Когда кроха начинает кушать самостоятельно. Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Размазанная еда по столу или с ног до ушей крохи, на стене или полу каша, шлепанье ладошкой в тарелке и многое другое… Вам всё это знакомо? Значит, вы уже пробовали научить свое чадо самостоятельно есть. Возможно, у вас это получилось с огромным успехом. Тогда я вас поздравляю!

Однако если у вас эта затея потерпела фиаско, то вы, наверняка, подумали: как быть дальше? Что ж, давайте вместе попробуем разобраться в этом.

Убедитесь, что ребенок готов есть самостоятельно

Имеются разные рекомендации о том, с какого возраста следует начинать приучать ребенка самостоятельно пользоваться ложкой, пить из чашки и так далее. Одни считают, что делать это необходимо, как можно раньше, другие - позже.

На самом деле это не привязано к определенному возрасту ребенка. Ведь для одного малыша норма - лихо орудовать ложкой в годик, а в полтора - вилкой. Тогда как для другого крохи обладать этими же навыками несколько позднее - долгий путь и тяжелый труд.

Лучше ориентируйтесь на малыша и постарайтесьне упустить благоприятный период. Вы это поймете, когда увидите, что ребенок интересуется пищей взрослых на столе: протягивает свои ручки и хватает кусочки еды, держит их в руках, выхватывает из маминых рук ложку и, подражая взрослым, подносит ко рту. Считается, что это происходит обычно в возрасте от 9-10 месяцев и до 1,5 лет. Однако этот период у некоторых детей иногда наступает несколько раньше - и это абсолютно нормально.

Не упустите этот момент, полагая, что лучше накормите свое чадо сами. Поскольку потом вам в разы тяжелее будет прививать малышу навыки самостоятельности.

Ведь в этом случае экономия своего времени, сохранность чистоты полов и занавесок на кухне - временные победы.

Общие правила и принципы обучения

Запомните, никаких абсолютных правил или догм, которым необходимо неукоснительно следовать, прививая навыки самостоятельности крохе, не существует. Поскольку каждый ребенок индивидуален.

И все же для успеха постарайтесь придерживаться некоторых общих принципов обучения:

  • Принимайте решение всей семьей о том, что ребенка пора приучать есть самостоятельно. Чтобы не получилось неразберихи. Например, мама со всем усердием пытается приучить кроху мастерски утолять свой голод самостоятельно ложкой, а бабушка продолжает кормить любимого внучка или внучку сама. Это может привести к тому, что ребенок обленится.
  • Старайтесь кормить кроху в строго определенное время, поскольку это способствует нормализации режима питания.
  • Закрепляйте полученные навыки ежедневно , чтобы малыш не забывал те, которые он уже приобрел.
  • Если кроха заболел, у него плохое настроение или режутся зубки , лучше отложите занятия до его выздоровления, либо хорошего расположения духа.
  • Соблюдайте последовательность: переходите к приобретению следующего навыка самостоятельности после того, как малыш усвоит предыдущий.
  • Подавайте собственный пример. Сначала обязательно покажите, как вы сами пьете из чашки или едите из тарелки (своей!). При этом выполняя все действия поочередно, а также объясняя каждое движение. Затем вместе с малышом повторите весь процесс, но опять-таки, объясняя всё словами. И тогда малыш с удовольствием будет брать с вас пример. Ведь на данном этапе вы для крохи - проводник в большой и неизведанный для него мир. Разумеется, у малютки всё получится не с первой или даже десятой попытки: по дороге к ротику с ложки половина каши вывалится, либо она будет размазана по столу и так далее. Ведь он только в начале длинного пути. Однако спустя какое-то время ваши действия обязательно увенчаются успехом: малыш САМ будет орудовать ложкой.
  • Старайтесь устраивать совместные трапезы с семьей. Ведь каждый ребенок - маленький повторюшка. Поэтому он будет стремиться подражать действиям взрослых.
  • Предлагайте малышу действовать ложкой самостоятельно , когда он действительно голоден.
  • Приучайте ребенка к самостоятельной еде, начиная с вкусных и любимых его блюд.
  • Не забывайте, чтомалыш во время самостоятельной еды устает, поскольку тратит колоссальное количество энергии. Поэтому, если вы это заметили, то не настаивайте на продолжении самостоятельного приема пищи, лучше сами докормите кроху. Не переживайте, что это замедлит обучение. Ведь по мере взросления доля самостоятельно съеденной крохой порции увеличится.
  • Всегда хвалите ребенка, даже за небольшие достижения . Ведь он так старался! Малыш получит удовольствие как от еды, так и от сознания того, что порадовал вас. Поэтому в следующие разы постарается вновь услышать от вас слова одобрения.
  • Будьте готовы к «отходам», а также пожертвовать чистотой своей кухни, которая, вероятно, превратится в «поле боя» на весь период обучения.
  • Не высказывайте своего недовольства и не ругайте малыша, если у него не всё получается сразу: измазался с ног до головы, по дороге ко рту свалилась еда с ложки, пролилась вода из чашки и так далее. Ведь он только учится! А такая ваша реакция отобьет у крохи желание надолго что-либо делать самому.
  • Придерживайтесь принципа: «Аппетит приходит во время еды». Для этого красиво украшайте стол, используйте симпатичную детскую посуду и так далее.
  • Если ребенок упорно отказывается есть самостоятельно, не настаивайте. Поскольку это сформирует у него негативное отношение к еде. Лучше вновь приступите к занятиям спустя несколько дней.
  • Постарайтесь прививать хорошие манеры ребенку с раннего детства: перед едой мойте руки малышу, старайтесь объяснять, что посуда - не игрушки, а еда - не развлечение и так далее. Конечно, кроха это усвоит не сразу, но по мере взросления такая установка укрепится в его сознании.
  • Для малыша запаситесь специальной деткой посудой из небьющегося термостойкого пищевого пластика: тарелка, чашка, ложка, вилка. Поскольку ей предстоит много и много раз оказываться на полу.
  • Старайтесь приучать кроху к тому, что есть необходимо на кухне или в столовой.
  • По возможности приобретите специальную детскую мебель для еды : детский стульчик со съемным столиком. Чтобы крохе удобно было сидеть и кушать.
  • Постарайтесь не призывать ребенка есть за «маму», «папу», «бабушку» или других членов семьи. Потому что это формирует неправильное пищевое поведение у малыша. И вполне возможно, что в будущем он будет переедать, а это приведет к избыточному весу или развитию у него ожирения.
  • Старайтесь не поступать по принципу: «Сегодня я тебя покормлю сама, потому что спешу, а завтра ты поешь самостоятельно». Так малыш может разлениться. Да и страшного ничего не произойдет, если вы пойдете гулять на 15 минут позже.
  • Запаситесь несколькими непромокаемыми фартучками или нагрудниками, чтобы их можно было менять и удобно стирать. Хороши нагрудники , изготовленные из специального мягкого и гибкого пластикас загнутым наверх нижним краем. Поскольку они предотвращают стекание жидкой пищи на одежду малыша. Кроме того, их не нужно стирать, ведь они легко моются и сохнут. Поэтому крохе достаточно иметь всего только один такой нагрудник.

А если малыш упорно не хочет быть самостоятельным?

Возможно, вы пропустили благоприятный период - когда кроха рьяно хотел проявить самостоятельность во всем, либо в процессе обучения были допущены ошибки.

Поэтому:

* Старайтесь, чтобы начало обучения не очень затягивалось - не старше полутора-двух лет.

* Не давите на малыша и не требуйте слишком изысканных манер - со временем они придут. Поступая так, вы можете сформировать отрицательное отношение малыша к самостоятельной еде и приобретению новых навыков.

* Попробуйте призвать на помощь сверстников вашего крохи, которые уже умеют самостоятельно кушать. Ведь в компании таких же непосед и «вечных двигателей» ваш ребенок в скором времени начнет виртуозно пользоваться ложкой или пить из чашки самостоятельно. Поэтому периодически устраивайте дома детские праздники либо чаще приглашайте домой на обед деток. Особенно эта рекомендация актуальна, если малыш не посещает детский садик или до него ещё далеко.

* Старайтесь больше дать самостоятельности крохе и не слишком опекать его. Тогда он в разы быстрее усвоит новые навыки, почувствовав свою значимость.

Умение самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки - необходимые навыки самообслуживания для каждого малыша. Они пригодятся крохе не только в далекой взрослой жизни, а уже совсем скоро. Поскольку он пойдет в детский садик - и вы, разумеется, будете переживать, чтобы малютка в дали от вас не был голодный целый день. Поэтому, конечно же, приложите все усилия, чтобы научить своего малыша кушать самостоятельно. Давайте вместе разберемся, как это сделать.

Выбираем первую детскую посуду

Отдайте предпочтение посуде, изготовленной из небьющегося пищевого термостойкого пластика. При этом остановите свой выбор на сертифицированных товарах, которые выпущены известными производителями (например, Philips AVENT, Bebe Confort и так далее).

Важна цветовая палитра: чем она ярче и красочнее, с цветными картинками, тем с большим удовольствием малыш ею пользуется. Вы только представьте себе, какую радость испытает кроха, увидев в конце трапезы на дне тарелки изображение любимого мультяшного героя!

Итак, приступим к выбору посуды…

Чашка-непроливайка

Пожалуй - самый первый и необходимый предмет детской посуды для самостоятельного использования малышом. Она удобна тем, что благодаря системе «непроливайка» из чашки не вытекает ни капельки жидкости, как бы малыш ни «пытал» её. В неё встроен специальный клапан, который открывается в момент совершения ребенком сосательного движения.

Виды чашки-непроливайки:

  • С двумя ручками или ушками , за которые малютке удобно держать чашку обеими ручками - для крохи старше шести месяцев.
  • С одной ручкой - для малыша старше года. Она становится переходной между детской и взрослой чашкой.
  • Термопоильником-непроливайкой удобно пользоваться во время длительных поездок или прогулок. В них заданная температура жидкости сохраняется на протяжении нескольких часов.
  • Стакан-непроливайка с трубочкой или носиком - для ребенка более старшего возраста, который уже умеет самостоятельно держать поильник.
  • Чашки-непроливайки бывают разных цветов или прозрачными с градацией для уровня жидкости.
  • С силиконовым (чтобы малыш не поранил десны) или пластмассовым носиком.
  • Чашки, имеющие на дне резиновую подставку, которая не позволит ей упасть со стола или другой поверхности.

Тарелка

Существуют модели :

  • с двумя-тремя секциями - для разной еды
  • поддерживающие заданную температуру - с двойным или подогреваемым дном
  • меняющие свой цвет в зависимости от температуры еды
  • с ручками или без них и так далее.

Желательно, чтобысамая первая тарелка малыша была глубокой, имела форму трилистника или наклонное дно - чтобы во время трапезы малышу было удобно зачерпывать еду и доедать её. Хорошо, если тарелка будет снабжена присоской на дне с наружной стороны - дабы она случайно не соскользнула на пол во время еды.

Размер тарелки выбирайте в соответствии с возрастом малыша, а также объема обычной его порции. Благодаря чему со временам у ребенка сформируется привычка: съесть сколько положили.

Ложка

Рекомендуется пользоваться пластиковой ложкой с физиологической формой. Эта ложка изогнута так, чтобы во время еды её ручка не касалась поверхности стола, а маленькому едоку было удобно её брать в руки. Кроме того, ручка ложки должна быть округлой и не скользить.

Вилка

Пластиковая, с тупыми и закругленными зубьями, чтобы малыш не поранился. Также желательно физиологически изогнутая форма вилки.

Нож

Специальный детский и неострый. Лучше, если для ребенка вы приобретете первый нож, изготовленный из пластика.

Примечательно, что некоторые компании выпускают целые наборы деткой посуды, что очень удобно. Поскольку избавляет вас от выбора каждого предмета отдельно.

Как видите, существует великое многообразие форм и расцветок детской посуды. Выбирая её, необходимо учитывать главный принцип - чтобы малышу она нравилась, и ему было удобно ею пользоваться. Ведь нововведения не всем по душе, поэтому ребенок может капризничать или проявлять недовольство.

Учим ребенка самостоятельно пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой и ножом

Процесс довольно длительный, требующий от вас терпения, а также навыков настоящих переговорщиков. Потому что придется не только показать, но ещё и ухитриться донести до маленького непоседы, как это делать правильно.

Учимся самостоятельно пользоваться чашкой-непроливайкой

У некоторых детей получается практически сходу пить из обычного стакана или чашки: взял и стал пить, подражая взрослым. Разумеется, при этом он может пролить некоторое количество жидкости на себя. Но разве это главное? Ведь кроха заделал это САМ!

Другим же малышам нужно помочь научится пить из чашки сок, чай, водичку, молочные смеси самостоятельно.

Приступим к обучению:

  • Следует начинать с момента, когда ребенок уверенно с интересом берет в руки и рассматривает предметы, а также пробует их «на зуб» - примерно с пяти-шести месяцев. Поэтому дайте малышу в руки чашку-непроливайку для знакомства.
  • Как только малютка начнет проявлять интерес к новому предмету (примерно в шесть-семь месяцев), сами покажите, как нужно пить из чашки (но только из своей!), делая небольшой глоток.
  • Учите малыша пить из чашки-непроливайки . Для этого налейте в неё небольшой объем напитка, но более одной трети. Далее приложите чашку к губам малыша, поддерживая её за донышко так, чтобы он смог сделать из неё небольшой глоток - и дайте немного времени ему осознать вкус напитка. Если малыш проявит интерес к новому навыку, то можно приступать к дальнейшему обучению. Если интереса не будет, то немного повремените и вновь вернитесь к занятиям через несколько дней.
  • Со временем кроха сам захочет пользоваться красивым предметом , да еще и с вкусностью внутри.
  • Старайтесь, чтобы во время кормления в руках у малютки всегда находилась чашка-непроливайка с чаем, соком или водичкой. Пусть время от времени пьет из неё.
  • Если кроха недопил напиток, не нужно его переливать в бутылочку . Лучше помогите малышу: придержите чашку так, чтобы он это сделал сам либо допоите его из ложечки. Если все ваши усилия не увенчались успехом, не расстраивайтесь, а предлагайте крохе в течение дня по чаще питье.
  • Как только малыш начинает уверенно пить из чашки-непроливайки,наступает пора сказать бутылочке «пока» . Этот пункт актуален, кода ребенок находится на искусственном или смешанном вскармливании и уже знает, что такое бутылочка. Если малыш знаком только с маминой грудью и материнским молоком, то и не приучайте его к бутылочке, а лучше сразу переходите к чашке-непроливайке.

Момент отучения от бутылочки индивидуален. Как правило, он наступает к 10-11 месяцам, а у кого-то - к 1,5 годам, но иногда - несколько ранее или позднее. Все зависит от того, насколько кроха привязан к бутылочке.

Прежде чем приступить к отучению, убедитесь в готовности малыша:

  • Начните с дневного времени: вместо бутылочки со смесью или соком предложите крохе чашку-непроливайку. Если малыш через несколько дней уже уверенно полностью переходит на поильник без истерик (небольшие слезы все же неизбежно прольются, поэтому будьте готовы к ним), то все в порядке.
  • Тяжелее всего кроха отвыкает от вечернего кормления из бутылочки. Поэтому тут вам придется проявить большую стойкость и изобретательность. Отвлеките кроху: расскажите сказку, похвалите его за то, что он уверенно пользуется поильником и так далее.
  • Если малютка очень болезненно отнесся к замене бутылочки на чашку-непроливайку, то повремените с отучением на некоторое время. Но не откладывайте слишком надолго. Поскольку чем старше ребенок, тем сложнее его отучить от бутылочки.
  • Далее переходите к обучению крохи пить из взрослой чашки (примерно в возрасте от года до полутора лет), придерживаясь тех же принципов: показать, вместе выполнить, помогать.

Обычно малыши к полутора-двум годам уже уверенно пьют из взрослой чашки самостоятельно. Однако если этого не произошло, не расстраивайтесь, не ругайте и не заставляйте его делать это. Лучше с терпением продолжите занятия - и придет время, когда он научится пить из чашки сам.

Учимся самостоятельно пользоваться ложкой

По сути, идеально начинать приучать малыша пользоваться ложкой необходимо с момента введения первого прикорма - примерно в шесть месяцев. Но это время может наступить и несколько позднее. Конечно, это вовсе не означает, что в этом возрасте малыш возьмет в руки ложку - и будет лихо орудовать ею.

Приступим к занятиям:

  • Начните обучение в «четыре руки»: вначале каждого кормления давайте ребенку в руку ложку, пусть держит, а второй кормите его. И неважно, что он во время кормления шлепает своей ложкой по каше или пюре, стучит ею по столу и так далее. Главное - чтобы он проявлял интерес.
  • Когда малыш немного подрастет (примерно в возрасте от 8 до 9 месяцев, но возможно и немного позднее), а движения его станут более целенаправленными,начните учить малыша попадать в цель - ротик.

Ведь кроха имеет неточное представление о своем теле. Поэтому вместо ротика в первое время попадает в подбородок, нос, щеки, измазывая их. К тому же, при первых попытках самостоятельно поесть из ложки, возникает еще одна проблема: отсутствие координации движения. То есть ложка с едой у рта, но он не открывается, поэтому нужно немного подождать. Кроме того, маленькому едоку трудно учитывать длину ложки.

Поэтому, чтобы помочь крохе, вначале кормления покажите ему, как можно самостоятельно кушать на своем примере (из своей тарелки, используя свою ложку!), объясняя каждое движение. Затем совместно с ним несколько раз повторите все движения, придерживая и направляя ручку малыша в нужную строну. Но уже с ложкой малютки и из его тарелки.

  • Для первых попыток ребенка пользоваться ложкой лучше подойдет густая пища - каши или пюре . Если вы предложите крохе суп, то он просто расплескает его, не донеся до рта.

Спустя некоторое время после начала обучения малыш начнет орудовать ложкой самостоятельно, утоляя свой голод. Как правило, это происходит к полутора-двум годам, но нередко - и несколько позднее или ранее.

Не стоит переживать по этому поводу или ставить возрастные рамки для ребенка. Придет время - и он обязательно научится кушать самостоятельно. Но даже в этом случае присутствует риск того, что макароны окажутся под столом, а суп прольется на пол. Ведь крохе ещё предстоит отточить свое мастерство.

Учимся самостоятельно пользоваться вилкой

К приобретению этого навыка, как правило, следует приступать после того, как малыш уже научился управляться с ложкой самостоятельно. Обычно это происходит в возрасте от полутора до двух лет, но иногда - и несколько позднее. Однако это непринципиально, поскольку всё зависит от желания самого ребенка. Ведь иногда некоторые дети начинают уверенно пользоваться вилкой даже раньше, чем ложкой.

Принцип тот же, что и с ложкой:

  • вначале кормления показать на собственном примере, объясняя каждое движение: как держать вилку, чтобы малыш не поранился, накалывать кусочки еды (котлеты, мясо и так далее)
  • затем повторить все движения несколько раз вместе с малышом, взяв его за руку, объясняя каждый этап

Учимся самостоятельно пользоваться ножом

Не все родители приучают в раннем детском возрасте пользоваться ножом свое чадо, полагая, что это опасно. Однако намного лучше, если малыш узнает об этом предмете подробнее и именно от вас. Тогда он не будет стремиться познать «запретный плод», ведь он, как известно, сладок.

Если вы всё же решили привить и этот навык малышу, то приступать к его приобретению следует не ранее 2,5 или 3 лет , а иногда и позднее. Принцип тот же: показать, повторить, объясняя, как правильно пользоваться ножом.

Для первого знакомства ребенка с ножом можно использовать мягкие фрукты и ягоды: малину, клубнику, киви, бананы и так далее.

После того, как малыш усвоит навыки самостоятельной еды, по мере взросления он будет оттачивать их. Поэтому спустя какое-то время сможет постепенно начать пользоваться посудой для взрослых.

Пожалуй, это все что можно было рассказать о приобретении столь необходимых навыков самостоятельности каждому ребенку. Однако хочется заметить, что на практике проходит не все так гладко, да и вероятные сроки усвоения навыков самостоятельной еды «скачут». Поскольку очень многое зависит от стремлений малыша.

К тому же, вам, вероятно, придется встретиться с капризами своего крохи и его упорного нежелания приобретать новые навыки. Либо, наоборот, с излишним стремлением малютки к самостоятельности, даже с риском остаться голодным.

Поэтому прислушайтесь к своему малышу, постарайтесь не упустить благоприятные моменты для получения новых навыков им. Главное - запомните, что всё сугубо индивидуально.

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, - обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», - делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу - научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Врачи считают, что уже с 6 месяцев можно начинать приучать ребенка есть ложкой. Не рановато ли? На самом деле, на это есть свои причины.

Чем раньше, тем лучше.

Врачи считают, что можно уже с 6 месяцев, как только ребенок начал есть «взрослую» еду, давать ему пластмассовую ложечку. Зачем? Ведь все равно он не сможет ею управляться! А на самом деле, чем раньше ребенок понимает, что есть надо ложкой, а не руками (которыми, конечно, удобнее), тем раньше он и начинает орудовать столовыми приборами самостоятельно. То есть, давая ребенку ложку, вы сразу приучаете его к культуре поведения за столом.

Также не маловажным в раннем приучении к ложке является и второй момент – развитие мелкой моторики малыша. Он держит ложку пальчиками, учится управляться ею, зачерпывать кашку, старается донести ее до рта (что, конечно, не всегда удается). Но постепенно движения малыша становятся все точнее и точнее.

С чего начать?

Главное, выбрать любимое блюдо малыша. Что-нибудь, что он очень-очень любит и непременно захочет не по столу размазывать, а съесть.

Можно просто дать тарелку с любимой едой и положить рядом ложку. Большая вероятность, что ребенок при этом начнет есть руками. Если такое случается, то надо показать, зачем рядом лежит ложка.

Можно просто самой кормить малыша, а он пусть в это время просто держит свою ложку, возюкает ею по столу и тарелке, привыкает. После трапезы оставьте на тарелке немного еды и предоставить малышу свободу действий. Если у него плохо получается, помогите ему: наберите в ложку еду, а он уж пусть сам несет ее в ротик.

Еще мне рассказали такую хитрость. Ребенку в тарелку на присоске накладываем столовую ложку каши, чтоб возился, размазывал и пытался ложкой в рот попасть, а из другой тарелки в это время кормит мама. И овцы целы, и волки сыты!

Головомойка.

Моя подруга, мама годовалой Машеньки, после каждой такой тренировки с ложкой плачет горькими слезами: хоть новый ремонт в кухне делай! Не говоря уже о том, что самой сразу и голову мыть, и полностью мыться, и ребенка тоже. Помогает одеть ребенка на время еды или в специальную одежку, или в специальный "плащик" с рукавами (продается такой в Икее). Ну а мама, чтобы остаться целой и невредимой, может сидеть с другой стороны стола на безопасном расстоянии.

Ну а можно, дабы избежать уборки и головомойки, кормить ребенка самой, а ложку выдавать, когда в тарелке что-то типа риса или зеленого горошка, чтоб не размазывалось.

Главное, перестать морочиться по поводу того, что малыш измазюкается, а предоставить ему свободу действий – и он станет больше проявлять самостоятельность.

Когда дети начинают есть сами?

Это зависит от малыша. Кто-то только в два года осваивает это умение, когда наступает пора идти в садик. А кто-то уже в год резко отказывается от того, чтобы его как маленького кормили с ложечки. Четких сроков нет, это зависит от характера и психического развития ребенка.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Каждый кроха взрослеет по-своему и в свое время. Вроде, еще вчера он не выпускал из ладошек бутылочку, а сегодня уже ловко орудует ложкой, и даже ни капли не проливает. Конечно, для каждой мамы этот этап важный и сложный.

И чтобы он прошел с «меньшими потерями», нужно помнить главные моменты уроков по самостоятельному приему пищи.

Когда ребенок самостоятельно может есть ложкой?

Четко определить возраст, когда малыш готов взять ложку в собственные руки, сложно. Один требовательно хватает ложку уже в 6 месяцев, другой и в 2 года отказывается ее брать. Иногда обучение затягивается и до 3-4 лет — все индивидуально.

Конечно, тянуть с обучением не стоит — чем раньше кроха начнет кушать самостоятельно, тем легче будет маме, и тем проще будет самому ребенку в детском саду.

Убедитесь, что кроха «созрел» для ложки и чашки. Только, если он готов, можно начинать обучение.

Ориентируйтесь на поведение малыша . Если чадо уже хватает кусочки еды и тянет их в рот, отбирает ложку у мамы и пытается засовывать ее в рот, интересуется едой в принципе и имеет хороший аппетит — не упустите момент! Да, мама накормит быстрее, и нет желания 3-4 раза в день убирать кухню, но лучше пройти этот этап сразу (его все равно придется пройти, но потом будет сложнее).

Как научить ребенка кушать самому – действуем по инструкции!

Как бы вам не было дорого ваше время, как бы ни хотелось сохранить кухню в чистоте — не упускайте момент!

Если кроха требует ложку — дайте ему ложку. И далее — действуйте по инструкции.

  • Наберитесь терпения — процесс будет сложным. Москва не сразу строилась, и наполненная ложка никогда малышу с 1-го раза в рот не попадает — на обучение уйдет от месяца до полугода.
  • Тренируйтесь не только на кухне. В песочнице тоже можно учиться: осваивая игру с лопаткой, кроха быстро учится орудовать и ложкой. Кормите пластмассовых зайцев песком, эта игра вам поможет в координации движений на кухне.
  • Не бросайте чадо с полной тарелкой в одиночестве. Во-первых, это опасно (ребенок может подавиться), во-вторых, от бессилия или усталости малыш обязательно закапризничает, а в-третьих, его все равно нужно докормить, даже если 3-4 ложки он донесет до рта сам.
  • Для начала обучения выбирайте такую пищу , которая по консистенции будет удобна для зачерпывания и «транспортировки» в рот. Конечно, суп не подойдет — малыш просто останется голодным. А вот творожок, пюре или каша — самое то. И не накладывайте сразу всю порцию — по чуть-чуть, постепенно подкладывая в тарелку по мере ее опустошения. Еду кусочками тоже не кладите, ведь ее можно и руками взять.
  • Вместе с ложкой приучайте и к вилке. Естественно, к безопасной вилке. Как правило, детишкам проще справиться именно с вилками. Но в этом случае не забудьте поменять и содержимое тарелки (кашу на вилку не нацепишь).
  • Если вы начали процесс и решили довести его до конца — то есть, научить чадо есть самостоятельно — то объясните другим членам семьи , что они и тоже должны придерживаться ваших принципов обучения. Неправильно, когда мама учит кроху есть самостоятельно, а бабушка принципиально (хоть и с любовью) кормит его с ложечки.
  • Кормите чадо строго по расписанию и ежедневно закрепляйте навыки.
  • Если ребенок капризничает и отказывается есть сам , не мучайте его — кормите с ложки, отложите обучение на вечер (утро).
  • Обедайте всей семьей. Не следует кормить ребенка отдельно. Правило «коллектива» срабатывает всегда. Именно поэтому в детском саду дети быстро приучаются кушать, одеваться и ходить на горшок самостоятельно — срабатывает данное правило. Если вы будете кушать всей семьей за одним столом, чадо быстрее начнет подражать вам.
  • Придумывайте веселые игры , чтобы у малыша была мотивация кушать самостоятельно.
  • Начинайте самостоятельное кормление только с любимой еды крохи, и только когда он голоден . Помните, что он устает работать ложкой, и докармливайте малыша сами, когда он начинает нервничать.
  • Обязательно хвалите ребенка за его старания. Пусть даже самые малые. Малышу будет приятно порадовать вас еще и еще.
  • Создавайте ребенку обстановку, которая располагает к еде. Выбирайте красивую посуду, стелите красивую скатерть, украшайте блюдо.

Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?

  1. Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
  2. Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
  3. Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
  4. Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
  5. Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
  6. Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
  7. Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.

Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр . Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.

Как заинтересовать малыша — нужные покупки для стимулирования самостоятельности

  • Тарелка. Ее выбираем из безопасного, пищевого термостойкого пластика. Желательно, тех компаний, которым можно доверять. Цветовая палитра должна быть яркой, что кроха с удовольствием откапывал под кашей любимых мульт-героев. Рекомендуем выбирать тарелку с наклонным дном — для удобного зачерпывания пищи, достаточной глубины и с присоской для стола.
  • Чашка-непроливайка. Ее также выбираем исключительно из безопасных материалов. Лучше брать чашку с 2-мя ручками, чтобы крохе было удобно ее держать. Носик должен быть силиконовым или из мягкого пластика (без заусенцев!), чтобы не поранить десны. Хорошо, если у чашки будет резиновая подставка для устойчивости.
  • Ложка. Она должна быть из безопасного пластика, анатомической формы, с округлой и нескользящей ручкой.
  • Вилка. Также из безопасного пластика, изогнутой формы, с закругленными зубьями.
  • Не забываем про . Не отдельно стоящий и с собственным столом, а такой, чтобы кроха сидел за общим столом со всей семьей.
  • Также следует купить непромокаемые нагрудники — желательно, яркие, с мультперсонажами, чтобы ребенок не сопротивлялся при надевании (увы, многие детишки, воспринимающие кормление, как экзекуцию, нагрудники срывают сразу после надевания). Лучше, если слюнявчики будут из мягкого и гибкого пластика с немного загнутым вверх нижним краем.

Что необходимо для кормления ребенка до года —

Ребенок отказывается есть самостоятельно – что делать?

Если ваше чадо упрямо отказывается брать ложку, не паникуйте и не настаивайте — всему свое время. Ваше упорство приведет лишь к формированию у чада негативного отношения к процессу приема пищи.

  • Оставьте малыша в покое и продолжите попытки через несколько дней .
  • Если есть возможность, зовите на помощь братьев/сестер или друзей малыша (соседских детишек).
  • Организованный детский праздник может помочь вам в отработке навыков.

Конечно, расслабляться не нужно: данный навык крайне важен, и откладывать обучение надолго не стоит.

Приучаем ребенка от года кушать аккуратно – основные правила аккуратности и безопасности за столом

Понятно, что ждать от ребенка изысканности и аристократизма во время обучения не стоит.

Но если вы хотите научить его кушать аккуратно, то правила безопасности и культуры питания должны действовать с самого начала и постоянно.

  • Личный пример — самое важное. Учите дитя на своем примере — как держать ложку, как кушать, как пользоваться салфеткой и пр.
  • Мойте руки перед едой. Это должно войти в привычку.
  • Не кушайте в комнате — только в кухне (столовой) за общим столом и строго в определенное время. Режим питания крайне важен для здоровья малыша, его аппетита и спокойствия его нервной системы.
  • Никаких ТВ-передач во время обеда. Мультики подождут! Активные игры — тоже. Во время обеда недопустимо отвлекаться, баловаться, хохотать, безобразничать.
  • Полезные ритуалы. Приучайте малыша к ним с самого начала: сначала помытые душистым мылом ручки, потом мама сажает кроху на стульчик, надевает слюнявчик, расставляет на столе посуду, раскладывает салфетки, ставит тарелку с кашей. И, конечно, все эти действия мама сопровождает комментариями, песнями и ласковыми пояснениями.
  • Обязательно украшаем стол. С пеленок приучаем чадо к тому, что кушать нужно не только вкусно, но и красиво. Сервировка и украшение блюд — один из секретов повышения аппетита и настроения. Красивая скатерть, салфеточки в салфетнице, хлеб в корзинке, красиво поданное блюдо.
  • Хорошее настроение. Негоже садиться за стол злыми, рассерженными, капризными. Обед должен проходить в кругу семьи, как добрая традиция.
  • Не поднимаем еду, которая упала. Что упало — то собаке. Или коту. Но никак не обратно в тарелку.
  • По мере взросления и привыкания к самостоятельности расширяйте набор тех приборов и посуды , что вы используете. Если в 10-12 месяцев достаточно тарелки и чашки-непроливайки, то к 2-м годам у малыша должна быть уже и вилка, тарелка под десерт, суп и под второе, обычная чашка (не поилка), чайная и суповая ложка, и пр.
  • Аккуратность. Учите кроху сидеть за чистым столом, аккуратно кушать, пользоваться салфеткой, не баловаться с едой, не качаться на стуле, сидеть ровно и убирать локти со стола, не лазать ложкой в чужую тарелку.

Как не стоит учить ребенка есть – основные табу для родителей

Приступая к урокам по самостоятельности, родители подчас совершают немало ошибок.

Избегайте их, и процесс пойдет более гладко, легко и быстро!

  • Не спешите. Не торопите чадо — «ешь быстрее», «мне еще посуду мыть» и прочими фразами. Во-первых, есть быстро — вредно, а во-вторых, процесс приема пищи — это еще общение с мамой.
  • Не сбивайтесь с курса. Если начали приучать к ложке/чашке — так и продолжайте. Не позволяйте себе сбиться с курса из-за нехватки времени, лени и пр. Это касается всех членов семьи.
  • Не заставляйте чадо брать ложку , если он не хочет ее брать, не хочет есть, болен.
  • Не ругайтесь, если кроха чересчур перепачкался , измазал кашей все вокруг, включая собаку, а новая футболочка заляпана так, что стирке не поддается. Это временно, это придется пережить. Стелите клеенку, уберите ковер с пола, надевайте на кроху одежду, которую не жалко испачкать соками и супом. Но ни в коем случае не показывайте малышу своего раздражения — он может испугаться, и процесс обучения застопорится.
  • Не включайте телевизор во время обеда. Мультики и передачи отвлекают от того процесса, на котором ребенок должен полностью сосредоточиться.
  • Не накладывайте малышу порцию, которая его испугает своим объемом. Кладите по чуть-чуть. Лучше положить добавку, когда ребенок попросит.
  • Не потакайте . Конечно, начинать лучше с пищи, которую кроха любит, но впоследствии не поддавайтесь на «шантаж». Если малыш, который уже научился работать ложкой, отказывается от каши и требует «десерт» в обмен на то, что он будет есть сам, просто убирайте тарелку — он не голоден.
  • Не заставляйте кроху съедать все полностью. Несмотря на установленные возрастные «нормы», каждый ребенок сам знает, когда он наелся. Переедание ни к чему хорошему не ведет.
  • Не меняйте правил питания. Как вы питаетесь дома, так и питайтесь и в гостях, поездке, у бабушки и пр. Если в гостях разрешают кушать, когда придется, и что придется, то почему дома должно быть по-другому? Если дома «локти на столе» и вытертый о скатерть рот — норма, то почему в гостях нельзя также? Будьте постоянны в своих требованиях.

Ну, и главное — не паникуйте, если процесс затягивается. Рано или поздно малыш все равно освоит этот сложный столовый прибор.

По-другому и быть не может.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье!

Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим опытом приучения ребенка к самостоятельному приему пищи.

Дочери 9 месяцев, на ночь мы кушаем кашу, НО из бутылочки (делаю жидкую). Есть из ложки она умеет (ест творог, пюре). Все дело в самом процессе, т.к. ест дочь кашу уже лежа в кроватке, а съев поворачивается на бок и засыпает. И сытно, и быстро, и всем удобно. Но везде пишут (и в Вашей книге также), что есть надо кашу с ложки. И сегодня мы были у нашего педиатра и она нас даже ругала за это, сказала, что все НОРМАЛЬНЫЕ люди едят кашу утром и еда каши из ЛОЖКИ является ОСНОВОЙ ПЕДИАТРИИ. И. похвалив нас за наше хорошее развитие, в след еще раз обозначила про ЛОЖКУ и УТРО! Женщина она очень хорошая и с большим опытом работы, но т.к. она нам рекомендовала соки с трех мес., то я не могу ей доверять. Разъяснений, почему именно так надо делать, я не добилась.. Но я как-то вся нервничаю по этому поводу. Почему надо обязательно есть прикорм с ложки? Может тогда давать кашу раньше, а для засыпания смесь перед сном?

Отвечает Комаровский Е. О.

В процессе ухода за детьми все время всплывает такое понятие, как "атрибуты взрослости", т.е. определенные действия или навыки ребенка, увидев которые, мы чувствуем себя полноценными родителями и в очередной раз лелеем в себе уверенность, что наше дите не хуже других. Когда мы видим, как ребенок садится, как у него появляются зубы, как он начинает ходить, говорить, мы понимаем, что он взрослеет, становится таким, как все. Одним из явных признаков приобщения к взрослости является еда из ложки - сначала, когда мама кормит, потом, когда ребенок начинает есть самостоятельно. Неудивительно, что этому вопросу уделяется огромное внимание, и многие мамы с малолетства пытаются кормить детей из ложки, нервничая по поводу того, что трехмесячный ребенок плохо умеет это делать. Вот поэтому абсолютно все педиатры, пишущие книги об уходе за ребенком, подчеркивают, что прикорм желательно есть с ложки, - таким образом мы не столько помогаем ребенку, сколько помогаем маме поставить галочку на своей совести: дескать, наш такой же, как все. Опять-таки, умение открывать рот и правильно реагировать на ложку - очень удобный показатель нормального нервно-психического развития. Надеюсь, вы уже поняли, что еда из ложки является не основой педиатрии, а основой психотерапии родственников ребенка. В вашей ситуации ничего нестандартного нет. Описанный режим еды удобен абсолютно для всех, поэтому вы можете продолжать так питаться сколько угодно. Я уверен, что когда ребенку захочется есть только из ложки, тем более самостоятельно, он этому легко научится.

Что еще почитать