Гильермо Дель Торо: "Наш дракон не будет похож на других". Почему ребенок не похож на родителей: правда и вымысел

Телегония - опровергнутая и устаревшая биологическая концепция, утверждающая о влиянии первого самца на последующее поколение.

Tелегоном (в переводе - «рожденным вдали») звали сына Одиссея, который появился на свет от нимфы Цирцеи, когда его отца не было рядом. Тот даже не подозревал о рождении мальчика! Немецкий зоолог Август Вейсман 150 лет назад использовал имя этого мифического персонажа, чтобы назвать им загадочное явление - передачу ребенку наследственных признаков других мужчин, с которыми его мама вступала в близкие отношения и которых не было и близко в момент его зачатия. Такие вот современные Одиссеи, отчалившие от берега былой любви и не знающие, что их генетическая информация, подброшенная в чужое гнездо, как яйцо кукушки, продолжилась в потомстве. Неужели такое действительно возможно? Давайте разберемся!

Сюжет для романа

У Эмиля Золя есть роман «Мадлен Фера», написанный в 1868 году на модную в то время тему телегонии. По сюжету героиня рожает дочку Люси, похожую не на мужа Гийома, а на его без вести пропавшего друга Жака: когда-то давно тот стал ее первым мужчиной. Она и не подозревала, что Гийом с ним знаком, пока случайно не обнаружила у него портрет Жака.

А Жаку-то повезло: он выжил в кораблекрушении и решил порадовать друга, заявившись к нему домой. Тут-то и выяснилось, чьей копией является трехлетняя Люси! Гийом начинает ненавидеть дочь за сходство с Жаком, бедняжка умирает, Мадлен глотает яд. Что тут скажешь - настоящая телегоническая трагедия! «Дочь родного отца похожа на чужого дядю: неужели такое возможно?»- спросите вы. Нет, конечно! Телегоническая теория была популярна в XIX веке, когда генетики в современном виде еще не существовало, и ученые придумывали самые невероятные теории для объяснения окружающего мира.

Проклятие зебры

Удивительная история приключилась с другом Чарльза Дарвина - британским коннозаводчиком Джорджем Дугласом, носившим титул графа Мортона. Этот самый граф решил скрестить породистую арабскую кобылу с жеребцом квагги (ныне истребленным подвидом зебры - менее полосатым, чем мы привыкли). Ничего путного из этого не вышло, поэтому граф сдался и через пару лет скрестил свою лошадку с конем ее же породы, а потом проделал это еще раз и еще.

На протяжении 5 лет кобыла несколько раз приносила необычное потомство - жеребят с жесткой, как у зебры, шерстью и полосками вдоль спины, на плечах и задних ногах. Сам Чарльз Дарвин считал этот случай проявлением архаичного признака - атавизма, свойственного предкам всех лошадиных, включая зебр. Но у него нашлись оппоненты, объяснявшие рождение полосатых жеребят телегонией.

Однако по мере развития науки стало ясно - телегония тут ни при чем ! А у людей такое и вовсе невозможно. Ведь ребенок получает одну половину хромосом от папы, вторую от мамы: генетическому материалу «проезжего молодца» тут просто некуда вклиниться! Доказано!

Серая мышка

Антинаучность телегонии доказывает и суррогатное материнство. Суррогатная мама европейской внешности может вынашивать малыша, чернокожих родителей и наоборот, при этом генетический код ребенка и цвет его кожи не меняются.

А как же быть, если у смуглых родителей появляется на свет голубоглазая снегурочка? Тут просто: значит, у мамы и папы в роду был светловолосый и голубоглазый предок. Эти слабые (рецессивные) признаки в генокоде мамы и папы подавлены более сильными - доминантными генами смуглоты. Но поскольку половым клеткам достается только половина генов, то «рецессивный» сперматозоид может оплодотворить такую же «рецессивную» яйцеклетку, и тогда у смуглых родителей ребенок будет блондин.

Генетический забор

Сторонники теории телегонии утверждают, что кусочки генов первого и всех последующих мужчин встраиваются в хромосомы хранящихся в яичниках женщины яйцеклеток. А религиозные деятели, ссылаясь на возможность такого вот загрязнения генетического материала чужеродной ДНК, настаивают на том, что жениться нужно только на девственницах, чтобы не пришлось потом растить не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку. Ведь телегония подводит нас к мысли: если женщина уже с кем-то , значит, все ее предыдущие мужчины в какой-то мере могут считаться отцами ее ребенка.

Это псевдонаучная страшилка, придуманная для того, чтобы заставить девушек избегать беспорядочных связей. Для разборчивости в выборе полового партнера есть много веских причин, но телегония - не одна из них. Яйцеклетка - это вам не забор, на котором каждый может оставить свой след, написав все, что вздумается! Наш индивидуальный генетический код обладает высокой стабильностью. Если бы первый встречный-поперечный мог вот так легко оставлять в нем фрагменты своей ДНК, человечество просто вымерло бы!

Хитрая уловка

Иногда на телегонию пытаются списать сходство ребенка с предыдущим мужчиной. Но если малыш - копия первого мужа, а не второго, объяснение тут только одно: первый муж и является отцом . Признаться в сексе с бывшим супругом непросто, легче объяснить все обманутому нынешнему мужу телегонией.

Но почему-то при проведении теста на отцовство никакие телегонические «штучки» не проходят: сколько бы кандидатов ни претендовали на эту роль, генетический анализ выявляет только одного биологического отца. Другое дело, что по статистике каждый четвертый папа, считающий ребенка своим, на самом деле воспитывает чужого, но опять-таки это результат супружеской измены, а не телегонии.
Немало женщин попадают в ситуацию, аналогичную той, что разыгрывается в последнем фильме о Бриджит Джонс, которая умудрилась с промежутком в несколько дней переспать с двумя мужчинами и потом гадала: кто же из них отец ребенка?

Сколько приходится читать в интернете весьма печальных историй о мужьях, обвиняющих жен в неверности из-за того, что ребенок не похож на отца, или свекровях, по той же причине подозревающих невесток в измене любимому отпрыску. А ведь можно было бы избежать многих недоразумений и сохранить мир и согласие в таких семьях, попадись в руки этим горе-папам и бабушкам обыкновенный учебник по генетике.

Чтобы недостаток знаний не приводил к подобным семейным драмам, давайте проясним ситуацию. Итак, почему все-таки в большинстве случаев дети похожи на родителей, но при этом совсем не исключаются случаи, когда ребенок не похож на отца или вообще не похож ни на одного из родителей?

Вот пример из моей собственной семьи. Моя мама всю жизнь сомневается в том, что она – ребенок своих родителей. Действительно, кроме цвета глаз и волос (от матери) и склонности к болезням суставов (от отца) она, кажется, не унаследовала ничего. Да еще бабушка (мама мамы) много лет назад подлила масла в огонь, проронив фразу: «Она совсем на нас не похожа, будто в роддоме подменили».

Что ж, руководствуясь не только необходимостью прояснить эту тему для читателей, но и личным интересом, попытаюсь разобраться, на кого должен быть похож ребенок, если он вообще, конечно, что-то кому-то должен.

Правда о наследовании признаков

Итак, для начала вспомним школьные уроки биологии, где нам всем объясняли упрощенную схему механизма наследования. За наследование потомством тех или иных признаков отвечают гены. Гены бывают доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). Каждая особь, будь то кошка, собака, лошадь, букашка или человек, наследует по паре генов, то есть по одному у каждого родителя. Получается, что гены этой особи могут быть как полностью доминантными, так и смешанными, а возможно и только рецессивными. Выходит своего рода лотерея. Существуют, конечно, определенные закономерности: доминантные гены потому так и называются, что чаще всего именно они проявляются в фенотипе (индивидуальных признаках особи). Но у каждого правила есть исключения.

У человека доминантными генами считаются гены, отвечающие за темный цвет глаз, волос и кожи, кудрявость, крупные черты лица. Соответственно, за светлые глаза, светлые и прямые волосы, бледнокожесть, утонченность черт отвечают гены рецессивные. Отсюда и закономерность:

  • у темноволосых кареглазых родителей, как правило, рождаются такие же дети;
  • ребенок шатена и ослепительной блондинки с большей вероятностью «мастью» пойдет в отца, но может унаследовать и мамину белобрысость;
  • а вот у светловолосых носителей рецессивных генов внешность потомства предсказать сложнее всего, так как на нее могут повлиять доминантные гены бабушек и дедушек, а также и более отдаленных предков.

Повторюсь, что это только закономерность, правило, которое вполне может иметь исключения. Например, мать, обладающая волнистыми волосами, и кудрявый отец, оба могут обладать смешанными парами генов (иметь по одному доминантному («кудрявому») и одному рецессивному («прямоволосому») гену), а ребенку передать только рецессивные. В результате родится ребенок с прямыми волосами, что, конечно, удивительно, но никак не должно стать причиной взаимного недоверия родителей.

Мифы о наследовании признаков

Отдельно остановимся на часто встречающихся в интернете и СМИ псевдонаучных утверждениях относительно того, на кого должен быть похож первый ребенок, а также о влиянии на потомство генов предыдущих сексуальных партнеров матери.

Миф 1 . Первый ребенок всегда похож на папу, а второй – на маму. Непонятно, на основе чьих личных наблюдений появилось это заключение. Никаких научных и статистических данных в его пользу не существует.

Миф 2 . Теория о телегонии – предполагаемом влиянии первого мужчины на все потомство женщины. Существует также мнение, будто все половые партнеры оставляют женщине генетическую информацию, которая в дальнейшем проявляется в той или иной степени в ее детях. Теория эта появилась в первой половине XIX века на основе результатов опыта по скрещиванию лошади с зеброй, которое описал даже Чарльз Дарвин: это скрещивание не дало потомства, зато последующее, уже одновидовое скрещивание, привело к рождению полосатых жеребят. Однако известно, что в конце XIX века этот опыт был как минимум дважды повторен учеными, и ни разу больше не было получено потомства с признаками зебр. Возможно, удивительный результат описанного Дарвином опыта был следствием вовсе не явления телегонии, а влияния генов отдаленных предков (о возможности такого влияния говорилось выше).

Так или иначе, во все времена рождение младенца сопровождалось и сопровождается жаркими спорами родственников о том, на кого больше похож ребенок. Если ребенок похож на маму, ликуют бабушки и дедушки с маминой стороны, если же на папу, то его родня с гордостью заявляет: «А маленький-то – в нашу породу!» Все это понятно, ведь каждому хочется увидеть в маленьком человеке свое продолжение. Но не нужно огорчаться, если малыш родился не похожим на вас. Все люди разные, и природа распорядилась мудро, создав такое разнообразие. Ведь согласитесь, скучно было бы растить и воспитывать свою точную копию.

Существовал выверенный план на ближайшие десять лет. И этот план не имел ничего общего с любовно описанным Дж. Р. Р. Толкиеном Средиземьем. О том, как и почему все изменилось, режиссер рассказал ресурсу TotalFilm.

"Я готовился спокойно провести следующее десятилетие моей жизни, когда на горизонте замаячил "Хоббит". Я работал себе понемногу, и вдруг на тебе - появился " " и взял мою жизнь под свой контроль".

Не надо заблуждаться насчет слов режиссера: "Хоббит" невероятно ему дорог. Дель Торо знает больше, чем кто-либо, что может - обязана - вывести его карьеру на новый виток.

И вот Дель Торо занялся созданием мира, который будет соответствовать не только тому миру, который был описан в книге Дж. Р. Р. Толкиена и показан в трилогии , но и его собственному представлению о нем.

Работа над эскизами для "Хоббита" занимает больше времени по сравнению с другими фильмами?

Потребовался почти год. Для меня это очень и очень долго, потому что обычно для создания эскизов к таким фильмам как " " мне нужна треть этого времени. А если еще обратить внимание на то, что над "Хоббитом" работает раза в четыре больше художников …

Мы сделали сотни, буквально сотни рисунков, десятки и десятки макетов, провели множество тестов. Уж очень эпическое произведение.

Как шла работа над сценарием? По-видимому, вы работали над ним наравне с Питером Джексоном, и ?

Много-много месяцев назад, обсуждая структуру фильма, мы решили, что будет две части "Хоббита". Мы встречались ежедневно в 9 утра и работали над сценарием до обеда. После этого я уходил проверять работу художников и дизайнеров.

Затем в один момент мы разделились на две команды: я занимался одним направлением, они - другим. Что было здорово, так это то, что у нас ежедневно возникала целая куча прекрасных идей. На самом деле мы бы смогли написать три или четыре версии "Хоббита" (смеется).

Вы упомянули структуру фильма. Будет ли первая часть снята по книге, а вторая состоять из ее приложений или даже ваших собственных фантазий? Или же обе серии будут сняты строго по содержанию первоисточника ?

Мы уважаем структуру изложения профессора Толкиена, так как последовательность приключений в "Хоббите" хорошо известна поколениям и поколениям детей. Не хочется стать тем, кто все это разрушит.

Но мы уделим особое внимание исчезновениям и появлениям Гендальфа, так как в книге он очень часто куда-то пропадает. Так, в противоположность книге, мы увидим, что с ним происходит.

Вы и Питер оба работаете в жанре фэнтези. И у каждого из вас, наверняка, есть своя точка зрения на то, как и что должно происходить на экране. Случается, что вы спорите?

Ну, до сих пор у нас не случалось таких уж разногласий. Мы спорим и побеждаем друг у друга поровну. Но я уверен в одном: Питер - гениальный продюсер. Два кинопроизводителя продюсировали меня в жизни, и обоих звали Питером. Первый был , второй - Питер Джексон. И оба раза опыт показывал, что они идеальные продюсеры, потому что они понимали разницу между продюсером и режиссером.

Продюсер - это только продюсер. Если случается запарка, если что-то идет не так, как надо, тогда продюсер может - и должен - высказывать свое твердое мнение. А пока все в порядке, снимается в установленные сроки, в рамках бюджета и согласно утвержденным творческим решениям, нет нужды в его вмешательстве.

Вам нравится создавать своих героев, и, очевидно, что "Хоббит" предоставляет такую возможность. Здесь есть и дракон Смог, и пауки Мирквуда, и Варги, и Бьорн - человек-медведь…

Обратившись к специалистам компании Weta Digital, я отметил, что общий внешний вид героев трилогии " " мы оставим прежним, но изменим их тип, если так можно сказать. К примеру, в трилогии большинство героев грубые и разговаривают невнятно.

В "Хоббите" герои говорят: у Смога много хороших диалогов; у Великого Гоблина - тоже, да и у многих других существ. В общем, мы должны были создать их по-другому, потому что они существуют не для того, чтобы кого-то просто напугать.

Я так же хотел, чтобы некоторые из чудовищ были величественными. Я хотел, чтобы Варги были по-своему прекрасны, и вы не могли по внешнему виду с ходу определить: то, что выглядит красиво - хорошее или ужасное. Некоторые из чудовищ просто великолепны!

Смог не похож на драконов во « ». Как создавался его образ?

Я думаю, что Смог - это то, чем я горжусь больше всего. С ним мы возились долго. Фактически, над его образом еще работают: занимаются окраской и немного текстурой. Большая часть проекта заняла около года. И все из-за его уникальной природы дракона. Не стану раскрывать деталей, но если бы можно было сказать, что Смог получился не на 100%, а на 110%, я бы не стал возражать.

А что насчет пауков? Насколько они походят на Шелоб из " "?

О, они - ее отпрыски, но Шелоб была довольно неразборчивой в связях девочкой (смеется). У нее было много партнеров. Насекомые и пауки невероятно приспосабливающиеся твари. Да, там будут пауки…(смеется).

Опять же, не могу ничего рассказать подробнее. Пауки будут необычными. Они будут больше походить на создания мрака, на создания глухого темного леса. Они не принадлежат земле. Они живут в подвешенном состоянии, поэтому прекрасно адаптировались с окружающей их средой.

Будут ли последствия встречи со Смогом и пауками по-настоящему страшными?

Думаю, да. Надеюсь, что да. По крайней мере, мы над этим работаем. В любом хорошем детском фильме Miyazaki это или Disney всегда есть страшный эпизод, а лучше - два. Когда я читал "Хоббита" в детстве… ну, я на всю свою жизнь запомнил, как Бьорн выставлял головы гоблинов, насаженные на копья вокруг своего дома (смеется).

Толкиен признавал необходимость страшных моментов. Нет способа сделать нападение дракона на город не страшным. То же самое с пауками: нельзя заставить гигантского паука быть нежным, когда он заматывает человека в кокон.

А как вы относитесь к настоящим паукам?

Я восхищаюсь пауками, но я панически боюсь их! Здесь мы с Питером похожи!

Не возникнет ли у зрителя ощущение deja vu?

Надеюсь, что нет. Все, что я могу сказать, это то, что у нас невероятно хорошая команда людей, которые понимают, что мы не снимаем другого "Властелина колец". Мы не пытаемся снять четвертую и серии. Мы хотим сделать два фильма в одном ключе с трилогией, но так, чтобы они были совершенно независимы от нее.

Исключение составят Хоббитания и Ривенделл - вот здесь вам захочется почувствовать, что вы вернулись домой, к фильму, который любите и питаете нежные чувства.

Вы будете использовать ту же палитру красок, что и в трилогии: темную и сочную?

Я думаю, "Хоббит" будет более красочным. И более романтическим. И причудливым. В книге определенно сделан акцент на смену времен года, и мы взяли это за основу нашей палитры.

И фильм, по-видимому, будет более волшебным?

Да, в нем будет много того, что вам нравилось в книге. Вам нравились малюсенькие эпизоды, как те, например, когда тролли обсуждают, как они будут готовить гномов. Это совсем крошечный эпизод, но в то же время он волшебный и почти смешной, потому что забавно слушать, как эти огромные существа будут готовить этих гномов.

В фильме непременно должна присутствовать поэтическая нотка, иначе это не фильм Гильермо Дель Торо, не правда ли?

В фильме много магии. Питер, словно настоящий историк, снял трилогию в точном соответствии с последовательностью происходящих событий и сопутствующей им атмосферой. Я думаю, что "Хоббит" будет более поэтичным, более красочным.

Съемки "Хоббита" начнутся весной 2010 года.

Есть предположения что ребенок будет похож на того, о ком думает или кого представляет себе при зачатии мать. В Индии ему свято верят и девушки предсатвляют, что занимаются любовью с Кришной, дабы родить ребенка похожего на божество. Наши женщины (хоть и имеют сильную веру) все же мечтают, чтобы ребенок был похож на своих родителей.

В момент зачатия будущий ребенок получает от родителей генетическую информацию через X-Y-хромосомы, вот почему дети похожи на родителей. Девочки получаются при оплодотворении яйцеклетки X -сперматозоидом, мальчики — Y-сперматозоидом.

X-хромосома имеет больше ген, которые несут информацию о внешности. Поэтому считается, что мальчики, обладатели одной такой хромосомы, больше похожи на маму, в то время как девочки могут с большей вероятностью наследовать внешность отца (ведь у них от папы тоже имеется X-хромосома).

Нужно подчеркнуть слово считается, так как ученые подтверждают этот факт лишь наполовину. Есть мнения, что на кого похож первый ребенок зависит от номера беременности: первая беременность — ребенок в отца, вторая — в мать. Конечно, бывают совпадения, но доверять лучше все же генетике.

Сильные и слабые. Кто кого?

На кого будет похож ребенок, угадать довольно сложно, можно только предположить, оперируя знаниями в области генетики. Мы с вами конечно не профессионалы в этой области, но давайте попробуем разобраться, хотя бы на школьном уровне.

Гены бывают доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). У каждого из родителей есть и те, и другие. Например, мама с карими глазами имеет доминантный ген кареглазости и рецессивный ген светлоглазости.

Во время зачатия будущему ребенку может достаться как первый ген, так и второй. Чаще всего ребенок наследует сильные гены, к которым относятся крупные черты лица, темный цвет глаз, кучерявость волос, сильный подбородок.

Однако сказать точно, счастливым обладателем какого гена станет ребенок, практически невозможно. К примеру, у родителей с карими глазами может родиться голубоглазый ребенок, если и от мамы, и от папы он получит рецессивные гены голубоглазости, конечно такой шанс достаточно мал, но существует.

Совместная работа

«Трудятся» над созданием индивидуума гены совместно, и иногда преподносят родителям чада интересные сюрпризы. В классическом случае, если мама имеет сильный ген темных волос, а папа — светлых, то ребенок может родиться с темными, либо промежуточного цвета волосами.

Но когда малыш подрастет и сам станет родителем, у его детей уже могут быть светлые волосы, а все потому, что от папы он наследовал ген светлых волос. Получается, что ребенок может наследовать гены и от далеких родственников, просто на предыдущих поколениях эти гены «проигрывали», а у него оказались доминантными.

Поэтому, если ребенок оказался кудрявым или рыжеволосым от родителей с прямыми светлыми волосами, не стоит изводить себя подозрениями в измене из-за того, что ребенок не похож на родителей. Присмотритесь, он однозначно имеет с вами схожие черты.

Кто первый — тот и папа? В случаях, когда ребенок не похож на мужа, а похож на маму все понятно. А что думать, когда и с мамой у крохи внешне ничего общего нет и родственников таких, если вспомнить, не было.

Некоторые считают, что ребенок похож на первого мужчину с которым женщина имела интимные отношения, ссылаясь на телегонию (теле — далеко, гония — рождение).

Это явление наблюдалось у животных в XIX столетии, когда были попытки скрестить породистых кобыл и самцов зебр. Потомства так и не получили, но спустя некоторое время такие кобылы начали рожать от чистокровных жеребцов полосатых жеребят.

Распространяется ли это явление на людей наукой так и не доказано. Хотя и рассказывают случаи из жизни, когда у белых родителей рождался ребенок негроидного типа, из-за того, что когда то у матери были отношения с темнокожим мужчиной. Что ж, не будим спорить и пусть право выбора верить или нет в эти истории останется за вами.

Что еще почитать