Как воспитать успешного человека в современной школе. Как воспитать ребёнка, чтобы он стал успешным в будущем. Защитные реакции ребенка

Как воспитывать ребенка для дальнейшего его успеха в жизни? Многие люди желают для своих детей лучшей доли. Причем большинство понимают, что для ребенка нужны большие возможности, чем выпали на долю родителей. Но ведь возможности определяются системой воспитания, азы которой передаются в семье из поколения в поколение . В подавляющем большинстве случаев в семьях имеет место не система воспитания, а практическая передача жизненного опыта. Не случайна пословица: “Яблоко от яблони недалеко падает”.

Тогда получается, что при всем желании дети, выросшие в семьях с не очень удачной судьбой не в состоянии быть успешными? Нет и еще раз нет. Можно привести множество примеров достижения успеха детьми из семей, в которых родители не отличились чем-то особенным . Так в чем тогда секрет этого успеха? А в том, что такие родители сделали максимум возможного для своих детей . И дело не во взятках или других подобных методах. Родители, желающие успеха своим детям, показывают жизненные цели и помогают в их достижении через воспитание. Только в этом случае у детей в мозгу составляется правильное восприятие мира.

Естественный вопрос – что делать?

Можно много говорить о системах воспитания, о необходимых действиях, но, если вы не знаете цели, к которой следует стремиться, то все ваши действия будут хаотичными, и желаемого результата вы никогда не добьетесь. Конечно же, ваш ребенок не “выпадет” на обочину жизни (вы же постараетесь!). Он (или она) станет обычным человеком. Это не хорошо и не плохо. Но вы же хотите, чтобы ваш ребенок был благодарен вам за то, что именно вы привели его к жизни, которая будет ему нравиться, в которой у него будет достаток. Так ведь?

Для этого требуется ваше понимание перспектив. Именно ваше понимание, поскольку, чем раньше вы начнете воспитание, тем выше вероятность достижения успеха. Можно начинать и в два и в три и в четыре года. Было бы ваше желание, поскольку в этом раннем возрасте малыш еще не в состоянии самостоятельно принимать решение. И направлять его будете вы.

Прежде, чем начинать действовать, нужно внимательно присмотреться к своему малышу. Конечно же, со стопроцентной вероятностью в возрасте 2-х – 3-х лет вы не сможете определить имеющиеся задатки. Это может проясниться позже, в процессе взросления. Но ваша внимательность может помочь начать работу над шлифованием способностей как можно раньше.

Вот что говорит воспитатель детского сада .
У моего воспитанника Димы (назовем его так) уже примерно в четыре года было обнаружено хорошее чувство такта . Случайно. На музыкальных занятиях. Мой совет родителям обратить на это внимание был услышан. Диму привели на занятия танцевального коллектива , который как раз набирал “мелких козявок”. Ему понравилось.

Да, были попытки прекратить заниматься танцами. Это случилось примерно во втором классе школы, когда оказалось, что в коллективе всего два мальчика. Но усилиями родителей Дима был убежден остаться . И вот уже 10 лет как Дима танцует в полупрофессиональном коллективе. Они ездят на конкурсы и завоевывают первые призы. Коллектив для Димы теперь очень важен и будущее примерно определено .

Определив хотя бы примерно задатки у своего ребенка, следует обратить на них особое внимание. Заниматься развитием ТОЛЬКО выбранного направления в корне не верно. Воспитывайте из своего малыша разностороннюю личность. Только в этом случае ему будет все даваться легче.

Не настаивайте на своем . Если вам кажется, что ваш ребенок, к примеру, должен играть на скрипке, а ребенок хочет собрать машинку из конструктора, не стоит изводить ребенка скрипкой. Ваша настойчивость может только навредить.

Если вы не видите у ребенка никаких задатков, присмотритесь к его способностям через полгода-год . Пусть сам проявит свои наклонности. Увидев же что-то, посоветуйтесь либо с воспитателем детсада, либо с учителем в школе. Через их руки прошло много детей, и они вам все расскажут о вашем ребенке. Только воспринимайте их слова правильно. Их критика чаще всего конструктивна.

Определив расположенность вашего малыша к какому-либо направлению, почитайте вокруг него информацию о развитии и составьте индивидуальный план работы с определением цели, типа было – стало . В этом случае все ваши действия будут осмысленными, и вы будет воспитывать свое любимое дитя в нужном направлении.

Психологические принципы

Поскольку маленький человечек еще не имеет логического мышления, то очень важно понимать, что на первых годах жизни на первый план в воспитании выдвигаются психологические принципы . Эти принципы сформулированы не на пустом месте. Это жизненный опыт многих поколений, которому стоит доверять. Просто доверьтесь им. Старайтесь их реализовывать максимально корректно. Понятно, что не всегда это удобно, но это важно для вашего малыша.

Как воспитывать ребенка без уважения?

Многие подумают: как мне уважать козявку, ничего из себя не представляющую? Это заблуждение. На самом деле уже с самого раннего возраста ваш ребенок может демонстрировать свой характер . Да, он не может выразить что-то словами, но поступками вполне в состоянии. Именно в момент взросления закладываются черты характера будущего полноценного человека.

Пример.
Знакомая рассказала, как ее сын в возрасте 2-х – 3-х лет проявлял свой характер . Во время прогулки он вдруг разворачивался на 180 градусов и шел в обратном направлении. Мать особенно это раздражало, когда нужно было идти куда-либо ко времени, а тащить сына на себе не было возможности. Выход был найден в простом варианте. Ребенка ставили лицом в обратном направлении, он разворачивался и шел в нужном. Но родители уважали мнение своего малыша .

Опыт показывает, что, если вы будете прислушиваться к мнению своего малыша, уважать его желания (естественно в пределах разумного), то и в будущем ваш выросший ребенок не будет комплексовать.

Если ваш ребенок чувствует, что к его мнению прислушиваются, что окружающие уважают его желания (но без фанатизма, конечно), то он будет вести себя так же и в будущем. Обычно эгоистами становятся те, кого в детстве практически не замечали. Как известно, дети во всем копируют родителей. Если вы не хотите, чтобы в старости ребенок махнул на вас рукой, начните уважать его уже сегодня.
Уважение часто путают с согласием. Именно в этом кроется проблема непонимания сути. Простое согласие не будет отражать ваше уважение. Вы же ради уважения не будете позволять своему малышу делать ВСЕ, что он захочет.

Уважение отражает ваше понимание того, что вы признаете право своего малыша на его образ мышления и его действия . Естественно они не должны идти в разрез с правилами поведения в обществе.

Говорите ребенку о том, что любите его

Так и хочется сказать многим родителям: “Хотя бы раз в месяц говорите своему малышу, что вы его любите” . Детям, особенно в маленьком возрасте так не хватает слов любви! А ведь эти слова являются настоящей волшебной силой, способной творить чудеса. А к кому еще кроме мамы и папы малыш может прислониться в большом и неприветливом мире?

Родительская любовь поможет развиться уверенности в себе . Похвалите своего малыша за какой-нибудь хороший поступок – он повторит его еще сотни раз. В этом и заключается путь к успеху в жизни – повторы правильных поступков.

Обратите внимание на то, что слова любви должны сопровождаться эмоциями. Родители должны передать эмоциональное состояние любви, радости за малыша, за его успехи. Если ваши эмоции будут искренними, ребенок поверит словам.

Уделяйте ребенку время

Множество кружков, школа, спортивные секции – это, конечно, прекрасно сказывается на всестороннем развитии ребенка, но занимает практически все его время, да и родители после работы обычно только и мечтают о том, чтобы опустошить холодильник и лечь в постель. В итоге времени на общение практически не остается, а потом родители, опомнившись, удивляются тому, как далеки от них стали их дети.

Дело вовсе не в переходном возрасте : если не уделять времени ребенку, он будет страдать от недостатка внимания, у него могут развиться комплексы, но чаще всего ребенок просто переключается – находит новые интересы или более близких людей .

Если вы хотите научить ребенка строить адекватные отношения с людьми, делайте это на собственном примере. Старайтесь использовать каждую свободную минуту, чтобы поговорить с сыном или дочкой. У вас обязательно найдутся интересные, увлекательные темы для беседы!

Предоставьте ребенку свободу

Все родители боятся за безопасность своих детей, при этом многие опекают своих отпрысков настолько страстно, что в результате их уже 45-летние «детки» живут в отчем доме без собственной семьи, нормальной работы и цели в жизни .

Если ребенку не предоставить достаточно места для маневров и исследований, он может стать безынициативным, боязливым человеком, которому не свойственны амбиции. Многие матери своей чрезмерной опекой не только наделяют сыновей и дочерей всевозможными недостатками, но и ломают собственное семейное гнездо, полностью забыв о том, что и мужу необходимо внимание.

Постарайтесь давать ребенку свободу выбора и действий, при этом незаметно подстраховывая его . Когда он будет учиться ходить, стойте рядом и будьте готовы его подхватить, но не держите его до 2 лет за руку! Природой создан такой закон: люди учатся на своих ошибках. Если вы исключите возможность учиться на своем опыте из жизни вашего малыша, то он никогда не будет готов к самостоятельной жизни.

Придерживайтесь выбранной линии

Нельзя сегодня запрещать ребенку что-то делать, а завтра вдруг запретить, потому что у вас просто изменилось настроение. Это пагубно скажется на его отношении к вам: увидев, что вы легко меняете свое мнение, маленький человечек постарается в будущем вами манипулировать, пытаясь добиться своего.

Если вы будете последовательны в своих запретах, то сведете к минимуму конфликты в семье. Кроме того, ребенок возьмет с вас пример: он будет рассудительным, принципиальным человеком, который всегда придерживается собственных слов и выполняет обещания.

Воспитание ребенка – это очень длительный, сложный и многогранный процесс, который не имеет перерывов или отпусков. Будьте готовы к тому, что будет очень сложно. Главный мотиватор в этом нелегком деле – мысль о том, что все ваши сегодняшние усилия оправдаются в будущем в лице вашего чада.
Только благодаря вашим трудам ваш ребенок сможет превратиться в ответственного, искреннего, думающего, доброго, целеустремленного человека, который любит и уважает своих родителей и ценит воспитание, которое они ему дали.

Три направления, над которыми следует работать для достижения успеха


Наверное, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок стал успешным и богатым в будущем. Но для этого нужно чтобы он обладал определёнными качествами характера и умениями, которые нужно развивать уже с детства . И кто как ни родители могут помочь ему в этом. Однако очень часто бывает, что именно родители виноваты в том, что у ребенка в жизни всё сложилось не так, как он хотел и поэтому он делает работу, которая ему не нравится . Такое случается, когда родители навязывают свой выбор чтобы ребенок пошёл по их стопам или когда они хотят чтобы он за них воплотил их несбывшиеся мечты. Эта главная ошибка большинства пап и мам.

Наверное, одной из главных задач мудрых и любящих родителей является не навязывать ему свои варианты , а предоставить ему весь список вариантов, т.е. сделать так чтобы он мог сам выбрать любую дорогу и следовать по ней.

Но как дать ему возможность, к примеру, поступить в любой вуз? Ответ достаточно логичен и прост. Нужно чтобы ребенок учился в школе на отлично, т.е. не просто имел отличные оценки, а именно знал предметы. И второе, чтобы у него было отменное здоровье. Конечно же, есть ещё и третий фактор, суть которого заключается в размере кошелька родителей, в том случае если вдруг выросший отпрыск захочет учиться в престижном учебном заведении, например, за границей.

В любом случае начинать воплощать эти три цели в жизни стоит уже в детстве, когда ребенок только пошёл в школу . И если добиться всех этих трёх целей, то по окончанию школы выпускник, который учился на отлично и имеет хорошие спортивные показатели, а также, при необходимости и ваши денежные накопления, сможет выбрать любое высшее учебное заведение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод что, для того, чтобы у выпускника был большой выбор дальнейшего места учёбы, он должен добиться отличных результатов в трёх областях: в учёбе, спорте и здоровье. Стремиться к этим результатам следует уже с детства, и вот несколько рекомендаций для родителей, что нужно делать, а чего не стоит.

Нужно: с детских лет прививать ребёнку любовь к чтению. Для того, чтобы он полюбил книги, родители малыша должны читать ему сказки перед сном. Как утверждают опытные педагоги и психологи, ссылаясь на свои многолетние наблюдения, те дети, которым не читали в детстве сказки, так и не смогли полюбить чтение.

Не нужно: устанавливать строгий контроль и постоянно усаживать его за учёбу, тем самым лишая его детства. Всё должно быть в меру и по принципу: «Сделал домашнюю работу – погуляй, отдохнул – почитай!».

Нужно: постоянно контролировать успеваемость вашего сына или дочери. И не спешить ругать ребенка, если он стал получать плохие оценки, а выяснить причину их появления.

Если тому виной придирчивый и вредный учитель, то нужно найти с ним общий язык, а если действительно пробел в знаниях, то попытаться его устранить и объяснить ученику непонятную тему.

Не нужно: нервничать и ругаться когда ваш малыш не понимает тему, которую вы пытаетесь ему объяснить. Возможно, вы просто неправильно объясняете, и поэтому стоит сделать это еще раз более доходчиво и спокойно или же доверить это репетитору, пока охота к этому предмету у ребенка совсем не отбита.

Нужно: развивать кругозор малыша своими словами и в доступной форме рассказывать ему, например: «Что такое Солнце?» или «Почему наступает день и ночь?». Так как считается, что дети лучше всего усваивают информацию зрительно, то можно попытаться найти картинки или видео на интересующую тематику в интернете и продемонстрировать ему.

Любой успешный человек должен обладать своими талантами и умениями. Так чему же ещё нужно научить ребенка, чтобы он стал умным, здоровым и успешным в будущем?

Кроме сказанного выше следует позаботиться о его здоровье и спортивном развитии. Необходимо приучить его к регулярным утренним пробежкам, и лучше всего, если родитель будет выступать в качестве наглядного примера. О полезности таких занятий говорить, наверное, не стоит, ведь это и так всем ясно.

Также не менее полезным могут быть и занятия на турнике. И если даже его нет у вас во дворе, то его можно установить в любой квартире вместе со шведской стенкой или отдельно. И ничего страшного, если малыш еще не может подтягиваться. В таком случае пускай просто висит на турнике в течение некоторого времени. Это поможет ему сформировать правильную осанку, предотвратить развитие искривления позвоночника, а также добиться высокого роста.

Такой же эффект оказывает на организм и плавание. Даже если малыш не будет профессионально заниматься этим видом спорта, то так или иначе он должен уметь плавать, чтобы не бояться воды и чувствовать себя уверенней в будущем.

И ещё одно немаловажное умение, которое может очень пригодиться ему в будущем – это умение играть в шахматы. Пожалуй, лучшей тренировки для мозга, чем игра в шахматы не найти. И если научить этому своего ребенка, то он приобретет очень развитое логическое мышление и сможет четко и быстро принимать важные решения.

Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

Что делать?

  1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
  2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
  3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
  4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
  5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

И в заключение

А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.

В родительском онлайн-чате переполох. Дети в классе сына Ирины начали играть в «купи-продай»: покупают, продают и перепродают все, что находится в карманах, от браслетов «из резиночек» до конфет и печенья. Торговля бойкая, большие скидки как на «черную пятницу» - ведь успеть совершить сделку нужно за перемену. Родители тут же окрестили развлечение детей «базаром» и решили, что базару в школьных стенах не место, равно как и не время, - также условились они.

Ирина оказалась в эмоциональном разговоре родителей в своеобразной оппозиции: она робко сообщила, что в целом не считает дурным, что дети пробуют себя в предпринимательстве. Главное, чтобы без криминала.

«В жизни взрослого деньги играют очень важную роль. Странно было бы ожидать, что ребенок этого не замечает. И когда ему будет позволено пройти эти простые шаги - наиграться с деньгами? В 16 или 18? Я рассчитываю, что к этому возрасту сын уже будет иметь представление о том, как и сколько он хочет зарабатывать денег» - рассуждает она.

Ирина – любительница почитать биографии известных людей-созидателей. Например, про основателя «ИКЕА», заработавшего свой детский капитал на перепродаже спичек, авантюриста Уорена Баффета или основателя Zappos.com Тони Шей. Последний начал предпринимательский путь в 9 лет, столько сейчас сыну Ирины. Родители рассчитывали, что Тони будет отличником и умником, и всегда поддерживали его предпринимательские порывы вне школы. В день рождения его первого бизнеса (разведение дождевых червей на продажу) родители Тони Шей инвестировали в дело 33 доллара. Правда, черви в промышленных масштабах у него размножаться не стали. Но уже второй бизнес – изготовление значков, стал приносить школьнику по 200 долларов ежемесячно на протяжении средней и старшей школы. Более того, удачливый бизнесмен смог продать его, отправившись на учебу в университет. Но между этими двумя опытами у школьника было еще несколько проб и ошибок, которые милосердные родители стерпели.

Сработает ли такой подход в воспитании ее сына, Ирина не знает, поэтому активно доказывать свою позицию в родительском чате не спешит. А спор, между тем, там развернулся нешуточный. В основном он касался вопроса карманных расходов и контроля трат.

Звучали аргументы «против»:
  • слишком много внимания денежным вопросам –ребенок вырастет «с долларами в глазах»;
  • если регулярно снабжать деньгами, ребенок станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;
  • ребенок сам не зарабатывает деньги и цену им не знает;
  • носить с собой деньги опасно, сами все купим!
  • Аргументов «за» было меньше. Они звучали так:
  • пусть лучше тратит деньги под нашим присмотром, потренируется сейчас - не станет бездумно рисковать, став взрослым;
  • отсутствие собственных денег провоцирует зависть к другим детям. А зависть, как известно, ведет к плохим последствиям, вплоть до краж;
  • ребенок имеет право на деньги, раз на них имеют право его родители.
  • Разброс мнений в родительском чате отражает картину родительского отношения к вопросу «дети и деньги» в обществе в целом. Рыночным отношениям в России от силы 25 лет, и вряд ли кто-то из нас получил университетское образование по вопросу, как зарабатывать деньги, как с ними правильно обращаться, как копить и инвестировать. Повезло, если родители не считали, что деньги – грязное дело и все богатые – воры. В мировой практике скопилось множество исследований и экспериментов, которые показывают, из каких детей и с каким воспитанием вырастают успешные люди. С одной стороны, отношение к деньгам и успех в финансах – это лишь показатель общей развитости личности. Но через правильное обращение с деньгами во-многом эта зрелая личность и формируется.

    Дайте потратить на ерунду

    Несмотря на то, что среди психологов и родителей многие вопросы финансовой грамотности детей еще не решены, по самому принципиальному вопросу согласие есть: у детей должны быть свои деньги с уже довольно раннего возраста – примерно с шести лет.Открыты вопросы о размере, периодичности, с которой нужно выдавать карманные деньги. Маленький ребенок вполне справится с планированием расходов на неделю,ребенок постарше – на месяц. Родители могут оговорить список покупок, на которые тратить карманные деньги нельзя (опасные, вредные). Но этот список должен быть минимальным, считает один из самых востребованных сегодня психологов Михаил Лабковский. Наличие карманных денег позволяет ребенку понять цену денег и вещей, которые он хочет купить. Он может потратить все и сразу на мелочи и ерунду, а может подкопить несколько недель и купить большую дорогую игрушку (предмет одежды, гаджет). Право родителей – подсказать этот путь, но не диктовать его.

    Наиболее распространенное среди специалистов мнение, что оценки ребенка, его поведение и прочие аналогичные факторы не должны влиять на размер карманных денег. Это неприкосновенный запас ребенка, дающий ему спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. У родителей есть другие воспитательные рычаги для реакции на серьезные проступки. Кроме того, нельзя требовать отчета о потраченных деньгах, как начальник не вправе требовать отчета о том, куда подчиненный потратил свою зарплату. Кстати, размер карманных денег каждая семья определяет самостоятельно. Проделайте эксперимент – спросите ребенка, сколько ему нужно денег на неделю. Это станет еще одним уроком финансового планирования.

    Партнерство на паритетных началах

    Освоившись с карманными расходами, дети легко разбираются и с азами инвестирования. Чешский психолог Зденек Матейчек предлагает родителям с детьми создать своеобразную копилку, в которую деньги вносят и взрослые, и дети «на паритетных началах». Ребенок имеет право тратить деньги на свои нужды как полноправный участник накоплений, предварительно уведомив родителей. Есть и следующая ступень – долгосрочное инвестирование, которому семья учится, создавая «фонд» на полгода или даже год. Средства этого фонда целевые, их семья собирает на крупную вещь, которую по истечении срока накопления взрослые и дети идут покупать вместе.

    Можно пойти еще дальше и создать своеобразный фонд для более взрослого ребенка (подростка) в форме счета в банке. Его можно совместно пополнять для какой-то большой и светлой цели - оплаты обучения, путешествия или даже покупки жилья во время обучения в университете.

    По ниже перечисленным вопросам у разных психологов имеются различные точки зрения:
    платить ли за оценки?
    платить ли выполнение домашних дел?
    платить ли за чтение книг? И т.п.

    Некоторые психологи, как упомянутый выше Лабковский, высказывают на это категоричное «нет». Обоснование довольно простое – желание подзаработать на хороших оценках и выполнении домашних обязанностей подменяет естественную мотивацию - познавательный интерес, осознание, что есть общие интересы и нужды семьи. Другое мнение не столь категорично, но психологи, придерживающиеся его, оговариваются – денежное поощрение возможно, но только в семьях со здоровыми отношениями. В таких семьях денежная мотивация будет воспринята как азартная игра и не более. Если же в семье нет близких отношений, если отношения подменяются деньгами, «игра» окажется лишь откупом родителей от детей и детей от родителей.

    Но что удивительно, платить за хорошую учебу – бесполезное дело. Это показали масштабные эксперименты в Чикаго, Далласе и Нью-Йорке, где учителя платили ученикам за прочитанные книги, сданные тесты и прочее. В эксперименте приняло участие 27 тысяч учеников из 203 школы. За два года им было выплачено вознаграждение в размере 9,4 миллиона долларов. В результате же оказалось, что результаты таких учеников не лучше, чем у ребят из контрольной группы, которые деньги за учебу не получали.

    Разговор по душам, без истерик

    Не дожидаясь шести лет, - момента, когда ребенок получит в руки свои собственные деньги, с ним нужно говорить о деньгах. Говорить о том, что деньги не появляются из воздуха, банкомат – это не волшебный ящик, деньги – это результат труда, купить можно не все. Все это можно объяснять даже самому маленькому ребенку. Однако, как правило, родители предпочитают обходить тему денег стороной или, наоборот, заострять ее до эмоционального: «Ты хоть знаешь, сколько это все стоит?!»

    В вопросе денег гораздо больше неудобных для разговоров тем, чем кажется: почему есть бедные, позволительна ли роскошь, нужно ли стремиться удовлетворить все свои потребности, почему у кого-то больше денег, чем у нас. Позитивные и взвешенные рассуждения по этим вопросам дают ребенку уверенность, что деньги – это не хорошо или плохо, что это необходимость. Из таких разговоров ребенок узнает, что деньги могут кончиться, - это не конец света, ведь у человека всегда есть возможность справиться с этой ситуацией. А заигрывание с темой денег или истерические всплески заставляют ребенка испытывать страх за свое будущее и связывать будущее с наличием или отсутствием денег в принципе.

    Экономисты тоже «за» воспитание успешного ребенка

    К вопросу финансовой грамотности детей неравнодушны экономисты и финансисты. Они согласны с психологами, что начинать обучение элементарным экономическим понятиям нужно с самого раннего детства. Сегодня выглядит неловко, когда взрослый человек не отличает прибыль от выручки. А для наших детей незнание таких терминов станет и вовсе признаком необразованности - они все-таки выросли в совершенно другом экономическом пространстве. Биржевые маклеры Кеннет Дэвис и Том Тэйлор – авторы книги «Дети и деньги», говорят, что начинать следует с нескольких особо важных терминов:

    «Расход» - для понимания того, что денег иногда может не хватить и придется выбирать между альтернативами
    «Бюджет» - для умения планировать и видеть перспективу
    «Сбережения» - для понимания, как важно скопить деньги для получения выгоды в будущем
    «Доход» - н для понимания, что нужно уметь разумно рисковать и учитывать конкуренцию.

    Причем, эти понятия можно изучать на практике. Простые варианты – это игры: от «Монополии» до FreshBiz. Более сложные варианты – это тренировка в реальности, например, практика настоящего предпринимательства. Поверьте, любой подросток, хорошенько подумав, назовет с десяток вариантов, как может заработать ребенок его возраста.

    Подростку, получившему паспорт, можно открыть счет в банке и завести для него дебетовую карту для зачисления его карманных денег. Пользоваться собственной картой, планируя расходы и доходы (если на остаток будут начисляться проценты), – это огромная гордость для ребенка! Кроме того, такая практика открывает ребенку совершенно новый большой финансовый мир, в котором люди по-настоящему зарабатывают, сберегают и инвестируют деньги. Подросток начинает понимать, как устроен этот мир, из каких рисков, а, главное, возможностей он состоит.

    Этой статьей мы открываем серию уроков по финансовой грамотности для детей, которые, надеемся, будут полезны и для взрослых.

    Урок 1. Личный финансовый баланс ребенка

    Если вы начали давать детям карманные деньги, снабдите их и небольшой инструкцией по их трате. Маленьким детям проще пользоваться специальной табличкой на неделю, а более взрослым – на месяц.

    Привет! Эти уроки созданы специально для таких как ты, молодых, но уже взрослых детей, которые понимают, что такое деньги, у которых полно идей, как их заработать и, конечно, потратить! Учись, и ты будешь делать это как лучшие взрослые финансисты и даже лучше!

    Возможно, ты видишь, как твои родители заходят в специальное приложение на телефоне, где смотрят, сколько они потратили в этом месяце и на что. Они говорят, что это нужно, чтобы держать деньги «под контролем». Теперь у тебя тоже есть деньги, и ты тоже можешь их «контролировать»!

    Расчерти в блокноте или попроси родителей распечатать табличку (как та, что ниже), заполняй ее каждый раз, когда тебе дают карманные деньги, когда дарят их на день рождения, когда ты зарабатываешь их (а вдруг!). И, самое важное, записывай туда все свои покупки! Те деньги, которые дают тебе, называются «доход». Те, которые ты тратишь сам, – «расход».

    Для чего тебе такая табличка? Чтобы знать, какие у тебя есть потребности. Накопив несколько таких табличек за 2, 3 или 4 месяца, ты сможешь разобраться, какой у тебя бюджет и какие в нем статьи расходов. Зная, на что уходят твои деньги, ты сможешь ими управлять – отказаться от ненужных трат и накопить деньги на нужные. Например, на приставку или классный фотоаппарат. Как копить быстрее всего, рассмотрим с тобой в следующем уроке!

    Итог

    1. Никогда не рано начать с детьми разговор о деньгах. Например, как только ребенок успокоился после очередного представления в магазине с возгласами «Купи!!!». Начать стоит с того, что деньги – это результат труда.
    2. У ребенка должны быть свои деньги – это аксиома, с которой соглашаются все психологи. Лучший возраст для старта – шесть лет. Оговариваем, сколько денег и когда получает ребенок, на что он не может их тратить и… все. Карманные деньги - неприкосновенный запас ребенка, на котором он тренируется быть самостоятельным, наращивает уверенность в себе и приобретает навыки траты, потери денег и их сбережения.
    3. Интерес к миру финансов для ребенка естественен, потому что в этом мире живут его родители. Нет ничего страшного в том, что ребенок пытается заработать деньги – он делает то же, что и Вы. Помочь обеспечить безопасность этой деятельности – вот задача родителя.
    4. Вопрос денег гораздо важнее в жизни взрослого и ребенка, чем кажется. За нашим отношением к деньгам – шлейф предрассудков и личных проблем. Успешных людей характеризует спокойное отношение к деньгам. Но, в свою очередь, правильное обращение с финансами помогает в воспитании здоровой личности. Вот небольшая библиотека, которая может помочь взрослым и детям в этом вопросе: «Дети и деньги», Евгения Блискавка; блог на сайте Forbes.ru,Леонид Бершидский;«Как научить ребенка обращаться с деньгами»,Джолайн Годфри; «Люди и деньги», Анна Фенько; «Сделайте ваших детей успешными», Дмиж Роджерс.

    Какие черты характера необходимы для счастливой жизни, как воспитать успешного ребенка – об этом часто спрашивают родители у психологов.

    Конечно же, коммуникабельность, решительность, ответственность, инициативность, целеустремленность, сила воли помогут стать ребенку успешным. Но возможно ли сразу воспитывать все перечисленные черты? Не получится ли результат такой же, как в басне И.Крылова «Лебедь, рак и щука»?

    Какие же черты характера нужно воспитывать прежде всего, а они уже задействуют, подтянут и остальные?

    Может быть особое внимание уделять любознательности, стараться разносторонне развивать любимое чадо? Ведь говорят, что нужно успеть до семи лет заложить в ребенка как можно больше, тогда он вырастет успешным. Поэтому мамы и папы начинают интенсивно в добровольно-принудительном порядке, то есть благодаря всяким обещаниям, заманчивым рассказам, с малых лет водить ребенка по различным кружкам, спортивным секциям, записывают в музыкальную и художественную школы. И он обязан всюду быть первым, показывать лучшие результаты. А как иначе, ведь это же ваш ребенок!

    И все это делается родителями, естественно, из лучших побуждений. Такое сейчас время– гонка образования. В два года – читать, в три свободно оперировать математическими действиями. Как, вашему ребенку уже четыре года, а он не учится ментальной математике? И по-английски (немецки, французски) не говорит? Вы отстали от времени, о чем вы думаете? И родители под давлением общественного образовательного психоза отрывают несчастного ребенка от интересных игр и записывают всюду – на всякий случай, чтобы чего-то не пропустить, в чем-то не отстать от соседских Вани, Тани, Пети.

    В результате ребенок настолько перенаполнен различной информацией, требованиями, распоряжениями, что ни заниматься не хочет ничем, ни играть, не может сосредоточить внимание на одном деле, не научился доводить начатое до логического завершения.

    Может быть обратить особое внимание на развитие умения учиться, самостоятельно находить нужную информацию, усваивать ее и применять? Да, ребенок будет умным, даже, возможно, суперумным, однако сумеет ли он найти применение своим выдающимся знаниям, умениям, навыкам? В книгах заключена вся мудрость человечества, но знания, если они никак не используются, не имеют особого значения для благополучного будущего ребенка.

    Может быть первостепенной задачей поставить воспитание инициативности? Но без ответственности, ума, умения общаться и других важных черт характера такое качество может привести к совершенно непредсказуемым результатам.

    А коммуникабельность? Навыки легко находить общий язык с окружающими очень ценны, но ведь можно часами говорить и о пустяках.

    Жизнь показывает, что, скорее всего, самыми главными для становления крепкой, умной, целостной, успешной личности является умение ставить цели и достигать их. Следовательно, прежде всего нужно воспитывать в ребенке целеустремленность и силу воли.

    Научить ставить действенные, эффективные, работающие на благо цели непросто. Хотя бы потому, что задачи, которые наметили, должны быть значимы для самого ребенка. В противном случае выполнять их он будет только под моральным давлением взрослых, вовсе не понимая смысла требований, предъявляемых к нему. Зачем он должен это делать? Подобный вопрос любимое чадо может поставить в любой момент, довольно неожиданно для взрослых, которые наивно считали, что и так все понятно, прозрачно.

    Такая реакция ребенка совершенно естественна. Например, родители убеждают, что необходимо учиться. А к чему торопиться, если те же родители утверждают, что учиться нужно всю (!) жизнь, особенно в школе, что учиться никогда не поздно, и можно, допустим, уйти из школы после девятого класса, получить профессиональное образование, поработать, а потом, если поймешь, что хочешь знать и уметь больше, можно поступить в вуз. Нужно четко объяснить ребенку, что школьное обучение – необходимая ступенька для благополучного будущего, короткий стартовый разгон для успешного результата. И возможность полностью сконцентрироваться только на учебе, развитии своих талантов больше никогда ему не представится.

    К тому же цель должна быть конкретна не только в формулировке, желаема по результатам, но и определена по времени. Необходимо приучать рассчитывать и ценить свое время. К примеру, непозволительная роскошь для любого человека – учить в школе десять лет иностранный язык, а в результате не связать и двух слов в правильное предложение. При этом часами сидеть над домашними заданиями по иностранному языку. У ребенка возникает ощущение бесконечности и бесполезности этого процесса. Предложите поставить цель: за год проходить по уровню и в качестве объективной проверки сдавать серьезный международный экзамен. Затем пусть самостоятельно обдумает пути выполнения намеченной цели качественно и в срок: что поможет ему – курсы, репетиторы, самостоятельные занятия, сколько времени и в какие дни он сможет заниматься, как будет совершенствовать полученные навыки (слушать диски, смотреть фильмы на иностранном языке, переписываться по электронной почте с носителем языка и общаться с ним по скайпу и т.д.)

    Что это даст? Ребенок учится ставить цель, разрабатывать план ее достижения, мобилизует силу воли, занимаясь. Результат он видит и чувствует сам. Если взять тот же пример с изучением иностранного языка, то свободно может общаться на изучаемом языке, на уроках иностранного языка всегда правильно и быстро отвечает и домашние задания выполняет за несколько минут – а значит, ко всему прочему еще и время освободилось для других занятий, отдыха.

    Целью ставить не пятерку в четверти/году по математике, так как оценки нередко бывают очень субъективно поставлены учителем, а доскональное понимание сути изучаемого материала. И тогда не так важно, четверка поставлена или тройка, ценно непередаваемо сладкое ощущение свободы, отсутствие унизительного страха, что не справишься с примером, задачей.

    Если ребенок умеет ставить действенные цели и у него достаточно силы воли для их достижения, то параллельно развиваются и такие черты, как коммуникабельность, инициативность, ответственность. В том числе и милосердие, умение сопереживать, понять другого человека – ведь учим ставить цели, которые ни в коем случае не должны приносить никому вреда. Без всех этих качеств невозможно быстро достигать поставленных высот.

    Если у вас иная точка зрения и она подтверждается реальными примерами из жизни, – напишите.

    Что еще почитать