Нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей? Нужно ли воспитывать взрослых людей? Ирина Лозицкая, семейный психолог

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

одержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он чувствует, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - заботится, а папа - формирует мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Воспитатель Анашкина Екатерина Олеговна,

по материалам сайта nsportal.ru/detskii-sad

Возможно многим родителям тема «воспитание ребенка до года», покажется нелепой, разве можно воспитывать такого кроху? Психологи и педагоги хором отвечают можно и нужно.

Воспитание ребенка до года крайне важно, ведь до 3х лет закладывается его характер и упустив первый год, можно легко избаловать ребенка. Вопрос «как правильно воспитывать?» и здесь мнения расходятся.

Тема избалованности грудных детей очень сложная и не однозначная, для того, чтобы в этом убедиться достаточно зайти на любой из мамских форумов и почитать темы о детском плаче, совместном сне, ношении ребенка на руках и т.д.

Сколько сторон — столько и мнений?

Мнения диаметрально противоположные, кто-то утверждает, что ребенка до года просто невозможно избаловать, поэтому необходимо удовлетворять любой каприз малыша. Сторонники данной теории, как правило, кормят малыша по каждому плачу, спят вместе с ним и не спускают ребенка с рук.

Их оппоненты впадают в другую крайность – приучают ребенка самостоятельно засыпать, не берут на руки без необходимости и дают малышу «прокричаться».

На мой взгляд, истина, как всегда, где-то посередине. Каждая мама одарена природой такими замечательными качествами как материнский инстинкт и женская интуиция. Но есть небольшой нюанс, к этим качествам нужно добавлять хотя бы немного здравого смысла и постоянно одергивать себя вопросом «есть ли логика в моих действиях?»

Потому как очень легко в пасть в одну или другую крайность — раствориться в малыше и избаловать его или лишить малыша детства и создать кучу комплексов. Ни то, ни другое, ни к чему хорошему не приведет.

Избаловать малыша действительно можно, дети с самого раннего возраста начинают очень хорошо улавливать настроения взрослых, не надо быть психологом или педагогом, чтобы увидеть, как один и тот же ребенок, даже самый маленький, по-разному ведет себя с разными взрослыми.

Что важно?

  • В первую очередь, крайне важны внутреннее спокойствие и положительный настрой родителей. Если малыш кричит не нужно сразу впадать в панику, спокойно подойдите к малышу, поговорите с ним, улыбайтесь, попробуйте выяснить причину крика, если ничего не помогает, так же спокойно возьмите малыша на руки и успокойте.
  • Не менее важно, уметь чувствовать и понимать своего ребенка, если вы видите, что малыш откровенно вредничает, а это, как правило, написано на его хитреньком личике, не нужно потакать его капризам, просто попробуйте переключить его внимание на что-то другое. Например, ребенок специально выплевывает соску, чтобы привлечь ваше внимание и заставить ее каждый раз подавать, уберите соску в сторону и не показывайте ее в ближайшее время. Попробуйте переключить его внимание на игрушку или что-то другое, а когда ребенок уже забудет о соске, можно будет ему ее вернуть.

В споре рождается истина

Теперь давайте вернемся к спорным вопросам, совместного сна, кормления по требованию и ношению ребенка на руках.

❓ Что касается совместного сна, лично я ничего плохого в этом не вижу. Если так удобно и вам и ребенку, то почему бы и нет. Большинство малышей нуждаются в ритуале засыпания, так уж устроена психика малышей, что им сложно самостоятельно успокоится и «переключится» с активного бодрствования на сон. И нет ничего плохого, что этим ритуалом будет совместный сон с мамой. А вот заставлять ребенка по пол часа орать перед сном в кроватке и ждать, по методике Спокка, когда он самостоятельно заснет, может быть весьма травматичным для психики ребенка.

❓ Кормить ребенка по требованию или по часам, каждая мама может решить только исходя из особенностей своего ребенка и собственного удобства. Здесь, как и во всем, главное не допускать перегибов. Если кормите по требованию, это не значит, что нужно по любому крику предлагать ребенку еду, сначала убедитесь, что ребенок хочет именно есть, в противном случае, вы рискуете приучить ребенка «заедать» стресс. Если кормите по часам, и видите, что малыш явно хочет есть, не обязательно дожидаться положенного времени.

❓ Грудные дети, действительно, очень нуждаются в постоянном контакте с матерью, к тому же на руках у взрослых малыш чувствует себя увереннее и ему так комфортнее изучать мир. Но, также, у малыша уже должно быть личное пространство – например его кроватка, где ребенок будет чувствовать себя защищено и сможет учиться играть самостоятельно. Поэтому необходимо правильно распределять время бодрствования ребенка – часть времени вы вместе играете в развивающие игры, учите ребенка сидеть, ходить и т.д соответственно возрасту, а другой, более маленький отрезок времени, ребенок играет самостоятельно.

Каждая мама самостоятельно отвечает на вопрос «как воспитывать малышей до года», исходя из собственного мировоззрения, советов родственников и прочитанных книг по педагогике и психологии, но главным фильтром полученной информации должны быть: материнский инстинкт и логика, которые должны работать одновременно.синхронно парно

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Не будем возвращаться к утробному развитию, но хочется напомнить вам, что ваше физическое и психологическое состояние в период вынашивания, а также процесс родов, уже повлияли на характер вашего младенца. На характере сказались и гены, переданные ему мамой и папой. И многие предрасположенности из этого «стартового набора» готовы подкрепиться или не подкрепиться личным примером родителей.

По сути дела воспитание первого года жизни – это работа воспитателей над собой. Выбор «системы», саморазвитие, приспособление к новым условиям существования, освоение новых ролей.

Есть контакт

В первые дни, недели и месяцы своей жизни ребенку прежде всего необходима любящая мама или тот человек, который ее постоянно заменяет. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, его потребности вовремя удовлетворяются, на его плач откликаются. Пролактин, содержащийся в мамином молоке, действует как успокоительное. Ему начинает нравиться этот мир. Формируется базовое доверие, формируется привязанность к другим людям. Без этих качеств ребенку будет сложно построить в будущем доверительные отношения и создать крепкую семью.

Роль папы в это время – поддержать маму: подменить ее в бессонные ночи, взять на себя часть домашних дел, поднять настроение или вселить уверенность в трудную минуту. Само собой, что общение папы с малышом также пойдет обоим на пользу.

Кто с кем спит

Потребность в физическом контакте удовлетворяется во время кормления, держания на руках, а также во время совместного сна, если вы его практикуете. Мнения многих уважаемых психологов, педагогов и педиатров о том, где должен спать ребенок, разделились. Лично я всегда считала, что не смогла бы спать с новорожденным ребенком, но на практике получилось наоборот – через пару месяцев после рождения дочери, мне самой было спокойнее, когда она спала рядом.

Раздельный или совместный сон? Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Чтобы принять решение, воспользуйтесь «мнениями» всех членов вашей семьи.

  • Удобно ли это вам?
  • Приходиться ли вам часто вставать ночью, чтобы покормить ребенка?
  • Насколько чутко вы спите?
  • Ребенок спит спокойнее, когда он в кроватке или рядом с вами?
  • Что думает ваш муж о совместном сне с ребенком?

Мы в ответе за тех, кого мы «приручили»

«Не приучай к рукам», - твердят подруги. «Надо дать ему проораться, а потом уже брать на руки», - говорят другие, пока третьи «вынашивают» своих малышей в слингах. Мнений великое множество. Но человеческой природе, о чем говорят и наши инстинкты, свойственна неразрывная близость с маленьким ребенком. Иначе ему было не выжить.

Да, малыш часто хочет на ручки. Но исследования психотерапевтов подтверждают, что чем больше он пользуется этой возможностью, тем проще потом слезает навстречу окружающему миру. Вы хоть раз видели сороколетнего дядьку сидящего на руках у своей мамы? А пятнадцатилетнего? Да после лет шести-семи их силой не усадить. Также замечено, что младенцы, лишенные маминых рук в первые месяцы, стремятся наверстать это позже, требуя от мамы повышенного внимания.

Ношение на руках обеспечивает ребенку больший обзор, позволяет наблюдать за вашими действиями и, главное, вашей реакцией на происходящее. Вы чаще говорите с ребенком. Все это благоприятно сказывается на его развитии.

Если же вы не берете на руки плачущего ребенка, он воспринимает это, как отсутствие вашей любви. Бойтесь недодать близости с вами, передать вряд ли получится.

Слова любви

С того момента, как вы узнаете о вашей беременности, желательно начать говорить малышу о том, как вы его любите. Если вы еще не делали этого, то начинайте немедленно. Ребенку важно знать, что его любят, что он хороший, долгожданный, умный, добрый, веселый, красивый. Говорите ему об этом как можно чаще, и он таким и будет.

Увереннее и смелее

Уверенная в себе мама – подарок для самооценки малыша. Уже сейчас она начинает складываться из того, что дает ребенку мамино внутреннее состояние. Не унывайте, не бойтесь совершать ошибки, не вините себя за минуты слабости, старайтесь расслабляться, отдыхать, радоваться жизни и вашему ребенку. Не забывайте, что ваше настроение в первые годы материнства вы всегда делите, как минимум, на двоих. Если не выходит, целенаправленно работайте над собственной самооценкой.

Творческая атмосфера

Дети интересуется всем, что происходит вокруг. Всем в буквальном смысле этого слова. И теми дырочками в розетке, и вот этим краем дивана, и вашим новым дорогим телефоном и бабушкиным сервизом. Для того, чтобы хорошо было всем, ваша задача – организовать для ребенка безопасное пространство, в котором он сможет свободно развиваться, а вам не придется кричать каждые пять минут: «Ну, куда ты, стой!!!» или вырывать из рук опасные предметы. Пусть малышу будет доступно то, что ему можно и нужно. В случае знакомства с нежелательными объектами, переведите его внимание на что-то, что ему не угрожает.

Мама-болтушка

Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем лучше. Комментируйте все свои действия, особенно те, которые направлены на самого малыша: «сейчас я возьму тебя на ручки», «мы идем умываться», «мама читает книжку» и т.д. Ваша «болтовня» поможет ребенку скорее освоить язык.

Меньше «нет» и «нельзя»

Если все вокруг под запретом, то младенцу и не запомнить столько всяких «нельзя». Старайтесь употреблять это слово как можно реже и придерживайтесь собственных правил. Ребенку трудно понять, почему можно брать ваш телефон, когда маме некогда, но она не хочет им делиться в другое время.

Мультики-пультики

Детские психологи советуют оградить ребенка от телевизора. Даже мультфильмы рекомендуются к просмотру только с двух лет. Тем более в первые месяцы жизни, держите малыша подальше от всевозможных экранов. Маленькому человечку еще сложно отделить виртуальное от реального, он может напугаться свалившейся на него информации.

Развиваемся вместе

Для развития малыша будут полезны совместные игры с называнием частей тела, элементами зарядки или массажа, чтение детских книг с обязательным разглядыванием картинок, пение песен, потешек, чтение стишков. Но полезнее маминой любви и заботы ничего не придумать.

Самим же родителям надо стремиться быть достойным примером для своих детей. Откажитесь от вредных привычек, постарайтесь уладить свои внутренние и внешние проблемы, устраните пробелы в знаниях, связанных в воспитании и не забывайте о ваших собственных интересах и увлечениях вне родительства и о том, что все имеют право иногда ошибаться.

Метод кнута и пряника известен давно . Основная масса родителей предпочитает пряник. Родителей никогда не наказывающих своего ребенка физическим методом немного.

Психологи и более опытные родители категорически отрицают физическое воздействие на ребенка . Ведь маленький человечек не способен дать отпор, он беззащитен. Метод физического воспитания очень опасен тем, что ребенок чувствует себя униженным, впоследствии может развиться чувство неполноценности.

Позиция силы с детства становится приоритетной. Малыш будет думать, что сила решает все, когда тот вырастет, может стать преступником. Видя с детства только силу, он не способен ощущать любовь. Представьте, сколько горя другим людям сможет принести воспитанный в жестокости человек.

После наказания дети ощущают себя униженными , становятся равнодушными и пренебрежительными к себе. Унижение тоже не метод воспитания. У таких людей впоследствии будет заниженная самооценка, значит, будучи взрослым, он не сможет самореализоваться и достичь высот. Такие люди тоже могут стать преступниками, после перенесенного унижения они будут самоутверждаться за счет слабых. В порыве гнева взрослые могут покалечить ребенка или убить. Никогда не забывайте что вы намного сильнее его.

У детей, которых наказывали физически , наблюдаются некоторые отклонения в моральном и психологическом состоянии. Такой ребенок замыкается в себе, становится злобным и лживым. Будучи подростком, эти черты в характере могут проявиться еще сильнее, это будет выражаться в его плохих поступках и отвратительном поведении.

Воспитание ремнем не выход из положения , непослушание этим не исправишь. Можно разными способами показать, что вы недовольны его поведением. Например, запретить ребенку смотреть телевизор, ограничить в играх, не давать сладкого, не пустить в гости к другу. Старайтесь больше поощрять ребенка за хорошее поведение. От полученной двойки, драки с подростками ребенок будет очень переживать. Не нужно наказывать его за это, ведь ему еще тяжелее. Лучше поддержите, успокойте свое дитя.

Наказание может усугубить его душевные терзания . Родители должны помнить, что в детстве все шалят и не стоит наказывать за это. Ведь дети делают это не обдуманно, не по злому умыслу, здесь нет желания досадить родителям. Каждый проступок требует обдуманного и адекватного наказания, которое может быть мягким или суровым. Нужно помнить, что наказание не самое главное в воспитании, родители должны понимать своего ребенка и помогать ему во всем. Пусть он вырастит достойным человеком.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как вы думаете, нужно ли изучать, как правильно воспитывать детей?

Люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит: «Да, конечно!», штудирует книги Гиппенрейтер, посещает психологические семинары и считает, что самое важное — изучить множество воспитательных принципов.

А кто-то говорит: «Нет, детей нельзя воспитать! Их можно чему-то научить только на собственном примере!» И на этой фразе мы сейчас остановимся подробнее.

Что такое — воспитание?

Лев Николаевич Толстой считал, что в воспитании детей самое главное — самому жить хорошо, быть достойным примером для своих детей. Его известная фраза: «Педагогика же есть наука о том, как живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей».

Я совершенно согласна с этой фразой. Совершенно согласна с этим мудрым человеком. Однако... Есть несколько нюансов. И самый главный из них заключается в следующем: такая позиция нередко приводит к тому, что люди ничего не делают.

Лев Николаевич Толстой был очень серьезным человеком. Он очень серьезно работал над собой и бесконечно учился. Но простые современные люди нередко трактуют его фразу так: «Ребенок воспитывается только благодаря личному примеру. Изучать воспитание детей — бесполезно. Поэтому я не буду ничего делать».

Либо: «Личный пример у меня просто великолепный: я живу честно, никого не убивал, ничего не крал, а пью только по праздникам. Значит, мне можно не переживать о воспитании детей!»

Нужно ли изучать педагогику?

Я не знаю, какие книги о педагогике были у Льва Николаевича Толстого. И не знаю, какие книги читали лично вы. Но знаю, что подход к воспитанию может быть совершенно разным. Сейчас чему только не учат!

  • где-то учат, как манипулировать ребенком, чтоб он вел себя хорошо;
  • где-то учат, как развивать ребенка, чтоб он был отличником в школе;
  • вы можете прочитать, как выстраивать малышу границы (или наоборот, уничтожать все границы);
  • вы можете учиться быть терпимее, мудрее, через воспитание детей.

Именно такие книги выбираю я: которые запускают в родителях внутреннюю трансформацию, а не дают готовые схемы и шаблоны. Именно такие лекции я слушаю, именно этому учат в «Родительском Университете», где я сейчас прохожу обучение.

Если человек очень интенсивно занимается саморазвитием в отрыве от воспитания детей или глубоко погружен в духовную практику — возможно, этого и правда будет достаточно. Однако, общение со своим чадом — очень мощный тренинг. И сам этот процесс, если подходить к нему осознанно, делает нас чище, учит любить и принимать.

Более того, если речь идет о женщине, которая сидит дома с малышом... То ей довольно сложно развиваться как-то отдельно от малыша. Но если она серьезно подойдет к изучению принципов воспитания — перед ней открывается огромное поле для саморазвития.

Чему нужно учиться?

На этот счет очень хорошо говорит Марина Таргакова. Вот это видео:

Марина Таргакова говорит о двух типах педагогики: авторитарной и гуманной. Авторитарной педагогике не нужно учиться, она у нас в крови. Это — метод «кнута и пряника». Хвалим за хорошее поведение и наказываем за плохое.

Есть еще гуманная педагогика, в которой мы стараемся отойти от . Стараемся донести до ребенка суть правил, почему они так необходимы нам. И концентрируемся на выстраивании отношений с малышом, на принятии, уважении и любви.

Вот гуманной педагогике почти никто не научился от своих родителей. Но мы можем изменить свой подход к общению с детьми. Можем научиться воспитывать свою кроху более мудро и осознанно. Но для этого нужно активно работать в этом направлении.

И здесь нам как раз поможет гуманная педагогика. Изучая ее, мы делаем сразу две вещи:

  • сами становимся лучше, становимся достойным примером для детей;
  • грамотно доносим до своих малышей правила этого мира, грамотно знакомим с миром и учим общаться.

Настоящая педагогика делает нас:

  1. Терпеливее. Без этого невозможно воспитание без наказаний!
  2. Осознаннее. Мы сами учимся видеть природу вещей, смысл общепринятых правил.
  3. Учит раскрывать в себе творческую природу. Как еще научить малышей видеть во всем творчество?
  4. Учит принимать и любить, несмотря ни на что.
  5. Развивает в нас страсть к обучению, любознательность. Как еще отвечать на бесконечные вопросы своего чада?
  6. Уничтожает наше эго. И проводит с нами другие удивительные метаморфозы.

Выводы

Я считаю, что нужно работать над собой в разных направлениях. Развиваться духовно, работать над своими общечеловеческими качествами, учиться выполнять обязанности хорошей жены... И при этом изучать воспитание.

Изучать его можно по-разному. Манипулирование детьми не приведет ни к чему хорошему. Но , гуманная педагогика затрагивают личность родителей, меняет их изнутри. И помогает установить хороший контакт с малышом.

Когда женщины говорят, что невозможно воспитать детей, что важен лишь личный пример, то хочется спросить: «А что лично вы делаете, чтоб стать таким хорошим примером?»

Если женщина действительно серьезно работает над собой, действительно активно растет — это другая ситуация. Но чаще всего подобные слова просто служат отговоркой, чтоб ничего не делать.

Видео с Шалвой Амонашвили:

Я желаю вам счастливого материнства! Сделайте репост этой статьи в социальных сетях и подпишитесь на обновления блога. До новых встреч!

Что еще почитать