Сообщение о рождестве христове. История Рождества. Рождество Христово: история праздника. Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Рождество Христово или То, чего мы еще не знаем о празднике Рождества

Говорят, перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола небесная благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья...

Новый год и Рождество - два светлых семейных праздника, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения , когда желают друг другу добра. Различные христианские религиозные конфессии отмечают христианское Рождество в середине зимы с 25 декабря (у католиков) по 7 января (у православных). Рождество - праздник, который многое значит для людей, он не проходит бесследно ни для одного человека, который хотя бы раз слышал о жизни Иисуса Христа и о его жертве для людей.

Режиссеры с мировым именем снимают фильмы про рождество, художники рисуют картины, которые потом становятся шедеврами мирового искусства, поэты слагают стихи о великом таинстве рождения Спасителя.
Ночь перед рождеством - это самое светлое и самое чистое время, когда каждый человек должен простить всем неблаговидные поступки, очиститься перед людьми, попросив прощения за свои грехи и стать немножко светлее, добрее, приблизившись тем самым к Творцу.

Каждый праздник, светский ли он или религиозный, имеет свою историю.

История праздника или Ночь накануне Рождества...

Наиболее подробно о рождении Иисуса Христа рассказывается в Евангелии от Луки:

"Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице."
(Лука, гл. 2:4-7)

В то время, когда Марии было предначертано родить младенца, проходила перепись населения Римской Империи по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в "свой" город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.

После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила сына, которого нарекла по знамению Иисусом.

После рождения Иисуса, ему пришли поклониться пастухи, которые получили светлое известие от ангела. По евангелию от Матфея, на небе в то время загорелась чудесная звезда, которая и привела к Иисусу мудрецов (волхвов). В дар Младенцу пастухи преподнесли ладан, золото и смирну. Весть о рождении Мессии разнеслась по всей Иудее.

Узнав о рождении Нового Царя, царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев мужского пола до двух лет. Однако Иисус избежал печальной участи, так как Иосиф был предупрежден ангелом, который велел ему бежать от расправы в Египет, где Святое Семейство жило до самой смерти Ирода.

Загадка рождения Иисуса Христа рождает множество вопросов: где родился Иисус? Когда родился Иисус Христос?

Где и когда родился Иисус Христос?

Насколько бы удивительным ни было это для современного человека, но древние иудеи считали день рождения человека - началом болей и скорби, и поэтому день рождения не отмечался, как праздник. Это стало причиной того, что установить дату рождения Иисуса Христа доподлинно не представляется возможным. Иисус родился в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли на перепись населения. Установить же приблизительную дату рождения Христа возможно только с помощью различных сопутствующих дат, каких-либо событий, правлений императоров или царей.

Исходя из всех исследований, Иисус родился где-то между 7 и 5 годами до нашей эры. Первая дата рождения 25 декабря) указана в летописи Секста Юлия, датированной 221 г. Однако есть и другие предпосылки к установлению настоящей даты рождения Христа. Это период с 12 по 7 год до н.э. В этот период проходила комета Галлея, которая вполне могла быть названа Вифлеемской звездой. В тот же период проводилась единственная перепись населения. Немаловажным фактом является то, что Иисус родился во времена правления царя Ирода, который умер в 4 году до н.э. Значит, Иисус Христос мог родиться только до 4 года до н.э., никак не позже, иначе на момент казни он был бы слишком молодым.

Согласно исследованиям Роберта Д. Майерса, Библия не содержит указание даты рождения Иисуса. Однако есть слова Луки, который говорит, что "на поле были в то время пастухи, которые сторожили свое стадо". Это говорит о том, что Иисус родился либо летом, либо в начале осени, поскольку в декабре в Иудее было достаточно холодно и дождливо. Следовательно, пастухи не выпасали бы стада на полях.

Ранняя христианская традиция совмещала праздник Богоявления (6 января ), Рождества и Крещения Господня, который в последствии стали различными праздниками.

Традиции Рождества

Безусловно, главной традицией Рождества является наряженная ель. Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской елке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево. Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: "Пусть будет ель древом Христа". Именно поэтому Рождество в Германии отмечается высаживанием молоденьких елочек.


Символами Рождества являются также вечнозеленый венок со свечами, колокольчики - символ Небесных Колоколов и изгнание нечистых духов, Рождественские открытки, Рождественские гимны, свечи. Двенадцать дней праздников от Рождества Христового до Крещения принято дарить своим близким подарки, радоваться и петь рождественские песни.

Славянские народы часто гадают на рождество, особенно молодые девушки - на суженого. Загадывают желания и сны, которые, по поверью, обязательно сбудутся. В некоторых селах в ночь перед Рождеством строят "колодцы" из веточек. Верх "колодца" кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку , загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а "колодец" на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

Существует и еще одна традиция. Для того чтобы вещи в доме водились и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи в полок на полки, поменяв из местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра.

Поздравления с Рождеством

Поздравляя друг друга с Рождеством Христовым, помните, что вместе с вашими искренними словами придут в дом благословение и любовь, радость и благоденствие. Помня о Христе, станьте чуточку добрее и чище, чтобы вы смогли поверить в чудо и чтобы Его любовь поселилась в вас!


Ночь. Мороз. Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна
Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.

Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки
Светится глава...
Наступает день великий
Праздник Рождества!

***
Как тиха эта ночь... как прозрачна она!
Вдохновенно глядят небеса,
И в объятьях глубокого зимнего сна
Ожиданием дышат леса...
В эту тихую ночь беззакатной звездой
В мрачной бездне утраченных лет
Загорелся впервые над грешной землей
Христианства божественный свет
В эту ночь улыбнулся Младенец-Христос
С бесконечною лаской любви
Людям - братьям своим, утомленным от слез,
Утонувшим в грехе и в крови...
В эту ночь легкокрылых небесных гостей
Будто слышится пенье вдали...
И лучистые звезды сияют светлей
Над снегами холодной земли.


Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов;
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов...
Цветы там душистее, звезды - крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и тепле
Там дышит морская волна...
В такой-то стране ароматною ночью
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию,
Родился Младенец - Христос.

Ты думаешь, что некому помочь
Тебе, раз сам себе помочь не смог...
Иди, встречай рождественскую ночь -
Ведь в эту ночь родился Сын и Бог!
С той самой ночи чудо началось
Алмазом дивным из камней горсти:
Родился у Марии сын Христос
От Бога - чтоб других людей спасти!
Затем: не только тело забавляй
Едой, питьем - венком земных утех,
А Небо, душу, Бога прославляй -
Они несут тепло и свет для всех!
Пусть ждет тебя с рождения до Бога
Красивая и гладкая дорога!

Поздравляем всех с Рождеством и Новым годом! Желаем мира, благоденствия и любви!

О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, - со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.

Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, - возвестил Ей Ангел, - и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).

Младенец Христос в вертепе

Суть праздника Рождества Христова

Рождество Христово - событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!

Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком - раз и навсегда! Сперва - плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем - беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец - скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…

Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.

В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…

Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».

Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».

Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия - смерти.

Тропарь Рождеству Христову:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод на русский язык :

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!


1. Младенец Христос в вертепе - пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел : вол, по толкованию многих святых отцов, - это символ иудеев, живущих по закону, а осел - символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.

2. В центре иконы - Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии - знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она - первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.

3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).

4. Омовение Младенца Христа - еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.

5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2: 8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.

6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака - церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.

7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст - разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» - схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», - замечает архиепископ Аверкий (Таушев).

8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов - мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, - рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы - символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Священнику, а смирну - ароматное вещество для помазания умерших - как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.

9. Поклонение ангелов - на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной - Агничной - просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом - покровцом.

Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:


Интересное - правда, неясно, насколько достоверное - описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова - памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, - повествует его автор от лица Иосифа Обручника. - И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились... И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.


Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую - тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников - что Ирод умер в 4 году до н. э.

В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I - с января 1700 года.

В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.

7 января (25 декабря по старому стилю) - условная дата Рождества Христова . Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день - начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.

Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.

В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление - явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.

В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» - григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.


Фото Dafne Cholet /Flickr

А зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями - это должно было обозначать сладость райской жизни.

Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.

Подготовил Игорь Цуканов

В христианских церквях праздник отмечается торжественными богослужениями. Их частью является всенощное бдение, когда священнослужители славят Христа. Этот праздник у православных христиан – второй по значимости после Пасхи. В этот день среди христиан принято говорить, обращаясь друг к другу: «Христос родился!», «Славим его!».

Накануне заканчивается 40-дневный рождественский пост (Корочун). Верующие разговляются и участвуют в 12-дневных народных гуляниях. Бытовое празднование сопровождается гаданиями, колядованием, представлениями ряженых. Рождественский сочельник заканчивает рождественский пост, поэтому на него распространяются правила поста: нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты. Если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, то можно выпить немного вина. Воду вопреки некоторым утверждениям пить можно.

В дни святок нельзя жениться (выходить замуж), охотиться, убивать животных. Народные верования 7 января запрещают шить, мыться, надевать старые вещи, стирать, выметать мусор, гадать (в остальные дни Святок гадать можно). Нельзя допускать, чтобы первым гостем стала женщина.

В России главным нецерковным рождественским обрядом остаётся колядование. Эта традиция восходит к языческим временам, когда во время Святок старались угодить богам, которые, оставшись довольными, будут помогать весь год и в поле, и в избе. К колядованию относится исполнение праздничных песен (колядок), ряжение в животных: быка, медведя, гуся, козу, других. Колядование сопровождалось гаданиями и кукольными представлениями. Церковь с неодобрением относится к колядованию, считая его пережитком язычества и суеверием.

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу вас поздравить с чудесным праздником. Ведь скоро для всех верующих наступит день, когда они будут отмечать празднование Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (Рождество Христово). Случится это 7 января. Этот праздник — один из важнейших в христианском мире. Он установлен в знак великой радости по причине рождения спасителя человечества Иисуса Христа (Богомладенца, Сына Божьего) от Богородицы Девы Марии. Произошло это событие мирового, даже — Вселенского, масштаба в Вифлееме. Принято, что Рождество предваряется Рождественским постом и включается в число двунадесятых праздников. Оно является заключительным в длительном 40-дневном посте (святой Четыредесятнице). Строжайший пост обязательно соблюдается перед наступлением самого праздника.

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские богослужения.

За этим следуют святки, которые длятся целых двенадцать суток. В это время все верующие — празднуют и прославляют Христа. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. На самом деле все очень интересно, как для детей, так и для взрослых.

История возникновения праздника — Рождество Христово для детей

7 января ознаменовало собой новую жизнь всего человечества. Теперь поклонение языческим идолам осталось в прошлом. Не стало больше человеческих жертвоприношений в угоду этим богам. На сегодняшний день, единственная «жертва», приносящаяся православным христианином Господу — это свеча и искренняя молитва.

История праздника покрыта загадками, так как он — один из древнейших на земле. Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали — трудно. А, между тем, были и такие времена. Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории.

1. Праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения Мира.

2. В IV веке только устанавливались принципы празднования Рождества. Они не имели 100% сходства с современными. И в плане песнопения — также.

3. В V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал Константинопольский Патриарх Анатолий. Его дело продолжилось в VII-VIII веках Андреем и Соффонием Иерусалимскими, а также — Козьмой Маюмским, Патриархом Константинопольским Германом и другими. Именно тогдашние песнопения повсеместно практикуются современными священнослужителями.

4. Этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения Спасителя. Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время.

5. Первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы (волхвы). Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении Дитя Божьего.

История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Ведь детям следует знать и нужно все правильно и понятно рассказать.

Так закладывались основы этого праздника, который мы отмечаем и сейчас. И не только на религиозном, а и на официальном — государственном уровне (в более, чем 100 странах современного мира).

Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим!

Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался.

Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений.

На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов.

Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы.

Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи

На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом.

Второго января (на Игната) делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками.

Четвертого января (на Анастасии) окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола.

Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание».

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.

Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола.

Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось (и считается по сей день) в эту волшебную пору посещают живых.

Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям.

«Носить вечерю» — вот как называется данный обряд. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души.

Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче.

Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество?

Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

1. Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.

2. Узвар (вар). Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.

3. Холоженная рыба.

4. Капустняк.

5. Варенный горох.

6. Борщ постный.

7. Рыба прожаренная.

8. Постные вареники.

9. Постные пироги.

10. Блины или пампушки (к борщу).

11. Пшенная, либо гречневая, каша.

12. Голубцы с овощами, крупами.

После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!

Как приготовить кутью рождественскую

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.

Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень — возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.

Если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии — изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.

Рецептов приготовления данного блюда — великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.

В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача — снять шелуху, которой они покрыты.

Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.

Январь месяц праздников, вслед за Рождеством будет . Но продолжая тему Рождества, не могу не упомянуть о интересных приметах на Рождество.

Рождественские приметы

Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:

Запрещается шить на Рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.

Метель в этот день — ранняя весна и буйная листва на деревьях.

Звездное небо — большой урожай гороха.

Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме — крепкое здоровье тому, кто ее съест.

Накануне Рождества лучше не выносить из избы свет и огонь.

На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой.

И главное: как пройдет Рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

Рождество Христово — великий праздник, торжественный день для всех христиан. В этот день в человека воплотился сам Бог, Спаситель мира. Удивительно, что в Священном Писании нет ни одного указания на то, что день появления Мессии на свет — это церковный праздник или какой-то особенный день. В те времена дни рождения не праздновались в принципе. Да и древняя Церковь не отмечала Рождество. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления.

Наверняка, все знают историю о волхвах, которые пришли поклониться Иудейскому Царю, увидев звезду на Востоке. Но сами волхвы не были иудеями. Во что они верили? Почему и для них Рождение Спасителя стало великим праздником? Почему они приготовили особые дары, куда входило масло для бальзамирования усопших — смирна?

Как пост связан с изгнанием бесов в Библии? Постился ли сам Христос?

Когда отмечают Рождество православные — 25 декабря или 7 января? Знали ли вы, что первый Григорианский календарь «упустил» 10 дней намеренно?

Как понять, что происходит на праздничном богослужении в Рождество? Что такое тропарь и кондак? Мы подробно разобрали состав богослужения на Рождество.

Почему на Рождество принято наряжать ель, разве это не светская новогодняя традиция, имеющая корни в язычестве? Стояла ли ель рядом с рождественскими яслями? Кто из христиан первым придумал наряжать ель?

В этой статье мы постарались собрать для вас ответы на самые важные для христианина вопросы о празднично дне Рождества, интересные факты и открытки, с помощью которых вы можете поздравить своих близких.

Рождество Христово: история праздника

Итак, обратимся к истории празднования Рождества Христова. Казалось бы, тут все просто. Этот день описан евангелистами, несомненно, для христианина рождение Царя Небесного, воплощение в человека, возможность просить отпущение грехов и жизнь вечную — великий праздник. Не все так просто. Как мы уже и говорили, о праздновании Рождества в Писании не говорится. И уж тем более нет особо обетования наряжать ель, дарить друг другу подарки.

История Рождества Христова описана в Священном Писании, но празднование этого события появилось позже. Рождество — один из двенадцати великих праздников православной Церкви. В нашей традиции их принято называть двунадесятыми праздниками, это великие торжества Церкви, которые следуют после Пасхи. В иудейской традиции не праздновали дни рождения, во что сложно поверить современным людям, и в Писании нет обетования о специальном праздновании. Первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о Рождении Христа говорили в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение. В старых требниках Рождество называют «Зимней Пасхой», Воскресение Христово было следствием Рождества. Вокруг них формировалась вся церковная практика. Этот праздник посвящен земной жизни Христа. Наш Спаситель родился не в роскошном замке, а в хлеву, где скот укрывался от непогоды. В римском храме Санта-Мария Маджоре хранится, предположительно, частица яслей Иисуса.

Иисус Христос родился в Вифлееме, в тот год император велел провести перепись новорожденных. Богородица и Иосиф были из рода Царя Давида. В городских гостиницах по дороге в Вифлеем места им не нашлось, поэтому Спаситель Мира появился на свет рядом со стойлом, а Богомладенца положили в кормушку для скота — Его первые ясли. О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада, как гласит Евангелие от Луки. Звездной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее «Слава в вышних Богу!». Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и простые люди стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам прежде всего — любовь. Апостол Павел говорил, что смерть для него стала бы приобретением, потому что в теле он был отлучен от истинного источника жизни — Христа.

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (в латинской традиции) увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось солнце истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться богоизбранным народом. Они принесли Богомладенцу свои дары (золото — знак царской власти, ладан — знак священства и смирну (пряное благовоние) — им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть. Зороастрийское учение о о Саошьянтах (трех спасителях, которые научат людей Благой вере) перекликалось с учением о Мессии. Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям.

Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти — это жертва, который и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи. Об «усыновлении» Богом Отцом через Бога Сына пишет Феофан Затворник: «Дух Божий делает сынами – возрождая, всех ли? Не всех, а только тех, кои уверовали в Господа, положили следовать Ему во всем, и ради сих расположений приняты в благоволение Божие, как бы преднаречены быть сынами».

На месте, где Бог пришел в мир, сейчас находится базилика Рождества Христова. Базилику заложила равноапостольная императрица Елена. Базилика действует непрерывно, здание базилики страдало от воин и пожаров. Под базиликой находится пещера, ее место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Это — место Рождения Господа нашего Иисуса Христа.

Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века.

Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество.

До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого
Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным» .

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Праздничное богослужение

Величие праздника отражается в на Рождество. В этот день читается молитва «Царю Небесный». Именно так мы называем Христа, почитая Его Господом Богом. Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн «С нами Бог». Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение. Далее следует песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на сороковой день жизни. На праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни (ирмос) — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Он говорит о том, что нам, христианам, лучше любить молчание. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно «всенощное бдение». Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве.

Утреня Рождества поется ночью. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это — благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас. Мы слышим также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. В состав праздничной утрени входят степенна и степенный антифон. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно. Далее идет прокимен, предшествующий чтению отрывка из Писания, посвященного Рождеству Христову. После чего следует стихира евангельская, объясняющая слова Писания.

Тропарь и кондак на Рождество

Тропарь и кондак на Рождество — это важнейшие составляющие богослужения. Их создают христианские поэта — гимнографы. Тропарь и кондак — не просто молитвы, но и объяснения сути праздника Рождества.

Тропарь на Рождество

Кондак на Рождество

Рождественская ель: православное значение

Ель всегда являлась символом Рождества. Связано это с тем, что, Ирод приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение, когда Волхвы сообщили, что родился Царь Иудейский, имея в виду Спасителя. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

Почему же Ирод так испугался? Во времена Иисуса все ждали прихода Мессии. Его ждали как могущественного Царя, враги которого будут повержены. Иисус же, как мы помним, появился на свет не во дворцах, а в хлеву и, Его первыми яслями стала миска для корма скота. Ирод не был глубоко верующим иудеем, поэтому приход Мессии интересовал его только с точки зрения политических амбиций. Мало того, что Ирод не был потомком Давида, а, значит, положение его в качестве официального правителя было и без того шатким, так еще и иудаизм принял не он, а его дед Антипа, потому что Хасмонейское Иудейское царство этого потребовало. Антипар, отец Ирода, захватил царский престол хитростью и силой. Он сам стал жертвой предательства и обмана. Ирод наказал предателей и взошел на царство. Власть переходила из рук в руки. Взяв в жены внучку Гиркана II и реконструировав храм, Ирод пытался укрепить свои позиции. Но, будучи жестоким и подозрительным человеком, он позднее убил свою жену и трех сыновей, заподозрив их в сговоре. На фоне этих событий в Иерусалиме появились волхвы, требующие показать им Иудейского царя, и они явно имели в виду не Ирода. После этого он приказал убить всех младенцев. Это ужасное событие было одним из худших злодеяний Ирода.

В Европе долгое время существовала легенда о том, что, когда деревья приносили Богомладенцу свои дары — плоды, ели было нечего предложить ему, и она скромно стояла на пороге хлева, не решаясь приблизиться. Тогда Ииус улыбнулся и протянул к ней руку. Но это история относится, скорее, к добрым сказкам.

Существовала и еще одна версия этой сказки: она гласила о том, что два других дерева пальма и маслина не пускали ель ко Христу, насмехаясь над ней. Услышав это, Ангел Господень украсил скромное дерево, и она вошла к яслям Богомладенца во всем своим величии. Иисус обрадовался ели, но она смутилась, а не возгордилась, потому что помнила — ее нарядил Ангел, и ему она обязана своим преображением. За скромность именно ель стала символом дня Рождества.

В России традиция наряжать ель на Рождество пришла лишь в XVIII веке. Кстати, во многих странах, эта традиция тоже стала поздней: в Англии, во Франции и в Америке лишь в середине XIX века ель на Рождество стала повсеместной практикой.

Ель наряжают и на Новый год, но это — светская традиция. Для православных христиан ель — прежде всего, символ Рождества. В Древней Руси ель не жаловали, она была мрачным деревом, растущим на болоте.

Наряженное дерево — отголосок язычества. В те времена люди наделяли природу человеческими, если не божественными свойствами. В хвойных деревьях по легендам жили лесные духи. Чтобы спасти от злых духов свои дома, люди наряжали лесных красавиц, пытаясь задобрить их. Отношения к хвойным деревьям, к слову, постоянно менялось. Они то хранили в себе злых духов, то охраняли жилище. Однако, во все времена ель наделялась мистическими свойствами.

В Европе XV-XVI века впервые встречаются упоминания об украшении ели. Считается, что обычай наряжать ель в христианской традиции открыл Мартин Лютер, основатель протестантизма. Он поставил свечи на ветки ели, чтобы показать детям символ любви и милосердия Господа — красоту небесных звезд в день, когда Господь воплотился и сошел к людям. В Россию украшенную ель «привез» Петр I, но изначально ее ставили только в питейных заведениях, а в домах нарядное дерево появилось уже в XIX веке. В доме императора Николая I в Петербурге стояла украшенная ель на Рождество.

Чуть позже ель появилась в качестве иллюстрации к книге «Щелкун орехов» («Щелкунчик») Гофмана, что говорило о плотно укоренившейся традиции украшать ель на Рождество. Уже в 1916 году Священный Синод усмотрел в традиции влияние немцев и запретил ее, а в 1927 году, после антирелигиозной кампании, Рождественскую ель отнесли к «пережиткам прошлого»…

Сейчас вечно зеленая ель, напоминающая также о жизни вечной, переживает второе рождение. В 1935 году ель вернулась в государственные учреждения, но вернулась, увы, как светский символ Нового года. Ее украшали красной звездой на верхушке. Известно, что в годы богоборчества люди наряжали ель тайно у себя в домах. Люди стали вспоминать, что это, прежде всего — символ Рождества Христова.

Поздравления с Рождеством

Своих близких старинными рождественскими открытками.


Даты Рождества Христова:

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Епископ Александр (Милеант)
  • Протодиакон Андрей Кураев
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев)
  • Прот. Александр Шмеман

Календарь Рождества

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: и

Рождественские колядки и песни

Видео

Рождество в семье: традиции и обычаи

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот)

Проповеди

  • Свт. Василия Великий
  • свт. Иоанн Златоуст
  • Свт. Лев Великий ,

Что еще почитать