Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника – Герасим Авшарян. Развитие памяти и скорочтения Что такое память и зачем она нужна человеку

Вы когда-нибудь задавались вопросом, зачем человеку память и что она из себя представляет?

Есть несколько определений памяти, приведу здесь два из них: «Память – это преодоление отсутствия» (Пьер Жане) и «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)» (Г. К. Середа).

Иными словами память – это способ сохранения полученного ранее опыта для использования его в

Что же происходит с информацией, после того, как она попадает в наш внутренний мир? Попробуем заглянуть внутрь себя и отследить эти процессы.

Представьте себе, что Вы находитесь у того места, через которое информация из внешнего мира поступает в Ваш внутренний мир.

Вообразите, что где-то внутри Вас есть большое помещение, состоящее из нескольких залов. В одном из них прямо из отверстия в стене выезжает огромный эскалатор, на котором стоит множество книг. Эти книги не сваливаются в кучу у подножия эскалатора, а сходят с него и организованно разбегаются по залу, забираются на расположенные здесь стеллажи и устраиваются на своих местах, рядом с другими книгами, которые оказались здесь раньше.

Но этим дело не заканчивается. Из книг вылетают страницы и по воздуху планируют в другие залы. Эти страницы могут забираться в стоящие рядом книги или меняться друг с другом местами. Движение не замирает ни на минуту. Оно не хаотично, а подчиняется определенной закономерности. В этом месте различные механизмы памяти производят обработку информации.

Сенсорная память обрабатывает информацию, поступающую от органов ощущений, и удерживает её очень недолго (меньше одной секунды). Здесь же трудятся зрительная и аудио память. Большая часть поступившей информации сразу же начинает забываться.

Та информация, которой удалось сохраниться, перемещается в кратковременную память. Информации удается сохраниться тогда, когда на нее обращается внимание. Кратковременная память также имеет название рабочей или оперативной, т.к. она обеспечивает связанность и единство деятельности человека. Поступившая в кратковременную память информация сохраняется в ней от нескольких минут до нескольких часов, после чего перемещается в долговременную память или забывается.

Количество хранящихся в кратковременной памяти объектов ограничено и составляет от пяти до девяти. Запоминать большой объем информации помогает его группировка, таким образом, чтобы в каждой группе содержалась одна самая важная мысль, которая помогает воспроизвести все остальное.

Наибольшего развития и работоспособности кратковременная память достигает в возрасте от пяти до одиннадцати лет, потом она сохраняется в стабильном состоянии до тридцати лет, а после тридцати лет постепенно ухудшается. Но некоторым пожилым людям удается сохранить свою кратковременную память на уровне молодости, а то и улучшить.

Информацию, переместившуюся в долговременную память можно вспомнить и через много лет. За всю жизнь из памяти человека исчезает примерно 28% поступившей в нее информации, остальное остается в ней в течение всей жизни.

Для перемещения информации в долговременную память требуется от 15 минут до одного часа. Самый простой способ переноса – повторение. Но повторение должно быть не механическим (зубрежка), а осмысленным.

Для того, чтобы запомнить нужную информацию необходимо:

— понять её;

— при запоминании информации установить логику изложения или логику следования событий;

— распределить запоминаемый материал на логические части и найти в каждой из них одну основную мысль или фразу, вокруг которой можно будет собрать все остальное.

Группируя материал по смыслу, человек разбивает информацию на части исходя из собственного разумения, чтобы потом из разрозненных частей он мог составить осмысленный рассказ. Здесь памяти помогает мышление.

Информация из долговременной памяти извлекается дольше, чем из кратковременной, т.к. зал с долговременным хранилищем находится дальше от входа и до него еще нужно добраться.

О том, какие виды памяти выделятся исходя из критерия времени, и почему механическое запоминание хуже осмысленного поговорим в следующих статьях.

Вы когда-нибудь задумывались, каким удивительным свойством обладает наш мозг – памятью? Если ребенок уколол пальчик шипом розы, то в следующий раз он будет осторожно подходить в розе. Если ребенок дотронулся до горячей чашки, то теперь будет обращать внимание на чашки и проверять их температуру заранее. Если врач проверил у ребенка горло, что вызвало неприятные ощущения, то после этого всех врачей ребенок встречает с ревом. Он запомнил, что тётя в белом халате может доставить неприятности.

И в нашей жизни нам приходится запоминать очень многое. Часть мы запоминаем неосознанно, но большую часть запоминаем специально, потому что нам это надо знать.

Помните школу? Сколько там приходится запоминать ежедневно! А умеем ли мы и наши дети это делать?

Как-то прочитала такой комментарий «Родителям нужно знать о замечательном свойстве детей, особенно у меньших, - механическая память называется, ну, может о ее развитии, у кого саме ней плохо))). Почитать о ней и лечь спать спокойно)))» (орфография автора сохранена).

Спать спокойно, конечно, можно. Только вот ни память, ни от этого лучше не станут.

Соглашусь с автором комментария только в том, что механическая память у нас есть. И, наверное, каждый помнит, как зазубривали в школе таблицу умножения или правила. Помните? Это и было заучиванием с помощью механической памяти. Как долго вы помните потом эту информацию? Конечно, это все индивидуально и зависит от многих факторов, и от особенностей памяти, и от качества запоминания, и от повторения материала. Но все же.

Механическая память – способность запоминать информацию как она есть, без образования логических связей. Такой вид памяти не является основой интеллекта и опирается на механическое повторение материала: слов, цифр, действий. Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений) является основным приемом механического заучивания. Когда надо вспомнить, материал вспоминается «слово в слово» и незначительные изменения контекста, условий воспроизведения значительно затруднят вспоминание.

Механическая память свойственна нам от рождения. Мы можем ее развивать и тренировать, потому что она тоже нужна нам в процессе жизни, но основной упор все же стоит сделать на других видах памяти.

Наиболее эффективной является логическая память. В этом случае запоминание происходит с образованием логических связей, аналогий между отдельными понятиями. При запоминании информация сравнивается, обобщается, анализируется, систематизируется, а самое главное, происходит понимание.

Согласно законам памяти, осмысленная информация запоминается не просто лучше, а в 9 раз лучше (по мнению немецкого психолога, исследователя памяти Г. Эббингауза). А осмысленно мы запоминаем, когда используем логическую и ассоциативную память.

Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.

Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные.

Логическая память не может опираться только на анализ материала, его понимание. Она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти.

Нужно ли тренировать память? Безусловно. Причем, тренировать стоит любую память, ведь механическая память нам нужна не меньше логической. Но особый упор стоит сделать на освоении приемов запоминания. В наш век информации неоценимую помощь в запоминании любого материала нам оказывают и мнемотехники. Зная и применяя приемы запоминания, мы значительно ускоряем и облегчаем процесс запоминания. А это тоже важно.

Если ребенок научится запоминать правило или стихотворение быстро, то это не будет для него сверхтрудной задачей и домашнее задание будет сделано быстро. Стоит только научить, как это делать.

И встает еще один вопрос Как? Как повторять учебный материал, чтобы сделать это быстро, но с максимальным результатом.

Да, мы помним со школьной скамьи всем известную фразу «Повторение – мать учения». Только вот повторять можно по-разному. Как вы повторяете материал?

Возможно, вы слышали такие рекомендации – прочитай 5 раз правило и запомнишь, запиши словарное слово 20 раз и выучишь. Слышали? Эти рекомендации опираются на механическую память. И если мы просто зазубрили правило или стихотворение, то это лишнее повторение поможет, но не сильно. А иногда может и навредить.

Но есть и другие способы повторения материала.

Подробнее о том, как учить и повторять материал, мы поговорим на вебинаре «Как запомнить, чтобы помнить» . Если у вас есть ребенок школьник или даже дошкольник, вы получите для себя много полезного. Зарегистрируйтесь, чтобы получить ссылку на вебинар.

А в комментариях напишите, какую память чаще всего вы используете, запоминая школьный материал со своим ребенком?

Новые изобретения год за годом делают нашу жизнь всё более комфортной. Людям не приходится держать всё в уме и напрягать память ежедневно. Номера телефонов, адреса, срочные дела – обо всём напоминают технологии, которые мы повсюду носим с собой.

Для многих забыть смартфон дома – катастрофа. Люди становятся зависимыми от гаджетов. Человек не может вспомнить о планах на день, если не заглянет в заметки. Дети вспоминают номера родителей, только посмотрев список контактов.

При такой жизни память постепенно атрофируется, запоминать информацию становится труднее. Особенно это опасно для детского разума, которому необходима постоянная тренировка. Без неё он не может нормально развиваться. Такие дети с возрастом столкнуться со склерозом и риском болезни Альцгеймера.

На взрослых это сказывается медленнее, но не меньше. Для большинства идти за покупками без списка – бесполезное занятие. Если попросить взрослого человека выучить небольшое стихотворение, многие не справятся с этой задачей. Те, кто справятся, затратят на это (неожиданно для них самих) много времени.

Всё это происходит несмотря на то, что каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам необходимо положиться на собственную память. Забытые дома ключи (разрядившийся телефон, забытое обещание позвонить подруге, вылетевшая из головы мысль, что нужно купить молоко) – неприятные мелочи. Их легко избежать, если тренировать собственную память.

Ответом на вопрос, какими свойствами обладает память человека, учёные задались давно. Из-за таких особенностей одни люди запоминают информацию легче и быстрее, а другие напрочь забывают, что им сказали десять минут назад.

Основные свойства памяти, выделяемые в психологии, это точность, объём, скорость запоминания и скорость забывания.

Если понаблюдать за детьми в младших классах, легко определить, у кого из них наиболее развита точность памяти. Эти дети легко могут пересказать прочитанный материал слово в слово. Им легче учиться в школе, отметки у них выше, чем у одноклассников.

Точность памяти – способность воспроизвести информацию в том же виде, в котором она была получена.

Памяти характерна выборочность. Основные положения, общая структура материала запоминаются лучше, чем нюансы. Однако существует информация, когда важна точность воспроизведения. Благодаря точности памяти мы запоминаем номера телефонов, даты дней рождения, имена и адреса.

Объем памяти

Объёма памяти — своего рода диск, где хранится вся информация, которую человек запоминает. Выделяют два вида объёма памяти:

  • краткосрочный;
  • долгосрочный.

Краткосрочный объём памяти равен числу Миллера — 7 +/- 2. Если Вы знакомитесь с новой компанией и все начинают представляться, Вы запомните от 5 до 9 имён. В зависимости от того, чем Вы занимаетесь, изменяется объём информации, которую Вы способны запоминать. Если Ваша работа связана с обработкой большого количества информации, велика вероятность, что Вы запомните 9 имён.

Учёные до сих пор сомневаются насчёт объёма долгосрочной памяти человека. Большинство исследователей склоняются к тому, что он безграничен.

В долговременной памяти фиксируются те знания, которые приобретаются в процессе деятельности. Также в ней остаются события, которые имели яркую эмоциональную окраску: позитивную или негативную.

Таким образом, объём памяти – количество информации, которую человек способен запомнить.


Скорость запоминания

Многие помнят (а некоторые переживают сейчас) студенческие годы, когда ночью перед экзаменом за раз учились все билеты. Именно от скорости запоминания зависело, как много материала получится запомнить.

Скорость запоминания определяется количеством повторений, после которых человек запоминает материал. Есть люди, обладающие или обладавшие феноменальной скоростью запоминания. Один из них – брат Александра Сергеевича Пушкина, Лев Сергеевич.

По дороге из Москвы в Петербург поэт потерял пятую главу своей поэмы «Евгений Онегин». О случившемся он написал брату. Вскоре пришёл ответ – полный текст потерянной главы с точностью до запятой, хотя Лев Сергеевич читал её лишь раз.

Существуют способы, позволяющие увеличить скорость запоминания информации:

  1. Проговаривайте информацию вслух. Старайтесь добавлять в слова экспрессии. Даже если Вам кажется это глупым, кривляйтесь, утрируйте. Потом будет проще вспомнить изученный материал.
  2. Рисуйте – так Вы задействуете два вида памяти: визуальную и моторную. Лучше всего задействовать все виды памяти: визуальную, моторную и аудиальную. Прослушайте материал, запишите его, зарисуйте схемы, а затем проговорите – так Вы точно хорошо запомните даже самые мелкие нюансы.
  3. Меняйте окружающую Вас обстановку. Если Вы готовитесь к двум экзаменам (выступлениям, конференциям) одновременно, старайтесь учить материал в разных помещениях. Так информация не будет перемешиваться в сознании.
  4. Прибегните к ассоциациям. Если нужно запомнить номер, замените цифры на предметы и придумайте историю. Допустим, номер начинается на 901. 9 – крючок, 0 – озеро, 1 – лебедь. Рыбак забросил крючок в озеро и увидел лебедя. Дальше – дело фантазии.

Скорость забывания

Забывать что-то – нормально. Это физиологический процесс, без которого жить было бы невозможно. Если бы память хранила всю информацию, накопленную за жизнь, люди сходили бы с ума.

Обычно забывается то, что:

  1. неинтересно человеку;
  2. не несёт для него ценности.

Из-за первой причины молодые люди, учившие в школе химию, через несколько лет после выпуска не могут вспомнить элементарные законы. Это происходит из-за того, что для них это скучная и бесполезная информация.

Но Вы помните свой домашний адрес, хотя он не вызывает у Вас дикого интереса или любопытства. Вы помните его, потому что это для Вас жизненно важно.

Забывание бывает полным и частичным. Если Вы помните имя и фамилию своего начальника с прошлой работы, но не помните отчество – это частичное забывание. Информация воспроизводится, но частично.

Если не узнаёте на улице начальника в лицо – это пример полного забывания. В данном случае информация не только не воспроизводится, но даже не узнаётся.

На этом свойства памяти человека не заканчиваются. Это были лишь четыре основных свойства, которые на сегодняшний день достаточно изучены.


Как правильно работать с информацией

Существуют универсальные способы работы с большим объёмом информации:

  1. Составьте план текста. Разбейте его на логические куски, придумайте к ним заголовки и выделите самое главное. Структурируйте материал (таблицы, схемы, рисунки).
  2. Сравнение.

Проще запоминать информацию, когда она чему-то сопоставляется. Допустим, Вам необходимо разобраться с таким процессом, как лизинг. Вместо того, чтобы читать отдельно про лизинг, найдите сравнительную характеристику лизинга, кредита и аренды. Лучше всего для наглядности оформить информацию в таблицу.

  1. Делайте перерывы.

Повторения, совершённые с перерывом во времени, продуктивнее, нежели заучивание без перерывов. Лучше всего выделить на заучивание материала несколько дней, если у Вас есть такая возможность. Так информация прочнее «осядет» в голове.

  1. Образность.

Включайте творческое мышление, ищите ассоциации, пусть даже они будут глупыми. Не записывайте материал сплошным текстом, лучше делайте рисунки. Конспект должен быть ярким и состоять из тезисов – так материал легче запоминается.

Существуют самые разные способы запоминания, разработанные учёными по всему миру.

Великий оратор и философ, живший до нашей эры, Марк Туллий Цицерон уже тогда пришёл к мысли: «Память слабеет, если её не упражняешь».

Вы сами в состоянии создать методы запоминания, подходящие именно Вам.

Вывод

Память – часть сознания, помогающая людям ежедневно. Психология говорит о том, что свойства памяти можно тренировать. Это позволит легче усваивать большой объём информации, что повлияет на скорость принятие решений.

Никто не хочет платить деньги работнику, который постоянно забывает обо всех делах. Никто не станет дружить с человеком, который забывает про дни рождения и путает имена.

Память влияет на успешность, продвижение по карьере, взаимодействие с окружающими людьми. Рассеянность вроде забытых ключей или потерянного телефона – мелочь, с которой можно справиться, если работать над собой.

Если Вы думаете, что у Вас проблемы с памятью, просто забудьте об этом.

Нужна ли память человеку?

Салихова Малика, Республика Татарстан, город Казань, МБОУ «Лицей № 177», 8 «А» класс.

Руководитель: Дасова Рамиля Зинатулловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Без памяти мы бы существовали мгновения. Наше прошедшее было бы мертво для грядущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом .

С. Л. Рубинштейн

Что такое память? Для чего она нужна человеку? Согласно словарю С. И. Ожегова, память – это «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений».

Память всегда нужна человеку. Вырастая, мы часто вспоминаем свое детство. В школе, благодаря памяти, отвечаем на вопросы учителей. В каникулы, побывав в другом городе, в другой стране, мы стараемся запомнить и потом передать другим впечатления об увиденном, исторических памятниках, живых людях. Все это расширяет наш кругозор, делает богаче наш внутренний мир, помогает стать интереснее для окружающих.

Память связывает прошлое с настоящим. Человек живет не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. И все это благодаря памяти. Наше поколение знает и по урокам истории, и от дедов о страшных днях Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашими предками и будем помнить об их славном подвиге всегда! Ведь это история нашей страны, мы должны ее знать, ее надо передавать из поколения в поколение. Об этом надо помнить, чтобы не допустить ничего подобного впредь. Это надо помнить всю жизнь так же, как и то, как в первом классе нас научили писать буквы, складывать слова, читать... Мы запомнили это и уже не забудем никогда.

Понятно, что сейчас человек может пользоваться различными гаджетами, запоминающими информацию так, что человеку и не надо утруждаться. Получается, что человек запоминает не саму информацию, а то, откуда и как получить ее. А хорошо ли это? Зачем человеку пустая голова, в которой нет памяти? Именно эту проблему, на мой взгляд, поднимает в своем знаменитом романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») Чингиз Айтматов. В произведении вставным сюжетом идет легенда о манкуртах, о страшном наказании, которому подвергались пленные. Им на голову надевали сырую верблюжью шкуру и оставляли бедных людей под палящими лучами солнца. Шкура ссыхалась, в невыносимых муках человек терял память. С этого момента он не помнил ничего: ни отца, ни матери, ни Родины. Становился послушным и исполнительным рабом. В страшном отчаянии мать такого манкурта, Найман-Ана, восклицает: «Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь….Но кто придумал, кто смеет покушаться на память человеческую?! О господи, если ты есть, как внушил ты такое людям? Разве мало зла на земле и без этого?». Нельзя без содрогания читать эти строки! После прочтения этого романа я поняла, что человеческая память – это бесценный дар, который нужно беречь и развивать.

Свое эссе хочу завершить словами известного английского физиолога Грея Уолтера: «Память - это не брошенная на стол монета, а горящая свеча». Берегите свою память, пусть она «горит» как можно дольше!

Согласитесь, одно-два поколения, воспитанные без уроков истории, без рассказов о подвиге, да и просто о жизни их предков (дедов-бабушек, прадедов), о традициях, обычаях, принятых в вашем роду, короче – в беспамятстве, и все, перед вами «чужие»-родные вам люди. Чужие в смысле отсутствия общих дорогих воспоминаний, неведения о ценностях, принятых в семье-роду, приоритетов.

Вас объединяют только кровное родство, общая фамилия, да и то, что в случае чего (с вами) они будут обозначены в числе наследников первой (второй) очереди.

На днях присутствовала на вечере по случаю 90-летия одной замечательной женщины. Ее не стало без малого 30 лет назад. Образ мамы остался четким в памяти дочерей-зятьев. А вот их дети ее уже не помнят. Нет, конечно же, на фото они ее могут распознать, вот только утром на могилку к ней съездили, возложили цветы. А то, какой классной она была, как выжила в военные годы, каких успехов достигла в жизни, они не знают. Их оправдывает возраст – бабули не стало, когда они еще «под стол пешком ходили». Получается, что это упущение старших – мало рассказывали, объясняли. Выходит, надо восполнить эти пробелы. И это лишь один частный случай. Что уж говорить о событиях, некогда значимых для многих народов, истории целой страны?

… В эти дни отмечалась очередная годовщина со дня освобождения Киева от фашистских захватчиков. Киевская наступательная операция проходила с 3 по 13 ноября 1943 года. Ее итогом стало освобождение советскими войсками городов Киев и Житомир. С той поры прошло ровно 74 года. И именно в ночь с 6 на 7 ноября, в парке Вечной Славы города Киева какие-то подонки под покровом ночи залили цементным раствором Вечный огонь. Звонок с сообщением о повреждении памятника поступил в полицию во вторник утром.

Прибывшая на место происшествия полиция обнаружила 8 ведер, в которых эти «бедоносцы» принесли раствор цемента. Надо отдать должное, замглавы Киевской городской госадминистрации Алексей Резников заявил, что «подобные акты вандализма – позорный пример неуважения к истории и памяти героев» и что он «… уверен, что вандалам не избежать ответственности». К слову, этот мемориал Вечной Славы на Печерских холмах посвящен погибшим во Второй мировой войне. Его открыли ровно 60 лет назад, 6 ноября 1957 года.

Здесь кто-то может напомнить мне, что, мол, на Украине с мая 2015 года действует закон об осуждении коммунистического и национал-социалистического режимов. Этот документ запрещает изготовление и публичное использование символики, в частности изображения советских флагов и гербов, а также публичное исполнение гимнов СССР, Украинской и других советских республик. Да, это так. Но памятники участникам Второй мировой войны под действие этого закона не подпадают. Вообще, этот факт ужасен сам по себе. Киев, за освобождение которого было отдано столько жизней, и вдруг такое…

Сталкиваясь с подобным «беспамятством», хочется задать только один вопрос вандалам: «Как вам самим без мозгов-то живется?!»

У нас в Казахстане, в родном Шымкенте пока с этим все более-менее в порядке. В Шымкенте есть уникальный мемориал Славы, парк «Женис» («Победы»), филиал ЮКО историко-краеведческого музея «Ерлик» («Мужество»), Карта героев на кладбище по улице Толстого, отдельные памятники Героям войны. Чтим, помним. А где-то даже как бы заново открываем для себя имена героев минувших дней.

Выходит, это значимо для нас, есть потребность на генетическом или каком другом уровнях иметь в числе родных, знакомых, земляков героев-маячков, благодаря которым жизнь на этой планете стала лучше, осмысленней.

Примером «узнавания заново» служит подвиг 18-летнего юноши из отделения Катын-копр Ережепбая Молдабаева. Сегодняшние парни и девушки все чаще и чаще «примеряют на себя» факты биографии своего земляка, спрашивают себя: а я бы так смог? В 18 лет этот обычный южноказахстанский паренек попал на фронт. Стал командиром отделения 545-го стрелкового полка 389-й Бердичевской стрелковой дивизии. Это 1-й Украинский фронт. За свою очень короткую жизнь этот юноша как минимум трижды отличился в боях. При освобождении города Бердичева Ережепбай первым ворвался в траншею врага и уничтожил гранатами и из автомата 5 гитлеровцев. В июле 44-го – при форсировании Днепра. Погиб младший сержант Молдабаев 7 августа 44-го в очередном бою. Похоронен в польском селе Грудза Люблинского воеводства.

Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 23 сентября 1944 года посмертно. Было ему всего 19 лет.

А что как не долг памяти – состоявшийся военный парад-2017 на Красной площади в Москве… Без памяти об истории, о своих предках народу, государству не выжить. Дух предков – это не выдумка, это что-то очень значимое, основа основ, по сути – наш фундамент. Доброго расположения ушедших, духов предков еще надо заслужить. Казахи говорят: «Өлі разы болмай, тірі байымайды», в примерном переводе на русский: «Пока умершие не будут удовлетворены, у живых дела не пойдут». Помните своих предков, не позволяйте искажать историю, кроме нас, старших, за нее скоро некому будет заступиться.

Фарида Шарафутдинова

Что еще почитать