Почему в итальянских садах не переодевают детей. Почем детские сады в Италии? Сколько стоит дошкольное образование в Италии

Недавно наша семья встала перед выбором: отправлять ли ребенка в ясли, и если да, то в какие. Я вынуждена была со всех сторон изучить такое любопытное явление в жизни Италии, как детский сад, о чем и расскажу в этой статье.

Отдать ребенка в ясли здесь можно практически с рождения. Это обусловлено тем, что многие работодатели дают мамам отпуск всего на четыре месяца. Хочешь, сиди дома месяц до рождения малыша, и три -- после, хочешь -- делай наоборот, суть в том, что рабочее место сохраняется только на совсем коротенький, по нашим меркам, срок. Иногда мамы, едва узнав, что беременны, опрометью бегут записываться в детский сад -- иначе можно не успеть!

ИСТОРИЯ СИЛЬВИИ

Моя соседка Сильвия узнала, что станет мамой, в начале мая, cрок был уже почти два месяца 🙂 Еще не зная пол будущего ребенка, не представляя даже, как его назовет, Сильвия отправилась в муниципалитет -- записывать его в ясли.

Родиться малыш должен был в декабре. Значит, в феврале Сильвии придется вернуться на работу. Она сделала все правильно, ведь в ясли записывают только на протяжении двух месяцев: с мая по июнь, потом места распределяются, закрывается финансирование на этот год, и... все, опоздавшие в пролете.

ПОИСКИ САДА

У нас немного другая ситуация. Возможность быть с ребенком дома у меня есть. Детский сад нужен для того, чтобы дать общение с другими детьми и обеспечить выплеск энергии нашему полуторагодовалому "шнырю", а энергии у него -- через край!

Сад я стала присматривать еще осенью. Навела справки среди знакомых, решила сходить, посмотреть собственными глазами. Везде меня принимали очень радушно. На входе давали бахилы, чтобы не пачкала пол, проводили небольшую экскурсию по всему садику, показывали, где кушают детки, где спят, где моются. В группе в среднем 23 малыша и одна-две нянечки, плюс воспитатель. Няни кормят детей, укладывают спать, меняют памперсы. Воспитатель организует разные игры и упражнения: на развитие речи, моторики, координации движений...

Так я наведалась в три садика, которые понравились мне в разной степени. В первом было светло и просторно, там использовалась особая система, когда вместе находятся дети от рождения до 3 лет. Нет перегородок и групп, как таковых. Малышей разделяют только для занятий: у старших и моторика, и речевые навыки другие, поэтому нет смысла обучать их вместе с теми, кто еще ползает. Когда мы с сыном пришли в этот садик, все дети сидели за двумя большими столами и готовились к полднику. Они выглядели как большая дружная компания, и сын сразу рванул к ним -- общаться и играть. Это был хороший знак...

Второй садик находится в центре нашего городка, что очень удобно географически, к тому же там работает друг нашей семьи -- он повар. Для итальянцев это важный момент -- своя в садике кухня или еду привозят уже готовой. Дирекция очень взыскательна к приготовлению блюд, тщательно проверяет все упаковки с привозимыми продуктами, если что-то повреждено -- немедленно возвращается производителю. Когда мы с сыном пришли сюда, нам вынесли пиццу на тарелочке -- попробовать. Вкусно!

Затем мы пошли на экскурсию: обычный садик, дети разделены на группы в соответствии с возрастом, везде стеклянные двери, которые плотно закрываются. В одной группе мальчик месяцев семи сосредоточенно лупил бубном по голове другого, а нянечка меняла третьему памперс и отчитывала "проказника", который не проявлял к ее словам никакого интереса. "Не беспокойся, -- сказал мне повар, -- малыш всегда будет под надежным присмотром, гарантирую." Поясню: в Италии очень важно определить ребенка куда-то "по знакомству", к "своему человеку" -- считается, что так за ним будут лучше присматривать.

Третий сад был мечтой моей свекрови. Он находится практически у нас во дворе и принадлежит маме приходского священника дона Марчелло. Единственное, что мне здесь не очень понравилось -- низкие кровати, буквально в пол, стоящие рядом с балконными дверьми. Логично предположить, что зимой из таких дверей сквозит, и детям спится не очень-то уютно. Одним крылом садик сообщается с церковью, а другим -- с виллой дона Марчелло. Придя домой и немного подумав, я решила исключить это заведение из списка, -- все же с ранних лет приобщать ребенка к религии мне бы не хотелось, пусть лучше у нас будут ясли без идеологической подоплеки.

Так я узнала, что представляют из себя детские сады в Италии. Была немного разочарована, так как они не сильно отличались от садика, в который я ходила сама много лет назад. А сейчас, бывая в Минске, мы с сыном посещаем детский развивающий центр, где игрушек, игр и упражнений на развитие гораздо больше. Но поскольку главная цель -- дать ребенку общение с другими малышами, мы решили-таки подавать заявку на детский сад.

ПОЧЕМ ДЕТСКИЕ САДЫ В ИТАЛИИ?

Настал май. Я пришла в муниципалитет со всеми документами. Собственно, потребовалось заполнить одно короткое заявление, указав, кто мать и отец ребенка, кто из нас работает, и есть ли у нас бабушки, по состоянию здоровья годные "к службе". "При чем здесь бабушки?" -- спросите вы. Они -- в какой-то степени двигатель экономики Италии, многие мамы, вынужденные выходить на работу через пару месяцев после родов, доверяют детей бабушкам, которые растят их затем всю жизнь... Такое использование бабушек -- официальная позиция правительства Италии, поэтому не удивляйтесь, обнаружив вопросы о них в графах самых разных анкет.

Обычно к заявлению прикладывают еще один важный документ -- сведения о годовом доходе семьи. От этой цифры зависит, сколько вам придется платить за детский сад в Италии.

Вот мы и подошли к самому интересному: цене вопроса. Она высчитывается индивидуально, исходя из того, оба ли родителя работают, есть ли в собственности автомобиль и недвижимость, оказывают ли помощь бабушки, и какова сумма дохода вашей семьи.

Что входит в оплату? Четырехразовое питание, памперсы, средства гигиены и материалы, необходимые для развития ребенка, -- пластилин, краски, и так далее. Родители ничего из дома не приносят. По времени пребывание в саду может длиться до вечера (обычно до 16.00) или до обеда (12.45). Многие итальянцы отдают детей в садик только на первую половину дня, затем их забирают бабушки и воспитание продолжается дома. По деньгам разбежка невелика: если вы платите за полдня 300 Евро, то оставить ребенка до вечера потянет примерно на 350.

Мы сведения о доходах прикладывать не стали: в этом случае автоматически считается, что доход семьи превышает 30000 Евро в год, и начисляется самая высокая оплата. Для всех остальных случаев есть специальная таблица, из которой видно, сколько платит семья с тем или иным уровнем достатка. Надо понимать, что это условная цифра, которая высчитывается, исходя из многих факторов. Например, доход в 5000 Евро на семью предполагает, что каждый из родителей зарабатывает 2500 Евро в год, то есть примерно 200 Евро в месяц. Эта цифра фантастична, не бывает столь мизерных зарплат в Италии. Возможно, что один из родителей не работает, а другой подрабатывает в летний сезон, к примеру, на пляже, в остальное время года получая пособие по безработице. Но даже при таком условно малом доходе плата за сад будет -- 92 Евро в месяц.

Доход К оплате Доход К оплате
€ 5000 € 92 € 18000 € 330
€ 6000 € 111 € 19000 € 341
€ 7000 € 132 € 20000 € 351
€ 8000 € 152 € 21000 € 366
€ 9000 € 172 € 22000 € 381
€ 10000 € 193 € 23000 € 392
€ 11000 € 213 € 24000 € 402
€ 12000 € 234 € 25000 € 415
€ 13000 € 254 € 26000 € 428
€ 14000 € 274 € 27000 € 442
€ 15000 € 290 € 28000 € 455
€ 16000 € 305 € 29000 € 468
€ 17000 € 320 € 30000 и более € 481

Итак, я подала заявление в муниципалитет. Указала, что нас интересуют два садика, описанные выше. И стала ждать. По закону, заявления рассматриваются в течение двух месяцев, а ответ приходит на почту родителям. Если мест в указанных садиках не оказалось, муниципалитет предлагает другие варианты...

ОТВЕТ

пришел точно в срок. Нашего сына ни в один из симпатичных садов не взяли. Почему -- места достались тем, у кого доход меньше. Некоторые из наших знакомых, кто работает уборщиками или сборщиками фруктов в летний сезон, радовались, что их малыши пойдут в тот сад в центре, где своя кухня, и за чисто символическую плату.

Нам было предложено два садика на выбор, куда я не медля и отправилась.

Увы, в обоих группы были набиты под завязку: 27-28 детей, сидящих друг у друга на головах и вопящих что есть мòчи. Грустная картина -- разрывающиеся и потерянные среди них няни с красными лицами и растрепанными волосами. Нет, в такой сад я ребенка не отдам.

ЧАСТНЫЕ САДЫ

В такой ситуации, как наша, следует обратить взор на частные садики, которых в Италии пруд пруди. В группах обычно до 20 детей, новые игрушки, отремонтированные комнаты, все очень празднично и весело. Директор сада назначит вам встречу, усадит в кожаное кресло и уделит столько внимания, сколько потребуется. Ответит на все вопросы, даже самые каверзные, типа: "По какой методике вы развиваете способности к иностранным языкам у детей?"

Важная деталь: поскольку доход у нас максимальный, то оплачивать муниципальный детский сад нам бы пришлось по самой высокой ставке -- 481 Евро.

Стоимость частных садов -- фиксированная, им нет дела, много вы зарабатываете или нет. Цена стартует от 500 Евро и доходит до 720 (за целый день пребывания, который может растянуться до семи часов вечера). Получается, что таким родителям, как мы, выгоднее отдать ребенка в частный сад -- внимания ему будет больше, а деньги почти такие же.

Я начала объезд частных садов, и в один просто влюбилась. Большое светлое помещение, где находятся дети от рождения до 3 лет, много игрушек, маты для ползания, горки, бассейн с цветными шариками, дворик, в котором припаркованы десять мини-велосипедов, на стене висит огромная доска с концепцией садика, которая так красиво рассказывает, как взрослые должны беречь внутренний мир ребенка. А еще -- в этом саду "с рождения изучается английский язык". Я была ошарашена.

Дома муж посоветовал мне остыть о подумать спокойно. А нужен ли нам сад вообще, или решить поставленные задачи можно другими способами?

Оказалось, что и в этом саду есть один изъян: за то, чтобы отдать туда ребенка на полдня, требуется выложить круглую сумму, но часы посещений будут такими: 7.30 -- 12.00. Для меня нереально привезти малыша к половине восьмого утра, а если я приведу его в 9 и заберу в 12, то получается, что мы платим всего за три часа. "За такие деньги можно нанять самую лучшую в мире няню!!!" -- победоносно закричал мой муж.

ЭПИЛОГ

Подумав, что изучать английский в итальянском детском саду -- это комично (из-за врожденной неспособности итальянцев к иностранным языкам, ставшей темой многих анекдотов), я решила, что сама побуду дома с ребенком. Когда мне захочется расслабиться -- в городе есть так называемый "Бэби-паркинг", куда можно отвести малыша в то время, которое удобно маме, оплата -- почасовая. Если покупаешь абонемент на 10 часов, то рассчитывается по 5 Евро в час. Берешь больше -- цена уменьшается. Правда, там нет никакой кухни вообще, но когда надо оставить ребенка на два-три часа, -- это прекрасный вариант. И детей всегда много.

Когда надоедает и это, можно пойти в большой супермаркет, где обязательно будет крытая площадка с детскими качелями и горками, и детская комната, где лепят, рисуют, танцуют и поют. Бесплатно или за чисто символические деньги.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Всем доброе время суток:)

Оказалось неожиданно (но приятно) много комментариев на мой пост о стоимости продуктов в Италии - если кому интересно - теперь поговорим о детский садах:)

Моей дочке 5,5 лет, этот "учебный" год - последний из трех в детском саду. Живем в пригороде Милана, в небольшом городке с 6ю тысячами населения. Детских садов с прошлого года три, до этого был только один наш государственный и один полностью частный.

Стоимость посещения в первый год была 170 евро в месяц (оплачиваются 10 месяцев в году, с сентября по июнь включительно). В прошлом году 180 евро, и в этом году 190 евро в месяц. Инфляция на лицо))

Садик открывается в 8 утра, и до 9-15 вы можете завести ребенка в сад, после этого двери закрываются, кто не успел - тот опаздал. Забрать ребенка можно уже в 15-45 и до 16-15. Все что после этого - считается продленкой и оплачивается отдельно. В стандартную стоимость входит обед.

Фото при входе в садик

Разноцветные наклейки на полу в виде сердечек позволяют на заблудиться - они ведут в группы, которые как раз и разделяются по цветам.

При входе доска объявлений, на которой помимо всего прочего висит меню:

Например первая неделя месяца:

понедельник - цельнозерная паста с помидорным соусом, сыр Эдамер, картофельное пюре, хлеб, свежие фрукты

вторник - ризотто с шафраном, куриная котлета, шпинат, цельнозерный хлеб, свежие фрукты

среда - полента (кукурузная каша), гуляш из телятины, тертая морковь, хлеб, свежие фрукты

четверг - суп из протертых овощей, эскалоп из индейки, зеленый салат, цельнозерновой хлеб, пудинг ванильный либо шоколадный

пятница - паста с песто (зеленый соус из базилика и кедровых орешков), запеченая в духовке камбала, запеченый в духовке фенхель, хлеб, свежие фрукты.

Я вхожу в родительский комитет по столовой - по одному родителю от каждой группы - это дает возможность приходить без предупреждения в столовую в обеденное время и пробовать еду, открывать кухонные ящики и морозильные камеры, чтобы смотреть сроки годности продуктов, и это ящитаю - здорово:)

Дети, остающиеся на продленку получают дополнительно булочку и сок.. Так что никаких первых и вторых завтраков, как бывает в других детских садах.

Наш садик наполовину считается государственным, наполовину - церковным, то есть при церкви. На фотографии на превью видно, что садик - как бы пристройка к церкви. Если честно, поначалу меня это очень коробило, но потом оказалось что кроме небольшой устной молитвы и нескольких религиозных праздников в году больше это никак не выражается.

Групп в садике всего 6 - они называются по цветам - голубая, желтая, красная, оранжевая, зеленая и фуксия (розовая). Детей примерно 24-26 человек в группе, все смешаны по возрасту, то есть в одной группе есть дети и трех, и четырех и пяти лет. Мне кажется это здорово, потому что маленькие учатся многому у старших, а старшие учатся помогать младшим. Детки первого года посещения называются pulcini - цыплята, второго года - cerbiatti - оленята, и последнего третьего года - puledri - жеребята.

Это вход в группу моей дочки (как видите, на полу розовые сердечки):

Тихий час только у самых маленьких - первого года посещения. Спят они на таких вот раскладушечках, причем постельное белье и подушки родители приносят из дома - каждому свое. В конце недели получают обратно чтобы все постирать и погладить, и в понедельник опять относят в садик.

С последнего года один раз в неделю проводятся занятия английским языком, помимо этого так же раз в неделю есть занятия физкультурой. Празднуются разные праздники - карнавал, рождество, и прочее..

За садиком расположен небольшой сад где дети гуляют - но только когда хорошая погода, зимой их никто не выводит)) Родительские собрания три раза в год..

Еще пара фотографий нашей группы и туалетной комнаты:

Вроде бы и все)

Всем добра и котика!!

Согласно итальянскому законодательству отпуск по уходу за ребенком рассчитан на маленький срок, поэтому вопрос о детских садах и яслях стоит на первом месте. О том, как итальянские мамы выходят из данной ситуации, расскажет нам Ольга Меролла, переехавшая из Самары в Перуджа три года назад.

Отпуск по уходу за ребенком согласно итальянским законам составляет всего 5 месяцев. Уходить в декрет с работы разрешается за 2 месяца до предположительной даты родов и в течении трех месяцев ухаживать за новорожденным, таким образом сохраняя 90-100 % заработной платы. Также есть возможность продлить отпуск, но при этом сумма выплаты сократиться до 30 %! Именно в связи с этим большинство итальянских родителей предпочитают подыскать подходящие дошкольные заведения с яслями и возвращаться в офис.

Можно выделить два основных типа детских садов. Для самых маленьких, куда принимаются детки возрастом с 3-4 месяцев и до 3-х лет. Ясли открыты в рабочие дни недели, то есть суббота и воскресенье у них, как и у большинства других заведений, выходные, а в июле и августе ясли закрываются на каникулы. День в яслях длиться до 16.30, но если по каким-либо причинам родители не могут забрать своего ребенка так рано, то за отдельную плату воспитатели сада присмотрят за малышом вплоть до прихода его родителей.

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана , то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.


Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.

Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать "семейные детские сады”. Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработице в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.

Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике . Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Что касается государственных яслей или сада, то средняя стоимость составляет примерно 300 евро. Но стоимость услуг дошкольных заведений в других регионах Италии может составлять другую сумму. Так, например, цена за месяц садика в Риме составляет 146 евро, в Милане- 230, Венеция - 316 и другие.

Следующей ступенькой является «материнская школа», куда ходят дети от 3 и до 6 лет. Данная «школа» может быть как частная, так и государственная, но и тот и другой тип является платным для родителей. Согласно возрасту ребенка определяют в группу, где примерно от 15 до 30 детей. По количеству таких садов стране, Италия занимает лидирующие места в Европе. Около 98% детей Италии посещают детские дошкольные учреждения.

В детских садах введено трехразовое питание - завтрак, полдник и обед. Оплата родителями за питания вносится отдельно от общей платы за сад. Один прием пищи может составлять приблизительно 4-5 евро. Как правило, сады не имеют своей столовой для приготовления пищи, она им доставляется из единой большой столовой, которая готовит на несколько садов. В садах предлагается биодиета, то есть блюда готовятся из овощей без добавок и вредных удобрений. Основой меню является большое количество фруктов, супы, картофельное пюре, рис, а также каждый день легкие салаты из овощей. Естественно, итальянцы не изменяют традиционным макаронам, детям готовят разные блюда из пасты, к примеру с овощами.

Большинство садов предлагают родителям услугу доставки их детей из дома в сад на автобусах принадлежащих дошкольному учреждению. Такая услуга значительно экономит время родителям утром, но вот вечером, всё-таки, родители забирают детей самостоятельно. Плата за услуги автобуса составляет 25-35 евро в месяц.

Вот официально подтвержденный список того, чему обучают в каждом дошкольном учреждении Италии:

- физическая активность;

- Я и другие (основы совместного проживания в обществе, мораль);

- Расширение словарного запаса ребенка, риторика;

- иностранные языки, самовыражение, креатив;

- знакомство с окружающим миром.


В некоторых садах плюс ко всему включают уроки кулинарии, занятия в бассейне, устраивают театральные спектакли с участием, как детишек, так и профессиональных актеров, в общем, итальянские дети делают всё то, что и наши российские малыши в детских садах. Некоторые сады предлагают следующие занятия: аппликация, лепка, хореография, музыка, рисование, математика, развитие речи, гимнастика, психомоторика, старшим деткам предлагают изучение английского языка и занятия на компьютере.


Зачастую частные детские сады в итальянских городах организуют монахини. Италию можно отнести к очень религиозным странам, поэтому итальянские семьи предпочитают, чтобы их детьми занимались служители церкви. Естественно никто в таких учреждениях не заставляет детей проводить в молитве целые дни, и не оказывает на них религиозного давления, но в стандартный курс занятий включаются и молитвы перед приемом пищи и пение псалмов. Занятия проводятся с очевидным уклоном в историю католицизма, а также праздники проводятся с религиозным уклоном.


В Италии принято, что в первый день пребывания малыша в садике, мама проводит с ним весь деть, с утра и до самого вечера. Такое вовлечение ребенка в устоявшийся распорядок жизни сада называется «инсеременто» и соответствует строгому графику. Например, мама в первый день всегда находится рядом с малышом, во второй день в их общении организовывают 15-минутные паузы, третий день проводится с паузой в 30 минут и так далее. "Инсерименто” в среднем, длится около недели, но в некоторых детских садах этот процесс может быть организован по-другому и занимать больший или меньший период времени.

Цена на детский сад для детей возрастом от 3 до 6 лет высчитывается с учетом общего дохода семьи. Согласно итальянскому законодательству предусмотрено некоторые категории семей, которым положены льготы в оплате. Например, такие льготы могут получать семьи, где оба родителя являются безработными или всего один член семьи работает, а также многодетные семьи.


Ежемесячная плата для таких семей составляет примерно 50-160 евро, в зависимости от годового дохода семьи и региона где она проживает. Средняя сума, выплачиваемая семьями за год, составляет около 970 евро, но следует учитывать, что данные цифры усреднены, то есть в одной группе детского сада можно найти ребенка, родители которого выплачивает 45 евро, а также и такого за которого платят 150 евро в месяц. Разница обусловлена тем, что льготы могут получить не все семьи, обеспеченные семьи ведут оплату за детский сад в соответствии с общими тарифами.

Цены в частных садиках выше государственных, но не намного. Большинство семей Италии предпочитают водить своего ребенка именно в детские сады частного типа, там и количество детей в группе намного меньше и развивающих занятий больше чем в бюджетных садах. Цена за посещения частного детского сада варьирует от 1000 до 1500 евро в год.


В итоге можно смело сказать, что система дошкольных детских учреждений в городах Италии неплохо развита, родителям предоставляется огромный выбор в этой сфере. Родители могут оформить своих детей в государственный, частный, религиозный, творческий детский садик, обучить его английскому языку или игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, оставить малыша в саду до обеда или вплоть до самого вечера.

Образование в Италии сложно назвать лучшим в Европе, но эта страна привлекает тех, кто планирует связать жизнь с творческими специальностями, например, искусством и дизайном. Если планируется обучение в частной школе Италии, то логичным решением будет также отдать ребенка в итальянский детский сад для погружения в языковую среду и плавной адаптации к местным образовательным традициям.

Как устроено дошкольное образование в Италии?

Дошкольное образование в Италии состоит из двух ступеней. Первую из них называют Asilo Nido. Это местные ясли, куда принимают детей от трех месяцев до трех лет. Чаще всего это кратковременные группы пребывания на полдня - с 9:30 до 13:00. Полный день для этой возрастной группы предлагают преимущественно в частных садиках.

Мест в яслях в современной Италией не хватает. Это связано с тем, что в стране очень сильны традиции домашнего воспитания детей, однако в последнее время женщины достаточно часто вынуждены выходить на работу по финансовым соображениям. Приоритетное право на место в яслях имеют дети малоимущих родителей - для того чтобы им воспользоваться нужно написать в муниципалитете специальное заявление.

В яслях дети только играют. Основной акцент делается на социальной адаптации и развитии элементарных навыков самообслуживания. Специальных занятий не проводится.

Вторая ступень дошкольного образования в Италии называется Scuola Materna и предназначена для детей от 3 до 6 лет. Несмотря на то, что обучение остается полностью игровым, дети здесь всё же учатся. Приоритетные направления развития воспитанников определяются Министерством образования страны и включают знакомство с окружающим миром и социальное развитие, физическое и творческое развитие, занятия по родному и (в некоторых учреждениях) иностранному языку.

Важную роль в итальянском дошкольном образовании играет религиозное воспитание. Каждую неделю с детьми занимается специальный педагог, который знакомит их с религией. Однако эти занятия не являются обязательными и в начале каждого года родители подписывают согласие на их посещение ребенком.

В группе государственной scuola materna обычно не менее 16 детей. На такое количество приходится один воспитатель и один его помощник. Все три года пребывания в саду с группой детей находится один воспитатель, который очень любит их. Повышать голос на воспитанников недопустимо, можно только отвлекать от опасных вещей и играть с ними.

Группы разновозрастные - дети от трех до шести лет учатся вместе. Это сделано для того, чтобы братья и сестры-погодки могли ходить в одну группу, чтобы не огорчать их невозможностью видеться в течение дня. Для проведения занятий воспитанников разного возраста рассаживают за разные столы.

Чаще всего сады работают до 16:00 без дневного сна. Есть небольшое количество групп продленного дня до 19:00. Детей в садах кормят обедом. Который готовят на специальных комбинатах питания. Завтрак и дополнительный перекус родители могут дать малышу с собой.

Сколько стоит дошкольное образование в Италии

Если ребенок ходит в государственный детский сад, то посещение будет бесплатным, однако питание и ежемесячные экскурсии необходимо оплачивать отдельно. Обычна сумма составляет до 100 евро ежемесячно и пересчитывается в том случае, если малыш по каким-то причинам не ходил в сад определенное количество дней.

В частных детских садах размер оплаты составляет до 300 евро в месяц. Эта сумма является фиксированной и не пересчитывается в случае болезни малыша или по другим причинам. В стоимость обычно входят спортивные и музыкальные занятия, а во многих садах плавание и занятия английским языком.

Пытаясь решить проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях итальянцев также активно открывают семейные или домашние детские сады. Этот тип учреждений обойдется родителям чуть дешевле стандартных частных, но все же значительно дороже государственных садов.

Детские сады как короткий путь в частные школы в Италии

Посещение детского сада по закону не является обязательным. И всё же более 90% детей их посещает. Делается это в том числе и потому, что при поступлении в хорошую школу обязательно будет задан вопрос посещал ли ребенок детский сад. Социализация в Италии считается одной из важнейших составляющих дошкольного развития.

Что еще почитать