Роль государства сохранение духовных ценностей. В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей. Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

Предмет - Основы духовно-нравственной культуры народов России

Класс -5

Тема урока - «Забота государства о сохранении духовных ценностей»

Цель : Создать условия для формирования представлений о духовных ценностях и их влиянии на жизнь общества.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Смогу т

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Назвать памятники истории и культуры народов России,

Определять понятия:

Духовные ценности,

Милосердие

Сострадание

Доброта

Отзывчивость

Продолжат формирование

Умений проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, -представлять результаты своей творческо-поисковой работы.

Способности решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление.

Воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре

Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей,

Сохранение мотивации к учебной деятельности, положительное отношение к процессу познания.

Словарь урока : Духовные ценности. Милосердие. Сострадание. Доброта. Отзывчивость.

Ресурсы урока: Виноградова НС.Ф. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебник, проектор, раб. лист.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация

Конституция Российской Федерации

Статья 44.

2.-Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как вы думаете, какие главные слова звучит в этой статье?

Кто должен это делать?

Сформулируйте тему занятия.

Вопросы к уч-ся

3 этап. Актуализация знаний

4 этап.

Целеполагание

и планирование

После изучения данной темы вы сможете:

Рассказать о роли государства в сохранении культурного наследия,

Различать культурные сооружения разных религий,

Назвать памятники истории и культуры народов России.

Понимать ценность духовной культуры.

План

1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

2.Возрождение духовных ценностей.

3.Символ доблести и славы народа - Храм Христа Спасителя.

4.Объекты культурного наследия.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1.Текст учебника. стр. 129 Вопрос.

Чтобы сохранить духовные ценности российского народа – милосердие, сострадание, доброту, отзывчивость - необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе и религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в развитии духовно-нравственной культуры России. Оно защищает право человека исповедовать любую религию. Сегодня в нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия, строятся храмы, монастыри, мечети, синагоги. Тысячи паломников ежегодно посещают святые места. Все эти факты свидетельствуют о возрождении духовности России, о желании нашего государства сохранить вечные ценности, которые выработали предыдущие поколения россиян.

(Духовные ценности – это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость)

О каких духовных ценностях российского народа говорится в тексте?

Что означают эти слова?

(Милосердие- Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м.

Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. С. к сиротам. Сделать что-н. из сострадания .

Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Отзывчивость - это сердечность, сочувственное отношение, чувствительность, чуткость

Что нужно для сохранения духовных ценностей?

(объединить усилия гос-ва и общества)

Какие факты свидетельствуют о возрождении вечных духовных ценностей?

(восстановление памятников духовного наследия)

стр. 129 Вопрос

2. Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Происходит взаимная работа государства, общественных и религиозных организаций.

Активно осуществляется восстановление на территории России памятников религиозной культуры.

Учебник стр130-132.

По данному вопросу выступают ученики.

, , .

Храм Рождества Богородицы

с. Гуторово 1775 г.

С. Кутафино. Церковь Тихвинской Божией Матери. 1816-1826, 1878-1881 гг.

С. Шахово. ц. Св. Живоначальной Троицы 1845 г.

С. Ретяжи. Церковь Обновления храма Воскресения Христова. 1765 г.

-Приход Свято-Ильинской Церкви

(с. Апальково)

Восстановление Свято-Ильинской церкви

3. Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов?

Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года:

«Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что, как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».

. -О каком храме пойдет речь?

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен,

Фигур, и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя - святилище Христа,

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца?

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголящим устам!

России быть, и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Итак, дети, о каком храме идет речь? (о храме Христа Спасителя)

просмотр ролика.

В 1931 году храм-памятник Воинской славы, главный храм России, перестал существовать. Только в конце 80-х годов 20 века развернулась кампания по сбору средств по восстановлению Храма Христа Спасителя. В архивах отыскали чертежи, по которым работал архитектор Константин Тон.

И вот в 1994-1997 годах вознесся из небытия Великий Храм- Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик-Храм Христа Спасителя. Прошли годы. Стала возрождаться в России православная вера и культура. И восстал в первозванной красоте Храм Христа Спасителя!

Рабочий лист.

Учебник стр133-134.

Игра «7 предложений».

4. В нашей стране восстанавливаются памятники духовного наследия. Под особую охрану государства взяты старинные особняки, музеи, храмы, заповедники, дворцы.

Создан « Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

О сохранении духовных ценностей должны заботиться государство, общество, каждый человек.

Объекты культурного наследия ( и ) - объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями , , , объектами и и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой с точки зрения истории, , , , , науки и техники, , или , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

, включая территорию с расположенными на ней памятниками истории и культуры (Орловская область) -

Учебник стр.135. Составьте «Правила поведения в музее» (на примере посещения школьного краеведческого музея Н.С. Лескова).

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов.

Работа с заданием 1.

Ответы детей.

Работают с заданием 2.

Выступают.

Работают с тестом.

Работают с заданием в рабочем листе.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек.

Что же такое духовные ценности?

Какова забота государства и общественных организаций о защите духовных ценностей?

Что мы должны делать сегодня, чтобы сохранить духовные ценности.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Тест.

8 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

узнайте, какие храмы есть в нашем крае; какие из них восстановлены, а какие еще предстоит восстановить. Назовите храмы, восстановление которых продолжается.

Церковь Иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" в городе Дятьково

Этот храм называли восьмым чудом света, ведь нигде в мире не существует таких же иконостасов, как в неопалимовской церкви города Дятьково Брянской области. Весь иконостас этого храма создан из хрусталя. В 1810 году его построил хозяин местной хрустальной фабрики Мальцов. Не только тяжеловесный, изящной работы хрустальный иконостас, «как бы плавающий в воздухе», но и хрустальные люстры и паникадила, уникальные подсвечники из многослойного и многоцветного стекла высотой в человеческий рост украшали церковь до 1929 года. Удивительный храм разрушили, но некоторые части его убранства укрылись в дятьковском музее. В 1990 году разрушенный храм был воссоздан, и местные стеклодувы, используя сохранившиеся чертежи 200-летней давности, больше года изготавливали тысячи деталей для его убранства. На восстановление иконостаса потребовалось несколько тонн хрусталя, и не простого, а сплавленного со свинцом – такой сплав идет на изготовление самой дорогой посуды. Неопалимовский храм внутри кажется и ледяным, и радужным: под хрустальные пластины на стенах подложены зеркала, что дает эффект радужного свечения.

Определяющее значение духовных ценностей в будущем России и мира; "сбережение Народа" - как цель развития страны и любых проводимых преобразований; суверенность России в выборе своего пути ("суверенная демократия"); приоритетность культурно-нравственной составляющей при преодолении коррупции и других негативных явлений нашей жизни; критерии "качества жизни" - не только в материальном, но и в духовном измерении; такие базовые понятия, как "единство Нации", "самодержавие Народа и его духовное единство", - всё это неоднократно звучало в выступлениях В.В.Путина, Д.А.Медведева, Ю.М.Лужкова, Святейшего Патриарха Алексия Второго.

При этом огромным разочарованием стало отсутствие в программе стратегического развития государства "2020" упоминания о ценностях и смыслах этого развития, о социокультурной составляющей нашего будущего. Предлагаемый сценарий для России без этих основ не может восприниматься, как приемлемый и должен быть дополнен существенными для нашего Отечества критериями жизни.

И это притом, что Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. В геополитических интересах США с союзниками ставят перед собой цели по дальнейшему ослаблению роли России в мировом сообществе. Через использование социальных и национальных факторов инспирируются негативные процессы в духовной сфере, влекущие за собой разрушение исторических, культурных, этических традиций. Утверждается культ индивидуализма, эгоизма и насилия, неверие в способность государства защитить своих граждан; девальвируются такие понятия как долг, достоинство, честь, верность Отечеству, присяге. Печатные и электронные СМИ для поднятия рейтинга и привлечения рекламодателей загружают сознание и подсознание стереотипами мышления и поведения. Традиционные формы формирования внутреннего духовного мира вытесняются телевидением и Интернетом. Существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами.

Пришло время сделать следующий, совершенно необходимый шаг: перейти от осознания - к формулированию целей и смыслов, а затем - к их реализации. Уже принятая в качестве одной из политических основ России "суверенность демократии" подразумевает не только право суверенного государства на выбор методов, которыми в нем будет построена демократия "обязательного для всех образца", но и право выбирать саму форму этой демократии, сами ценности и подходы, которые будут положены в её основу. Речь идёт о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет. Между тем, ценности в сегодняшней России не идентифицируются, смыслы не определены, ответственность за следование им для действующей Власти и Общества не установлена.

Инновационное развитие, рост экономических показателей и уровня потребления - всё это, конечно, важно и нужно.

Но необходимо понимать и то, что всё это - не цель развития, а лишь технология достижения главной цели, которой является ЧЕЛОВЕК (или более широко - НАРОД) и его счастье. Человеческое счастье, согласно миропониманию Русской цивилизации, никогда не сводилось к желанию потреблять завтра больше, чем сегодня, а тем более - к "свободе" добиваться личного успеха за счёт несчастья окружающих, не обременяя себя при этом такими "неконкурентоспособными" ограничениями как Совесть, Нравственная и Гражданская ответственность.

Поэтому, выстраивая для страны "образ будущего", к которому надлежит стремиться, необходимо исходить из того, что у России - свой исторический путь, свои ценности, свой идеал общества. Именно в соответствии с ними веками выстраивались миропонимание, культура и мораль не только государствообразующего Русского Народа, но и всех иных народов, составивших с ним вместе единую государственность и Нацию. Следование этой своей внутренней сути, а не рецептам иноземных "учителей", выстраивание в соответствии с ней всей системы общественных, государственных и экономических отношений - вот единственная возможность для нашего Народа создать для себя и своих потомков действительно счастливую жизнь на своей земле. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи - когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране сохраняется уважение к родному языку, к самобытным национальным ценностям, к памяти предков, к отечественной истории.

Именно это способно стать той самой главной - социокультурной - инновацией, которую Россия в состоянии предложить сползающему в кризис человечеству в качестве реальной альтернативы изжившей себя модели общества эгоизма и потребления.

Но кто способен взять на себя высочайшую ответственность - сформулировать эти ценности и смыслы, являться их мерой и контролировать соответствие им всех ветвей демократически избранной Власти? Только сам Народ, являющийся согласно Конституции "носителем суверенитета и единственным источником власти", имеет на это право.

Сегодня мы предлагаем всем гражданским силам консолидированные действия в рамках Общественного совета города Москвы, который возьмёт на себя своеобразный "общественный аудит" действий и принимаемых решений - на предмет соответствия их ценностям нации и национальным интересам. Это может стать действенной формой общественного (гражданского) контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции. Это, наконец, позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности, остановить построенную на нём индустрию порока, ради денег калечащую души, уничтожающую мораль и истинную культуру.

Для объединения усилий общества по защите духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия участники общественных слушаний заявляют:

1. Мы осознаём, что Россия является основой самобытной тысячелетней Русской цивилизации с собственным путём исторического развития, с собственной Великой Русской культурой, обогащённой культурами коренных народов России.
2. Учитывая выдающуюся роль в формировании нравственно-этических ценностей и культурных традиций Православия и в некоторых регионах нашей страны Ислама, а также Буддизма, мы считаем необходимым всемерно содействовать усилиям этих конфессий в духовном оздоровлении общества, включая такие сферы как культура, образование и армия.
3. Мы считаем, что осуществление власти в стране должно быть направлено на сохранение национальной самоидентификации Народа и его культуры, защиту наших традиционных ценностей и образа жизни, воспитание патриотизма и преданности Родине, соблюдение национальных интересов в условиях глобализации.
4. Мы призываем власть и гражданское общество применить действенные механизмы: для обеспечения информационной безопасности, особенно в гуманитарной сфере; противодействию развращению Нации; пропаганде чуждых Русской цивилизации, навязываемых извне ценностей и идеалов; разложению устоев государства через СМИ, "массовую культуру" и псевдо-образовательные программы.
5. Наш язык и отечественная литература - важнейшие составляющие отечественной культуры, духовная среда обитания Нации - служат не только основой ее бытия, но и средством единения и взаимообщения всех народов России, а также наших соотечественников, где бы они ни проживали. Мы считаем, что русскому языку и литературе необходимо вернуть в школе, обществе и во всем Русском мире положение, соответствующее их значению.
6. Главное наше богатство и ценность - это люди. Они сформировали и сохранили наше духовное наследие, нашу культуру, нашу экономическую мощь. Создав великую страну, предки завещали ее не только нам, но и потомкам. И наш долг - сохранить и возродить Россию, сделать сильным и процветающим ее народ.
7. Имеющийся у нашей страны опыт солидарности в моменты высшего напряжения сил народа, множественность национальных культур и многовековая устойчивость основных религий, незыблемость духовных ценностей для подавляющей части населения, эмоциональная открытость, само геополитическое положение России создали необходимые условия для переосмысления нами своего прошлого и создания надежной, соборной системы защиты традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия.
8. Мы считаем, что в условиях нарастания мирового цивилизационного и ценностного кризиса Россия способна предъявить миру свою традиционную этику духовного единения и солидарной деятельности людей ради общей цели как реальную альтернативу насаждаемому Западом в процессе глобализации культу эгоизма и потребительства, а потому призвана стать одним из ведущих мировых цивилизационных центров.
9. Мы убеждены, что:
- права и свободы неразрывно связаны с обязанностями гражданина перед страной и обществом, при этом личность, реализуя свои интересы, обязана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, всего Народа;
- России необходим правовой механизм взаимной гражданской и нравственной ответственности власти, общества и гражданина; при этом государственные служащие должны принимать присягу о личной ответственности за действия и результаты принятых ими решений, а также за бездействие;
- коррупция и казнокрадство должны быть приравнены к государственной измене, а наказание за них включать конфискацию имущества, в том числе - имущества ближайших родственников и находящееся за пределами России;
- исполнительная власть должна немедленно обеспечить открытость и прозрачность расходования бюджетных средств, а также прозрачность доходов и расходов всех государственных служащих и членов их семей;
- в системе образования не менее важным, чем получение знаний и навыков, должно стать воспитание полноценной творческой личности и её гражданских добродетелей на основе национальных духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
- существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека; это такие ценности как Вера, Нравственность, Святыни, Отечество; когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое.
10. Мы считаем патриотическое воспитание молодёжи приоритетнейшей задачей, призванной не допустить появления новых "потерянных поколений". Уверены, что патриотическое воспитание молодых москвичей наряду с любовью к Родине и гражданскими добродетелями должно включать приобщение их к традиционным ценностям, духовной, культурной и этической традиции России, к её истории и миропониманию. Считаем необходимым создание в Москве единого Центра патриотического воспитания молодёжи с отделениями во всех районах города, объединяющего в ассоциацию военно-патриотические, военно-спортивные, поисковые, исторические и прочие клубы, занятые патриотическим воспитанием молодёжи.
11. Мы всецело одобряем внешнеполитическую активность Правительства Москвы и позицию мэра Ю.М.Лужкова на Украине и в Крыму. По нашему мнению, превращение Москвы в признанный центр интеграционных процессов и международного сотрудничества, кроме того, должно способствовать воспитанию у наших сограждан интернационализма, солидарности с соотечественниками за рубежом и неприятия любых форм межэтнической и межрелигиозной нетерпимости, включая и подрывающую основы государства русофобию. Предлагаем в ближайшее время провести в Москве круглый стол по этому вопросу со всеми гражданскими силами, поддерживающими инициативы Ю.М.Лужкова.
12. Мы предлагаем Ю.М.Лужкову на основе результатов настоящих общественных слушаний создать совершенно необходимую для гражданского общества площадку для общественной дискуссии "Ценности нации и национальные интересы" - по определению системы базовых ценностей и смыслов развития России, по образцу созданных "Единой Россией" дискуссионных площадок в виде клубов предметной направленности. Предлагаем Ю.М.Лужкову поддержать инициативу о размещении этой площадки в Институте философии РАН по адресу Волхонка, дом 14.

1. Общечеловеческими ценностями, которые характеризуются тем, что признаются большим количеством людей, как во времени, так и в пространстве.

2. Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельной личности, это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

3. Сословно-класовые ценности связаны с интересами отдельных классов и социальных групп.

4. Локально-групповые ценности объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

5. Семейные ценности

6. Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку.

В предложенной классификации нетрудно увидеть, что ценности обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться и переходить из одного уровня в другой. При рассмотрении 5 перечисленных видов ценностей можно выделить несколько закономерностей:

– во-первых, тот, факт, что их относительность и подвижность убывает по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые в пространстве и во времен и не зависят от политики. В то время как личностно-индивидуальные ценности меняются в течении жизни;

– во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину;

– в-третьих, потребности людей в духовных ценностях безграничны, здесь нет пресыщения.

Функции культуры.

Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

Образовательно-воспитательная функция . Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитания и образования.

Интегративная и дезинтегративная функции культуры . На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у людей - членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

Регулирующая функция культуры . Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция связана в первую очередь с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их действия и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Духовный мир человека и деятельность

Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадле­ жит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества.

Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается.

В чем ценность книги: в ее содержании или в ка­ честве бумаги, обложки, шрифта и т, д.? Явля­ ется ли творческой деятельность тех людей, ко­ торые не создают, а лишь распространяют ду­ ховные ценности? Чем «потребление» книги от­ личается от потребления еды?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Понятие «культура», духовная культура, виды дея­ тельности, потребности человека.

Вспомним отличие духовной деятельности от материаль­ ной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотрен­ ная выше познавательная деятельность является важным про­ явлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания.

Однако духовная деятельность не сводится только к позна­ вательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, мож­ но условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и ду­ ховно-практическую.

Первый вид - это производство (создание) духовных цен­ ностей (духовных благ). Продуктом духовного производства яв­ ляются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Проис­ хождение видов путем естественного отбора», идеи и образы ро­ мана Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в жи­ вописи И. Репина или музыке П. Чайковского), законодатель­ ных актов.

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределе­ ние, распространение, а также освоение (потребление) создан­ ных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом ко­ торой является изменение сознания людей.

СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Для того чтобы уяснить особенности духовного производ­ ства, сопоставим его с материальным производством. Если ска­ зать коротко, то материальное производство - это создание ве­ щей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилий, преиму­ щественно умственных. Вы знаете, что роман или научная кни­ га, художественное полотно или крупное музыкальное произве­ дение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производ­ ства отличаются тем, что первое основано на физическом тру­ де, а второе - на умственном? Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производ­ стве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает

труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство наряду с умственным трудом требует подчас и немалых физических уси­ лий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вто­ рых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, осо­ быми группами людей, духовная деятельность которых являет­ ся профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее об­ разование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь про­ дукт духовного производства отличается новизной, уникаль­ ностью, а следовательно, это результат творческой деятель­ ности.

Но духовное производство наряду с профессиональной дея­ тельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуще­ ствляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную цен­ ность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой ду­ ховной деятельности через участие в художественной самодея­ тельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимают­ ся до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, со­ зданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведе­ ний профессиональных мастеров или научных трудов специа­ листов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения су­ ществующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои спо­ собности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал англий-

ский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным мо­ им наслаждением и единственным занятием в течение всей жиз­ ни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, поз­ воляет мне на время забывать или совсем устраняет мое посто­ янное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и ху­ дожественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них - научные от­ крытия, изобретения - способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например социальные нормы, по­ могают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, воздей­ ствовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается дея­ тельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. духовно-практической дея­ тельностью.

Продуктом духовного производства могут быть и заблуж­ дения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт.

СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или карти­ на могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестно­ сти, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспом­ ним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстановлены этот и другие разру­ шенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, ес­ ли бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева, пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как по­ тускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» -- памят­ ника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духов­ ных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выпол­ няющие функции собирания, хранения, исследования и попу­ ляризации культурно-исторических и естественно-научных цен­ ностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает «хранилище реликвий». С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серь­ езным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т. д.), худо­ жественные, литературные, естественно-исторические (ботаниче­ ские, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев: это музеи истории учебных заведений, воин­ ских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н. э. при дво­ ре ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиоте­ ка из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоян­ но возрастала роль библиотек как важнейшего средства содей­ ствия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек громадна: от небольших - личных, школь­ ных, городских - до крупнейших книгохранилищ. Расположен­ ная в Москве Российская государственная библиотека насчиты­ вает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) не­ редко ассоциируется с чем-то очень давним и от жизни дале­ ким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации прак­ тических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждо­ дневно накапливаются новые сведения о деятельности отдель­ ных людей, организаций, государственных учреждений. Архи­ вы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное или восстановить исти­ ну, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изыс­ каниям удалось сделать достоянием гласности ранее засекречен­ ные договоры (например, секретный протокол, подписанный

Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектур­ ных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, па­ мятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвер­ дить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не толь­ ко хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и пе­ редаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - до­ стояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осу­ ществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом за­ висит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «смотреть не значит видеть» напоминает об од­ ной из коренных задач музейного работника - научить «ви­ деть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспом­ ним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непоня­ тым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюже­ тами на библейские темы), из-за недостаточно четкого воспри­ ятия художественного стиля, его особенностей. В таких случа­ ях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг.

И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значи­ мости вклад в деятельность по распространению духовных цен­ ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым ис­ точником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он рас­ пространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное

и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, тех­ никой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учи­ тель стремится заложить основы понимания современной систе­ мы развивающегося научного знания о мире, человеке, общест­ ве. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из из­ вестных педагогов - В. А. Сухомлинский, учителю надо впи­ тать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные цен­ ности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слу­ шателей радио, телезрителей, т. е. те, на кого постоянно воз­ действуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспро­ изведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России, зарубежных стран. Со­ кровища петербургских музеев благодаря серии телевизионных передач стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда сможете ум­ ножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в вос­ произведении и распространении духовных ценностей.

ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Создание, сохранение и распространение духовных ценно­ стей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духов­ ных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называет­ ся духовным потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления бо­ лее естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармо­ нию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живо­ пись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Лю­ бовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человечес­ кие потребности. Моральная и психологическая поддержка, вни­ мание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потреб­ ности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении обще­ ния в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, на­ правленные на их удовлетворение. Происходит как бы движе­ ние навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с деятельностью читателя, деятельность актера - с деятельнос­ тью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовно­ го производства и духовного потребления. Никто не сможет на­ слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым. Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни те виды деятельности, которые направлены на создание, распространение духовных ценностей и на приоб­ щение к ним. Но и сами потребности не являются неизменны­ ми. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к ним. Новая книга, например, на­ ходит своих читателей. Создание духовных благ, таким обра­ зом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А освоение (потребление) духовных ценностей также воз­ действует на духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направ­ ленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление пред­ ставляют собой неразрывное единство.

Рассмотрим подробнее духовное потребление. Духовные цен­ ности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержа­ ние литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шриф­ том на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой облож­ ке или жестком переплете. Книга - это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое сущест­ вование. Например, изношенные одежда и обувь уже не суще­ ствуют как ценности, определяемые их назначением. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (кни­ ги, ноты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной цен­ ности не ведет к исчезновению самой духовной ценности. По­ требление (использование) уникальной картины в художествен­ ном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если со­ блюдаются оптимальные физические условия ее сохранности

(температура воздуха, влажность и т. п.). Более того, ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей, как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принад­ лежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духов­ ного производства. Восприятие духовных ценностей носит твор­ ческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения, восприятие музыкального произ­ ведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опы­ та, но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что

духовное потребление - это особый вид деятельности и, следо­ вательно, он имеет свою направленность, требует определен­ ных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется обще­ ственными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой лите­ ратуры. Один вчитывается в описание природы, другой пропу­ скает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки. Чтобы прочи­ тать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиоте­ ке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими уст­ ройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае магнитофон - это одно из средств удовлетворения по­ требности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вер­ шин духовной культуры нельзя без знаний о литературе и ис­ кусстве, о писателях и художниках, о выразительных средст­ вах и способах их использования, без навыков смотреть и ви­ деть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образо­ вания и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем вы­ ше культура человека, тем больше средств из семейного бюдже­ та он стремится выделить на удовлетворение духовных потреб-

ностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журна­ лы, посещение театров и т. д.), тем больше свободного време­ ни затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и твор­ чества.

Но дело не только в количественных показателях (затра­ тах денежных средств и времени), главное - качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью со­ временной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шеде­ врами мирового музыкального творчества, но та же аппаратура может воспроизводить примитивные произведения, ценность ко­ торых сомнительна. Из программы телевизионных передач мож­ но выбрать спектакли с участием великих актеров современ­ ности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит преж­ де всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает боль­ шое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. (Подумайте, как оце­ нить воздействие моды на духовное потребление. Положитель­ ной или отрицательной будет эта оценка?)

Наиболее распространенные средства приобщения к духов­ ным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг - это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, - говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французский мысли­ тель - Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открыва­ ют нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов в 60-80-х гг. показали, что за несколько десятилетий произошел сдвиг в структуре культур­ ной деятельности людей.

Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культу­ ры (общественно организованными формами). Растет числен­ ность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечны­ ми учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектак­ лей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг просмотром телепередач?

Но что же означают духовные ценности? Одни подразумевают под словом «духовность» культурное наследие, включающее в себя язык, музыку, искусство, литературу и др. Для других духовность связана с религией. То есть мы наблюдаем разделение понятия «духовность» на два: светское и религиозное понимание. В XXI веке уклон делается в сторону светского понимания духовных ценностей, что приводит к материализации культурной осознанности человека. Однако светское понимание не способно полностью удовлетворить духовные потребности.

Лишь во взаимосвязи с религией и ее ценностями человечество может создать морально сознательное общество. Духовные ценности должны объединять в себе два этих понятия. И все же религиозное имеет полное право доминировать над светским пониманием ценностей. Ведь именно религия способствует появлению культурного наследия, которое затем развивается в тесной взаимосвязи с ней.

Современное общество забывает о преимуществе воспитания детей в духе религии. Ведь религия является тем самым связующим звеном, которое укрепляет и охраняет нравственность и единство нации. Религия, или точнее сказать Вера, лежит в основе общественных взаимоотношений, она является прочным фундаментом, который основан на многовековой традиции народа. Вера создает законы нравственности, а через них - и общественные законы, и нормы поведения в социуме. Если человек с раннего детства воспитывался в духе Веры своих предков, то он непременно будет чтить и уважать свою землю, свою страну. То есть в человеке закладывается один из самых высоких уровней осознания себя как части нации и воспитания в себе патриотизма.

Потому что Вера, по моему мнению, является родоначальником всего человечного (гуманного). Без религии человеческое общество не способно морально выжить, оно непременно обречено на нравственную деградацию. Что мы и можем наблюдать в современном мире. В наше время ценности становятся все более материалистичными, в почете и уважении те люди, у которых в достатке имеются материальные блага, а духовные, к сожалению, отступают на второй план. Да и культура стоит на этом же пути. Сейчас «творят» не для человека, а для продажи. А ведь именно культура призвана пробуждать в человеке благородные чувства, показывать красоту и воспитывать моральные качества.

А все происходит в точности наоборот, сегодня мы можем наблюдать, как так называемая «массовая культура» растлевает умы людей. К тому же на упадок значимости духовных и моральных ценностей в значительной мере влияет становление нового типа общества, так называемого информационного общества. Его основой являются компьютерные технологии и как следствие - создание глобального информационного пространства, которое обеспечивает доступ людей к мировым информационным ресурсам (информационная глобализация). По моему мнению, в современном обществе идет тенденция к развитию товарного взаимоотношения между государством и людьми. Человека переименовали в потребителя, предприниматели ищут для себя выгодные рынки сбыта товара. И при этом для завлечения потребителя и увеличения спроса на определенный товар используются различные методы.

В первую очередь, это метод рекламной пропаганды, который осуществляется при помощи информационного пространства и является внушающим, а не ознакомительным. Это приводит к тому, что товар попросту навязывается, и речь уже идет о массовости, а не об индивидуальности (то есть товары производят для массового потребления). А государство просто «наблюдает» со стороны за этими процессами, так как в условиях рыночной экономики упор делается на развитие частного предпринимательства, и государству трудно «уследить» за соблюдением прозрачности процессов сбыта товара. Современное общество просто не в силах справиться с огромным потоком информации, которое само же породило. В систему СМИ и интернет-ресурсов «просачивается» зачастую неправдивая и аморальная информация.

И если в СМИ она еще хоть как-то фильтруется, то Интернет остается камнем преткновения «информационного общества». Так же хотелось бы отметить, что через информационную систему в широкие массы людей можно «внедрить» идеологические и политические воззрения, расистские и аморальные убеждения, притом это может быть сделано третьей стороной (например, другим государством), чтобы ослабить национальное единство и привести в упадок нравственную основу определенного общества. Можно сказать, что человека подвергают «информационной атаке» с определенной, выгодной кому-то целью. При снижении религиозности нации человек становится более подвержен внешним воздействиям, он легче переносит упадок духовых ценностей - по той простой причине, что они его не интересуют, потому что в детстве в нем не воспитали Веру и, соответственно, у него нет чувства патриотизма.

Такой человек становится духовно и культурно немотивированным (то есть сохранение, а также развитие духовных ценностей не имеют для него особого значения). Такой человек нередко становится на путь аморальности и нравственного упадка, при этом наблюдается его деградация как социального существа. В целом можно сделать следующие выводы.

1. Информационная глобализация негативно влияет на становление нравственности и духовных ценностей личности. При помощи информационных технологий в широкие массы сбывают товар, а также могут навязать политические и идеологические взгляды. Следствие этого - подрыв национального самосознания.

2. Сохранение духовных ценностей в условиях информационной глобализации - задача не из легких, но всё-таки выполнимая. Для этого надо усилить государственный контроль над информационной сферой, в частности над Интернетом и СМИ. Также необходимо постоянно заниматься религиозным воспитанием детей, взращивать их в духе патриотизма. А для этого нужно образовать ряд учреждений (особенно на государственном уровне), которые будут заниматься религиозным и, соответственно, нравственным воспитанием детей.

3. Необходимо создавать условия (опять же на уровне государства) для вовлечения взрослой части населения, а также молодёжи в культурно-духовную и социальную жизнь народа, например, учреждение организаций по интересам, проведение различных социальных и культурно-духовных мероприятий. Важно участвовать в разработке и осуществлении социально-культурных региональных и национальных проектов. 4. Если мы научимся уважать и любить свою нацию, то и другие народы мы будем уважать, как самих себя!

Список использованной литературы:

1. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь // Э. Гидденс. - Москва: Весь Мир, 2004. - 120 с.

2. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // А. И. Уткин. - Москва: Логос, 2001.

3. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века // Т. Фридман - Москва: Хранитель, 2006. - 60 с.

М. С. Лутовинова, социальный педагог МОУ Юровская СОШ, Раменский район, Московская область

Что еще почитать