Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.
Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.
В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.
Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.
Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.
Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.
Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.
Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.
Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.
Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.
Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.
Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.
Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.
Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.
Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.
Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:
«Чтобы буковки писать,
А не закорючки,
Нужно правильно держать
Эту ручку в ручке».
Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.
Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.
Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести .
Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:
Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.
Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.
Все знают, как трудно порой приучить ребенка с детства держать ручку правильно. Если сразу сделать этого не получается, то неправильная привычка очень быстро и остается с человеком на всю жизнь.
И дело даже не в почерке. Казалось бы мелочь, но мало ли какую судьбу она может сыграть в жизни человека (например, повлиять на его имидж в будущем). По крайней мере, видеть взрослого человека, когда тот держит ручку так, будто у него не рука, а клешня какая-то неповоротливая, - слегка забавно.
Мы предлагаем вам небольшой, но любопытный лайфхак, который поможет вам в этом деле.
1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.
2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Посмотрите, как это сделано на фото ниже, и помогите ребенку сделать так же.
3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.
4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.
Данный метод прост, как валенок, но реально работает. И если вдруг вы с детства держите ручку неправильно, то никогда переучиться.
Большинство малышей любят рисовать или даже просто чиркать по бумаге. В раннем возрасте не все родители заботятся о том, чтобы научить ребенка правильно держать ручку. А между тем, привычка, сложившаяся в 3-4 года, может потом принести немало неприятностей в школе.
Неправильный захват ручки отражается на почерке, и у ребенка будут сложности с письменными работами. Есть действенные формы научить малыша держать карандаш и ручку правильно, обучение лучше всего проводить в игровой форме.
Большинство малышей держат ручку или карандаш в кулачке, дети постарше выбирают другие положения пальчиков.
Основные признаки неправильного захвата :
Если сразу не научить ребенка держать ручку или карандаш правильно, то неправильный захват войдёт привычку. А бороться с уже сложившимися привычками очень сложно. Нужно понимать, что правильные привычки не формируются за один день, родителям придется запастись терпением.
Когда нужно начинать обучение? Подготовку к правильному письму необходимо с раннего возраста. Навыки мелкой моторики нужно начинать тренировать с младшего дошкольного возраста.
Будут полезны такие занятия :
Занятия должны быть регулярными и обязательно под присмотром взрослых. Так как оставлять детей один на один с мелкими предметами опасно.
Примерно к 4 годам будет ясно, какая рука (правая или левая) у ребёнка является рабочей. Этот возраст – наилучшее время для обучения обращению с карандашом и ручкой. К 6 годам большинство детей осваивают письмо печатными буквами.
Первой письменной принадлежностью для маленького ребенка, как правило, являются цветные карандаши. Идеальным выбором станут карандаши с трехгранной формой стержня. Если такого варианта подобрать не получилось, стоит обратить внимание на карандаши с шестигранным стержнем. А вот худшим выбором станут карандаши, стрежень которых имеет круглую форму.
Малышам до 3 лет стоит покупать толстые карандаши диаметром около 1 см. стержень должен быть мягким, чтобы не приходилось прилагать усилий при рисовании. А вот покупать большой набор не стоит. Малышам достаточно купить набор из 6 цветов. После того, как основные оттенки будут усвоены, можно приобрести наборы из 12 цветов.
Читайте также: Как научить ребенка пить из трубочки? Советы для родителей
Приступая к выработке навыков письма, необходимо правильно подобрать ручку. Не нужно стараться купить что-то слишком вычурное, например, ручку в форме героя мультфильма. Самый лучший вариант в этом случае – самый простой.
Корпус ручки не должен быть не слишком тонким, не слишком толстым. Оба варианта для маленьких детских пальчиков неудобны. На месте, где располагаются пальчики, должна быть резиновая насадка. Её назначение – противостоять скольжению пальцев. Кроме того, резинка смягчает давление на пальчики.
Корпус должен быть выполнен из пластика, такие ручки легкие, но достаточно прочные. Но пластик должен быть качественным и безопасным, так как многие дети любят грызть или сосать ручки. Это, конечно, не самая лучшая привычка, но побороть её сразу удается не всегда. Поэтому покупка письменных принадлежностей из пластика, содержащего токсические вещества, должна быть исключена. Желательно выбирать модели с граненым корпусом, они меньше катаются по столу.
Прежде чем начинать учиться писать, нужно объяснить малышу, как держать ручку при письме. Основной нюанс – это расположение пальцев. Ручка укладывается на верхнюю часть среднего пальца, большим пальцем корпус ручки придерживается слева, а указательным – сверху.
Безымянный палец и мизинец можно располагать, как удобно ребенку, обычно, их поджимают к ладони. Кисть не должна быть напряжена. Пальцы должны располагаться выше кончика ручки примерно на 1,5 см.
Как держать карандаш при рисовании? Большинство малышей сначала держат его в кулачке, в возрасте до 3 лет, это совершенно нормально, но после 3 лет нужно начинать учить ребенка правильному захвату.
Правильный способ держать карандаш :
Эстетический момент тут неглавное. Конечно, некрасиво, если школьник или взрослый человек держит ручку, как маленький ребенок. Но неправильный захват может привести к более серьезным последствиям. Это может повлиять:
Читайте также: 5 способов научить ребенка рисовать простые рисунки
Существуют достаточно простые способы научить ребенка правильно держать ручку. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий для их ребенка.
Но до начала обучения нужно обязательно научить малыша правильно сидеть за столом.
Начинать занятия лучше всего с игры. Очень полезным развлечением может стать игра в дартс. Чтобы удачно бросить дротик, его нужно взять тремя пальцами, примерно так же, как и карандаш или ручку. Играть в дартс можно с ребенком 5-6 лет.
Выработать правильный захват можно с помощью с резинки. Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит резинка для денег.
Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.
Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Метод очень прост, но эффективен. Для тренировки требуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.
Если четырёхлетнему ребёнку дать карандаш, то он наверняка возьмёт его в кулачок. Хотя в этот возрастной период подобный способ хватания письменных принадлежностей считается относительной нормой, стоит задуматься над тем, как научить ребенка правильно держать ручку.
Неверная привычка обязательно отразится на письме и почерке и даже успеваемости, поскольку неверный захват приводит к быстрой утомляемости, неудобству и нежеланию работать в тетрадке.
И всё же приучить ребёнка писать правильно можно, поскольку существует несколько эффективных методик, одна из которых обязательно придётся по душе будущему школьнику.
Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.
Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.
Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.
Чтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.
Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.
Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:
На сегодняшний день существует несколько методик, алгоритмов и способов, которые подскажут родителям, как научить ребенка правильно держать ручку. Их отличает простота, эффективность и универсальность. Вам останется только подобрать наиболее подходящий метод и приступить к обучению.
Метод № 1. Пинцетный захват
Если ребёнок всё время неправильно берёт ручку в ладонь, покажите, как действует способ пинцетного захвата.
Упражнение выглядит следующим образом: малыш держит карандаш тремя главными пальчиками за верхний кончик, а нижним ставит его перпендикулярно поверхности стола. Затем пальцы плавно двигаются вниз, пока они сами не займут идеальное положение, требуемое при письме.
Метод № 2. «Убаюкивание» ручки
Если ребёнку совсем мало лет, то с ним вполне можно поиграть в любопытную забаву. Предложите малышу представить, что ручку необходимо уложить спать в «постельку». А для этого следует уложить ей под «головку» «подушечку», а сверху накрыть «покрывалом».
Как легко догадаться, «постелька» – средний пальчик, «подушечка» – указательный пальчик, а «покрывало» – соответственно, большой палец.
Метод № 3. С помощью салфетки
Для этой методики понадобится салфетка и карандаш. Складываем этот аксессуар в несколько раз и предлагаем ребёнку прижать его к ладошке безымянным пальчиком и мизинцем. Оставшиеся «рабочие» пальцы выпрямляем и берём ими письменную принадлежность, как мы описывали выше. Зажатые пальчики уже не будут «мешать» правильному захвату.
Метод № 4. Дартс
Оказывается, метание дротиков также помогает вырабатывать навыки письма. Поэтому если ребёнок никак не может понять принцип захвата карандаша, постарайтесь научить его играть в такую увлекательную и динамичную игру, как дартс.
Известно, что правильное держание дротика (тремя пальчиками) существенно повышает вероятность попадания «в яблочко». Так что научив ребёнка этой игре, просто напоминайте каждый раз, когда он садится за письмо, что карандаш – тот же дротик.
Метод № 5. Специальная накладка
Сегодняшние изготовитель канцелярских товаров предлагают множество приспособлений-тренажёров, которые помогают скорее освоить умение писать. Среди них и специальные насадки на письменные принадлежности, в которых имеются выемки для пальчиков, так что взять карандаш неправильно у ребёнка попросту не получится.
Ещё один плюс подобных насадок – многообразие форм, окрасок и материалов и, конечно, разделение на тренажёры для правшей и леворуких деток.
Метод № 6. С помощью мелков
Ещё один хороший тренажёр для письма – обыкновенные пастельные мелки, разломанные на куски длиной не более 3 сантиметров. Мелки подобного размера ребёнок попросту не сможет взять в кулачок, так что ему придётся захватывать его только пальчиками.
Малыш, научившись рисовать с помощью подобного способа, с лёгкостью перейдёт на другие письменные принадлежности.
Для учащихся писать ребятишек разработаны специальные ручки-тренажёры, которые обладают трёхгранной формой и особыми выемками для пальчиков, что существенно облегчает процесс написания.
К тому же масса этих письменных принадлежностей чуточку меньше, чем у обычных ручек и карандашей, что также помогает будущему «писарю».
Метод № 8. Метка на пальце
Пожалуй, это наиболее простая методика. Вам нужно будет лишь нарисовать точку на пальчике – там, где обязана располагаться письменная принадлежность. Точно такую же метку, но, к примеру, в виде чёрточки вы можете оставить на расстоянии 1,5 см от кончика стержня. Объясните ребёнку, что пальчики не должны опускаться ниже этой отметки.
Итак, ребёнок научился брать и держать карандаш в ладони, однако одного этого навыка недостаточно, чтобы писать красиво и быстро. Важно натренировать детскую ручку, а сделать это можно при помощи широко известных упражнений:
Готовить руку к письму нужно одновременно с усвоением принципов правильной посадки за партой (столом).
Ребёнок должен знать, что:
Важно лишь помнить, что не следует муштровать малыша, напротив, нужно превратить обучение в весёлую забаву, чтобы вызывать искреннюю детскую заинтересованность.
Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.
Ваш ребенок держит ручку неправильно? Не кричите на него, попробуйте его переучить. Неправильный захват предмета для письма может отрицательно повлиять на детскую осанку, у малыша появляется усталость, и может развиваться сколиоз. Если вы сами будете знать, как ручку держать правильно, то научите ребенка этому нехитрому делу.
Правильный захват ручки заключается в следующем:
В конечном итоге, ручку придерживайте этими двумя пальцами, а лежит она на среднем. Во время письма не сжимайте сильно ручку и наклоняйте ее к плечу. Держите руку свободно, а указательный палец – прямым и расслабленным. Техника обучения для левши практически ничем не отличается от вышеуказанной, но все нужно делать в зеркальном отображении. Можете купить ручку-самоучку, предназначенную для левши.
Если малыш никак не может постичь азы этой науки, попробуйте обучить его правильному захвату в форме игр:
На неправильный захват ручки указывает следующее:
Производители канцелярских товаров предлагают разные насадки на карандаши с ручками, которые способствуют обучению их правильного захвата. Предметы изготовлены в виде милых зверьков, рыбок и птичек и обязательно заинтересуют малыша. В насадках имеются специально сделанные отверстия для детских пальчиков. Поэтому просто не выйдет взять ручку неправильным образом.
Рекомендуем потратить хотя бы 20 минут в день на обучение правильному захвату ребенком ручки. Может, вы и сами ее держите неправильно? Воспользуйтесь нашими советами, и ваша техника письма станет красивой и быстрой.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам