«Свидание», анализ рассказа И. Тургенева. «Свидание», анализ рассказа Тургенева, сочинение Анализ рассказа И.С.Тургенева «Свидание»

Анализ рассказа И.С.Тургенева «Свидание».

Рассказ «Свидание» относится к циклу рассказов «Записки охотника», написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале «Современник».

Система персонажей

В рассказе три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик.

Акулина. Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности – далее это подтверждается текстом: лицо «просто и кротко... и полно недоумением перед собственной грустью». Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками (подобающими охотнику и барину): «очень не дурна собою», «головка очень мила», «даже немного толстый и круглый нос» - сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки. Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь: волосы «белокурые» и одновременно «пепельного цвета». Они причесаны по- крестьянски – «расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки». Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет «пастушки», но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза «быстро блеснули» - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были «большие, светлые и пугливые, как у лани». С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: «она встрепенулась», затем «выпрямилась и оробела; взор задрожал». По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она «вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась – и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась». Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится «почти молящим». И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре – «столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви». Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: «все ее тело судорожно волновалось». Под конец возникает снова образ лани: при появлении охотника «откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями».

Имя Акулина традиционно для девушки из простонародья. Однако Тургенев не решается сделать свою героиню чистокровной крепостной крестьянкой: «не совсем мужичка; и твоя мать тоже не всегда мужичкой была», - говорит Виктор. Но образования она не получила. Мать ее умерла (судя по словам «за немилого выдадут сиротиночку»), жила с отцом (Виктор: «не дурачься, слушайся отца»), боялась родни («каково же мне теперь в семье»), а именно боялась принуждения к нежеланному замужеству.

Одежда. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно. Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение – крупные желтые бусы.

Букет. Это очень важный символ для всего произведения, «густой пучок полевых цветов». В тексте указано, какие именно цветы составляют букет: полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно, «небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой». Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины: череда – средство от золотухи, полевая рябинка – для телят, васильки – для Виктора. Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок.

Виктор. Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала «что-то зашумело по лесу», затем «замелькала фигура мужчины». В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной. Это «избалованный камердинер молодого, богатого барина». В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов – отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются «почти у самых бровей»). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном – «с притензией на вкус», однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор «нестерпимо ломается», то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее.

Манера речи соответствует мимике. Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос (копирует французский прононс?), а одну реплику произносит даже «как бы из желудка»; при этом непрестанно зевает и потягивается. Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, «развалясь, как султан», и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие.

Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает (молча играет цепочкой часов) и переводит тему на букет в руках Акулины. Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши: это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями «обчество» и «образование». Но Акулине всего этого не понять, а, вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать.

При расставании тоже происходит «ломание». Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: «не плачь... я этого терпеть не могу»), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает. Среди этих людей – помещики и крестьяне; Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещё одну, побочную сюжетную линию.

Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о своём скором отъезде с молодым господином из деревни. Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к её страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков. Охотник бережно подбирает цветы и хранит их.

Сюжет рассказа «Свидание» построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии – встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.

Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта: один из героев не придаёт, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь; девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно. И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного – понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблённый лакей.

Кульминационный момент – когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается.

Другая, побочная сюжетная линия – взаимоотношения рассказчика и девушки. Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора. Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слёзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берёт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора – понимание и сострадание. Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую: здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки; кульминационный момент – когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает. На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит.

Художественные детали.

Букет – очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики (это видно из сравнения костюмов персонажей), видит красоту и прелесть простых цветов. Букет собран бережно, с любовью – и отвергнут. Также и чувства Акулины – всё лучшее, что она берегла в своей душе – предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии. И букету посвящён коротенький эпилог: «...и васильки её, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня».

Следующая художественная деталь – лорнет – является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.

Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака, но в дальнейшем она ведёт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о её присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев – признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Время года – осень – традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это – конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени – упадок, грусть, тревога – соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода – то дождик, то туча, то проблески солнца – словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини. Противопоставление осиновой и берёзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев. Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берёзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине: рассказчик не любит осины, но признаёт, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, «к сожалению, очень часто нравятся женщинам».

Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невесёлую улыбку природы проглядывает унылый страх недалёкой зимы – будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа. Ветер гонит по дороге опавшую листву – так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся.

В этом же тоне лёгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием.

Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому. В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие. Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу «пастушки», несколько идеализированной крестьянки.

Речь Виктора выдаёт принадлежность к дворне. В ней присутствует налёт искуственности: слегка неуклюжий синтаксис («на службу поступить желает» - характерный неуместный обратный порядок слов), отрывистость, избыточные вводные слова («так сказать») присутствие стилистически неуместной лексики (образование), ещё и искажённой («обчество»).

Речь повествователя ведётся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдаёт наблюдательного и опытного психолога. Речь отличается художественностью и богатсвом лексики.

Тематика и проблематика.

Как видно из разбора сюжета, объект повествования – развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив – вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа – противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же – люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев – крестьянки и дворового.

Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнаёт себя в характерах, описанных Тургеневым.

Каракулова Г.К.

О стилевом и жанровом своеобразии

новеллы «Свидание» И.С. Тургенева.

Рассказ «Свидание» (1850) И.С. Тургенев включил в «Записки охотника» [И.С. Тургенев. Записки охотника. Отцы и дети. – М.: «Правда», 1979. – С. 236 - 244].

Он исследуется в работе в связи с поиском критериев, помогающих определить стиль произведения как результата творчества. На наш взгляд, во-первых, одним из них является содержание объектной темы – борьба между естественными чувствами и социальным положением, наиболее ярко раскрывающаяся в сцене свидания – в настоящем времени повествования, в словах Виктора, объясняющего Акулине причину беспочвенности ее надежд. Вследствие этого можно судить, что в эстетическом идеале И.С. Тургенева антропологическое противопоставляется социальному. А это явный признак романтического изображения, предметом которого, как видим, явились чувства героев.

Другим критерием является осмысление активного центра и содержание составляющей его системы фокусов, инвариантную тему. Потому обратимся к анализу заключительных строк рассказа («Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня…» [С. 244]).

Романтический стиль в «Свидании» сопряжен с ритмико-интонационным уровнем и его фокусом (завершение произведения функциональной паузой, т.е. многоточием).Что говорит о жанре лирического произведения, построенного на слиянии чувств рассказчика и героини, читателя и рассказчика, читателя и писателя, передающем психологическое состояние лирического героя. Наблюдается явный контраст между полнокровными, разнообразными чувствами, переживаемыми на природе в связи с восприятием ее явлений и чувством грусти, сочувствия к Акулине [психологический фокус]. И.С. Тургенев доносит до нас свое представление о прекрасном и безобразном через изображение взаимоотношений личности и общества. Эстетический идеал художника слова передается хронотопическими знаками [«роща» - «дом»] с намеченным контрастом между природой и обществом. Этот контраст отражает дискуссию о значимости натуры и влиянии общества на личность в 50-е годы: Тургенев, как видим, был сторонником отстаивающих безусловность влияния среды на качество человека и его судьбу [«Я вернулся домой – но…»]. Очевидно, обнаружение идейно-тематического фокуса в активном центре, не отразившееся в смысле названия. Потому по доминированию фокусов «Свидание» можно отнести к лирико-философскому, психологическому произведению.

Содержание выявленной системы фокусировок и их связь между собой («принцип противоречия») определяет инвариантную тему [т.е. идею] «Свидания», которая в силу доминирования в ткани повествования потенциальных, т.е. скрытых противоречий, будет переосмыслена, что присуще жанру новеллы. Идея, как известно, проистекает из соотношения хронотопов прошлого и настоящего изображения событий.

Поскольку идея (содержательный фактор произведения) неразрывно сочетается с жанром (фактором формы произведения) через диахроническое или синхроническое соотношения прошлого и настоящего, то произведения И.С. Тургенева является, на первый взгляд, рассказом. По прочтению текста мы осмысляем его суть: утверждение в качестве прекрасного глубоких, естественных чувств. А в обратном движении смысл рассказа воспринимаем по – иному: писатель утверждает уже мысль о бессилии прекрасной натуры, природы [«роща»] перед сковывающими путями социального строя [«домой»]. И слышен страстный протест писателя-гуманиста против крепостного права. Презрение к слабой натуре Виктора, поддающегося влиянию среды, уравновешивается пониманием, что чистота и естественность натуры Акулины тоже не в силах противостоять среде. Это и обуславливает реалистические тенденции в романтической по стилю новелле «Свидание» И.С. Тургенева. Прав великий критик В.Г. Белинский, отношений «Записки охотника» к произведениям антикрепостнической направленности.

Итак, стиль «Свидания» исследован нами на основе важнейшего критерия, т.е. по содержанию объектной и инвариантной темы и их соотношению: при переосмыслении инвариантная тема по законам романтического стиля не совпадает с объектной темой по смыслу.

В этой связи нами исследуются и ключевые детали и знаки. Они определяются парными словами с антонимичными знаками, представляющими в в скрытой или в открытой форме (то, что Ю.Г. Нигматуллина относит к реальным и потенциальным деталям и знакам).

Функция их в раскрытии стилевого типа также неоспорима: потенциальные детали и знаки в активном центре, по мнению А.Е. Кулумбетовой , присущи романтическому стилю с реалистическими тенденциями,реалистическому и романтико-реалистической двуплановости. А реальные детали и знаки – реалистическому стилю с романтическими тенденциями, либо романтико-реалистическому синтезу. Таков третий критерий определения стиля по типам связи.

Как мы заметили, ключевые слова в концовке «Свидания» выражают скрытое противоречие, восстанавливаемое намис учетом предыдущего повествования [«домой» - «роща», «хранятся» - «давно увядшие», «хранятся» - «уронил васильки на траву»]. Содержанием доминирующего знакового фокуса в активном центре является противопоставлением рассказчика и героя через их восприятие Акулины.

Какова стилевая роль ключевых знаков и деталей в системе и структуре произведения в целом?

Смысл новеллы автор доносит до нас через сочетание знакового, сюжетно-композиционного, ритмико-интонационного уровней и их фокусов. Основным критерием определения доминирующих уровней структуры произведения будет название. Исходя из этого, главенствующими являются сюжетно-композиционный и знаковый уровни:

1) свидание – это заранее условленная встреча, замещает наше представление об интимных отношениях (знакомый фокус);

2) интерес читателей к героям, пришедшим на свидание, к их психологии, событиям составляет содержание сюжетно - композиционного уровня;

3) понятие «свидание» сопрягается с эмоциональной сферой восприятия и выражает значимость ритмико-интонационного уровня.

Начало новеллы – это описание природы, своеобразного «пейзажа души». И.С. Тургенев – мастер этого приема, позволяющего предвидеть дальнейший ход событий и раскрыть внутренний мир героев. Ключевые детали и знаки последовательного описания пейзажа подчинены определенному ритму в плане сменынегативного позитивным , мрачного светлым. Однако такое осмысление возникает лишь в прямом движении,а в обратном – позитивное и светлое тускнеет, теряет свою значимость.

«Осень» - знак спада чего-то, приближение холода, прогнозирующий нечто отрицательное.«Утро» - начало нового дня, связанное с переменной. В прямом движении возникает мысль о возможности надежды. А в обратном движении смыслы этих знаков вместе предвещают что-то грустное.

В начале повествования присутствует знаковый микрофокус с отрицательным значением [«около половины сентября»]. Потенциальный смысл его в обратном движении пика борьбы между светлыми и мрачными и закономерного перевеса последнего.

Реальные детали [«перепадал мелкий дождик» - «солнечным сиянием», «то все заволакивалось» - «то расчищалось»] в прямой связи передают ожидание чего-то радостного, а в обратной –п редвосхищают содержание сюжетного действия самого свидания и подчеркивают несовместимость Акулины и Виктора.

В описании же осенних красок внутренности рощи наблюдается противоположная смена ритма: налицо контраст между радостью, надеждой и пустотой, блеклостью [«озарялась вся»: «нежный отблеск белого шелка», «листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом», «подобный цвету переспелого винограда» - «все кругом слегка синело»: «яркие краски мгновенно гасли», «без блеску, белые»]. Использование художником эпитетов и олицетворения служит средством усиления несходство человеческих переживаний крестьянки и камердинера, а также переменчивости ощущений влюбленной девушки. Романтическое противопоставление светлого и мрачного [«яркие краски» - «гасли»] связано с романтическим мироощущением (трагическое - безобразное).

И.С. Тургенев использует прием психологического параллелизма, который является своеобразным зачином, эмоциональным ключомк раскрытию последующей картины. Сходство между листвой берез и Акулиной как внешнее, так и внутреннее: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая,и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, через каждую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем» [С. 237]. Эпитеты [«зелена», «молоденькая», «ярко вспыхивала»] говорят о прочной связи березового леска и Акулины. Героиня, словно одна из стихий природы, вырастает из березовой рощи. «… Вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшие ветром; погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняла сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и яркий вечер после ненастного дня.Я собрался, было встать и снова попытать счастье, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка» [С. 237-238]. Метафоры [«наполнена солнцем», «радостно шумевшую», «искрилось», «облака скрывались», «погода расчистилась», «свежесть»] предсказывают, что речь пойдет о принятом прекрасном. Знаковая деталь «вгляделся» подтверждает нашу мысль о единстве и неразрывности Акулины и природы.

Описание внешности девушки говорит о ее духовной чистоте [«белая рубаха», «белокурые волосы», «лоб белый»].«Желтые бусы» свидетельствуют, что она принарядилась для кого-то.

Детали [«след слезы», «веки ее покраснели», «горько шевельнулись губы»] выражают грусть, задумчивость, сердечное переживание.

Заключают противоречие детали и знак, построенный на сравнении [«глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани»], которые выражают характеристику девушки – грациозной и пугливой одновременно.

Душевное удовлетворение противопоставляет чувству тревоги, сомнения, робости и неуверенности [«вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась» - «опять поникла вся, побледнела, смутилась»].

Психологическое описание [«трепещущий, почти молящий взгляд» напряженности чувств, сильного волнения Акулины из-за душевных переживаний передает колебание, страх.

Вторая параллель – междуобразами осины и Виктора. «Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я с своей собакой прошел через высокую осиновую рощу»

Отношение автора к природе адекватно отношению к герою. Для того, чтобы подчеркнуть важнейшие мысли, И.С. Тургенев использует прием повтора и акцентирует на них внимание читателя. [«Я, признаюсь , не слишком люблю это дерево – осину…» - «Признаюсь , он не произвел на меня приятного впечатления»; «… с ее бледно-лиловым стволом» - «… розовый галстук с лиловыми кончиками…», «…качанье ее круглых неопрятных листьев… » - «Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки…» (Подч . мной. – Г.К.С. 237, 239)]. Знаки [«металлической листвой» - «пальто бронзового цвета»] – выражение холодности, враждебности.

Уже первые фразы Виктора свидетельствуют о его бездуховности, он обращается к девушке с чрезвычайной важностью и пренебрежением[«… величественно провел рукою…», «… с достоинством посмотрев кругом…»].

Описание внешности камердинера говорит и об отсутствии какого-либо вкуса, стиля, изящества: «… накрахмаленные рукавчики закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев, украшенных серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы» [С. 239].

Деталь [«ломался нестерпимо»] выражает самодовольство и хамство Виктора [он считает, что обладает выдающимися свойствами, положительными высокими моральными качествами и уважает их в самом себе («… с великодушным терпением и снисходительностью сносил ее обожаньем…», «пресыщенное самолюбие»)], внушающие Акулине преклонение перед ним («- Видно, нам не годится»; «… робко поцеловала»).

Автор показывает его человеком, лишенным острого восприятия, несообразительным, ограниченными бесчувственным, на которого повлияла среда [одежда с барского плеча, передающая безвкусицу – заурядная внешность не развитой личности]. Он стремится соответствовать необходимым требованиям, своему «высокому» положению, не задумываясь об обратном эффекте [«потянулся», «лениво»]. В нем мы видим безразличное отношение к чувствам Акулины, он держит себя с ней с зазнайством, разговаривает горделиво-надменно [«… ты не глупа, не совсем мужичка…», «без образованья»], считая, что простая крестьянка не заслуживает его внимания. Именно поэтому он «лениво» принимает ее подарок – «пучок голубеньких васильков» [«небрежно», «с задумчивой важностью»], который затем равнодушно «уронил».

Последний эпизод новеллы – картина осени, приближение зимы – помогает понять идею произведения. Акулину ждет горькая, тяжелая судьба [«свежая улыбка увядающей природы», «зимы»], это подтверждает и образ ворона – символы беды. Беда героини – в невостребованности еесветлого и самоотверженного чувства любви. Эта часть представляет лирическое отступление от сюжета«Свидания». Роль рассказчика лирическая: происходящее воспринимается намичерез его точку зрения – третьего героя новеллы, и он, лирический повествователь, определяет композицию рассказа – кольцевую: пейзажные картины начинают и завершают повествование.

Хронотоп новеллы – березовая роща, знак доминантности антропологического принципа, содержащий в себе свет, надежду. Все действие протекает на природе, так как любовь- это природное чувство. Это подсказка писателя о романтическом сюжете – свидание молодых людей.Символический хронотоп основан на приеме параллелизма. Чувство было драматично для крестьянки, борьба в ней надежды с безнадежностью составляет суть психологической борьбы.Тургенев раскрывает причину ее несчастья: Слипую любовь к ничтожному человеку. Вспомним о предметной детали «стуча пустой телегой…», которая напрямую ассоциируется с образом Виктора, в отличии от Акулины, находящегося в постоянном движении, однако не накопившего духовного багажа.

Очевидно, что исследованная нами система ключевых слов (хронологических и предметных знаков и деталей) связана с системой образов и ее типов. Природа описана всимволическом ключе и, занимая главное место в повествовании о человеческих чувствах, внутреннем мире личности, подчеркивает пустоту Виктора [«пустая телега»] -с атирического образа, и напряженную психологическую борьбу в Акулине и лирическом герое. Итак, как показало исследование нами критериев по определению стиля произведения, при доминировании символического типа образности, значимы и психологическое и статистическое раскрытие героев, что говорит о романтическом с реалистическими тенденциями стиле «Свидания» И.С. Тургенева. По жанру – это лирико-философская и психологическая новелла.

Системный анализ художественного произведения. Научно-методическое пособие.

Вып . 1. Рауан . Алматы 1998.

Игорь Ирлин Анализ рассказа И.С.Тургенева Свидание. Рассказ Свидание относится к циклу рассказов Записки охотника, написанных в разное время, но объединнных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые издан в 1850 году в журнале Современник. Система персонажей В рассказе три действующих персонажа девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Акулина. Портрет. Этот образ составляет идейный и композионный центр.Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени.

Эта поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности далее это подтверждается текстом лицо просто и кротко и полно недоумением перед собственной грустью.Рассказчик восхищен ею, ему не удается скрыть восторг перед красотой девушки за слегка ироничными характеристиками подобающими охотнику и барину очень не дурна собою, головка очень мила, даже немного толстый и круглый нос - сквозь эти попытки сделать описание объективным, посторонним и даже слегка циничным читатель видит любование каждой чертой девушки.

Каждая деталь одежды притягивает внимание то к кистям рук, то к шее, то к талии. Интересна противоречивая деталь волосы белокурые и одновременно пепельного цвета.Они причесаны по- крестьянски расходятся двумя полукругами из-под узкой алой повязки.

Кожа тонкая, красиво загорелая. Далее упоминаются высокие брови, длинные ресницы, причем воображение рассказчика рисует глаза девушки прежде, чем он их увидел. На коленях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет пастушки, но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ.Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают.

И, конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза быстро блеснули - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были большие, светлые и пугливые, как у лани. С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка.Следующее движение, присущее девушке-лани она встрепенулась, затем выпрямилась и оробела взор задрожал.

По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор она вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась. Взгляд окрашивается неожиданно по-новому он становится почти молящим.И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви.

Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение все ее тело судорожно волновалось. Под конец возникает снова образ лани при появлении охотника откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями.Имя Акулина традиционно для девушки из простонародья. Однако Тургенев не решается сделать свою героиню чистокровной крепостной крестьянкой не совсем мужичка и твоя мать тоже не всегда мужичкой была говорит Виктор.

Но образования она не получила. Мать ее умерла судя по словам за немилого выдадут сиротиночку, жила с отцом Виктор не дурачься, слушайся отца, боялась родни каково же мне теперь в семье, а именно боялась принуждения к нежеланному замужеству. Одежда. Простой крестьянский костюм выглядит на девушке опрятно и даже элегантно.Это чистая белая рубаха, оттеняющая благородный цвет кожи, и клетчатая юбка. Единственное украшение крупные желтые бусы. Букет. Это очень важный символ для всего произведения, густой пучок полевых цветов.

В тексте указано, какие именно цветы составляют букет полевая рябинка, череда, незабудки, маткина-душка и, отдельно, небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травинкой. Характерно, что каждый элемент букета имеет собственное значение у Акулины череда средство от золотухи, полевая рябинка для телят, васильки для Виктора.

Если рассматривать цветовую гамму, то пестрые желтые, белые, фиолетовые цветочки служат обрамлением для более крупных темных васильков, бережно приготовленных заранее для любимого, отвергнутых им и подобранных и сохраненных рассказчиком. В аллегорическом смысле это все лучшие чувства и мысли, посвященные девушкой своему избраннику, также поруганные, но поразившие случайного очевидца и зарисованные им на страницах своих записок. Виктор.Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике.

Сначала что-то зашумело по лесу, затем замелькала фигура мужчины. В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получиась бы безобразной. Это избалованный камердинер молодого, богатого барина. В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина.Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам.

Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом густые, туго завитые волосы, начинаются почти у самых бровей.Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном с притензией на вкус, однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно.

Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор нестерпимо ломается, то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее. Манера речи соответствует мимике.Персонаж выговаривает слова небрежно, несколько в нос копирует французский прононс, а одну реплику произносит даже как бы из желудка при этом непрестанно зевает и потягивается.

Помимо того, что Виктор по-женски тщательно заботится о своей внешности, его самовлюбленность проскальзывает и в жестах. Он с любовью гладит себя по голове, ложится перед Акулиной, развалясь, как султан, и на лице сквозь равнодушие поглядывает удовлетворенное, пресыщенное самолюбие. Виктора тяготит разговор на тему отношений с Акулиной. Он нервничает молча играет цепочкой часов и переводит тему на букет в руках Акулины.Эти бережно собранные цветы становятся лишь минутным предметом внимания того, кому они приготовлены, и затем васильки небрежно брошены на траву.

Чтобы подтвердить свое превосходство, Виктор носит с собой своеобразные фитиши это все те же часы на цепочке и лорнет, который ему все не удается нацепить. Вероятно. эти предметы он связывает с понятиями обчество и образование. Но Акулине всего этого не понять, а, вернее, самому Виктору нечего об этом рассказать. При расставании тоже происходит ломание.Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение ранее в тексте не плачь я этого терпеть не могу, и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне.

Охотник. Это третье действующее лицо рассказа. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы.Поскольку Охотник является сквозным персонажем всего цикла рассказов, и его образ раскрывается постепенно на протяжение всей книги, то подробно анализировать его в рамках отдельно взятого рассказа не следует.

Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.Среди этих людей помещики и крестьяне Охотник старается обращать внимание на характер каждого, не взирая на сословную принадлежность, но учитывая условия быта своих героев.

Авторитет суждений Охотника является обязательным условием прочтения Записок. Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведения. Кроме того, Охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих ещ одну, побочную сюжетную линию.Сюжет. Фабула рассказа состоит в том, что рассказчик, будучи на охоте, становится свидетелем свидания Виктора и Акулины в лесу. Виктор объявляет о свом скором отъезде с молодым господином из деревни.

Девушка чувствует себя ненужной любимому человеку, униженной и одинокой. Жестокий юноша цинично равнодушен к е страданиям. Он уходит не попрощавшись, бросив рыдающую Акулину ничком лежащую на траве. Появление Охотника спугнуло девушку. Она стремительно скрывается в чаще, оставив на поляне букетик васильков.Охотник бережно подбирает цветы и хранит их. Сюжет рассказа Свидание построен по классической схеме экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии встреча вдух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация.Неизбежность расставания из-за отъезда Виктора послужила толчком для обнаружения глубокого конфликта один из героев не придат, да и не придавал ранее большого значения их взаимоотношениям, в то время как для другого в этом вся жизнь девушка полностью полагается на своего возлюбленного, посвящает ему всю себя и, вероятно, возлагает надежды. Она не позволяет себе усомниться, что для него это столь же важно.

И когда очевидное равнодушие юноши нельзя более скрывать от самой себя, девушка смиренно просит одного понимания, однако и на это не способен ограниченный и самовлюблнный лакей.

Кульминационный момент когда два персонажа не могут доле находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. Другая, побочная сюжетная линия взаимоотношения рассказчика и девушки.Строго говоря, эти взаимоотношения больше воображаемые со стороны автора.

Персонажи не знакомы, не разговаривали друг с другом. Их встреча была случайна, и лишь рассказчик наблюдал за девушкой сколько-нибудь длительное время, она же стремглав бросилась прочь, едва завидя сквозь слзы его расплывчатый силуэт. Однако эта встреча оказала большое впечатление на охотника, он думал о ней и вспоминал девушку спустя несколько лет. Охотник настолько сочувствует героине своего рассказа, что берт на себя то, чего ожидала Акулина от Виктора понимание и сострадание.Это символизирует букет, который хранит Охотник, в то время как цветы тпредназначены Виктору. По продолжительности событий эта сюжетная линия превосходит первую здесь завязка происходит тогда, когда рассказчик увидел девушку, то есть ранее основной завязки кульминационный момент когда девушка единственный в жизни миг видит Охотника, пугается его и убегает.

На момент рассказа, то есть через несколько лет, воображаемая связь рассказчика и девушки продолжает сохраняться в виде сухого букета васильков, который разказчик бережно хранит. Художественные детали.

Букет очень значимая художественная деталь. Полевые цветы не имеют никакой ценности для Виктора, а Акулина знает применение каждой из трав, она, обладая вкусом и чувством эстетики это видно из сравнения костюмов персонажей, видит красоту и прелесть простых цветов. Букет собран бережно, с любовью и отвергнут.Также и чувства Акулины вс лучшее, что она берегла в своей душе предложены возлюбленному и отвергнуты им. В функциональном отношении эта деталь связывает две сюжетных линии.

И букету посвящн коротенький эпилог и васильки е, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня. Следующая художественная деталь лорнет является аттрибутом Виктора, другого персонажа, несимпатичного рассказчику. В обстановке природного интерьера, быта простых людей, этот предмет выделяется неуместностью, бесполезностью. Также и его хозяин-лакей диссонирует с обстановкой своим внешним видом, манерами и бесполезной ролью в жизни.Кстати, в экспозиционной зарисовке говорится, что Охотника сопровождает собака, но в дальнейшем она ведт себя очень деликатно, ничем не выдавая своего присутствия и позволяя без помех быть свидетелем описываемых событий, так что к середине действия мы можем вполне забыть о е присутствии.

Пейзажное описание. Тургенев признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы.В этом произведение описание природы перекликается с сюжетом как аллегория.

Время года осень традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета это конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени упадок, грусть, тревога соответствуют настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода то дождик, то туча, то проблески солнца словно повторяет игру настроений на лице главной главной героини.Противопоставление осиновой и берзовой рощи соответствуют противопоставлению характеров главных героев.

Симпатия рассказчика к характеру девушки проецируется на предпочтение, отданное берзке, любование этим деревом. В то же время неприязнь к Виктору отражается на отношении к осине рассказчик не любит осины, но признат, что она бывает хороша в иные моменты, так же как мужчины, подобные Виктору, к сожалению, очень часто нравятся женщинам. Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование.Теперь уже сквозь невеслую улыбку природы проглядывает унылый страх недалкой зимы будущее не предвещает ничего хорошего героине рассказа.

Ветер гонит по дороге опавшую листву так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся. В этом же тоне лгкой печали и ностальгии, выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием. Словесная организация текста соответствует жанру рассказа. Монолог повествователя перемежается диалогами, в отступлениях от фабулы выражается отношение автора к описываемому.В прямой речи сохраняются особенности говорящего, определяющие социальную принадлежность и занятие.

Речь Акулины плавная, благозвучная, насыщенная эпитетами, вместе с тем простая и достаточно грамотная. Она соответствует образу пастушки, несколько идеализированной крестьянки. Речь Виктора выдат принадлежность к дворне.В ней присутствует налт искуственности слегка неуклюжий синтаксис на службу поступить желает - характерный неуместный обратный порядок слов, отрывистость, избыточные вводные слова так сказать присутствие стилистически неуместной лексики образование, ещ и искажнной обчество. Речь повествователя ведтся от первого лица. По красочности описания природы можно отличить завзятого охотника, а меткие характеристики персонажей и подбор художественных деталей выдат наблюдательного и опытного психолога.

Речь отличается художественностью и богатсвом лексики. Тематика и проблематика.Как видно из разбора сюжета, объект повествования развязка любовных взаимоотношений двух внутренне разных людей, их различное понимание ситуации. Основной мотив вечные человеческие взаимоотношения, верность и легкомыслие, глубина чувств и поверхностность.

Проблематику определяет отношение автора к описываему. Один из важных элементов проблематики рассказа противопоставление крестьян-земледельцев и дворни.По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшее у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Эта тема звучит и в других рассказах цикла.

Общественный конфликт этих двух сословий отразился в этом рассказе на личном конфликте двух героев крестьянки и дворового.Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнат себя в характерах, описанных Тургеневым.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сочинение

Рассказ "Свидание" относится к циклу заметок "Записки охотника", написанных в разное время, но объединенных тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. В "Свидании" три действующих персонажа: девушка Акулина, лакей Виктор и рассказчик. Образ Акулины составляет идейный и композионный центр. Как виртуозный живописец, Тургенев в деталях подает портрет Акулины, обращая внимание не только на черты внешнего облика, но и прибегая к описанию мимики, жестов и поз. Первое упоминание этого образа в тексте скульптурно: девушка сидит, потупив голову и уронив руки на колени. Это поза глубокой задумчивости, по ней можно догадаться о противоречивых мыслях и одновременно покорности - далее это подтверждается текстом: лицо "просто и кротко... и полно недоумением перед собственной грустью". На ко пенях Акулины густой пучок полевых цветов, по щеке катится слезинка. Получается сентиментальный портрет "пастушки", но Тургенев идет дальше и выводит не декоративный, а развернутый лирический психологизированный образ. Рассказчик не случайно внимательно следит за глазами и телодвижениями, потому что жесты, взгляды и выражение лица могут сказать наблюдателю то, что ему не слышно издалека, когда Акулина и Виктор разговаривают. И конечно, только так охотник может судить о мыслях, настроениях героини. Вначале глаза "быстро блеснули" - девушку потревожил звук. Это передает беспокойство. Глаза были "большие, светлые и пугливые, как у лани". С ланью сопоставляется робкая и грациозная девушка. Следующее движение, присущее девушке-лани: "она встрепенулась", затем "выпрямилась и оробела; взор задрожал". По этому описанию очевидно, что девушка ожидает встречи, что она боится этой встречи, но страстно желает ее. Это противоречие еще больше подтверждается, когда появляется Виктор: она "вспыхнула, радостно, счастливо улыбнулась - и тотчас поникла вся, побледнела, смутилась". Взгляд окрашивается неожиданно по-новому: он становится "почти молящим". И далее в отношении к Виктору проявляется преклонение: Акулина жадно ловит каждое его слово и робко целует руку, а в ее взоре "столько нежной преданности, благоговейной покорности и любви"... Акулина живописна и в проявлении горя. При этом в ней нет ничего показного, фальшивого. Девушка пытается сдержаться, но чувство щемящей тоски и безысходности наполняет каждое движение: "все ее тело судорожно волновалось". Под конец снова возникает образ лани: при появлении охотника "откуда взялись силы - она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями". Если появление Акулины в рассказе скульптурно, то приход Виктора описывается в динамике. Сначала "что-то зашумело по лесу", затем "замелькала фигура мужчины". В тексте сразу отмечается, что этот тип не производит приятного впечатления. Такая скульптура получилась бы безобразной. Это "избалованный камердинер молодого, богатого барина". В одежде и, вероятно, повадках он старается копировать своего господина. Если скромная одежда Акулины подчеркивает достоинства красивой молодой женщины, то попытки Виктора придать своему костюму лоск лишь выставляют напоказ неприятные черты: воротнички подпирают уши, накрахмаленные рукавчики и особенно золотые и серебряные кольца привлекают внимание к некрасивым красным кривым пальцам. Глазки крошечные, молочно-серые, вместо усов - отвратительные желтые волосики на толстой верхней губе. Лицо румяное, свежее, нахальное, с очень узким лбом (густые, туго завитые волосы, начинаются "почти у самых бровей"). Одет он в пальто с барского плеча, у него розовый галстучек и картуз с золотым галуном - "с претензией на вкус", однако, судя по жестокой иронии рассказчика, совершенно безвкусно. Манеры камердинера грубые, развязные, в поведении бросается в глаза тупое самодовольство. Виктор "нестерпимо ломается", то есть старается придать себе важный и независимый вид. Для этого он щурится, морщится, щиплет усики и так далее. При расставании тоже происходит "ломание". Виктор несколько раз порывается встать и уйти, наслаждаясь тем, что Акулина удерживает его. При всей напускной самоуверенности, вид слез приводит Виктора в смятение (ранее в тексте: "не плачь... я этого терпеть не могу"), и он позорно ретируется, оставляя рыдающую девушку одну на поляне. Третье действующее лицо рассказа - охотник. В рассказе он является повествователем, свидетелем событий, а одновременно и судьей описываемого, давая оценку и частично делая выводы. Достаточно сказать, что это наблюдательный, остроумный, критически мыслящий человек, по социальному положению помещик; он не только страстно увлекается охотой, но ценит и знает природу и, что самое главное, интересуется жизнью людей, которых встречает.

Авторитет суждений охотника является обязательным условием прочтения "Записок...". Это значит, что для верного понимания рассказа необходимо встать на точку зрения рассказчика. Это следует учитывать, рассуждая о проблематике произведениях. Кроме того, охотник и Акулина осуществляют другую пару персонажей, составляющих еще одну побочную сюжетную линию. /
Сюжет рассказа "Свидание" построен по классической схеме: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и эпилог. Экспозиция рассказа предлагает читателю проникнуться великолепными осенними пейзажами средней полосы России. На фоне природы, на лесной поляне происходит завязка основной сюжетной линии - встреча двух главных героев. По мере развития беседы выясняется история их взаимоотношений, возникает конфликтная ситуация. Кульминационный момент - когда два персонажа не могут долее находиться друг подле друга. Эмоциональное напряжение доходит до высшей точки, и герои расстаются. У этой сюжетной линии открытый финал, события прерываются в кульминационной точке. Но этим сюжет рассказа не исчерпывается. Тургенев - признанный мастер пейзажа. Действие этого рассказа, как и многих других рассказов цикла, происходит в интерьере природы. В этом произведении описание природы перекликается с сюжетом как аллегория. Время года - осень - традиционно символизирует в литературе заключительную фазу. В контексте сюжета - это конец взаимоотношений двух главных персонажей. Также и настроение осени - упадок, грусть, тревога - соответствует настроению описываемых в рассказе событий. Переменчивая погода - то дождик, то туча, то проблески солнца - словно повторяет игру настроений на лице главной героини. Пейзажной зарисовкой заканчивается повествование. Теперь уже сквозь невеселую улыбку природы проглядывает унылый страх недалекой зимы - будущее не предвещает ничего хорошего Акулине. Ветер гонит по дороге опавшую листву - так и героев рассказа жизнь разбрасывает в разные стороны, и они никогда больше не встретятся. В этом же тоне легкой печали и ностальгии выдержан эпилог, заканчивающийся многоточием. Один из важных элементов проблематики рассказа - противопоставление крестьян-земледельцев и дворни. По убеждению повествователя, который является и выразителем мнения автора, первые являются носителями исконной народной духовности, чистоты и нравственности. Другие же - люди испорченные, оторвавшиеся от корней, позаимствовавшие у своих господ-помещиков все самые худшие качества и кичащиеся этим. Подобная тема звучит и в других рассказах цикла. Общественный конфликт этих двух сословий отразился в "Свидании" на личном конфликте двух героев - крестьянки и дворового. Проблемы, затронутые в произведении, во многом были актуальны лишь для прошлого века. Современный человек при чтении этого рассказа погружается в бытовые и социальные реалии того времени, любуется колоритом природы, размышляет о вечных вопросах взаимоотношений людей и узнает себя в характерах, описанных Тургеневым.

Цели : обеспечить условия для закрепления и расширения знаний учащихся о тексте, типе и стиле речи, развивать умение анализировать текст художественного стиля: продолжать работу над изобразительно - выразительными средствами языка, показать их роль в создании художественного образа, выявить индивидуальные особенности стиля Тургенева - пейзажиста; способствовать воспитанию любви к природе, вниманию к художественному слову.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Чтение и запись темы и эпиграфа к уроку.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. И.С. Тургенев.

III . Вступительное слово учителя.

Поразительно красив и светел язык произведений И.С. Тургенева. Чем больше узнаешь его, тем

больше чистого, ясного, доброго находишь и не можешь оторваться от этого источника, наслаждаешься и радуешься, что русскому народу дан такой « великий, могучий» русский язык, что есть такой писатель, в умелых руках которого язык наш «способен творить чудеса». В.Г. Белинский говорил: «Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы». И сегодня - «Свидание». Это не только название рассказа, но и встреча с красивым и светлым языком писателя. Постараемся увидеть тургеневскую манеру письма, особенности его языка, почувствовать, как прекрасен русский язык. Выразительное чтение отрывка.

Была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. (...) Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетание поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть - чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно менялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, берёзы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца.(...)

Листва на берёзах была ещё почти зелёная, хотя заметно побледнела; лишь кое- где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли... (И.С.Тургенев. "Свидание ")

Беседа о первых впечатлениях.

1. Какое время года изображает Тургенев? Почему? Как данный отрывок связан с сюжетом рассказа? (Тургенев изображает природу чаще всего в момент ее пробуждения, расцвета и зрелости, чем увядания. Картины осеннего пейзажа крайне редки в его произведениях. Однако в рассказе «Свидание» мы видим
осенний пейзаж, переменчивый, грустный, который служит эмоциональным
аккомпанементом к внутренней жизни людей, к настроениям действующих лиц.)

2. А.П. Чехов писал: «Что за роскошь «Отцы и дети»! Это черт как сделано!» Так можно сказать о любом произведении Тургенева. Вот мы и посмотрим, как «сделан» этот этюд, что помогает писателю живо, ярко, достоверно написать картину осенней природы.

IV . Анализ текста. Работа в группах.

I группа. Морфологическая структура.

1. Слова какой части речи несут смысловую нагрузку? Почему?

2. В какой форме употреблены глаголы? (Время, вид) Почему?

3. Слова еще какой части речи использует писатель? Их особенность.

РЕЧЕВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Ключевыми словами являются...

Именно. .. помогают Тургеневу передать...

Гармоничность и равновесие природных процессов при всей их динамичности достигается посредством сочетания...

(Ключевыми словами являются глаголы. Именно они помогают Тургеневу передать оттенки, а также непрерывность движения в природе, изменчивость осеннего пейзажа).

Глаголы употреблены в прошедшем времени, так как речь идет о событиях прошлого. Все глаголы несовершенного вида, потому что указывают на длительное, неокончившееся действие, поэтому используются в описании. Лишь в последнем предложении употреблены глаголы совершенного вида: приютились, замолкли - законченное действие. Повествование, насыщенное глагольными связями, становится динамическим, а также эмоциональным.

Кроме глаголов, в тексте используются отглагольные существительные, прилагательные, причастия и деепричастия. Гармоничность и равновесие природных процессов при всей их динамичности достигается посредством сочетания глаголов с существительными и прилагательными. Помещая причастия рядом с прилагательными, Тургенев затушевывает его глагольность, самостоятельную роль и подчеркивает общую с прилагательными функцию признака предмета: веселый, смеющийся трепет весны и т.д.)

II группа. Лексическая организация отрывка. Изобразительные средства.

1. Какова роль прилагательных в тексте? Все ли прилагательные являются эпитетами?

2. С какой целью используются двойные, тройные эпитеты? (сцепление эпитетов)

3. Роль повторов.

4. Только ли прилагательные играют роль определений - эпитетов?

5. С помощью каких лексических средств автор показывает изменчивость и непостоянство осенней природы?

6. Приведите примеры синонимов. Для чего они используются?

7. Есть ли в тексте сравнения? Чем они выражены?

8. Какие еще изобразительные средства языка присутствуют в этом тексте?

9. Внимание к световым оттенкам, к переливам красок - одна из главных черт Тургенева - пейзажиста. Пейзажи Тургенева полны не только зрительных, но и звуковых деталей. Докажите справедливость этого замечания.

Словарная работа: приютились (подбери ряд синонимов к данному слову.)

(Образность повествовательной речи Тургенева создается интенсивным использованием определений, большинство которых являются эпитетами. С помощью эпитетов Тургенев раскрывает увиденные им свойства предметов, выражая свое эмоционально-оценочное отношение

к изображаемому. Двойные, тройные определения составляют специфику тургеневского стиля. Для того чтобы подчеркнуть значимость признака, автор использует повторы: березы белые...белые, вся красная или вся золотая.. .Роль эпитетов и определений выполняют не только прилагательные, но и наречия и причастия, которые способствуют заострению свойств предметов, образов: смеющийся трепет весны, холодно играющий луч, украдкой, лукаво, сверкающим дождем.

Показывая изменчивость осенней природы, писатель использует антонимы: заволакивалось-расчищалось, светило-закрывалось, озарялось-гасло. Для передачи оттенков одного и того же действия или процесса используются синонимические сочетания слов (прием противопоставления синонимов, градация): не...трепет… не шушуканье…не...говор…не...лепетание - а болтовня.) Живописную роль играют и сравнения: как прекрасный глаз, подобный цвету переспелого винограда, как только что выпавший снег, червонным золотом, - которые помогают не только ярче представить картину, нарисованную автором, но и дают возможность увидеть отношение писателя к тому, что он изображает. Природа у Тургенева живет, чувствует, поэтому олицетворения занимают не последнее место в описании: дождь шептал, природа улыбнулась, листва побледнела. Пейзажи Тургенева полны не только зрительных, но и звуковых деталей: лазурь, шум, трепет, шушуканье, говор, лепет, болтовня, отблеск, золото, синело, луч солнца, шепчет, зелень, красная, золотая, пестрея...).

III группа. Словообразование. Синтаксис.

1. Выписать глаголы с приставками. Какие приставки преобладают? Что они обозначают? (В этом тексте Тургенев использует приставочные глаголы. Особенно часто употребляется приставка за, обозначающая начало действия: заволакивалось, закрывалось, загорались, замолкли…)

2. Основные синтаксические единицы. Какие предложения преобладают? (сложные или простые, союзная (какая?) или бессоюзная связь). Почему? Что достигается использованием именно этих предложений?

3. Какие союзы являются самыми распространёнными? (Укажите союз, помогающий передать изменчивость и непостоянство осенней погоды).

4. Укажите пример инверсии. Какова роль прямого и обратного порядка слов?

5. Какова роль причастных и деепричастных оборотов, обособленных определений?

6. Какие знаки препинания преобладают? Почему?

С какой целью используются повествовательные предложения?

(Излюбленными синтаксическими конструкциями Тургенева являются сложные предложения, чаще сложносочиненные, которые легко членятся на простые. В этом тексте всего восемь предложений, представлена бессоюзная и сочинительная связь. Именно такие предложения помогают создать образную картину, передать впечатление от увиденного, придать описанию живость, эмоциональность, непосредственность.

Самыми распространенными союзами являются союзы и, а: и - показывает одновременность происходящих событий, а - противительные отношения. Изменчивость и непостоянство осенней погоды автор передает с помощью однородных членов, соединенных повторяющимся союзом то.

Тон повествования спокойный. Это достигается за счет прямого порядка слов. Инверсия наблюдается лишь при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами или прилагательными: лазурь, ясная и ласковая.Динамичность картине придают деепричастные и причастные обороты. Излюбленным знаком препинания Тургенева является точка с запятой (6 раз), только два раза встречается двоеточие, остальные - запятые. Использование повествовательных предложений придает тексту спокойный живописующий характер.)

V . Особенности стиля писателя.

Итак, в произведениях Тургенева природный мир выступает изменчивым, движущимся, окрашенным в тона определённого настроения. Чистый лиризм сочетается с простотой, точностью и ясностью изображения. В этом тексте ярко проявилась индивидуальность творческого метода писателя. Обобщим свои наблюдения (работа с таблицей).

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ И.С.ТУРГЕНЕВА

словообразование

Что еще почитать