник

Жил у речки под корягой

Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка,

Лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

— Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой,

Прачкой, поварихой.

А лягушка-белогрудка

Раку отвечает:

— Не хочу я быть служанкой

Глупому лентяю.

В. Викторов

Мы ловили рыбу с лодки

Мы ловили рыбу с лодки,

А лентяй — со сковородки.

Мы поджарили треску,

Разделили по куску,

А лентяю — ни куска:

— В море, друг, твоя треска!

И. Демьянов

Строители

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители.

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка!

Неужели это я?!

Б. Заходер

Воспитатель . Хорошее начало — залог успешной презентации. Об актуальности заявленной темы расскажет главный редактор журнала, старший воспитатель... (Ф.И.О).

Старший воспитатель. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!» — из раза в раз нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и в конце концов приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упреки.

Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и... делал это самостоятельно, без напоминаний и даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И конечно же набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

III. Презентация педагогического журнала

1. Страничка «Цели»

Воспитатель. Итак, первая страничка журнала — «Цели» (открывает журнал на странице «Цели» или ставит на подставку лист с названием страницы).

Вопросы для обсуждения

Как вы относитесь к системе домашних обязанностей детей?

Считаете ли вы ее необходимой и полезной?

Что мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей?

Вариант 1. Родители работают индивидуально. Каждый родитель по очереди, по кругу называет свой вариант со слов «Мы Хотим, чтобы...» (можно предложить передавать из рук в руки какой-то предмет).

Вариант 2. Родители делятся на две-три группы, обговаривают варианты, затем представитель от каждой группы называет их, начиная свое выступление со слов «Мы хотим, чтобы...»:

Дети помогали маме по дому;

Дети знали, где находятся их вещи;

Дети считали свои обязанности вкладом в семью;

Дети выполняли их самостоятельно;

Родители не тратили силы на уговоры;

Дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей считать добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

Родители вздохнули свободнее, в частности мамы, почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи...

Воспитатель (обобщает). Наша задача — максимально четко представить себе:

Что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей;

Что получают от нового образа жизни дети;

И что в конце концов приобретает семья, т. е. мы все — дети и родители.

2. Страничка «Выделяем главное»

Воспитатель . Среди читателей журнала было проведено исследование, с результатами которого вас познакомит воспитатель... (Ф.И.О.) на страничке «Выделяем главное» (ставит на подставку лист с названием страницы). Посмотрим получившийся список и выделим главное (раскручивает свиток из бумаги и размещает его на магнитной доске, чтобы все родители видели, что там написано). Это одна или две цели, ради которых действительно стоит все это затевать. Ради которых можно настойчиво, изо дня в день, в течение месяца повторять ребенку, что именно эти дела теперь входят в его ежедневные обязанности.

Для чего нужно выделять главные цели? Вы ставите своеобразный фильтр для целей второстепенных и держите в голове главное.

Пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но формируете у них привычки на будущее:

Умение находить время на дела по дому;

Умение помнить о том, что они живут не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

Умение заботиться о других;

Умение находить пользу и даже получать удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

Умение планировать и организовывать свою деятельность и т. д.

Наша с вами задача — максимально полно подготовить ребенка к переходу во взрослую жизнь. В наш журнал пришло письмо от Елены Мануковской, которая делится своим опытом: «В свое время, создавая систему домашних обязанностей, я сформулировала для себя такую цель: я хочу, чтобы мои близкие поняли, что поддержание дома в чистоте и порядке — это не моя святая обязанность, а вклад каждого. Чтобы они начали относиться к дому как к своему, в котором каждый отвечает за свою часть. Чтобы, выполняя обязанности по дому, дети и муж понимали, что помогают не мне, а себе и своей семье жить в удовольствии и уюте». Вы можете воспользоваться этим опытом. Но будет гораздо продуктивнее сформулировать цель самим. Это будет ваша цель, и значит, вы будете идти к ней быстрее.

Работая в малых группах или индивидуально, родители выделяют главные цели. Желающие озвучивают их и поясняют. Воспитатель выделяет маркером в общем списке главные цели, названные родителями.

3. Страничка «Список обязанностей»

Воспитатель. Приступаем к воплощению плана в жизнь. Следующая страничка — «Список обязанностей». Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать все дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистоте и порядке.

Практическое задание для родителей: на заранее приготовленных листах написать перечень домашних дел (работа в микрогруппах).

Воспитатель. Пишите все. Даже такое задание, как наполнять фильтр водой. С ним может справиться даже трехлетний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр — может быть, и не полностью — и считать себя очень нужным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа. Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет отвечать только ОН. Точно так же как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.

Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, Дочки и мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите:

Выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери;

Полить цветы на кухне;

Разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;

Выставить обувь, разбросанную по прихожей, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде; складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;

Следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал определенное место;

Вытирать лапы собаке после прогулки;

Кормить рыбок в аквариуме и т. д.

Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо.

4. Страничка «Немного отдохнем»

Воспитатель . А сейчас пришло время немного отдохнуть. Страничка «Немного отдохнем».

Проводятся шуточные эстафеты или динамическая пауза.

Варианты эстафет для мам

. «Обед за пять минут» — бег с кастрюлей;

. «По дороге остужу» — бег с ложкой;

. «Не пролью ни капельки» — переливание воды из одного сосуда в другой;

. «Все расставлю по местам» — бег с подниманием предметов;

. «Чистота — залог здоровья» — бег с выбивалкой и постельными принадлежностями (подушкой, покрывалом).

Вариант эстафеты для пап

Быстро и до блеска «натереть паркет», соблюдая следующую инструкцию. У стены комнаты на полу разложены листки бумаги - «полотеры». Участники ставят на них ноги (каждую на отдельный листок) и, скользя этими приспособлениями по поверхности пола, «натирают» его. Для облегчения «ножного труда» в качестве «полотеров» можно использовать коробки (из-под конфет, обуви) или саму обувь (калоши, домашние тапочки) очень большого размера.

5. Ролевая игра

Воспитатель. А мы дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Давайте проиграем ситуацию. Для этого нам нужно выбрать маму, папу и детей. Сядьте все вместе в кружок.

«Семья» садится.

Воспитатель (обращается к «маме»). Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать ход конем — показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, как много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно делать, чтобы содержать дом в порядке.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте.

«Мама» называет свои дела.

Воспитатель. Вот сколько! После этого предложите детям и мужу выбрать те обязанности, которые они будут выполнять с удовольствием. Не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас — великолепная возможность выбрать дело по душе.

Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы командуете парадом. А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут ходить в предложенной вами игре.

«Мама» предлагает.

6. Страничка «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел»

Воспитатель . Открываем следующую страничку — «Калейдоскоп увлекательных и полезных дел» (или «Кому что нравится»).

Воспитатель предлагает родителям в микрогруппах изучить советы и распределить обязанности между собой. Советы выдаются каждой микрогруппе.

Советы

1. При выборе обязанностей отталкивайтесь от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д. Если сын любит порядок — таких детей немного, но они есть, — предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т. д., зато мусора — вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть складом грязной посуды, вы все равно выиграете, потому что вам уже не придется очищать стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.

2. Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем Работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности — наверное, самому важному навыку и пониманию, которые предстоит постичь ребенку.

3. Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком Мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел На Маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.

4. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваши сэкономленные время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.

Воспитатель . Теперь осталось только расписать (если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно), кому и какие обязанности нужно будет выполнять. Малышей попросите нарисовать картинку, соответствующую выполняемой работе, например рыбку, что будет означать «кормить рыб».

Пунктов не должно быть много. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.

7. Игра «Угадай»

Члены микрогрупп изображают свои обязанности в виде символа и предлагают остальным участникам игры отгадать, что это за обязанности.

Воспитатель. Обычно на ежедневные обязанности у детей- дошкольников уходит в среднем от 10 до 20 минут, а у более старших — от 30 минут до часа.

Покажите детям, как это можно делать быстрее (в идеале они поймут сами), в этом случае у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты.

Повесьте список на видное место, чтобы в ответ на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» — дети могли подойти и посмотреть, если забыли.

Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности — и родителей и детей - прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и то, за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях так же, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора.

8. Страничка «Нам пишут»

Воспитатель . Последняя страничка — «Нам пишут». Выдержки из писем нам зачитают наши родители.

Письмо 1. Первый раз вместе с мамой

Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что Вы ему поручили. Пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца.

Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет ждать ребенка с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать, и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.

Если Вы решили поручить двенадцатилетнему ребенку стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно, как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие — за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Письмо 2. Каждому «спасибо» — свое время и место

Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для Вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!

Некоторые мамы могут возразить: зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто спасибо не говорит... Не говорит — значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите спасибо своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.

Слова благодарности, похвала имеют великую силу. Но тогда, когда звучат к месту и ко времени. Когда Вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу, что есть результат, который очень всем нужен.

Письмо 3. Процесс пошел!

Приготовьтесь к тому, что первые две недели вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача — помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.

Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел.

Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор. Если сегодня ребенок пришел уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.

Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких.

Так же и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это и вот это. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно так же вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.

Письмо 4. Обратная связь

Нелишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Не дожидайтесь, пока ситуация станет взрывоопасной и дети взбунтуются и потребуют «прекратить это издевательство». Спрашивайте, устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Справедливо ли все это?

Ведь Вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи. Вы не командир отряда, приказы которого не обсуждаются. Вы — мудрый руководитель. Ваш метод — мотивация, а не муштра. Поэтому Вашей второй натурой должна стать гибкость и мудрость. Они приходят, если слушаешь не только свои желания, но и желания родных.

Воспитатель. Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не надоели своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться...»

Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.

IV. Заключительная часть

Воспитатель. Просмотрена последняя страничка журнала. Какие у вас появились вопросы? (Если есть вопросы, отвечает.) Презентация прошла. По домам идти пора. До свидания!

Что еще почитать