Работа с самооценкой ребенка 6 лет. Как повысить самооценку ребенка: полезные советы для родителей. Вредна ли излишняя похвала

Кто из родителей не хочет вырастить из своего ребенка гармоничную личность, уверенного в себе человека, умеющего принимать собственные решения и учитывать мнения окружающих, преодолевать преграды и достигать целей! К сожалению, в понимании многих взрослых все это должно стать непременным следствием воспитания ребенка послушным. А уж способов добиться этого немало: наказывать, запрещать, укорять, ограничивать, лишать, контролировать, ругать, игнорировать, стыдить… При таком подходе не стоит удивляться, что ребенок растет неуверенным, принявшим роль жертвы и неудачника. Такой ребенок без конца попадает в неловкие ситуации, безвыходные положения, боится малейших трудностей, постоянно находит в себе недостатки. Итог – проблемы в общении, отсутствие друзей, интересов и целей, комплексы… Как повысить самооценку ребенку, как исправить ситуацию и помочь своему чаду?

В разном возрасте

Действовать нужно сообразно возрасту ребенка. От него зависят и возможные проблемы, и тактика родителей.

Примерно до 5 лет малыш не осознает того, как он сам к себе относится. Для него важно мнение окружающих (прежде всего, конечно, родителей, а затем – воспитателей). Он может считать себя виновником плохого поведения или самочувствия близких людей.

На этом этапе важно:

  1. Разводить в понимании малыша понятия «я» и «мой поступок». «Я» ребенка родителям нужно всегда оценивать положительно, демонстрируя любовь и заботу. Смысл выражений «ты плохой» и «ты поступил плохо» – разный. Плох поступок, а не ваш кроха. Он должен знать это.
  2. Объяснять ребенку причины происходящего (папа злится, потому что сильно устал, у сестренки просто плохое настроение).

Уже к 5 – 6 годам ребенок всерьез задумывается: кто я? какой я? Формируется самооценка – восприятие себя «в себе» и окружающем мире. Главную роль здесь также играет мнение родителей. Самооценка может страдать из-за недостаточных навыков (не умеет рисовать, вырезать, перепрыгивать и т. д.), чувства ненужности, чувства вины.

Необходимо демонстрировать малышу свою любовь, веру в его силы, не акцентировать внимание на том, как он мал и неумел.

7 – 8 лет (младший школьный возраст) – прежде всего, адаптация к школе и учебе, стремление быть хорошим для родителей, учителей, среди одноклассников. Именно сейчас учебные неудачи так болезненны и сильно влияют на дальнейшую мотивацию к обучению.

Нужно чаще создавать ребенку ситуацию успеха, настраивать на его достижение (подчеркивать достоинства, поддерживать, показывать свою веру в его силы, помогать справиться с трудностями учебы).

Распознаем проблему

Как понять, что родители «наспотыкались» в своих воспитательских методах и у ребенка сформировалась низкая самооценка? «Симптомы» проблемы достаточно красноречивы:

  • ребенок не решается просить помощи;
  • постоянно боится, что его обманут, обидят;
  • стремится замкнуться, чурается коллективных игр со сверстниками;
  • не может принимать решения;
  • перекладывает ответственность на кого угодно;
  • стесняется, когда его хвалят, не уверен, достоин ли похвал;
  • не стремится быть первым, лидером, живет «на втором плане»;
  • боится быть непонятым, тревожен по мелочам;
  • настроен на неуспех, уверен, что не справится, постоянно находит причины для невыполнения поставленной задачи;
  • не замечает собственных успехов;
  • боится пробовать себя в чем-то новом, потому что уверен, что не справится.

Знакомая картина? Но почему так получается, ведь родители старались, воспитывали… Постоянно требовали невыполнимого, критиковали за любую мелочь (чтобы учился все делать как надо), приводили в пример других детей (добавляя: «не то, что ты»), напирали на гендерные признаки (почему испачкалась, ты же девочка; не реви, мужчины не плачут!), при этом сами были больше заняты выяснением собственных отношений, а не чувствами своего чада. Но даже если и так, все можно исправить. Хотя придется постараться: правильно хвалить, поддерживать, создавать нужную мотивацию.

С дочкой, которая считает себя откровенной дурнушкой, очень полезно сходить к хорошему фотографу на профессиональную фотосессию. Фотограф может играть со светом, ракурсами, антуражем, настроением, преображая свою модель даже без макияжа. Выложив прекрасные фото в соцсети и получив лестные комментарии, она пересмотрит свое отношение к собственным внешним недостаткам.

Хвалить – только правильно

Как повысить самооценку ребенку, даже если кажется, что все безнадежно? Дать ему уверенность в собственных силах. Похвала – мощнейшее оружие в войне против неуверенности. Но важно понимать, что похвала не самоцель. Не нужно с утра до вечера заливаться соловьем, расхваливая в ребенке все подряд. Ему важно чувствовать участие и одобрение родителей, их уверенность в его силах.

Так за что нужно хвалить ребенка?

  • За его стремление к самовыражению, творчеству, развитию своих талантов (выявить которые вы ему должны помочь). У каждого человека есть свои склонности. Их реализация – чрезвычайно важна. Поэтому нельзя говорить сыну или дочке, что из них не получится великого художника или строителя. Неуверенность в себе, снижение самооценки и мотивации при такой «поддержке» гарантированы.
  • За конкретные заслуги, пусть самые незначительные, но честно достигнутые им самим. Даже если он получил 4 по математике, но вы знаете, что для этого он старался куда больше, чем отличник, которому все дается «слету» — похвалите!
  • За принятое решение, целеустремленность.
  • Похвалите в предвкушении, «авансом»: ты сможешь, у тебя обязательно получится, я в те6я верю! Такая похвала с утра настроит ребенка на позитив в течение предстоящего дня.

Не программируйте подсознание ребенка на выполнение негативной программы (ну что из тебя выйдет, такого бестолкового; ты неисправимый двоечник, неряха, драчун и т. д.; тебе одна дорога – в тюрьму, в детдом, в полицию). Такие фразы, бросаемые в запале, формируют психологическую программу вашего чада. Не удивляйтесь потом, если «накаркаете». Фраза «ну, что я говорила!» пользы не принесет.

Но чтобы поднять самооценку малыша, хвалить можно не за все подряд. Не нужна похвала, если ребенок достиг чего-то не своим трудом (не важно – умственным или физическим) – ведь его заслуги в этом нет. Как нет ее в том, что ребенок внешне красив, строен, что растет здоровым. И в том, какие у него игрушки, одежда. Или в том, что он случайно что-то нашел. Во всех этих случаях для похвал нет оснований. Также не нужно хвалить ребенка из жалости.

Действуем обдуманно

Понятно, что одними похвалами проблема не решится полностью. Важно, чтобы в семье был комфортный психологический микроклимат, чтобы ребенок рос в атмосфере защищенности, любви и поддержки взрослых.

  • Давайте ему возможность участвовать в повседневных семейных хлопотах. Не нужно делать и решать все за него. Все, что ему по силам, ребенок должен делать сам. Пусть помогает вам по дому, чувствуя, что он – может, что он – полезен вам.
  • Поощряйте его инициативу, особенно если она касается саморазвития.
  • Сами транслируйте правильное отношение к собственным неудачам. Фраза «ну ничего, в следующий раз сделаю лучше» гораздо более действенна, чем «всё, никогда больше не возьмусь за это!».
  • Сравнивайте своего малыша только с ним самим – каким он был, каким стал или станет. Но не сравнивайте с другими! Это убивает самооценку!
  • Ругайте его только за данный конкретный проступок, а не «вообще». Не стоит и срывать на ребенке свою злость.
  • Ваша критика должна быть конструктивной и позитивной, а не уничижительной. Отрицательная оценка убивает интерес и стремление к творчеству.
  • Прислушивайтесь к малышу, анализируйте вместе с ним ситуацию, обсуждайте ее на равных, делайте из детской неудачи правильные выводы: «В следующий раз ты учтешь свои ошибки, приложишь больше старания, у тебя обязательно получится лучше». Расскажите ему собственную похожую историю, покажите, как вы с ней справились. Это повысит его доверие к вам.
  • Просите у него совета и помощи, как у взрослого, принимайте эту помощь, следуйте его советам, даже если они не самые правильные.
  • Принимайте и любите вашего ребенка потому, что он ваш ребенок – такой, какой есть.

Адекватная самооценка – залог успешности в обществе, семье, на работе, в увлечениях и талантах. Такой человек умеет принимать решения, не боится трудностей, достигает своих целей, при этом адекватно относясь к себе и окружающим. А закладываем этот фундамент мы, родители.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня, хочется затронуть важную тему для многих родителей. А именно, как повысить самооценку у ребенка и уверенности в себе. А также, мы рассмотрим 6 факторов, влияющих на формирование здоровой самооценки у детей. Ведь воспитать ребёнка с сильным характером, объективно смотрящего на мир вокруг себя, уверенную в себе личность, хотят все родители. Дети с заниженной самооценкой, не уверенные в своих возможностях, не могут быть успешными в жизни. Родители могут легко определить, насколько адекватно ребенок оценивает и ощущает себя.

Есть несколько признаков самооценки:

1. Трудности в общении, замкнутость.

2. Частые проявления страха, беспокойства.

3. Настрой на неудачу в любой деятельности, сомнения.

4. Достигнутые успехи ассоциируются со случайностью.

5. Зависимость от чужого мнения.

Как повысить самооценку у ребенка. Способы повышения самооценки

Основы самоопределения закладываются до трехлетнего возраста. Младенцы полностью открыты перед окружающим миром. Основной вид деятельности для малыша – познание. Похвала взрослых очень важна для них.

Она дает уверенность в собственных возможностях, в том, что мама или папа одобряют действия малыша, что нужно продолжать делать также.

Высокая самооценка

Высокая самооценка наблюдается в дошкольном возрасте, это естественно, дети учатся оценивать свои действия. Родителям надо только придать уверенности малышу, учить коммуникабельности, открытости, тактично высказывая замечания, создавать ситуации признания.

Если в дошкольном возрасте преобладает заниженное самоопределение, то возникнут трудности с повышением его в дальнейшей жизни.

Низкая самооценка

Если у ребенка низкая самооценка, то важно выяснить причины, почему у ребенка низкая самооценка, где родители допустили упущение.

Возможно это высокие требования к ребенку, или наказание по пустякам, не умение находить с малышом общий язык, а также отсутствие времени проведенного вместе, мудрые разговоры с ребенком.

Объективно способны оценить себя младшие школьники

Формирование устойчивых убеждений происходит под влиянием родителей, педагогов, одноклассников. Дети сравнивают себя со сверстниками, успехи в учебе, наличие друзей, успех у противоположного пола.

Здесь важны справедливые высказывания родителей, не следует надевать ярлык неудачника на одаренного в какой-то одной области ребенка.

Очень важно мнение сверстников

Школьники среднего возраста умеют правильно оценить свои достижения, неудачи, черты характера. Они больше прислушиваются к мнению ровесников, чем к советам педагогов и родителей. Взаимоотношения с одноклассниками их интересуют больше, чем учеба.

Ситуации раскрывающие сильные стороны характера

Родителям важно умело создавать ситуации, способные раскрыть сильные стороны характера, поддержать интерес к учебе.

Для повышения веры в свои возможности нужно разрешить подростку самому контролировать свое поведение, жесткое родительское управление способно лишь понизить его уверенность в себе.

Самокритика вредна

Старшеклассники отличаются неустойчивой самооценкой. Они слишком чувствительны к критике, ищут себя, переживают романтические чувства, недовольны внешностью.

Критические замечания родителей могут обернуться нежелательными последствиями, поскольку они слишком ранимы.

Вредна ли излишняя похвала?

Причиной завышенной самооценки является излишняя похвала. Не надо сравнивать подростков со сверстниками, дать возможность само выразиться.

Повысить самооценку и уверенность в себе помогут такие приемы, как общение на равных, просьба в помощи.

Теперь разберемся, что такое здоровая самооценка, и какие факторы могут влиять на развитие здоровой самооценки у ребенка.

Повышение самооценки у детей. 6 факторов, влияющих на развитие здоровой самооценки

Сейчас мы рассмотрим правила, или факторы, которые помогут сформировать здоровую самооценку. Эти правила не только важно знать, но и придерживаться. Они помогут сформировать уверенности в ребенке.

1. Выполнимые цели

Нужно ставить перед ребенком посильную задачу, выполнив ее, он почувствует уверенность в себе. Это ощущение будет заслуженным и объективным.

2. Нужно не перехваливать, но поощрять

Разумно использовать похвалу и наказание.

3. Важно поддержание детской инициативы

Участие в достижении положительного результата ребенком. Он почувствует свою значимость, ответственность.

4. Личный пример правильного поведения

Дети во всем копируют взрослых. Неосознанно, иногда слепо доверяя. Об этом нужно помнить и подавать правильный пример.

5. Негативная оценка не ведет к творческим успехам

Далеко не все дети обладают целеустремленностью. При отрицательной оценке ребенок, скорее всего, бросит начатое дело, у него опустятся руки. Эффективнее успокоить и вселить уверенность, когда что-то не получается.

6. Анализ поступков в доверительных беседах

Доверие много значит в воспитании адекватной самооценки. Нужно стараться быть в курсе всех дел ребенка.

Уверенности в силах придает, безусловно, родительская любовь, чуткость и понимание в общении с детьми. Ребенок должен всегда чувствовать крепкое папино плечо и нежную мамину заботу, тогда у него не будет проблем в общении, замкнутости, низкой или высокой самооценки.

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст - это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен - если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы :

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности - умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе - это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок - очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание - меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал - пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, чада;

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия :

  • первая ступенька - самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую - больше плохие, чем хорошие;
  • пятую - плохие;
  • шестую - очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста :

  1. первую - вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая - шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая - крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить на тему: как поднять самооценку ребёнку. Наверное все знают, что самооценка- это то, как человек оценивает самого себя, свои личные качества, способности, поступки, внешность. И формируется она уже с раннего детства.

Дальнейшая успешность в жизни во многом зависит, какая самооценка у ребёнка.

Она может быть занижена или завышена. И во многом это зависит от родителей. Часто можно услышать от самых близких людей такие слова: "Вечно у тебя ничего не получается! Ты что такой глупый (тупой)! Из тебя ничего не выйдет!" И ребёнок может поверить в эти установки, почувствовать себя ущербным и ни на что не способным.

Как определить самооценку у вашего ребёнка

Заниженная самооценка

Такой ребёнок не уверен в себе и своих силах, тревожен, обидчив и нерешителен. Он всегда настроен на неудачу, думает, что у него ничего не получится, что не справится с каким-то заданием, даже не попробовав.

Плохо адаптируется к новым условиям. Часто недооценивает свои достижения и переоценивает успехи других.

Завышенная самооценка

Ребёнок с завышенной самооценкой считает, что он всегда и во всём прав. Никогда не признаёт свои ошибки, зато сразу замечает их за другими. Ему нравится управлять другими детьми, старается выделиться, обратить на себя внимание любыми способами. Считает себя лучше всех, относится свысока к другим.

У детей в разное время может меняться самооценка. Зависит это от многих факторов: от отношения окружающих, в первую очередь, родителей, от атмосферы в семье, характера и темперамента малыша. Задача родителей-формировать положительную, здоровую и адекватную самооценку.

Как поднять самооценку ребёнку

Если вы понимаете, что у ребёнка низкая самооценка, нужно постараться её повысить.

1. Любите своего малыша, относитесь к нему с уважением и пониманием, чтобы он чувствовал вашу поддержку.

2. Хвалите за любые заслуги и достижения. За хорошие отметки, за выполненную поделку или рисунок, за победу или участие в спортивных соревнованиях и тому подобное.

3. Научитесь переключать внимание с того, что не получилось, на то, за что можно похвалить. Например: "Сегодня ваша команда проиграла матч по футболу, но зато какой красивый гол ты забил, как настоящий футболист, мы тобой гордимся!"

4. Поощряйте увлечение ребёнка какой-либо деятельностью: спортом, танцами, рисованием, пением, конструированием...
Не забывайте хвалить за успехи в выбранной области. Только никогда не говорите, что из него не получится настоящего спортсмена, танцора, художника, певца.

5. Почаще говорите слова поддержки: У тебя всё получится! Ты сможешь! Мы в тебя верим! Ты обязательно справишься!

6. Никогда не сравнивайте вашего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только с самим собой, каким он был и какой сейчас (или будет).

7. Давайте ребёнку посильные поручения, чтобы он чувствовал, что помогает и приносит пользу. Например, вытереть пыль, полить цветы, сходить в магазин, покормить домашних животных.

8. Почаще советуйтесь, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.

9. Иногда просите о помощи как у старшего.
Этот метод очень помогает почувствовать ребёнку себя значимым и полезным.

10. Старайтесь излишне не опекать своего сына (или дочь), предоставляйте больше самостоятельности, поощряйте инициативу.

11. Показывайте своим примером правильное отношение к неудачам и успехам.
Например, у мамы получилось не очень хорошее тесто для пирогов. Она может сказать: "Какой кошмар, больше никогда не буду делать сама тесто!" И другой вариант: "Ничего страшного, в следующий раз я немного изменю рецепт и обязательно получится!" Чувствуете разницу?

12. Если ребёнок провинился, ругайте только за конкретный поступок, а не в целом, задевая его личность.

13. Старайтесь принимать своего малыша таким, какой он есть.

14. Меньше критикуйте и "не навешивайте ярлыки".

Теперь вы знаете, как поднять самооценку ребёнку, если она занижена. Желаю всем родителям и детишкам здоровой адекватной самооценки, уверенности в своих силах и веры в себя!

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Что еще почитать