Модные платья фасон 40 х годов. Текст к презентации "мода сороковых годов". маленькие платья от-кутюр

Советская мода 40-х годов, как, впрочем, и европейская, диктовалась не модными домами, а условиями, которые сложились во всех странах. Во время Второй Мировой войны ткани стали дефицитом и появился запрет на использование шелка, кожи и хлопка, если это не касалось военных нужд. Это привело к тому, что в моде 40-х годов практически отсутствуют элементы декора и прочие детали, которые требовали использование дополнительной ткани, господствовал минимализм. Основными стилями одежды столь тяжелого периода стали спортивный стиль и .

Что касается цветовой гаммы, то она не отличалась своим разнообразием, наиболее популярными цветами стали черный, серый, синий, хаки. Наиболее распространенными элементами в одежде стали юбка-карандаш, платье-рубашка и белые воротнички и манжеты. Огромным дефицитом в моде 40-х годов стала обувь. Выпускались только дерматиновые туфли с деревянной подошвой. На смену шляпам в сороковые годы пришли шарфы, береты и платки.

Немецкая мода 40-х годов

После захвата Парижа нацистами многие из дизайнеров эмигрировали, некоторые просто закрыли свои бутики, и ушли с модной сцены, среди них и Коко Шанель. Гитлер решает оставить Париж столицей моды, которая должна теперь работать на немецкую элиту. В 40-е годы мода поддалась влиянию нацистской культуры. В моду входят цветочные принты, клетчатые костюмы, вышивка на блузах и шляпы, выполненные из соломы. В разгар войны одежда и обувь является дефицитом, поэтому женщины начинают экономить и сами шить одежду.

В послевоенное время модная индустрия медленными шагами отходит от шока, и модельеры концентрируются на одежде для спорта и отдыха. В 1947 году в Париже загорается новая звезда модной индустрии – Кристиан Диор. Он демонстрирует миру свою модную коллекцию в стиле NewLook. Диор возвращает в моду элегантность и изящество и становится самым популярным модельером конца 40-х-начала 50-х годов.


Во время Первой мировой войны, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу текла почти по-прежнему. Женщины привилегированных слоёв общества наряжались, и Дома мод продолжали свою работу. В письмах военных лет, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно в этом легко убедиться, так как женщины описывали развлечения и свои приобретённые наряды.


Иначе обстояло дело во время Второй мировой войны. В эти годы боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды почти прекратилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества.



Женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.


Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.



В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.


На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.



Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.


Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.



Силуэт видоизменялся – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.


Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.


Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за подбор парашюта в Германии было предусмотрено строгое наказание.



Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от , которые так любила подруга Адольфа Гитлера .


Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.


Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.



Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.



Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия. Поэтому в 40-е годы особенно были модны комбинированные изделия – ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета, стала модна тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать своей роскошной занавеской.


Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины – в цвете. Многие носили тёмные цвета, основной цвет был чёрный. Самым модным было сочетание чёрного с жёлтым, белый цвет почти исчез.


Однако вопреки всем несчастьям человек, как травинка к солнцу, тянется к жизни, к любви. И это подтверждают песни военных лет, музыка, поэзия, кинофильмы.



В России, а тогда в Советском Союзе, мало было возможностей позволить себе из того, что сказано о моде 1940-1946г.г., в основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить. Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время. И каково было счастье во время малой передышки на фронтах нашей Родины, когда была возможность баянисту растянуть меха своего друга-баяна, а нашим девочкам (нашим бабушкам и прабабушкам) пуститься в пляс, или услышать слова песен, согревающих душу.



…И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.



А одеваться в стиле военных 40-х годов женщины России стали только после войны, в то время, когда Диор предложил женщинам Европы свой . В это время в России появились первые журналы мод, привезённые из Европы жёнами советских офицеров. Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи). После войны наши молодые бабушки доставали из старого гардероба всё, что у них осталось, перешивали, комбинировали, вышивали.



Самая опустошительная война в истории Европы была закончена…


Мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образование детей
«Большеболдинский Дом детского творчества»

Мода сороковых годов.

Слайд2

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования

руководитель школы-студии «ДИВО»

Сковородова Татьяна Владимировна

Большое Болдино

2014 год.

9 мая – это день Великой победы! Это день, за который мы благодарны людям, отважно сражавшихся до конца за свою Родину, за нашу будущую жизнь. Спасибо этим людям за то, что они были сильны духом и полны верой в то тяжелое время. Да, в военные годы жизнь была нелегка, но женщины не переставали оставаться женщинами, такими же красивыми и модными.

К началу 1940 года советская мода сближается с европейской. Это происходит, потому что к Советскому союзу присоединяются страны Прибалтики, а так же Западная Белоруссия и Западная Украина, которые входили в состав Польши. Возвращается Бессарабия, являющаяся в тот момент частью Румынии и Выборг, являвшийся территорией Финляндии. Благодаря этому на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа - как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и эпоха военного времени.

Первые признаки моды 40-х появились еще во второй половине 30-х. Предчувствие войны ощущалось в воздухе и оказывало влияние на модные тенденции. Поэтому часто моду 40-х еще называют военной модой.

Вся промышленность переориентировалась на производство для нужд фронта. В режиме строжайшей экономии женщины не могли позволить себе ни пышных юбок, ни украшений. Силуэты одежды стали заметно меняться. Героиня 40-х - это строгая, но очень элегантная дама.

Основу ее гардероба составляют форменные платья и костюмы. Самый распространенный женский костюм: приталенный жакет, с жесткими небольшими подплечниками, прямой юбкой до колена. Подкладные плечи становятся главной стилеобразующей деталью 40-х годов.

Слайд 3.


Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направления - накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики. В моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.

Слайд 4.

В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими. Они так же носили подкладные плечики. Приталенные пиджаки с юбками.

Слайд 5.

Сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено.

Слайд 6.


Блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами.

Слайд 7.

Цветовая гамма тканей была сдержанной и включала черный, темно-синий, серый, хаки и коричневый тона. Ткани становятся дефицитом, в частности, существовал запрет на использование хлопка, шелка, кожи не для военных нужд.

Помимо однотонных, в ходу были ткани с принтами в виде мелких цветочков и горошка: такие расцветки были удобны в раскрое, так как легко совмещались и позволяли свести отходы от изготовления изделий до минимума.

Слайд 8.


В большом дефиците была белая ткань, поэтому в моду вошли съемные воротнички и манжеты этого цвета, освежающие и придающие элегантность строгим и темным моделям одежды. Это тоже следствие экономии: шить белые блузки и рубашки было не из чего, а выглядеть элегантно и аккуратно хотелось вне зависимости от сводок с фронтов войны.

Слайд 9.

В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет - фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.

Слайд 10.

Обувь.

1940-е - это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью.

Слайд 11.

В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви.

Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940- х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Слайд 12.

Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщинчасто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.

Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины красили ноги и рисовали карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах.

Слайд 13.

В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки . Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Слайд 14.

Аксессуары.

Головные уборы.

Из головных уборов в начале 40-х входят в моду высокие шляпы в тирольско - боварском стиле.

Слайд 15.

Во время войны шляпки сначала уменьшаются в размерах, а затем и вовсе сменяются платочками.

В это время носят маленькие фетровые шляпы.

Слайд 16.

Слайд 17.

Также в моде разнообразные шляпки с вуалями, береты.

Особенно модны были тюрбаны . Слайд 18.

Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку или шарфик на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел. Таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора.

Сумочки.

Важную роль в гардеробе женщин 40-х годов играли сумочки.

Слайд 19.

Очень популярными в сороковые годы стали сумки через плечо, которые являлись прототипом сумки для противогаза и военной планшетки.

Перчатки

Обязательным аксессуаром костюма по правилам хорошего тона были перчатки. Только из-за дефицита кожи во время войны они изготавливались из тканей.

Слайд 20.

Все остальные аксессуары и декоративные элементы были признаны излишеством и проявлением вульгарного вкуса.

Прически.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды, делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами.

Слайд 21.

Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо

лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой.

Слайд 22.

Или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы.

Слайд 23.

А также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой.

Макияж

Макияж 1940-х годов практически не отличался от макияжа 1930-х. Главные акценты в макияже 40-х годов - на губы и брови. Брови 40-х годов должны были выглядеть как тонкие и длинные дуги. Их по-прежнему выщипывали и подрисовывали идеальную линию карандашом, а чтобы предать им блеск, смазывали вазелином. Губы должны были быть с четко очерченным контуром. Модные цвета губной помады – ярко-красные и темно-красные .

Слайд 24.

С началом войны косметические товары промышленность не выпускала. Женщины находили способы оттенить свою красоту с помощью натуральных средств, известных с древнейших времен: вместо губной помады использовали свеклу и красное вино, а брови подкрашивали с помощью древесного угля.

Некоторые эксперты утверждают, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще, а уж тем более во время войны. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда и, соответственно, Ее Величество Мода.

Журналы в СССР выходили даже во время войны, но модели в них почти не менялись, так как вся легкая промышленность работает на военные нужды. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и других изданиях.

Слайд 25.


Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.

С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин - рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Слайды 26, 27.




А вот артисткам, которые ездили на фронт, нужны были вечерние платья. Даже в то время были частные портнихи, которые продолжали шить наряды. Для модных нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Слайд 28.

На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецкий Мост, дом № 14. А в 1945 возобновил свою работу Ленинградский дом моделей.

Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

Слайд 29.

Среди создательниц советской моды 40-х годов было немало талантливых мастеров, одна из них, безусловно, племянница Надежды Петровны Ламановой Надежда Макарова, возглавляющая после войны Московский Дом моделей, там же работали Фекла Гореленкова, Валерия Горовиц, Тамара Файдель, Вера Аралова, Антонина Донская, Тамара Турчановская, Валерия Николаевская и многие другие. Самобытные туалеты создавали актриса немого кино Анель Судакевич, работавшая в эти годы в МДМ и Мария Карагодская, работавшая в ателье «Главтрикотаж», модельер Елена Райзман, портниха Валентина Соловьева из ателье Совета министров .

При воспоминании о женщинах и девушках 1940-х годов, в голове не возникает образ неопрятной, убогой и жалкой советской гражданки. Рисуется статная девчонка в военной форме с кудряшками на голове, каким-то невероятным образом завитыми где-нибудь в блиндаже.

Слайд 31.



Или романтичная девушка в цветастом платьице с красиво уложенными косами.

Слайд 32.

Или женщина в затейливом платье с меховой горжеткой, красными губами и замысловатой укладкой.

Слайд 33.

.

Хр онология моды 40-х годов:

1940 - 1945 года – на смену пышным юбкам и светскому костюму пришла одежда в стиле «милитари» – прямые и в складку юбки и платья до колена, строгий приталенный силуэт с поясом, рукава в три четверти и отложные воротнички. Женский костюм украшали белые манжеты и воротник, платья шили из искусственного шелка, джерси и льняной ткани с мелким рисунком.

1942 год – с прилавков исчезли платья удлиненных фасонов, на смену им пришли прямые юбки с жакетами и кардиганами, блузы и строгие, «военные» пиджаки декорировались мелкими пуговками.

В 1943 году исчезли шелковые чулки и шляпы – последние признаки роскоши – появились косынки и платки в качестве головных уборов.

1944 год – мода ушла из Парижа в США и Берлин. А главным трендом стала идея универсальности - мужские костюмы перешивались в женские, а из женской одежды делали детские платья. Появился новый тренд – платье-рубашка, застегивающееся на пуговицы.

1945 – 1949 года – в послевоенные годы мода опять вернулась в Париж, закончился экономический кризис.

1945-1946 год – юбки стали удлиненными и многослойными, появилась полоска, рукава фонариком и большие банты. Вместо блуз женщины носили рубашки простого и консервативного кроя. Женский силуэт вновь приобрел стройность и утонченность за счет широких «плечиков», по-прежнему сохранялось отсутствие декора.

1949 год – женские платья длиной до середины голени шили из шерстяного крепа, в моде были черные, серые и бордовые цвета. Мужчины носили спортивные костюмы с курткой на молнии. Произошли яркие изменения в обувных тенденциях. Туфли-лодочки, сандалии и коктейльные туфли на узком и высоком каблуке впервые "увидели свет" в эту эпоху.

Источники

История мужской моды. Мужская мода 20 века


1900-е годы в мужской моде

Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.


1910-е годы в мужской моде

На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель - тренчкот (от англ. слова trench, "траншея") для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry - делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».

В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.

1920-е годы в мужской моде

Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.

В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.

Модником того времени был Владимир Маяковский.

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.

1930-е годы в мужской моде

Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.

В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

1940-е в мужской моде

Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны - мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.


В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.


1950-е в мужской моде

Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).

1960-е в мужской моде

В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.

В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.

1970-е в мужской моде

В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.

Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».

1980-е в мужской моде

Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь. Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».


В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

1990-е в мужской моде

На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.

2000-е в мужской моде

Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»

Заходите в нашу группу

Сегодня мы обсудим наиболее популярные в 40-х годах фасоны платьев и оценим то, что предлагают современные производители, выпускающие одежду в подобном стиле

В наше время сложно представить эпоху тотального дефицита или нехватки определенной группы товаров.

Но, как не странно, именно сейчас, когда прилавки магазинов ломятся от изобилия товаров, предугадывая и удовлетворяя запросы потребителей, вновь растет популярность на стиль и моду военного времени прошлого века. Вот почему платья 40-х годов снова на гребне популярности.

Сегодня мы расскажем вам о том, каковы принципиальные отличия фасонов платьев в стиле 40-х, почему и как зародился этот стиль, кто шьет и кто носит такие платья в наши дни и кому идет подобный образ.

Мода 40 на платья и этапы её развития

Если обратить внимание на то как развивалась мода 20 30 40 годов фото платья тогдашних десятилетий разительно отличаются между собой. В 20-30 годах отличительными признаками являлись роскошные ткани, вычурные силуэты, непрактичная длина в пол и прямой крой, без явной линии талии.

Однако постепенно всё начинает меняться и если взглянуть на тогдашние фото платьев в моде 30 40 годов, можно заметить разительные перемены в крое, изменения в длине и силуэте.

На протяжении 1940-1947 года мода на платья практически не менялась, однако окончание войны привело к появлению более легких фасонов с расклешенным низом, использованием более яркой цветовой гаммы, применением новых тканей, которые держали силуэт и позволяли усовершенствовать его формы.

Линия плеч постепенно уменьшалась, в то время, как низ платьев конца 40-х неуклонно расширялся. Возросла популярность на легкие пышные модели без рукавов и воротника с овальной лодочкой.

Платья в стиле 40х: ключевые признаки

Работающей женщине приходилось проводить весь день за прилавком магазина, в офисе, у школьной доски, у фабричного станка. Все эти обстоятельства и необходимость посвящать себя обеспечению своей семьи в сложное военное время, привело к упрощению фасонов и появлению практичных и удобных силуэтов.

Ключевыми признаками ретро моды 40 годов на платья можно считать следующие моменты:

Цветовая гамма в платьях 40 годов

В военное время было не до изысков, однако пастельная гамма также не приобрела поплуярность, в виду своей непрактичности. Преобладали простые оттенки:

Для шитья платьев в 40-е годы использовали легкую шерсть, костюмные смесовые ткани для холодной поры, хлопчатобумажные материалы, ацетатный шелк для повседневных нужд, а также легкий шифон и тонкие виды искусственного шелка для вечерних нарядов.

Синее платье 1942 года

Стильи платьев 40-х годов

Для выделения выгодных частей фигуры использовались контрастная окантовка, например бежевые или белоснежные банты на однотонном, черном или темно-синем платье. Часто наряды украшались контрастным кантом по линии обтачки изделия, рядом пуговиц контрастного цвета.

Среди узоров тогдашнего времени приветствовались цветочные мотивы с мелким рисунком на нейтральном пепельно-желтом, салатовом, голубом фоне, а также мелкий цветочек или ягодный принт в виде вишенок на темно-синем, бардовом, коричневом, черном фоне.


Кроме того, вошел в моду гороховый принт. Чаще всего можно было встретить черно-белое, красно-белое сочетание горошин небольшого размера.

Абстракции, геометрия и градиентные переходы были не в моде в виду сложности изготовления и неуместности в то время.

Фасоны платьев 40 годов

Мы собрали 10 наиболее популярных фасонов платья 40 годов фото которых позволяют оценить разнообразие тогдашней женской моды в условиях тотального дефицита, нехватки средств к существованию, не говоря уже о покупке нарядов. И всё же, дамы находили возможность оставаться привлекательными и женственными, перешивая старые вещи согласно формирующимся канонам моды тогдашнего времени.

Платье 40х с английской блузой

Особенностью такого фасона являлось наличие крупных пуговиц спереди изделия, драпированные рукава, присобранные на манжетах и возможность регулировать уровень декольте, с помощью расстегнутых пуговок.

Также передняя полочка была снабжена драпировками, что позволяло оставлять место для груди, не прибегая к вытачкам.

Такой фасон оказался настолько удобным и подходящим для любого возраста, что продержался в фаворитах вплоть до 50-х.


Отличительные черты фасона: пуговицы на передней полочке, отложной воротник

Платье в стиле 40 годов на пуговицах

В отличие от предыдущего варианта, роль пуговиц в этом фасоне зачастую была декоративной. Платья 40 х годово нередко украшали одним а то и двумя рядами пуговиц по всей длине изделия. Это придавало силуэту большую рельефность, подчеркивая изгибы бедер и груди а также, тонкую талию.

Юные девушки предпочитали платья с круглыми воротниками в стиле Питера Пена, подчеркивающими кукольный образ, в то время как зрелые дамы выбирали фасоны платьев 40 годов с традиционным рубашечным воротником.


Платья 40х с запахом

Многие всерьез уверены в том, что платье с запахом ввела в моду Дайан Ферстенберг. однако уже в военное время такой фасон был популярен в повседневном быту.

Чаще всего запах фиксировался боковой застежкой, создавая М-образный вырез на горловине, без воротника.

Некоторые платья 40 годов фасон с запахом имели лишь в верхней части, в то время как юбка оставалась цельной, другие — напоминали по крою халат и застегивались сбоку с помощью пуговиц или пояса.


Драпированные платья 40 годов

Присобранные рукава, передняя часть полочки отвлекали взгляд от несовершенных частей фигуры и позволяли сместить акцент на талии, даже если её не было и в помине. Драпировки на рукавах придавали фигуре пропорциональность, складки на груди визуально увеличивали её, скрывая нехватку объемов.


В стиле свинг

На фоне военной обстановки молодежь того времени пыталась всячески отвлечься. И удачным способом являлись танцы в стиле свинг. Зарождение буги-вуги, бальбоа, линди поп пришлось на 40-е годы. Платья для таких танцев должны были привлекать к себе внимание, сохраняя рамки приличий.


Примеры фото платьев в стиле Свинг из моды 40 годов

Пышный низ и облегающий верх с короткими рукавами — характерный признак платьев в стиле свинг эпохи 40-х годов.


Отличительная сообенность платьев 40-х в стиле Свинг: расклешенный низ, короткие рукава или их отсутствие, яркие принты и наличие нижней юбки для создания воздушного силуэта

Платье 40-х фото в морском стиле

1940 год ознаменовался выходом мелодраммы Kitty Foyle с Джинджер Роджерс в главной роли. Одноименная героиня блистала в платьицах темного цвета и контрастной окантовкой в морском стиле. Девушки той эпохи всячески копировали стиль персонажа, что породило название целому стилю платьев 40 годов — Kitty Foyle. У нас подобный стиль ассоциируется с морским флотом, благодаря темно-синему цвету и светлой контрастной окантовке.


Стиль героини одноименного фильма Китти Фойли в платьях 40-х годов: темно-синй цвет, белая окантовка, воротник и пуговицы,

С баской

В 40 е годо платья с баской пользовались популярностью в женщин в формах. Благодаря втаченой короткой юбке поверх платья, именуемой, баской, удачно скрывался животик и подчеркивалась линия талии. Подобный фасон пользовался возрожденной популярностью в начале 80-х прошлого века и не так давно, несколько лет назад.


В стиле дирндль

Именно так называется национальный женский костюм Баварии. Он являет собой присобранную блузку светлого оттенка, с длинными или короткими рукавами фонариками и контрастную по цвету нижнюю часть, иногда являющуюся сарафаном. В таком платье можно было щеголять по выходным, прогуливаться с молодым человеком и заниматься домашними делами.

Платье сарафан с воланами

Еще одна разновидность платья с сарафаном, напоминающим фартук, была прерогативой домохозяек. В таком виде женщины проводили большую часть свободного времени у себя дома. Фартук декорировался воланами и позволял сочетать различные образы, чередуя цвета блуз.

В стиле пин ап

Во времена, когда фасон карандаш еще не приобрел всеобщую популярность, женщинам всё же хотелось выглядеть соблазнительно и подчеркнуть красоту изгибов собственного тела. Платья в стиле пин ап успешно справлялись со своей задачей, благодаря облегающему крою нижней части, жесткому каркасу, позволяющему втянуть излишки в талии и животе в облегающий верх, подчеркнув грудь и красоту рук.


Отличительные особенности платьев 40-х в стиле пин-ап: сочетание белого, красного, темно-синего, облегающий фасон, комбинации контрастных цветов в нижней и верхней части.

Чаще всего, платья в стиле пин ап выполнялись двухцветными, напоминая блузку и юбку, визуально разделяя фигуру на верхнюю и нижнюю часть.

Как можно заметить, фасон платьев 40 годов не слишком разнообразен в нижней части, в то время как верхняя часть имела немало вариаций в дизайне, что позволяло обеспечить спрос среди женщин различного возраста и комплекции.

Вечерние платья 40 годов фото

Невзирая на тяжелое экономическое положение по обе стороны Атлантического океана, среди покупателей всегда оставались люди, имеющие возможность покупать дорогие вечерние платья в 40 годах.

Вечернее женское платье 40 х годов чаще всего имело удлиненный слегка расклешенный силуэт, с выраженным декольте, зачастую, обнаженной спиной. Такой наряд отлично дополняли натуральные меха, длинные перчатки и надежное мужское плечо, в компании автомобиля и личного водителя.

Что еще почитать