Венера XXI века - какая она? Убойная сила XXI века

В прошлом все было предельно просто – определенные каноны красоты существовали веками и менялись очень медленно. Античность воспевала стройность и атлетичность тел, Средневековье – болезненную худобу и бледность, Возрождение – пышную телесность, Викторианская эпоха – миниатюрность и изящество.

Но XX век стал провозглашать новые модные «иконы» чуть ли не каждое десятилетие : субтильная балерина Анна Павлова, «аппетитная» Мэрилин Монро, астеничная Одри Хепберн, девушка-подросток Твигги, спортивная Джейн Фонда, агрессивно сексуальная Мадонна, идеально пропорциональная Клаудиа Шиффер, андрогинная Кейт Мосс, сильная и атлетичная Анджелина Джоли...

Эталонные параметры манекенщиц «90-60-90» в течение века глобально трансформировались:

И что же мы имеем сегодня? Какое тело сейчас считают совершенным, красивым и модным? На этот вопрос однозначного ответа не существует, ибо «проверять алгеброй гармонию» очень сложно. Хотя правила «золотого сечения» – божественной меры красоты – конечно, никто не отменяет.

Расстояние от макушки до пола относится к расстоянию от макушки до пупка как 1,618:1. Это и есть знаменитое золотое сечение.

Мы получим тот же результат, соотнеся расстояния от верхней части бедра до пола и расстояние от колена до пола, или расстояния от плеча до кончиков пальцев и от локтя до кончиков пальцев, длину пальца к длине фаланги от кончика подушечки до сгиба.

Но есть более простой способ определить соответствие пропорций тела золотому сечению. Женское тело принято условно делить на восемь частей. Мерой измерения выступает голова – так что для начала измерьте ее от темени до подбородка.

  1. Cама голова и будет первой мерой.
  2. Между подбородком и подмышечной впадиной - вторая мера.
  3. От подмышечной впадины до линии талии - третья.
  4. От линии талии до линии основания туловища - четвертая.
  5. От линии основания туловища до середины бедра - пятая.
  6. От середины бедра до подколенной впадины - шестая.
  7. Между подколенной впадиной и основанием икроножной мышцы помещается седьмая мера.
  8. От основания икроножной мышцы до пятки - восьмая.

Так что вы теперь можете проверить на соответствие «золотому» идеалу саму себя и внимательно оглядеться по сторонам – вдруг эталон красоты сидит где-то рядом с вами?))

В результате деления объема талии на объем бе­дер должен получиться коэффициент 0,7 . Отклонения от идеала допускают­ся в диапазоне от 0,60 до 0,72. То есть: объем красивой талии должен составлять при­близительно 70% от объема бедер.

Понятное дело, что заветное и такое притягательное для мужчин соотношение талии и бедер не дает им покоя уже много лет. Вот ученые Техасского университета, например, решили найти по этой формуле красотку с идеальным телом. И-таки нашли! Ею оказалась британская актриса и модель Келли Брук – наглядная визуализация той самой пропорции. У нее этот коэффициент равен 0,70588253. Пышные формы и параметры, далекие от пресловутых 90-60-90, Келли совсем не мешают. Еще бы – ведь главное не цифры объемов, а гармоничность фигуры.

«Мне нравится мое тело, – говорит она. – Чем больше я вешу, тем больше мне нравятся мои грудь и пятая точка. Я становлюсь счастливее!»

Фото: hawtcelebs.com , fanda.nova.cz , pic.enorth.com.cn

И вообще, моду сегодня задает не идеальная красота, а наоборот – всевозможный отход от стандартов. И если с «отличным от других» лицом как-то проще – все же Создатель позаботился о том, чтобы наши лица были индивидуальны)) То с телом немного сложнее – у всех в основном одинаковое количество рук, ног, и выглядим мы все без одежды почти одинаково.

Как же выделиться из толпы? XXI век отвечает на этот вопрос однозначно – модифицировать свое тело! «Модифицировать» в самом широком смысле. Я не говорю о радикальных мерах, когда человек превращает себя в киборга – «модифицировать», значит совершенствовать, украсить, сделать не таким, как у других. Вот главный тренд современной моды, который рождает появление в fashion-сфере людей, диктующих новые стандарты красоты. Давайте познакомимся с ними и с их самыми модными на сегодняшний день телами поближе!

Не «чистый лист»

– настолько, что перестали быть знаком профнепригодности для профессиональных моделей. Даже наоборот – многие топ-модели даже сделали тату своим «конкурентным преимуществом». Раньше «нательные рисунки» усиленно прятали под слоем тонального крема или ретушировали – сейчас ими гордятся и превращают с их помощью свое тело в своеобразный арт-объект.

Фото: media-cache-ak0.pinimg.com , imhomir.com, bellazon.com , 4.bp.blogspot.com

На фото слева направо: австралийская топ-модель Кэтрин Макнил, польсская топ-модель Элин Вебер; внизу – американская топ-модель Эрин Уоссон и канадка Таша Тилберг.

То ли девушка, то ли…?

Андрогинное тело, как будто бесполое и одинаково легко воплощающее женские и мужские образы – еще один современный тренд. Не знаю, насколько он востребован в обычной жизни, но в модельном бизнесе андрогины стали звездами. Раз уж сегодня мы говорим только о женском теле, расскажу о девушка-андрогинах.

Фото: glamourboysinc.com , flt.rssing.com , fashionmodeldirectory.com

На фото слева направо: успешные нидерландские модели Саския де Брау, Лара Стоун и «Принцесса андрогинов», датчанка Фрея Беха Эриксен.

Девушки-«тени»

Они так худы, что похожи на тени или приведения. Несколько лет назад fashion-мир всколыхнула целая череда смертей моделей от анорексии. В ответ многие дизайнеры оставили «прозрачных» моделей без работы. В Израиле на днях вступил в силу закон против анорексичных моделей. Однако нескоторым девушкам их болезненная худоба совсем не мешает, даже наоборот. Сейчас, когда моделей такого типажа стало меньше, они стали еще более востребованы. Как бы это ни было печально, болезненная худоба все еще в тренде.

Фото:, anaddicted.files.wordpress.com , veooz.com, skinnygossip.com

На фото вверху успешная модель из Австралии Кэсси Ван Ден Данген, которая уверяет, что совершенно здорова и не отказывает себе в еде. А внизу – украинка Снежана Онопка, которую официально провозгласили самой худой из подиумных моделей (ее рост: 175 см, вес: 45 кг.)

Девушки-«песочные часы»

На что только не идут женщины, чтобы сделать талию тоньше – носят корсеты, утягивающее белье, или даже удаляют ребра… Но некоторым повезло – они утверждают, что тонкую талию им даровала природа. Стоит ли удивляться, что они незамедлительно стали fashion-звездами. Осиная талия всегда в моде!

Фото: newsdomundo.blogspot.com , fotopoisk.com.ua

На фото слева направо: украинская модель Валерия Лукьянова (талия 47 см.), победительница 15 сезона шоу «Топ-модель по-американски» Энн Уорд (талия 48 см.), румынкая модель из Германии Йоана Спангенберг (талия 38 см.).

Девушки-«пышки»

Хорошего человека должно быть много, а красивой девушки – тем более! Это стали понимать в модельном бизнесе – не случайно сегодня все более востребованы становятся модели размера plus size.

Британка Эшли Грэм – одна из самых успешных моделей в «тяжелом весе». Одна из самых удачных ее фотосессий – в журнале Vogue – носит название «Будь в форме!».

Фото: complex.com

Ни в чем не уступает коллеге по красоте американская модель и актриса Тара Линн. В одном из интервью она призналась, что борется за изменение тенденций моды в сторону женщин с более реалистичными размерами.

Фото: photos.fansshare.com , 2.bp.blogspot.com

Сильные девушки

Не менее важный современный тренд – мода на атлетичные совершенные тела. Фитнес-модели – красивые сильные девушки – постепенно становятся новыми «иконами» моды.

Фото: hipertrofia.org , especiales.fhm.es

На фото слева направо: бразильская модель и спортсменка Ева Андресса Виейра, американка Николь Уилкинс и одна из самых успешных в этой сфере моделей, тоже американка, Дженифер Николь Ли.

А какие из девушек вам кажутся самыми привлекательными?

Фото анонса: bellazon.com , фото «икон» моды: meatbeerbabes.com , data4.gallery.ru , glamour.es , ivillage.com.au , msq-photogallery.blogspot.com , easycelebritys.com , allcelebsfree.com , joliepitt.ru

Тайна женской красоты всегда волновала философов, художников и поэтов, которые посвящали ей свои бессмертные произведения. Известный сердцеед Джакомо Казанова говорил, что «женщина в тысячу раз прекраснее, когда выходит из объятий Морфея, чем после косметических процедур». Что же такое женская красота сегодня, в 21 веке?

Женщина, которая любит свою красоту это женщина, которая любит себя . Она будет строить свою жизнь и привычки так, чтобы оставаться в блестящей форме и в 20, и в 30 и в 60 лет. В наши дни большинство девушек и женщин знают, как ухаживать за собой. Но несколько советов никогда не будут лишними.

Это прежде всего забота о питании . Выбирать по возможности здоровую натуральную пищу с минимумом тепловой обработки, фрукты, овощи, соки, зеленый чай, много воды, мало кофе и алкоголя, отказ от курения.

Современная, уверенная в себе женщина придает большое значение физической и духовной активности : прогулки на свежем воздухе, плавание, может быть йога. Медитации, аутотренинг, чтобы гармонизировать душу и тело, уметь вовремя останавливать тревожные мысли и контролировать эмоции.

Каждая женщина знает, насколько необходим организму сон . Очень важно засыпать и просыпаться в одно и тоже время, не слишком поздно. Продолжительность сна должна быть не менее 9 часов. Соматотропин или гормон роста также называют анти-возрастным гормоном и вырабатывается он исключительно в первой фазе глубокого сна. С возрастом его становится все меньше в организме. Чтобы стимулировать выработку этого гормона, рекомендуется употреблять пищу, богатую витамином В3, мед и экстракты пыльцы цветов. Нельзя есть непосредственно перед сном, желудок не должен быть слишком полным.

Даже небольшие познания в науке Фэн-шуй помогут правильно организовать пространство в доме . Например, растение алоэ очищает воздух вокруг, а декоративный кипарис удаляет невидимую глазу, но неприятную для здоровья грибковую плесень. Для отделки спальни лучше использовать спокойные цвета и натуральные материалы: деревянные полы и окна, матерчатые половики, бумажные обои. Проветривать комнаты, не оставлять даже в спящем режиме электроприборы.

Ухоженная кожа это одна из важнейших составляющих женской красоты. Использование профессиональных средств с натуральными составляющими, а также средств, приготовленных в домашних условиях, защита от солнечных лучей, очищение и питание кожи как снаружи, так и изнутри.

Женщины всегда хотели быть красивыми, но никогда так сильно, как сегодня. В наши дни красота стала культом, но и возможностей для ее достижения и сохранения много, как никогда.

Идеалы женской красоты постоянно меняются и то, что считалось эталоном 100, 50 и даже 10 лет тому назад сейчас будет казаться уродством, не говоря уже о переменчивости взглядов на протяжении всей истории. На протяжении всех времён женщины постоянно меняли свою внешность и часто кидались в крайности от чрезмерной полноты до болезненной худобы, чтобы соответствовать идеалу присущему тому или иному периоду времени. Стандарты красоты будут меняться бесконечно, такова уж человеческая природа, и на какую фигуру будет «мода» в следующем десятилетии можно только догадываться.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи - стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах,в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела,в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным,с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась «груша» с небольшой грудью,но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья - это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза - большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности,девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения - Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты - все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных - это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслина, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление - пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность - корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура «песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами,длинные ресницы, румянец и алые губы - идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели - высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты - понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной,понадобится еще немало времени.

Стремление к красоте и внешней привлекательности,конечно, прежде всего присуще нам, женщинам. Однако не стоит думать, что на протяжении стольких веков мужчины не заботились о своем внешнем виде. Напротив, в иные века представители сильного пола с легкостью могли бы сравниться с дамами в заботе о красоте и ухоженности. Ну, не хочется им быть лишь малость красивей обезьяны! Кстати, первые заведения для причесывания были открыты как раз для мужчин. Женщины же долгое время были вынуждены ухаживать за собой исключительно дома.

Унисекс родом из Египта

Совершенно напрасно многие считают стиль унисекс изобретением 20 века! Ведь еще в Древнем Египте представления о красоте женской и мужской были практически едиными — человек должен был быть стройным и гибким, как тростинка. Ценились высокий рост, стройная фигура с тонкой талией, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы.

На выстриженную голову надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Массивная прическа в сочетании с хрупким телосложением должна была создавать подобие экзотического цветка на тонком гнущемся стебле.

Мужчины брили лицо, но часто носили искусственные бороды из овечьей шерсти, которые покрывали лаком и переплетали металлическими нитями. Глаза подводились вначале зеленым, а в последующие века — черным цветом. Обязательно рисовались широкие удлиненные брови. Египетские мужчины старательно украшали свою одежду драгоценными декоративными элементами из драгоценных металлов и камней.

Культ тела Древней Греции

Любой современный мужчина был бы польщен, если бы ему сказали, что он сложен как греческий бог. Пропорциональное телосложение, упругие, развитые мышцы, легкие, быстрые, решительные движения, ясный, острый, сияющий взгляд — вот то, к чему стремились в античности. Именно такими греки представляли своих богов и таким стандартам старались соответствовать сами.

Вообще, в то время верили, что прекрасный внутренний мир просто преступно прятать в некрасивом обрюзгшем теле. В программу воспитания каждого мужчины с ранних лет обязательно входили несколько видов спорта.

Классический образ греческого атлета укоренился у европейцев, к нему не раз обращались в последующие эпохи.

Герой северных легенд

Наряду с античным идеалом мужчины умы европейских красавиц издавна будоражили также представители сильного пола с северным типом внешности. Они похожи на героев северных легенд — высокие, красивые, мужественные, развитые физически.

Типичными признаками нордической внешности являются: высокий рост, светлые волосы, прямой нос, четко очерченные скулы и голубые глаза.

Рыцарь в сверкающих доспехах

В Средние века накачанные мышцы и брутальная мужественность совсем не показались бы дамам привлекательными. Во времена расцвета куртуазной культуры предметом мечтаний был галантный рыцарь c длинными светлыми локонами и голубыми глазами. Ко всему прочему, мужчина должен был обладать безупречными манерами и одеваться элегантно. Во всем облике должна была быть утонченность и аристократичность. Несмотря на это, средневековый рыцарь просто обязан был отличаться отвагой, самоотверженностью и решительностью.

В эпоху Возрождения снова стали популярны мужественность и гордая осанка, однако по-прежнему ценилось внешнее изящество. Таков эталон мужской красоты в Италии 16 века.

«Мужчина-лев» и напомаженный франт

Начиная с 17-18 века в моду входит искусственность, декоративность, повсеместное украшательство.

В начале этого периода многие мужчины стремились быть похожими на льва, поэтому носили парики рыжего цвета, напоминающие гриву «царя природы». Импозантный внешний вид стал одним из обязательных атрибутов светского человека. Кроме этого, мужчина просто обязан был обладать мелодичным голосом, изысканно одеваться, быть отличным наездником, охотником и танцором.

К началу 18 века среди представителей сильного пола стало широко распространено корректировать недостатки фигуры при помощи корсетов и подкладных подушек. Образцом для подражания становится гладко выбритый, украшенный накладными буклями, напомаженный, надушенный франт, ставящий целью жизни наслаждение. Совершенно точно можно сказать, что на свою внешность в тот период мужчины тратили столько же времени, сколько и женщины, если не больше.

Романтический герой и дипломат

Во второй половине 18 — начале 19 века в искусстве в противовес вычурному барокко появляется новое течение — романтизм. Естественно, возникает и совершенно новый тип человека.

Персонажи произведений Байрона, Шиллера, Вальтера Скотта становятся «героями времени». Тонко чувствующий, гордый, с печальным задумчивым взглядом и чистым высоким лбом юноша — вот образец для подражания того времени. Одухотворенный и благородный байронический герой своей загадочностью и склонностью к душевным порывам сводил девушек с ума.

К концу же 19 века, когда душевные метания романтических героев всем порядком надоели, в моду вошли серьезные деловые мужчины: финансисты, государственные деятели, дипломаты. Внешне такой мужчина должен был отличаться подтянутостью, строгостью. Если говорить об одежде, то вышеописанному человеку подобало носить лаконичный темный костюм с галстуком и короткую стрижку.

Эпоха разнообразия

В 20 веке с изобретением кинематографа эталоны мужской красоты меняются все стремительней. И тут уже сложно выделять какой-то один стереотипный образ, ведь на экранах появляется множество красивых и достойных подражания мужчин.

Своим обликом и поведением красавцы разных континентов отражали представления о мужской красоте, соответствующей тому или иному времени, стране, даже определенному слою общества. Так что теперь выбрать свой идеал каждая женщина могла, опираясь исключительно на собственный вкус.

Сегодня почти у всех свои представления об идеальном мужчине, и единое мнение вряд ли найдется. 20-21 века — эпоха разнообразия. Кому-то нравятся брутальные мачо, кому-то субтильные юноши, а кто-то без ума от интеллектуально развитых «ботаников». Каждому свое.

Главное помнить, что при выборе своего мужчины все-таки прежде всего нужно ориентироваться на его внутренние качества, а не на внешность.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи — стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах, в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела, в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным, с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась« груша» с небольшой грудью, но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья — это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза — большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности, девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения — Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты — все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных — это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслима, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление — пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность — корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.

В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура« песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами, длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели — высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты — понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной, понадобится еще немало времени.

Что еще почитать