Почему в ссср было другое детство. Эссе «Что такое детство? Что было в детстве

«Куда уходит детство, в какие города?» Все мы прекрасно знаем эти строки известной песни. И, слушая их, невольно впускаем в сердце тоску по чему-то прекрасному и безвозвратно утерянному.

Детство для каждого из нас? Весёлая, беззаботная пора, новые открытия, победы, первые разочарования. Как ни парадоксально, но почему-то, будучи детьми, нам жутко хочется повзрослеть и стать самостоятельными, а спустя годы мы с тоской оглядываемся назад с желанием хотя бы на часок вернуться обратно. Причина этому проста - в детстве мы были полны сил и энергии, желания жить, творить, общаться, познавать. Нам был неведом страх. Мы были молоды, жизнь казалась бесконечной. С течением времени, взрослея, мы приобретаем не только желанную свободу, но и массу забот, проблем, вопросов. Жизнь больше не кажется такой беспечной и радужной, все чаще мы задумываемся о её смысле и конце. Подобные мысли неизбежны. Вот почему порой так хочется укрыться от них в спокойном и радостном месте и снова отыскать свой островок детства. Зачастую родители находят его уже со своими детьми, резвясь вместе с ними. Некоторые настолько трепетно относятся к нему, что ограждают чадо буквально от всего, забывая, что детство - это, прежде всего, период познания, обучения и развития.

Известно, что чем выше живое существо располагается на эволюционной лестнице, тем беспомощнее рождается его детёныш. У ребёнка человека отсутствуют какие-либо готовые формы поведения, как, например, у парнокопытных, которые уже спустя несколько минут после рождения встают на ножки и готовы следовать за своей матерью. К тому же учёными доказано, что между современным ребёнком и новорождённым, жившим несколько десятков тысяч лет назад, практически нет отличий, несмотря на столь разных взрослых из тех же различных эпох. Это говорит о том, что взросление и становление ребёнка всецело зависит от той среды, в которой он находится, и тех знаний, которые он получает. Всем известны факты одичавших детей, живших обособленно от цивилизации. Если такие дети не обучались человеческим навыкам до 6 лет, впоследствии они практически не могли освоить речь, вести беседы и даже прямо ходить.

При рождении ребёнок действительно похож на чистый лист, на который можно нанести практически все что угодно. И этим умело пользуются родители, буквально воруя детство у малышей, превращая их в вундеркиндов. Да, нам, конечно, известны примеры звёзд, спортсменов, ученых, которые добились своих колоссальных успехов, благодаря упорному труду в детстве. Однако вряд ли кто-то из них сказал бы, что такое детство, которое было у него, пожелал бы и своим детям.

Сегодня, с на эту тему появилось много дискуссий. А ведь ещё совсем недавно человечество практически не задумывалось о том, что такое детство. Так, в XIX в дети работали наравне со взрослыми по 14-16 часов, и лишь в начале XX в, с принятием закона о запрете детского труда, детство стало обретать свой нынешний облик. В современном мире родители усердно занимаются своими детьми, все больше отдавая предпочтение умственному развитию ребёнка и пуская его на самотёк или даже ущемляя его. Например, известен тот факт, что нынешние первоклассники за уроками устают намного быстрее, чем дети прежних поколений, из-за недостаточной физической подготовки. Участились случаи падения детей с перекладин детских городков по причине отсутствия у ребёнка необходимой хваткости и неразвитой Вывод напрашивается сам - все должно быть в меру и своевременно.

Все мы родом из детства. Знаем его радости и горести, готовы дать своим чадам все самое лучшее, оградить и предостеречь их. Но важно помнить, что время назад не вернёшь, историю не перепишешь. Что рядом с вами не просто ваш личность со своими потребностями, мыслями и характером. Позвольте же ему в полной мере узнать, что такое детство, и насладиться им.

Зиля Гатиятуллина
Эссе «Что такое детство?»

Эссе на тему : "Что такое детство ?"

Для меня детство - это самая прекрасная пора : это вся семья вместе, это мамины сказки на ночь, это папа, который учил меня кататься на велосипеде, это любимые игрушки, это каникулы у бабушки и дедушки в деревне, это прятки, казаки разбойники, резиночки во дворе с друзьями, это летний пионерский лагерь с одноклассниками, это познания всего нового и интересного, это время сказочных грез, желаний и мечтаний…

Детство – волшебная страна , в которой все желания непременно сбываются. Детство-добрая сказка , очутившись в которой начинаешь верить в чудеса. В то, что добро, обязательно победит зло. И почему то именно в детстве : светит самое яркое солнце; растут самые большие деревья; цветут самые красивые цветы, с самыми прекрасными ароматами; самые сладкие карамельки, самое бездонное небо (когда висишь на трубе, вниз головой, наблюдая за проплывающими волшебными облаками-кораблями); идет самый сильный и самый тёплый дождь, а после дождя можно побегать по лужам и просто быть самым счастливым, а после наблюдать самую прекрасную и разноцветную радугу.

В детстве мечтаешь быть похожей на свою маму, быть такой же ласковой , нежной, доброй, красивой. Или хочешь стать как папа сильной, храброй и выносливой. Позднее ты мечтаешь стать учителем, врачом или художником.

Детство - беззаботная и счастливая пора. Это свобода и нет никаких проблем, нет обязанностей, все решается само-собой (лишь становясь старше, ты начинаешь понимать, что проблемы за тебя решали родители, семья). Семья – это опора, защита. В глазах своих родителей всегда можно найти понимание, любовь, и заботу. Все это понимаешь спустя годы. Ведь в детстве хотелось наоборот , быстрей повзрослеть и стать самостоятельной : решать все самой, идти куда захочешь, делать что хочешь.

Свое детство я вспоминаю с трепетом в душе и неподдельной искренностью. Выросла в обычной рабочей семье, родители трудились на заводе. У меня было все необходимое для счастливого детства . Это не только праздники и подарки, конфеты и игрушки, но и самое главное - всем сердцем любящие меня родители, мой любимый братик, бабушки и дедушки, много двоюродных сестер и братьев, свобода мыслей, первые успехи и неудачи во всех начинаниях, лучшие друзья, и радости первых открытий и познаний. Детство быстро пролетает , а в сердце ребенка останется волшебная капелька воспоминаний о яркой и солнечной поре.

Я выбрала профессию воспитателя, и считаю себя самым счастливым человеком. Особенность моей профессии – это возможность снова и снова попадать в страну Детства , возможность наблюдать за детской непосредственностью и естественностью, изобретательностью и непредсказуемостью, открытостью и доброжелательностью. К сожалению, все часто и часто в моей работе встречается пассивность детей, проявляющаяся в ограниченности интересов ребенка, а также родительская некомпетентность становятся внешними ограничителями естественного процесса развития ребенка. Все больше родителей перекладывают воспитание своих детей на кого-нибудь, только не на себя, забывая, что семья - это первые воспитатели и образец для подражания. Поэтому в своей работе я использую совместные детско -родительские проекты, которые помогают организовать совместный досуг и проявить детям свою исследовательскую деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность – это добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые в свою очередь успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. А также развиваются способности к рефлексии, умению из отдельных частей выстраивать целое, принимать точку зрения другого участника. И самое главное, по моему мнению, это сближение педагога, родителей и детей, которые работают сообща, помогая своим деткам в новых познаниях и открытиях.

Моя цель как воспитателя - педагога современного мира : делать детей счастливыми, дарить им свое тепло, раскрыть секреты математики и грамоты, познакомить детей с красотой окружающего нас мира, с добрыми и волшебными произведениями великих людей, мечтать и верить в чудеса и самое главное воспитывать достойного гражданина нашего общества. Очень хочется дать детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом чтоб каждый шел не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Необходимо просто понять, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. И если мои воспитанники, бегут к родителям, чтоб рассказать о чём-то новом, то это и есть, высшая оценка воспитателя – профессионала.

Публикации по теме:

Стихотворное эссе «Что такое игра и как в нее играть» Наступил учебный год Планерки, совещания. Закружил водоворот Начались задания. Первое задание - Эссе нам написать: «Что игра такое И как.

Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Речевое развитие:Развивать связную речь,память,интонационную выразительность речи. Учить детей употреблять в речи сложноподчинненые.

Игра с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Еременко Е. А., воспитатель ГБОУ СОШ №14 СПДС №18.

Эссе «Я детство многократно проживаю» Конкурс педагогов Дошкольного отделения «Я детство многократно проживаю» «Педагог года» Воспитатель Татьяна Ивановна Довгаленко Детский.

Конспект занятия «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми второй младшей группы Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование). Виды детской.

Не так давно я была в нашем тольяттинском художественном музее на выставке, посвященной советскому детству, "Пионерский костер". Организаторы, конечно, постарались на славу - нам всем повязали пионерские галстуки - не так торжественно, конечно, как это было у наших родителей, но все же...

Конечно, все, что там было, было просто стилизацией. Нам показали только небольшой кусочек того волшебного пионерского детства. Для старшего поколения - прогулка в прошлое, для меня и, уж тем более, детей первого-второго класса, которые там были - открытие просто параллельной реальности. А меня это заставило задуматься - а что было в моем детстве? Или есть сейчас у них? И вообще - что есть в детстве той или иной эпохи?

Конечно, у ребенка есть только то, что дали взрослые. Та реальность, которую создали взрослые, начиная от государства и заканчивая игрушками в своей комнате. А она всегда была разной.

Начинаем, как положено, с детства дореволюционного .

Как-то мне попалась книга Е.Водовозовой "На заре жизни". Воспоминания барышни из обедневшей дворянской семьи.

Воспоминания эти имеют мало общего с романтической повестью Толстого "Детство", хотя и там, и там - семья помещика. А отец героини еще и воевал на фронтах Отечественной войны и был в Европе, где приобрел достаточно либеральные взгляды. Автор пишет о нем, как о человеке, демократически относящемся к крепостным и к собственным детям, но абсолютного атеиста - идеальный советский образ. Таким же изображает своего отца писательница Александра Бруштейн в повести "Дорога уходит в даль" (кто не читал, прочитайте). Кстати. для сведения - госпожа Водовозова тоже застала Революцию и советскую власть и тоже целиком и полностью ее приняла.

Но будем все-таки принимать то, что она пишет, за чистую правду.

Детство дворянского ребенка райским не было. Главная задача нянек и гувернеров была в том, чтобы ребенок поменьше показывался родителям на глаза. Об этом пишет и Толстой - его Николенька общается с матерью только утром, когда целует ей руку и желает доброго утра и вечером, когда она крестит его перед сном. Все остальное время значимыми для него взрослыми становятся гувернер Карл Иваныч и крепостная ключница Наталья Савишна. Никакого контакта с отцом у него и вовсе нет. А Водовозова пишет также еще и о приниженном положении детей - они были чуть выше крепостных. "Под детскую выделяли самую темную комнату, которая не годилась для взрослых", - пишет она. Из сладкого детям доставалось подпорченное варенье - то, что получше, было, видимо, для матери и гостей, то, что совсем плохое - для дворни, а чуть подпорченное - для детей. Впрочем, это можно объяснить и тем, что семья героини разорилась, а детей было много.

О жизни детей бедняков и вовсе не стоит говорить. Голод, труд с малых лет, побои и унижения подробно описали самые разные дореволюционные писатели.

Советское детство

Говоря о "советском детстве" нужно уточнять - какое именно "советское"? Советский мир тридцатых годов и шестидесятых - две ОЧЕНЬ большие разницы. Про эпоху Великой Отечественной войны, когда детям приходилось проходить все круги ада наравне со взрослыми - концлагеря , бомбежки, партизанская работа - я уж и не говорю. Да и быть ребенком в 30-ые - тоже не великая радость. Когда ночью в дверь стучат чужие люди в форме, забирают твоего отца или мать и увозят неизвестно куда..

Когда нам говорят о счастливом советском детстве имеют в виду эпоху в двадцать лет - с шестидесятых по восьмидесятые. Одна из моих университетских преподавательниц даже назвала эту эпоху "коммунизмом". Что это и был тот самый "коммунизм", который все никак построить не могли. Беззаботность, пионерлагеря, пионерские зорьки, песни у костра и та самая печеная картошка.

Но все-таки хочется добавить ложку дегтя в бочку меда.

Мне попадались статьи о советской школе. Воспоминания женщины, которая признавала - советская школа была адом для девочек. Именно для девочек. Когда учительница могла унизить тебя за то, что ты осмелилась накрасить ресницы. Конечно, школа - не место для макияжа, но у учительниц всегда было для таких девочек готовое клише - проcтитyтка. Проcтитyткой могли назвать и за двойки, и за то, что юбка ползет вверх, потому что ты из нее выросла, а брюки по форме носить нельзя. А женские туалеты, где такое понятие, как "кабинка" просто не существовало? Мелочь? Но почему такое простое явление, как поход в туалет, должно превращаться для девочки в настоящее испытание и унижение? Просто в советское время о подобных вещах никто никогда бы даже думать не стал. "Чего? Какое-такое достоинство детей?? Не, не слышали". Но что гораздо хуже - не все советские учителя были готовы мириться, что у ученика может быть свое мнение. Посмотрите фильм "Доживем до понедельника". Где девочка осмелилась в сочинении про счастье написать правду - для нее счастье это выйти замуж и родить троих детей. Для нее главное - Семья. А коллективный труд на благо страны - все-таки на втором месте. Учительница посоветовала ей взять другую тему, поскольку такое сочинение она принять не может.

Детство переломной эпохи

Как-то один из наших школьных учителей заметил: "В 90-ые заводить детей осмеливались только самые смелые люди - такие, как ваши родители". И действительно - мир рухнул, что дальше, один Бог знает, какие тут дети?? Когда даже не знаешь, чем их потом будешь кормить. Так что у тех, кто родился в эти года, двойной повод поклониться родителям. Ведь решились же!

Что создавало детство моего поколения? (уж извините, без личных воспоминаний тоже не обойдется). Диснеевские мультики, журнал "Принцесса" (для девочек, разумеется) и - надеюсь, кто-нибудь еще про это вспомнит - фишки.

Помните эту игру? Я застала ее во время начальной школы. В коридорах собиралась небольшая толпа. Шумели страшно. Игра была простая - нужно было бросить фишку так, чтобы она перевернулась. Не перевернулась - переходила к твоему сопернику. Круглые фишки из картона или пластика с покемонами, супергероями и Сейлормун переходили из рук в руки. У кого-то собирались целые пакеты.

Ну и, конечно, детство моего поколения создал "Гарри Поттер". Так что мы можем искренне сказать: "Спасибо, Джоан Роулинг, за наше счастливое детство!". Книги о Гарри Поттере - это целая Вселенная. И ее очарование не разрушит даже эта странная пьеса "Гарри Поттер и проклятое дитя", написанная даже не ею. От Джоан Роулинг было только разрешение. Зато мы с вами можем убедиться, что бывает, когда писатель прислушивается к мнению фанатов и начинает свой мир перекраивать в соответствии с желаниями публики. Хотите дочь Волан-де-морту и Беллатриссе Лейстрейдж? Да пожалуйста! В итоге получилась ерунда, и это признают все.

Наше поколение считают избалованным. И действительно - впервые за всю историю человечества ребенок стал центром! "Все лучшее детям". Так не рассуждали ни до Революции, ни в советское время. Ну, конечно, многое зависит от родителей. Их взглядов и материального достатка.

Поколение 2000-ых

Да, это те самые любители гаджетов и интернета (хотя где я этот материал буду выкладывать и где вы его будете читать?? Правильно, в интернете).

По сути разница между ними, и теми, кто был раньше, не столь велика. Они также стремятся к признанию среди сверстников и добиваются этого всеми возможными путями - к примеру, залезая на крышу и снимая все это на телефон. Теперь у них есть цифровое выражение их значимости - лайки. Значки "мне нравится".

Но давайте честно - универсальное, одно для всех детство, закончилось во времена пионерских лагерей. В наше время дети растут в совершенно разных условиях. Даже поездки в Турцию могут себе позволить не все. Вдобавок дети во все века, а сейчас, при дозволенности многообразия мнений - особенно, становятся жертвами сумасшествия родителей. Если твои родители вегетарианцы (а точнее - веганы , поскольку, на мой взгляд, вегетарианцы - это несколько другое), то тебе придется рыдать в детском саду, пока друзья едят котлеты. Причем если у ребенка будут проблемы со здоровьем, неуспеваемость в школе - родители-веганы в жизни не решат, что это связано с питанием. Нет. Эти "трупоеды" сами дураки. Если религиозные фанатики - ребенку, скорее всего, некуда от этого деться. Да и что же теперь, забирать ребенка из семьи, если родители его в церковь сводили?? В интернете ходили слухи, будто это собираются запретить - водить детей в церковь - но это не более, чем очередная интернетная "утка". Но главное, чего у советских детей точно не было - осознания, что "мой папа думает так, а папа Васи по-другому". И что бедному современному ребенку с этим делать?? Только уходить от всех этих сложностей в компьютерные игры.

То же самое с политикой. Дети дореволюционные росли, оторванные от политических реалий. Советская же власть понемногу начала вводить детей в политику - проводила специальные уроки в школе. У современных такого нет, но от политики им просто некуда деться. Личный опыт - проходила практику в частной школе. И в учебнике попалось словосочетание "ворота Киева". Нужно было составить предложение. Ученики написали: "Ворота Киева увидели майдан". Уточняю - на тот момент это был шестой класс. Однако не удивлюсь, если даже первоклассники окажутся прекрасно осведомлены о событиях в Киеве. Но и не говорить детям о политике нельзя. Значит, о cекcе можно, а о политике нельзя? Просто эту информацию надо преподносить правильно.

Звоните по случайному номеру и несёте всякую чушь из серии «Это квартира Зайцевых? А почему тогда уши из трубки торчат?», наслаждаясь недоумением собеседника. Потехе пришёл конец, когда наступила эра телефонов с определителем номера.

В эпоху пейджеров веселье вышло на новый уровень. Можно было искать в газетных объявлениях номера потенциальных жертв и терроризировать их таинственными посланиями.

2. Шалаши

Наверное, в каждом дворе был шалаш, построенный детьми из картонных коробок и прочего хлама. В этих укрытиях проводились заседания тайных обществ, у которых был и устав, и даже секретный язык.

3. Лимонад из лимонной кислоты и соды

На пол-литра воды берёте по две чайные ложки лимонной кислоты и соды, можно добавить сахар, чтобы было не так кисло. Шипит самодельный лимонад почти как настоящий, только ощутимо отдаёт содой. Но кого из нас это волновало?

4. Сбор счастливых трамвайных билетиков

Есть их сразу - бессмысленное расточительство, надо было накопить побольше билетов и употребить оптом перед сложной контрольной.

5. Эксперименты с травинкой и муравейником

Если опустить травинку в муравейник, стараниями насекомых она становится кисленькой. Зачем мы это делали? Хороший вопрос, на который нет ответа.

6. Стрижка кукол

Потом начинающие парикмахеры долго ждали, когда же у куклы вновь отрастут волосы, и разочаровывались в жизни, узнав, что никогда.

7. Строительство баррикад из веток и камней перед поливальной машиной

Интересно было наблюдать, справится с ними поток воды или нет.

8. Добыча свинца из аккумуляторов

Плавите его в консервной банке на костре, а потом заливаете жидкий металл в глиняные формы или ямки, выкопанные в земле. Наконечники для стрел получались отменные.

9. Накладные ногти из лепестков космеи

Было красиво, хоть и отваливались такие ногти практически сразу же.

10. Жвачка из вишнёвой или сливовой смолы

На вкус, конечно, так себе, но при отсутствии настоящей жвачки вполне достойный вариант. Во всяком случае, лучше, чем гудрон (да, его мы тоже ели).

11. Сикалка

Берёте пластиковую бутылку с водой, делаете в крышке дырку и гоняетесь с получившимся оружием за друзьями. Бюджетный и вполне себе лайфхакерский аналог водяного пистолета.

12. Гипноз

Гипнотизируемый закрывает глаза и вытягивает вперёд руки, а вы делаете у него перед лицом магические пассы. По идее его ладони должны были притягиваться друг к другу. У некоторых получалось.

13. «Секретики»

Выкапываете в земле ямку, кладёте туда красивый фантик от конфеты, цветочки и прочие мелочи. Сверху накрываете осколком стекла и закапываете. Показать свой «секретик» - особая форма доверия, возможная только между близкими друзьями.

14. Самострелы

Вариантов масса: из патрона лампочки, из стержня для гелевой ручки и пружины из зажигалки, из прищепки, наконец.

15. Рогатка из горлышка пластиковой бутылки и напальчника

Стрелять из такого оружия можно рябиной и прочими ягодами.

16. Вызов Пиковой дамы

Иногда вместо неё призывали гнома-матерщинника или доброго повара. Разумеется, никто не приходил, но всё равно было страшно.

17. Спиритические сеансы

Мы вызывали дух Пушкина или Лермонтова, а потом задавали им насущные вопросы в надежде узнать авторитетное мнение.

18. Забавы с карбидом

Самый распространённый вариант - поджигать кусочки карбида кальция в луже.

19. Дымовухи из шариков от пинг-понга

Для изготовления такой штуки нужен измельчённый шарик, тетрадный листок и нитка. Дымище получался знатный!

20. Сифа

Увлекательная игра с крайне глубоким смыслом. По сути, это те же салочки, только осаливали друг друга не рукой, а тряпкой, которой стирают мел с доски (если дело было в школе), или ещё какой-нибудь гадостью, подобранной на улице. Верх мастерства - скрываться от сифы в проезжающем мимо автобусе, выпрыгивая на следующей остановке.

21. Коллекционирование всякого хлама

Пивные крышки, разноцветные пластмассовые пульки, вкладыши от жвачки, цифры из сыра, маленькие плитки, которыми были отделаны некоторые панельные дома… Мы собирали, кажется, вообще всё, что плохо лежало, а потом хвастались, у кого коллекция лучше.

22. Изготовление бит из пивных крышек

Помните, одно время все играли в фишки? Если положить пивную крышку под трамвай, получалась неплохая бита, ничем не хуже обычных пластмассовых.

23. Концерты во дворе

Мы приглашали всех окрестных старушек и детей помладше, а потом услаждали их слух чтением стихов и исполнением бессмертных хитов Наташи Королёвой. Сердобольные бабушки в награду давали конфетки.

24. Охота на прохожих

Наливаете в пакет из-под молока или воздушный шарик воду и поджидаете на балконе, когда внизу появится жертва. Прицеливаетесь - бабах! Кто не спрятался - мы не виноваты.

25. Социальные эксперименты

Считается, что, если пристально смотреть на человека и потирать при этом нос, он решит, что у него что-то не так, и тоже начнёт тереть нос. Разумеется, дети проверяли эту теорию на практике, пугая прохожих.

26. Поедание всего подряд

Растворимое какао и порошковые соки - это понятно, кто же их не пробовал в сухом виде. В ход шли и зелёные яблоки (с солью - самый шик), и хвоя лиственницы, и даже крапива - правда, её ели исключительно на спор.

27. Самодельная почта

Друзьям, которые жили на этаж или два ниже, можно было отправлять письма, складывая их в баночку, привязанную на достаточно длинную леску. Высовываетесь из окна и опускаете послание, а друг его получает и отправляет вам ответ.

28. Самодельный телефон

Для него нужны два пластиковых стаканчика, две спички и нитка. В дне стаканчиков проделываются небольшие отверстия, куда продевается нитка. К концам нитки привязываются спички. Слышимость была так себе, но речь можно было разобрать.

29. Расчленение игрушек из исследовательского интереса

Сколько кукол, плюшевых медведей и машинок пало жертвами нашего любопытства - не перечесть. Ну а что, мы ведь просто хотели понять, как всё это устроено.

30. Роботы из сигаретных пачек

Ребята, у которых кто-то в семье курил, считались настоящими счастливчиками: у них всегда был строительный материал для крутейших роботов.

А как развлекались вы? Делитесь в комментариях топовыми играми из своего детства.


Детство… Такое скоротечное и такое беззаботное. Врачи считают, что в это время закладывается иммунитет на всю дальнейшую жизнь. Конечно, они правы, но дело не только в иммунитете. В детстве также закладываются такие понятия, как честность, порядочность, справедливость. Случается первое предательство, и впервые приходится делать выбор, решая, что хорошо, а что плохо. И от того, каким было детство, во многом зависит, каким вырастет человек и как сложится его дальнейшая жизнь.

Мы, выросшие в СССР, так не похожи на современную молодежь. Это не плохо и не хорошо. Просто мы – другие, и детство у нас было другое.

Мы не боялись быть смешными и нелепыми и запросто ходили гулять в растянутых штанах и старых кедах. Мы тоже смеялись и подшучивали, если кто-то спотыкался или падал, но только потом, а сначала спешили дать руку. В нашем детстве не существовало планшетов, сотовых телефонов и игровых приставок. Когда нам было скучно, мы общались с друзьями. Мы знали наизусть все серии «Ну, погоди!» и ждали по пятницам «В гостях у сказки».


Наши игрушки были простые и понятные, у них не было сложной электронной начинки и радиоуправления. Зато мы постоянно ими менялись и, не задумываясь, одалживали друзьям. В подъездах не было стальных дверей с кодовыми замками. Когда мы вечером выходили гулять, то заходили друг за другом и, обойдя дом, набирали пацанов на две футбольные команды.

Гуляя на улице, мы падали, набивали шишки, теряли зубы, разбивали до крови локти и коленки. Стиснув зубы, мазали по вечерам ссадины зеленкой, мы же мужчины, а мужчины не плачут! Если мы дрались, то не просили пощады и, заработав синяки, не признавались, от кого их получили. Да и нашим родителям не приходило в голову судиться из-за фингала под глазом у сына.


Мы не знали, что нельзя пить сырую воду, ловить лягушек и копать руками червей. Дома не было запертых шкафов и мы, не глядя в глазок, открывали входную дверь. У нас не было защитных шлемов, но если у кого-то был велосипед, на нем по очереди катался весь двор. Мы умели пилить и забивать гвозди, и если находили на свалке крепкие доски и пару колес, могли смастерить отличную каталку.

Мы целыми днями пропадали на улице, возвращаясь домой только к ужину. Родители нам верили, ведь тогда не было мобильников, и нас никто не контролировал. При этом мы хорошо учились, отличали синусы от косинусов, Большую Медведицу от Малой, успевали выучить кучу стихов, понять Достоевского и полюбить Чехова. Мы писали рефераты от руки, а за информацией к ним ходили в библиотеку. Мы и сейчас пишем без ошибок и помогаем внукам с математикой.


Мы не знали про здоровое питание, обожали жареную картошку, сало и хлеб с маслом. Толстых среди нас почти не было, ведь мы редко сидели на месте. Если не гоняли в футбол и не играли в казаков-разбойников, значит, набиралась команда для постройки пиратского судна или отряд партизан. Мы пили из одной бутылки, откусывали по очереди от бутерброда, а настоящий друг всегда давал дожевать жвачку. Зеленые сливы и яблоки были нашей любимой едой, и если от них болели животы, мы никогда не признавались родителям.

А как мы умели дружить! У нас была потребность в общении, мы могли просто болтать с друзьями, организовать «экспедицию» на ближайшую стройку или в лес. Мы часто жгли костры, и это не считалось ЧП или нарушением закона. Мы могли стащить из дома пару кусков хлеба и жарить их над огнем, насадив на прутики.


Фейерверки мы устраивали из спичечных головок, в речку ныряли с тарзанок, непременно лазали по деревьям и строили летом шалаши. Нам не приходило в голову спрашивать на все это разрешения у мамы, милиционеры не хватали нас за руку, а учителя не требовали с родителей подробного отчета о том, чем занимаются после школы их дети.



Если мы что-то делали, то по-настоящему, без лицемерия и «камня за пазухой». Дрались до «победного конца», влюблялись отчаянно, дружили на всю жизнь. Было стыдно прятаться за спину родителей, хвастаться «крутыми» родственниками, давать взятки и «косить» от армии.

Мерилом поступков была совесть, а не деньги. Родители знали наши оценки и наших друзей, ходили на собрания в школу, но вмешивались редко. Мы мечтали и строили планы. Хотели быть летчиками, космонавтами, капитанами кораблей и пожарными.


Мы с детства учились бороться, быть честными и ответственными. Стремились побеждать, не боялись поражений и не пасовали от неудач. Нынешнее поколение нас иногда недолюбливает и называет «совками». Они забыли, что это благодаря нам образовалось могучее государство и именно «совки» по-прежнему готовы на все ради благополучия Родины!

Возможно, мы не умеем «заколачивать большие состояния», зато мы знаем, что такое совесть и чувство собственного достоинства и верим, что главное в жизни – любовь и добро.

Что еще почитать