Особенности воспитания приемных детей. Воспитание детей в приемной семье. Воспитание приемных детей до года

Не все супружеские пары могут иметь детей, поэтому единственный способ испытать радость материнства и отцовства – это усыновить малыша. Воспитание ребенка в приемной семье – сложный процесс, связанный с психологическими трудностями как для родителей, так и для самого усыновленного малыша.

Психологи выделяют три стадии адаптации ребенка :

  1. Знакомство;
  2. Возврат в прошлое;
  3. Привыкание.

Приведены восемь советов новоиспеченным родителям, как сделать адаптацию малыша в новой семье максимально быстрой и мягкой.

Первые дни в новом доме

Когда все бюрократические формальности улажены и счастливая семья радуется пополнению, то родителям нужно быть предельно внимательными и учтивыми с новым членом семьи. В первые дни и недели у малыша могут проявиться странности, не стоит их считать каким-либо отклонением. Это нормальная адаптация к новым условиям, не стоит воспринимать эти странности как отклонение от нормы и уж тем более ругать ребенка за них.

Отрыв от привычной для чада обстановки и резкая смена распорядка часто приводят к беспокойству, снижению аппетита, расстройству сна, появляются неадекватные реакции на слова и действия приемных родителей.

Особенности воспитания в интернатах и отпечаток на детской психике

В интернатах, детских домах и других учреждениях подобного типа к детям обычно относятся обезличено, при этом всячески подавляется их индивидуальность и желание проявить себя. Это нужно для выработки дисциплины, строгому приучению к существующим в заведении правилам и нормам.

Другой проблемой детских домов является практически полное отсутствие мужчин. Они не принимают участие в воспитании, а излишняя женская нежность может плохо сказаться на формировании характера. Особенно это касается мальчиков, которым при воспитании нужна твердая мужская рука .

Как помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке?

  1. Узнайте, какой режим дня был у малыша до переезда в вашу семью. Старайтесь не сильно изменять этот распорядок дня, на какое-то время дайте ребенку вольности. Например, если он ложился спать позже всех, часов в 11 вечера, то дома дайте ему такую возможность.
  2. Поинтересуйтесь предпочтениями в еде, что больше всего ребенок любил покушать. Не стоит настаивать, если малыш не захочет есть привычные по вашему мнению продукты. Например, белый хлеб. Кто знает, может за годы пребывания в интернате малыш наелся хлеба на несколько лет вперед, так как других продуктов не было. Относитесь к приемным детям с поблажками, хотя бы временно . Не стоит сразу проявлять свой родительский гонор.
  3. Не перегружайте чадо эмоционально, в первые пару недель переезда излишними будут шумные банкеты и застолья по поводу пополнения семейства. Пусть малыш привыкнет к новой обстановке, знакомить его со своими друзьями и родственниками лучше потом. Вечер знакомств лучше организовывать постепенно, не стоит приглашать большое количество гостей сразу.
  4. Излишним будет покупать чаду сразу много игрушек и ждать от него бешеного восторга. Лучше попросить в учреждении, где он находился, одну-две самых любимых игрушек малыша. Они создадут ощущение знакомого и приятного, вместе с игрушкой будет гораздо легче адаптироваться в новом доме.
  5. Устраните из дома все источники резкого звука, уберите источники сильного запаха. Лишними будут сильно пахнущие духи, громкая музыка, слишком пахучие растения.
  6. Если ребенку что-то очень понравилось в вашем доме – например, игра на компьютере или домашняя выпечка, то не стоит пресыщать чадо именно этим продуктом или развлечением. Всегда должно быть место умеренности во всем, не стоит компенсировать ребенку за пару недель все лишения , которые он терпел всю свою жизнь в интернате.
  7. Познавательные нагрузки проводите умеренно. Не стоит за первый месяц пребывания ребенка в новой семье стараться показать ему все и сразу. Для детской психики может быть губительным получение сразу большого количества удовольствий. То же самое касается новой информации. Если у малыша имеются явные пробелы в знаниях, то не стоит загружать его изучением энциклопедий и требовать познания всего сразу.
  8. Не стоит надеяться на мгновенную эмоциональную привязанность, что ребенок сразу же станет таким же, как будто он рос с вами всю жизнь. Могут быть слезы, приступы плача с истериками, безразличие, отрешенность . Все это нормальный процесс притирки к новой семье, привыкания к новому дому.

Самое главное для процесса адаптации к новому дому – быть как можно больше вместе с ребенком. Смотрите ему в глаза, побольше общайтесь, старайтесь настроить его на доверительную волну в разговоре. Говорите на интересные для него темы, не ругайте за грубые слова, нецензурный лексикон. Просто потом постарайтесь убедить чадо, что надо потихоньку отучаться от старой жизни, привыкать к нормальному общению.

Три стадии адаптации ребенка к новой семье

Передача ребенка в приемную семью осуществляется одномоментно, но сам процесс привыкания может растянуться на годы. Здесь многое зависит от возраста малыша, его характера, умения приемных родителей создать комфортные в моральном плане условия для жизни.

Первая стадия: знакомство

Это своеобразный медовый месяц для ребенка и новоиспеченных приемных родителей. Здесь ярко заметно опережающее желание понравиться друг другу. Малыш может сразу начать называть приемных родителей мамой и папой, но это еще далеко не признак настоящей искренней любви. Дети только лишь хотят полюбить своих новых родителей, делая для этого первые шаги.

Большинство приемных родителей на этой стадии знакомства отмечают, что чадо испытывает тревогу и радость одновременно . Радость по причине исполнения своей давней мечты о приемной семье, а тревога – из-за боязни не понравиться новым родителям. Процесс воспитания в интернате очень жесткий и детей часто запугивают тем, что их могут вернуть обратно приемные родители по причине плохого поведения. Теперь представьте, как сложно ребенку в вашем доме, особенно первые дни.

Обратите внимание

На стадии знакомства ребенку нужно просто дать время переварить все те новые впечатления, которые навалились на него за короткий промежуток времени.

Вторая стадия: возврат в прошлое

Эйфория от знакомства проходит, начинается болезненный процесс привыкания к новым правилам, чадо изучает особенности характера родителей. Нужно отказаться от предыдущих стереотипов поведения, допустимых в интернате. Для малыша сложно изменить свою речь, манеры, стиль общения. Иногда на это уходят годы. Комплекс сироты также должен со временем пройти сам по себе.

Ребенок пытается найти ту линию поведения, с которой ему будет комфортно наладить отношения с новыми родителями. Неподготовленные морально родители очень болезненно переживают процесс привыкания ребенка к новой семье. Очень частые жалобы для этого периода звучат следующим образом: «Мы для делаем все, а он не ценит» и «Неужели мы будем всегда терпеть такое неуважение и хамство».

Третья стадия: привыкание

Однажды родители внезапно для себя заметят, что их ребенок как-то изменился и повзрослел. Напряжение исчезает само по себе, появляются непринужденные шутки, дети доверяют взрослым и начинают обсуждать с ними свои проблемы, трудности в школе, накладки с общением со сверстниками.

Ребенок уже полноправный член семьи и активно принимает участие во всех ее делах. Дети редко вспоминают свою прошлую жизнь и связанные с ней моменты. Им хорошо с новой семьей, они не хотят думать о прошлых лишениях.

Чадо адаптировалось к новым правилам, привыкло к существующим в семье порядкам. Правила соблюдаются не потому, что так заставляют новые родители , а формируется чувство сознательности, желание изменить свою жизнь к лучшему.

Итак, в семью вошел новый человек. Эйфория и излишняя самоуверенность в своих воспитательных способностях быстро проходят. Родители изо всех сил стараются преодолеть навалившиеся на них трудности, связанные с воспитанием. Нерастраченная на своих детей забота обрушивается на приемных, что не всегда хорошо для их психологического состояния.

Усыновлённые дети – это дети особые. И не потому, что на них непременно должен давить тяжёлый груз дурной наследственности. Наследственных заболеваний у «брошенных» детей ничуть не больше, чем у «домашних». Тем более, что, как правило, детей с серьёзными заболеваниями на усыновление не отдают. У «казённых» малышей другие проблемы. И самая главная среди них – это нарушение взаимодействия с окружающим миром.

В обычной ситуации ребёнок рождается и сразу же попадает в руки любящей матери, которая и накормит, и согреет, и защитит. И у малыша с первых мгновений после рождения формируется чувство защищённости, осознание того, что все его проблемы – голодный, мокрый, что-то болит – тут же найдут разрешение.

У оставленных детей такого чувства защищённости нет. Ведь с самого нежного возраста за ними ухаживала не любящая мама, а медперсонал, а это всё-таки не одно и то же. Какой бы доброй ни была медсестра, но у неё таких крошек как минимум десяток. Кроме того, медсёстры меняются каждый день, ребёнок не может привыкнуть к этому калейдоскопу лиц, рук, запахов. В результате у него развивается то, что на медицинском языке называется депривация – нарушение привязанности, что самым тяжёлым образом отражается на его судьбе в дальнейшем. Вместо спокойствия и удовлетворённости малыш постоянно встревожен и напряжён, потому что не знает, что ждёт его в каждый последующий момент. Чтобы хоть отдалённо понять такие чувства, нужно представить себя в чужой стране без одежды, денег, документов и знания языка. Что делать? Как объяснить, чтобы тебе помогли? Немудрено, что «брошенные» дети имеют повышенный уровень тревожности и различные невротические проявления.

А тут ещё и кризисы детского возраста, которые бывают у всех детей и которые нелегко проживают и дети, и родители. Особенно важен возраст с 3 до 6 лет. В этот период ребёнок активно осваивает окружающий мир, причём хочет большей самостоятельности. А родители бывают не готовы к такому активному освоению, контролируют каждый шаг, многое запрещают. На запреты ребёнок отвечает упрямством, негативизмом. Родители стараются настоять на своём, «сломать» непослушание любыми методами, вплоть да жестоких наказаний. Результат – ещё хуже: ребёнок совсем «слетает с катушек». Родители в шоке, им кажется, что это результат «дурной наследственности», что с родным ребёнком ничего подобного бы не случилось, а этот приёмыш – исчадие ада.

А причина в другом. Дети с нарушением привязанности стремятся всё взять под контроль, поскольку их предшествующий негативный жизненный опыт говорит им, что с ним в любой момент могут произойти неприятные события. Поэтому такие дети становятся активными манипуляторами – они жульничают, обманывают, проявляют агрессию. Важным признаком является то, что такие дети стараются не смотреть в глаза родителям, чтобы не позволить им сломать себя и одержать верх. Дети с нарушением привязанности не способны вступать в дружественные отношения с другими людьми, в том числе, с приёмными родителями. У них нет сочувствия к другим людям. Они воспринимают внимание, ласку и заботу, как угрозу своей личной независимости и отвергают любую попытку сближения. Их поступки нелогичны. Попытки уговорить такого ребёнка бесполезны – ребёнок сам хочет контролировать родителей, поэтому будет делать всё наоборот, чтобы сорвать усилия родителей заставить его подчиниться. Дети с нарушением привязанности не реагируют на «нормальные» методы воспитания. Но это не вина их, а огромная беда, которую должны знать и понимать приёмные родители, чтобы окончательно не подорвать веру ребёнка в доброту взрослых и не вырастить морального урода и зависимого человека. Здесь одной любви и заботы недостаточно.

Если приёмные родители попали в подобную ситуацию, им в первую очередь нужно успокоиться, не ругать и не винить себя, постараться понять огромную беду несчастного «брошенного» ребёнка и опыт страхов, тревоги, злости на окружающий мир, который уже был у этого малыша, и с которым он сейчас живёт. Ведь первые детские впечатления никогда не уходят из памяти. Они могут только лишь на время перекрываться более свежими впечатлениями.

Наказывать таких детей бесполезно и жестоко – эти дети уже и так наказаны всем произошедшим с ними. Кроме того, эти дети и так круто замешаны на озлобленности, им даже нравится возбуждать в себе злость, им нравится злить родителей – так они чувствуют себя победителями. Им кажется, что лучший способ управлять взрослыми – это вступать с ними в борьбу и побеждать их. И дети побеждают, когда своими поступками выводят взрослых из себя и заставляют их хвататься за ремень, ругаться, кричать, грозить. Родители рассуждают логично, дети с нарушениями привязанности действуют нелогично, им недоступна логика, известная взрослым. Чтобы одержать победу в этой неравной борьбе, родители должны действовать так, как ребёнок не ждёт, то есть, непредсказуемо и нелогично.

Обычная схема: ребёнок что-то «сотворил» назло родителям, чтобы вызвать их реакцию – и реакция незамедлительно появляется. Вначале ребёнка стыдят, он «заводится» ещё больше, «заводит» родителей, мама плачет, папа хватается за ремень – цель достигнута, родители «на конях», ребёнок доволен: все взрослые гады и сволочи, мои родители такие же, как все, так им и надо.

Как можно по-другому? Ребёнок нашкодил – а родители никак не реагируют. Вообще не замечают проделки. Или же, если проступок серьёзный, спокойно позволяют ребёнку самому нести ответственность за последствия совершённого. Например, нарочно испачкал одежду – пусть ходит в испачканной или сам её почистит (постирает). Сломал игрушку – пусть играет со сломанной или сам её чинит. Не хочет одеваться – пусть идёт на улицу раздетым, без шапки, даже босиком зимой – пусть сделает так, как задумал и сам посмотрит, что из этого выйдет. Родителям стоит на какой-то период превратиться в простых наблюдателей за жизнью и поступками бунтующего приёмного ребёнка, просто выполняя свои обычные родительские функции – приготовить еду, постирать, предложить погулять, прочитать книжку. Не хочет - не нужно, пусть делает, что хочет. Нужно поступать непредсказуемо для ребёнка, чтобы сбить его с толку. Например, он громко кричит – с улыбкой попросить его покричать ещё громче, лучше в открытое окно, чтобы больше народу услыхало. Он нарочно ломает игрушку – принести ему ещё парочку «на слом». Он перевернул тарелку с едой – предложить есть прямо с пола, как щенку, на четвереньках. И всё это спокойно, без охов и ахов, с улыбкой и весёлыми комментариями.

То есть, родители должны показать ребёнку, что он не может проконтролировать их действия, потому что не знает, как родители поступят в каждом конкретном случае. Этими действиями родители покажут ребёнку, что они всё-таки умнее и сильнее его, и что не они его, а он должен их слушаться – по старшинству. Это тяжёлая родительская практика, но единственно возможная в подобных ситуациях. Нужно, чтобы ребёнок понял со временем, что от своих действий он же сам и будет страдать – останется голодным, не будет игрушек, замёрзнет и т.п. В то же время, он будет видеть, что взрослые таких проблем не имеют, потому что ведут себя по-другому, при этом, невозможно вывести их из себя никакими проделками. Со временем, ребёнок незаметно для себя станет делать так, как принято в семье.

Но нужно запастись терпением и родительской хитростью, чтобы победа досталась родителям. Невозможно быть ангелами постоянно. Если злость на маленького сорванца закипает в душе - не стоит её гасить. Нужно от души выговориться, если есть с кем (не в присутствии ребёнка, конечно), пойти на улицу погулять, заняться каким-нибудь активным делом. Нельзя позволять негативным эмоциям разрушать здоровье. И ни в коем случае нельзя винить себя или ребёнка. Нужно понимать, что это типичная ситуация, которую переживают практически все приёмные родители в большей или меньшей степени, и что только от запаса терпения, любви и родительской мудрости зависит результат.

В жизни бывают случаи, когда люди задумываются об усыновлении приемного ребенка. Это может быть следствием разных причин: альтруистичным желанием помочь ребенку, оставшемуся сиротой, невозможностью в силу каких-то причин родить собственного ребёнка, стремлением к многодетной семье при отсутствии здоровья для самостоятельного рождения множества детей. Но какой бы ни была настоящая причина усыновления, перед будущими родителями (или родителем) непременно встанет вопрос о том, насколько сложно будет воспитывать приемного ребенка, какие проблемы могут появиться в связи с усыновлением и как помочь приемному ребенку адаптироваться в новой семье?

Главные проблемы, связанные с усыновлением ребенка и его воспитанием, можно разделить на 3 группы:

1) Адаптация ребенка и взаимоотношения с приемными родителями

Приемным родителям очень важно понять одну вещь: в каком бы возрасте вы не приняли ребенка в свою семью, негативный опыт прошлого все равно будет давить на него. И как бы вы не показывали свою любовь к нему, как бы ни старались быть для него хорошими родителями – душевная травма ребенка все равно проявится. Такого рода проявления могут быть различными: беспокойство, расстройство сна, аппетита, появление неадекватных реакций на любые поступки приемных родителей. Обычно родители, принимая в дом приемного малыша, думают: «Сейчас мы обеспечим ему теплый, уютный дом, вкусную еду, окружим его теплом и заботой. Мы сумеем подарить ему ту любовь, которой его обделили биологические родители». Но, думая про себя так, приемные родители не учитывают одну важную деталь: им намного проще подарить любовь усыновленному ребенку, чем ему – ее принять. Дело в том, что брошенные дети – особенные, и в общении с ними и их воспитании возникают трудности, которые одной любовью не разрешишь. Груз прошлого приемного ребенка рано или поздно приведет к тому, что он начнет задаваться вопросом: почему так произошло, почему меня бросили? И на этом этапе необходимо оказать малышу своевременную психологическую поддержку, иначе его внутренние переживания выплеснутся наружу, проявляясь в виде плохого, провоцирующего или отвергающего поведения: он может начать материться, раскачиваться, сосать палец, мазать на стенки экскременты, писаться или придумать что-то более «оригинальное» для того, чтобы только вызвать отвержение себя.

Но есть и другая крайность. Бывает так, что ребенок, не получив в младенчестве должной заботы взрослых, наоборот, может быть очень доверчивым и легко идти ко всем на руки, всех подряд называть мамой и папой, но так же легко забывать при этом. Такой ребенок легко соглашается со всем, что ему говорят, он пассивен и, по сути, ни к кому не привязан. Такие дети испытывают серьезные трудности в установлении близких контактов и постоянных отношений, что необходимо учесть при их воспитании.

И обе эти крайности – нормальная психологическая реакция человека на то, что его когда-то бросили и предали. Дело в том, что и та, и другая крайность направлена только на одно: не привязаться к кому бы то ни было, чтобы снова не быть обманутым и преданым. Первая крайность направлена на отторжение от себя любящих людей, являющая собой установку: спровоцировать на отвержение, которого он сам боится, то есть отвергнуть самому до того, как бросят его. Вторая крайность направлена на то, чтобы не позволить себе ни к кому привязаться. Таким образом, ребёнок подсознательно решает для себя, что позволить себе любить и быть любимым для него чересчур опасно.

Как правило, приемные родители не могут понять, что происходит с их ребенком: он может уйти с кем угодно или провоцировать, чтобы его бросили. В такой ситуации самое важное в воспитании приемыша - не оставаться наедине со своими проблемами, а обратиться к психологу за профессиональной помощью.

Иногда ребенок может проявить особую «изобретательность» и вместо того, чтобы стать «связующим звеном», предпочесть какого-то одного члена семьи - маму или папу. Если семья не слишком крепкая, это может привести к разводу. Многие семьи в подобных ситуациях спешат отказаться от дальнейшего воспитания такого ребенка, тем самым нанося ему еще одну психологическую травму. Но у органов опеки на это счет есть своя санкция: приёмные родители-отказники лишаются родительских прав, и больше ни один орган опеки не даст им на попечение приемного ребенка. Помимо этого, согласно ст.143 Семейного кодекса, "Суд, исходя из интересов ребенка, вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка...".

2) Наследственность

Не будем лукавить - конечно же, тема наследственности волнует приемных родителей и является определенной проблемой в воспитании, из-за которой очень многие просто боятся принимать в свою семью детей из детского дома. Ведь всем известен тот факт, что психологические проблемы исправить можно, а вот «против наследственности не попрешь». В основном, эта боязнь связана с много лет бытовавшим и бытующим мнением, что дети в детских домах все сплошь рождены от алкоголиков, наркоманов и преступников, а пороки их родителей обязательно передадутся по наследству и рано или поздно проявятся. Но генетики имеют на этот счёт свое мнение. Они говорят, что воспитание и наследственность одинаково влияют на развитие личности. А от преступления, наркомании или алкоголизма не застрахован никто – иначе почему во вполне благополучных семьях порой появляются люди с такими пороками?

Есть также мнение, что биологические родители малышей, оказавшихся в детских домах, часто имеют наследственные психические заболевания. Да, действительно, у многих брошенных детей родители страдают такого рода недугами, но надо также заметить, что далеко не все они являются наследственными.

Да и вообще, генетика – это довольно неточная наука. Ведь гены обладают свойством «скрываться» на несколько поколений, а проявляться лишь в третьем-четвертом. А так или иначе, «плохие» гены есть у каждого человека – и когда они проявятся и проявятся ли вообще – это вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.

3) Здоровье

Вопрос здоровья приемного ребенка можно считать связанным с вопросом наследственности, так как оба этих вопроса провоцируют схожие страхи и проблемы в воспитании приемных детей и решаются тоже схоже. Откуда же берутся эти страхи?

Дело в том, что многие потенциальные приемные родители считают, что дети, содержащиеся в детских домах, не отличаются крепким здоровьем. Отчасти это так. В медицинских картах таких детей указано множество диагнозов, однако значительная часть этих диагнозов устанавливается сразу после рождения детей и большинство их при хорошем уходе и воспитании быстро исчезает. Однако чем дольше малыш находится в доме ребенка, где уход за ним, конечно, оставляет желать лучшего, тем больший «багаж» диагнозов он может собрать для себя. Но все эти проблемы в большинстве случаев можно решить, если ребенок попадет в любящую семью, где ему обеспечат достойный уход, лечение и воспитание. Стоит также оговориться, что только небольшая часть диагнозов, занесенных в медицинскую карту приемного ребенка, может требовать длительного лечения. Но, конечно, не будет лишним провести медицинскую диагностику нового члена семьи, чтобы предупредить появление каких-то болезней, о которых приемные родители могут и не догадываться.

Единственный подводный камень – это то, что некоторые болезни могут проявиться с возрастом. Но, к сожалению, никто от этого не застрахован. Ведь такое может, не дай Бог, случиться и с собственным ребенком, но вы же не станете отказываться от него из-за этого? Поэтому, как заводя собственного, так и решившись на приемного ребенка, необходимо определить для себя, что вы готовы принять его таким, каков он есть. И, как показывает практика, решив это для себя, приемные родители забывают все свои страхи и перестают беспокоиться о возможных болезнях своего приемного ребёнка. И, конечно же, стоит помнить, что в домах ребёнка есть и абсолютно здоровые дети, которые оказались сиротами по различным трагическим стечениям обстоятельств.

Заключение

Какой можно подвести итог и чем нужно руководствоваться, решившись на такой серьёзный шаг – взять в свою семью на воспитание приемного ребенка? Прежде всего, надо ясно представлять, что вы берете больного малыша - больного, прежде всего, душевно, а порой и духовно, излечение которого потребует времени. И если вы не готовы к этому - лучше не делать ошибки.

Также важно для себя уяснить, что для воспитания приемного ребенка недостаточно просто доброго, любящего сердца и желания помочь. Нужно, прежде всего, руководствоваться здоровым реализмом. Да, вы готовы взять этого малыша, он готов вас принять – но это ещё далеко не все. Прежде всего, представьте, каким вы хотите видеть своего ребенка: как он должен выглядеть, говорить, что любить, как учиться. Представили? А теперь поймите: ваш ребенок, как бы вы ни старались воспитать его именно таким, НИКОГДА не будет соответствовать этому образу. И это касается не только приемного ребёнка, но и родного тоже. Поэтому ещё раз повторим, наверное, самую важную вещь при принятии решения взять ребенка из детского дома: вы должны принять его таким, какой он есть. И ни в коем случае не ждать от него того, что он оправдает все ваши ожидания и станет таким, каким вы хотите его видеть. Только в этом случае ваше начинание увенчается успехом, проблемы воспитания приемного ребенка не будут выглядеть так угрожающе - и малыш будет счастлив в вашей семье.

Особенности воспитания ребенка в приемной семье

В настоящее время немало семей воспитывает приемных детей. Основная причина этого – физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. Иногда бездетность становится настоящей трагедией. Большинство супругов, чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни идут на усыновление чужих детей.

Однако, приемные родители могут столкнутся с некоторыми проблемами.

Например, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка с медицинскими противопоказаниями, будущим приемным родителям надо быть готовым к тому, что могут возникнуть трудности. Не всегда родители готовы растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда бывает, что супруги, взяв на воспитание приемного ребенка, обнаруживают у него серьезные проблемы со здоровьем, отказываются от него, испугавшись последствий. Такое отношение приемных родителей может быть серьезным ударом для ребенка.

Действительно, воспитывать приемного малыша довольно сложно и не каждому это под силу. Будущим родителям рекомендуется брать ребенка в возрасте до 1 года, так как в этот период у него еще отсутствует понятие о родителях и семье. Воспитание приемных детей старшего возраста будет более сложным, так как у них уже имеются свои привычки, интересы и вкусы, которые нужно будет учитывать. Перед тем как привезти ребенка домой, психологи рекомендуют будущим приемным родителям хорошо рассчитать свои силы в отношении ребенка. Недопустимой будет та ситуация, если ребенка сначала берут в семью, а спустя некоторое время возвращают в детский дом, объясняя это тем, что он непослушный, капризный. Для ребенка это будет еще одной психологической травмой и предательством, после чего он окончательно утратит в будущем веру в добро и любовь. Перед тем как усыновить ребенка, будущим родителям следует с ним пообщаться, узнать о его характере, особенностях его поведения. После приезда домой ребенку понадобится примерно около месяца на адаптацию к новым условиям жизни. В это же время родители тоже привыкают к новому члену семьи.

В этот период ребенок может быть счастливым и активным, так как он наконец-то обрел дом и семью, то, о чем так мечтал.

Привыкание ребенка к новой обстановке часто сопровождается проявлением капризов и агрессии в адрес других членов семьи. И в этом случае взрослым необходимо проявить понимание. Им следует объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.

Воспитание приемных детей в семье требует от родителей большого терпения. Но когда наиболее сложный период адаптации пройдет и ребенок вновь обретет спокойствие и доверие к родителям, он начнет привыкать к новому образу жизни и к своим приемным родителям. Полная адаптация ребенка длится от 3 до 5 лет, поэтому родителям следует запастись терпением, окружить ребенка заботой и любовью. В воспитании приемных детей могут возникнуть некоторые проблемы, например, приемные родители должны решить, сообщать ребенку о его усыновлении или хранить это в тайне, так как в будущем это может привести к сильнейшему стрессу у ребенка. Еще одной проблемой воспитания приемных детей является то, что ребенок не сразу знает, что в новом доме ему брать разрешено, а что нет, так как в детском доме все вещи были общими. И ребенку надо объяснить, какие вещи лично его, а какие принадлежат другим членам семьи, и которые можно брать только с их разрешения. Ребенок довольно быстро привыкнет в новой семье. Первое время воспитание приемных детей требует от родителей много сил и терпения, но когда трудности будут позади, ребенок отблагодарит их своей любовью.

Понятие и порядок образование приемной семьи определяются Семейным Кодексом РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) и Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие). Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного Кодекса РФ. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Юрисконсульт МДОУ «Солнышко» Лекерова Л.Н.

Воспитание ребенка связано со многими трудностями. Родителям приходится пройти немало испытаний, чтобы вырастить из маленького, слабого, зависимого от других людей человека взрослую, самодостуточную и сильную личность. Хоть и – это тяжкий труд, многие женщины не могут представить себя без ребенка, для них крайне важно обрести счастье материнства. Но, к сожалению, не всегда получается родить ребенка, в этом и других случаях многие семейные пары решаются на усыновление . С какими трудностями приходится сталкиваться родителям, взявшим в семью приемного ребенка ?

Дети из детских домов , интернатов воспитаны совершенно не так, как домашние дети. Они не самостоятельны, практически ничего не могут делать без посторонней помощи, не приучены жить в доме и делать домашние дела, не могут ориентироваться в городе. Родителям, взявшим в семью приемного ребенка, нужно понимать, что он воспитан в другой среде и привык жить по правилам детского дома, поэтому ему потребуется немало времени на адаптацию. Некоторые люди считают, что усыновить уже готового ребенка гораздо легче, чем родить, не спать ночами, менять подгузники, проходить все тяжелые этапы развития. Но это ошибочное мнение. Ребенок, оказавшийся в детском доме, часто имеет тяжелую судьбу и многое пережил за свои годы. Агрессивное поведение нередко является результатом потерь и бед, с которыми пришлось ему столкнуться.

Правила воспитания приемного ребенка

Психологи отмечают, что плохое поведение в первые месяцы в новом доме является позитивным знаком. В самом начале ребенок зажат, . В это время он ведет себя не так, как привык в обычном кругу. Он контролирует свое поведение, чтобы расположить к себе родителей и других членов семьи, но рано или поздно малыш теряет контроль и показывает себя настоящего. В том случае, если ребенок с самого начала ведет себя естественно, он на подсознательном уровне осознает и принимает обретенную связь с родителями. Осознание и принятие – первый шаг к успешному воспитанию приемного ребенка.

Ошибки родителей в воспитании приемных детей

Часто родители ожидают резких перемен в поведении приемного ребенка , не давая ему времени на адаптацию. К примеру, они ждут благодарность за свою заботу, а ребенок, только оказавшийся в новом доме, еще морально не готов к выражению своих чувств, к благодарности. Неумение выражать чувства, страх открыться и быть отвергнутым, боязнь довериться родители принимают за неблагодарность. Умение благодарить придет со временем. Необходимо набраться терпения и усиленно идти к своей цели через правильное воспитание и любовь.

Причина плохого поведения – это растерянность, ощущаемая малышом в новом доме. Раньше у него была определенная роль, он четко знал, за что несет ответственность, теперь ребенок не понимает, какое место ему отведено в новом доме, не знает, как себя вести. Необходимо постоянно показывать ребенку его значимость и роль, которую он играет в новой семье. Всегда можно обратиться за помощью к социальным работникам и психологам.

Не стоит с первых дней требовать у приемного ребенка, чтобы он называл родителей «мамой» и «папой». Родителям нужно понимать, что ребенку нужно время, чтобы произнести эти слова. Это вовсе не говорит о том, что ему никто из новой семьи не нужен, что он неблагодарен. Необходимо набраться терпения и, проявляя максимальную сдержанность, внимательность, поддерживать ребенка, дать ему понять, что он обладает теми же правами, что и другие члены семьи в новом доме. Все трудности временны, и вскоре ребенок научится выражать свои чувства, дарить любовь и ласку родным людям.

Что еще почитать