Игровой стретчинг как средство физического развития детей. Использование игрового стретчинга в формировании оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения

«Игровой стретчинг, как способ повышения интереса у детей к физкультурным занятиям». Консультация для воспитателей ДОУ.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную игровому стретчингу, игровой творческой деятельности, способствующей оздоровлению и развитию ребенка.
Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам ДОУ.
Цель : активизация заинтересованности педагогов и физруков ДОУ проблемой привлечения дошкольников к активному образу жизни.

Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:
- быть здоровым;
- находиться в безопасной обстановке;
- получать удовольствие от жизни и добиваться поставлен¬ных целей.
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?
В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.
Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
Основные условия такого формирования следующие:
- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
- создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
- выполнение детьми движений с установкой на легкость - и красоту на занятиях;
- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.
Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга.
Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

МЕТОДИКА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА.

Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня?
Стретчинг - комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки. .
Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д.
Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

Выделяются девять основных принципов игрового стретчинга.
1. Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
2. Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
3. Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному» .
4. Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребенка.
5. Принцип доступности означает, что изучаемый материал, должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
6. Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.
7. Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т.е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
8. Принцип наглядности - один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Зрительная наглядность - это демонстрация движений. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа к образа слова. Двигательная наглядность является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений.
9. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игрового стретчинга состоят в следующем.
1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
2. Совершенствовать физические способности: развивать мы¬шечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные спо¬собности.
3. Развивать психические качества: внимание, память, во¬ображение, умственные способности.
4. Развивать и функционально совершенствовать органы ды¬хания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную си¬стемы организма.
5. Создавать условия для положительного психоэмоциональ¬ного состояния детей.
6. Воспитывать умение эмоционального выражения, рас¬крепощенности и творчества в движений.
7. Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ИГРОВОМУ СТРЕТЧИНГУ.

В структуру любого занятия по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная, продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) используются музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.


В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом - знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором - совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.
На первом обучающем занятии приходится давать много указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.
Подвижная игра - также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам Деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.
Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других видах занятий по физической культуре как для снятия напряжения в мышцах, так и для повышения физической работоспособности. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки.
Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого из них.

Каждому ребенку необходимо, независимо от условий жизни и его происхождения:

  • Быть здоровым.
  • Находиться в безопасной обстановке.
  • Получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей.

Одной из важнейших проблем в жизни современного общества является здоровье наших детей. При решении этого вопроса необходимо развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни путем привлечения детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка- это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма.
Активная двигательная деятельность не только оказывает положительное воздействия на здоровье и физическое развитие, но и обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе.
Основные условия формирования навыков будущего поведения в обществе:

  • воспитание у ребенка осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Стретчинг - это комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность и меньше травмируются снижаются болевые ощущения. Стретчинг повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине, позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений.

Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поэтому занятия физкультурой надо превратить в игру-сказку. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, снять закомплексованность, укрепить мышцы, выровнять осанку. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры в ходе, которой дети изображают различных животных и выполняют упражнения на различные группы мышц в сопровождении музыкальных произведений.

Принципы организации занятий:

Принцип научности - это построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, физического и психического развития ребенка.

Принцип систематичности - это необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков адекватных особенностей их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течении всего курса занятий

Принцип постепенности - это необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному». «от простого к сложному», «от менее привлекательного в более привлекательному».

Принцип индивидуальности - это такое построение процесса занятий, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, физического развития, двигательной подготовки. При индивидуальном подходе учитывается психическая и физиологическая стороны развития ребенка.

Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение этого принципа - залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

Принцип учета возрастного развития движений - это степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков.

Принцип чередования нагрузки - это такое сочетание физических упражнений, которое обеспечивает чередование нагрузки и отдыха (т.е. работа одних мышц, которые осуществляют движение, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов).

Принцип наглядности - это один из главных обще-методических принципов при работе с дошкольниками. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной (демонстрация движений), звуковой (осуществляется в виде различных звуковых сигналов) и двигательной (она является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений).

Принцип сознательности и активности - это формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Задачи игрового стретчинга:

  • Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
  • Совершенствование физических способностей: развитие мышечной силы, подвижности в суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей.
  • Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей.
  • Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной системы организма.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния дошкольников.
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
  • Создание условий для благотворного влияния музыки и психосоматической сферы ребенка.

Структура занятий по игровому стретчингу.

  • Вводная часть - начальная организация занимающихся, установка на психологический и эмоциональный настрой, сосредоточение их внимания.
  • Основная часть. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия: на первом - знакомство с новыми движениями, закрепление уже известных; на втором - совершенствование и точность выполнения упражнений (все упражнения на втором занятии выполняются при музыкальном сопровождении).
  • Заключительная часть - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Ключ к успеху при занятиях стретчингом является систематичность упражнений. Поэтому проводить его необходимо не только в ДОУ, но и дома.

При выполнении растяжек необходимо придерживаться основных правил стретчинга:

  • разогрев перед упражнениями;
  • медленное и плавное исполнение упражнений;
  • расслабление мышц;
  • «правило ровной спины»: спина при выполнении упражнений должна быть ровной;
  • снижение травматичности;
  • спокойное дыхание;
  • регулярная растяжка.

Упражнения на растяжку необходимо выполнять и в повседневной жизни, так как только в эластичных мышцах осуществляется полноценное кровообращение, мышцы быстрее восстанавливаются после физических нагрузок. Выполнение таких упражнений улучшит осанку, уплотнятся мышцы и станут сильнее.
Упражнения, которые можно выполнять родителям вместе с детьми в домашних условиях:

  • наклоните голову, потяните правое ухо к плечу, Задержаться в таком положении 3с, а затем повторите упражнение в левую сторону;
  • встаньте рядом со стулом, спину выпрямить; обхватите левую стопу пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержка на 3с. Повторить упражнение с другой ногой;
  • поднимите руки на уровень плеч, согните локти в поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево, задержитесь на 30с. Затем в другую сторону;
  • наклон вперед, Выполняется с прямыми ногами и спиной, руки тянутся к полу;
  • «выпад». Одна нога впереди согнута под прямым углом. Вторая сзади прямая, прямая спина. Постараться сесть как можно ниже;
  • растяжение передней поверхности бедра. Стоя на одной ноге, вторую взять руками и притянуть к соответствующей ягодице, колени находятся на одном уровне;
  • растягивание икроножной мышцы. Опереться на стену, одну ногу вынеся вперед и согнув. Нога сзади прямая, пятка тянется к полу;
  • растягивание внутренней поверхности бедра. Сидя, ноги как можно шире в стороны, взяться руками за пальцы ног, тянуть грудь к полу при прямой спине;
  • растягивание бедер. Положение то же, что и выше, только руки прямые тянем перед собой вперед, опуская грудь на пол;
  • очень эффективное упражнение для мышц внутренней поверхности бедер. Ноги широко расставлены, носки в стороны, колени сонаправлены с носками. Приседаем вниз, бедра параллельно полу, спины выпрямить, ягодицы напряжены, таз слегка вперед. Задержка на 1мин. Потом переход с одной ноги на другую в положении «сидя на стуле» таким образом, чтобы одна нога была согнута и напряжена, а вторая - выпрямлена;
  • растяжка на поперечный шпигат. Ноги в стороны как можно шире, локти на пол. Нагрузка на локти и ноги равномерна.
  • Растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

Опыт работы: «Игровой стретчинг»

Игровой стретчинг – как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста

Инструктор по физической

культуре МКДОУ № 14 г. Сегежи РК

Мироняк Мария Пантелеймоновна

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей.

Как только дети начинают посещать детский сад - жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

В решении этого вопроса педагоги должны прийти к единому мнению : привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами.

Ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга .

Почему стретчинг и что это такое ?

Стретчинг пришёл на смену традиционным прыжкам и рывкам по системе Линга – упражнениям, которые оказались в значительной степени малоэффективными, а в некоторых случаях и вредными для мышц, поскольку приводили к травмам. Этимологический корень stretch означает – поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течение от 10 до 30 секунд.

Стретчингом называется метод , с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Стретчинг обладает и психологическим эффектом : улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

Образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Начиная рассказывать игру-сказку, можно одновременно разыгрывать ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 мин со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Помимо общего оздоровительного эффекта умение управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных навыков позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создает чувство внутренней свободы.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т. к. человеческое

тело само по себе тренер.

Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно.

Цель : Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга » .

Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия) .

Совершенствовать физические способности : развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

Развивать психические функции : внимание, память, воображение, умственные способности.

Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.

Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы организации занятий

Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип систематичности – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Принцип постепенности – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Принцип индивидуальности – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Принцип наглядности - Показ физических упражнений, образный рассказ.

Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Структура построения занятий :

Занятия состоят из 3 частей.

В первой (вводной) части занятия, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В качестве ОРУ можно использовать музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу . Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии знакомим детей с новыми движениями (без музыки, закрепляем уже известные. На втором занятии – совершенствуем и уточняем выполнение упражнений. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

В третьей (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию необходимо включать в каждое занятие, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме . Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действия.

На занятиях используется художественное слово, музыка и личный показ. Следует помнить : НЕ ИНТЕНСИВНОСТЬ, А СИСТЕМАТИЧНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ – ВОТ КЛЮЧ К УСПЕХУ ПРИ ЗАНЯТИЯХ СТРЕТЧИНГОМ !

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования.

Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах .

Элементы стретчинга интегрируются в физкультминутки, в комплексы бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой. Комплексные сюжетные занятия игровым стретчингом могут проводиться в качестве спортивных развлечений.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми .

Физкультминутка - кратковременные физические упражнения - проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.) .

С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление , восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность : В отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа .

Самостоятельная двигательная деятельность : Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важна здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года (создана картотека упражнений, папки-передвижки, выступление на род. собраниях, семинары, открытые занятия, совместные развлечения)

17-18 слайд : Стретчинг является одним из важнейших направлений в моей работе .

Занятия по предложенной мною методике помогают ребенку развивать чувство ритма, укреплять мышцы, выровнять осанку, снимать закомплексованность. После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Данная методика дает положительные результаты физических и скоростно-силовых качеств.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.

Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга .

Консультация для родителей

«Влияние игрового стретчинга на физическое развитие детей »

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы. Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

Система упражнений стретчинга по характеру своего подхода к оздоровлению человека ближе к восточным оздоровительным методикам, чем к традиционной западной физкультуре, основанной на культе движения, внешнего воздействия на тело, спорта как средства выражения своих достижений. Еще со времен древней Греции в этой системе преобладает дух соревнования, профессионализма, самоутверждения перед другими. Масса крайностей в отношении культуры тела, развития его способностей осталась и у нас, от полного пренебрежения к своему телу до культуризма, от различных систем бега до увлечения медитативными техниками. Система стретчинга не отрицает различные виды спорта, но дополняет их.

С чего начинать занятия стретчингом? Начните с себя!

  • Наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении 3 секунды, а затем повторите упражнения в левую сторону.
  • Встаньте рядом со стулом, спина прямая; обхватите левую ступню пальцами левой руки, осторожно потяните. Задержитесь 3 секунды. Повторите упражнение с другой ногой.
  • Поднимите руки на уровень плеч, согните локти и поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево. Задержитесь в таком положении 30 секунд. Затем повернитесь в другую сторону. (Дозировка 3-4 раза).

Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Уделите должное внимание физическому воспитанию ваших детей. Важно знать, что в период дошкольного детства, благодаря грамотной организации педагогического процесса, закладывается крепкое здоровье ребенка, устанавливается корректная координация движений. Этот аспект имеет […]

Уделите должное внимание физическому воспитанию ваших детей. Важно знать, что в период дошкольного детства, благодаря грамотной организации педагогического процесса, закладывается крепкое здоровье ребенка, устанавливается корректная координация движений.

Этот аспект имеет колоссальное значение для гармоничного формирования человеческой личности и ее всестороннего развития. В данной статье для вас рассматривается влияние игрового стретчинга на двигательную активность дошкольников, а также приводится ряд ценных рекомендаций для успешной организации занятий.

Игровой стрейчинг для дошкольников

Роль стретчинга в образовательном процессе

Руководители воспитательно-образовательной системы детей, родители или работники детских учреждений, должны осознавать, что главенствующей задачей их деятельности выступает защита и укрепление здоровья растущих членов общества. Сегодня это особенно актуально, так как, согласно статистике, количество хронических заболеваний в детской среде неуклонно растет.

Огромное количество детей страдают нарушениями опорно-двигательной системы или имеют неправильную осанку, что обязательно даст о себе знать и вызовет другие сбои в организме. Таким образом, регулярные и грамотно организованные занятия растяжкой всего тела в игровой форме реализуют немаловажную роль в образовательном процессе современных детей.

Что такое игровой стретчинг?

Под игровым стретчингом эксперты понимают специальный комплекс детских упражнений, рассчитанных на безопасное и полезное растягивание определенных групп мышц, растягивание сухожилий и связок.

Если с детьми в условиях детского учреждения или в домашних условиях постоянно заниматься растяжкой, то это непременно даст положительные результаты, которые превосходят все ожидания. А именно суставы становятся сверх-подвижными, мышечная ткань приобретает необыкновенную эластичность и удивительную гибкость.

Ткани тела минимально предрасположены к травамированию и максимально длительно остаются в работоспособном состоянии.

Польза игрового стрейчинга для дошкольников

Положительное воздействие растяжки на детей

Во-первых, дошкольники на занятиях разрабатывают и укрепляют суставы, защищая их от опасного отложения солей.

Во-вторых, растяжка помогает качественно развить гибкость позвоночника.

В-третьих, необходимо отметить, что у поклонников стретчинга выше качество жизни, их не покидает жизненный тонус, они всегда бодры, веселы и пребывают в отличном настроении.

В-четвертых, увеличивается гибкость всего тела, что обеспечивает не только физическую силу и выносливость, но и эстетическую привлекательность тела человека, что при взрослении будет однозначно полезным.

В-пятых, улучшается состояние иммунной системы.

В-шестых, дети приобретают артистичность, приобретают адекватную самооценку и двигаются более расковано и непринужденно.

Игровой стретчинг и двигательная активность детей

Бесспорно, имеет место значительное влияние игрового стретчинга на двигательную активность дошкольников, рассмотрим, в чем оно заключается. Полезное воздействие растяжки тела в детском возрасте обусловлено снижением напряжения и повышением эластичности мышечной ткани.

Растяжка позитивно влияет на двигательную активность детей, так как у них налаживается координация движений, приобретается наивысшая степень выносливости, достигается быстрота реакций. Физические нагрузки вкупе с правильной растяжкой мышц помогают активировать усиленное кровообращение, ускоряют обменные процессы и способствуют постановке полезного для здоровья глубокого дыхания. Зачастую стретчинг совмещен с обучением дыханию. Простые дыхательные упражнения обеспечивают работу большой площади детских легких, что влечет поступление в кровь достаточных порций кислорода.

Доказано, что у постоянно растягивающихся на игровых занятиях детей гораздо выше концентрация внимания, они меньше и медленнее утомляются, являются более ловкими, а также стремительно восстанавливаются после физических нагрузок. Для детей полезна релаксационная гимнастика, способствующая поддержанию нормального мышечного тонуса, нейтрализации перенапряжения психики, выравниванию эмоционального фона и улучшению самочувствия, а значит, и созданию хорошего настроения.

Игровой стретчинг: гимнастика-растяжка для детей

Что необходимо знать о детском стретчинге?

Правила растяжки детей

Руководителям занятий с детьми необходимо поощрять правильное выполнение всех движений. Согласно общепринятым рекомендациям, комплекс упражнений должен выполняться только при расслабленных мышцах, без опасного перенапряжения. Также следует учитывать, что все дети разные и каждый ребенок должен работать в силу своих возможностей. При исполнении манипуляций надо придерживаться ровного дыхания, оно ни в коем случае не должно задерживаться. Призывайте детей дышать глубже. Оптимально устраивать занятия с определенной регулярностью, например, полезно организовывать их минимум дважды в неделю. Рекомендуем начинать занятия растяжкой тела с детьми уже после трех-четырех лет.

Неоспоримые плюсы игрового стретчинга

Не задумываясь начинайте занятия по игровой растяжке, так как для этого не потребуются специальные спортивные снаряды, которые сегодня стоят недешево. Для занятий стретчингом не нужны просторные спортзалы. Исключены любые материальные вложения, нужен лишь талантливый и артистичный руководитель, который будет умело увлекать детей, рассказывая сказки и выполняя вместе с малышами интересные телодвижения. Допустимо выполнение растяжки в детском дошкольном учреждении, в домашних условиях, можно заниматься группами или в индивидуальном порядке.

Игровой подход к детскому стретчингу

Взрослый в состоянии сочинять на ходу увлекательные истории, где участвуют воображаемые сказочные герои и происходят интересные события. Дети отлично воспринимают такую гимнастику и охотно выполняют упражнения на растяжку, не задумываясь о том, что они уже усиленно работают над собственным телом.

Не обязательно применять определенные сказки, можно разработать самостоятельно комплекс упражнений, затем дополнить их подходящей историей. Поверьте, детям это понравится. Руководитель должен постоянно подсказывать детям, как правильно держать тело в определенных сложных позах, делая акцент на свободном дыхании и переводя все упражнения в веселую игру.

Итак, мы рассмотрели влияние игрового стретчинга на двигательную активность дошкольников, теперь осталось немного потрудиться ради успешной жизни и крепкого здоровья детей.

Что еще почитать