Методы работы сержантов. Роль и задачи сержантов в обучении и воспитании военнослужащих. Внутренние показатели дисциплинированности

Общевоинскими уставами на сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов) возлагается ответственность за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных, правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и содержание их в порядке и исправности, обеспечение требований безопасности военной службы. Выполняя должностные и специальные обязанности, командуя отделениями и экипажами, сержанты обязаны знать положения общевоинских уставов, организовывать наведение и поддержание внутреннего порядка в подразделении, образцово нести внутреннюю, гарнизонную и караульную службы, показывать пример добросовестного выполнения воинского долга и требовать этого от подчиненных.

Наведение и поддержание в подразделении уставного порядка, то есть осуществление всей жизни и деятельности подчиненных в соответствии с общевоинскими уставами, требует от сержантов проведения большой организаторской и повседневной воспитательной работы с личным составом.

Сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) в ходе занятий и выполнения задач внутренней, гарнизонной и караульной служб изучают с подчиненными и добиваются от них знания требований общевоинских уставов. Такие положения общевоинских уставов, как обязанности солдата, дневального и часового, обязанности солдата перед построением и в строю, основные положения Дисциплинарного устава солдаты должны знать наизусть и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Сержанты обязаны приучать подчиненных к соблюдению уставного порядка сразу же, как только те прибудут в подразделение, на каждом занятии, учении, при несении службы в суточном наряде, в повседневной жизни. Прививать добросовестное отношение к службе, не допускать отступлений от общевоинских уставов, проявлять постоянную требовательность - важная обязанность младших командиров.

Требовательность всегда должна быть обоснованной, постоянной и в равной степени относится ко всем военнослужащим. Необходимо помнить, что требовательность неразрывно связана с заботой о человеке, уважением его человеческого достоинства, доверием к его силам и возможностям.

Чуткое и заботливое отношение к подчиненным является характерной чертой настоящего командира. В то же время оно ничего общего не имеет с заискиванием перед подчиненными, стремлением завоевать «дешевый» авторитет беспринципной добротой. Заботиться о подчиненных - значит принимать все меры, чтобы они быстро овладевали военным делом, учились преодолевать трудности и испытания, своевременно получали положенное довольствие, а их нужды и запросы не оставались без должного внимания. Заботиться о подчиненных - значит создавать им в рамках требований уставов все условия для успешного выполнения возложенных на них задач.


Работа сержантов по организации выполнения личным составом
распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Одним из основных условий поддержания в подразделении уставного порядка является точное выполнение распорядка дня. В решении этой задачи в подразделении важную роль играет сержантский состав.

Выполняя обязанности дежурного по роте, сержант - командир отделения (экипажа, расчета) за 10 минут до сигнала «Подъем» производит подъем заместителей командиров взводов и старшины роты, а по сигналу «Подъем» производит общий подъем роты и объявляет форму одежды для утренней физической зарядки. Командиры отделений (экипажей, расчетов) контролируют подъем личного состава, проверяют его наличие. После этого дежурный по роте строит роту. Старшина роты принимает доклад дежурного по роте. Пока рота находится на зарядке, очередные уборщики под руководством дежурного по роте наводят порядок в спальном помещении и проветривают его. Подразделение, вернувшись с физической зарядки, приступает к утреннему туалету и заправке постелей. Сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) внимательно следят за тем, насколько аккуратно солдаты выполняют такие ежедневные операции, как заправка постелей, приведение в порядок обмундирования и обуви, наведение порядка в тумбочках.

По истечении времени, отведенного для утреннего туалета и заправки постелей, дежурный по роте подает команду «Рота, для утреннего осмотра - СТАНОВИСЬ!». Заместители командиров взводов (командиры отделений, экипажей, расчетов) строят своих подчиненных. Дежурный по роте докладывает старшине о готовности роты. По команде старшины заместители командиров взводов и командиры отделений приступают к утреннему осмотру. Начинаться он должен с проверки личного состава в строю. После этого сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) приступают к осмотру внешнего вида военнослужащих, проверяют выполнение ими правил личной гигиены, исправность обмундирования, обуви, и стрижку.

Периодически на утреннем осмотре проверяется состояние ног, портянок и нательного белья, а также могут осматриваться и другие предметы обмундирования и снаряжения. Военнослужащие, нуждающиеся в медицинской помощи, записываются дежурным по роте в книгу записи больных для направления в медицинский пункт воинской части. О результатах осмотра и наличии личного состава сержанты - командиры отделений (экипажей, расчетов) докладывают заместителям командиров взводов, а те - старшине роты.

Учебные занятия должны начинаться точно в предусмотренное распорядком дня время. Перед началом занятий сержанты - командиры отделений (экипажей, расчетов) и заместители командиров взводов проверяют наличие подчиненных и осматривают, по форме ли они одеты, правильно ли пригнано снаряжение и не заряжено ли оружие. Затем заместители командиров взводов докладывают командирам взводов о готовности личного состава к занятиям.

На занятиях по боевой подготовке сержанты должны добиваться полного усвоения подчиненными изучаемых вопросов, поддерживать на учебных местах порядок и организованность, не допуская послаблений и упрощений, нарушений требований безопасности. После занятий они обязаны проверить наличие личного состава, снаряжения и учебного имущества, не заряжено ли оружие и всеми ли военнослужащими сданы неизрасходованные боеприпасы и имитационные средства. Результаты проверки докладываются по команде.

При построении на каждый прием пищи сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) должны проверить наличие личного состава, состояние обмундирования и обуви, выполнение всеми военнослужащими правил личной гигиены. В столовой каждое отделение (расчет, экипаж), как правило, имеет закрепленные за ними обеденные столы. На каждый стол назначается старший из числа сержантов или солдат.

В послеобеденное время распорядком дня предусматривается уход за вооружением и военной техникой. Чистка оружия должна начинаться с инструктажа по требованиям безопасности и проводиться под руководством заместителей командиров взводов. Задача сержантов на самостоятельной подготовке - обеспечить личный состав необходимой литературой, наглядными и другими пособиями, индивидуально поработать с отстающими и самим подготовиться к занятиям на следующий день.

Во время, предоставляемое для личных потребностей военнослужащих, младшие командиры не только лично готовятся к следующему дню, но и проверяют подготовку подчиненных: подшиты ли подворотнички, исправна ли обувь и обмундирование.

На вечерней прогулке, проводимой старшиной роты или одним из заместителей командиров взводов, личный состав исполняет строевые песни в составе подразделения. По окончании прогулки дежурный по роте подает команду «Рота, на вечернюю поверку - СТАНОВИСЬ!». Заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) выстраивают свои подразделения.

Во время вечерней поверки проверяется наличие личного состава, доводятся приказы и распоряжения, объявляется наряд на следующий день и уточняется боевой расчет на случай тревоги и пожара. Заместители командиров взводов назначают очередных уборщиков на следующий день. Перед отходом ко сиу сержанты должны проверить выполнение подчиненными правил личной гигиены и заправку обмундирования. Дежурный по роте уточняет задачи дневальным по наведению порядка в помещениях роты и на территории, закрепленной за ротой.

Таким образом, работа сержантов по выполнению распорядка дня должна быть постоянно направлена на неукоснительное выполнение всех его элементов, на поддержание воинской дисциплины, организованности и соблюдение формы одежды. Важны личная примерность сержантов - командиров отделений (экипажей, расчетов) в выполнении распорядка дня и их требовательность к подчиненным.

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспитательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредственное, активное участие.

Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается старшиной роты, а во взводе - заместителем командира взвода. Число нарядов должно распределяться равномерно и справедливо.

При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисциплинированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учитывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дисциплины и даже к преступлениям.

В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ.

Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и должны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к невыполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем заступить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов.

Подготовка личного состава к несению караульной службы проводится в три этапа:

- первый - за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам;

- второй - в день, предшествующий заступлению внаряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безопасности при обращении с оружием;

- третий - в день заступления в караул проводится практическое занятие с отработкой действий часовых на постах.

Основа успешного несения службы суточным нарядом заключается в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте - в подразделении, с личным составом караула - на караульном городке и т. д.

Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводящими, назначенными из числа сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов).

Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных, На караульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Уставом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи поста, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное внимание при этом обращается на поддержание бдительности и соблюдение порядка применения оружия.

На практическом занятии помощник начальника караула и разводящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только уставные требования, но и что находится под его охраной и обороной, особенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охранной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия.

Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руководством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневальных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме подразделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки. Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали.

Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практических действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддержанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соблюдению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеприпасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

Все лица суточного наряда имеют общую обязанность - бдительно нести службу. В интересах бдительности уставы категорически запрещают всем дежурным и их помощникам, начальникам караулов и разводящим, дневальным, караульным и часовым даже на минуту прекращать или передавать кому бы то ни было исполнение своих обязанностей без особого на то разрешения или приказания, оставлять назначенное место, нарушать установленный режим несения службы, определенный соответствующими инструкциями.

Несение службы заканчивается подведением итогов. В ходе его сержантам (младшим командирам) важно подчеркнуть, как выполнялись уставные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

В работе по обучению и воспитанию подчиненных особое место занимает требовательность командиров, а истинная требовательность неразрывно связана с заботой о людях. Глубоко изучая запросы и интересы подчиненных, чутко прислушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, сержанты тем самым сплачивают руководимые ими подразделения, повышают их моральное состояние, готовность к выполнению боевых задач. Основными обязанностями младших командиров всех степеней является руководство выполнением установленных требований безопасности. Сложность и многогранность армейской службы требует от каждого военнослужащего знания и точного соблюдения требований безопасности.

Младшие командиры в повседневной деятельности отвечают за выполнение требований безопасности личным составом отделения (экипажа, расчета) при проведении всех видов занятий и работ.

Практика показывает, что большинство происшествий в ходе занятий и работ происходит от игнорирования всеми категориями военнослужащих требований безопасности.

Сержант обязан:

Лично знать требования безопасности, организовывать их изучение и проверять знание их подчиненными;

Своевременно напоминать требования безопасности на занятиях по боевой подготовке, при работе с вооружением и военной техникой, проведении боевых стрельб и тактических учений, несении караульной и внутренней служб, обращении с ядовитыми техническими жидкостями, погрузке (выгрузке) и перевозке личного состава, проведении занятий по физической подготовке, выполнении хозяйственных работ и требовать от подчиненных строгого их выполнения;

Следить, чтобы по окончании стрельб и занятий у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и организовывать его отправку, в случае необходимости, в медицинское учреждение.

Уставы требуют, чтобы младшие командиры заботились о повышении уровня физической подготовки, сохранении и укреплении здоровья подчиненных, контролировали полноту выдачи и качество положенного им довольствия, помогали подчиненным, а в необходимых случаях ходатайствовали за них перед старшим командиром.

Особое место в деятельности младших командиров должны занимать вопросы обеспечения быта личного состава. Если остаются неудовлетворенными элементарные требования жизни и быта военнослужащих, то и призывы к соблюдению требований дисциплины не возымеют на них действия.

Обязанности командира отделения при обучении подчиненных

В настоящее время роль сержантов значительно возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, переходом Вооруженных Сил российской Федерации на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, совершенствованием техники и вооружения.

В этих условиях сержант (командир) обязан:

Знать реальное состояние выучки каждого подчиненного;

Проводить с подчиненными занятия по предметам боевой подготовки;

Быть образцом для подчиненных в выполнении нормативов боевой подготовки;

Нести службу в суточном наряде совместно с подчиненными;

Быть подтянутым в строевом отношении и физически развитым;

Своевременно и конкретно ставить задачи подчиненным по подготовке к занятиям по боевой подготовке;

Строго выполнять распорядок дня, планы и расписания занятий;

Своевременно готовить и эффективно использовать материально-техническую базу для проведения занятий;

Целенаправленно и непрерывно проводить воспитательную работу;

Вести постоянный контроль за ходом боевой подготовки личного состава отделения (подразделения);

Вести анализ достигнутых результатов;

Подводить итоги с личным составом отделения.

Выполняя обязанности, сержанты, прежде всего, помогают подчиненным качественно изучить оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки с требованиями воинских уставов, приказам командиров.

Обучение - педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из чего, в конечном счете, складывается воинское мастерство. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Основная обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Отечества.

Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что, как правило, обижает и отдаляет солдата от сержанта.

Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Упражнение 40. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.

Выполняется в составе подразделений с личным оружием и противогазом. Форма одежды - № 4. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя перед траншеей, оружие в руке; перепрыгнуть через траншею и пробежать 100 м по дорожке по направлению к линии начала полосы, обогнуть флажок, взять ящики массой 24 кг (количество ящиков - на один меньше числа военнослужащих); соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него; преодолеть лабиринт под поперечными балками, перелезть через забор; влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста, пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки; преодолеть три ступени разрушенной лестницы с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, под четвертой пробежать, пролезть в пролом стенки, соскочить в траншею и пройти по ходу сообщения до колодца; выскочить из колодца и перелезть через стенку; пробежать под четвертой и третьей ступенями лестницы, преодолеть вторую и первую ступени с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями; перелезть через забор; соскочить в ров, пробежать по дну и выскочить из него, пробежать 20 м, положить ящики и обогнуть флажок, пробежать 100 м по дорожке в обратном направлении.

Упражнение 41. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.

Выполняется в составе экипажа, расчета, отделения, взвода с личным оружием и противогазом. При выполнении упражнения разрешается взаимопомощь без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему военнослужащему. Дистанция - 1100 и 3100 м. Форма одежды - № 4.

Пробежать 1 или 3 км. Преодолеть полосу препятствий: преодолеть ров; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор; преодолеть разрушенную лестницу, наступая на три ступени; соскочить на землю, под четвертой ступенью пробежать; преодолеть стенку; перепрыгнуть через траншею.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, важнейшим требованием при организации ремонта машин в боевых условиях является обеспечение восстановления максимального количества машин в сжатые сроки (восстановление подвижности войск), что имеет первостепенное значение для поддержания боеспособности частей и подразделений. Это главная задача офицера автомобильной службы.

Тема 8. Содержание работы младших командиров по воспитанию воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности.

ВВЕДЕНИЕ

1. Основные направления, формы и методы работы сержантов по повышению бдительности и боевой готовности подразделений.

Воспитание личного состава в духе высокой бдительности и боевой готовности занимает особое место во всей системе подготовки войск и сип флота. Это предопределено самим назначением Вооруженных Сил РФ, призванных надежно оберегать мирный. труд народа и безопасность Родины.

Правительство РФ делает все необходимое для того, чтобы Вооруженные Силы надежно обеспечивали безопасность нашей страны. Постоянное внимание правительства к повышению боеготовности Вооруженных Сил вполне закономерно. Это особенно важно в нынешних условиях, когда все более опасный характер приобретает агрессивная политика США и тех, кто следует в ее кильватере. Вопреки существующим ныне объективным реальностям, а в конечном счете и вопреки вообще здравому смыслу, Вашингтон по прежнему делает все, чтобы превзойти в военном отношении РФ и тем самым развязать себе руки в завоевании мирового господства.

Таким образом, высокая боевая готовность армии и флота - объективная необходимость, обусловленная тем, что угроза войны, угроза агрессии со стороны США и стран блока НАТО - суровая реальность наших дней. Это требует от российских воинов удвоенной, утроенной бдительности, неустанной повседневной работы над укреплением обороны страны, повышением боевой мощи и боевой готовности армии и флота.

Высокая боевая готовность Вооруженных Сил РФ и армий стран ЕВРАЗЕС - могучий фактор, сдерживающий стремления империалистов применить военную силу против РФ, важное условие сохранения мира во всем мире. В то же время наша высокая боевая готовность - гарантия немедленного отражения агрессии, решительного разгрома противника в случае развязывания им войны.

Высокая боевая готовность достигается комплексом различных мер и усилий, в числе которых важнейшее значение имеют: отличные морально-политические, боевые и психологические качества воинов; надежная, хорошо развитая материально-техническая основа армии и флота; мастерское впадение воинами техникой и оружием; всесторонняя полевая, воздушная и морская выучка личного состава войск, авиации и флота, овладение воинами искусством ведения современного боя; должный уровень развития российской военной науки и эффективное ее использование; способность командных кадров и штабов твердо управлять войсками; высокая организованность и крепкая воинская дисциплина; умение командиров и офицеров-вопитателей мобилизовать весь личный состав на выполнение самых сложных учебно-боевых задач и др.

Правительство РФ рассматривает все слагаемые боевой готовности в комплексе. Через призму боевой готовности оценивается и боевая учеба, и несение боевого дежурства, внутренней и караульной служб, поведение личного состава в строю и вне строя - словом, вся деятельность воинов. Для каждого из них постоянная высокая боевая готовность - естественное состояние, важнейший атрибут воинской службы. Быть постоянно собранным, готовым в кратчайший срок к решению боевой задачи независимо от того, какими бы делами ни занимался, где бы ни находился, - непременное условие выполнения воином своего долга.

В поддержании высокой боевой готовности особое значение имеет фактор времени. Это обусловлено современными вызовами в сфере геополитики, особенностями оружия и характером современной войны в целом. Огромные скорости полета ракет и самолетов требуют приведения войск в готовность к действию буквально в считанные минуты. Только при этом условии можно обеспечить эффективное отражение или срыв внезапных ударов агрессора , успешное выполнение боевых задач, особенно ракетными войсками, средствами противовоздушной обороны, авиацией, которые счет времени ведут на секунды. Вот почему ныне так остро стоит вопрос о высокой постоянной боевой готовности гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Все это предполагает перестройку сознания людей, призванных в Вооруженные Силы, а следовательно, должно получать самое широкое отражение в содержании боевого обучения, политического и воинского воспитания, в морально-политической и психологической подготовке вооруженных защитников России.

Важнейшим слагаемым боевой готовности является степень оснащенности Вооруженных Сил, совершенствование их материально-технической базы. Прочной основой дальнейшего укрепления обороноспособности пашей страны служат научно-технический потенциал РФ.

Однако техническая оснащенность войск, какой бы высокой она ни была, сама по себе не обеспечивает победы над сильным и коварным противником. Для этого важно, чтобы личный состав умел с глубоким знанием дела применять грозную боевую технику и оружие. А потому одна из ответственных задач повышения боевой готовности наших Вооруженных Сил состоит в том, чтобы научить воинов в совершенстве владеть вверенными им оружием и боевой техникой,

ПЛАН-КОНСПЕКТ

МЕТОДИКА РАБОТЫ СЕРЖАНТОВ ПО ВОИНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДЧИНЕННЫХ.

Цель и задачи обучения:

Научить и дать первоначальные навыки будущим сержантам принципам, содержанию, формам и методам воинского воспитания, умению сочетать высокую требовательность с уважением к подчиненным, повседневной заботой о них. Особое внимание уделить методике индивидуально-воспитательной работы с учетом специфики многонационального состава воинского коллектива, психологическим аспектом подготовки подчиненных к несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб, вопросам, проведения мероприятий в условиях полевых выходов, учений и боевых стрельб.

Методические указания:

Основная часть программы выполняется методом практических и инструкторско-методических занятий с применением элементов дискуссий, живой развернутой беседы. Главное внимание сосредотачивается на глубоком изучении теоретических и практических проблем воинского воспитания в единстве с конкретным решением учебно-воспитательных задач, проведением воспитательных мероприятий в подразделениях и частях. Особой проблемой выделяется привитие военнослужащим потребности к точному и строгому выполнению требований законов, военной присяги, обеспечению строгого уставного порядка в повседневной жизни подразделений. В ходе занятий у курсантов вырабатываются навыки работы по глубокому психологическому и индивидуальному изучению личного состава, интернациональному воспитанию подчиненных, глубокое понимание новых процессов и явлений, происходящих в повседневной жизни подразделения и Вооруженных Силах.

К проведению занятий привлекаются наиболее подготовленные командиры и офицеры воспитательных структур дивизионного и полкового звена.

Примерный тематический и часовой расчет:

Наименование темы

Кол-во отведенных часов на тему Прим-е
1 2 3 4 5
1. 1. Принципы, направления, сущность и содержание воинского воспитания. Основные формы и методы воинского воспитания.

Методика работы младшего командира по психологическому изучению личности воина, его индивидуальных морально- психологических качеств. Порядок поведения индивидуально – воспитательных мероприятий. Работа по сплочению воинских коллективах.

Работа младшего командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, воспитание подчиненных в духе неукоснительного соблюдения законов, требований военной присяги и военных уставов.

Работа сержантов по сплочению многонациональных воинских коллективов.

Особенности индивидуальной работы с воинами различных национальностей.

Тема 1: Принципы, направления, сущность и содержание воинского воспитания. Основные формы и методы воинского воспитания.

Занятие 1: Требования руководящих документов, приказов и директив Министра Обороны Российской Федерации, Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации о сущности и задачах воспитания личного состава. Основные принципы, направления, содержание, формы и методы воинского воспитания.

Способы привития внутренней потребности ответственно и добросовестно выполнять свой воинский долг, стремление к достижению высоких результатов в боевой учебе, неукоснительного выполнения присяги и воинских уставов.

Воспитание на героическом прошлом Родины, части, подразделения. Использование государственной символики, боевых традиций и воинских ритуалов в воспитании подчиненных.

Понятие «педагогического такта» и неукоснительное его соблюдение в проведении воспитательных мероприятий.

Тема 2 : Методика работы младшего командира по психологическому изучению личности воина, его индивидуальных морально-психологических качеств. Порядок проведения индивидуально-воспитательных мероприятий. Работа по сплочению воинских коллективов.

Занятие 1: Основные понятия психологических свойств и качественных состояний личности. Важнейшие признаки личности. Основные формы и методы воспитания личности.

Индивидуальный подход в воспитании. Убеждение — главный метод воспитания. Воспитательное воздействие уклада воинской жизни, строгого уставного порядка, воинской дисциплины.

Умелое применение сержантами предоставленных им дисциплинированных прав, правильное понимание несовместимости командирской требовательности с грубостью – основа в дисциплинарной практике младшего командира.

Воспитательное влияние личного примера сержанта на служебную деятельность подчиненных. Методика анализа состояния воинской дисциплины в отделении (взводе).

Тема 3 : Работа младшего командира по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, воспитанию подчиненных в духе неукоснительного соблюдения законов, требований военной присяги и воинских уставов.

Занятие 1 :

Понятие воинской дисциплины, на чем она основывается, чем достигается и к чему обязывает. Требования руководящих документов по неукоснительному соблюдению твердой воинской дисциплины и поддержанию правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Значение Военной Присяги и уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в повседневной жизни, учебе и боевой деятельности воинов.

Основные направления работы младших командиров по формированию у подчиненных потребности качественного выполнения воинского долга, обеспечению строгого соблюдения законов, Военной Присяги, воинских уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.

Тема 4: Содержание, формы и методы работы сержантов по воспитанию подчиненных в духе неукоснительного соблюдения требований по поддержанию высокой бдительности и боевой готовности.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Основные требования, предъявляемые к повышению бдительности и боевой готовности. Причины их повышения. Возрастание роли бдительности и боевой готовности в условиях соблюдения оборонительного характера военной доктрины Российской Федерации.

Основные направления, формы и методы работы сержантов по повышению бдительности подчинённых и боевой готовности подразделения, формированию у воинов высоких моральных, боевых и психологических качеств; психологической готовности к бою; повышению требовательности к каждому военнослужащему за знание и строгое выполнение своих функциональных обязанностей.

Тема 5: Работа младшего командира по воспитанию личного состава в полевых условиях, при проведении тактических учений и боевых стрельб.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Требования руководящих документов об основных направлениях, формах и методах воспитательной работы при подготовке и проведении полевых выходов, тактических учений и боевых стрельб. Роль сержантов в подборе и назначении актива подразделения при подготовке и проведении мероприятий. Требования по наглядному отражению полевых выходов, тактических учений и боевых стрельб.

Необходимость соблюдения требований безопасности. Роль младшего командира в проводимых мероприятиях.

Тема 6: Работа сержантов по сплочению многонациональных воинских коллективов. Особенности индивидуальной работы с воинами различных национальностей.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Вооруженные Силы Российской Федерации – подлинная школа интернационализма. Требования Министра Обороны Российской Федерации, Начальника Главного управления воспитательной работы по утверждению принципов, форм и методов интернационального воспитания военнослужащих.

Роль сержантов в предупреждении элементов национального эгоизма, замкнутости и обособленности отдельных воинов.

Учет и внимание к национальным особенностям воинов – одна из основ успеха сержантов в воспитании подчиненных.

Тема 7: Работа младшего командира по обеспечению личной примерности военнослужащих при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы.

Занятие 1: инструкторско – методическое.

Значение службы войск для успешного выполнения задач боевой подготовки, поддержания твердого уставного порядка и постоянной боевой готовности. Требования Министра Обороны Российской Федерации, общевоинских уставов к организации и несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб.

План-Конспект

ТЕМА: «Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира. »

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ

Вопросы: 1.Сущность и функции дисциплинарной практики.
2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.
К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнение служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжёлым последствиям, а на войне к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика — психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.
Дисциплинарная практика — это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твёрдого уставного порядка.
Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Р.Ф. и её В.С.
Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которые в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами – те, на кого распространяется её действие.
Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через её функции и: служебно–деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.
Служебно–деятельностную функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твёрдой дисциплины и уставного порядка.
Ограничительная функция предписывает должностным лицам соблюдение определённых требований в отношение применений дисциплинарных воздействий к военнослужащим,
несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в алкогольном опьянение.
Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскание и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что не возможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и
переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.
Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.
Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путём непосредственного воздействия на их сознания и волю, но и опосредованно – через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняет не только поощрительные меры, но определённые санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.
Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укрепление правопорядка и воинской дисциплины.
Профилактические функции. Дисциплинарной практики направлены на предупреждения грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния
дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей,
а занимаются уговорами и увещеваниями.
В современных условиях некоторые командиры в понятие дисциплинарная практика включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятия дисциплинарного взыскания, уже сыгравшую роль воспитания. И конечно самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применения дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.
Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинированная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих, степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчинёнными, не допускать не уставных мер наказания.
Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважения личного достоинства
военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.
Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то на сколько дисциплинарные меры нравственно обоснованы. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие, лишь тогда когда оно применяется в строгом соответствие с требованиями общевоинских уставов.
Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см.схему).

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры
имеют право:
1. Применять к подчиненным следующие поощрения:
а) снимать ранее наложенное ими дисциплинарное взыскание;
б) объявлять благодарность.

2. Налагать дисциплинарное взыскание на подчиненных.
Командир отделения имеет право:
а) объявлять выговор, и строгий выговор;
б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу, по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу 1 наряд.
Заместители командира взвода имеет право:
а) объявлять выговор, и строгий выговор.
б) лишать солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части.
в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву вне очереди в наряд на работу по 2 наряда.
Старшина роты (команды) имеет право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) лишать солдат матросов сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения войсковой части или с корабля на берег.
в) назначить солдат, матросов проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу – до 3 нарядов.
Четкое значение младших командиров своих прав и обязанностей является основой их законных и правомерных действий в отношение подчиненных. Но этого недостаточно для высокой эффективности высокой дисциплинарной практики.
Непременным условием в этом процессе выступает правильное применение мер дисциплинарной практики. Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от конкретных обстоятельств основным может быть любой легитимный метод.
Младший командир в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения
и наказания, который, который по его мнению, может оказать максимальное воспитательное воздействие как на военнослужащего, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом (экипаж, расчёт отделения, взвод и т. д).
Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и проступка в соответствии меры одобрения или осуждения характеру и тяжести проступка. Излишнее поощрение, как и не соответствующее вине наказания, вместо положительного эффекта может привести к противоположному результату.
Войсковая практика убедительно доказала, что в арсенале методов и средств воспитания военнослужащих, формирования у них высоких морально- психологических,
и боевых качеств важную роль играют умело применяемые поощрения.
Следует также поощрять, самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержания в образцовом порядке оружия, техники, имущества.
Поощрение играет дисциплинарную роль при соблюдение ряда условий:
— соответствие меры заслуг военнослужащего характеру проделанной работы, совершённому поступку.
— педагогическая целесообразность применения поощрения;
— выделение заслуг военнослужащего, за которые он поощряется.
— учёт индивидуальных особенностей военнослужащего.
— продуманное поощрение с использованием различных его форм.
— учёт взаимоотношений между военнослужащими.
— своевременная оперативность, гласность торжественность.
Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих принято понимать юридическую ответственность, наступающую за совершение им дисциплинарного правонарушения. Взыскание налагается властью младшего командира в служебном порядке по правилам дисциплинарного устава. Основанием для дисциплинарной ответственности военнослужащего является дисциплинарный проступок, т.е нарушение правовых и моральных норм, составляющих правила воинской дисциплины.
Федеральный закон « о статусе военнослужащих» определят, что военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка.
Формой дисциплинарной практики ответственности является дисциплинарное взыскание, цель которого – обеспечить воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учётом индивидуального подхода при выборе взысканий. По своему содержанию дисциплинарные взыскания представляют меры морально — правового порицания (замечания, выговоры, и др), а также меры, предусматривающие определённые ограничения и лишения.
Для эффективности дисциплинарной практики важное значение имеет соблюдение принципов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности:
1. Дисциплинарная ответственность должна использоваться только в интересах службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.
2. к дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те младшие командиры, которые пользуются дисциплинарными правами в отношение нарушения воинской дисциплины.
3. дисциплинарная ответственность реализуется в том объёме в тех пределах, которые определены дисциплинарным уставом.
4. за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий должен лично нести дисциплинарную ответственность.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Чёткое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укрепление воинской дисциплины.

Методические рекомендации.
1. Во ведение следует остановится на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.
2. при рассмотрении первого вопроса необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевые положения Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации.
3. во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подченёных.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

Что еще почитать