Пятимесячные детки меньше спят, меняются внешне, и больше двигаются – это связано с развитием опорно-двигательного аппарата и мускулатуры. Подросший малыш нуждается в новом распорядке дня, а карапузы на искусственном питании уже готовы к введению прикорма. Это время для совершенствования уже существующих умений, необходимых для дальнейшего развития детского организма в качественно новом периоде жизни. Узнав, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, родители могут сравнить показатели своего сына или дочери со средними нормативами, и вовремя отреагировать на любые отклонения.
Мышечная масса карапуза к пяти месяцам заметно возрастает. Родители с удивлением и радостью отмечают, что на этот раз прибавка в весе, весьма, значительная – 700г, при этом рост детей увеличивается всего на 2 см. На данный момент дети весят в два раза больше, чем при появлении на свет.
В их физиологии и психическом плане также происходят изменения:
Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка в 5 месяцев находится на стадии совершенствования, он уже способен различать своих и чужих, и может вести себя тревожно, если контакт с незнакомым лицом не установлен. Пятимесячный малыш уже умеет подражать действиям взрослых и даже их передразнивать, а если вдруг мама изменит причёску, то весь его вид будет указывать на крайнее удивление, впрочем, это пройдёт, некоторое время спустя. В целом дети в 5 месяцев всё больше проявляют свою социальность и нуждаются в общении с взрослыми.
Понимание того, что должен уметь 5 месячный малыш, означает лишь усреднённые сведения о способностях детей в этом возрасте, и всё же необходимо хотя бы приблизительное соответствие этим данным, которые составлялись специалистами этой области для лучшей ориентации родителей в отношении их деток.
В начале шестого месяца малыши достигают определённых успехов. В отношении их двигательной активности это следующие умения:
Конечно, мамам и папам очень хочется, чтобы их ребёнок быстрее научился ползать и сидеть, и пытаются сажать малыша у себя на руках, на стульчике для кормления и в коляске. Но делать этого не следует, так как слишком подвижный и гибкий детский позвоночник ещё не достаточно окреп и может не выдержать таких нагрузок.
По этой же причине в 5 месяцев малышам противопоказано совершаемое принудительно высаживание в подушки, а также использование кенгуру для переноски. К сожалению, эти необдуманные действия могут приводить к патологиям опорно-двигательной системы в более позднем возрасте (остеохондроз, сколиоз, гипоксия органов, патологии матки у девочек).
Не менее важно знать, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в эмоциональном плане, непосредственно связанном с речевой функцией:
Благодаря совершенствованию зрения и осязания, малыши способны различать цвета, форму и особенности материала, из которого сделан предмет, а из-за усиления памяти, уже имеют свои любимые игрушки, предпочитая их всем другим.
Живой интерес родителей к тому, что надо уметь в 5 месяцев девочке, можно понять, ведь разнополые дети, действительно, отличаются по многим характеристикам. Из-за разного склада ума, обусловленного особенностями развития мозга, дети обладают неодинаковым поведением, им нравятся разные вещи, и по-разному работают их органы чувств. Что касается возраста, в 5 месяцев девочки становятся более подвижными и активными, чем мальчики.
Если у вас мальчик, уметь в 5 месяцев он будет всё, что и девочка, но некоторое различие в особенностях развития детей всё же есть – зубки у младенцев мужского пола прорезываются позже, и процесс этот у них протекает более болезненно и тяжело.
Первоочередной задачей взрослых на данном этапе является подготовка ребёнка к активному ползанью, ведь умеют это делать в возрасте 5 месяцев только самые развитые физически дети.
Чтобы помочь малютке скорее освоить этот навык, можно проводить с ними следующие занятия:
Что должен уметь делать малыш в пять месяцев – всё, чему его научат взрослые, и уже пришло время обучить детишек игре в кубики и пирамидки. Наглядный пример – это залог успешного усвоения, поэтому детям нужно давать детальное представление о новой игре или игрушке. Если сын или дочь заинтересуются незнакомым предметом, можно считать, что малыш точно усвоит урок.
Обучение различным играм даёт ребёнку возможность развивать органы чувств и самые разные способности:
Игры и развивающее обучение детей в этом возрасте может быть связано с некоторыми проблемами. Из-за того, что бодрствование ребёнка увеличилось по времени и он стал больше двигаться, у некоторых детей может наблюдаться нарушение сна, поэтому строгий режим дня в этой ситуации является единственным решением. Падение малышей – тоже нередкое явление, так что контроль за ними должен быть усилен. Капризы возникают, в основном, из-за того, что у малышей начинают резаться зубки и об обезболивающих средствах надо позаботиться заранее.
В целом же, это замечательный, интересный период, когда малыш с каждым днём становится всё более самостоятельным и начинает проявлять индивидуальные черты характера. Представляя, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, взрослые могут проанализировать состояние собственного крохи и помочь ему успешно развиваться дальше.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Чтобы самостоятельно оценить психомоторные навыки грудничка, нужно проводить наблюдения, когда ребенок здоров, бодр и настроен на общение. Также важно помнить, что объективная оценка общего развития малыша должна проводиться педиатром и узким специалистом при плановом осмотре.
Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь
перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?
Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».
Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут - обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.
Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?
Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.
Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?
Еще одна характерная особенность этого возраста - появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.
Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение - хватать.
Распечатать
Истинное удовольствие – наблюдать за тем, как протекает развитие ребенка. В 5 месяцев ваш малыш уже не похож на младенца; он окончательно округлился и стал пухленьким розовощеким человечком. Родители внимательно отслеживают, что должен уметь ребенок в пять месяцев, ведь в жизни крохи появляется столько всего интересного!
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.
Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».
В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек . Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.
Как вы можете помочь малышу ползать?
Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати.
Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.
На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это - возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.
На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.
Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.
В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.
В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».
Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.
Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.
Психическое и физическое развитие ребенка в 5 месяцев идет интенсивными темпами. Малыш просыпается уже не только для того, чтобы принять пищу. Ежедневно он все больше и больше испытывает потребность в общении с близкими людьми, развитии движений и познании окружающего мира.
К пяти месяцам вес малыша увеличивается на 3,2 – 3,4 кг, а рост – на 14 – 20 см. Таким образом, по среднестатистическим показателям вес мальчиков к пятому месяцу составляет 6,6-8,3 кг, а девочек – 6,0-7,7 кг; рост мальчиков уже равен 63,6-68 см, а девочек – 61,6-66,2 см. Подводим итог: за период с 4 до 5 месяцев малыш набирает примерно 700 г в весе и подрастает на 2 см.
У некоторых детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Для малышей этот период становится очень беспокойным. Характеризуется он повышенным слюноотделением. Малыш периодически держит свой кулачок во рту, пытаясь как бы «почесать» беспокойные десны. Облегчить страдания крохе помогут специальные гели для десен, которые продаются в аптеках, и резиновые или пластмассовые кольца. У девочек процесс прорезывания зубов проходит более быстрыми темпами по сравнению с мальчиками.
Спокойствие и жизнерадостность 5-месячного ребенка напрямую зависит от ухода за ним и удовлетворения его естественных потребностей: сна, приема пищи и досуга. В первые девять месяцев очень важно соблюдать именно такую последовательность.
В течение всего дня кроха спит 3-4 раза, продолжительность дневного сна составляет 1,5-2 часа, а ночного – 10 часов.
Для того чтобы ребенок крепко спал, родители должны создать соответствующие условия: комната должна быть чистой, а регулярные проветривания – обязательными.
Не стоит приучать малыша засыпать при полной тишине в квартире и прибегать к каким-либо дополнительным воздействиям, например, пустышке или укачиванию.
Пятимесячные малыши принимают пищу 6 раз в сутки, интервалы между кормлениями составляют 3,5 часа.
Основным питанием для малышей в 5 месяцев остается материнское молоко или специальные детские смеси, которые назначаются врачом-педиатром. Во время кормления у малыша формируются элементарные навыки самообслуживания: он самостоятельно берет, удерживает и подносит бутылочку ко рту. С 5 месяцев уже можно приучать ребенка пить из кружки, которую взрослый держит в своей руке.
По данным ВОЗ, первый прикорм детям вводят с шести месяцев. Дети пяти месяцев стоят на пороге этого возраста, поэтому родителям стоит уже сейчас задуматься о разнообразном рационе малыша.
Катя, мама Артема 5 месяцев: «Своего сына кормлю грудью. В последнее время стала замечать, что во время кормления он нервно дергает сосок, после чего начинает плакать. Сообщила об этом врачу-педиатру, он предположил, что Артем, возможно, не наедается, и предложил начать вводить прикорм».
Часы бодрствования становятся продолжительными и увеличиваются до 1,5-2 часов.
Несмотря на то что малыш маленький и несмышленый, не оставляйте его наедине со своими игрушками. С каждым новым днем ребенок развивается и познает окружающий мир.
Аристотель сказал: «Движение – это жизнь».
Данное выражение идеально подходит для пятимесячных детей. Маленькие непоседы настолько активны, что не дают родителям спокойно не только накормить себя, но и переодеть.
Переворачивание на бок считается главным достижением в развитии движений 5- месячного малыша. Как только ребенок приобретет устойчивый навык, следующей ступенью станет стремление перевернуться со спины на живот.
Два последних пункта становятся подготовкой малыша к следующему, очень важному этапу – ползанию!
Следует отметить, что девочки по сравнению с мальчиками более подвижны, поэтому их двигательная активность развивается с небольшим опережением.
Елена, мама Эльвиры 5 месяцев: «С Катериной, мамой Миши, мы познакомились в роддоме. После выписки продолжили свое общение. Встречаясь в гостях, любим наблюдать за нашими детьми. Сидя на диване, Эля и Миша рассматривают разные игрушки. Моя дочь уже пытается доползти и взять понравившуюся погремушку, в то время как Миша благополучно наблюдает за ней со стороны».
К концу пятого месяца у малыша завершается развитие глазных мышц. Если после этого периода все еще наблюдается «эффект разбегающихся глаз», то стоит проконсультироваться с врачом-окулистом.
Зрительная активность ребенка пяти месяцев:
В этом возрасте уже можно проверить слух ребенка на чувствительность. Для этого нужно на расстоянии 5 – 6 м похлопать в ладоши, на что малыш должен отреагировать поворотом головы. Игры с колокольчиком, погремушкой или другими звучащими предметами продолжают формировать данный навык.
Ребенок в 5 месяцев умеет различать интонацию в голосе: на ласковый тон – улыбается, а на строгий – хмурится. Также он может отличить голос близкого человека от голоса незнакомца.
Помимо зрения и слуха у ребенка активно развивается осязание, которое помогает ему знакомиться с окружающим миром и познавать его.
Малыш с радостью реагирует на прикосновение материнских рук к своему телу. Легкие поглаживающие движения успокаивают кроху, и, наоборот, энергичные массирующие движения бодрят.
Независимо от материала игрушки – мягкой, пластмассовой, резиновой или с каким-либо наполнителем внутри – малыш подолгу держит ее в своих руках, ощупывая и исследуя. Таким образом, происходит развитие тактильных ощущений.
Малыш растет и его развитие не стоит на месте. Развитию зрительно-моторной координации детских рук способствуют упражнения на захватывание и удержание игрушек. Прикасаясь к низко подвешенным игрушкам и захватывая их обеими руками, малыш приступает к их изучению: ощупывает и бросает или рассматривает.
Развитию моторики рук и пальцев на протяжении всего дошкольного детства необходимо уделять особое внимание. От того, насколько качественно она развита, зависит речь и логическое мышление ребенка!
В этом возрасте необходимо учить ребенка брать игрушку из рук взрослого не только находясь на ручках у мамы или папы, но и из положения лежа на животе и спине.
Анастасия, мама двоих детей: «Мой старший сын долго не хотел разговаривать. После консультации с логопедом мне порекомендовали множество игр и упражнений, направленных на развитие моторики. Специалист сказал, что вся наша речь, как это ни странно, находится на кончиках пальцев».
В период с 4 до 5 месяцев ребенок начинает певуче гулить и издавать простые звуки: «а-а-а», «и-и-и». Своеобразные «песенки» очень помогают в формировании речевого дыхания. Подобные голосовые реакции у детей появляются исключительно на фоне положительных эмоций. Свои «песенки» малыш сопровождает интенсивными движениями ручек и ножек, как бы пританцовывая.
В моменты бодрствования побуждайте малыша при помощи вопросов находить привлекательные для него предметы, например: «Где машинка?», «А где киска?». Такие вопросы развивают пассивный словарь ребенка.
При общении с малышом необходимо развивать у него голосовые реакции: с 4-5 месяцев у ребенка начинается гуление, он произносит певучие гласные, через некоторое время, с 5-6 месяцев, – уже отдельные слоги (ма, па, ба). Игра «Перекличка» позволит взрослому и ребенку произносить звуки и слоги в ответ друг другу, таким образом, провоцируя кроху на повторное произнесение.
Чем больше родители будут называть предметы и проговаривать свои действия, устанавливая взаимосвязь между словом и предметом, тем быстрее малыш научится понимать речь. На поставленный вопрос «Где мама?» или «Где кроватка?» при помощи игры «Укажи пальчиком или найди глазками» малыш будет с интересом находить в окружающем пространстве ответы.
Каждый ребенок – это социум, он живет среди людей и в мире людей. Для контраста вспомним детский мультфильм про Маугли. Всем прекрасно известно, что стало с детенышем человека, когда он оказался среди зверей.
Маленький ребенок с самого рождения нуждается в общении со взрослыми людьми. Окружая его заботой и вниманием, родители, сами того не замечая, оказывают большое влияние на социальное и эмоциональное развитие крохи.
К пяти месяцам малыш уже дарит близким свою первую улыбку и умеет заразительно смеяться.
Несмотря на свой несмышленый возраст, в пять месяцев он умеет отличать родных людей от чужих. Об этом говорит его тело и эмоции: при виде людей, осуществляющих уход за ним, малыш расслабляется и радуется, на незнакомцев он реагирует напряженно, а бывает и с негативными эмоциями. Но если незнакомый взрослый разговаривает ласково, малыш сразу же реагирует положительно, и настороженность сменяется улыбкой.
Такая же реакция наблюдается у ребенка, когда он оказывается в незнакомой для него обстановке. В этой ситуации необходимо присутствие близкого человека рядом необходимо.
У малышей пяти месяцев навыки игры проявляются в манипуляциях и действиях с предметами. Но это не означает, что среди множества ярких игрушек он сможет самостоятельно играть.
В 5 месяцев ребенка уже больше привлекает общение с людьми и совместные игры, чем раньше. Разнообразие этих игр поднимет настроение даже самому капризному малышу! Если он чего-то испугался или неожиданно загрустил, веселая интонация взрослого человека переключит его на радостное общение.
При помощи игрушек-персонажей (лисы, зайчика, медвежонка) инсценируйте различные потешки, песенки, прибаутки, попевки.
С игрушечной козой малыш с удовольствием поиграет в игру «Идет коза рогатая». Слушая потешку «Сорока – белобока», малыш будет внимательно станет следить за тем, как мама загибает один пальчик за другим, одновременно выполняя при этом пальчиковую гимнастику.
Итогом вышесказанного станет таблица, позволяющая оценить уровень развития малыша.
Двигательная активность | Подолгу держит игрушку; делает первые попытки в ползании; лежа на животе, пытается выпрямить ручки; переворачивается на бок. |
Зрение, слух, осязание | Подолгу смотрит на яркие предметы; следит за перемещением предметов; узнает близких людей; различает интонацию в голосе; происходит развитие тактильных ощущений рук. |
Мелкая моторика
|
Производит различные манипуляции с предметами, изучает их; берет предмет из разного положения тела. |
Развитие речи | Появляется гуление, а затем и первые слоги; может взглядом или пальчиком указать на нужный предмет; развиваются голосовые реакции; происходит пополнение пассивного словаря ребенка; происходит понимание взаимосвязи между словом и действиями с предметами. |
Навыки игры | Положительно реагирует на шутки и прибаутки; проявляет эмоции на различные действия с предметами. |
Надеемся, что наши советы помогут молодым родителям в воспитании малыша!
Пятый месяц жизни очень важен для становления малыша. Развитие ребенка в 5 месяцев ускоряется, в его жизни начинаются серьезные перемены. Родители радуются первым попыткам самостоятельного передвижения ползком и первым внятным словам. У многих уже проглядывает первый зубик. Появляется много новых физических навыков. Ребенок самостоятельно меняет различные позы, переворачивается, все увереннее управляет своим телом, а оно становится все крепче и послушнее.
Одновременно происходят значимые психологические открытия. Заметнее становятся признаки социальной адаптации малютки. Ему нравится узнавать родных, он понимает обращенный к нему тон и реагирует на него, учится общаться при помощи все более выразительных улыбок и лепета. В этот период закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки, и появляется много новых.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев переходит на новую стадию. В этот период малютка подрастает и прибавляет в весе не так быстро, как раньше. Параметры роста пятимесячного младенца варьируются от 64 до 68 см. Это значит, что прибавка в росте составляет около 15 см с момента рождения. Вес к этому времени увеличивается примерно в два раза и находится теперь в диапазоне от 6 до 8 кг. В течение этого месяца он вырастет в среднем на 2 см и поправится на 0,7 кг.
Иногда в 5 месяцев ребенку удается опередить развитие: вес и рост могут превышать общие нормы. Причем по статистическим данным мальчики весят обычно на 0,6 кг больше, чем девочки, а рост их отличается от роста девочек на 2 см. Ребенок больше времени проводит не в состоянии сна, а активно бодрствуя в течение дня.
Некоторым пятимесячным детям уже удается переворачиваться с живота на спину и наоборот. Как только они осваивают и закрепляют такое умение, к ним приходит мысль не останавливаться на достигнутом. Продолжаются попытки движений руками и ногами: по-пластунски, в лежачем положении, не отрывая животика от поверхности. Такие жесты больше напоминают плавание и предупреждают о том, что малыш в скором времени должен поползти. В этот момент следует быть особенно осторожными и не оставлять ребенка на открытой поверхности даже на небольшой высоте, ведь падение хотя бы с 30 см может его всерьез травмировать.
У него пока еще не получается сидеть без поддержки, зато младенец удобно будет чувствовать себя в полусидячей позе, например, в детском стульчике или просто в подушках. Для него это будет самое лучшее положение для поддержки спинки. Более того, ему уже так сильно хочется попробовать себя в роли взрослого, что если взять его руками под мышки в вертикальном положении, он будет упираться прямыми ножками в пол, да еще и перебирать ими, имитируя ходьбу. Если малыша, находящегося в положении лежа, взять за руки, то он сам подтянется за них и будет удерживать голову, не давая ей запрокинуться назад. Движения эти пока рефлекторные, но малыш их закрепляет в памяти и повторяет позднее уже осознанно.
Особенности развития ребенка 5 месяцев заключаются в совершенствовании двигательных навыков. В 5-тимесячном возрасте у крохи уже получается крепко сжимать кулачки, ловко завладевать погремушкой или пальцем мамы, удерживая их двумя руками, приближая к своему лицу, а также перекладывать из одной руки в другую. Стремление к взрослению проявляется в умении самостоятельно удерживать бутылочку с водичкой или смесью, что доставляет огромное удовольствие малышу, следящему за одобрительным взглядом мамы.
Лежа на животе, малютка сам умеет приподниматься на локтях и твердо удерживать головку. Таким образом, нормы развития ребенка в 5 месяцев заключаются в следующем:
Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.
Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.
Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.
Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.
Ребенок в 5 месяцев уже подрос, его развитие и режим меняются. Здоровый младенец в возрасте 5 месяцев, если он хорошо поел и его ничего не беспокоит, может проспать ночью в течение 10 часов, не просыпаясь для ночного кормления. Чтобы получить такой результат, мать старается обеспечить рационально организованный дневной покой своей малютки. Для этого ей следует разбить дневной сон на три 2-хчасовых промежутка.
Первый раз укладывают ребенка по окончании 2-х часов утреннего бодрствования. Лучше всего провести это время на прогулке, потому что именно утром сон на свежем воздухе, особенно при благоприятной погоде, пойдет малышу на пользу. Второй раз кроху укладывают спать после обеда, и снова это можно совместить с прогулкой, особенно в теплое время года. Третий раз приходится уже на вечер.
Современные педиатры рекомендуют придерживаться именно такого режима сна для пятимесячного ребенка, считая его разумным. При условии, что малыш уснул слишком крепко и проспал больше 2-х часов, его надо бережно разбудить, чтобы не нарушить устоявшийся распорядок дня. То же самое следует делать, если он проснулся раньше, чем через 2 часа: уложить его в привычное время.
Режим сна и бодрствования зависит от характера и условий жизни. Иногда младенцы даже могут перепутать день с ночью, но если правильно организовать режим, маме будет легче справляться с воспитанием ребенка.
В этот период происходят изменения в режиме дня младенца, поэтому рекомендуется перевести его с шестикратного кормления на пятиразовое, соблюдая днем промежутки между ними в 4 часа. Норма питания составляет уже около литра молока в день. Малыш не дремлет во время приема пищи, а активно насыщается.
Теперь ему уже не требуется материнская грудь для убаюкивания. Наступает удачное время, чтобы отучить его от привычки засыпать во время сосания груди, поэтому дневной сон рекомендуется начинать укачиванием, а не кормлением. Только перед ночным сном надо как следует накормить ребенка. Для него это будет не только получение питания, но и возможность успокоиться, в результате малютка будет крепко спать ночью.
Получающим грудное молоко пятимесячным детям еще не требуется прикорм, им хватает тех полезных веществ, которые они получают с молоком матери. Если малышу не хватает маминого молока и он капризничает, плохо набирает вес, его следует переводить на смешанное вскармливание, используя при этом сначала безмолочные каши, а спустя какое-то время и молочные. Каши могут быть рисовыми, гречневыми, кукурузными. В рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте.
До 5-тимесячного возраста малыш питался только жидкой пищей. Но в пять месяцев кроха может кушать гомогенизированное негустое детское пюре, и большинство мам уже начинают добавлять его в рацион ребенка, хотя педиатры советуют подождать с введением прикорма до следующего месяца.
Вводить новые продукты в меню детей нужно по одному и осторожно, обязательно наблюдая за его стулом и кожей. Если появилась сыпь, изменился цвет кала, то новое питание необходимо отменить.
Режим питания не изменился. В пятимесячном возрасте допустимо вводить прикорм в случаях, когда:
В таких случаях нужно получить консультацию педиатра. Он должен определить диагноз и посоветовать нужный прикорм.
Пятимесячному ребенку уже отлично известно его близкое окружение, заслуживающее доверия, он прекрасно отличает своих от чужих, к которым начинает демонстрировать недоверчивость, поэтому согласится пойти на руки не к любому, кто его позовет.
У малыша прекрасно получается различать интонацию говорящих людей. Ласковый тон вызывает у него улыбку, а сердитый голос может привести к плачу. Если раньше все свои чувства он мог разделить только на комфорт и дискомфорт, то теперь возникает множество новых оттенков: возбужденность, удовольствие, опасение, грусть, тревога.
Болтовней кроха может выражать различные просьбы. Он умеет демонстрировать неудовольствие, если его что-то не устраивает. Его раздраженный крик выразит протест, когда у него заберут заинтересовавшую его погремушку или положат в кроватку, а ему хочется еще поблаженствовать на ручках у мамы.
Большой окружающий мир открывается для малыша, и он пытается изучить все предметы не только визуально, но и на ощупь, а заодно и на вкус. Когда игрушка почему-либо перестает интересовать младенца, он может ее уронить и забыть о ней. Буквально месяц назад любая вещь, попавшая в руки крохи, сначала оказывалась во рту и обследовалась на вкус, а потом уже подробно рассматривалась. Но сейчас первым делом ребенок вертит ее, разглядывает со всех сторон, даже трясет, и только потом отправляет в рот.
Слух малютки в этот период настолько тонкий, что он вертит головой, в попытке обнаружить первоисточник даже самого тихого шороха. Практически все малыши обожают ритмичную музыку и активизируются, услышав оживленную жизнерадостную мелодию.
В пятимесячном возрасте ребенок пытается подражать разговору взрослых, в частности интонации. Продолжается формирование и совершенствование речи малютки, который расширяет объем произносимых гласных и согласных звуков, целых слогов, экспериментируя с их комбинациями.
Такой лепет образуется иногда частыми, неоднократными воспроизведениями повторяющихся слогов. Эти детские словечки еще не имеют пока никакого смысла, но уже радуют родителей. Восторженная реакция окружающих будет побуждать малютку снова повторять сочетания звуков, которыми ему удалось привлечь внимание и одобрение родителей. А иногда ему нравится разговаривать самому с собой.
В плане общения малыш уже начинает динамично взаимодействовать со взрослыми. Он сам предлагает и охотно поддерживает общую игру, например, может бросить игрушку, чтобы мама ее подняла и вернула ему. Психологическое значение игры заключается в подсознательном закреплении у ребенка стабильности его положения в мире и в семье. Это очень весомый фактор: формируется доверие к окружающим, которое помогает гармоничному личностному развитию.
Все ребятишки обожают популярную игру в «ку-ку», без которой не вырос ни один младенец, и которая сильно влияет на отношения мамы и малыша. Это для него значимое доказательство материнской любви – мама думает о нем и разыскивает его. Нравятся малышам игры, связанные с воспроизведением звуков разных животных. Для всестороннего формирования крохи ему будут необходимы несколько красочных игрушек, желательно звучащих.
Умный и любопытный пятимесячный малыш уже постиг значение таких слов, как «нельзя», умеет откликаться на слова «дай», «на», «иди ко мне». Восторги малыша вызывают двигательные игры, когда его подбрасывают в воздух, держа под мышки.
Рекомендуется читать деткам книжки, показывать картинки, рассказывая стишки и потешки. Желательно продолжать знакомство ребенка с наименованиями разных домашних предметов при осмотре помещения с малюткой на ручках, а также с физическими свойствами вещей, предлагая их потрогать.
В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект. Малыш постигает основы управления своим телом. Для обучения ползанию, крохе необходимо пространство. Упражнение заключается в том, что под пятки ему подставляют взрослую ладонь, чтобы можно было от нее оттолкнуться и продвинуться вперед.
Некоторые родители обучают своих деток плаванию, которое много дает для здоровья ребенка и ускоряет его развитие. Систематические плавательные тренировки расширяют легкие, улучшают координацию движений. Тренированные детишки быстрее становятся на ножки и начинают бегать. Чтобы малышу нравились занятия плаванием, процедура должна ограничиваться 10 минутами, а само занятие превратиться в занимательную игру.
Существует много комплексов упражнений для малышей. Все они направлены на развитие опорно-двигательной системы, больше всего на укрепление спинных мышц, потому что в скором времени крохе предстоит учиться сидеть. Такие занятия требуют ежедневно от 20 до 30 минут. Желательно сопровождать их ритмичной музыкой или счетом для формирования чувства ритма.
Процесс развития ребенка, родившегося раньше срока, зависит от уровня его недоношенности. Очень важную роль в его развитии играет любовь и преданность родителей.
Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев начинает выравниваться. К 5 месяцу у недоношенных детей исчезает спастический тонус конечностей, который пугал в первые месяцы. Приходит время начинать общаться с ним и развивать. Малыш уже умеет реагировать на звуки, поворачивать голову в их сторону, узнавая их источник. Движения становятся более осмысленными. Младенец начинает издавать различные звуки, интересуется окружающими, на лице у него появляется улыбка. Хорошее настроение проявляется веселым смехом. Он может захватывать интересную для него игрушку руками.
Недоношенный малыш требует гораздо больше внимания и заботы от родителей, только в этом случае он постепенно догонит своих ровесников.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам