К нам пришел нехочуха. Вопросы и задания к сказке

Марина Фаринина
Сценарий праздника «Новый год с Нехочухой» в средней группе

Под музыку дети вбегают в зал

Ведущий : Вот пришла ребята елка к нам на праздник в детский сад ,

Огоньков, игрушек сколько, как красив ее наряд,

С Новым годом поздравляю , пусть придет веселье к вам,

Счастья, радости желаю всем ребятам и гостям.

1р.: Нам праздник веселый зима принесла,

Зеленая елка к нам в гости пришла.

2р.: Дед Мороз стучит у входа, отряхает с шапки снег,

С Новым годом ! С Новым годом ! Сколько радости у всех!

Здравствуй праздник новогодний ,

Все : Здравствуй елочка краса!

Вед : Вам ребята нравится елочка красавица?

Что же наша елочка грустная стоит?

Что же наша елочка огнями не блестит?

А для этого нам нужно, чтобы мы сказали дружно

1 2 3 Елочка гори!

ВЕД : Нет не загорелась!

Ну, тогда в ладоши в раз, мы похлопаем сейчас!

(все хлопают, елка зажглась)

4р.: Здравствуй наша елочка, здравствуй Новый год !

Каждый пусть у елочки спляшет и споет!

Песня : «К деткам елочка пришла»

5р.: Здравствуй елка! Для ребят лучше нет подарка,

Пусть огни твои горят празднично и ярко !

6р.: Смотри-ка на елку, чего здесь только нет,

И каждая иголка шлет деткам свой привет!

7р.: Огоньки сверкают, весело горят,

Кружится под елкой хоровод ребят!

Песня : «Новогодняя»

Ведущий : А теперь давайте полюбуемся елочкой издалека!

(все садятся)

Ведущий : Приготовьте ушки, приготовьте глазки, чтобы оказаться в новогодней сказке!

(из-за елки выбегает Колобок)

Колобок : Я – веселый колобок, колобок румяный бок!

На сметане мешон, на окошке стужен.

Сегодня в сад на елку к ребятам приглашен!

(бегает под музыку вокруг елки)

Ведущий : По тропинке он катился, в сад на елку торопился,

Вдруг у старой елки повстречался с волком!

Волк : Здравствуй славный Колобок, ты куда спешишь дружок?

Колобок : Что ты, серый, не спеши, ждут нас в гости малыши!

Приходи сегодня к детям, вместе Новый год мы встретим !

Волк : Ну, спасибо очень рад! Я приду на елку в сад!

(волк прячется, колобок бежит)

Ведущий : Покатился Колобок снова по дороге, а на встречу Косолапый Мишка из берлоги!

Медведь

Колобок : Тороплюсь я в детский сад, нынче праздник у ребят !

Медведь : Может быть я съем тебя?

Колобок : Нет! Меня ведь ждут друзья! Приходи сегодня к детям, Новый год мы вместе встретим!

Медведь : Обязательно приду и мишутку позову!

Заяц : Здравствуй славный Колобок! Ты куда спешишь дружок?

Колобок : Нынче праздник у ребят , приходи сегодня к детям, Новый год мы вместе встретим!

Заяц : Нас зайчишек не забыли и на елку пригласили!

Зайцы, ну-ка не зевайте, начинайте танцевать!

Танец зайчат.

Лиса : Я сейчас вас всех поймаю (зайцы падают на спинку и дрожат)

Ах, как много зайцев здесь, может мне любого съесть? (поднимает зайца за ухо)

Вот тебя-то и косой я возьму к себе домой!

Ведущий : Зайчата, спасайтесь, ваши друзья спешат вам на помощь!

(все звери выходят)

Медведь : Лиса, ты зайца отпусти, мы в гости все должны идти!

Лиса : Вы меня друзья простите, вот он заинька, берите!

Колобок : Как, простим ее друзья?

Медведь : Нынче ссориться нельзя!

Колобок : А теперь друзья вперед! Елка всех нас в гости ждет! (обходят вокруг елки) .

Ведущий : Проходите гости дорогие!

Дети все скорей вставайте, танец свой вы начинайте,

И гостей всех приглашайте!

Общий : танец.

Ведущий : Вот как славно танцевали и немного вы устали,

А теперь друзья садитесь, отдохните, улыбнитесь.

Гаснет свет. Незаметно входит Снеговик и прячется под простынь. Свет включается,

Ведущий : Вот какой-то бугорок. Замело кого-то снегом! Вот беда, беда, беда!

Я лопатку возьму, снег скорее разгребу!

(под музыку разгребает снег)

Ведущий : Ой, да это Снеговик! (помогает ему встать) Ну-ка, ты дружок вставай, да скорее отвечай. Как сюда ты к нам попал?

Снеговик : Дед Мороз меня прислал, вам письмо он передал.

Ведущий : Спасибо снеговик (распечатывает письмо) .

Не простое тут письмо, что расскажет нам оно? (читает письмо)

Я вам елочку прислал, сам на елку опоздал,

Но у вас в 12 буду и подарки не забуду! Ваш Д. М.

Снеговик : А давайте поиграем. Знаю я, что любят играть все детишки в мою любимую игру.

Игра : «Снеговик»

Снеговик : (обмахивается) Что-то стало припекать, трудно стало мне дышать! Надо мне уходить быстрее, а то совсем растаю!

Ведущий : Дети, что-то Дед Мороз долго не идет?

Давайте его позовем : Дед Мороз – ау! Ау!

Снеговик : Пойду- ка я за ним, а вы его еще раз позовите.

(дети кричат : ау, ау. Из-за двери слышится НЕ ХОЧУ)

Ведущий говорит : А ну, пойдем в садик на праздник !

Нехочуха : (с подушкой капризничает) Не хочу одеваться, не хочу на елку собираться, ничего не хочу, я вообще спать хочу! Ложиться у елки на коврик спать.

Ведущий : У, да это сам Нехочуха к нам приехал ! Давайте попробуем угостить его конфеткой.

Нехочуха . Всего одной конфеткой…

Ведущая. Да нет,смотри и не одна. ТАНЕЦ КОНФЕТ.

Нехочуха :

Не хочу конфет! Не хочу веселиться, не хочу просыпаться! (отворачивается на другой бок)

Ведущий : Может быть, его наши ПЕТРУШКИ- музыканты развеселят? Вставай Нехочуха играть на музыкальных инструментах.

Нехочуха : Не хочу, не охота. Я на вас погляжу, лучше я полежу!

ТАНЕЦ- Оркестр : «Новогодняя полька» петрушек.

Нехочуха : И совсем невесело, ничего не хочу!

Ведущий : Ничего не выходит у нас ребята! Здесь без волшебства не обойтись!

Придется на помощь звать Деда Мороза!

Нехочуха : Ну и зовите, а я ничего не хочу! (засыпает, храпит)

Дети : Ау! Ау! ДЕД МОРОЗ!

(выходит Дед Мороз)

Дед Мороз : Кто меня так громко звал, я и сам спешил к вам в зал!

Здравствуйте мои дорогие и маленькие, и большие!

Поздравляю с Новым годом ! Всем желаю быть здоровым

Веселиться и резвиться, уму разуму учиться! (видит Нехочуху )

А кто это у вас тут спит!

Дети : Нехочуха !

Дед Мороз : Надо его разбудить! Ведь на празднике веселятся , а не спят! Эй, Нехочуха , вставай!

Нехочуха : Не хочу, отстань (бурчит)

Дед Мороз : Вставай, кому говорят, не то заморожу!

Нехочуха : Не хочу, кому сказал!

Дед Мороз : Придется к тебе волшебную силу применить! Разбудим его, дети? (Да)

Ведущий : Да и развеселить нам его надо!

Мы все уже пробовали и у нас ничего не получается.

Дед Мороз : У меня есть волшебный коврик : кто на него встает, тот плясать начнет! А ну-ка Нехочуха вставай на коврик ! 1,2,3,4,5 – начинай-ка танцевать!

(музыка играет Нехочуха медленно , все быстрее пляшет, просит прощенья, остановить музыку)

Дед Мороз : 1,2,3,4,5 – музыка стой тебе говорят!

Нехочуха : Да как весело у вас, я тоже хочу ребята вместе с вами Новый год встречать !

Дед Мороз : Вот так-то лучше! Становитесь-ка ребята все скорее в хоровод песней пляской и

Весельем встретим вместе Новый год !

ХОРОВОД С ДЕДОМ МОРОЗОМ.

ИГРЫ С Д. М, НЕХОЧУХОЙ .

Дед мороз. Жарко стало мне у вас, вы подуйте на меня! (Дети дуют)

Ведущая. Снежинки сюда летите и Д. М. скорее охладите!

1. Снеж. Мы белые снежинки летим, летим, летим,

Дорожки и тропинки мы все запорошим!

2. Покружимся над садом в холодный день зимы

И Д. М. мы сразу охладим!

ТАНЕЦ СНЕЖИНОК.

ДЕД МОРОЗ. Вот спасибо снежинки! Было весело у вас, но дела еще унас.

Пора нам в путь собираться, да в дорогу отправляться!

Ведущий. Д. М. А ты ничего не забыл…

Д. М. Нет ничего. (дети подсказывают а где подарки)

Раздача подарков

«Нехочухи» среди детей – не редкость. Они встречаются и в сказках. Там с ними беседуют волшебники – и своё «не хочу» приходится прятать. А то ещё заколдуют…

Сказка «Госпожа Нехочуха»

Жила-была Света Умникова. И было у неё любимое выражение – «не хочу». За что её и прозвали «Нехочухой».

— Света, иди есть, — зовёт ее бабушка.
— Не хочу, — отзывается внучка.
— Света, пора делать уроки, — напоминает папа.
— Не хочу, — отвечает дочка.
— Света, надо прибраться в шкафу, — говорит мама.
— Не хочу, — произносит девочка.

И вот однажды наступил день, когда к Свете перестали обращаться домашние. Никто не приглашал её к столу, не напоминал про уроки, не просил навести порядок.

Света забеспокоилась, но никаких вопросов задавать не стала. Настроение у неё испортилось. Вы думаете почему?

Некому стало говорить «не хочу». И почему-то Свете от этого стало плохо. От нечего делать девочка начала проводить по стеклу пальцем, и вдруг перед ней появился маленький человечек.

Придя на кухню, Света попросила бабушку помочь ей в приготовлении чая.
— Не хочу, — сказала бабушка, приподняла плечи и ушла вязать носки.
— Папа, достань самый лучший чай, мне надо угостить человека.
— Не хочу, — ответил папа.
— Мама, помоги мне нарезать лимон к чаю, — попросила Света.
— Не хочу, — ответила мама.

Угощение для гостя получилось так себе. Стеклянный человечек это сразу отметил.
— Ну, каково угощение, такова и плата, — сказал Стеклянный человечек.
— Я превращу тебя в (Света встрепенулась), превращу тебя в…

В это время в комнату Светы заглянула бабушка и сказала:

— Уважаемый господин Стеклянный человечек, прошу на чай с пирожками, сладкими пряниками да бубликами с маком. Не откажите, отведайте мёда, варенья.

Как же узнала бабушка про Стеклянного человечка? А бабушки всё откуда-то знают.

Стеклянный человечек, не раздумывая, отправился в гостиную. Основательно подзаправившись, он сказал бабушке, маме и папе:

— Ваша госпожа Нехочуха больше таковой не будет. Своё любимое «не хочу» она будет говорить гораздо меньше. Это вам заявляю я, Стеклянный человечек. А если это будет не так, вы знаете, как меня найти. Потрёте по стеклу – и я появлюсь.

Что оставалось делать Свете? Ослушаться Стеклянного человечка она не могла, пришлось брать под запрет своё «не хочу»!

Вопросы и задания к сказке

За что Свету прозвали «Нехочухой»?
Каким образом около Светы появился Стеклянный человечек?
Почему Света угостила Стеклянного человечка недолжным образом?
Как ты думаешь, в кого хотел превратить Свету гость?
Нарисуй Стеклянного человечка.

Какие пословицы подходят к сказке?

Как аукнется, так и откликнется.
Делая людям «плохо», не жди от них «хорошо».

Главная мысль сказки заключается в том, что так ты относишься к людям, так и люди будут относиться к тебе. Всё в мире строится на основе взаимности.

Жила-была Света Умникова. И было у неё любимое выражение – «не хочу». За что её и прозвали «Нехочухой».

Света, иди есть, - зовёт ее бабушка.
- Не хочу, - отзывается внучка.
- Света, пора делать уроки, - напоминает папа.
- Не хочу, - отвечает дочка.
- Света, надо прибраться в шкафу, - говорит мама.
- Не хочу, - произносит девочка.

И вот однажды наступил день, когда к Свете перестали обращаться домашние. Никто не приглашал её к столу, не напоминал про уроки, не просил навести порядок.

Света забеспокоилась, но никаких вопросов задавать не стала. Настроение у неё испортилось. Вы думаете почему?

Некому стало говорить «не хочу». И почему-то Свете от этого стало плохо. От нечего делать девочка начала проводить по стеклу пальцем, и вдруг перед ней появился маленький человечек.

Придя на кухню, Света попросила бабушку помочь ей в приготовлении чая.
- Не хочу, - сказала бабушка, приподняла плечи и ушла вязать носки.
- Папа, достань самый лучший чай, мне надо угостить человека.
- Не хочу, - ответил папа.
- Мама, помоги мне нарезать лимон к чаю, - попросила Света.
- Не хочу, - ответила мама.

Угощение для гостя получилось так себе. Стеклянный человечек это сразу отметил.
- Ну, каково угощение, такова и плата, - сказал Стеклянный человечек.
- Я превращу тебя в (Света встрепенулась), превращу тебя в…

В это время в комнату Светы заглянула бабушка и сказала:

Уважаемый господин Стеклянный человечек, прошу на чай с пирожками, сладкими пряниками да бубликами с маком. Не откажите, отведайте мёда, варенья.

Как же узнала бабушка про Стеклянного человечка? А бабушки всё откуда-то знают.

Стеклянный человечек, не раздумывая, отправился в гостиную. Основательно подзаправившись, он сказал бабушке, маме и папе:

Ваша госпожа Нехочуха больше таковой не будет. Своё любимое «не хочу» она будет говорить гораздо меньше. Это вам заявляю я, Стеклянный человечек. А если это будет не так, вы знаете, как меня найти. Потрёте по стеклу – и я появлюсь.

Что оставалось делать Свете? Ослушаться Стеклянного человечка она не могла, пришлось брать под запрет своё «не хочу»!

Многие родители детей дошкольного и младшего школьного возраста сталкивались с проблемой, когда ребёнок не хочет трудиться, прикладывать усилия для достижения результата. Не хочет убирать за собой постель, складывать на место свои вещи, поддерживать порядок в комнате и даже сам одеваться/раздеваться. Или не хочет делать уроки. А, может, у него не хватает терпения, чтобы долепить фигурку из пластилина или отработать танцевальное движение? Очень часто дети отказываются от труда, если им не нравится то, чем они занимаются, или это у них не получается. А ещё чаще. В этом случае объяснять что-либо почти бесполезно. Дети не слышат. Что может помочь? Мультфильмы. На примере ленивых и трудолюбивых героев мультфильмов детям можно понятно и ярко показать необходимость труда. Такие примеры помогут сформировать у детей понимание необходимости труда и отрицательное отношение у лени.

Одним из самых эффективных является мультфильм "Нехочуха" (Творческое объединение Экран, 1986 г.).

Сюжет мультфильма

Мальчик не хотел ничего делать, только смотреть мультики и играть. Он не убирал за собой игрушки, не помогал бабушке по дому и мечтал попасть в страну, где не будут заставлять делать то, что не хочешь. Его желание сбылось — он попал в страну Нехочухию, где были разнообразные удовольствия и обслуживающие роботы. Мальчик быстро устал от постоянных, сменяющих друг друга удовольствий и постоянно повторял "не хочу". На что робот отвечал: "Молодец. Будешь как великий Нехочуха" . Когда же он увидел настоящего великого Нехочуху — отвратительного, ничего не умеющего, толстого лентяя — и понял, что это он в будущем, то не захотел быть Нехочухой.

Что воспитываем?

С помощью этого мультфильма у детей можно сформировать:

  • отрицательное отношение к лени;
  • понимание, что лень и постоянные удовольствия не приносят никакого результата и быстро надоедают;
  • представление, что лентяй и бездельник ничего не умеют, а только создают проблемы себе и другим, а потом сами эти проблемы не могут решить и нуждаются в посторонней помощи.

Как воздействует?

Мультфильм "Нехочуха" вызывает неподдельный интерес детей. Первичной реакцией на образ героя является смех. Детям смешно от глупости и нелепости Нехочухи. Особенно детям смешно, когда мальчику робот дал соску, стал качать его в кроватке и петь колыбельную (дети кричат: лялька, лялька!). Дети высмеивают, причём это высмеивание носит ценностный характер — дети, высмеивая, выражают к герою своё негативное отношение. А значит, и негативное отношение к лени как к качеству героя.

Как воспитываем?

Чтобы мультфильм был более эффективным помощником в воспитании детей, необходимо его смотреть вместе с ребёнка, эмоционально реагировать на происходящее, а после просмотра мультфильма обсудить с ребёнком увиденное и сделать вывод.

Для более эффективного обсуждения лучше повесить распечатанные цветные картинки из мультфильма с образами мальчика и Великого Нехочухи.

Примеры вопросов для обсуждения:

  • Что мальчик не хотел делать?
  • Что из этого нужно делать и почему?
  • Что мальчик хотел делать?
  • Почему мальчику не понравилось в стране Нехочухии, ведь там так много развлечений?
  • Опишите Великого Нехочуху. Какой он? (Обратите внимание, он такой толстый, что у него даже брюки не застёгиваются! Что ещё у него толстое?) Почему он такой толстый?
  • Какой ещё Великий Нехочуха? (подчеркнуть, что он ленивый, глупый, некрасивый, неопрятный, лохматый, с огромными жировыми складками по всему телу).
  • Как говорит Великий Нехочуха? Какой у него голос? (не очень приятный для слуха голос, говорит короткими фразами).
  • Что он умеет делать? Что за него делал робот? (ничего не умеет и не хочет делать: есть, пить, двигаться; робот кормит его с ложки, поднимает его руку).
  • Как вы думаете, сколько Великому Нехочухе лет? Он взрослый? Вроде, да. А что он умеет делать? Получается, что он взрослый, а ведёт себя, как лялька!
  • Как вы думаете, как к нему будут относиться другие люди?
  • Давайте посмотрим теперь на мальчика. Чем он похож на Нехочуху? Чем отличается от Нехочухи? Может ли мальчика стать Нехочухой?
  • Что ему нужно сделать, чтобы не стать Нехочухой?
  • Какие слова важнее: "хочу — не хочу" или "надо — не надо"?

Вывод: Мальчик не хотел ничего делать. Но когда увидел, что, живя так, он станет отвратительным Нехочухой, решил, что нужно действовать не только по принципу "хочу — не хочу", но и руководствоваться словами "надо — не надо".

Для закрепления образа Нехочухи можно использовать также продуктивно-творческую деятельность на основе мультипликационного материала: после обсуждения мультфильма попросить детей нарисовать или слепить Нехочуху, в процессе подчёркивая его безобразный внешний вид и неумение ничего делать.

Впоследствии при возникновении ситуаций, когда ребёнок ленится, ему стоит напомнить о герое Нехочухе. И это подействует на ребёнка сильнее логических объяснений. Также можно героев других мультфильмов и книг соотносить с этим образом, обсуждать, является ли тот или иной герой нехочухой.

Рано или поздно все мамы и папы впервые слышат от своего ласкового, покладистого крохи категоричное «Не хочу!». Иногда оно сопровождается только надутыми губками, а порой – топаньем ног и морем слез. Откуда берутся нехочухи и как с ними ладить?

Отказ ребенка что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему он капризничает?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, – объясняет психолог Алена Казанцева. – В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет». Основная задача этого этапа – автономия, психологическое отделение от мамы, проявление собственного «я» ребенка. До этого периода он воспринимает себя и маму как единое целое, как «мы». О себе он может говорить в третьем лице: например: «Петя сегодня ходил гулять». А затем ребенок как бы совершает скачок на новый уровень развития. Новое «я» требует построения новых отношений с близкими, которые не всегда оказываются к этому готовы и порой активно сопротивляются. Малыш, ощущая себя отдельной и самостоятельной личностью, начинает выражать протест против сложившихся правил. А поскольку он не обладает достаточным набором инструментов и хорошо развитой речью для обозначения своей новой позиции, то использует все, чему уже научился и что по его опыту способно повлиять на консерваторов-родителей: крик, слезы, капризы, падение на пол, порчу имущества. Ситуацию усугубляет авторитарный способ воспитания и нежелание родителей перестроить свою систему отношений с ребенком».

В тему:

  • Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения

ОТКУДА ВОЗНИКАЕТ «Я НЕ ХОЧУ!»

«Избаловали, он и кочевряжится» – сразу же находят объяснение детской строптивости бабушки. Современный ритм жизни диктует свои правила, и родителям порой действительно проще пойти на поводу у ребенка, чтобы добиться результата: «Надевай все, что хочешь, только пошли уже!»

Но так происходит далеко не всегда. Детские «не хочу» бывают разные. Вот несколько причин, почему «кроткая овечка» может взбунтоваться.

1. Проверка на прочность. Попытка ребенка отхода от родителей неизбежно связана с желанием проверить границы собственных возможностей, прочность установленных правил и силу авторитета старших. Если вы сказали малышу, что кушать принято за столом на кухне, в один прекрасный момент он может заявить о своем желании есть суп только в гостиной перед телевизором. Не потому, что не хочет отрываться от просмотра любимого мультика, а для того, чтобы испытать, насколько крепки вы и ваши запреты.

2. Следствие гиперопеки. В стремлении оградить драгоценное чадо от жизненных неурядиц важно не перейти черту, за которой начинается гиперопека. Если вы до трех лет возили малыша в коляске, кормили с ложечки и не отпускали от себя ни на шаг, естественно, что ваши первые попытки воззвать к его самостоятельности будут встречены в штыки.

3. Привлечение внимания. Как правило, к двум годам дети уже хорошо знают, в каких ситуациях родительский интерес им обеспечен. Если так повелось, что вы дарите крохе свое внимание и общение, только когда он делает что-то неправильное или недопустимое, «не хочу» может стать отличным способом сделать так, чтобы его наконец заметили.

4. Страх новизны. Гиперчувствительных подверженных эмоциям малышей, которые легко возбуждаются и ударяются в слезы, нововведения, неизбежные в жизни, могут не привлекать, а пугать. «Переезд» в новую кроватку встречен категоричным «нет»? Все просто: в старой он чувствует себя в безопасности.

5. Простой отказ. Он тоже имеет право на существование. Это должно вас радовать, а не огорчать. Когда у ребенка начинает формироваться свой собственный взгляд на мир, у него появляются свои вкусы, интересы, пристрастия и предпочтения. Если предлагаемое с ними не совпадает, вы можете получить отказ. «Не буду надевать красную футболку, хочу зеленую», «Не буду пить томатный сок, хочу персиковый» – возможно, это не игра на ваших нервах, а красный цвет и сок из помидоров вашему малышу действительно не нравятся. Проанализируйте несколько таких ситуаций и сделайте выводы.

Иногда детское «не хочу» может быть реакцией на ваши завышенные требования. Если малыш не просто отказывается что-то сделать, но и выглядит при этом растерянным и подавленным, задумайтесь, действительно ли это так «элементарно» для него.

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕХОЧУХОЙ

Справиться с детским отрицанием бывает непросто. Особенно если он упрямится, а вы, например, опаздываете. Круг замыкается: отказ ребенка – ваше раздражение – его слезы – ваше раздражение. «Поверьте, малышу не столько важно отстоять свои права, сколько пережить сам процесс их отстаивания, поэтому активно бороться с детским «не хочу» не нужно! – объясняет Алена Казанцева. – Ваша главная задача – сформировать новый кодекс правил общения с крохой, а также научить его выражать свое мнение и заявлять о потребностях более эффективным, удобным и «взрослым» способом».

Как же справиться с «нехочухой»? Вот несколько правил, которые помогут и вам, и ребенку преодолеть период этого «кризисного» возраста.

Проведите переоценку ценностей. Пересмотрите свои стратегии взаимодействия с малышом, требования и запреты. Возможно, некоторые из них он уже перерос?

С учетом возраста сформируйте четкую систему «нельзя». Таких «нельзя» должно быть немного (например, 5–7), но это должны быть непоколебимые правила. Если что-то нельзя в будни, то не стоит делать исключения в выходные, а также во время отъезда родителей или болезни ребенка. Если запрещает мама, этот же запрет должен подтверждать и папа, и бабушка.

Предлагайте варианты. Безусловно, день за днем ежечасно следовать наставлениям хоть и легко, но скучно. Признайтесь, вы бы и сами рано или поздно взбунтовались. Ставьте малыша в ситуацию простого выбора («Возьмем на прогулку красный мяч или зеленый?», «Что ты хочешь надеть сам – курточку или ботинки?»), спрашивайте его мнения и совета. Если кроха от чего-то упорно отказывается, спросите у него, чего он сам хочет.

Воспитывайте самостоятельность. Старайтесь не делать за ребенка то, с чем он может справиться самостоятельно, даже несмотря на лимит времени. Приплюсуйте к сборам на прогулку 15 минут и поручите ему самому натянуть на себя штанишки, застегнуть кнопки на курточке и т.п. Если раз за разом вы будете делать это за него, позже в один прекрасный момент, опаздывая в детский сад, вы услышите закономерное «не хочу». В самом деле, зачем – мама все сделает сама.

Помните о самоконтроле. Не кричите! Повышать голос на малыша в моменты, когда он отказывается что-то делать, не имеет смысла – вы только продемонстрируете ему свою беспомощность и подтвердите правильность его способа влиять на вас. Чтобы побыстрее успокоиться, оцените мужество собственного чада: любой бунт требует от него немало сил и решимости, ведь он видит, как расстраивает вас.

Будьте психологом. Если в домашних условиях вас настигла детская истерика, с громким плачем и катанием по полу, уйдите в другую комнату и начните демонстративно играть с игрушками вашего чада (петь, танцевать и т.п.). Так вы переключите внимание крохи и дадите ему возможность успокоиться, а чуть позже сможете объяснить, при каких условиях удовлетворите его просьбу. Когда с безобразным поведением ребенка вы столкнулись в общественном месте, прежде всего разрешите себе игнорировать мнение кумушек, которые могут сказать (или подумать), какая вы плохая мать. Спокойно возьмите ребенка и, плотно фиксируя плечи и руки, унесите его за угол, подальше от раздражающей обстановки.

Анализируйте. Помните, что за каждым капризом стоит нереализованная детская потребность. А плохих потребностей в таком нежном возрасте нет, есть лишь деструктивные способы их реализации.

Если период негативизма затянулся до 5–6 лет, скорее всего, это означает, что основные задачи периода взросления не были решены вовремя. Обратитесь к психологу, который поможет разобраться, почему это произошло, и даст рекомендации по взаимодействию с малышом.

Праздник непослушания. Быть всегда правильным и послушным – довольно трудное занятие. В течение дня устраивайте своему «нехочухе» один или несколько «праздничных» часов, когда он сможет делать все, что обычно запрещается (в разумных пределах, конечно). Не хочешь одеваться? Пожалуйста! Желаешь конфеты вместо супа? На здоровье! Но поставьте обязательно условие – все остальное время карапуз должен вас слушаться.

С юмором. Если ситуация безвыходная (хочешь не хочешь, а надо к врачу), поборите детские негативные эмоции в прямом смысле. Предложите малышу шуточный бой, используя в качестве подручных средств все, что есть под рукой: мягкие игрушки, маленькие подушки, свернутые «дубинками» газеты. Это позволит ему выплеснуть агрессию, и неприятный эпизод будет забыт.

Консультант: Алена Казанцева, практический психолог

  • 14 Августа 2014 00:34
  • Евгения Карповская
  • Журнал «Счастливые родители», №187

Что еще почитать