Понятие тургеневская девушка ася. Образ тургеневской девушки в повести ася. Образ тургеневской девушки в повести "Ася"

Как и писатель, так и художник стремятся создать такой образ, который будет неповторимым, запомнится всем, кто прочтет произведение или посмотрит картину. Писатель и классик русской литературы Тургенев любил анализировать противоречивые черты в персонажах. Чаще всего это в его произведениях касалось представительниц женского пола.

Благодаря такой особенности описания своих героинь и появилось понятие «тургеневская девушка». Понятие это используется не только в качестве литературных терминов, а и в жизни. Называют так замкнутых в себе представительниц прекрасного пола, скромных, романтичных, обладающих богатым душевным миром.

Тургеневская героиня является одной из наиболее ярких представительниц подобных персонажей. Она описана писателем в повести «Ася».

Первая же встреча с героиней интригует: «Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица». Ее небольшой тонкий нос, округлые детские щеки, глаза притягивают взгляд. Она грациозна, отлично сложена.

(Кинофильм "Ася", роль героини исполнила Елена Коренева, СССР, 1978 )

Девушка обладает противоречивым характером, который сформировался благодаря строгому воспитанию матери, а затем во безмерной отцовской любви. Она была взята отцом к себе после смерти матери. И он решил сделать из нее светскую барышню. Девушка увлекается французскими любовными романами. Это тоже оставило след в ее душе, повлияло на ее мировоззрение. Ася подобна актрисе, любящей играть различные образы, играть роли, как в театре. Сегодня, например, она отличная хозяйка дома, завтра хрупкая и романтичная девушка, а потом такая сорвиголова, что в ней трудно признать тихоню.

Ее поведение иногда кажется диким и не вполне естественным, но актерски играя, Ася бесконечно искренна и естественна. Если девушка предстает перед человеком, способным ее понять и перед ним можно снять актерскую маску, в Асе можно увидеть скромное, милое и смелое существо. Девушка в этом случае не боится совершать противоречивые поступки, не принятые в современном ей обществе.

Весь трагизм Асиной жизни в том, что она является дочерью крепостной женщины и помещика. Это становится причиной странности ее поведения. Девушка воспитывалась матерью, а потому не научена себя вести в светском обществе.

(В роли господина Н.Н. Игорь Костолевский, СССР, 1978 )

Рассказывается повесть неким Н.Н. Этот человек встретил героиню произведения в Германии. Там девушка живет с братом. Ее обаятельное своеобразие пробуждает повествующем нежные чувства к девушке Ася же впервые встречается с подобным чувством.

Н. Н. показался ей необычайно интересным человеком, героем. Девушка влюбляется и как бы приобретает силу, веру в жизнь. Глубина ее любви подчеркнута контрастом меж нею и сердечными "терзаниям" немки Ганхен, вначале «огорченной», тем, что ее любимый "пошел в солдаты". А потом служанка встречает другого юношу и начинает с ним роман. Образ Ганхен как бы подчеркивает чистоту чувств Аси, их глубину и яркость. Но ее возлюбленный совершенно не таков, каким его вначале видит Ася. Н.Н. нерешителен, не умеет отвечать на ее пылкую любовь. Решительное поведение девушки отпугивает Н. Н., и он оставляет девушку. Первое чувство героини оказывается горьким, но девушка не пала духом. Она смогла преодолеть депрессию, стала взрослее, и уехала, чтобы забыть несчастливую любовь навсегда.

«Ася» о знаменовала выход писателя из депрессии, после которого он постепенно занял довольно высокое место среди литераторов, а образ Аси занял лидирующую ступеньку среди женских литературных образов.

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Ася, Наталья, Елена

Ася из одноименной повести поначалу кажется главному герою миловидной, но несколько неуравновешенной. Наталья Ласунская из романа «Рудин» производит невыгодное впечатление на тех, кто видит ее в первый раз, она кажется угловатой, хотя у нее чистое, правильное и выразительное лицо.

Героиня романа «Новь» Марианна кажется вообще дурнушкой, с круглым лицом, большим носом и слишком светлыми глазами. Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» производит впечатление серьезной, очень тактичной девушки, которая старается никого не обидеть. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей.

Тургеневская девушка в современном мире

Образ «тургеневской барышни» за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. Это не совсем верное понимание творчества Тургенева. Его героини, конечно, в какой-то степени романтичны, но далеко не наивны. Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности.

Образ тургеневской девушки.

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. Я с ними полностью согласна. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася – это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

И.С. Тургеневу удалось создать яркий, запоминающийся тип русской девушки. Одни исследователи утверждают, что писатель взял их примеры из жизни, другие доказывают, что тургеневские девушки существовали только в воображении автора как некий идеал, которому стали следовать в жизни. Как бы то ни было, тургеневские девушки в нашем восприятии – это поразительно-глубокие, тонкие, смелые, беззаветно любящие, бескомпромиссные и мудрые героини. К сожалению, они часто превосходят своих избранников в духовном плане по силе воли и целеустремлённости. Они влюбляются в недостойных людей, но, даже разочаровавшись, не теряют свой внутренний стержень. В ряду тургеневских девушек стоит Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо», Наталья Ласунская из романа «Рудин» и др. Конечно, в этой галерее замечательных образов особое место принадлежит Асе из одноимённой повести Тургенева.

Да, все эти героини обладают разными характерами, но сущность у них одна, впрочем, их объединяет и трагическая судьба. Многие личностные качества позволяют провести параллели между Асей, Лизой Калитиной и Натальей Ласунской. Их сходство в произведениях заметили ещё современники И.С. Тургенева и не раз писали об этом в своих статьях. Так, в 1861 году Д.И. Писарев отмечал: «Наталья в «Рудине» похожа на Асю, или, вернее, в основу их личностей положена автором одна идея, разработанная различно в обоих романах».

Подобно Лизе Калитиной и Наталье Ласунской, Ася – богато одарённая натура. Она не была испорчена светским воспитанием, приучающим лицемерить. Наоборот, с детства Ася развивала в себе самостоятельность и независимость, боролась со своим мучительным двойственным положением дочери барина и крепостной крестьянки и победила в этой борьбе. Её не испортила забота отца и пребывание в светском пансионе.

У Аси всегда была своя позиция, собственное мнение. Она привыкла жить, следуя своему сердцу. Поэтому смогла сохранить в себе чистоту чувств, душевность, искренность, естественность и простоту. Самыми отвратительными пороками она считала трусость и лесть. Это характеризует Асю как честного и прямого человека. Во всех её поступках мы чувствуем пленительную непосредственность, эмоциональность. В них нет наигранности и фальши. Свои эмоции Ася выражает напрямую, без лукавства, она не может носить обманчивую маску. При этом Ася осознаёт, что это видно окружающим и может сыграть с ней злую шутку.

Все переживания и стремления героини отражаются на её лице, поведении. Господин Н видит её то смиренной и скромной, то свободной, дерзкой и самолюбивой. Причина столь быстрой перемены настроения прозрачна, лежит на поверхности. Она кроется в первом глубоком чувстве девушки к главному герою.

С детства Ася жила особой внутренней жизнью, которая подчас была непонятна её сводному брату Гагину. Ася сформировала свой глубокий внутренний мир, куда впускала далеко не каждого. Она много читала, размышляла о жизни, но мало кому могла высказать все то, что её часто терзало и мучило. Полюбив в первый раз, Ася оказалась в растерянности. Она не знала, что говорить, как себя вести, боялась показаться глупой и смешной. В этом причина её странных поступков и внезапных порывов. Вместе с тем, она возлагала самые радужные надежды на будущее счастье с главным героем. Он представлялся ей воплощением лучших человеческих качеств. Кажется, что её мечта вот-вот сбудется. Но главный герой оказался не тем, за кого он себя выдавал. Его страх и малодушие, его боязнь ответственности, будущего с Асей, постоянное бегство от себя рушат надежды девушки.

Подобно Наталье Ласунской и Лизе Калитиной, Ася почувствовала, что у неё выросли крылья, а вот лететь ей некуда. Так перед нами возникает трагическое противоречие жизни многих лучших героинь И.С. Тургенева. Порой они доверяют свою судьбу слабым, праздным и безвольным людям. Они готовы раскрыть своё сердце, разделить с любимыми счастье и горе, идти за ними на край света, посвятить им свою жизнь, но эти жертвы напрасны, они не нужны их избранникам. В ответ они получают холодные отповеди этих «лишних людей», которые сами отказываются от своего счастья.

Ася видится свободной, сильной духом, волевой. Она способна и к трудным свершениям, готова идти на «трудный подвиг». Позднее, в романе «Дворянское гнездо» Лиза Калитина исполнит слова Аси, посвятит свою жизнь Богу во имя искупления чужих грехов. Ася не бежит от трудностей, не прячется от них, в отличие от главного героя. Она активна и решительна. Рассказывая историю жизни Аси, Гагин отмечает: «Полная независимость во всём! Да разве это легко вынести? Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась за книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но ум и сердце в ней не испортилось».

Подобно другой тургеневской героине, Ася мечтала о герое. Наталья Ласунская надеялась найти его в Рудине. Но Рудин поступил также, как господин Н. В отличие от него, Асе чужда праздность и пошлость жизни. Она стремится к высокому, хочет не зря прожить свою жизнь, совершить что-то полезное, важное. Она задаёт себе серьёзный вопрос: жизнь так быстро проходит, а что мы сделали?

Ася представляет собой деятельную, активную натуру: «Всё существо её стремилось к правде». Она покоряет своей чистой, искренней душой. Именно в Асе господин Н видит характерный тип русской девушки. Она оживляет у него воспоминания о родине. Чем-то Ася напоминает даже пушкинскую Татьяну: «Ася казалась мне совершенно русской девушкой. Для довершения сходства она принялась напевать вполголоса «Матушку голубушку»». В душе Аси идёт постоянная внутренняя работа. Поэтому Гагин предупреждает господина Н, что с ней нельзя шутить. «Ася,- пишет Д.И. Писарев,- такая личность, в которой есть все задатки счастливой полной жизни; развившись помимо условий нашей жизни, она не заразилась её нелепостями».

Ася глубоко и тонко чувствует. Любовь для нее не игра, не пустой флирт. Её первая любовь наивна и прекрасна. Любовь для неё означает посвящение себя другому человеку, стремление к свободе и счастью. Но в жизни часто оказывается так, что чем больше человек любит, тем больше он страдает.

Образ Аси очень поэтичен. Он усиливает лиризм, пронизывающий всю повесть. Героиня открыта для природы, жизни, радости, красоты. Но мечты Аси остаются несбыточными. Они разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого, пустого человека и «обычным порядком окружающего мира». Как только она поняла сущность главного героя, то исчезла из его жизни без объяснений и бесполезных прощаний.

Ася находит в сердцах читателей поддержку и сочувствие. Все симпатии обращены к ней. Несмотря на разочарование в первой любви, читатель уверен в том, что Ася преодолеет боль, сохранит свой внутренний стержень. В этом качестве заключается сила и достоинство её характера, который покорил в своё время Некрасова. Сразу после прочтения повести он написал: « …она прелесть как хороша. От неё веет душевной молодостью, она вся – чистое золото поэзии». Именно поэтому образ Аси наряду с другими тургеневскими девушками навсегда останется близким сердцу читателя.

Что еще почитать