Женская баня в мужском окружении. Что можно было делать мужчинам, но нельзя женщинам в бане на руси Больше не парят мужчин

Вконтакте

Одноклассники

Для жителей Руси баня никогда не была просто местом, где люди моются. Ей придавали обрядовое, культовое значение. Считалось, что именно здесь можно расстаться с жизненными неурядицами, смыть с себя не только физическую, но и духовную грязь, разные грехи, болезни, несчастья. Баня сопровождала наиболее важные для каждого русича события: рождение, свадьбу, похороны. Как и в любом особом месте, в бане существовали строгие запреты, в том числе и по гендерному принципу.

Раньше в бане мылись вместе

Если для современных жителей России при посещении общественной бани главное табу – нельзя заходить в отделение, где моются представители противоположного пола, то для жителей Руси такого запрета просто не существовало.

Как указывает в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» (издательство «Санкт-Петербург», 2015 год) исследователь русской старины Андрей Дачник, иностранных путешественников крайне смущало, что мужики и бабы почти не стесняются своей наготы во время мытья. Чопорные католики и протестанты особо обращали внимание на этот факт.

Например, посол римского императора Августин Майерберг в 1661 году написал: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания… смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».

Хотя ни в одном из многочисленных источников не говорится, что совместное мытье мужчин и женщин в русских банях приводило к разврату. Иностранцы отмечают, что люди спокойно воспринимали чужую наготу, позволяя себе разве что шутки на эту тему. В деревнях же семьи часто мылись вместе, в первую очередь, из соображений экономии: баня зимой остывает быстро, а дважды ее топить – дров не напасешься.

Впрочем, религиозные деятели, а затем и светская власть стремились искоренить такой обычай, казавшийся им безнравственным. Соответствующий запрет содержит сборник решений Собора русской православной церкви 1551 года, получивший название «Стоглав». Но рядовые обыватели почти не соблюдали данное указание святых отцов, поэтому в 1782 году императрицей Екатериной Второй был подписан «Устав благочиния», запрещающий мужчинам и женщинам мыться вместе.
К началу XIX века, по утверждению историка Андрея Дачника, в русских парных уже произошло четкое гендерное разделение.

Запреты для слабого пола

Вопреки слегка предвзятому отношению западноевропейских авторов, баня всегда была для жителей Руси местом сакральным, посещение которого связано с большим количеством правил, обязательных к соблюдению. Какой уж тот разврат, если согласно поверьям, за всем происходящим здесь строго следит Банник – мифический хозяин парной, а также злобная баба Обдериха, которую обязательно необходимо задобрить вежливым словом или каким-нибудь символическим подношением.

Женщинам в русских банях было нельзя:

  • мыться первыми, раньше своих мужей, братьев и отцов;
  • пользоваться вениками представителей сильного пола;
  • находиться в одиночестве;
  • в понедельник и среду мыть голову;
  • покидать баню сразу после родов;
  • работать натиральщицами (махальщицами) после XVIII века.

А теперь обо всем по порядку…

Далеко не все жители Руси парились в банях семьями, чаще члены сельской общины мылись по очереди: сначала мужчина, а затем – женщины. Одни источники объясняют эту традицию патриархальными устоями общества. Дескать, отец семейства – всему голова и право первенства во всем принадлежит только ему. Кроме того, христианская традиция считает представительниц прекрасного пола «нечистыми», и мужчины опасались «заразиться» греховностью женщин, посещая баню следом за ними.
Однако существует и другая версия возникновения данной традиции. Баню на Руси топили очень жарко, и отцы семейств шли париться первыми, чтобы не позволять своим женам и маленьким детям испытывать лишний дискомфорт.

Женские штучки

Для культуры Руси, начиная с самых древних времен, было характерно четкое разделение предметов обихода по гендерному принципу. И банные веники – не исключение. Этот важный атрибут парной мог быть либо мужским, либо женским.

Представителям сильного пола веники вязали из дуба, клена, ясеня или вяза. Слабый пол пользовался банными изделиями из березовых, липовых, ольховых или ивовых веток.

Кроме того, как и любое средство личной гигиены, у каждого человека должен быть свой веник. Жители Руси опасались, что через этот предмет можно заразиться болезнями или символически «взять на себя» все беды и хвори, которые смыл предыдущий посетитель бани.

Только колдуньи и гадалки могли находиться в бане поодиночке, чтобы проводить свои магические ритуалы. Все остальные женщины должны были париться в сопровождении родственниц или подруг. Считалось, что Банник или Обдериха способны сильно навредить, в первую очередь, молоденьким девушкам, если правильно не задобрить духов.

Неблагоприятными для мытья на Руси всегда считались понедельник и среда. Женщинам в эти дни недели запрещалось мыть голову. Согласно народным поверьям, иначе можно навредить здоровью и красоте волос, а значит, и упустить свое женское счастье.

В банях сельские повитухи принимали роды испокон веков. Счастливые мамаши, благополучно подарившие жизнь малышам, не могли несколько дней после этого события покинуть пределы парной. Одни этнографы и историки объясняют это ограничение заботой о здоровье молодой матери, которой никак нельзя «подцепить» какую-нибудь инфекцию, ведь организм женщины ослаблен после родов. Другие связывают нахождение молодой матери в бане с ее ритуальной, магической смертью в прежнем качестве, а для возвращения в мир живых, по народным поверьям, необходимо какое-то время.

Больше не парят мужчин

Западноевропейских путешественников, посещавших нашу страну в XVI-XVIII веках, удивляло в парных еще и наличие банщиц, которые помогали очиститься от грязи как женщинам, так и мужчинам. Этих девушек называли натиральщицами или махальщицами, поскольку они растирали тела посетителей бань и размахивали вениками.

Голландский политик Николаас Витсен, посетивший Москву, Псков и Новгород в 1664-1665 годах, написал этнографическую работу «Путешествие в Московию». В ней говорится, что натиральщицами часто работали симпатичные крепостные девушки, парившие семью и гостей своего помещика.

В то же время, Андрей Дачник утверждает, что махальщицы трудились и в общественных банях. Исследователь русской старины не нашел никаких достоверных исторических свидетельств того, что эти женщины могли оказывать своим клиентам интимные услуги.

«В России девушки в банях действительно просто мыли посетителей, часто весьма равнодушно», – пишет Андрей Дачник.

Но после разделения этих общественных учреждений на мужские и женские представителей сильного пола стали парить исключительно крепкие парни – банщики.

У мужчин были свои запреты

Может возникнуть впечатление, что мужчины не сталкивались с различными запретами во время мытья. Это не так. Ограничения, которые накладывало на них посещение парной, тесно связаны с привычками, которым в патриархальной Руси были подвержены исключительно представители сильного пола.

Итак, в бане мужчинам было категорически нельзя:

  • садиться на ушат, ведь согласно примете, такой человек рискует стать алкоголиком;
  • употреблять спиртные напитки;
  • заходить туда, когда в парной находится роженица (это исключительно женское таинство);
  • плеваться, особенно на печную кладку, иначе обидевшийся Банник плюнет в ответ кипятком;
  • париться женским веником;
  • мыться во второй заход, после жены.

Русская народная традиция содержит немало примет и поверий, а также откровенных табу, призванных уберечь людей от пьянства. К тому же, в бане подобные возлияния еще и опасны, ведь нетрезвые люди не могут похвастаться точными движениями и ясностью ума, а значит, рискуют обжечься или угореть.

Представить себе, что женщины на Руси могли собраться и выпивать в бане, а также смачно плеваться во все углы, просто невозможно, поэтому для них подобных запретов просто не существовало.

Ваш ученик -
Саша Зарубин (гость моей странички) (Алма-Ата. 1944 Рассказ бабы Дуси)

Одна из моих бабушек – Евдокия Петровна иногда под настроение рассказывала этот веселый случай, произошедший с ней во время Отечественной войны в Алма-Ате. А поскольку у бабушки настроение было хорошее всегда, то историю эту я неоднократно слышал еще в далеких 1960-х, в детстве не один раз, сидя в углу ее уютной кухни.

Бабушка, простите, двадцатишестилетняя Дуся Худякова была направлена на учебу в Алма-Ату, на партийные курсы при ЦККП(б)К.
Для любителей истории поясняю, ЦККП(б)К - это Центральный Комитет Коммунистической партии (большевиков) Казахстана.
Время было суровое, шла война. Весь город был заполонен ранеными, эвакуированными, а также солдатами, отправляющимися на фронт.
После учебы Дуся с двумя более молодыми подружками решили сходить в баню. Но в бане был мужской день. Девчонки хотели было уйти, но, поговорив со смотрителем бани, узнали, что в бане никого нет.
Смотритель – древний дед-инвалид, полуслепой, полуглухой – заверил их, что сегодня никого не было и не будет.
Тогда Дуся, как самая активная из подружек, уговорила его пустить их. Договорились, что смотритель предупредит, если вдруг какие-то мужики надумают среди недели попариться.
Дальше все просто.
Зашли, разделись, помылись. Пошли в парную. Молодость и веселье прёт из девчонок. Парятся и поют песни во все горло.
В это время в баню строем приходит рота солдат. Что-то около сотни.
Дед-инвалид радостно их встречает и проводит в раздевалку.
Про девок он начисто забыл, что не удивительно для его возраста.
Солдаты разделись и начали заполнять моечное отделение.
Девчонки пели-пели, парились и вдруг обмерли. Услышали стук тазиков и мужской говор. Выглянув украдкой за дверь, они обнаружили полный зал голых мужиков, которые весело мылись и гоготали. Было понятно, что сейчас эта армия помоется и «по-ротно и по-взводно» направится в парную. Девчонки было запаниковали, но тут старшая из них – Дуся решительно направилась к двери. Прикрывшись тазиком и зажав грудь рукой, Дуся пинком открыла дверь и шагнула в моечную…
Вот тут-то всё и началось!...
Солдаты думали, что это видение или подарок судьбы!
Молодая голая бабёнка в бане!
Но солдаты есть солдаты. Быстро организовались и выстроились в две шеренги, образовав посередине проход.
Стыдливость тогда не считалась пороком – поэтому они все целомудренно прикрылись тазиками.
Дуся решительно рявкнула командным голосом: «Так!!! Стоим смир-ррно и держим тазики перед собой!!! В парную не заходить! Я иду к вашему командиру, и не дай бог кому протянуть руки, глаз выбью вот этим кулаком!»
Вот так она гордо и прошла через весь этот голый «почётный караул». Вид у неё был, видимо, действительно решительный.
Никто не осмелился даже не то что дотронуться, но и что-либо скабрёзное сказать.
В раздевалке Дусю встретил обалдевший командир, который пил чай и тихо-мирно беседовал со стариком-смотрителем. Увидя эту разъярённую Афродиту, командир на мгновение смешался, затем отвернулся от смущения и прикрикнул на смотрителя: «Эт-т-то что за безобррразие! Ты что это творишь, старый! Я же тебя за это ар-р-рестую!»
Смотритель враз прозрел и забыл про свою глухоту. Зато начал за-за-икаться... Кое-как он объяснил, что совсем забыл про этих девчонок. Командир поправил портупею, отдал честь уже успевшей завернуться в простыню Дусе, и заверил её, что сейчас все исправит.
Открыл дверь в моечную и гаркнул: «Ро-о-ота, смирно! Слушай мою команду! Все лицом к стенке шагом-м-м-арш!!!
Задницы прикрыли тазиками! Стоим смирно! Кто скажет хоть слово, пойдет под трибунал!»
Дуся принесла девчонкам простыни и вывела их из этого вертепа.

На улице они уже оправились от шока и бурно веселились, обсуждая своё приключение.
Я думаю, что там прозвучало много недвусмысленных и веселых шуток. Ведь моя бабушка не всегда была старенькой.

Совместные бани в Москве для мужчин и женщин – они как бы есть, но их как бы нет. С одной стороны, найдутся тысячи жителей и гостей столицы, которые скажут, что они в таком заведении бывали. С другой: официально в Москве, как и во всей России, таких парилок не существует.

Причина в основном кроется в славянском менталитете, которому свойственно некоторое пуританство. Может быть это – пережитки СССР, где культивировалась строгость во взаимоотношениях полов. Или просто у россиян пока еще не дошли руки до того, чтобы узаконить явление, которое преспокойненько существует уже много лет, и никого им особо не удивишь.

Кстати, в странах Европы совместные бани – обычное дело. Скажем, в Голландии раздельных нет вообще. В Германии – общих 70%, в восточноевропейских странах – примерно половина. Люди не стесняются приходить в совместные парилки семьями, большими компаниями, с детьми, родителями, бабушками и дедушками; спокойно раздеваются догола и наслаждаются банными процедурами. Это считается вполне нормально.

Совместные бани в Москве тоже существуют, но работают по следующей схеме: есть парилка, разделенная на мужские и женские залы. Имеется некое лицо (называемое в узких кругах организатором). Он приходит к владельцу бани и договаривается, что будет арендовать помещение регулярно в такие-то дни для совместных (М+Ж) процедур.

Ударяют по рукам – и готово. Общая парилка начинает работать на постоянной основе. Желающие посетить ее, конечно, не найдут расписания и прейскуранта в официальном «меню» заведения. Однако эта информация доступна в интернете, где легко отыскать объявления организаторов и записаться на посещение парилки.

Совместные бани в Москве для мужчин и женщин, адреса:

В столице функционирует не один десяток бань, где регулярно проводятся совместные дни для мужчин и женщин. Они работают в таком режиме много лет, и любители парилок хорошо знают эти места. К примеру, несколько адресов:

1. Ул. Красноказарменная, д. 13-б. Бани на территории бассейна МЭИ. Одновременно в помещении могут находиться три десятка человек. Есть финская парилка, кабинка с инфракрасным излучением на одного-двоих, бильярд в просторной комнате отдыха. Можно договариваться и о посещении самого бассейна.

2. Ул. Народного ополчения, 43, корпус. 2. Считается самой вместительной баней Москвы. Одновременно способна принять 50 посетителей. Комнат для отдыха здесь множество. Есть возможность поиграть в бильярд и теннис. В наличии финская парилка, небольшой бассейн, массажный стол.

3. Гостиничный проезд, 8, корпус 1. Баня вмещает 30 человек. Может похвастать турецким хамамом огромных размеров. Однако вот бассейн здесь совсем небольшой – всего 3х3 м.

4. Варшавское шоссе, 34. По этому адресу располагаются «Варшавские бани», где для совместного отдыха можно брать в аренду разные залы. Каждый из них оформлен в своем индивидуальном стиле. При заведении есть ресторанчик.

5. Ул. Луганская, 10. «Царицынские бани». Заведение отличается от многих других тем, что здесь периодически организовывают сеансы для так называемых «натуристов». Есть ресторанчик и бар с напитками.

6. Ул. Неглинная, 14, строения 3-7. «Сандуновские бани». Здесь можно арендовать для совместного пребывания залы разного размера. Эта баня считается одной из самых популярных в Москве.

Список, конечно, не полный. Есть и другие места, где сдают в аренду залы для совместного посещения бани. Кстати, правила везде одинаковые: никакого секса и алкоголя. Во многих заведениях не приветствуется даже тяжелая еда. Потому что баня – это способ укрепить здоровье, а не наоборот. И тем более, это не место для разврата, как, к сожалению, многие думают.

Что еще почитать